Преемственность в работе по формированию основ коммуникативной культуры у
дошкольников и младших школьников
Шилыковская И. К. учитель - логопед МБДОУ детский сад № 6, г.о. Химки, Московская область , Россия
icsh@mail.ru
Аннотация, цель статьи - показать, как при существующей проблематике общения детей дошкольного и младшего школьного возраста, и, основываясь на функциональной зависимости психического развития, учебной деятельности и общения детей, необходимо организовать комплексную работу по формированию основ коммуникативной культуры в ДОУ и начальной школе, построенной с соблюдением преемственных связей этих образовательных сред.
Ключевые слова: общение, преемственность, коммуникативная культура, коммуникативные умения.
Основным требованием реализации воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) является разработка соответствующих технологий, отвечающих современным требованиям личностно ориентированной парадигмы образования.
Педагогические коллективы ДОУ и школы решают проблему преемственности образовательного процесса путём создания групп подготовки к школе, в которых учителя общеобразовательной школы обучают дошкольников навыкам письма, чтения, счёта, через применение игровых методов на уроках в начальной школе, составление психологами и логопедами ДОУ и школы совместных характеристик детей по итогам обследования.
В основном усилия педагогов направлены на развитие познавательных способностей, учебных умений и навыков детей подготовительных групп детского сада. С другой стороны, данные психологической диагностики, исследующей адаптацию первоклассников к школьному обучению, беседы с учителями и родителями свидетельствуют, что при нормальном уровне развития познавательной сферы, уча- щимся первых классов свойственны следующие особенности общения,
1). неумение строить свои взаимоотношения в системе «ученик - ученик(и)», «ученик - учитель», конфликтность в развёртывании общения в этих системах;
2). отсутствие навыков игрового и учебного сотрудничества, неумение играть и работать в паре, координировать совместные усилия для достижения общей цели;
3). инертность и безынициативность в отношениях;
4). агрессивность и грубость по отношению ко взрослому и сверстникам;
5). «выключенность» из процесса общения без видимой причины;
6). затруднён обмен учебной информацией между учащимися из-за неумения оперировать диалогической речью;
7). ограничен спектр коммуникативных умений и т. д.
В целом учебное взаимодействие центрируется на отношениях «взрослый(обу-чающий) - ребёнок(обучаемый)».
Не стоит забывать и о том, что общение детей вне ДОУ и школы также имеет свои особенности. Современные дети зачастую выбирают партнёром по общению компьютер, телевизор.
Также неоспорим тот факт, что всё меньше времени отводится на неформаль- ное общение между членами современной семьи, и, в основном, оно носит контролирующий характер.
Учитывая, что общение со сверстниками является условием для развития творческого, самобытного начала в ребёнке и для формирования у него волевых компонентов деятельности, что в общении со сверстниками у ребёнка обогащаются и совершенствуются вербальные и невербальные коммуникативные умения, формируется способность к оценке своих возможностей; целым рядом педагогов и психологов установлено, что реализовать программу по развитию психики ребёнка в плане готовности к школьному обучению способны группы развития детей. Непременным условием эффективности развивающей деятельности в них является специальное проектирование межличностной среды, в которой каждый ребёнок чувствовал бы себя умелым, знающим, способным (вместе с другими) справиться с любой задачей.
Исходя из обозначенной проблематики общения детей дошкольного и млад- шего школьного возраста, основываясь на существовании функциональной зависи- мости психического развития, учебной деятельности и общения детей, необходимо организовать комплексную работу по формированию основ коммуникативной культуры в ДОУ и начальной школе, построенной с соблюдением преемственных связей этих образовательных сред.
Коммуникативная культура дошкольника и младшего школьника включает в себя следующие компоненты:
- мотивационно - потребностный;
- личностный;
- культура речи ( вербальный аспект);
- культура поведения,
поэтому целесообразно осуществлять координацию усилий воспитателей, учите- лей, психологов, логопедов в работе по формированию основ коммуникативной культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Библиография
1. Кан - Калик В. А. 1995. Грамматика общения. М.
2. Леонтьев А. А. 1975. Педагогическое общение. М.
3. Мудрик А. В. 1984. Общение как фактор воспитания школьников. М.