Алексей Иванович Черный, иерей
канд. богословия, науч. сотрудник ЦИБиБО БФ ПСТГУ, Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр.1 lexschwarz@gmail.com
Преемство традиции пастырского служения в святоотеческом богословии: Димитрий Ростовский,
Тихон Задонский, Филарет Московский
Аннотация: В статье предпринимается попытка раскрыть взгляд святых отцов Синодального периода на пастырское окормление прихожан. В качестве источников используются труды трех святителей: Димитрия Ростовского, Тихона Задонского и Филарета Московского, являющихся, с одной стороны, наиболее выдающимися богословами своей эпохи, а с другой - правящими епископами, имеющими в своем подчинении приходских священников. Автор подчеркивает, что эти три святителя, имея по должности массу административных обязанностей, находят необходимым уделять внимание столь сложной, деликатной и неформальной теме. В статье демонстрируется развитие подходов к пастырскому попечению у русских святителей в различных
исторических условиях.
Ключевые слова: свт. Димитрий Ростовский, свт. Тихон Задонский, свт. Филарет Московский, священник, исповедь, пастырство, Синодальный период.
Alexey Chernyi, priest
candidate in Theology, Research fellow, Center for the History of Theology and Theological Education of St. Tikhon's Orthodox University Russian Federation, 127051, Moscow, Likhov per., 6-1 lexschwarz@gmail.com
Succession of the tradition of pastoral service in patristic theology: Dimitry of Rostov, Tikhon of Zadonsk, Philaret of Moscow
Abstract: The article attempts to reveal the view of the Holy Fathers of the Synodal period on the pastoral care of parishioners. The works of three saints are used as sources: Dimitry of Rostov, Tikhon of Zadonsk and aret of Moscow, who are, on the one hand, the most prominent theologians of their era, and on the other, eparchial bishops who have subordinate parish priests. The author emphasizes that these three saints, having a lot of administrative duties, find it necessary to pay attention to such a complex, delicate and informal topic. The article demonstrates the development of approaches to pastoral care of Russian saints in various historical
conditions.
Keywords: St. Dimitry of Rostov, St. Tikhon of Zadonsk, St. Philaret of Moscow, priest, confession, pastorship, the Synodal period.
Одной из важнейших задач богословия с самых первых веков христианской истории являлась подготовка достойных священнослужителей. Эта задача всегда была и остается многоплановой и неформальной, поскольку требует, с одной стороны, сохранения и передачи церковной традиции, а с другой -учета особых условий, в которых Церковь оказывается в ту или иную эпоху. Эту дилемму содержит в себе каждая из сторон духовного образования - будь то духовно-нравственная, интеллектуальная или церковно-практическая. В значительной степени именно в этом заключается специфика пастырской подготовки, которую хорошо определил еще свт. Иоанн Златоуст: «Священник должен быть не только чист так, как удостоившийся столь великого служения, но и весьма благоразумен и опытен во многом, знать все житейское не менее обращающихся в мире, и быть свободным от всего более монахов, живущих в горах. ...Он должен быть многосторонним»1. Глубокое понимание условий жизни паствы необходимо в деле пастырского служения, особенно при сегодняшнем отсутствии «православного быта» в основной массе русского народа, а также с учетом внесословного характера современного духо-венства2. Между тем именно пастырские аспекты подготовки священника оказываются наиболее сложными и творческими. Нельзя признать достаточным, если эта сторона образования будущего пастыря сводится к теоретическому курсу пастырского богословия, организованного на основе дореволюционных учебников.
Развивая пастырскую составляющую духовного образования, важно обращаться к наследию Святых Отцов Русской Церкви, писавших о пастырском служении. В данной статье мы обратимся
1 Иоанн Златоуст, свт. Шесть слов о Священстве. 6:4.
2 Хондзинский П., прот. Приходское духовенство конца XIX - начала XX века в русской духовной традиции: Доклад на ежегодной научно-богословской конференции в Санкт-Петербургской Духовной Академии 30 сентября 2015 года. URL: http://www.pstbi.ru/news/show/132-doklad_prot_Pavel_Khondsinskiy (дата обращения: 31.07.2019).
к трудам трех святителей Синодальной эпохи, которых, без сомнения, можно назвать самыми выдающимися богословами своего времени - Димитрия Ростовского, Тихона Задонского и Филарета Московского. В их наследии нас будет интересовать, прежде всего, то, как эти выдающиеся архиереи, организаторы церковной жизни и церковные мыслители смотрели на служение священника и как их взгляд соотносится с контекстом эпохи.
Свт. Димитрий Ростовский (1651-1709) стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в Синодальный период1. Он не оставил трудов, в которых бы систематически излагалось учение о священстве. Однако образ православного священника, каким он виделся святителю, можно выявить по совокупности его текстов. Так, в «Келейном летописце», в котором свт. Димитрий пытается представить единство священной истории, очевидным образом доминирует тезис о том, что «прежде всего пастырю подобает быть разумным и учительным»2. Он утверждает, что на первом месте в числе дарований Святого Духа, которыми обладает священство, стоят «духовная премудрость и смысл»3.
Можно сказать, что Димитрий Ростовский был первым в России архиереем, обратившимся в посланиях к приходскому духовенству по такому деликатному вопросу, как общение с прихожанами в рамках исповеди. В представлении свт. Димитрия не всякий исповедующий священник является духовником. Также и не каждый христианин, регулярно участвующий в таинстве Исповеди, по определению имеет духовника. В частности, это следует из его поучения «Память духовному отцу как управить ставленника», в котором в качестве первого вопроса к кандидату на рукоположе-
1 Он был прославлен в лике святых в 1757 г., при императрице Елизавете (см.: Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3. № 9. С. 336-337).
2 Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского: в 5 т. Т. IV, содержащий в себе Летопись, сказующую деяния от начала мира бытия до Рождества Христова. 7-е изд. М.: Синодальная типография, 1849. С. 349.
3 Там же.
ние задается вопрос, имеет ли ставленник духовного отца?1 Также в «Поучении к иереям»2 Димитрий Ростовский призывает священника: «.. .не тщеславиться тем, что для кого-либо ты являешься духовным отцом и что такие-то твои духовные дети <...> Довольно с тебя того, что все приходящие в твою церковь люди знают тебя своим духовником»3. Здесь святитель предостерегает духовника от «господственной власти» над духовными детьми. Он подчеркивает, что во время исповеди священник «заступает место Самого Христа»4, но «если и дана от Бога иерею власть вязать и разрешать грехи, то эта власть действует только в то самое время, в которое совершается таинство Исповеди и покаяния, а после исповедания грехов духовник не должен вспоминать исповеданного, как и власти господственной над духовными детьми иметь не подобает»5.
Призыв святителя «не иметь господственной власти над духовными детьми» отражает реалии того времени: он стал свидетелем кризиса института духовничества. В предыдущую эпоху, в отсутствии строго регламентированной приходской системы прихожане были свободны в выборе духовника, что, по мнению Смирнова, обуславливало ключевую роль «покаяльной семьи», отношения внутри которой простирались далеко за пределы границ прихода6 и не предусматривали вмешательства ни церковной, ни светской власти7. По аналогии с обыкновенной семьей, «покаяль-ная семья» подразумевала безусловное послушание главе и близкий к родственным характер отношений8. Почтение к духовнику должно было превосходить почтение к родному отцу, а тот, кто не слушает своего духовного отца, объявлялся даже «чуждым самого
1 Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), еп. Из неизданных сочинений
Димитрия Ростовского. СПб., 1889. С. 1.
2 Сочинения святого Димитрия, митрополита Ростовского: в 5 т. Т.
I, содержащий в себе разные небольшие сего Святителя творения,
с присовокуплением жития его и келейных записок. 6-е изд. М.: Синодальная типография, 1839. С. 159-168.
3 Там же. С. 165.
4 Там же. С. 161.
5 Там же. С. 166.
6 Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1913. С. 97-99.
7 Там же. С. 63.
8 Там же. С. 52-55.
христианства»1. Вероятно, после Смуты, нанесшей серьезный удар по традиционному укладу жизни, эта ситуация начала меняться2. Однако самым сильным испытанием для института духовничества стал Раскол, когда распространение автономных и неподконтрольных церковным властям «покаяльных семей» с непререкаемым авторитетом лидера оказалось одной из причин расцвета раскольнических сект3. Священноначалие не обладало никакими инструментами влияния на такие общины. Поэтому, в частности, Большой Московский собор 1667 г. стремился взять под контроль институт духовничества, ориентированного на харизматическое лидерство и неизбежно ведущего к обособлению и дроблению на группы, атмосфера внутри которых целиком зависела от взглядов и качеств духовных лидеров. Свт. Димитрий, активно полемизировавший с раскольниками, настаивал на том, что далеко не каждый священник может претендовать на роль духовного отца. У него акцент переносится с личности духовника на таинство Исповеди, в котором, вне зависимости от того, какой священник его совершает, действует Святой Дух (хотя свт. Димитрий ни в коем случае не был склонен к пониманию Исповеди как чисто формального акта).
Свт. Тихон Задонский (1724-1783) стал епископом в 1762 г., в год восшествия на российский престол императрицы Екатерины II Великой, когда во многом уже складываются отношения, установленные духовным Регламентом. Служению священника святитель посвятил целый ряд поучений и посланий. Непосредственно к духовенству (в первую очередь к священнослужителям, которые не смогли своевременно получить духовное образование) обращено несколько его работ, получивших впоследствии известность как «Должность священническая»4. К ним относится, прежде всего, раздел «О семи святых таинствах», написанный в форме вопросов и ответов в 1763 г., вскоре после его вступления на Воронежскую кафедру. В этом тексте священник определяется прежде всего как
1 Смирнов С. Древнерусский духовник. С. 44.
2 Там же. С. 66-68.
3 Там же. С. 85.
4 Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. 5-е изд. М.:
Синодальная типография, 1889. С. 1-5.
«строитель Таинств Божиих»1, которому «чрез архиерейское рукоположение дается от Бога особенная власть служить и совершать по чину Божественные Таинства»2. Далее следует перечисление основных канонических, преимущественно формальных, требований к ставленнику.
В «Прибавлении к Должности священнической»3, содержащем рекомендации по совершению таинства Покаяния, характер изложения резко меняется: речь идет о том, как общаться с исповедующимися. В самом начале мы читаем: «. вначале со всякой кротостью, тихостью, как врачу душевному, увещевать, чтобы он все грехи объявил, какие после исповеди прежде бывшей содеял»4. Подчеркивается, что священник - лишь свидетель покаяния, грешный человек, подобный всем приходящим к нему: «Богу ты, чадо, исповедуешься... а я служитель Его недостойный и свидетель твоего покаяния. тебе подобострастен, такой же человек, как и ты»5. Для различных случаев на Исповеди святителем Тихоном предлагаются подробнейшие образцы, как уговаривать и увещевать, в каких случаях и каким образом проявлять строгость или мягкость6. Также совершенно неформальный характер имеет «Окружное послание воронежскому духовенству»7, написанное в 1765 г. по личной инициативе святителя для искоренения определенных пороков среди подчиненных ему клириков, а также для научения тому, как готовиться к служению Литургии и совершать пастырское служение. Здесь свт. Тихон относит непосредственно к священно-
1 Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. С. 4.
2 Там же.
3 Там же. С. 6-9.
4 Там же. С. 6.
5 Там же.
6 «Когда при исповеди заметишь, что исповедующийся сокрушается сердцем и печалится о грехах, то это хорошо, Богу благодарение! А если не заметишь в нем того сожаления и сердечного сокрушения, то всячески старайся к тому его привести, чтобы сожалел, что Бога такого благого, такого милостивого, такого великого благодетеля грехами прогневал. Что можешь и примером сделать, показывая свою сердечную болезнь о том, что мы все Бога прогневляем, и речь умилительную употребить» (Там же. С. 7).
7 Там же. С. 9-18.
служителям слова Спасителя «Вы - свет миру, вы - соль земли» <...>, осмысляя их как тех, «с которых все должны брать пример всяких добродетелей»1.
Обращает на себя внимание то, как свт. Тихон разделяет свои обязанности управляющего епархией и пастыря. Он учится и действует как архиерей в новых условиях господства идеи бюрократического регулирования, «регламентации» всех сторон жизни общества, которая не была чужда и ему самому. Однако, несмотря на это, труды святителя очевидным образом свидетельствуют, что свои обязанности архипастыря (в буквальном смысле, как первого пастыря епархии, ответственного за оздоровление и развитие пастырского служения священников) он воспринимал как совершенно отдельную, важную и неформальную часть своего служения.
Свт. Филарет Московский (1783-1867), в отличие от своих предшественников-святителей, не оставил собственно пастырских посланий к духовенству. Между тем не вызывает сомнений, что данная тема всерьез его интересовала. Однако у читателя его работ легко может создаться ложное впечатление о святителе как преимущественно о церковном управленце. Такую оценку мы находим и у ряда его современников. Так, в конце XIX - начале XX в. имело хождение особое выражение - «филаретовское духовенство», под которым подразумевались представители духовного сословия, крайне формально относящиеся к своему служению, которых никак нельзя было назвать пастырями.
В речах и проповедях свт. Филарета в качестве важной задачи выявляется обоснование иерархической структуры Церкви, и в первую очередь - пастырской власти епископа2. Воспринимая благодать от Пастыреначальника Христа, епископ «низводит» ее на
1 «Если всем христианам святой апостол повелевает прощать друг другу согрешения, тем более иереям, с которых все должны брать пример всяких добродетелей»; «Вы же, поставленные на подсвечнике светильники, на которых все взирают и пример с вас берут. - по слову Христову» (Там же. С. 10).
2 Слово в день Алексия Митрополита, и в неделю сыропустную // Слова и речи. Т. II. С. 42.
пресвитеров1. Филарет настаивает на том, что благодать священства «заимствуется» от благодати архиерейства и без последней не может существовать2. В свою очередь священник, восприняв благодать от архиерея, сам становится «раздоятелем» благодати, если пребудет в послушании у священноначалия3. Отсюда, по мнению свт. Филарета, священник, действующий вне связи с епископом, - это священник, «изменивший Церкви и отпавший от законной власти»4.
В таких (конечно, весьма специфических) источниках, как «Мнения и отзывы», митр. Филарет действительно предстает в первую очередь как церковный управленец и организатор, для которого важно наладить «систему», наладить церковную жизнь, чтобы никто не оставался «без Церкви, без священника, без правильного отношения к духовному начальству»5. В его мнениях и отзывах доминируют такие вопросы, как финансовое обеспечение священнических семей6, бедных и заштатных священников7, оптимизация
1 В речи к одному из епископов святитель Филарет призывает его «всею силою веры и божественнаго желания предавать себя в смиренное орудие Духу Божию: и будешь низводить благодать, и будешь размножать живыя порождения Духа Божия и сосуды благодати» (Речь к преосвященному Иосифу, Епископу Дмитровскому, по рукоположении его, в кафедральной церкви Святителя Алексия // Слова и речи. С. 226).
2 «Заимственная благодать священства не может быть без препода-ятельной благодати Архиерейства <.. .> Скажите чуждающимся Архиереев: если корень иссох, то как могут быть свежие ветви? Если <...> благодать Архиерейства истощилась: то как может продолжаться благодать священства, которое без Архиерейства есть то же, что ветвь без корня» (Слово по освящении храма Святителя Николая, что в Толмачах, 1834 // Слова и речи. Т. III С. 318).
3 «Священник есть раздаятель благословения, по чину благодатнаго тайноводства <...> В Новом Завете, когда Господь повелел Апостолам, и преемникам их служения до скончания века, учить, крестить, вообще тайнодействовать, «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28. 19), Он положил чрез сие в них силу Своего благословения, и дал им власть преподавать оное» (Слова и речи. Т. III. C. 230).
4 Мнения и отзывы. С. 251.
5 Слова и речи. Т. V. С. 328.
6 Мнения и отзывы. Т. II. С. 91-95.
7 Там же. С. 95-107.
работы епархиальных судов, борьба с расколом и т. п. Его беспокоит, прежде всего, налаживание подготовки клириков и упорядочивание приходской жизни.
Собственно, о пастырском попечении святитель упоминает значительно реже. Однако эта тема также очень его волновала, что видно, в частности, из проповеди в день памяти святителя Алексия, в которой он сетует о стремлении некоторых пастырей избежать своей важнейшей обязанности - попечения о душах: «Некоторые из нас, к сожалению, не имеют, и, к осуждению своему, не стараются иметь даже обыкновенного познания о внутреннем состоянии овец, им вверенных. По слабому понятию о своем звании, некоторые почти все дело пастыря ограничивают свирянием на свирели, предками настроенной; другие превозносят искусство гласа и слова; иные полагаются на крепость жезла: или, сказать без притчи, одни думают, что все дело священника состоит в священ-нослужении по древнему чиноположению; другие выше всего поставляют искусственную проповедь; иные надеются спасти духовное стадо свое одною властию вязать и решить, как бы ни была она употребляема <. > Все сие требует мудрых рук и рассудительна-го употребления, и не то или другое по случаю, но все совокупно и в порядке приводит ко спасению»1.
Власть над духовными детьми, которая по своему характеру могла бы быть охарактеризована как «господственная», усматривается митр. Филаретом только в среде раскольников, за православными же священниками он усматривает только «нравственное влияние» на прихожан2. Более того, он не предписывает мирянам искать сугубого духовного руководства со стороны священника, считая последнее естественным только для монашествующих. По его словам, миряне также могут подчинить свою волю духовному руководителю, если только внутренне чувствуют особую нужду3.
1 Слова и речи. Т. II. С. 42.
2 Мнения и отзывы. Т. V Ч. 1. С. 313.
3 «Словесные овцы, - не как бессловесные, - могут сами различить безопасную пажить от опасной дебри; и потому, сами будут виновны, если сделаются добычею волка. <...> Не время ли мыслить основательнее, поступать степеннее? <...> Попросите на сие ответа у вашего рассудка, у вашей совести, у вашего благочестивого чувства и последуйте,
Однако, советуя прихожанам мыслить самостоятельно1, святитель в то же время убедительно призывает пастырей осуществлять то самое духовное руководство и обличает нерадивых священников, от него уклоняющихся2.
Пресвитер, с точки зрения свт. Филарета, даже если действует как государственный «служащий», всегда остается пастырем и должен действовать исходя из пастырских задач. В частности, устанавливая правила участия священника в сопровождении осужденного на казнь3 или говоря о взаимодействии священников с гражданским начальством, святитель подчеркивает, что священник не имеет права забывать о своих пастырских обязанностях и поступаться ими в угоду обязанностям административным. Например, в связи с подготовкой освобождения крестьян он замечает, что священники могут лишь в некоторых случаях «оказывать некоторое споспешествование»4 проведению государственных реформ. В глазах митр. Филарета духовенство предстает именно как сословие пастырей, а не служащих империи. Оно может действовать только «в свойственном ему характере»5 и не должно «вмеши-
уже не совету постороннего наставника, но совету вашего рассудка, вашей совести, вашего благочестивого чувства». «Для успеха в духовном послушании, поколику можешь, поколику внутренно чувствуешь особенную нужду, избери себе особеннаго наставника, сведущаго и опыт-наго в сей науке, благословеннаго на сие служение, котораго слово сильно жизнию, светло молитвою, охранено от заблуждения смирением. Покори ему свою волю ради Бога: и воля Бога небеснаго сойдет к тебе на землю, и твое простое земное послушание будет достигать до неба, по реченному к истинным и законным наставникам от Дающаго пастырей и учителей: «слушаяй вас, Мене слушает» (Лк.10:16)» (Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы, 1842 // Слова и речи. Т. IV. С. 235).
1 Слова и речи. Т. V С. 244.
2 Там же.
3 «Религия и святыня ей дарованы Богом человеку для глубокого действия на душу и сердце, а не для поверхностных зрелищных впечатлений, которых действие не глубоко и не прочно» (Мнения и отзывы. Том дополнительный. С. 169).
4 Мнения и отзывы. Т. IV. С. 565.
5 Там же.
ваться в деятельность гражданскую»1. В целях обеспечения общественного спокойствия во взаимодействие с гражданской властью вступает епископ, священник же в данном случае остается в границах пастырских задач. Эта ситуация очевидным образом выходит за рамки картины, описанной Духовным Регламентом.
Заключение
Таким образом, перед священником свт. Димитрия стоит дилемма осуществлять власть «духовную» или «господственную». Святитель призывает священников своей епархии к нормализации приходской жизни, лишь иногда заговаривая об осмыслении реальных практик. Он рассматривает ситуацию отношения священника с прихожанином и пытается предупредить бинарное понимание социального пространства - власти и подвластных - и ассоциирования себя с первым. Для свт. Тихона, с одной стороны, задачей является не просто нормализовать приходскую жизнь, но сохранить должный уровень общения, взаимопонимание в вопросах таинств. Воздействуя на священников своей епархии, свт. Тихон разрабатывает ментальные практики: почти все его поучения о том, что священник должен думать и как должен увещевать, уговаривать прихожан. По сравнению с текстами предыдущей эпохи, это попытка более тонкого и деликатного регулирования. Пространство духовной власти, в которое он заключен, требует более тонкого управления, которое выражается в попытке регулировать чувства и мысли прихожан. Наконец, у святителя Филарета мы находим как бы три уровня суждений: богословский, административный и пастырский. На богословском уровне святитель стремится подчеркнуть значение апостольского преемства как передачи благодати и полноту власти епископа, на административном - обеспечить интеллектуальную и нравственную подготовку священнослужителей, послушание духовному начальству и стабильное функционирование приходской системы. В соответствии с требованиями эпохи доминирующим оказался именно административный уровень суждений. Святитель Филарет, кото-
1 Там же.
рому выпало на долю организовать «систему», остался в обыденном сознании как тот, кто в ответе за качество «филаретовского» духовенства, многие представители которого довольствовались формальным исполнением своих обязанностей1. Однако анализ текстов святителя (особенно позднего периода) ярко демонстрирует, что на пастырском уровне митр. Филарет, отрицая «господ-ственную» власть священника и даже необходимость духовного руководства всеми прихожанами, настаивает на пастырском характере всех сторон деятельности священника, который не должен заслоняться никакими организационными или административными задачами. В этом смысле для «филаретовского» священника на первом месте стоит поддержание контакта со своей паствой.
Важно обратить внимание на то, что все три рассмотренные нами святителя, будучи яркими богословами и по своему положению выдающимися церковными управленцами, оставили именно пастырские наставления для священников своих епархий. Возможно, в период становления духовно-учебной системы они тем самым стремились компенсировать то, чему не учили в семинариях. Пастырские задачи, составляющие основу служения приходского священника, и сегодня довольно трудно вписываются в программу учебных дисциплин и практик духовной школы, что неизбежно осложняет служение молодого священника. Эта проблема требует пристального внимания как со стороны архиереев, так и со стороны руководства духовных школ.
1 За это они подвергались критике со стороны городских священников нового типа, возникшего в конце XIX - нач. XX в. (см.: Фу-дель С. И. Собрание сочинений: в 3 т. / сост. и коммент. прот. Н. В. Балашова, Л. И. Сараскиной; предисл. прот. В. Н. Воробьева. М.: Русский путь, 2001. Т. 1: Воспоминания. С. 21).
Список литературы
1. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), еп. Из неизданных сочинений Димитрия Ростовского. СПб., 1889.
2. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. 1894. Т. 3. № 9. С. 336-337.
3. Смирнов С. Древнерусский духовник. М., 1913.
4. Хондзинский П., прот. Приходское духовенство конца XIX - начала XX века в русской духовной традиции: Доклад на ежегодной научно-богословской конференции в Санкт-Петербургской Духовной Академии 30 сентября 2015 года. URL: http://www.pstbi.ru/news/show/132-doklad_prot_Pavel_Khondsinskiy (дата обращения: 31.07.2019).
Выходные данные статьи
Черный А., иер. Преемство традиции пастырского служения в святоотеческом богословии: Димитрий Ростовский, Тихон Задонский, Филарет Московский // ФА. 2019. Вып. 15. С. 7-20.
Chernyi A. (2019) "Preemstvo traditsii pastyrskogo sluzheniia v sviato-otecheskom bogoslovii: Dimitrii Rostovskii, Tikhon Zadonskii, Filaret Mos-kovskii" [Succession of the tradition of pastoral service in patristic theology: Dimitry of Rostov, Tikhon of Zadonsk, Filaret of Moscow]. Filaretovskii al'man-akh, vol. 15, pp. 7-20.