Обследование кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с нарушениями
речи
Петрова А.В.,
студентка 4-го курса факультета образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,
г. Ставрополь, Россия
Черепкова Н.В.,
кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральний университет»,
г. Ставрополь, Россия
В последнее время все больше работ посвящается исследованию данной темы, связано это, прежде всего возрастающим с каждым годом количеством детей с речевыми расстройствами, в основе которых лежит зачастую моторная несформированность (при заикании, алалии, афазии, дизартрии, ринолалии).
Этим обусловливается актуальность и возросший интерес к обследованию, возможностям коррекции в дальнейшем моторной составляющей речевого акта, а именно его кинетической и кинестетической основы.
Исходя из этого, цель исследования - изучить в сравнительном плане особенности кинетической и кинестетической основы речевого акта детей дошкольного возраста с ринолалией и дизартрией и составить рекомендации по коррекции патологических особенностей.
На основании проблемы и цели были определены задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать накопленный опыт исследования кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с нарушениями речи в научно-методической литературе.
2.Подобрать специальные методики, направленные на изучение особенностей кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с ринолалией и дизартрией.
3.Выявить особенности кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей с данными нарушениями среди дошкольников.
4.Сопоставить данные обследования особенностей кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с ринолалией и дизартрией, сделать выводы о их качественном своеобразии.
5.Разработать рекомендации по коррекции кинетической и кинестетической основы речевого акта при ринолалии и дизартрии.
В ходе исследования применялись следующие методы: беседа, наблюдение, констатирующий эксперимент, анализ литературных источников, количественный и качественный анализ, метод сравнения и обобщения.
Методологическую основу исследования составили: теоретические аспекты изучения кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста, которые нашли свое отражение в работах и концепциях Бахтина М.М., Бюлера К.Л., Гумбольдта В., Карцевского С., Лурии А.Р., Якубинского Л.П. и многих других исследователей; методологической основой эксперементальной работы послужили адаптированные методики Лопатиной Л.В, Дедюхиной Г.В. и Акименко В.М.[1;7;12].
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении особенности кинетической и кинестетической организации речевого акта у детей с речевыми нарушениями (при ринолалии и дизартрии).
Практическая значимость определяется необходимостью разработки системы упражнений по развитию кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с ринолалией и дизартрией.
Речь - тонкий психологический процесс, который развивается в процессе онтогенеза, протекает параллельно с развитием умственных и физических способностей ребенка и является показателем его общего развития.
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний», - говорил К.Д. Ушинский.
Значение речи в жизни каждого человека нельзя преувеличить, оно поистине огромно.
Гармоничное полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной, грамотной речи. Уровень и успех овладения которой зависит от степени сформированности моторной и сенсорной систем[5].
Какие либо отклонения в их структуре могут стать причиной речевых нарушений.
Они могут быть обусловлены: у одних детей недоразвитием фонематического слуха, понимания обращенной к ним речи, вследствие чего искажается и собственная; у других - отмечается артикуляционная апраксия, ребята воспринимают высказывания на слух, но не способны реализовать их на моторном уровне.
Это может быть связано с отклонениями в функционировании кинестетической и кинетической основ речевого акта[ 10].
Проблематика, касающаяся порождения речевого акта и речеобразования затрагивается в концепциях Ш.Балли, М. М. Бахтина, Э. Бенвениста, К. Л. Бюлера, Л. Витгенштейна, В. Гумбольдта, С. Карцевского, Л. П. Якубинского и многих других.
Под речевым актом (в контексте темы) понимаем реализацию речевого высказывания, которое выступает как сложное взаимодействие кинестетической и кинетической основы движений. А. Р. Лурия отмечал, что для осуществления двигательного (речевого) акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков.
Кинестетическая основа речи заключается в способности выполнения отдельных артикуляторных движений. Например, таких как: вытянуть вперед губы; совершить круговое движение губ хоботком; показать язык; пощелкать им; широко открыть рот - закрыть. Кинестетическая основа речевого акта связана с произнесением отдельных звуков[2].
Под кинетической основой речи понимаем способность выполнения серии артикуляционных движений. Примером служат: сначала вытянуть губы вперед - затем улыбнуться; открыть рот - показать широкий язык - поднять его на верхнюю губу -опустить на нижнюю губу - убрать в рот - закрыть рот; осторожно подвигать нижней челюстью вправо - влево; открыть рот - положить язык на нижнюю губу - покашлять с открытым ртом при этом язык находится на нижней губе. Работой кинетического механизма осуществления речевого акта обусловлена способность воспроизводить уже не отдельные звуки, а слоги и слова целиком.
Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения[10].
Бернштейн Я.А. говорил об уровневой организации движений, которая позволяет разложить сложный двигательный (речевой) акт на составляющие его компоненты и выявить состояние, роль церебральных уровней в регуляции действий и движений.
Каждая двигательная задача в зависимости от своего содержания и смысловой структуры находит себе тот или иной уровень, определяющийся как ведущий для данного движения. Существует концепция о системной организации двигательной функции, раскрывающая взаимодействие ее звеньев. Наличие уровневой организации движений позволяет в случае отклонений в функционировании двигательной программы компенсаторно перестраивать функциональную систему путем специального организованного обучения и подобранных упражнений[5].
Важно отметить, что в норме при выполнении произвольных движений и действий требуется и происходит сравнение спланированного акта с тем, который был реально воспроизведен. От выполняемого движения должны поступать непрерывные обратные сигналы, составляющие содержание обратной афферентации и постоянно сопоставляющиеся с запланированным действием. Если этого не происходит, либо же отмечаются трудности выполнения различных артикуляционных движений, то мы можем говорить об отклонениях в структуре речевого акта.
Так же особое значение в аспекте изучения основы речевого акта приобретает информация в работах Ипполитовой М. В., Кольцовой М.М., Мастюковой Е.М. о тесной связи общей моторики и речи, взаимосвязи между тонкой дифференцированной моторикой рук и артикулированием [9].
Известно, что при нормальном развитии овладение ребенком звуковой стороны речи идет одновременно с развитием общей и мелкой моторики. На практике доказано, что использование систематических упражнений, которые тренируют движения пальцев рук, общую моторику оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга [6].
В ходе проведения экспериментального этапа исследования было обследовано 20 детей 5-6,5 лет: 16 дошкольников с дизартрией (II и III уровень) и 4 ребят имели ринолалию (открытая форма, после уранопластики отмечена у двоих из них).
В результате проведенного исследования, а именно проанализировав полученные в ходе констатирующего эксперимента данные, у дошкольников с ринолалией и дизартрией, были выявлены патологические особенности их речедвигательной системы.
При дизартрии они проявляются в виде двух вариантов артикуляторных апраксий. При первом - кинестетической апраксии, связанной с патологией теменных отделов головного мозга, при которой возникают трудности при нахождении отдельной артикуляторной позы, то есть недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов.
При втором - кинетической апраксии, отмечается патология примоторных отделов мозга. В результате нарушена динамическая организация артикуляторных движений, прослеживаются сложности при переключении от одного звука к другому.
При ринолалии и артикуляция звуков, и их фонация существенно отличаются от нормы. Отмечаются изменения места, способа артикуляции (патологическое положение органов артикуляции при произнесении или произведении движений). Имеют место кинетические и кинестетические трудности при реализации речевого высказывания.
Для того чтобы исправить выявленные затруднения и нарушения, а так же оптимизировать работу был предложен ряд рекомендаций по развитию кинетической и кинестетической основы речевого акта у детей дошкольного возраста с ринолалией и дизартрией.
Учитывались при подборе упражнений и знания о связи общей, мелкой моторики и речи, что дает возможность развивать необходимые качества движений органов артикуляции путем совершенствования аналогичных свойств мелкой (тонкой) и общей моторики.
Подобранные упражнения и приемы: а)логопедический массаж [4;7] способен оказывать различное воздействие (расслабляет, активизирует), основными его целями считаются:
1) нормализация мышечного тонуса в первую очередь артикуляционной мускулатуры, так же положительное влияние окажет общий и мимический массаж;
2) уменьшение проявления различного рода парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
3) снижение двигательных патологических проявлений мышц речевого аппарата (гиперкинезы, синкинезии, гиперкинезы, судороги);
4) стимуляция кинестетических (проприоцентивных) ощущений;
5) увеличение объема, амплитуды и силы артикуляционных движений;
6) активизация периферического речевого аппарата, именно тех групп мышц, где прослеживалась недостаточная сократительная активность;
7) формирование произвольных, координированных движений органов артикуляционного аппарата.
б) Массаж ушных раковин (аурикулотерапия), точечный, искусственная локальная гипо- и гипертермии [2].
в) Зондовый массаж проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме - расслабление, при вялой - укрепление мышц артикуляционного аппарата[3].
Основная цель - ослабление патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширение возможности речевых мышц и включение их в процесс произношения.
г) Артикуляционная гимнастика способствует развитию основных движений органов артикуляции. Ее цель - это выработка необходимых для правильного произношения звуков полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата[11].
Для развития различных органов артикуляции подбирается соответствующий набор упражнений. Гимнастика проводится:
- для развития подвижности губ;
- для губ и щек;
- для мышц языка;
- для нижней челюсти
- для мышц глотки и мягкого неба.
Итак, в связи с тем, что с каждым годом количество детей с речевыми расстройствами в основе которых лежит моторная несформированность возрастает, данных о том, что для произведения речевого акта является необходимым наличие и должностное функционирование двух, составляющих его компонентов: кинестетической основы - для удержания артикуляционной позиции звука в момент его произнесения и кинестетической структуры, которая обеспечивает плавное переключение от одних к другим слухо-артикуляторным признакам; поэтому тема является актуальной, заслуживает внимания, углубленного изучения и поиска новых путей и способов организации коррекционной работы [5].
Литература
1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. -Ростов н/Д.: Феникс, 2014.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011.
3. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
4. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. СПб., 1995.
5. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.
6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 2002.
7. Дедюхина Г.В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. - М., 2001.
8. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. - М., 2003.
9. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011.
10. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. - СПб.: Речь, 2005.
11. Косинова Е.М. Артикуляционная гимнастика. - М.: ОЛИС, Эксмо, 2007.
12. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб., 2001.
13. Косинова Е.М. Артикуляционная гимнастика. - М.: ОЛИС, Эксмо, 2007.