MISCELLANEA Вера НИКИТИНА Премьеры уходят, премьеры приходят...
Недавно один из депутатов Госдумы сказал, что основной метод работы президента России с кадрами во властных структурах состоит в их перестановке. С этим трудно не согласиться в свете бесконечной череды назначений и увольнений в правительстве. Причем, как нетрудно заметить, зачастую тасуется одна и та же "колода карт". Даже далекому от политики человеку на ум сразу же придут имена Е.Гай-дара, А.Чубайса, В.Черномырдина (здесь, правда, последняя попытка президента "переназначить" В.Черномырдина не имела успеха). Не исключено, что список будет продолжен.
Реакция на последние назначения в правительстве, последовавшие после 17 августа 1998 г., показала, что население вовсе не равнодушно относится к кадровым перестановкам. Они его беспокоят. Более 1/3 россиян назвали отставку правительства В.Черномырдина и назначение С.Кириенко, а также отставку С.Кириенко и назначение правительства Е.Примакова важнейшими событиями 1998 г. (декабрь 1998 г.; общероссийский опрос; N=1600 человек). Отметим, что другие значительные события, называвшиеся респондентами, — финансовый кризис, ускорение инфляции и рост цен — непосредственно связаны с деятельностью правительства С.Кириенко. Подобная ситуация — радикальные действия правительства и последующая его отставка — уже были в России и тоже вызвали сильную реакцию общественного мнения.
Вспомним 1992 г. Среди его событий — на втором месте общего списка 30% опрошенных отметили уход Е.Гайдара с поста исполняющего обязанности премьера (1992 г.; общероссийский опрос; N=1598 человек). Первое же место среди событий 1992 г. занимало введение свободных цен (46%) — самое радикальное в глазах граждан действие гайдаровского кабинета. История как бы повторяется, хотя тут есть существенная разница: реформы Е.Гайдара решили хотя бы одну из главных проблем в жизни россиян — проблему дефицита. С.Кириенко в наследство следующему кабинету успел оставить только нерешенные проблемы.
В течение шести с лишним лет правительственные перестановки уже не занимали для респондентов значительного места среди событий. Второй уход Е.Гайдара (на этот раз из правительства В.Черномырдина) был отмечен лишь 10% опрошенных. Приход в правительство В.Черномырдина молодых реформаторов (А.Чубайса и Б.Немцова) реакции практически не вызвал — лишь 1% опрошенных отметили его среди важнейших событий 1997 г.
При этом нельзя сказать, что россияне проявляют интерес к правительству только в периоды кадровых перестановок. Регулярные опросы ВЦИОМ, замеряющие отношение населения к деятельности правительства, показывают, что отношение это далеко не так однозначно в периоды "перетрясок”, как это иногда кажется. Так, сегодня существует мнение, что кабинет Е.Гайдара всегда оценивался негативно. Это далеко не так. На вопрос: "Как бы Вы в целом оценили деятельность Егора Гайдара на посту исполняющего обязанности главы правительства?" — около 1/4 (24%) российских граждан в 1992 г. ответили, что Е.Гайдар "в целом справляется с обязанностями", примерно столько же респондентов (27%) ответили — "не совсем справляется" и немногим больше респондентов (29%) полагали, что "совсем не справляется", а каждый пятый (20%) затруднился ответить (декабрь 1992 г.; общероссийский опрос; N=1600 человек). Очевидно, что отношение к Е. Гайдару и его команде было далеко не однозначным. Это подтверждают результаты еще одного оп-
роса, проведенного немного позже, в январе 1993 г. (всероссийский опрос; N=1600 человек). Реакция населения на уход Е.Гайдара и назначение В.Черномырдина видна при ответе на следующие вопросы:
"Одобряете ли Вы назначение В.Черномырдина председателем правительства России?" (В % к числу опрошенных.):
Варианты ответов %
Да 31
Нет 20
Затруднились ответить 49
"Как Вы считаете, в какой мере кабинет министров будет продолжать экономическую линию Е.Гайдара?" (В % к числу опрошенных.):
Варианты ответов %
Экономическая линия останется такой же 12
В значительной степени сохранится 28
В значительной степени изменится 24
Станет совершенно новой 5
Затруднились ответить 31
Как видим, уход Е.Гайдара и назначение В.Черномырдина не вызвали единодушного одобрения. Довольны такой перестановкой оказались 1/3 россиян. Но при этом надо учесть, что относительное большинство опрошенных (40%) полагало, что экономическая политика в стране при правительстве В.Черномырдина не изменится.
А через несколько месяцев, после известных событий сентября—октября 1993 г., каждый десятый россиянин (ноябрь 1993 г.; общероссийский опрос; N=1655 человек) хотел бы видеть во главе правительства Е.Гайдара. Хотя это и не слишком значительная часть населения, но другие возможные претенденты на пост премьера (в том числе и В.Черномырдин, и Г.Явлинский) "набрали" еще меньше "голосов". И это несмотря на "непопулярные меры" гайдаровского кабинета. Появление Е.Гайдара в правительстве В.Черномырдина — редкий случай, когда, делая перестановки, президент действовал в некотором согласии с народом. Но новое "тасование колоды" было не за горами. Вскоре Е.Гайдар вновь оказался в отставке (на этот раз, правда, в добровольной). И снова мнение россиян оказалось неоднозначным. Приведем данные январского опроса 1994 г. (всероссийский опрос; N=1600 человек):
"Какие чувства вызвал у Вас уход Е.Гайдара из правительства?" (В % к числу опрошенных.):
Варианты ответов %
Удовлетворение 17
Беспокойство 18
Огорчение 15
Мне это безразлично 33
Ничего не знаю об этом 6
Затруднились ответить 11
"К каким последствиям приведет уход Е.Гайдара и других реформаторов (Б.Федорова) из правительства России?" (В % к числу опрошенных; сумма превышает 100%, так как можно было дать несколько вариантов ответов.):
Варианты ответов %
Никаких существенных изменений не произойдет 26
Экономические реформы будут продолжаться, но медленнее 16
Возрастут темпы инфляции 20
Реформы прекратятся вообще 3
Коммунисты и сторонники В.Жириновского будут оказывать заметное влияние на правительство 10
Обострятся отношения
с западными странами 4
Экономика страны будет разваливаться
и люди станут жить хуже, чем сейчас 12
Заметноулучшится экономическая
ситуация в стране 5
Затруднились ответить 17
46
№ 2 (40) март—апрель 1999
Мониторинг общественного мнения
(В % к числу опрошенных; общероссийский опрос; N= 1600 человек в каждом опросе.)
Варианты ответов 1997 г. 1998 т. 1999 г.
Апрель Сентябрь Октябрь Март Сентябрь Октябрь Декабрь Январь
Лучше, чем ранее 15 26 18 19 8 33 24 34
Ни хуже, ни лучше 54 44 50 47 57 43 52 44
Хуже, чем ранее 9 12 13 15 13 9 6 7
Затруднились ответить 22 18 19 19 22 15 18 15
Заметим, что удовлетворение произошедшей сменой испытывали немногие — в 2 раза больше доля тех респондентов, которым такой поворот скорее не нравится, так же, как и тех респондентов, которым он безразличен. Но главное состояло в том, что, по мнению большинства населения, последствия гайдаровского ухода должны были быть скорее негативны, чем позитивны. Лишь 5% опрошенных считали, что в результате перестановок в правительстве в стране экономическая ситуация заметно улучшится.
Вспомним здесь и то обстоятельство, что с осени 1993 г. до весны 1994 г. Е.Гайдар пользовался наибольшим (по сравнению с другими политическими деятелями России) доверием населения. Приведем сравнительные данные опросов 1993 г. (всероссийский опрос, N=1655 человек) и 1994 г. (всероссийский опрос', N=2935 человек):
"Назовите 5—6 политических деятелей, которые вызывают у Вас наибольшее доверие?" (В % к числу опрошенных в каждом исследовании.):
Политический 1993 г. 1994 г.
деятель Ноябрь Апрель
Е.Гайдар 16 10
Б.Ельцин 15 10
Г.Явлинский 14 9
С.Шахрай 13 7
В.Черномырдин 7 6
В.Жириновский 4 6
Г.Зюганов 3 5
Премьерство В.Черномырдина (длиной в пять с лишним лет) началось еще до второй отставки Е.Гайдара. Как мы уже говорили, около 1/2 (49%) опрошенных затруднились тогда дать оценку самому факту его прихода во власть, что не удивительно — в то время это назначение могли одобрить только те, кому не нравился Е.Гайдар. Других мотивов для одобрения, собственно, и не было, ведь о Викторе Степановиче и его программе население практически ничего не знало. Через несколько лет в такой же ситуации окажется С.Кириенко — о нем у населения также будет минимум информации.
Данные опросов последних лет показывают: надежда на "хорошего" премьера у населения сохраняется вопреки всему. По крайней мере, последующие перестановки — уже после отставки В.Черномырдина — в правительстве вызывают очередной всплеск надежд в народе. Так же — с надеждой — было встречено очередное новое назначение. Менее месяца проработал С.Кириенко премьером — и уже заслужил одобрение 48% россиян (май 1998 г.; всероссийский опрос; N=1600 человек). Правда, потом он стал терять "очки". Перед отставкой деятельность С.Кириенко одобряли более 1 /з россиян, примерно таким же был уровень одобрения деятельности Г.Селезнева и Е.Строева (соответственно 38 и 39%) (декабрь 1998 г.; общероссийский опрос; N=1600 человек).
Назначение Е.Примакова было признано всеми сторонами удачным ходом президента, а население (скорее авансом) сразу же одобрило деятельность нового премьера — на этот раз уровень одобрения достиг 66%. Пока Е.Примакову удается держать планку. Есть все основания полагать, что это связано с надеждой на то, что правительство будет работать лучше, чем прежнее, хотя оснований для таких надежд пока не особенно много. Сравнения результатов нескольких за-
меров отношения к правительству в периоды активных перестановок приведены в таблице.
Результаты этих опросов демонстрируют поистине поразительную способность россиян надеяться на успех новых назначений. Лишь небольшая часть (от 6 до 15%) считает, что новое правительство будет хуже прежнего.
Поневоле начинаешь думать, что кадровая политика президента отвечает чаяниям населения. Но скорее всего дело в том, что россияне питают надежды потому, что имеют самое смутное представление о намерениях кабинетов министров. Однако незнание порождает не только иллюзии и надежды, но и претензии к правительству. Одной из основных в длинном перечне является "отсутствие продуманной программы выхода из кризиса". Такова точка зрения по крайней мере 1/4 россиян, которая зафиксирована во время последних перестановок и назначений начиная с 1997 г.
Наталия КИМ
Образование дают, образование получают... (перспективы школьной реформы и требования россиян к школе)
28 января 1999 г. коллегия Министерства образования РФ одобрила идею перехода российской школы на 12-летний срок обучения. Министр образования В.Филип-пов издал приказ № 300 "О мероприятиях по подготовке перехода на 12-летний срок обучения в общеобразовательных учреждениях РФ".
Официально на сегодняшний момент школа в России 11-летняя, хотя для большинства наших школьников это все та же прежняя десятилетка (а в сельских районах порой и того меньше), просто дети из третьеклассников автоматически становятся пятиклассниками. Идея увеличить срок обучения еще на один год вызвала большой резонанс в средствах массовой информации.
Для начала вспомним, что школьную программу уже "разгружали", когда старую учебную программу уместили в пять вместо шести дней, что также было неоднозначно воспринято как педагогами, так и родителями. Как же отвечали на вопрос об учебной неделе россияне? По результатам всероссийского опроса ВЦИОМ (октябрь 1997 г.; N=1600 человек), проведенного среди взрослого (городского и сельского) населения России, можно сказать, что 71% опрошенных уверены: в младших классах школы должна быть пятидневка. Особенно на этом настаивают женщины, преимущественно молодые (от 18 до 24 лет), независимо от полученного образования и среднедушевого дохода. Возможно, многих привлекает, что при таком режиме дети свободны все выходные и больше времени проводят с родителями. Учиться шесть дней малышам желают всего 15% опрошенных, из которых самыми горячими сторонниками такой учебной недели внезапно оказались дедушки и бабушки. Что же касается учебной недели для старших школьников, то мнения разделились четко пополам: за пятидневку — 43% опрошенных, за шестидневку — 42%. Интересно отметить, что среди всех сторонников пятидневки меньше всего москвичей, видимо, многообразие
Мониторинг общественного мнения
№ 2 (40) март—апрель 1999
47