Научная статья на тему 'ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ)'

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

124
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛИТЕТ / СИСТЕМА РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ / КОНФЛИКТ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попов Петр Петрович, Литвинов Кирилл Александрович

Введение. В статье говорится о начале сложной процедуры вхождения нового субъекта в правовое и социально-экономическое поле после воссоединения города Севастополя с РФ. Об изменении в связи с этим структуры власти, о новом административно-территориальном делении по муниципалитетам. Показаны наиболее конфликтные сферы жизни города. Описан опыт применения медиации в различных сферах, а также методы и результаты исследований. Важной работой выступила популяризация медиации как способа разрешения споров среди населения города. Изучение опыта развития института медиации позволил выделить ряд проблем в социальной сфере: развитие медиации в образовательных организациях г. Севастополя и интеграция медиации в работу судов общей юрисдикции города. Поставлены цели - изучение роли муниципалитетов в жизни района, а также вопросов граждан, обращающихся за помощью и ответной реакции муниципальных служащих. Предложена идея межмуниципального сотрудничества, которую может реализовать Совет муниципальных образований. Показано, что реализация социально-значимых проектов возможна на площадке муниципалитетов в рамках социального партнерства. Материалы и методы: теоретический анализ научных источников, правовой анализ нормативно-правовых актов, контент-анализ, опрос населения, анкетирование социальных работников, проведение интервью с представителями муниципалитетов, обобщение опыта. Результаты. Важным фактором в формировании общего уровня социальной напряженности играет частота стрессов. При возникновении сложных конфликтных ситуаций горожане обращаются с жалобами и заявлениями в разные инстанции, поскольку почти ничего не знают о деятельности своих муниципалитетов. Выводы. Выделена важная роль муниципалитетов в системе разрешения споров - это связующее звено между населением и государством. Говорится о возможности создания при муниципалитете площадки для разрешения конфликтов между гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENEFITS OF USING MEDIATION IN THE MUNICIPAL GOVERNMENT (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF SEVASTOPOL)

Introduction . The article talks about the beginning of a complex procedure for a new entity to enter the legal and socio-economic field after the reunification of the city of Sevastopol with the Russian Federation. On the change in this regard, the structure of power, on the new administrative-territorial division by municipalities. The most conflicting spheres of city life are shown. The experience of using mediation in various fields, as well as methods and research results are described. An important work was the popularization of mediation as a way of resolving disputes among the population of the city. The study of the experience of the development of the institution of mediation made it possible to single out a number of problems in the social sphere: the development of mediation in educational institutions of the city of Sevastopol and the integration of mediation into the work of the courts of general jurisdiction of the city. The goals were set - to study the role of municipalities in the life of the district, as well as the issues of citizens who apply for help and the response of municipal employees. The idea of inter-municipal cooperation, which can be implemented by the Council of Municipal Formations, is proposed. It is shown that the implementation of socially significant projects is possible at the site of municipalities within the framework of social partnership. Materials and methods: theoretical analysis of scientific sources, legal analysis of regulatory legal acts, content analysis, population survey, questioning of social workers, interviews with representatives of municipalities, generalization of experience. Results. An important factor in the formation of the general level of social tension is the frequency of stress. In the event of complex conflict situations, townspeople submit complaints and applications to various authorities, since they know almost nothing about the activities of their municipalities. Conclusions. The important role of municipalities in the dispute settlement system is highlighted - it is a link between the population and the state. They talk about the possibility of creating a platform under the municipality for resolving conflicts between citizens.

Текст научной работы на тему «ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ)»

Медиация в профессии Mediation in the profession

Научная статья

УДК316.48(075.8)

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-6-90-111

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ)

Петр Петрович Попов

магистрант кафедры земледелия и растениеводства факультета агро- и биотехнологий ФГБОУ ВО «Российский государственный

аграрный заочный университет», тренер-медиатор, член Ассоциации медиаторов «НОМ»; Московская обл., г. Балашиха, https://orcid.org/0000-0002-9822-8833 [email protected]

Кирилл Александрович Литвинов

Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования (КМИДО); «Южно-Российский Государственный Политехнический университет имени М.И. Платова» (Новочеркасск). г. Краснодар, Россия ORCID Ш: https://orcid.org/0000-0001-8804-1525 dpo [email protected]

Аннотация. Введение. В статье говорится о начале сложной процедуры вхождения нового субъекта в правовое и социально-экономическое поле после воссоединения города Севастополя с РФ. Об изменении в связи с этим структуры власти, о новом административно-территориальном делении по муниципалитетам. Показаны наиболее конфликтные сферы жизни города. Описан опыт применения медиации в различных сферах, а также методы и результаты исследований. Важной работой выступила популяризация медиации как способа разрешения споров среди населения города. Изучение опыта развития института медиации позволил выделить ряд проблем в социальной сфере: развитие медиации в образовательных организациях г. Севастополя и интеграция медиации в работу судов общей юрисдикции города. Поставлены цели - изучение роли муниципалитетов в жизни района, а также вопросов граждан, обращающихся за помощью и ответной реакции муниципальных служащих. Предложена идея межмуниципального сотрудничества, которую может реализовать Совет муниципальных образований. Показано, что реализация социально-значимых проектов возможна на площадке муниципалитетов в рамках социального партнерства.

Материалы и методы: теоретический анализ научных источников, правовой анализ нормативно-правовых актов, контент-анализ, опрос населения, анкетиро-

вание социальных работников, проведение интервью с представителями муниципалитетов, обобщение опыта.

Результаты. Важным фактором в формировании общего уровня социальной напряженности играет частота стрессов. При возникновении сложных конфликтных ситуаций горожане обращаются с жалобами и заявлениями в разные инстанции, поскольку почти ничего не знают о деятельности своих муниципалитетов.

Выводы. Выделена важная роль муниципалитетов в системе разрешения споров - это связующее звено между населением и государством. Говорится о возможности создания при муниципалитете площадки для разрешения конфликтов между гражданами.

Ключевые слова: медиация, система муниципального управления, органы местного самоуправления, муниципалитет, система разрешения споров, конфликт, гражданское общество, законодательство, социальное партнерство, социально-ориентированный проект

Для цитирования: Попов П.П., Литвинов К.А. Преимущества применения медиации в системе муниципального управления. // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том 4. № 6. С 90-111 DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-6-90-111

Благодарность: исполнительному директору Совета муниципальных образований Московской области, директору Ассоциации развития ТОС Московской области, заслуженному юристу Московской области

Олегу Борисовичу Иванову.

Original article

BENEFITS OF USING MEDIATION IN THE MUNICIPAL GOVERNMENT (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF SEVASTOPOL)

Petr Petrovich Popov

master student of the Department of agriculture and crop production of the faculty of agricultural technologies and biotechnologies of the Russian State Agrarian Correspondence University, coach-mediator, member of the Association of mediators «NOM»; Balashikha Moscow Region, https://orcid.org/0000-0002-9822-8833 e-mail: [email protected]

Kirill A. Litvinov

Candidate of Pedagogical Sciences, Director of the Krasnodar Multidisciplinary Institute of Continuing Education; M.I. Platov South Russian State Polytechnic

University (Novocherkassk) ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-8804-1525 Krasnodar, Russia dpo [email protected]

Abstract. Introduction. The article talks about the beginning of a complex procedure for a new entity to enter the legal and socio-economic field after the reunification of the city of Sevastopol with the Russian Federation. On the change in this regard, the structure of power, on the new administrative-territorial division by municipalities. The most conflicting spheres of city life are shown. The experience of using mediation in various fields, as well as methods and research results are described. An important work was the popularization of mediation as a way of resolving disputes among the population of the city. The study of the experience of the development of the institution of mediation made it possible to single out a number of problems in the social sphere: the development of mediation in educational institutions of the city of Sevastopol and the integration of mediation into the work of the courts of general jurisdiction of the city. The goals were set - to study the role of municipalities in the life of the district, as well as the issues of citizens who apply for help and the response of municipal employees. The idea of inter-municipal cooperation, which can be implemented by the Council of Municipal Formations, is proposed. It is shown that the implementation of socially significant projects is possible at the site of municipalities within the framework of social partnership.

Materials and methods: theoretical analysis of scientific sources, legal analysis of regulatory legal acts, content analysis, population survey, questioning of social workers, interviews with representatives of municipalities, generalization of experience. Results. An important factor in the formation of the general level of social tension is the frequency of stress. In the event of complex conflict situations, townspeople submit complaints and applications to various authorities, since they know almost nothing about the activities of their municipalities.

Conclusions. The important role of municipalities in the dispute settlement system is highlighted - it is a link between the population and the state. They talk about the possibility of creating a platform under the municipality for resolving conflicts between citizens.

Key words: mediation, municipal government, local government, municipality, dispute resolution system, conflict, civil society, legislation, social partnership, socially oriented project

For citation: Popov P.P., Litvinov K.A. Benefits of using mediation in the municipal government. // Pedagogy: history, perspectives. 2021. Volume 4. № 6. PP. 90-111 (In Russ.)

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-6-90-111

Acknowledgement: Executive Director of the Council of Municipal Formations of the Moscow Region, Director of the TPS Development Association of the Moscow Region, Honored Lawyer of the Moscow Region Oleg Borisovich Ivanov.

Введение.

Актуальность. После воссоединения г. Севастополя с Россией, началась сложная процедура вхождения нового субъекта в правовое и социально-экономическое поле России. Вместе с этим значительно изменилась структура власти, было произведено новое административно-территориальное деление по муниципалитетам. Появилась возможность для трансформации старых социаль-

ных институтов и создания новых. В действующем на территории г. Севастополя до 2014 г. правопорядке отсутствовала закрепленная законодателем возможность использовать процедуру медиации, а также иные альтернативные способы разрешения споров. Развитие таких институтов было возможно только благодаря локальным пилотным проектам. Однако отдаленность Севастополя от г. Киева и иных городов, где зарождалась медиация, практически исключила возможность доступа населения города и организаций к такому способу разрешения споров. Однако развитие нового для города института требует разрешение многих вопросов организационного, правового, информационного, финансового характеров. Несомненно, большую роль в разрешении таких вопросов может сыграть как Правительство города, профильные департаменты и их структурные подразделения, так и внутригородские муниципальные образования. Развитие новых для города практик в сфере разрешения споров позволит снизить уровень психологического напряжения в обществе, а также способствовать оздоровлению психологического климата как в городе в целом, так и в отдельных структурах, организациях, формациях.

Гипотезой данного исследования является то, что внутригородские муниципальные образования в своей деятельности могут способствовать развитию медиативных практик. Необходимо изучить возможности развития медиации на площадке внутригородских муниципальных образований г. Севастополя. Для достижения данной цели сформированы следующие задачи:

- определить наиболее актуальные проблемы в городе в разных социальных сферах;

- выявить основные особенности правового регулирования деятельности внутригородских муниципальных образований г. Севастополя;

- описать и проанализировать итоги работы, проводимой севастопольскими медиаторами в период 2016 - 2020 гг.;

- определить основные возможные способы развития медиации при участии внутригородских муниципальных образований г. Севастополя.

Предметом исследования выступали правовые и социальные аспекты интегрирования медиации в различные институты при участии муниципалитетов.

Методы исследования: проводился теоретический анализ научных источников, правовой анализ нормативно-правовых актов, контент-анализ, опрос населения, анкетирование социальных работников, проведение интервью с представителями муниципалитетов, обобщение личного опыта автора исследования.

Степень научной разработанности. Исследуемая проблема является междисциплинарной. Для достижения целей, поставленных перед исследователем, необходимо изучить труды из разных дисциплин, таких как юриспруденция, конфликтология, социология, муниципальное управление, медиация.

При изучении вопроса о том, какие конфликты бывают в системе муниципального управления, о конфликтах между местной властью и населением, либо о конфликтах между отдельными группами или лицами в районах, степень классификации конфликтов представляется довольно изученным и полным. То же касается и правовой основы деятельности муниципальных образований.

Обзор литературы.

При изучении работ в области медиации таких авторов как А. С. Архип-кина [1], Х. Бесемер [2], Г.Ф. Похмелкина [3], Ц.А. Шамликашвили [4] и др. медиация как способ разрешения конфликтов изучен полно и всесторонне. Однако вопросы интеграции медиации в отдельные социальные институты ещё подлежит изучению. При этом, крупных исследований по данной теме не проводилось.

Особенности административно-территориального устройства определяют несколько важных для настоящего исследования моментов.

Во-первых, федеральное законодательство различает особенности регулирования социальных отношений в субъектах России и в городах федерального значения.

Во-вторых, территориальное устройство Севастополя построено таким образом, что в его подчинении расположены большое количество сел и поселков, расположенных в отдалении от самого города. При этом, в силу неразвитой инфраструктуры, для сельских жителей остаются недоступные многие социально-ориентированные проекты.

В-третьих, в «украинский период» сельские советы, а также районные советы имели большое количество полномочий и решали широкий спектр вопросов местного значения.

Естественный прирост населения с 2000 г. имеет отрицательный показатель. Однако, по неофициальным данным, население города составляет от 650 тыс. до 800 тыс. чел., при этом, около 250 тысяч граждан не имеют регистрации постоянного места жительства и проживают в садовых домах без возможности получения такой регистрации. Что касается официальной статистики в отношении браков и разводов в городе, то в 2015г. количество разводов на 1000 чел. населения составило 4,0, в 2016 - 4,5, а в 2017 уже 4,7 разводов. Таким образом, наблюдается стремительное повышение численности разводов среди населения города.

Демографическая ситуация в г. Севастополе обуславливает большую социальную напряженность, а также большую вероятность роста числа таких явлений как: социальное сиротство, преступность, безработица, сложность в получении пособий и выплат, снижение качества предоставления широкого круга услуг: от зачисления детей в дошкольные образовательные организации до предоставления услуг в сфере здравоохранения. Переходный период в г. Севастополе связан с большим количеством сложностей, таких как:

1) организация обучения государственных и муниципальных служащих в области права, бухгалтерского учета, документооборота;

2) процесс замены паспортов для жителей города и подтверждения гражданства для тех, кто не был зарегистрирован в городе, но постоянно в нем проживал; особенности возврата денежных средств - вкладов в украинские банки;

3) ограниченность возможностей новых банков; большое количество исков Правительства г. Севастополя в отношении земель, документы на которые были оформлены в «украинский период» с нарушениями;

4) вопросы учета недвижимого имущества;

5) наличие противоборствующих политических лагерей;

6) повышение цен;

7) дополнительные международные санкции для жителей Крыма;

8) большое количество мигрантов из других регионов России, а также из

9) Донецкой и Луганской областей Украины;

10) разработка и обсуждение Генерального плана города; и многие другие.

Анализ показателей.

Кроме того, существует много проблем и в социальной сфере, среди которых можно отметить получение услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, социальных выплат.

В 2016г. в адрес Губернатора и Правительства Севастополя поступило 15 215 обращений от 57031 гражданина. Наибольшее количество обращений граждан связано с вопросами ЖКХ - 21%. Примерно в равной степени граждан волнуют вопросы земельных, имущественных отношений, предоставления жилья и улучшения жилищных условий - по 11% обращений. Вопросы по работе транспорта, дорожного хозяйства, труда и социального обеспечения составляют 7 % от общего числа обращений. Результаты этого социологического исследования, проведенного по заказу Правительства города в 2016г., также показывают, какие основные проблемы в городе видят его жители.

Так, в качестве основных проблем 65% опрошенных назвали состояние дорог в городе, 58% - высокие цены, 33% - качество медицинского обслуживания, 28% - качество ЖКХ. Что касается качества услуг в городе, то 81 % опрошенных выразили недовольство организацией предоставления медицинских услуг, 62 % - организацией ЖКХ, и 41% - образованием [5].

В городе действует Севастопольский городской суд и 4 районных суда общей юрисдикции: Нахимовский, Гагаринский, Балаклавский, Ленинский. Город поделен на 21 участок мировых судей. Что касается арбитражных судов, то в Севастополе действует Арбитражный суд г. Севастополя и Двадцать первый Арбитражный Апелляционный суд.

Кроме судебного порядка разрешения спорной ситуации могут быть и обращения в профильные ведомства.

Важным фактором в формировании общего уровня социальной напряженности играет то, насколько в жизни граждан часты стрессы.

При опросе общественного мнения в отношении удовлетворенностью условий

труда из 100% респондентов:

- 10,6 % респондентов ответили, что постоянно испытывают стрессы на работе;

- 53,2 % респондентов ответили, что иногда испытывают стрессы на работе;

- 36,3 % респондентов ответили, что не испытывают стрессов на работе.

При возникновении сложных и конфликтных ситуаций, граждане обращаются с жалобами и различного рода заявлениями и в другие инстанции.

В рамках настоящего исследования проводилось анкетирование среди жителей города. В анкетировании приняли участие 165 чел.

Целями анкетирования было - узнать о конфликтных ситуациях в городе, получить данные о том, как относятся граждане к конфликту, и о том, какими они видят возможные пути разрешения конфликтов в городе.

На предложенный респондентам вопрос-

«Часто ли в Вашей жизни возникают конфликты?», 48 чел. ответили: «Иногда», 33 чел. ответили: «Редко» и «Не часто», 30 - ответили: «Часто», и всего 7 чел. ответили: «Очень часто». Практически все респонденты в своей жизни в той или иной мере сталкиваются с конфликтными ситуациями.

Другой предложенный вопрос был о том,

«В какой сфере чаще всего возникают конфликты?».

Наибольшее количество ответов респондентов получили: трудовые отношения, семейные отношения, получение медицинской помощи, получение услуг ЖКХ.

Среди населения наиболее актуальные вопросы - это вопросы, связанные с состоянием дорог и благоустройства города, ЖКХ, трудовыми отношениями, здравоохранением и расторжением браков.

Ещё один вопрос, который был предложен респондентам о том, «Как они относятся к конфликтам?». Наибольшее количество респондентов ответили: «Отрицательно, конфликт - это стресс, трата времени, денег и сил», «Я бы предпочел не тратить своё время на конфликт, своё внимание я могу направить на что-то другое», «Считаю, что конфликты - часть нашей жизни, какими бы сложными они не были, и к ним нужно относиться спокойно».

С конфликтом сталкивается подавляющее большинство респондентов. При этом две трети из них в конфликте испытывают стресс или пытаются от него отстраниться.

В городе в настоящее время повышается социальная напряженность, вызванная многими факторами: от демографических показателей, до социальной, экономической и политической сфер. При этом чаще всего граждане встречаются с проблемами при получении услуг ЖКХ и медицинской помощи, в сфере семейных и трудовых правоотношений. Большая часть социальных институтов пережили и переживают процессы ликвидации или реорганизации. При этом большое значение для дальнейшего развития реорганизованных и вновь созданных институтов представляет изучение количественных и качественных показателей, в том числе споров и конфликтов в городе.

Анализ показателей, позволяет сделать вывод о большой социальной и психологической напряженности. Для снижения уровня такой напряженности необходимо изучать и разрабатывать новые возможности, позволяющие выходить из сложных и конфликтных ситуаций с наименьшими потерями [описан в приложении].

Изучая опыт развития института медиации в г. Севастополе, можно выделить несколько основных проблем, препятствующих такому развитию:

1) недостаточное количество медиаторов в городе, занимающихся популяризацией медиации;

2) отсутствие комплексной поддержки развития медиации со стороны местной власти;

3) нежелание населения оплачивать процедуру медиации в условиях отсутствий гарантий результата;

4) отсутствие федерального и регионального финансирования и субсидирования по направлению интеграции медиации в систему разрешения споров.

Однако, как показывают результаты уже упомянутого опроса, жители городской черты Севастополя почти ничего не знают о деятельности своих муниципалитетов, а в сельской зоне люди отлично осведомлены о работе своих муниципальных советов. При этом большинство жителей негативно высказались об эффективности муниципалитетов. Больше половины опрошенных горожан не обращаются к депутатам, а треть - и вовсе не знает о существовании такой возможности.

В городе приняты два закона, которые определяют круг вопросов местного значения. Это вопросы, связанные с бюджетом, имуществом, укреплением межнационального и межконфессионального согласия, профилактикой терроризма, ликвидацией последствий ч/с, охраной общественно порядка, организацией досуга жителей, организацией молодежных мероприятий, обустройства мест массового отдыха, развитием физической культуры, мероприятиями по санитарной отчистке, сбору и вывозу отходов, созданию зелёных насаждений, ремонтом и содержанием элементов благоустройства, обустройством спортивных и детских площадок, содержанием дорог, демонтажем несанкционированных торговых объектов.

Аналогичный круг вопросов так же закреплен и в уставах органов местного самоуправления, например в Уставе Ленинского муниципального округа. Уставы других муниципальных образований г. Севастополя также содержат указанный круг вопросов.

В рамках данного исследования, было также проведено два интервью.

Целями данных интервью было:

- изучение роли муниципалитетов в жизни района, а также того, с какими сложностями и вопросами обращаются граждане, и как муниципальные служащие в таких случаях поступают.

Также же нами ставилась задача выяснить:

- какими компетенциями, по мнению глав муниципальных образований, должны обладать депутаты и муниципальные служащие для того, чтобы содействовать в разрешении спорных ситуаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оба респондента описали сложности, вызванные переходом г. Севастополя в состав России, сославшись на то, что ликвидировались старые организации местного самоуправления и создавались новые. При этом, ввиду отсутствия финансирования и нормативно-правовой базы, сотрудники данных организаций в течение одного года работали на безвозмездной основе, что, по мнению респондентов, способствовало укреплению коллективов, закалке специалистов, а также отсева кадров.

На вопрос о том,

- «С какими проблемами и жалобами к ним обращаются граждане?»

Это вызвано тем, что при прежнем государственном строе районные и

сельские советы обладали большим количеством функций и полномочий. Вследствие чего, граждане и обращаются в муниципалитеты.

При этом респонденты неоднократно ссылались на узкий список полномочий органов местного самоуправления.

Реагирование главы муниципального образования или муниципальных служащих на поступающие жалобы граждан могут быть следующие: обработка жалобы непосредственно муниципальным образованием, выезд главы МО или

депутата на места, перенаправление жалобы в профильные ведомства. Также в арсенале органов местного самоуправления существуют: местные референдумы, муниципальные выборы, публичные слушания, правотворческая инициатива граждан, собрание граждан, опрос граждан, конференция граждан.

При работе с населением большое значение имеет личность главы муниципалитета, а также депутатов. Так, на вопрос о том,

- «Какими навыками должен обладать человек, работающий с конфликтующими гражданами, оба респондента ответили, что это должен быть человек, которого люди уважают, который будет для них авторитетом?»

При этом оба респондента отметили, что депутатами не становятся те люди, которые не способны разрешать конфликты. В дальнейшем, в ходе интервью, оба респондента, описывая работу с конфликтующими, употребляли слова и выражения как «убедить» и «объяснить ему, почему он не прав», что дает возможность предполагать об определённых стратегиях таких специалистов. Также они сообщили о том, что никто из депутатов и муниципальных служащих не обучался навыкам, необходимым для разрешения конфликтов. При этом обозначено, что в «украинский период» такое обучение было возможно ввиду своей доступности для муниципальных служащих. Также было отмечено, что сейчас отсутствует финансовая возможность направлять сотрудников на обучение.

При наличии навыков разрешения конфликтов руководитель сам способен выступить посредником при разрешении спора. В таком случае снижается напряженность в районе. В работе чиновника навыки медиации могут быть полезны, чтобы помочь спорящим разрешить конфликт и сориентировать их на поиск взаимоприемлемого решения. При этом было бы полезным при обучении специалистов и руководителей муниципальной службы включить дополнительный курс, посвященный основам медиации, поскольку умение предотвращать конфликты и разрешать споры - важный навык цивилизованного руководителя, способного приспособиться к проблемам населения муниципалитета.

В рамках данного интервью респондентам был также задан вопрос о том,

- «Нужна ли специальная служба по разрешению конфликтов?»

На что оба респондента ответили положительно. Они выразили идею того, что такая служба должна быть государственной, и финансироваться за счёт федерального или городского бюджета, или негосударственной некоммерческой, получающей государственную поддержку в виде различных грантов, субсидий, субвенций. При этом они сослались на отсутствие необходимости создавать такую службу в каждом муниципалитете отдельно, обозначив, что достаточно организовать одну службу по разрешению споров на несколько муниципалитетов города.

Проведенное интервью не даёт возможности анализировать ситуацию во всём городе, поскольку в нём приняли участие первые лица муниципалитетов только 2 из 10 муниципальных образований, представители остальных муниципальных образований от прохождения интервью отказались.

Для получения более точных данных, необходимо разработать более структурированное интервью, провести интервью со всеми главами муниципальных образований, провести анализ журналов учета обращений граждан.

Среди вопросов, которые были заданы респондентам, был вопрос о том,

- «Нужна ли в г. Севастополе структура, которая содействовала бы разрешению конфликтов?»

39 респондентов указали, что такая структура в городе необходима, а 73 респондента ответили, что такая служба может быть полезной. На остальные ответы: «затрудняюсь ответить», «скорее не нужна», «нет, она в городе не нужна» и «не понимаю зачем, все конфликты можно решить с помощью уже существующих государственных структур», - суммарно приходится 32 % всех опрошенных.

Другой вопрос, который был предложен севастопольцам, - о том,

- «Какой именно должна быть такая структура?»

Наибольшее количество ответов получил вариант: «Негосударственной некоммерческой» - его выбрали 49 респондентов, что составило 30% всех опрошенных. По 38 респондентов ответили: «Государственной» и «Затрудняюсь ответить». Всего 19 чел. ответили, что такая служба должна быть муниципальной.

Такое распределение голосов может свидетельствовать о большом доверии к сектору некоммерческих организаций, либо, наоборот, отсутствию доверия к государственным и муниципальным институтам в г. Севастополе.

При Правительстве и при муниципалитетах города не создано служб, которые бы занимались содействием в разрешении конфликтов. Указанное обстоятельство затрудняет возможность практического изучения таких институтов.

Для создания муниципальных служб медиации должны быть решены несколько вопросов, в том числе вопрос финансирования и материального обеспечения такой службы, а также включения деятельности таких служб в перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований.

Таким образом, можно выделить важную роль муниципалитетов в системе разрешения споров. А именно то, что они представляют собой связующее звено между населением и государством. Если муниципалитеты будут иметь возможность содействовать гражданам в разрешении спорных и конфликтных ситуаций, то эту функцию не нужно будет брать на себя государству. Иными словами, если конфликт между гражданами будет разрешен на уровне района, то не будет необходимости включаться в конфликт, например, федеральным судьям.

Существует возможность создания при муниципалитете площадки для разрешения конфликтов между гражданами.

Как уже упоминалось, законами г. Севастополя предусмотрен исчерпывающий перечень вопросов местного значения, которые могут решать органы местного самоуправления. При этом исключительные полномочия по внесению изменений в такой перечень принадлежат Законодательному собранию г. Севастополя.

Выводы.

С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о невозможности создания отдельной структуры при муниципалитете, которая бы решала задачи, не включенные в установленный перечень вопросов местного значения. В региональном и федеральном бюджетах не предусмотрено возможности материально-технического обеспечения создания новых структур при муниципалитетах г. Севастополя.

С другой стороны, положения федерального законодательства о муниципальной службе предусматривают возможность проведения экспериментов с целью повышения эффективности деятельности муниципалитетов и муниципальных служащих. Такой эксперимент мог бы быть направлен на использование отдельных практик медиации, а также медиативного подхода.

При этом использование медиативного подхода в работе муниципальных служащих может разрешить сразу несколько вопросов.

Во-первых, муниципалитетам не нужно создавать новую структуру, либо вводить новую штатную единицу.

Во-вторых, медиативный подход также может использоваться при реализации муниципальным служащим полномочий в сфере публичных интересов.

Наиболее актуальные - вопросы, связанные с состоянием дорог и благоустройства города, ЖКХ, здравоохранением и расторжением браков. Наиболее перспективным для муниципальных служащих использование медиативного подхода видится в ситуациях, связанных с благоустройством, поскольку это относится к вопросам местного значения.

Кроме этого, муниципалитетам может принадлежать имущество, в т.ч. недвижимое, которое используется для удовлетворения широкого круга нужд населения. Это обусловлено тем, о чем говорилось: население обращается в муниципалитеты по большому количеству вопросов, зачастую выходящих за круг полномочий последних.

Таким образом, существует необходимость создания некой службы, которая была либо при муниципалитете, либо с ним сотрудничала. Однако отсутствует возможность создания нового подразделения при муниципалитете ввиду отсутствия материальной возможности, а также ввиду отсутствия правового регулирования «содействия в разрешении конфликтов среди населения» в перечне вопросов местного значения.

Так, очень примечателен опыт многих регионов России по реализации социально значимых проектов некоммерческими организациями во взаимодействии, в том числе, с муниципалитетами. Например, в городском округе Вичуге Ивановской области на базе Центра детского творчества была создана Муниципальная служба примирения. Данный проект основан на социальном партнерстве между региональной организацией профсоюзов и муниципальными службами.

Анализ сайта «Фонда президентских грантов» позволяет приводить и другие успешные примеры развития института медиации через сектор социально-ориентированных некоммерческих организаций. Так, победителями конкурса стали проекты по развитию медиации и медиативных технологий из Калининграда, Тюменского края, Хабаровского края, Владимирской области, Иркутской области, Краснодарского края и другие.

В России существует большое количество организаций и фондов, готовых осуществлять на конкурсной основе поддержку социально значимых проектов.

Так, например, Правительство г. Севастополя, в лице Департамента общественных коммуникаций г. Севастополя ежегодно проводит конкурс проектов СО НКО на право получения субсидий за счет бюджета города. А созданный в городе Ресурсный центр поддержки СО НКО предоставляет возможность организациям получить комплексную помощь в подготовке проекта и дальнейшей реализации его мероприятий.

Помимо участия в конкурсах, социально ориентированные организации могут получить статус исполнителя общественно полезных услуг с правом на приоритетное получение мер поддержки от федеральных, региональных и муниципальных властей. Для получения такого статуса, деятельность СО НКО должна соответствовать утвержденному перечню общественно полезных услуг, а также соответствовать критериям оценки качества оказания таких услуг. Кроме государственной поддержки, существует значительное количество частных фондов, выступающих организаторами грантовых конкурсов, например, фонд Кудрина.

Указанное свидетельствует о том, что государство на всех уровнях пытается обеспечить возможность социально ориентированным организациям реализовать свой потенциал. При этом до 2020 г. социально ориентированным некоммерческим организациям - исполнителям общественно полезных услуг планируется предоставление до 10 % бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство заинтересовано в том, чтобы часть задач социальной направленности были переложены с государственных и муниципальных учреждений на сектор некоммерческих организаций.

Обобщая вышесказанное, развитие института медиации возможно через деятельность некоммерческих организаций путем получения грантов, субсидий на реализацию отдельных проектов этих НКО, а также дополнительных мер поддержки НКО при условии получения статуса исполнителя общественно полезных услуг.

При реализации таких программ существенное участие могут принимать муниципалитеты. В том числе реализуя идею межмуниципального сотрудничества, которую может организовывать соответствующий Совет муниципальных образований.

Реализация социально-значимых проектов возможна, в том числе, на площадке муниципалитетов в рамках социального партнерства.

Гипотезой данного исследования является то, что внутригородские муниципальные образования в своей деятельности могут способствовать развитию медиативных практик.

Для ее подтверждения было проведено исследование в нескольких направлениях.

1. Проведение опроса среди населения г. Севастополя

В рамках этого исследования был проведен опрос среди населения города. При разработке опросника ставились цели: изучение уровня конфликтности в городе, уровня осведомлённости о медиации, а также о том, каким образом должны разрешаться конфликты и как стоит подходить к организации работы по разрешению конфликтов. Также, предполагалось оценить, насколько жители города доверяют государственным и муниципальным учреждениям быть теми структурами, которые способны помогать разрешать конфликты.

В опросе приняли участие 165 чел., из которых 137 чел. приняли участие в опросе в сети интернет, а 28 чел. приняли личное участие в опросе. В сети интернет участие в опросе предлагалось пройти жителям Севастополя через ресурс социальных сетей, на которых есть возможность определить количество про-

смотров публикации. Так при суммарном количестве просмотров более чем в 5000, всего 137 чел. прошли опрос, что примерно составляет 2,7 %.

В опросе принимали участие респонденты из разных социальных, возрастных групп. Так, 67 респондентов пребывают в возрасте 30-40 лет, 49 респондентов - в возрасте 25-30 лет, 17 респондентов - 40-50 лет, 13 респондентов

- 50-60 лет, 9 респондентов - старше 60 лет, 8 респондентов - 20-25 лет и 2 респондента - до 20 лет. 141 чел. имеет высшее образование, 10 - среднее специальное, 7 - среднее, 6 - более одного высшего, 3 - неполное среднее, 2 - неполное высшее, 1 - кандидат технических наук.

На вопросы ответили 111 женщин и 54 мужчины. Это были представители разных профессий, среди которых: сфера продаж, инженеры, преподаватели, безработные, экономисты, работники сферы услуг, руководители, юристы, представители творческих профессий, бухгалтер, психолог, государственные служащие и другие.

По результатам проведенного опроса удалось получить данные о том, какое отношение к конфликту у большинства респондентов.

Наибольшее количество респондентов ответили: «Отрицательно, конфликт - это стресс, трата времени, денег и сил», «Я бы предпочел не тратить своё время на конфликт, своё внимание я могу направить на что-то другое», «Считаю, что конфликты - часть нашей жизни, какими бы сложными они не были, и к ним нужно относиться спокойно».

Таким образом, для большей половины респондентов конфликт неприятен, связан со стрессом, либо затратами.

На предложенный респондентам вопрос

«Часто ли в Вашей жизни возникают конфликты?»

48 чел. ответили: «Иногда», по 33 чел. ответили: «Редко» и «Не часто», 30

- ответили: «Часто», и всего 7 чел. ответили: «Очень часто». Примечательно, что только 1 чел. из 165 опрошенных ответил: «Никогда».

Также респондентам был предложен вопрос о том,

«Какие им известны способы разрешения конфликтов?»

97 чел. ответили: «Ищу компромисс», 21 - ответили: «Настраиваюсь на сотрудничество», 20 - ответили: «Ухожу от выяснения отношений», 17 - ответили: «Настаиваю на своём» и 10 - ответили: «Приспосабливаюсь».

Таким образом, 118 чел. выбрали вариант ответа, связанный с совместным поиском решения конфликта.

Следующий предложенный респондентам вопрос:

«Готовы ли Вы обращаться за помощью в разрешении возникающих у Вас конфликтов к независимому третьему лицу?».

63 респондента ответили: «Скорее нет», 48 - «Скорее да», 27 - «Безусловно, да», 19 ответили «Определенно нет».

В другом вопросе респондентам предлагалось выбрать, кого лично они бы выбрали в качестве посредника при разрешении конфликтов.

Наибольшее количество ответов получил «Юрист» - так ответили 59 респондентов, 44 респондента ответили «Психолог», по 34 ответа получили соответственно «Родственник» и «Никто из вышеперечисленных», 23 человека указали «Медиатора», по 12 ответов получили «Начальник» и «Общественный дея-

тель», 9 респондентов указали «Религиозного наставника», 7 респондентов указали «Депутата». В графе «Другое» респонденты указали: «Компетентного человека», «Друга» и «В зависимости от ситуации».

Среди вопросов также был предложен вопрос о том, знакомы ли респонденты с медиацией.

58 респондентов ответили «Немного слышал о том, что это такое», 57 ответили «Ничего не знаю», 24 ответили «Хорошо знаю, что это такое», 16 ответили «Затрудняюсь ответить», 8 ответили «В вопросе опечатка, нужно читать «медитации»», и только 2 респондента ответили «Участвовал в процедуре медиации». Такие показатели свидетельствуют о низком уровне просветительской деятельности о медиации среди населения.

Кроме этого, респондентам был предложен вопрос:

«Как Вы считаете, нужна ли в г. Севастополе структура, которая бы содействовала разрешению конфликтов?».

73 опрошенных ответили: «Да, она может быть полезной»; 39 ответили: «Да, она необходима»; 19 ответили: «Затрудняюсь ответить»; 14 ответили: «Не понимаю зачем, все конфликты можно решить с помощью уже существующих государственных структур»; 12 ответили: «Скорее не нужна».

Последний вопрос, который вызывает интерес в рамках данного исследования. 49 человек ответили «Негосударственной некоммерческой», по 38 чел. ответили соответственно «Государственной» и «Затрудняюсь ответить», 19 ответили «Муниципальной» и 16 ответили «Частной».

Выводы.

Результаты проведенного опроса позволяют сделать сразу несколько выводов:

- подавляющая часть респондентов сталкивается с конфликтами в своей жизни;

- более половины респондентов стараются в конфликтной ситуации выбирать стратегии поиска совместного решения с оппонентом;

- так 66 % респондентов считают, что в городе нужно создать новую структуру, которая бы способствовала разрешению конфликтов;

- в вопросе разрешения споров респонденты высказали немного больше доверия сектору некоммерческих организаций, чем государственным, муниципальным и частным структурам.

2. Проведение опроса сотрудников органов опеки и защиты прав несовершеннолетних

При разработке данного опроса исследователем были поставлены следующие цели:

- получить информацию о категориях споров, с которыми работают сотрудники органов опеки,

- получить информацию о том, каким образом эти сотрудники способствуют прекращению конфликтного взаимодействия в семье несовершеннолетнего, а также то, каким образом должна быть выстроена система разрешения споров в городе.

В опросе приняли участие 31 сотрудник органов опеки. Все опрошенные - женщины. 12 респондентов в возрасте 31 -40 лет, 11 респондентов - 4150 лет, 4 респондента - 51-60 лет, 2 респондента - 26-30 лет. При этом, 13 респондентов работают свыше 10 лет в системе защиты прав несовершеннолетних, 9 респондентов - от 5 до 10 лет, 3 респондента - от 1 года до 4, 5 респондентов - до 1 года.

По результатам данного опроса удалось получить информацию о том, с какими конфликтами в своей работе сталкиваются сотрудники органов опеки в г. Севастополе, о том, какой потенциал они видят в использовании медиации, а также о том, каким образом должна быть выстроена в городе система предоставления медиативной помощи.

В данном опросе респондентам был задан вопрос:

«По Вашему мнению, площадкой для распространения информации о медиации, а также проведения процедур медиации при взаимодействии с Вашим ведомством в г.Севастополе могут быть...».

Так, 11 респондентов ответили: «Созданная при муниципалитете служба медиации», 8 респондентов - «Созданная Правительством города служба медиации», 7 - «Школьные службы медиации» и 6 - «Негосударственная некоммерческая организация»

Стоит обратить внимание на возможное искажение ответов. В частности, респондентам был предложен вопрос: «Используете ли Вы в своей профессиональной деятельности инструменты медиации?» только 3 респондента ответили, что не используют, все остальные же ответили, что используют. При том, что никто из респондентов не проходил полноценного обучения в области медиации. Такие ответы могли быть результатом того, что за две недели до прохождения опроса, респонденты принимали участие в семинаре-презентации, организованном АНО «СЦМП».

3. Проведение интервью с главами муниципальных образований

Было проведено два интервью. Целями данных интервью было изучение роли муниципалитетов в жизни района, а также того, с какими сложностями и вопросами обращаются граждане, и как муниципальные служащие в таких случаях поступают.

При подготовке и проведении интервью возникли следующие сложности.

Во-первых, проведение интервью было запланировано с большим количеством респондентов, однако те, после предварительного согласия дать интервью, изменили своё решение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, в ходе интервью респондентам часто приходилось отвлекаться на срочные рабочие вопросы, что иногда сбивало респондентов.

Проведение интервью с главами муниципальных образований позволило получить развернутые ответы на вопросы. Была получена информация о роли муниципалитетов в системе разрешения споров, о том, с какими проблемами обращаются граждане, о том, каким образом муниципальные служащие реагируют на данные обращения, о том, каким образом можно было бы организовать деятельность службы по содействию в разрешении споров.

4. Проведение статистического анализа данных

При проведении данного исследования большое внимание было уделено статистическим данным, поскольку они представляют большую ценность для того, чтобы иметь представление о сложившейся ситуации в г. Севастополе. Так, была частично использована для настоящего исследования информация, публикуемая Правительством Севастополя, Управления Судебного департамента г. Севастополя, Государственной инспекцией по труду в г. Севастополе.

5. Анализ нормативно-правовых актов

При проведении настоящего исследования важным также было проведение анализа нормативно-правовых актов. Анализу подлежали международные, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов местного самоуправления, административно-территориального устройства г. Севастополя, социальное проектирование и му-ниципально-частное партнерство, а также гражданское, бюджетное, процессуальное законодательство. Анализ нормативно-правовых актов позволил обозначить основные возможные пути развития медиативных практик при участии муниципалитетов. При этом, отдельные вопросы остаются пока что не урегулированными, например отсутствие в перечне вопросов местного значения положений о разрешении конфликтов.

6. Анализ личного опыта исследователя

Будучи практикующим медиатором, исследователь имеет возможность описать опыт применения медиации в различных сферах жизни г. Севастополя. Кроме того, участие исследователя в различных организациях, связанных с медиацией, позволяет получать информацию от других практиков. В рамках настоящего исследования был использован опыт развития медиации в сфере коммерческой деятельности - на базе Коллегии медиаторов при Союзе «Севастопольская торгово-промышленная палата», а также в социальной сфере (на базе деятельности АНО «СЦМП»).

Заключение.

Анализ социальной обстановки в г. Севастополе дает возможность увидеть большой спектр проблем и конфликтных ситуаций в разных сферах жизни населения города. Большое количество конфликтов и других проблем приводит к повышению уровня социального и психологического напряжения.

Медиация как способ разрешения споров при комплексном подходе к её развитию и распространению способна выступать одним из инструментов по снижению такого психологического и социального напряжения в обществе. В настоящее время она начинает внедряться в некоторые сферы жизни города: образование, семейные правоотношения, коммерческие споры. Важную роль играет взаимодействие сообщества медиаторов с представителями государственных структур, таких как суды, органы опеки и защиты прав несовершеннолетних, иные профильные ведомства.

Одной из площадок, где стоит обратить внимание на медиацию и медиативный подход, являются муниципалитеты. Постоянное взаимодействие муниципальных служащих с гражданами требует развития многих профессиональных компетенций, среди которых также и навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. По мнению специалистов в области медиации «корпоративное

обучение, направленное на внутреннее управление конфликтами, проходит на тренингах ассертивного поведения, где внимание уделено сохранению уважения к себе и своим коллегам, а также умению отстаивать свою точку зрения, не задевая при этом чувств оппонента [6, с. 69].

В ходе исследования рассматривалась возможность создания на базе муниципалитетов структуры, которая бы способствовала содействию в разрешении большого количества конфликтных ситуаций. Однако создание такой структуры на базе муниципалитетов в настоящее время невозможно и обусловлено это тем, что «разрешение конфликтов» не вынесено в перечень вопросов местного значения, и тем, что региональный и муниципальный бюджеты не предусматривают возможности создания и материально-технического обеспечения нового подразделения.

Для того, чтобы такая служба была создана, необходимо внесение изменений как в федеральное законодательство, так и в региональное. При этом, роль муниципалитетов в системе разрешения споров велика, поскольку они выступают связующим звеном между жителями и городской властью. И они могут внести большой вклад в развитие медиативных практик. Такой вклад возможен в рамках реализации социально-ориентированных проектов и социального партнерства. А создание площадок для разрешения споров в настоящее время возможно на базе некоммерческих организаций, в том числе и социально-ориентированных некоммерческих организаций.

Задачи, которые были поставлены в рамках данного исследования, выполнены. Считаем, что внутригородские муниципальные образования в своей деятельности могут способствовать развитию медиативных практик.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ КАК СПОСОБА РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

Обобщение практического опыта медиаторов города

Анализ актуального состояния работы служб медиации

Основные вопросы работы муниципалитетов при обращении граждан

До вхождения г. Севастополя в правовое поле России на территории города отсутствовало какое-либо регулирование процедуры медиации. Отдаленность от крупных городов, где зарождалась медиация, практически исключала возможность доступа населения города и организаций к такому способу разрешения споров.

Первой площадкой для развития практик медиации стала Севастопольская торгово-промышленная палата (далее - СТПП). Коллегии медиаторов при СТПП - постоянно действующем органе по внесудебному разрешению споров с участием медиатора. На данном заседании Правления были утверждены Положение о Коллегии медиаторов при Севастопольской Торгово-промышленной палате, Регламент Коллегии медиаторов, Положение о сборах и расходах Коллегии медиаторов. В состав данной Коллегии вошли пять практикующих медиаторов: С.А. Печкин, Е.А. Митина, О.Б. Шевчук, А.Л. Зотова и И.И. Мельник

На базе СТПП организовываются круглые столы и совещания на тему:

«Медиация как способ разрешения споров», на котором присутствовали представители судейского сообщества и предприниматели.

«Медиация в трудовых спорах», на котором обсуждались вопросы применения медиации в урегулировании трудовых споров и разрешении конфликтов между работодателями и работниками с помощью данной процедуры.

Однако результатов применения процедуры медиации в предпринимательских кругах г. Севастополя с привлечением медиаторов - членов Коллегии не зафиксировано. Невзирая на приглашения сторонам пройти процедуру медиации, только трое предпринимателей обратилось в Коллегию медиаторов при СТПП за консультацией о возможностях медиации.

Важной работой является популяризация медиации как способа разрешения споров среди населения города. Медиаторы выступают на региональном телевидении: эфир на телеканале «ИКС» и «Первый севастопольский». Кроме этого, среди просветительских мероприятий можно отметить участие медиаторов в качестве приглашенных лекторов на обучающие мероприятия, проводимые на базе СТПП, а также опубликованные статьи в сети Интернет.

Отлично от предпринимательской сферы обстоят дела с применением медиации в социальной сфере. Для работы по интеграции медиации и методов, основанных на ней, в систему разрешения конфликтов в социальной сфере, в городе созданы две некоммерческих организации: АНО «СЦМП» и АМ «Центр медиации и стратегических альтернатив». При этом, стоит отметить отдельно несколько направлений.

Первое направление - это развитие медиации в образовательных организациях г. Севастополя.

Директором Департамента образования г. Севастополя были доведены до сведения руководителей образовательных организаций рекомендации по созданию в образовательных учреждениях Севастополя школьных служб примирения. После данного Письма, в образовательных организациях г. Севастополя были приняты Приказы и Положения о службах школьной медиации. Однако реальной работы по направлению развития деятельности таких служб не проводилось. И, поскольку в Севастополе органами прокуратуры не проводилось проверок деятельности служб школьной медиации, примечателен опыт таких проверок в других регионах России. Так, работа по развитию деятельности таких служб, по мнению сотрудников органов прокуратуры может быть выражена следующими мероприятиями: создание «групп равных»; прохождения сотрудниками образовательных организаций обучения в области медиации, а также по программе «школьная медиация»; и др.

Фактически, за два года в Севастополе было проведено всего два мероприятия по направлению развития служб школьной медиации: семинар-практикум для педагогов-психологов образовательных организаций города по теме «Школьная служба медиации», для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений прошли курсы повышения квалификации по теме «Медиация. Стратегии общения и способы урегулирования конфликтов образовательной организации», оба мероприятия были организованы ГБОУ ДПО «Севастопольский центр развития образования».

Также, по данным официального сайта Фонда президентских грантов, СРОО «Севастопольские мамы» подана заявка на первый конкурс Фонда с проектом «Все мы люди! Развитие и сопровождение школьных служб медиации», целью которого является содействие развитию школьных служб медиации в г. Севастополе на базе трёх «пилотных» школ.

Администрации севастопольских школ трижды обращались в АНО «СЦМП» с запросами на проведение медиации в случаях, когда имеет место травля ребенка в классе. В данных случаях медиация показала себя наиболее эффективным способом разрешения конфликтной ситуации, в которой стали участниками большая часть родителей учащихся. По результатам этих процедур были приняты решения, отвечающие интересам всех задействованных лиц.

Второе направление - это интеграция медиации в работу судов общей юрисдикции г. Севастополя.

На базе Севастопольского городского суда была создана рабочая группа по развитию медиации. В состав рабочей группы вошли представители судейского сообщества, медиаторы, а также представитель Общественной палаты г. Севастополя. По результатам деятельности рабочей группы в районных судах г. Севастополя, а также на участках мировых судей появилась информация о медиации, её возможностях, особенностях применения в разных категориях дел, о практикующих медиаторах, и образцы процессуальных документов.

Примечателен опыт взаимодействия мировых судей Нахимовского района г. Севастополя с медиаторами. Было подготовлено «Обобщение по практике применения мировыми судьями Нахимовского судебного района.

При этом для проведения информационных встреч со сторонами по делам непосредственно в зданиях судебных участков №№ 19-21 Нахимовского судебного района г. Севастополя приглашались действующие медиаторы. По ходатайству сторон с этой целью в судебных заседаниях объявлялись перерывы. Участие в информационных встречах со сторонами по делам принимали медиаторы - С.А.Печкин, О.Б. Шевчук. Для этого им предоставлялось отдельное помещение - зал судебных заседаний, т.к. иных помещений для указанных целей в зданиях судебных участков не имеется.

Стороны выражали желание участвовать в информационных встречах с медиаторами по следующим категориям гражданских по делам, возникающим из имущественных отношений.

Нередко, после проведения информационных встреч с медиаторами стороны отказывались воспользоваться дальнейшими услугами медиаторов, не озвучив причины отказа. Споры по данным делам были разрешены мировыми судьями с вынесением решения.

Однако есть и положительные примеры. Так, на судебном участке №20 Нахимовского судебного района г. Севастополя в ходе проведения информационной встречи к медиатору обратилась семейная пара по гражданскому делу категории «расторжение брака и взыскание алиментов».

На судебном участке № 21 Нахимовского судебного района г. Севастополя по одному из гражданских дел категории «защита прав потребителей» сторо-

ны после информационной встречи с медиатором самостоятельно пришли к решению урегулировать спор мирным путем.

Отдельное упоминание в указанном Обобщении идёт о применении медиации в уголовных делах частного обвинения. Так, по окончанию одной из информационных встреч, проведенной медиатором по уголовному делу частного обвинения категории «ч.1 ст.128.1 УК РФ», частный обвинитель отказался от обвинения.

Ещё одна сфера жизни г. Севастополя, где институт медиации начинает своё развитие - сфера семейных правоотношений.

Так, между Департаментом образования г.Севастополя и АНО «СЦМП» было подписано соглашение о сотрудничестве, направленное на интеграцию медиации, медиативных и восстановительных практик в систему семейных правоотношений, работу органов опеки и попечительства в г.Севастополе.

В Севастополе прошел семинар «Основы медиации и медиативного подхода», который проводился при поддержке АНО «СЦМП». Приняли участие Уполномоченная по правам ребенка в г. Севастополе, специалисты Управления по защите прав несовершеннолетних опеки и попечительства Департамента образования г.Севастополя, руководители и специалисты районных отделов опеки и попечительства, а также Ленинского районного суда г. Севастополя. В ходе семинара обсуждались вопросы, связанные с вопросами применения медиации при разрешении семейных конфликтов и конфликтов, в которых задействованы несовершеннолетние. Также обсуждались планы по развитию медиации на ближайший год.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Архипкина А.С. Медиация в системе конституционных способов защиты прав и свобод человека и гражданина (Статья) (2019г., Евразийский юридический журнал. - 2019. - № 7. - С. 200-202.)

2. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. - Калуга: «Духовное познание», 2004. - 176 с.

3. Похмелкина Г.Ф., Семенов И.Н. Рефлексивные процессы в медиации как инновационные комплексы в современной системе образования // Психологическая служба в системе образования. Махачкала: ДГУРГУ, 2008.

4. Шамликашвили Ц.А. Медиация в вопросах и ответах. - М.: Издательство ООО «МЦУПК», 2017. - 95 с.

5. Официальный портал органов госвласти https://sev.gov.ru/

6. Попов П.П., Гапченко В.С. Литвинов К.А. Медиация в разрешении произ-вод-ственных конфликтов (на примере ресурсоснабжающей организации -энер-госбытовой компании). Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. № 3. с. 56-73. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-3-56-73

REFERENCES

1. Arkhipkina A.S. Mediation in the system of constitutional methods of protection of the rights and freedoms of man and citizen (Article) (2019, Eurasian Law Journal. - 2019. № 7. P. 200-202)

2. Besemer H. Mediation. Mediation in conflicts. - Kaluga: "Spiritual knowledge", 2004. - 176 p.

3. Pohmelkina G.F., Semenov I.N. Reflexive processes in mediation as innova- tive complexes in modern system of education. Psychological service in system of education. Makhachkala: DGU-RSU, 2008.

4. Shamlikashvili C.A. Mediation in questions and answers. - M.: Publishing house LLC "ICUPK", 2017. - 95 p.

5. Official Portal of State Authorities. URL: https://sev.gov.ru/

6. Popov P.P., Gapchenko V.S. Litvinov K.A. Mediation in the resolution of industrial conflicts (on the example of the resource supplying organization - energy supply company). Pedagogic: history, prospects. 2020. Vol. 3. № 3. p. 56-73. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-3-56-73

Информация об авторах: Петр Петрович Попов, магистрант кафедры земледелия и растениеводства факультета агро- и биотехнологий ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», тренер-медиатор, член Ассоциации медиаторов «НОМ»; г. Балашиха, Московская обл., Россия https://orcid.org/0000-0002-9822-8833 e-mail: [email protected]

Кирилл Александрович Литвинов, кандидат педагогических наук, Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования (КМИДО);

«Южно-Российский Государственный Политехнический университет М.И. Платова» (Новочеркасск).

г. Краснодар, Россия

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-8804-1525 e-mail: [email protected]

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Petr Petrovich Popov - master student of the Department of agriculture and crop production of the faculty of agricultural technologies and biotechnologies of the Russian State Agrarian Correspondence University, coachmediator, member of the Association of mediators «NOM»; Balashikha Moscow Region, Russia [email protected]

Kirill A. Litvinov, Candidate of Pedagogical Sciences, Director of the Krasnodar

Multidisciplinary Institute of Continuing Education; Platov South Russian State

Polytechnic University (Novocherkassk)

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-8804-1525

Krasnodar, Russia

dpo 18 @yandex.ru

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 03.09.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 10.12.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.12.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests

© П.П. Попов 2021 © К. А. Литвинов 2021 © «Педагогика: история, перспективы» 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.