Научная статья на тему 'Прекращение гражданства как мера конституционно-правовой ответственности'

Прекращение гражданства как мера конституционно-правовой ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданство / отмена гражданства / прекращение гражданства / лишение гражданства / конституционно-правовой смысл / citizenship / abolition of citizenship / deprivation of citizenship / constitutional responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Денисович Коновалов

Целью настоящей статьи является выявление конституционно-правового смысла норм, устанавливающих ответственность в сфере гражданства Российской Федерации. В конституционном праве существуют такие санкции, как отмена решения о принятии в гражданство, принудительное прекращение гражданства, лишение гражданства. Конституция РФ запрещает лишение гражданства. Тем не менее действующее правовое регулирование допускает применение конституционно-правовых санкций, прекращающих политико-правовую связь с Российской Федерацией. Федеральным законом от 28.04.2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрен институт прекращения гражданства, который предполагает утрату человеком политико-правовой связи с государством как в добровольном (выход из гражданства Российской Федерации по своей воле), так и в принудительном порядке — независимо от желания лица. Представляется, что прекращение гражданства в принудительном порядке надлежит рассматривать в качестве одной из мер конституционно-правовой ответственности личности. Основанием этой ответственности является совершение конституционного правонарушения, несовместимого с высоким статусом гражданина Российской Федерации. Законом предусмотрены две группы оснований прекращения гражданства в принудительном порядке: основания ex ante — которые произошли до принятия решения о приеме в гражданство; основания ex post — которые произошли после принятия решения о приеме в гражданство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Termination of citizenship as a measure of constitutional and legal responsibility

The purpose of this article is to identify the constitutional meaning of the rules establishing responsibility in the sphere of citizenship of the Russian Federation. In constitutional law, there are sanctions such as cancellation of the decision on granting citizenship, termination of citizenship, deprivation of citizenship. The Constitution of the Russian Federation prohibits deprivation of citizenship. Nevertheless, the current legal regulation allows for the application of constitutional sanctions that interrupt the political and legal connection with the Russian Federation. The Federal Law of 2023 “On Citizenship of the Russian Federation” provides for the institution of termination of citizenship, which involves the loss of a person’s legal connection with the state both voluntarily (renouncing citizenship of the Russian Federation of his own free will) and involuntarily — regardless of the person’s wishes. It seems that forcible termination of citizenship should be considered as one of the measures of the constitutional responsibility of an individual. The basis for this liability is the commission of a constitutional offense incompatible with the high status of a Russian citizen. The law provides for two groups of grounds for compulsory termination of citizenship: ex ante grounds — which occurred before the decision on admission to citizenship was made; ex post grounds — which occurred after the decision to grant citizenship was made.

Текст научной работы на тему «Прекращение гражданства как мера конституционно-правовой ответственности»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2024. Т. 65. № 3

Научная статья УДК 342

Д. Д. Коновалов*

прекращение гражданства как мера конституционно-правовой ответственности

Аннотация. Целью настоящей статьи является выявление конституционно-правового смысла норм, устанавливающих ответственность в сфере гражданства Российской Федерации. В конституционном праве существуют такие санкции, как отмена решения о принятии в гражданство, принудительное прекращение гражданства, лишение гражданства. Конституция РФ запрещает лишение гражданства. Тем не менее действующее правовое регулирование допускает применение конституционно-правовых санкций, прекращающих политико-правовую связь с Российской Федерацией. Федеральным законом от 28.04.2023 № 138-Ф3 «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрен институт прекращения гражданства, который предполагает утрату человеком политико-правовой связи с государством как в добровольном (выход из гражданства Российской Федерации по своей воле), так и в принудительном порядке — независимо от желания лица. Представляется, что прекращение гражданства в принудительном порядке надлежит рассматривать в качестве одной из мер конституционно-правовой ответственности личности. Основанием этой ответственности является совершение конституционного правонарушения, несовместимого с высоким статусом гражданина Российской Федерации. Законом предусмотрены две группы оснований прекращения гражданства в принудительном порядке: основания ex ante — которые произошли до принятия решения о приеме в гражданство; основания ex post — которые произошли после принятия решения о приеме в гражданство.

Ключевые слова: гражданство, отмена гражданства, прекращение гражданства, лишение гражданства, конституционно-правовой смысл.

Для цитирования: Коновалов Д. Д. Прекращение гражданства как мера конституционно-правовой ответственности // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2024. № 3. С. 120—132.

DOI: 10.55959/MSU0130-0113-11-65-3-7

* Дмитрий Денисович Коновалов — аспирант кафедры конституционного и муниципального права, юридический факультет, МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва,

Россия); [email protected]_

© Коновалов Д. Д., 2024.

Гражданство Российской Федерации, будучи политико-правовой1 связью лица с государством, возлагает на человека определенные обязанности: «соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации, права и свободы ее граждан; исполнять обязанности гражданина Российской Федерации на благо государства и общества; защищать свободу и независимость Российской Федерации; быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции»2. В нынешнее время, когда в условиях международных санкций Российское государство нуждается в поддержке со стороны своего народа, в условиях нарастающей угрозы национальной безопасности, указанная норма приобрела особо важное значение. Совсем недавно в академическом сообществе обострились дискуссии, связанные с определением понятия ответственного отношения личности к своему государству3. Кроме того, практика применения норм, устанавливающих ответственность в сфере гражданства, требует анализа и обобщения.

В надлежащем исполнении конституционных обязанностей проявляется ценностное отношение личности ко всему российскому обществу, раскрывается конституционно-правовой смысл ответственности гражданина во взаимоотношениях с Российской Федерацией. Как отмечал Л. Д. Воеводин: «...в гражданстве как бы в свернутом виде, в потенции, содержится изначальная ответственность государства и его граждан. Она затем раскрывается в нормах всех отраслей российского права, и, естественно, во всех институтах, образующих основы правового положения личности»4. Отношения, связанные с гражданством, прежде всего относятся к предмету отрасли конституционного (государственного) права и должны быть обеспечены мерами конституционно-правовой ответственности. Конституционному праву известны такие санкции, как отмена решения о принятии в гражданство, принудительное прекращение гражданства, лишение гражданства.

Целью настоящей работы является раскрытие конституционно-правового смысла норм, устанавливающих ответствен-

1 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 г. № 797-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2007. № 52. Ст. 6533.

2 Статья 21. Присяга гражданина Российской Федерации. Федеральный закон от 28.04.2023 г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Там же. 2023. № 18. Ст. 3215.

3 См. об этом: Кокурина О. Ю. Публичная ответственность и обязанности государства в контексте конституционного принципа общественной солидарности // Административное право и процесс. 2024. № 2. С. 10-18.

4 Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 103.

ность в сфере гражданства Российской Федерации. Как отмечает Конституционный Суд РФ, выявление смысла положений нормативного правового акта предполагает их оценку с точки зрения их буквального смысла; смысла, придаваемого нормам официальным и иным толкованием, а также сложившейся правоприменительной практикой. Выявленный смысл должен указывать на соответствие (несоответствие) проверяемых положений Конституции РФ5.

Конституция РФ (ст. 6) запрещает лишение гражданства. Данное конституционно-правовое решение является разумным, поскольку ни при каких условиях нельзя лишать человека Родины. Однако действующее правовое регулирование допускает применение конституционно-правовых санкций, прекращающих политико-правовую связь с Российской Федерацией, распространяя их только на тех, кто приобрел гражданство в результате признания гражданином на основании федерального конституционного закона6, международного договора Российской Федерации или приема в гражданство. Приведенная норма не распространяется на лиц, которые приобрели гражданство по рождению. В этой связи некоторые авторы обращают внимание на то, что законодатель отходит от конституционного принципа равенства гражданства независимо от оснований его приобретения7. Представляется, что принудительное прекращение политико-правовой связи лица с Российской Федерацией надлежит рассматривать в качестве одной из мер конституционно-правовой ответственности личности. Основанием этой ответственности является совершение конституционного правонарушения, состав которого складывается из четырех элементов:

1) субъект: гражданин Российской Федерации, приобретший гражданство в результате признания гражданином Российской Федерации на основании федерального конституционного закона, международного договора или приема в гражданство Российской Федерации;

5 Информация «Конституционно-правовые аспекты совершенствования правоприменительной деятельности (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2016-2018 годов)» (одобрено решением Конституционного Суда РФ от 25.10.2018): Доступ из СПС «Консультант Плюс: Версия Проф» (дата обращения: 01.12.2023).

6 См., напр.: Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 г. № 5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики» // СЗ РФ. 2022. № 41. Ст. 6930.

7 См. об этом: Игнатушко И. В., Дроздова М. А. К вопросу о прекращении гражданства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 5 С. 27-31.

2) объект: общее благо народа Российской Федерации, его культура, история и традиции, права и свободы граждан Российской Федерации;

3) объективная сторона: совершение деяния, несовместимого с высоким статусом гражданина Российской Федерации;

4) субъективная сторона: умышленная форма вины. Очевидно, что деяния, несовместимые со статусом гражданина Российской Федерации, могут совершаться только с прямым умыслом.

Формы и основания конституционно-правовой ответственности, прекращающей политико-правовую связь личности с Российской Федерацией, будут рассмотрены далее в настоящей статье.

Прекращение гражданства в принудительном порядке (ранее — отмена решений по вопросам гражданства Российской федерации). Федеральным законом от 28.04.2023 г. № 138-Ф3 «О гражданстве Российской Федерации»8 предусмотрен институт прекращения гражданства, который предполагает утрату человеком политико-правовой связи с государством как в добровольном (выход из гражданства Российской Федерации по своей воле), так и в принудительном порядке — независимо от желания соответствующего лица по основаниям, предусмотренным законом.

Федеральным законом от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», утратившим силу, допускалась отмена решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации9. До 2017 г. законодатель связывал возможность отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации с представлением заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений10. В 2017 г. появились новые основания для отмены решений по вопросам гражданства: отказ заявителя от принесения присяги; отсутствие намерения нести обязанности, установленные законодательством для граждан Российской Федерации; осуществление деятельности, представляющей угрозу основам

8 Федеральный закон от 28.04.2023 г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2023. № 18. Ст. 3215.

9 Статья 41.8. Отмена решения о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Там же. 2002. № 22. Ст. 2031.

10 См.: Шугрина Е. С. Понятие и элементы конституционно-правовой ответственности в работах академика О. Е. Кутафина // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права: сб. ст., посв. 75-летию со дня рождения академика О. Е. Кутафина / Отв. ред. В. И. Фадеев. М., 2012. С. 116-135.

конституционного строя Российской Федерации11. При разработке Федерального закона от 28.04.2023 № 138-Ф3 «О гражданстве Российской Федерации» перечень оснований (теперь уже для прекращения гражданства) снова был изменен12. Исходя из буквального смысла норм нового закона о гражданстве, выделяются две группы оснований прекращения гражданства в принудительном порядке.

Первая группа оснований предполагает, что гражданство Российской Федерации прекращается в случае установления судом факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации или решение о признании гражданином Российской Федерации (далее — прекращение гражданства по основаниям ex ante — которые произошли до принятия решения о приеме в гражданство).

Вторая группа оснований связывает прекращение гражданства Российской Федерации с сообщением лицом заведомо ложных сведений в отношении требуемого законом обязательства соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации. В силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.04.2023 г. № 138-Ф3 «О гражданстве Российской Федерации» данное основание прекращения гражданства может выражаться в совершении преступления (приготовлении к преступлению или покушении на преступление) или в совершении действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации (далее — прекращение гражданства по основаниям ex post — которые произошли после принятия решения о приеме в гражданство).

Прекращение гражданства по основаниям ex ante. Действующим законодательным регулированием предусмотрено полномочие органов публичной власти принимать решение о прекращении гражданства в случаях установления судом факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации или решение о признании гражданином Российской Федерации. Как указал Конституци-

11 Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и статьи 8 и 14 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2017. № 31 (ч. 1). Ст. 4792.

12 Статья 22. «Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации». Федеральный закон от 28.04.2023 г. № 138-ФЗ.

онный Суд РФ, данное основание прекращения гражданства является так называемой «конституционно-восстановительной мерой», поскольку предполагает, что лицо, которое приобрело гражданство в нарушение законодательно установленных условий, без достаточных оснований, возвращается в правовое состояние, предшествовавшее гражданству Российской Федерации13. Представления о прекращении гражданства в принудительном порядке как о мере конституционно-правовой ответственности согласуются с приведенной позицией Конституционного Суда РФ, так как целевое назначение норм о прекращении гражданства в принудительном порядке заключается не только в восстановлении нормального состояния конституционно-правовых отношений, но и в наступлении неблагоприятных последствий для лица, нарушившего норму конституционного права14.

В отличие от предыдущего законодательного регулирования, Федеральным законом от 28.04.2023 г. № 138-ФЗ установлен десятилетний пресекательный срок, по истечении которого не допускается прекращение гражданства Российской Федерации по данному основанию. Стоит приветствовать это законодательное решение, поскольку принцип правовой определенности, вытекающий из Конституции РФ, предполагает наличие в законодательстве конкретных сроков для принятия административных решений. Впрочем, обозначенный пресекательный срок является чрезмерно продолжительным, ослабляющим гарантии стабильности правоотношений в сфере гражданства. В качестве аргумента для такого вывода предлагается рассмотреть ст. 292.1 УК РФ, согласно которой внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации относится к преступлениям средней тяжести. В силу ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо, осужденное за такие преступления, освобождается от уголовной ответственности, если истекло шесть лет после совершения таких преступлений15. Получается, может возникнуть ситуация, когда лицо освобождается от уголовной ответственности за внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Рос-

13 Определение Конституционного Суда РФ от 11.02.2021 г. № 183-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Республики Карелия о проверке конституционности части второй статьи 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"»: Доступ из СПС «Консультант Плюс: Версия Проф» (дата обращения: 01.12.2023).

14 См.: Володько И. А. Виды мер конституционно-правового принуждения // Вестн. Омского ун-та. Сер. Право. 2014. № 3 (40). С. 58.

15 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

сийской Федерации, но при этом у органов публичной власти сохраняется возможность прекратить гражданство данного лица. В этой связи вполне целесообразно сократить пресекательный срок до пяти-шести лет, чтобы разрешить возникшее разногласие правовых норм.

Кроме того, истечение десятилетнего срока не является гарантией того, что гражданство конкретного лица не будет прекращено. В силу ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 28.04.2023 № 138-ФЗ после истечения десятилетнего срока «гражданство Российской Федерации может быть прекращено в исключительных случаях по согласованию с Президентом РФ или по его решению». Данная норма нивелирует гарантирующее значение пресекательного срока. Представляется, что она может быть признана несоответствующей Конституции РФ в той мере, в какой у органов публичной власти сохраняется возможность принимать решение о прекращении гражданства конкретного лица, совершившего правонарушение при представлении документов для приема в гражданство Российской Федерации, после истечения пресекательного срока.

Прекращение гражданства Российской Федерации в связи с представлением лицом поддельных, подложных или недействительных документов не должно быть автоматическим и безусловным, поскольку по истечении длительного времени пребывания в гражданстве у лица может сложиться реальная устойчивая правовая связь с Российской Федерацией, которая может проявляться, например, в прохождении службы в рядах Вооруженных Сил РФ, работе в органах внутренних дел, обладании различными наградами и поощрениями, заключении брака с гражданином Российской Федерации, наличии детей, рожденных на территории России. С учетом таких обстоятельств суд вправе признать незаконным и отменить решение органа внутренних дел о прекращении гражданства конкретного лица. Данная позиция нашла отражение в судебной практике, сложившейся в период действия Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», утратившего силу (например, апелляционное определение Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 12.04.2023 г. по делу № 33а-887/2023; кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.08.2023 г. № 88а-7062/2023).

Однако! Если речь идет о приобретении гражданства в упрощенном порядке и подложные документы были обнаружены по истечении непродолжительного периода времени, то сложившаяся устойчивая связь с Российской Федерацией, обуслов-

ленная наличием семейных, социальных и бытовых отношений, не может сама по себе являться безусловным основанием для признания решения органа внутренних дел о прекращении гражданства незаконным (например, кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2023 г. № 88а-9808/2023).

Стоит отметить и то, что суды общей юрисдикции не признавали правонарушением несообщение лицом при подаче заявления о приеме в гражданство сведений, которые являются открытыми и доступными для органов внутренних дел. Так, несообщение лицом при приеме в гражданство сведений о выезде и въезде в Российскую Федерацию в ходе туристических поездок не влечет за собой прекращение гражданства, поскольку информация о пересечении государственной границы содержится в специальных базах органов публичной власти (кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 12.10.2022 г. № 88А-9415/2022). Напротив, суды рассматривали в качестве правонарушения сокрытие лицом сведений об изменении имени в период проживания в иностранном государстве, поскольку эти сведения не являются открытыми для органов внутренних дел Российской Федерации, могут быть установлены только органами федеральной службы безопасности (далее — ФСБ) в ходе проведения оперативных мероприятий (например, Апелляционное определение Московского областного суда от 21.11.2022 г. № 33а-37585/2022). Представляется, что позиции, изложенные в судебных решениях, относящихся к утратившему силу правовому регулированию, сохранят свою актуальность в будущем.

Прекращение гражданства по основаниям ex post. В соответствии с новым законодательным регулированием гражданство Российской Федерации прекращается в связи с совершением преступления или действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, уже после приобретения гражданства Российской Федерации.

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (утративший силу) определял, что факт совершения лицом преступления террористической направленности (приготовления к преступлению или покушения на преступление), установленный приговором суда, вступившим в законную силу, приравнивается к установлению судом факта сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию РФ и действующее законодательство и, как следствие, влечет отмену решения о признании гражданином

Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации16.

Федеральный закон от 28.04.2023 г. № 138-ФЗ расширяет перечень преступлений, совершение которых влечет прекращение гражданства, включая в него ряд тяжких преступлений против государства, преступлений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ17. Получается, что конституционно-правовая санкция является «продолжением» уголовного наказания. Как указал Конституционный Суд РФ, деяния, совершение которых влечет прекращение гражданства, должны составлять исчерпывающий перечень преступлений, с очевидностью подтверждать осознанный и устойчивый отказ виновного от обязательства быть верным России, соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство18. В целом из-за нарастающей угрозы национальной безопасности, одним из факторов которой является увеличение количества преступлений, совершаемых мигрантами19, вполне возможно согласиться с таким законодательным регулированием.

С сообщением заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации законодатель также связывает совершение действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Предусматривается, что факт совершения указанных действий устанавливается ФСБ, а не судом20. Наделение ФСБ таким полномочием допустимо с точки зрения проводимой в Российской Федерации политики борьбы с терроризмом, которая преследует конституционно значимые цели и является

16 Кассационные определения Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2022 г. № 88а-18731/2022; Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.11.2022 г. № 88А-20872/2022: Доступ из СПС «Консультант Плюс: Версия Проф» (дата обращения: 01.12.2023).

17 Часть 1 ст. 24 Федерального закона от 28.04.2023 г. № 138-Ф3.

18 Определение Конституционного Суда РФ от 11.02.2021 г. № 183-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Республики Карелия о проверке конституционности части второй статьи 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"»: Доступ из СПС «Консультант Плюс: Версия Проф» (дата обращения: 01.12.2023).

19 В России выросло число преступлений среди мигрантов // ТАСС: URL: tass.ru/ obschestvo/18336751 (дата обращения: 31.03.2024).

20 Приказ ФСБ от 08.09.2023 г. № 399 «Об утверждении Порядка вынесения заключения об установлении факта совершения гражданином Российской Федерации, приобретшим гражданство Российской Федерации в результате признания гражданином Российской Федерации на основании федерального конституционного закона, международного договора Российской Федерации или приема в гражданство Российской Федерации, действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, и формы такого заключения»: Доступ из СПС «Консультант Плюс: Версия Проф» (дата обращения: 01.12.2023).

необходимой для обеспечения общественного спокойствия и общественной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности, защиты прав и свобод других лиц. Важно, что решение ФСБ можно впоследствии обжаловать в судебном порядке21.

Само понятие «угроза национальной безопасности» не сводится лишь к преступлениям против государства, что раскрывается в Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 г. № 40022. Рассматриваемый термин имеет расплывчатые критерии, что противоречит принципу правовой определенности и предоставляет широкую дискре-цию органам государственной безопасности при решении вопроса о прекращении гражданства конкретного лица. По этому поводу А. А. Кондрашев отмечает: «уникальность оснований конституционной ответственности, в отличие от иных видов юридической ответственности, заключается... в том, что противоправными действиями, влекущими применение конституционных санкций, признаются деяния, зачастую не имеющие правовой легализации в актах конституционного законодательства. Их применение отдается, как и в случае оценочных понятий, целиком на откуп дискреционному мнению правоприменительного органа»23. Тем не менее конституционно-правовой смысл норм о прекращении гражданства предполагает наличие в системе действующего правового регулирования четких критериев, с помощью которых можно было бы определить действия, создающие угрозу национальной безопасности Российской Федерации. В противном случае сохраняется риск произвольных действий органов государственной безопасности, нарушающих субъективное право на гражданство Российской Федерации24.

В августе 2024 г. в законодательстве появилось новое основание прекращения гражданства (expost). Законодатель предусмотрел, что гражданство РФ прекращается в случае неисполнения обязанности по первоначальной постановке на воинский

21 Указ Президента РФ от 22.11.2023 г. № 889 «Вопросы гражданства Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», «Положением о порядке принесения Присяги гражданина Российской Федерации») // СЗ РФ. 2023. № 48. Ст. 8551.

22 Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Там же. 2021. № 27 (ч. 2). Ст. 5351.

23 Кондрашев А. А. Институт конституционно-правовой ответственности в предмете конституционного права: грани соотношения // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10 (95). С. 191.

24 См.: Никитина Е. Е. Законодательство о гражданстве и совершенствование миграционной политики Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. № 7. С. 30-42.

учет25. Данная норма необходима для защиты суверенитета и обеспечения безопасности государства. Граждане России должны ответственно относиться к своим публично-правовым обязанностям, в том числе к конституционной обязанности защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ). Вероятно, перечень оснований прекращения гражданства будет расширяться в дальнейшем. Итак, конституционно-правовой смысл ответственности в сфере гражданства заключается в неукоснительном исполнении лицом обязанностей гражданина Российской Федерации. Впрочем, конституционно-правовые нормы исходят из того, что в сфере гражданства личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект. В этой связи государству необходимо устранить недостатки действующего правового регулирования и обобщить практику правоприменения:

1. Норма, в силу которой гражданство лица, представившего поддельные, подложные или недействительные документы, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации или решение о признании гражданином Российской Федерации, может быть признана несоответствующей Конституции РФ в той мере, в какой у органов публичной власти сохраняется возможность принимать решение о прекращении гражданства после истечения десятилетнего пресекательного срока.

2. Вполне возможно, чтобы Верховный Суд РФ обобщил судебную практику и сформулировал четкие рекомендации для судов общей юрисдикции, касающиеся применения действующих норм о прекращении гражданства РФ в связи с установлением факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство РФ или о признании гражданином РФ (например, путем разработки и принятия Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

3. Как представляется, конституционно-правовой смысл норм о прекращении гражданства предполагает наличие в системе действующего правового регулирования четких критериев деяния, создающего угрозу безопасности Российского государства.

25 Федеральный закон от 08.08.2024 г. № 281-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и статью 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2024. № 33 (ч. 1). Ст. 4977.

Список литературы

1. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

2. Володько И. А. Виды мер конституционно-правового принуждения // Вестн. Омского ун-та. Сер. Право. 2014. № 3 (40). С. 55-63.

3. Игнатушко И. В., Дроздова М. А. К вопросу о прекращении гражданства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2023. № 5. С. 27-31.

4. Кокурина О. Ю. Публичная ответственность и обязанности государства в контексте конституционного принципа общественной солидарности // Административное право и процесс. 2024. № 2. С. 10-18.

5. Кондрашев А. А. Институт конституционно-правовой ответственности в предмете конституционного права: грани соотношения // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10 (95). С. 184-195.

6. Марачева В. А. Проблемы реформирования института гражданства в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 5. С. 7-11.

7. Никитина Е. Е. Законодательство о гражданстве и совершенствование миграционной политики Российской Федерации // Журнал российского права. 2019. № 7. С. 30-42.

8. Шугрина Е. С. Понятие и элементы конституционно-правовой ответственности в работах академика О. Е. Кутафина // Актуальные проблемы конституционного и муниципального права: сб. ст., посв. 75-летию со дня рождения академика О. Е. Кутафина / Отв. ред. В. И. Фадеев. М., 2012. С. 116-135.

Статья поступила в редакцию 13.12.2023; одобрена после рецензирования

27.03.2024; принята к публикации 01.08.2024.

Original article

Dmitry D. Konovalov*

termination of citizenship as a measure of constitutional and legal responsibility

Abstract. The purpose of this article is to identify the constitutional meaning of the rules establishing responsibility in the sphere of citizenship of the Russian Federation. In constitutional law, there are sanctions such as cancellation of the decision on granting citizenship, termination of citizenship, deprivation of citizenship. The Constitution of the Russian Federation prohibits deprivation of citizenship. Nevertheless, the current

* Ph. D. Student of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Law Faculty of the Lomonosov MSU (Moscow, Russia).

legal regulation allows for the application of constitutional sanctions that interrupt the political and legal connection with the Russian Federation. The Federal Law of 2023 "On Citizenship of the Russian Federation" provides for the institution of termination of citizenship, which involves the loss of a person's legal connection with the state both voluntarily (renouncing citizenship of the Russian Federation of his own free will) and involuntarily — regardless of the person's wishes. It seems that forcible termination of citizenship should be considered as one of the measures of the constitutional responsibility of an individual. The basis for this liability is the commission of a constitutional offense incompatible with the high status of a Russian citizen. The law provides for two groups of grounds for compulsory termination of citizenship: ex ante grounds — which occurred before the decision on admission to citizenship was made; ex post grounds — which occurred after the decision to grant citizenship was made.

Keywords: citizenship, abolition of citizenship, deprivation of citizenship, constitutional responsibility.

For citation. Konovalov, D. D. Termination of citizenship as a measure of constitutional and legal responsibility. Lomonosov Law Journal, 3, pp 120—132. (in Russ.).

Bibliography

1. Voevodin, L.D. (1997). Legal status of the individual in Russia. Moscow (in Russ.).

2. Volodko, I.A. (2014). Types of measures of constitutional and legal coercion. Bulletin of Omsk University. Series «Law», 3 (40), pp. 55—63 (in Russ.).

3. Ignatushko, I.V. and Drozdova, M.A. (2023). On the issue of termination of citizenship of the Russian Federation. Constitutional and municipal law, 5, pp. 27—31 (in Russ.).

4. Kokurina, O.Y. (2024). Public responsibility and duties of the state in the context of the constitutional principle of public solidarity. Administrative law and process, 2, pp. 10-18 (in Russ.).

5. Kondrashev, A.A. (2018). Institute of constitutional and legal responsibility in the subject of constitutional law: facets of correlation. Current problems of Russian law, 10 (95), pp. 184-195 (in Russ.).

6. Maracheva, V.A. (2023). Problems of reforming the institution of citizenship in the Russian Federation. State power and local self-government, 5, pp. 7-11 (in Russ.).

7. Nikitina, E.E. (2019). Legislation on citizenship and improvement of migration policy of the Russian Federation. Journal of Russian Law, 7, pp. 30-42 (in Russ.).

8. Shugrina, E.S. (2012). The concept and elements of constitutional and legal responsibility in the works of academician O. E. Kutafina. In V. I., Fadeev (Ed.). Current problems of constitutional and municipal law: a collection of articles dedicated to the 75th anniversary ofthe birth of academician O. E. Kutafina (pp. 116-135). Moscow (in Russ.).

The article was submitted 13.12.2023; approved 27.03.2024; accepted 01.08.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.