ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ
TERMINATION OF CITIZENSHIP OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A TYPE OF ADMINISTRATIVE PROCEDURE
УДК 342
А.А. МАМАТОВА,
адъюнкт
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
ANGELINA A. MAMATOVA,
Postgraduate (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье рассматривается административно-управленческая процедура - прекращение гражданства Российской Федерации в качестве одного из способов принятия позитивного решения в сфере государственного управления. Гражданство является устойчивой правовой связью лица с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. При приобретении гражданства Российской Федерации, иностранному гражданину разъясняются предоставленные ему права как гражданину государства и обязанности, которыми он наделен после вступления в гражданство Российской Федерации. От соблюдения прав и обязанностей зависит безопасность населения и государства в целом. В связи с изменением законодательства о гражданстве Российской Федерации, вступлением в силу ряда нормативных актов, в том числе Федерального Закона от 28.04.2023 № 138-Ф3 «О гражданстве Российской Федерации», введен относительно новый для правоприменителя институт прекращения гражданства Российской Федерации. Его новизна и особенность заключается в возможности лишить лицо приобретенного гражданства России за определенные действия, в том числе за совершение им преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (законодателем приводятся конкретные составы статей). В статье анализируется актуальность и целесообразность нововведенных норм, рассматриваются одни из первых практических случаев прекращения гражданства Российской Федерации, указываются проблемные аспекты и пути их решения.
Ключевые слова: административные процедуры, миграция, гражданство Российской Федерации, иностранные граждане, прекращение гражданства Российской Федерации.
Для цитирования: Маматова А.А. Прекращение гражданства Российской Федерации как разновидность административной процедуры // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 3. - С. 86-91.
Annotation: the article considers the administrative and managerial procedure - termination of citizenship of the Russian Federation as one of the ways to make a positive decision in the field of public administration. Citizenship is a stable legal relationship of a person with the State, expressed in the totality of their mutual rights and obligations. Upon acquisition of citizenship of the Russian Federation, a foreign citizen is explained the rights granted to him as a citizen of the state and the duties with which he is endowed after becoming a citizen of the Russian Federation. The security of the population and the State as a whole depends on the observance of rights and obligations. Due to the change in legislation on citizenship of the Russian Federation, the entry into force of a number of regulations, including Federal Law No. 138-FZ dated 04/28/2023 «On Citizenship of the Russian Federation», a relatively new institution for law enforcement agencies to terminate citizenship of the Russian Federation has been introduced. Its novelty and peculiarity lies in the possibility of depriving a person of acquired Russian citizenship for certain actions, including for committing crimes provided for by the Criminal Code of the Russian Federation (the legislator provides specific compositions of articles). The article analyzes the relevance and expediency of the new norms, examines some of the first practical cases of termination of citizenship of the Russian Federation, identifies problematic aspects and ways to solve them.
Keywords: аprocedures, migration, citizenship of the Russian Federation, foreign citizens, termination of citizenship of the Russian Federation.
For citation: Mamatova A.A. Termination of citizenship of the Russian Federation as a type of administrative procedure // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 3. - P. 86-91.
Осуществление государственными органами своих полномочий, решение задач государственной власти, реализация прав и свобод граждан происходит с помощью определенных механизмов, процессов, благодаря которым осуществляется, упорядочивается и контролируется деятельность органов управления, а именно административные процедуры.
Институт административных процедур - неотъемлемая часть современного административного права. В науке принято рассматривать различные концепции понимания процедур, которые не только не противоречат друг другу, но и, по мнению Л.А. Мицкевич, дополняют и раскрывают основное значение - создание специального правового порядка в осуществлении тех или иных управленческих действий либо принятии соответствующих решений [1, с. 296].
Ю.Н. Старилов считает, что административные процедуры являются неотъемлемой частью системы государственного управления в стране, от которого зависит не только качество, но и эффективность всей управленческой деятельности. [2, с. 11]. Конечно, основная мысль ученого заключается в законодательном закреплении самой глобальной и не заменимой никакими иными административно-правовыми институтами области административного права процедуры -административной. Данную позицию разделяет К.В. Давыдов, который считает, что административные процедуры должны быть самостоятельными, и настаивает на ужесточении в законодательстве и правоприменительной практике требований к формам управленческих действий в части административных процедур [3, с. 113].
Применение административных процедур находит свое отражение в различных сферах государственного управления, это понятие многогранно и содержит в себе признаки многих значимых юридических процессов. В процессе реализации законодательства Российской Федерации в сфере миграции, а именно в сфере приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации как основного вида деятельности уполномоченных на то подразделений по вопросам миграции, постоянно осуществляются те или иные административные процедуры. Фактически вся миграционная деятельность состоит из исполнения административных процедур: прием и регистрация заявлений иностранных граждан на различные виды услуг, процедура проверки соответствия действительности предъявленных иностранными гражданами документов, проверка самих иностранных граждан на наличие оснований, препятствующих получению какой-либо услуги, вынесение решения в отношении конкретного иностран-
ного гражданина по его обращению, контрольно-мониторинговые процедуры и пр. - все эти административные процедуры направлены на увеличение эффективности государственного управления. Их основная задача - достижение результата в определенном процессе, опосредованном целью реализации и исполнения законодательства Российской Федерации.
Гражданство - это постоянно развивающийся и меняющийся институт в российской правовой науке. Его значение велико, поскольку говорится о постоянной правовой связи государства с личностью, о взаимных правах и обязанностях. Безопасность каждого, как и безопасность всего государства, связана с правомерностью действий граждан.
С недавних пор, когда безопасность Российской Федерации и ее граждан определенным образом ставится под угрозу лицами, которые приобрели российское гражданство, наряду с нормами административного и уголовного законодательства действует «новая» карательная мера - прекращение ранее приобретенного гражданства Российской Федерации.
Такая административная процедура, как прекращение гражданства Российской Федерации, существовала и ранее, однако носила более демократичный характер. Согласно гл. 3 и 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»1, который на сегодняшний день утратил силу, прекращение гражданства возможно было по двум основаниям:
- когда лицо, являющееся гражданином Российской Федерации по рождению либо приоб-редшее гражданство в установленном законом порядке, может самостоятельно и добровольно изъявить желание осуществить выход из гражданства Российской Федерации;
- когда уполномоченными компетентными органами отменяется ранее вынесенное решение о приобретении гражданства Российской Федерации в связи с подложными, не являющимися истинными документами, заведомо ложными сведениями, сообщенными заявителем на стадии принятия его в гражданство Российской Федерации.
Данные нормы действовали более двадцати лет, и справедливым будет отметить, что в ранее изданных законодательных актах о гражданстве Российской Федерации институт прекращения российского гражданства вовсе не был востребован и, соответственно, практически не был представлен.
1 Федеральный закон «О гражданстве в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2022 г. № 301-ФЗ) [Электронный ресурс]. - Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
26 октября 2023 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 28.04.2023 № 138-Ф3 «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 138-Ф3)2, в котором отражается значительная переоценка ценностей в части, касающейся как гражданства Российской Федерации в целом, так и его определенных частей и процедур, в том числе процедуры прекращения российского гражданства.
Гл. 4 Федерального закона № 138-Ф3 раскрывает основания, порядок и сущность этой административно-управленческой процедуры.
Видоизменились, добавились и обрели новые смыслы основания прекращения гражданства Российской Федерации, а именно:
- сохраняется пункт об экспатриации, или добровольном волеизъявлении гражданина выйти из российского гражданства (это право неизменно и на протяжении многих лет закреплено в международных соглашениях);
- добавилось следующее положение: «...сообщение заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации». Оформляя заявление о желании приобрести российское гражданство, лицо закрепляет своей подписью обязательство соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе Конституции Российской Федерации, в результате чего гражданин наделяется данной обязанностью и несет ответственность за ее нарушение.
Вышеуказанная норма «нарушением обязательства соблюдения российского законодательства» обозначает следующие действия:
а) совершение преступлений;
б) совершение действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Подробнее эти положения указываются в последующих статьях вышеназванной гл. 4;
- сохранился пункт, отменяющий гражданство Российской Федерации при выявлении факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений в процессе приобретения гражданства;
- Федеральный закон № 138-Ф3 оставляет за собой возможность расширить перечень оснований прекращения российского гражданства, включив пункт об иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе международным договором.
2 Федеральный закон от 28.04.2023 № 138-Ф3 (ред. от 24.07.2023) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2023. -№ 18. - Ст. 3215.
В Федеральном законе № 138-Ф3, как было отмечено ранее, представлен перечень преступлений (а равно осуществление приготовления к преступлению или покушение на преступление), при совершении которых лицо подвергается прекращению гражданства.
Законодателем приведено большое количество статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), начиная от преступлений против половой неприкосновенности личности, представленных рядом статей УК РФ, регламентирующих санкции за преступления против общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения, конституционного строя, государственной власти, против правосудия и порядка управления и заканчивая категорией преступлений против мира и безопасности человечества.
Необходимо отметить, что не все составы вышеуказанных преступлений котируются как основания для прекращения российского гражданства. В основном это квалифицированные составы вышеуказанных преступлений, когда обязательным является наличие отягчающих признаков (обстоятельств), с которыми законодатель связывает необходимость усиления ответственности в силу повышенной опасности преступления.
Несмотря на относительно недолгое существование нового законодательства о гражданстве Российской Федерации, рассматриваемая выше административная процедура уже неоднократно применялась, что подтверждается представленными далее случаями применения данной нормы.
Так, в начале октября 2023 года жителя Камчатки лишили российского гражданства за его призывы к экстремизму в Интернете и публичное оправдание терроризма. Мужчина приобрел российское гражданство в марте 2014 г., будучи гражданином Украины.
В середине декабря 2023 года в Москве двух мужчин, ранее приобретших российское гражданство, лишили статуса гражданина Российской Федерации за незаконный оборот наркотических средств.
Уроженец Республики Таджикистан, ставший гражданином Российской Федерации в 2019 г., лишился гражданства за уклонение от армии. Суд в Москве признал его виновным по уголовной статье об уклонении от призыва, что является основанием для прекращения российского гражданства.
Еще три уроженца Республики Таджикистан в январе 2024 г., являясь гражданами Российской Федерации, были осуждены за оборот наркотических средств. В связи с этим УВМ ГУ МВД
ТРИБУНА
молодого ученого
России по Удмуртской Республике вынесено решение о прекращении российского гражданства у этих лиц.
На всей территории России начался трудоемкий процесс мониторинга лиц, приобретших российское гражданство, на предмет совершения ими преступлений, являющихся основаниями лишения статуса гражданина Российской Федерации.
Согласно статистическим данным на территории Белгородской области также были выявлены случаи совершения преступлений, являющихся основаниями для прекращения гражданства, лицами, ранее приобретшими гражданство Российской Федерации.
Однако при детальном изучении материалов о гражданах устанавливались обстоятельства, не позволяющие провести и применить процедуру. Некоторые были освобождены от исполнения уголовного наказания ввиду помилования, отдельные лица, осужденные за преступления, указанные в ст. 24 Федерального закона № 138-ФЗ, на данный момент принимают участие в специальной военной операции. Таким образом, органами внутренних дел, ведающими делами о гражданстве, ведется серьезная работа не только по выявлению лиц, но и проверке соответствия всех условий и обстоятельств, которые могут стать причиной лишения гражданства Российской Федерации.
На сегодняшний момент известно о нескольких случаях лишения гражданства Российской Федерации на территории Белгородской области. Так, гражданка Республики Таджикистан, которая в 2009 получила гражданство Российской Федерации, в 2019 году была осуждена Свердловским районным судом города Белгорода за незаконное хранение наркотических средств, совершенное в крупном размере, и в данный момент отбывает наказание за преступление. В соответствии с законом № 138-ФЗ решением УМВД России по Белгородской области прекращено гражданство Российской Федерации данной гражданки.
С каждым днем количество лиц, подвергшихся процедуре прекращения российского гражданства, увеличивается. Как показывает практика, большинство случаев совершения бывшими иностранными лицами преступлений, за которые они могут быть лишены статуса гражданина России, связаны с оборотом наркотических средств, хранением и последующим их сбытом.
Проблема широкой распространенности данного вида нарушений и преступлений в современном мире существует довольно давно, и, к сожалению, с каждым годом показатели продолжают повышаться. Например, согласно
статистическим данным в 2023 году прирост преступлений и правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств, составил более 8% по сравнению с 2022 годом.
Данная проблема, как мы видим, обостряется и затрагивает различные сферы как правоохранительной деятельности, так и общественной жизни в целом. Несмотря на то что эти деяния являются незаконными и наказуемыми, рост такой преступности понятен и объясняется быстрым, доступным и, что важно, крупным и относительно легким заработком. Как показывает практика, такие условия интересны многим, а в особенности тем, чей социальный и материальный статус нестабилен, лицам, прибывшим из иностранных государств и только получивших российское гражданство. Поэтому введение и использование процедуры прекращения гражданства Российской Федерации, в том числе за преступления в области оборота наркотических средств, является безусловной и необходимой мерой в текущей действительности.
Ввиду новизны института прекращения российского гражданства эта административная процедура не является совершенной. Так, в случае прекращения гражданства Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства (при вступлении в российское гражданство прежнее гражданство ряда иностранных государств автоматически прекращалось) предлагается либо покинуть страну, либо оформить вид на жительство иностранного гражданина.
Согласно юридической норме вид на жительство как разрешительный документ обычно выступает одним из критериев, служащим основанием подачи заявления на вступление в российское гражданство. Это включает в себя возможность подачи в том числе и повторного заявления. Такой подход подразумевает процедуру, позволяющую лицам, в отношении которых было прекращено гражданство Российской Федерации, изначально легализовать свое нахождение на территории государства путем получения вида на жительство, а затем по действующему законодательству, при наличии вида на жительство, эти лица вновь могут формализовать свой статус в качестве гражданина Российской Федерации.
К сожалению, существуют более значительные пробелы нововведенных норм. Так, примером может служить резонансный случай, который произошел в Белгородской области: в середине января 2024 г. были выявлены видеозаписи, на которых группа молодых людей совершает на улицах г. Белгорода грубые нарушения общественного порядка. Одним из совершающих противоправные деяния является
молодой человек, вступивший в гражданство Российской Федерации в 2022 г., будучи гражданином Украины. Согласно сведениям указанному лицу инкриминируются две статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. Одна из них - ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды по признакам национальности3). Правонарушение по указанной статье включено в перечень преступлений, совершение которых является неисполнением гражданином обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, то есть влечет прекращение для лица гражданства Российской Федерации.
Однако осуждение вышеуказанного гражданина по данной статье УК РФ не будет являться основанием для прекращения у него российского гражданства, так как он приобрел гражданство, будучи несовершеннолетним, и не давал обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации.
Исходя из этого, согласно Федеральному закону № 138-ФЗ вопросы прекращения гражданства лиц, приобретавших его в несовершеннолетнем возрасте с родителями и, соответственно, не нуждавшихся в даче обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, впоследствии совершивших преступления, являющихся основаниями для лишения российского гражданства, не регламентируются. Таким образом, существует некоторая неопределенность в отношении процесса прекращения гражданства в таких случаях, требующая дополнительного анализа и разъяснений в рамках законодательства.
Тем не менее при рассмотрении вышеуказанного резонансного случая, были установлены новые обстоятельства. Ранее упомянутое лицо, являясь несовершеннолетним гражданином Украины, совместно со своим отцом приобрел гражданство Российской Федерации в 2022 году на территории Калужской области. В ходе проведения компетентными органами проверочных мероприятий был установлен факт сообщения заявителем заведомо ложных сведений, на основании которых было вынесено положительное решение о предоставлении гражданства Российской Федерации. Отец несовершеннолетнего лица, совершившего преступление, при подаче заявления на гражданство предоставил информацию о месте регистрации по месту жительства в Калужской области, однако в дей-
3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
ствительности регистрация по указанному адресу отсутствовала. Сотрудники подразделения по вопросам миграции приняли указанную заявителем информацию и, не проверив должным образом этот факт, вынесли положительное решение о предоставлении российского гражданства. Сообщение заведомо ложных сведений, на основании которых было принято положительное решение о предоставлении гражданства Российской Федерации, является основанием для прекращения этого гражданства. Исходя из этого, в соответствии с законодательством несовершеннолетний преступник и его семья будут подвергнуты административной процедуре - прекращению гражданства Российской Федерации. Вместе с тем в отношении сотрудников, которые в 2022 году вынесли положительное решение о предоставлении российского гражданства вышеуказанной семье, следственный комитет Российской Федерации возбудил уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей, то есть халатности.
Таким образом, возникновение процедуры прекращения гражданства Российской Федерации нужно расценивать как шаг в безопасное и передовое будущее Российской Федерации. На данный момент эта процедура начала активно применяться уполномоченными на то органами исполнительной власти, однако дальнейшие реализация и исполнение требуют всестороннего изучения и разработки рекомендаций, мер и норм, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.
В частности, мы предлагаем усилить методы принуждения путем расширения перечня оснований, влекущих прекращение гражданства Российской Федерации, в том числе включив туда составы административных правонарушений по следующим статьям: ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)4 «Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами», ст. 20.3.1 КоАП РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», ст. 20.3.3 КоАП РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации».
4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Российская газета. - 2001. - № 256.
ТРИБУНА
2024'3
Также считаем целесообразным сделать обязательным пункт-отметку для несовершеннолетних детей старше 14 лет, вступающих в российское гражданство совместно с родителями, о даче ими обязательства соблюдать законодательство Российской Федерации и Конституцию Российской Федерации. Вместе с тем добавить пункт об ответственности лиц старше 14 лет, то есть несовершеннолетних детей, вступающих
в гражданство совместно с родителями, за нарушение данного обязательства.
Предлагаемые меры основаны на государственной политике в современных реалиях, которая направлена на ужесточение ответственности за преступления и нарушения, посягающие на общественный порядок, общественную, государственную и национальную безопасность Российской Федерации.
Литература
1. Мицкевич Л.А. Очерки теории административного права: современное наполнение: монография. - Москва: Проспект, 2017. - 296 с.
2. Старилов Ю.Н. Административные процедуры - неотъемлемая часть законодательства о государственном и муниципальном управлении: проблемы теории, практики и законотворчества // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2019. - № 4. - С. 8-27.
3. Давыдов К.В. К вопросу о понятии и сущности административной процедуры // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2019. - № 6. - С. 110-116.
4. Бакурова Н.Н. Принципы исполнительного производства: публично-правовой аспект // Административное право и процесс. - 2022. - № 10. - С. 31-38.
5. Общее административное право: учебник / В.В. Гриценко, К.В. Давыдов, В.А. Ефанова [и др.]. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2017. Ч. 2. - 822 с.
6. Квачахия А.А. Гражданство. Вид на жительство. Временное проживание в Российской Федерации: решение проблем.
- Москва: Юриспруденция, 2005. - 159 с.
7. Ким Н.Е. Проблемы гражданства Российской Федерации в современном законодательстве / Российское право на современном этапе: материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. - Ростов-на-Дону, 2007. С. 48.
8. Корж Н.Я. Гражданство Российской Федерации: историко-правовой аспект. - Санкт-Петербург: Нева, 2004. - 157 с.
9. Попов Л.Л. Административные процедуры: монография. - Москва: Норма. 2018 - 240 с.
10. РоссинскийБ.В. Некоторые проблемы и перспективы развития административной ответственности // Административное право и процесс. - 2017. - № 6. - С. 38-42.
References
1. MitskevichL.A. Ocherki teorii administrativnogo prava: sovremennoe napolnenie: monografiya. - Moskva: Prospekt, 2017. - 296 s.
2. Starilov Yu.N. Administrativnye protsedury - neot»emlemaya chast' zakonodatel'stva o gosudarstvennom i munitsipal'nom upravlenii: problemy teorii, praktiki i zakonotvorchestva // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. - 2019. - № 4.
- S. 8-27.
3. Davydov K.V. K voprosu o ponyatii i sushchnosti administrativnoi protsedury // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2019. - № 6. - S. 110-116.
4. Bakurova N.N. Printsipy ispolnitel'nogo proizvodstva: publichno-pravovoi aspekt // Administrativnoe pravo i protsess. - 2022.
- № 10. - S. 31-38.
5. Obshchee administrativnoe pravo: uchebnik / V.V. Gritsenko, K.V. Davydov, V.A. Efanova [i dr.].- 2-e izd., peresmotr. i dop. - Voronezh: Voronezhskii gosudarstvennyi universitet, 2017. Ch. 2. - 822 s.
6. Kvachakhiya A.A. Grazhdanstvo. Vid na zhitel'stvo. Vremennoe prozhivanie v Rossiiskoi Federatsii: reshenie problem. - Moskva: Yurisprudentsiya, 2005. - 159 s.
7. Kim N.E. Problemy grazhdanstva Rossiiskoi Federatsii v sovremennom zakonodatel'stve / Rossiiskoe pravo na sovremennom etape: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii studentov i molodykh uchenykh. - Rostov-na-Donu, 2007. S. 48.
8. Korzh N.Ya. Grazhdanstvo Rossiiskoi Federatsii: istoriko-pravovoi aspekt. - Sankt-Peterburg: Neva, 2004. - 157 s.
9. Popov L.L. Administrativnye protsedury: monografiya. - Moskva: Norma. 2018 - 240 s.
10. Rossinskii B.V. Nekotorye problemy i perspektivy razvitiya administrativnoi otvetstvennosti // Administrativnoe pravo i protsess.
- 2017. - № 6. - S. 38-42.
(статья сдана в редакцию 17.07.2024)
480130315332