Филимонова З. А.
Кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой математики и
информатики, доцент,
Волгоградский государственный медицинский университет
Г илярова М. Г.
Преподаватель кафедры математики и информатики
ПРЕИМУЩЕСТВА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье рассмотрены основные возможности интерактивной доски SMARTBoard с акцентированием использования в качестве оборудования в учебном процессе для расширения познавательных способностей студентов, формирования информационной культуры обучающихся, внедрения современных технологий в образовательный процесс.
Ключевые слова: интерактивность, мультимедийность,
информационные технологии, информационная компетентность
Keywords: interactivity, multimedia, information technology, information competence
Современный образовательный процесс должен отображать самые актуальные инновационные возможности учебных сред для формирования компетентного, способного креативно и конструктивно мыслить студента.
Это в полной мере позволяет сделать интерактивная доска в совокупности с современной компьютерной системой, соответствующим программным обеспечением и выходом в глобальную сеть Интернет.
Интенсивное использование информационных технологий в совокупности с интерактивным оборудованием дает большие преимущества по сравнению с классическими педагогическими средствами обучения на учебном занятии, делает урок более эффективным, повышает значимость изучения любой дисциплины и вызывает интерес обучающихся.
Сегодня существуют и используются модели интерактивных досок различных производителей, большое распространение в учебных заведениях получила интерактивная резистивная технология SmartBoard, доски которой достаточно популярны.
Интерактивная технология реализована за счет резистивной матрицы, которая представляет собой двухслойную сетку из тончайших проводников, разделенных воздушным зазором, внедренную в пластиковую поверхность интерактивной доски. Это самая распространенная в мире сенсорная технология, которая не требует использования специальных маркеров, не излучает и не подвержена внешним помехам. Интерактивная доска SMARTBoard полностью безопасная для здоровья. [3]
SMARTBoard проста в использовании, надежна, устойчива к внешнему воздействию, вандалоустойчива, не требует никакого особенного ухода, защита от пыли выполняется обычным бытовым способом, рекомендуются чистящие средства для оргтехники. Технология работы на доске позволяет выполнять любые действия прикосновением, писать и рисовать на ней электронными чернилами, сохранять сделанные записи в файле.
Интерактивная доска удобна для проведения презентаций, семинаров, организации учебного процесса, представления интерактивных моделей. Функции доски позволяют организовать индивидуальную методику обучения, например, для обучающихся с ограниченными возможностями.
Интерактивная доска SMARTBoard - это сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедийный проектор. Компьютер передает изображение на проектор.
Проектор выводит информацию на интерактивную доску. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером (в т. ч. программными приложениями).
С интерактивной доской можно работать по - разному. Достаточно использовать маркеры и ластик для получения записей и рисунков, можно включать виртуальную клавиатуру или видео плеер. Существует множество функций интерактивной доски - калькулятор, захват экрана, видеозапись, которые сопровождают ее работу без создания специального программного файла. [2]
Интерактивная доска любой марки сопровождается программным обеспечением, в состав которого входят средства для подготовки материалов к уроку. Наиболее удобный инструмент такого рода - Smart Notebook из программного обеспечения Smart Board.
В современных версиях программы Notebook встроены несколько коллекций интерактивных элементов: Lesson Activity Toolkit 2.0, Lesson Activity Examples, LAT 2.0 - RU, 3D объекты.
Коллекция LAT 2.0 - эта замечательная коллекция интерактивных объектов, применяемая с использованием Flash-технологий, включает множество стандартных рисунков на различные тематики. Работающий на интерактивной доске SMARTBoard имеет возможность создавать собственные анимированные интерактивные приложения.
Все элементы коллекции (а их более 700!) разбиты по назначению на 6 групп - разделов:
• Activities (Действия),
• Examples (Примеры),
• Games (Игры),
• Graphics (Графика),
• Pages (Страницы),
• Tools (Инструменты).
Однако деление это весьма условно, поскольку одно и то же средство может дублироваться в разных разделах. Нужно еще иметь в виду, что авторы коллекции позаботились о дизайне и предоставили создателям электронных ресурсов выбор цветовой гаммы. Каждое интерактивное средство коллекции представлено в 6 цветовых вариантах (синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый и два оттенка зеленого). Таким образом, количество принципиально разных элементов значительно снижается, и мы можем поговорить о большинстве из них в отдельности. [4]
В версии Notebook 11 коллекция представлена на двух языках: английском и русском, но по отдельности интерактивные элементы не полностью русифицированы, во многих встречаются элементы с английскими названиями и подписями.
Интерактивная доска SmartBoard объединяет в себе практически все существующие возможности информационных и мультимедийных технологий, а именно, работа с текстом, таблицами, графиками, формулами, звуком, видео и т.д. [1]
Интерактивная технология позволяет повысить познавательную активность обучающихся, стимулировать мыслительную деятельность, реализовать следующие приоритеты обучения:
• увеличение интереса обучающихся,
• расширение мотивации обучения,
• внедрение профильности через моделирование специфичных процессов,
• расширение мультимедийности, как основы современных технологий для восприятия различного вида информации,
• реализация наглядности - основного дидактического принципа обучения, визуализация условий задачи, например, графические зависимости, профильные ситуационные задачи и т. п.,
• отображение различных моделей,
• формирование информационной компетентности студентов,
• воспитание, распространение и расширение информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Интерактивная доска дает возможность акцентировать внимание на важных составляющих рисунка, использовать элементы виртуальной реальности. Если учебный материал связан с двумерными и трехмерными изображениями, то их проецирование и трансформация на доске под управлением преподавателя дает высокий эффект наглядности материала.
Кроме этого, интерактивная доска напрямую связана с Интернетом через компьютер, поэтому через нее доступны все сервисы Интернет -технологий, в том числе, видео-контент, онлайн - фильмы, просмотр страниц в браузере, онлайн-игры и т.п.
Решение задач в интерактивной информационной среде усиливает прикладную направленность обучения за счет возможности моделирования различных процессов, а использование интерактивности объединяет функции образования, воспитания и развития студентов.
Учебные занятия с использованием интерактивной доски относятся к активным методам обучения, которые способствуют всестороннему развитию личности обучаемых, увеличению познавательного интереса в освоении наук и активности на занятиях и формированию информационной компетентности студентов.
Основными преимуществами использования интерактивной доски по сравнению с классическим преподаванием являются следующие:
• возможность показа готовых презентаций, демонстраций
интерактивных объектов, просмотр и создание новых моделей моделей;
• использование ресурсов с интерактивной доской в сочетании с необходимым программным обеспечением может улучшить понимание новых идей;
• внедрение активных методов обучения, повышение активной деятельности обучающихся, мотивация и вовлеченность их на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски;
• улучшение темпа, течения, планирования и организованности занятия;
• возможность экономить время занятия за счет отказа от конспектирования, студенты по окончании занятия могут получить файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК.
Интерактивные доски значительно повышают эффективность подачи материала. Инновационные педагогические технологии дают возможность реализовать на занятии с помощью интерактивной доски важнейшие современные принципы представления учебной информации: наглядность, мультимедийность, интерактивность.
Наглядность включает в себя различные виды демонстраций, презентаций, показ графического и видео материала в большом количестве.
Мультимедийность добавляет к традиционным методам обучения использование звуковых, видео и анимационных эффектов.
Интерактивность объединяет все вышеперечисленное и дает возможность воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, помогает обучающимся полнее раскрыть свои способности. [2]
Использование интерактивной доски позволяет не только научить студентов новым информационным технологиям, но и показывает инновационные приемы проведения занятий без обычной меловой доски, помогает реализовать различные аспекты преподавания на более высоком современном уровне.
При постоянном использовании интерактивной доски повышается уровень профессиональной компетенции и преподавателей, и студентов в области новых информационных, коммуникационных и интерактивных
технологий, в формировании умений создания собственных интерактивных программ. При этом происходит:
• практическое освоение методики использования интерактивной доски в учебном процессе;
• формирование практических навыков применения интерактивной доски на разных этапах занятия различных дисциплин;
• ознакомление с возможностями аппаратного обеспечения и программной поддержки для использования интерактивных досок;
• ознакомление со спецификой и опытом разработки учебнометодических комплексов в условиях использования интерактивных досок;
• освоение приемов создания и пополнения базы электронных наглядных пособий, электронных образовательных ресурсов, необходимых в работе преподавателя и студента.
Реализация этих приемов, освоение интерактивной технологии будет способствовать дальнейшему формированию структурного, компьютерного стиля мышления при создании электронных образовательных ресурсов, раскрытию роли информационно - коммуникационных технологий в формировании информационного общества, развитию практических навыков при создании индивидуальных разработок в области электронных ресурсов.
Литература
1. Брыксина О. Ф.. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс. Издательство «Учитель», 2013г.
2. Гилярова М. Г. Геометрия. Технологические карты уроков. Интерактивные приложения. Компакт-диск для компьютера. Издательство «Учитель», Серия - Интерактивная доска, 2015г.
3. Калитин С. В.. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах: учебное пособие.
Издательство: Солон-пресс, 2013 г.
4. Семенова Т. В., Солоневичева М. Н., Горюнова М. А.. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе (+CD). Издательство: BHV, 2010 г.