Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №1
УДК 327.7
Михаил ВЕДЕРНИКОВ
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ «ВИШЕГРАДСКОГО КУРСА»
В ПРОГРАММАХ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВ ВЕНГРИИ И СЛОВАКИИ В 2018 г.
Аннотация. В статье предпринята попытка обозначить ключевые моменты в деятельности Вишеградской группы в 2018 г. на протяжении венгерского и словацкого председа-тельств. Показано, что мероприятия, проводимые представителями стран-участниц, соответствовали логике предшествующих действий этого регионального объединения. Это выразилось, прежде всего, в обсуждении тех вопросов, которые являлись наиболее актуальными и соответствовали интересам членов В4. Тем самым можно говорить о последовательности курса В4, который характеризуется не только открытием новых граней сотрудничества, но и подтверждением наработанных ранее подходов и принципов.
Ключевые слова: Вишеград, Вишеградская группа, В4, Чехия, Польша, Венгрия, Словакия, Центральная Европа.
На 2018 г. пришлось два председательства в Вишеградской группе (В4) - в конце июня завершилось венгерское и сразу же началось словацкое, которое продлится до середины 2019 г. Программные документы свидетельствуют о преемственности курсов двух стран и озвученных приоритетных целей председательств. Как показала предшествующая практика, совместная деятельность и её финальные итоги ограничены тем, что государства - члены В4 участвуют только в тех мероприятиях, где возможен поиск компромиссов и существует перспектива на прогресс. Надо отметить, что каждому крупному мероприятию (межправительственной встрече, политической консультации, работе экспертной группы) предшествует кропотливая работа по согласованию позиций четырёх правительств. Так, например, венгерский эксперт Петер Штеппер отмечает, что успех В4 происходит во многом благодаря тому, что страны-участницы «не говорят о вопросах, где поиск консенсуса затруднён»1. В этой связи в работе предпринята попытка на примере 2018 г. доказать неразрывную связь и общность интересов, следующих друг за другом ротационных председательств, их взаимообусловленность.
В деятельности В4 можно выделить три уровня сотрудничества - европейский, региональный и международный. В рамках первого, т.е. в плоскости ЕС, страны объединения вырабатывают общую позицию по насущным проблемам Евросоюза и затем её координируют; параллельно с этим проводят поиск союзников по тем вопросам, по которым у них возникают противоречия с Брюсселем. В региональном измерении В4 стремится усилить сплочение между странами-участницами за счёт проведения общественно-культурных мероприятий, установления межпарламентского диалога, усиления сотрудничества в области энергетики, транспортной инфраструктуры, безопасности и обороны; поддержки стран Западных Балкан и Восточного партнерства. На международном уровне В4 предпринимает попытки расширить
© Ведерников Михаил Владимирович - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра Вишеградских исследований Отдела исследований Центральной и Восточной Европы ИЕ РАН. Адрес. 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected]. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120199096
1 Stepper P. Visegrad cooperation. Beyond the Polish and during the Hungarian V4 Presidency. Foreign Policy Review. Vol. 10. 2017. Budapest. P. 99.
контакты за пределами Европейского союза с целью интенсификации торгово-экономического и инновационного диалога.
Европейский Вишеград
В отношениях с Евросоюзом Вишеградская группа стремилась обозначить региональные интересы объединения. В этой связи неудивительно, что страны активно включились в дискуссию о будущем Европейского союза. Было опубликовано коммюнике глав правительств Венгрии, Польши, Словакии и Чехии, в котором они отметили первоочередное значение Союза для этих стран и выразили желание укреплять его единство, прикладывая усилия по предотвращению фрагментации. Между тем авторы документа обозначили несколько принципов, на которых должен был строиться ЕС. В них прослеживается стремление поддерживать региональные особенности, а именно «единство в многообразии», «инклюзивная дискус-сия о будущих шагах», «конкурентоспособность»1.
Актуальной в 2018 г. стала дискуссия о необходимости поддержки политики сплочения Европейского союза (cohesion policy)2 и недопущения ограничения её финансирования. Выпустив в феврале общее заявление В4+Хорватия, в котором говорилось, что эта политика должна распространяться на все регионы, в особенности на менее развитые, страны вернулись к этому вопросу, когда был опубликован предварительный план Многолетней программы финансового развития (МПФР). 19 июня на министерской встрече в Будапеште делегаты отметили, что «сокращение финансирования этой статьи бюджета на 20% затруднит конвергенцию региона».
Активизация работы над этой проблемой пришлась уже на председательство Словакии. Первое мероприятие в этот период было посвящено именно этому вопросу3. На протяжении последующего времени было выпущено несколько совместных документов, в которых критиковались новые инструменты финансирования государств - членов Евросоюза. Так, 5 октября увидела свет декларация министров транспорта и министров, отвечающих за развитие и фонды Европейского союза. В ней отмечалось, что сокращение финансирования политики сплочения приведёт к затруднению развития Трансъевропейской транспортной системы. Подписанты призвали усилить взаимодействие Совета ЕС и национальных государств в вопросе распределения средств, прояснить принятие тех или иных решений. 24 октября вышло совместное заявление представителей стран В4, Болгарии и Хорватии. Министры, ответственные за политику сплочения, подтвердили желание своих коллег вести прозрачный, быстрый и качественный переговорный процесс по этому вопросу на основе диалога между Брюсселем и государствами - членами Евросоюза. Они призвали расширить количество «зонтичных операций» (umbrella operations - небольших по финансированию проектов) для обеспечения гибкости государств-членов в определении программных приоритетов с учётом их национальных и региональных потребностей4.
После активного обсуждения в 2017 г. проблемы с двойными стандартами при поставках продукции в страны Центральной Европы в 2018 г. активизировалась деятельность чиновников В4, занятых в сфере сельского хозяйства. 25 января была опубликована совместная декларация министров сельского хозяйства В4 и Хорватии, в которой говорилось о необходи-
1 V4 Statement on the Future of Europe. URL: http://www.visegradgroup.eu/calendar/2018/v4-statement-on-the (дата обращения 18.02.2019).
2 Также Региональная политика ЕС.
3 Экспертная встреча в формате В4+4 по вопросам политики сплочения (Братислава, 3-4 июля).
4 Joint Statement Discussed by the Visegrad Group, Bulgaria and Croatia. URL: http://www.visegradgroup.eu/calendar /2018/joint-statement#_%5B1%5D (дата обращения 18.02.2019).
мости поддержки этого направления экономики и важности его финансирования. После того как была озвучена МПФР и стало известно о сокращении денежных поступлений в аграрный сектор последовали официальные заявления политиков В4, в которых говорилось о неприемлемости подобного подхода. 12-13 июня состоялась расширенная встреча министров сельского хозяйства, в которой помимо представителей В4 присутствовали коллеги из Болгарии, Хорватии, Румынии, Словении, Латвии, Литвы и Эстонии. Повесткой дня стали законодательные аспекты Общей аграрной политики (Common Agricultural Policy), рыночные механизмы дистрибуции с/х продукции. 15-16 августа те же самые министры, но без представителей стран Балтии, выступили с общим заявлением о борьбе с недобросовестной торговой практикой (unfair trading practices)1.
Для того чтобы заручиться поддержкой в вопросах, где страны В4 имели особое мнение, они старались привлечь к сотрудничеству своих коллег из Евросоюза - как крупных игроков (Францию, Германию, Австрию), так и небольших (Хорватию, Словению, Румынию, Болгарию, прибалтийские государства). Как было уже показано ранее, последняя группа стран активно включалась в диалог с «четвёркой» по вопросам, где они имели общую позицию, и где их одиночный голос не был бы услышан (сельское хозяйство, политика сплочения, несогласие с МПФР). Франция и Германия, как две силы, находящиеся во главе евро-интеграционного процесса, были интересны В4 в том смысле, что «четвёрка» могла напрямую возразить и сделать предложения, минуя необходимость передавать их через брюссельские бюрократические структуры. 28-29 июня президент Франции Э. Макрон встретился с премьер-министрами В4, с которыми обсудил вопросы налоговой политики, торговлю с третьими странами, санкции в отношении России и другие вопросы.
Позже, 15 ноября, состоялась встреча спикеров парламентов В4, Франции и Германии, которая была приурочена к 100-летию окончания Первой мировой войны. В ходе беседы произошёл обмен мнениями о будущем Европейского союза, его ценностях, институтах и общей политике. Говоря о намеченных на 2019 г. выборах в Европейский парламент, присутствующие подчеркнули роль национальных законодательных органов власти в процессе принятия решений на уровне ЕС. 27 ноября в Братиславе состоялась встреча сотрудников внешнеполитических ведомств В4 с французским коллегой, на которой обсуждались МПФР, миграция, будущее ЕС, брекзит. Как отметили сами «вишеградцы» - это было хорошей возможностью поделиться мнениями и понять позиции друг друга. В конце декабря состоялась подобная встреча уже с немецким коллегой.
В особом ключе в 2018 г. развивалось сотрудничество между В4 и Австрией. Такую активизацию контактов можно объяснить не только близостью взглядов по определённым вопросам (в особенности касательно миграции), но и запланированным председательством последней в Совете ЕС. 21 июня прошла встреча премьер-министров В4 и канцлера Австрии. Главы пяти центральноевропейских государств подчеркнули значимость сотрудничества и подтвердили важность защиты европейских границ и обеспечения безопасности граждан Европейского союза. 21 -23 июня состоялось неформальное общение спикеров парламентов, в ходе которого обсуждались вопросы МПФР, расширения ЕС на Западных Балканах.
26 июня министры внутренних дел подписали совместную декларацию, которая была посвящена проблемам миграции. В документе показано, что странам Евросоюза следует стремиться создать такую систему предоставления убежища, которая учитывает реальные воз-
1 Common Position of the Ministers of Agriculture of the Visegrad Group (Czech Republic, Hungary, Poland and Slovakia) and Bulgaria, Croatia, Romania and Slovenia on the Commission's Proposal for a Directive of the European Parliament and of the Council on. URL: http://www.visegradgroup.eu/calendar/2018/common-position-of-the (дата об-ращния 18.02.2019).
можности европейского общества и исходит из приверженности отдельных стран к национальному суверенитету. Подчёркивалась невозможность принятия какой-либо системы автоматического распределения беженцев между государствами-членами. Основные пути решения проблемы сводились к разработке механизмов, направленных на остановку внешней миграции, содействие её прекращению в регионах происхождения и поддержание безопасности в транзитных странах1. Однако необходимо отметить, что в ходе словацкого председательства в 2018 г. столь крупных политических событий в отношениях между В4 и Австрией не было. Можно назвать только встречу 28 ноября глав информационных пассажирских центров.
Региональный Вишеград
Взаимодействие стран «четвёрки» на региональном уровне происходит за счёт встреч министров различных ведомств, конференций, круглых столов и заседаний экспертного сообщества. В вопросах расширения ЕС на Западных Балканах и в Восточном партнёрстве, которые также стоит отнести к этой плоскости политики Вишеграда, к полемике привлекаются сторонние дискутанты. Количественные показатели министерских встреч в 2018 г. (см. табл. 1) говорят об активном взаимодействии сторон. Однако стоит выделить сферы экономического сотрудничества, обороны и безопасности, транспорта и медицины, где интенсивность контактов была наиболее высокой.
Таблица 1
Первая половина 2018 г. (Венгерское председательство в В4) Вторая половина 2018 г. (Словацкое председательство в В4)
Экспертные встречи 11 14
Конференции/бизнес-форумы 16 12
Встречи министров В4 18 6
Встречи премьер-министров В4 6 -
Встречи с зарубежными коллегами на правительственном уровне 25 11
Источник: http://www.visegradgroup.eu/; https://twitter.com/V4_PRES.
В торгово-экономическом секторе страны обращали внимание, прежде всего, на усиление обмена опытом, дигитализацию производства и запуск совместных инновационных проектов в сфере Индустрия 4.0. Подобные намерения получили звучание на страницах т.н. Будапештской декларации, которая была подписана 19 апреля 2018 г. министрами экономического развития В42. Проникновение инициатив правительств В4 на низовой уровень происходило за счёт проведения различных специализированных конференций (например, V4 Startup and Innovation Days & V4+Google). В итоге в 2018 г. удалось запустить программу наставничества стартапов «V4 Startup Force»; расширить сотрудничество между банками финансового развития, институтами продвижения экспорта; цифровизировать работу почтовых отделений и статистических служб.
В первой половине года значительные усилия были приложены венгерской стороной в оборонной сфере, которая активно старалась вдохнуть жизнь во флагманский проект В4, связанный с Вишеградской тактической группой (V4 EU BG) и приданием ей модульного характера в рамках НАТО. Так, было подтверждено решение провести дополнительный набор в воинское формирование во второй половине 2019 г. Будучи составной частью североатлантического блока и желая подтвердить ему свою приверженность, в марте 2018 г. члены В4 вырази-
1 Joint Declaration of the Ministers of Agriculture of the Visegrad Group (Czech Republic, Hungary, Poland, Slovakia) and Croatia on the Commission Communication on The Future of Food and Farming URL: http://www.visegradgroup. eu/calendar/2018/joint-declaration-of-the (дата обращения 18.02.2019).
2 Joint Declaration of the Ministers of Economic Affairs of the Visegrad Group Countries on the Future of Economic Cooperation. URL: http://www.visegradgroup.eu/calendar/2018/joint-declaration-of-the-180423-1 (дата обращения 18.02.2019).
ли согласие увеличить финансирование этой организации к 2024 г. до 2% от бюджета стран-участниц1. Желание сохранить безопасность в регионе вело В4 к необходимости привлечения к взаимодействию сторон, откуда исходила определённая нестабильность. Так, на встрече министров обороны 27-28 июня присутствовали украинские коллеги, которые были приглашены для получения опыта в сфере военного сотрудничества в формате В4+Украина.
Обеспечение безопасности, по мнению представителей В4, неразрывно связывалось с борьбой против нелегальной миграции и энергетической безопасностью. Официальная позиция по вопросам беженцев получила звучание в нескольких официальных документах, а именно, в совместных заявлениях представителей парламентских групп (2 марта), министров внутренних дел (26 июня и 16 октября). В последнем документе критике подверглась реформа Европейского агентства пограничной и береговой охраны (Frontex), которая сводилась к недопущению замещения обязанностей государств-членов в деле охраны внешних границ Европейского союза. Участники В4 также отмечали особую важность региона Западных Балкан в решении проблемы нелегальной миграции. Для безопасности ЕС необходимо было налаживать контакт с местными странами и способствовать их стремлению стать частью Европейского союза. При поддержке В4 была запущена работа Западнобалканского фонда, цель которого сводилась к интенсификации взаимодействия стран полуострова на их пути в ЕС2. Тем самым «четвёрка» получала инструмент влияния в этом регионе.
Несмотря на отсутствие громких заявлений в области энергетики, эта тема находилась под пристальным вниманием политиков, свидетельством чего стало значительное количество проведённых экспертных встреч, семинаров по этой проблематике. В4 стремилась выступить с единой позицией по данному вопросу, для чего, например, провела совместное заседание (11 июня) накануне Энергетического совета ЕС. 29 октября состоялся круглый стол в Брюсселе, на котором обсуждалось будущее природного газа в энергетике ВЦЕ. 19 ноября в Братиславе прошла встреча министров энергетики В4 с вице-президентом ЕК М. Шефчови-чем, в ходе которой поднимался вопрос внедрения новых «чистых» технологий в энергосистему В4, развития возобновляемых источников энергии. В то же время представители «четвёрки» отметили «стабилизирующий фактор атомной энергетики».
В региональной повестке В4 значительное место также отводилось углублению трансграничного сотрудничества, развитию транспортной инфраструктуры и контактам в области медицины. Если первые две группы вопросов продолжали оставаться наиболее актуальными, и пристальное внимание к ним не вызывало удивления, то акцент на здравоохранении, который отчётливо проявился в ходе венгерского и словацкого председательств, показал новую сторону сотрудничества государств. Помимо совместного заявления министров этого профиля, в котором было сказано о намерении стран помогать партнёрам по В4 совершенствовать медицинскую сферу, в ходе 2018 г. состоялось около десяти научно-практических конференций и профессиональных встреч.
Международный Бишеград
Деятельность В4 на международном уровне способствует усилению авторитета стран и придаёт им «видимость» (visibility) на глобальной арене. В течение 2018 г. удалось наладить контакт как с новыми партнёрами (Австралия, страны Центральной Азии, Тихоокеанским альянсом, Африканским союзом), так и упрочить взаимодействие со старыми. Состоялись
1 Joint Communiqué of the Visegrad Group Ministers of Defence. URL: http://www.visegradgroup.eu/calendar/2018/ joint-communique-of-the-180329 (дата обращения 18.02.2019).
2 Official web site - Western Balkans Fund. URL: http://westernbalkansfund.org/about-us/ (дата обращения 18.02.2019).
саммиты В4+Израиль (была запущена учебная программа в сфере инноваций) и В4+Египет. Продолжилось сотрудничество с японскими и южнокорейскими коллегами, совместно с которыми прошла серия экспертных встреч. Была организована политическая консультация на высоком уровне между В4 и Канадой, в ходе которой была отмечена необходимость усиления взаимных контактов. Деятельность В4 не ограничивалась только высокоразвитыми странами, с которыми можно было расширять торгово-экономическое сотрудничество. Следуя позиции, что миграционную проблему следует решать в странах её происхождения, «четвёрка» приняла участие в первом в её истории проекте, направленном на поддержку неблагополучной страны. Так, в г. Килифи (Кения) прошло открытие совместного проекта В4 и Фонда международного сотрудничества и развития (ЕиТБ-АГпса). Проект рассчитан на поддержку кенийских фермеров и на создание в этой африканской стране дополнительных рабочих мест.
Важно отметить, что основные результаты деятельности В4 в международной сфере складываются не за счёт таких крупных мероприятий, а благодаря точечной работе сотрудников дипломатического корпуса стран-участниц, которые организуют политические консультации между высшими чиновниками В4, т.н. политическими директорами и внешнеполитическими ведомствами других стран. Благодаря подобным предварительным переговорам удаётся сначала найти точки соприкосновения, а затем уже приступить к реализации предметных мероприятий. В 2018 г. подобные консультации состоялись с представителями Китая, Японии, США, Македонии, Украины, Эфиопии, Турции, Иордании, Канады, Германии.
* * *
Несмотря на отличающуюся активность стран-председательниц (см. табл. 1), которая во многом объясняется тем, что деятельность обыкновенно набирает обороты к концу срока пребывания на посту главы объединения, можно отметить сохраняющуюся преемственность. Актуальными остаются те вопросы, где возможен поиск компромисса и по которым страны имеют общую позицию, способную укрепить их положение, как в рамках Европейского союза, так и на международном уровне. Таким образом, очевидно, что страны не готовы отказываться от тех направлений, где находят взаимопонимание друг с другом. В то же самое время каждая страна предлагает новые темы к обсуждению и старается расширить вопросы для обсуждения. В особенности это касается глобального измерения В4, где интересы стран наиболее схожи. Как показал 2018 г., появление резонирующих с интересами В4 вопросов приводит к активизации взаимодействия между её членами, выработке общих подходов, публикации совместных заявлений. Можно говорить, что это нацелено на «популяризацию» позиции В4 по той или иной проблеме. Сказанное подтверждает инструментарий устойчивого существования В4, который заключается в выработке консенсусов и поиске ответов на общие вызовы.
Список литературы
Вишеградская Европа: откуда и куда? Под ред. Л.Н. Шишелиной. М., 2010. Вишеградская четвёрка в Европейском союзе: дилеммы конвергенции. Под ред. Л.Н. Шишелиной. М., 2017.
References
Official Twitter account. URL: https://twitter.com/V4_PRES. Official web site - Visegrad Group. URL: http://www.visegradgroup.eu/
Official web site - Western Balkans Fund. URL: http://westernbalkansfund.org/about-us/ Stepper P. Visegrad cooperation. Beyond the Polish and during the Hungarian V4 Presidency. Foreign Policy Review. Vol. 10. 2017. Budapest. 10, 99.
Vishegradskaja chetverka v Evropejskom sojuze: dilemmy konvergencii. Ed. L.N. Shishelina. Moscow, 2017.
V4 Course Continuity as a Guarantee of Successful Activity (in the context of Slovak and Hungarian Presidency)
Author. Mikhail Vedernikov, Candidate of Sciences (History), Senior Research Associate of Department of Central and Eastern European Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The paper evaluates key points in the Visegrad activities in 2018 during Hungarian and Slovak presidencies. The author tried to show that the events held by the representatives of these countries corresponded to the logic of previous actions of this regional cooperation. This was expressed primarily in the discussion of issues that did not raise objections from their side. Thus, it is possible to speak about the sequence of the V4 course, which is characterized not by the discovery of new facets of cooperation, but by confirmation of the approaches and principles developed earlier.
Key words. Visegrad, Visegrad group, V4, Czech Republic, Poland, Slovakia, Hungary, Central Europe.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120199096