Научная статья на тему 'Преимущества интерактивной доски для формирования информационной компетентности студентов'

Преимущества интерактивной доски для формирования информационной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERACTIVITY / MULTIMEDIA / INFORMATION TECHNOLOGY / INFORMATION COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова З. А., Гилярова М. Г.

В статье рассмотрены основные возможности интерактивной доски SMARTBoard с акцентированием использования в качестве оборудования в учебном процессе для расширения познавательных способностей студентов, формирования информационной культуры обучающихся, внедрения современных технологий в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преимущества интерактивной доски для формирования информационной компетентности студентов»

Филимонова З. А.

Кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой математики и

информатики, доцент,

Волгоградский государственный медицинский университет

Г илярова М. Г.

Преподаватель кафедры математики и информатики

ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассмотрены основные возможности интерактивной доски SMARTBoard с акцентированием использования в качестве оборудования в учебном процессе для расширения познавательных способностей студентов, формирования информационной культуры обучающихся, внедрения современных технологий в образовательный процесс.

Ключевые слова: интерактивность, мультимедийность,

информационные технологии, информационная компетентность

Keywords: interactivity, multimedia, information technology, information competence

Современный образовательный процесс должен отображать самые актуальные инновационные возможности учебных сред для формирования компетентного, способного креативно и конструктивно мыслить студента.

Это в полной мере позволяет сделать интерактивная доска в совокупности с современной компьютерной системой, соответствующим программным обеспечением и выходом в глобальную сеть Интернет.

Интенсивное использование информационных технологий в совокупности с интерактивным оборудованием дает большие преимущества по сравнению с классическими педагогическими средствами обучения на учебном занятии, делает урок более эффективным, повышает значимость изучения любой дисциплины и вызывает интерес обучающихся.

Сегодня существуют и используются модели интерактивных досок различных производителей, большое распространение в учебных заведениях получила интерактивная резистивная технология SmartBoard, доски которой достаточно популярны.

Интерактивная технология реализована за счет резистивной матрицы, которая представляет собой двухслойную сетку из тончайших проводников, разделенных воздушным зазором, внедренную в пластиковую поверхность интерактивной доски. Это самая распространенная в мире сенсорная технология, которая не требует использования специальных маркеров, не излучает и не подвержена внешним помехам. Интерактивная доска SMARTBoard полностью безопасная для здоровья. [3]

SMARTBoard проста в использовании, надежна, устойчива к внешнему воздействию, вандалоустойчива, не требует никакого особенного ухода, защита от пыли выполняется обычным бытовым способом, рекомендуются чистящие средства для оргтехники. Технология работы на доске позволяет выполнять любые действия прикосновением, писать и рисовать на ней электронными чернилами, сохранять сделанные записи в файле.

Интерактивная доска удобна для проведения презентаций, семинаров, организации учебного процесса, представления интерактивных моделей. Функции доски позволяют организовать индивидуальную методику обучения, например, для обучающихся с ограниченными возможностями.

Интерактивная доска SMARTBoard - это сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедийный проектор. Компьютер передает изображение на проектор.

Проектор выводит информацию на интерактивную доску. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером (в т. ч. программными приложениями).

С интерактивной доской можно работать по - разному. Достаточно использовать маркеры и ластик для получения записей и рисунков, можно включать виртуальную клавиатуру или видео плеер. Существует множество функций интерактивной доски - калькулятор, захват экрана, видеозапись, которые сопровождают ее работу без создания специального программного файла. [2]

Интерактивная доска любой марки сопровождается программным обеспечением, в состав которого входят средства для подготовки материалов к уроку. Наиболее удобный инструмент такого рода - Smart Notebook из программного обеспечения Smart Board.

В современных версиях программы Notebook встроены несколько коллекций интерактивных элементов: Lesson Activity Toolkit 2.0, Lesson Activity Examples, LAT 2.0 - RU, 3D объекты.

Коллекция LAT 2.0 - эта замечательная коллекция интерактивных объектов, применяемая с использованием Flash-технологий, включает множество стандартных рисунков на различные тематики. Работающий на интерактивной доске SMARTBoard имеет возможность создавать собственные анимированные интерактивные приложения.

Все элементы коллекции (а их более 700!) разбиты по назначению на 6 групп - разделов:

• Activities (Действия),

• Examples (Примеры),

• Games (Игры),

• Graphics (Графика),

• Pages (Страницы),

• Tools (Инструменты).

Однако деление это весьма условно, поскольку одно и то же средство может дублироваться в разных разделах. Нужно еще иметь в виду, что авторы коллекции позаботились о дизайне и предоставили создателям электронных ресурсов выбор цветовой гаммы. Каждое интерактивное средство коллекции представлено в 6 цветовых вариантах (синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый и два оттенка зеленого). Таким образом, количество принципиально разных элементов значительно снижается, и мы можем поговорить о большинстве из них в отдельности. [4]

В версии Notebook 11 коллекция представлена на двух языках: английском и русском, но по отдельности интерактивные элементы не полностью русифицированы, во многих встречаются элементы с английскими названиями и подписями.

Интерактивная доска SmartBoard объединяет в себе практически все существующие возможности информационных и мультимедийных технологий, а именно, работа с текстом, таблицами, графиками, формулами, звуком, видео и т.д. [1]

Интерактивная технология позволяет повысить познавательную активность обучающихся, стимулировать мыслительную деятельность, реализовать следующие приоритеты обучения:

• увеличение интереса обучающихся,

• расширение мотивации обучения,

• внедрение профильности через моделирование специфичных процессов,

• расширение мультимедийности, как основы современных технологий для восприятия различного вида информации,

• реализация наглядности - основного дидактического принципа обучения, визуализация условий задачи, например, графические зависимости, профильные ситуационные задачи и т. п.,

• отображение различных моделей,

• формирование информационной компетентности студентов,

• воспитание, распространение и расширение информационной культуры всех участников образовательного процесса.

Интерактивная доска дает возможность акцентировать внимание на важных составляющих рисунка, использовать элементы виртуальной реальности. Если учебный материал связан с двумерными и трехмерными изображениями, то их проецирование и трансформация на доске под управлением преподавателя дает высокий эффект наглядности материала.

Кроме этого, интерактивная доска напрямую связана с Интернетом через компьютер, поэтому через нее доступны все сервисы Интернет -технологий, в том числе, видео-контент, онлайн - фильмы, просмотр страниц в браузере, онлайн-игры и т.п.

Решение задач в интерактивной информационной среде усиливает прикладную направленность обучения за счет возможности моделирования различных процессов, а использование интерактивности объединяет функции образования, воспитания и развития студентов.

Учебные занятия с использованием интерактивной доски относятся к активным методам обучения, которые способствуют всестороннему развитию личности обучаемых, увеличению познавательного интереса в освоении наук и активности на занятиях и формированию информационной компетентности студентов.

Основными преимуществами использования интерактивной доски по сравнению с классическим преподаванием являются следующие:

• возможность показа готовых презентаций, демонстраций

интерактивных объектов, просмотр и создание новых моделей моделей;

• использование ресурсов с интерактивной доской в сочетании с необходимым программным обеспечением может улучшить понимание новых идей;

• внедрение активных методов обучения, повышение активной деятельности обучающихся, мотивация и вовлеченность их на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски;

• улучшение темпа, течения, планирования и организованности занятия;

• возможность экономить время занятия за счет отказа от конспектирования, студенты по окончании занятия могут получить файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК.

Интерактивные доски значительно повышают эффективность подачи материала. Инновационные педагогические технологии дают возможность реализовать на занятии с помощью интерактивной доски важнейшие современные принципы представления учебной информации: наглядность, мультимедийность, интерактивность.

Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, показ графического и видео материала в большом количестве.

Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео и анимационных эффектов.

Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и дает возможность воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает обучающимся полнее раскрыть свои способности. [2]

Использование интерактивной доски позволяет не только научить студентов новым информационным технологиям, но и показывает инновационные приемы проведения занятий без обычной меловой доски, помогает реализовать различные аспекты преподавания на более высоком современном уровне.

При постоянном использовании интерактивной доски повышается уровень профессиональной компетенции и преподавателей, и студентов в области новых информационных, коммуникационных и интерактивных

технологий, в формировании умений создания собственных интерактивных программ. При этом происходит:

• практическое освоение методики использования интерактивной доски в учебном процессе;

• формирование практических навыков применения интерактивной доски на разных этапах занятия различных дисциплин;

• ознакомление с возможностями аппаратного обеспечения и программной поддержки для использования интерактивных досок;

• ознакомление со спецификой и опытом разработки учебнометодических комплексов в условиях использования интерактивных досок;

• освоение приемов создания и пополнения базы электронных наглядных пособий, электронных образовательных ресурсов, необходимых в работе преподавателя и студента.

Реализация этих приемов, освоение интерактивной технологии будет способствовать дальнейшему формированию структурного, компьютерного стиля мышления при создании электронных образовательных ресурсов, раскрытию роли информационно - коммуникационных технологий в формировании информационного общества, развитию практических навыков при создании индивидуальных разработок в области электронных ресурсов.

Литература

1. Брыксина О. Ф.. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс. Издательство «Учитель», 2013г.

2. Гилярова М. Г. Геометрия. Технологические карты уроков. Интерактивные приложения. Компакт-диск для компьютера. Издательство «Учитель», Серия - Интерактивная доска, 2015г.

3. Калитин С. В.. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах: учебное пособие.

Издательство: Солон-пресс, 2013 г.

4. Семенова Т. В., Солоневичева М. Н., Горюнова М. А.. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе (+CD). Издательство: BHV, 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.