Научная статья на тему 'Преимущества и недостатки автомобилизации населения и способы ее осуществления'

Преимущества и недостатки автомобилизации населения и способы ее осуществления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
801
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / AUTOMOBILIZATION OF POPULATION / ТРАНСПОРТНАЯ ПОДВИЖНОСТЬ / TRANSPORT MOBILITY / ДЕАВТОМОБИЛИЗАЦИЯ / ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ / CARS / ИМПОРТ ЛЕГКОВЫХ МАШИН / IMPORT OF CARS / ЗАГРЯЗНЕНИЕ СРЕДЫ / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / MULTIPLICATIVE EFFECT / DEAUTOMOBILIZATION / POLLUTION OF ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлов А. Л.

В статье представлена классификация позитивных и негативных свойств автомобилизации населения страны за счет собственного производства и импорта легковых машин. Сформулированы способы удовлетворения потребностей населения в легковых автомобилях и выявлена необходимость оценки целесообразности увеличения числа легковых автомобилей с эколого-социально-экономической точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author presents classification of positive and negative points of automobilization of the population which can be done by means of national production and import of cars. He formulates the ways to satisfy the needs of the population in cars and reveals the necessity to estimate the expediency of increase in number of cars from the ecological, social and economic points of view.

Текст научной работы на тему «Преимущества и недостатки автомобилизации населения и способы ее осуществления»

Орлов А.Л.

аспирант

Дальневосточного государственного университета путей сообщения, зав. кафедрой финансов и управления филиала Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета в п. Ванино [email protected]

автомобилизация

всей страны -

плюсы и минусы

преимущества и недостатки автомобилизации

населения и способы ее осуществления

_Аннотация

В статье представлена классификация позитивных и негативных свойств автомобилизации населения страны за счет собственного производства и импорта легковых машин. Сформулированы способы удовлетворения потребностей населения в легковых автомобилях и выявлена необходимость оценки целесообразности увеличения числа легковых автомобилей с эколого-социально-экономической точки зрения.

Реализация преимуществ повышения транспортной подвижности российского населения путем его автомобилизации возможна только при условиях оценки всей совокупности позитивных и негативных факторов роста парка легковых автомобилей за счет собственного производства или импорта. Для такой оценки, прежде всего, следует сформулировать определение часто используемого (без приведения какого-либо определения) в литературе специалистами транспорта поня-

тия «автомобилизации населения». Итак, автомобилизация населения

- это процесс перехода от достигнутого уровня к другому, более высокому уровню насыщения населения легковыми автомобилями. Деавтомобилизация населения

- это процесс перехода от достигнутого уровня к другому, более низкому уровню насыщения населения легковыми автомобилями. Используя весьма дискуссионные рассуждения авторов работы (1) и ориентируясь на другие труды (2-4), можно разработать более

строгую и объективную классификацию позитивных свойств автомобилизации населения той или иной страны.

1. Социально-экономические свойства, формируемые ростом транспортной подвижности населения

Удовлетворение потребностей в деловых поездках:

- оптимизация занятости населения;

- улучшение условий восстановления трудоспособности персонала в домашних условиях;

- повышение конкурентоспособности работников по найму;

- формирование организациями более квалифицированного персонала.

Удовлетворение потребностей в поездках социально-культурного характера:

- повышение трудоспособности и творческой активности персонала;

- развитие сервисных отраслей социально-культурной сферы;

- увеличение рабочих мест, вызванное ростом сервисных отраслей в экономике и социальной сфере;

- свойства, связанные с мультипликативным эффектом от роста производства услуг.

2. Свойства, проявляющиеся в сфере транспорта

Свойства, проявляющиеся в сравнении с другими видами транспорта:

- увеличение скорости доставки;

- уникальная маневренность и подвижность, позволяющие сосредотачивать автомобили в необходимом количестве и в нужное время;

- способность прямой доставки «от двери до двери»;

- широкая сфера применения;

- меньшие капиталовложения по сравнению с железнодорожным транспортом при освоении малых пассажиропотоков на небольших расстояниях.

Свойства, характерные для автотранспорта общего пользования:

- увеличение налоговых поступлений от владельцев транспортных средств;

- увеличение налоговых поступлений от компаний, осуществляющих страхование транспортных средств;

- увеличение поступлений в бюджет таможенных пошлин от импорта новых и подержанных автомобилей иностранных марок, комплектующих изделий для сборки в стране иностранных моделей;

- развитие дорожной сети;

- повышение спроса на услуги дорожного сервиса;

- свойства, связанные с мультипликативным эффектом от разви-

Ключевые слова:

автомобилизация населения, транспортная подвижность, деавтомобилизация, легковые автомобили, импорт легковых машин, загрязнение среды, мультипликативный эффект

Keywords:

automobilization of population, transport mobility, deautomobilization, cars,

import of cars, pollution of environment, multiplicative effect

транс

тия дорожной сети и увеличения числа предприятий дорожного сервиса.

Свойства, проявляющиеся в сравнении автотранспортом общего пользования:

- независимость совершающих поездки лиц от расписания движения транспорта общего пользования, качества обслуживания в кассах, на вокзалах и во время поездки;

- независимость совершающих поездки лиц от потребностей других пассажиров во времени и месте поездки;

- повышенная комфортабельность поездки пассажиров в легковых автомобилях; значительный вклад в финансирование содержания и развития дорожной сети;

- демонополизация транспорта общего пользования.

3. Свойства, проявляющиеся в сфере промышленности

Насыщение населения страны легковыми автомобилями может осу-

автомобилизация населения -это процесс перехода от какого-то достигнутого

уровня к другому более высокому уровню насыщения населения легковыми автомобилями

ществляться четырьмя основными способами:

а) производство и сбыт в данной стране отечественных автомобилей;

б) производство в данной стране автомобилей иностранных марок и их сбыт в этой же стране;

в) сбыт автомобилей в данной стране новых, произведенных за рубежом автомобилей иностранных марок;

г) сбыт в данной стране поддержанных иностранных автомобилей. Соответственно выделяются следующие подгруппы свойств:

а) свойства развития отечественного автомобилестроения:

- рост объемов производства и продаж автомобилей отечественных марок;

- мультипликативный эффект, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих отраслей экономики;

- рост производства различных материалов и изделий, увеличение производства горюче-смазочных материалов, создание рабочих мест в других отраслях, прирост внутренних инвестиций в автомобилестроение и смежные отрасли;

б) свойства производства в стране иностранных автомобилей и их сбыта:

- рост объемов производства и объема продаж автомобилей иностранных марок;

- мультипликативный эффект, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих (сервисных) отраслей;

- возможность приобретения российскими потребителями автомобиля более высокого качества;

в) свойства поставок в страну готовых зарубежных автомобилей:

- рост продаж иностранных автомобилей;

- мультипликативный эффект, возникающий при функционировании в стране сбытовой сети и сети послепродажного обслуживания иностранных моделей, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих отраслей экономики;

- возможность приобретения российскими потребителями всей гаммы новейших моделей мирового автомобилестроения;

г) свойства ввоза в страну подержанных иномарок:

- рост продаж подержанных иномарок;

- мультипликативный эффект, возникающий при функционировании официальной дилерской сети и сети ремонта подержанных иномарок, организованных в РФ российскими предпринимателями, заключающийся в соответствующем развитии сопутствующих отраслей экономики;

- доступность легковых автомобилей высокого качества для основной массы населения.

4. Специфические свойства, связанные с улучшением экономической ситуации:

- экономия общественного времени;

- ликвидность личных сбережений, обеспечиваемая вложением населением в покупку собственного транспорта;

- применение легковых автомобилей в малом бизнесе;

- повышение геополитического статуса государства.

...ввоз в страну

подержанных иномарок

повышает доступность

легковых автомобилей

высокого качества

для основной массы

населения

Негативные свойства автомобилизации

В классификацию негативных свойств автомобилизации населения следует включить ее следующие отрицательные последствия.

1. Отрицательные воздействия транспорта на окружающую среду:

- загрязнение земли (нарушение гидросистемы почвы; уничтожение плодородного слоя почвы; загрязнение почвы вредными веществами; загрязнение мусором);

- загрязнение воды;

- загрязнение атмосферы;

- шумовое загрязнение;

- вибрация и электромагнитные и радиоактивные излучения;

- занятость территории;

- расходование невозобновляе-мых природных ресурсов (возрастающее потребление невозобнов-ляемых топливно-энергетических ресурсов; увеличение расходования материалов природного происхождения).

2. Свойства социально-экономического характера:

- рост дорожно-транспортных происшествий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

транспо

- усложнение решения архитектурно-строительных проблем городов и агломераций;

- необходимость утилизации вышедших из строя автомобилей и их частей.

3. Свойства, проявляющиеся в сравнении с другими видами транспорта:

- необходимость содержания и развития дорогостоящей дорожной сети;

- высокая себестоимость перевозок;

- большая трудоемкость и низкая производительность труда;

- высокий уровень загрязнения окружающей среды;

- большая энергоемкость и металлоемкость;

- низкая безопасность движения и высокий уровень аварийности. Таким образом, существование и проявление позитивных и негативных свойств автомобилизации населения Российской Федерации

как одного из социально-экономических процессов требует оценки рациональности для российского общества указанных выше способов такой автомобилизации.

Литература

1. Чеботаев А.А., Кийченко И.М., Чеботаев Д.А., Щербакова А.Ф.Синергия легковых автомобилей, природы, общества и экономики страны. // Вестник транспорта. - 2004. - № 2, 3.

2. Единая транспортная система: учеб. для вузов. - М.: Транспорт, 1996. - 295 с.

3. Леонтьев Р.Г. Интенсификация регионального транспортного комплекса. - Владивосток: ДВО АН СССР, 1988. - 204 с.

4. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б.Единая транспортная система: учебник. -М.: Академия, 2003. - 249 с.

Orlov A.L.

post-graduate student of Far-East State University of Communications, Head of Chair «Finance and Management»

of the Branch of Komsomolsk-on-Amur State Technical University in Vanino

Automobilization of the country - pluses and minuses

Advantages and disadvantages of the automobilization and the ways of its actualization

_Abstract

The author presents classification of positive and negative points of automobilization of the population which can be done by means of national production and import of cars. He formulates the ways to satisfy the needs of the population in cars and reveals the necessity to estimate the expediency of increase in number of cars from the ecological, social and economic points of view.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.