стем в целях созданий информационной, научно - методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления в обществе. Несмотря на трудности перехода к компетентностной модели образования, следует отметить, что возникают и набирают силу тенденции:
- принципиальных изменений почти во всех профессиях;
- возрастания роли горизонтальной мобильности в течение трудовой жизни;
- профессионализация высшего образования (стирание граней между классическими и прикладными профессиями);
- расширение образования («в течение всей жизни»);
- усиление роли и усложнения задач «личностного развития» («умения на всю жизнь»);
- изменение стилей жизни на уровнях: глобальном, социума, организационном, индивидуальном [1]. Авторы идеи компетентностного подхода к обучению считают, что процесс перехода к новой модели образования невозможен без творческого сотрудничества профессионалов, разрабатывающих содержание образования, с педагогами - практиками, от инновационных поисков которых, их встречных инициатив в значительной мере зависит успех модернизации российской образовательной системы. Нужна кропотливая работа и время для создания адекватной понятийной системы, механизмов формирования компетенций, способов их измерения и практического применения как на предметном, так и надпредметном уровнях. Латинское высказывание «не для школы, для жизни учимся» можно принять в качестве девиза компе-тентностного подхода к образованию.
Список литературы:
1. Бойденко, В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. -2004.-№11,-с.10.
2. Вербицкий, А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России.-2005.-№10.-с.32-33.
3. Дахин, Л.И. Компетенции и компетентность, сколько их у российского школьника // Народное образование. -2004. -№4. -с.138-144.
4. Ермаков, Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика, -2011. -№4. -с.8.
5. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход // Наука и образование. -2004. -№3 -с.35.
6. Осмоловская, И. Ключевые компетенции в образовании // Директор школы.-2004.-№8.-с.64-65.
7. Пономарчук, П.Н. Содержание и диагностика исследовательской компетенции студентов // Право и образование,-2009.-№11.-с.82.
8. Слободенюк, В.И. Формирование информационной компетентности учащихся // Открытая школа.-2010.-№3.-с.60-68.
9. Татур, Ю.Т. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня.-2004.-№3.-с.21.
10. Эльконин, Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающегося обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образова-нию.-Красноярск, 2002.-с.27.
ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Лежнина Мария Владимировна
Преподаватель кафедры дошкольной и социальной педагогики, г. Йошкар-Ола
В настоящее время в системе образования происходят значительные перемены, связанные с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Успех этих перемен во многом связан с обновлением научной, методической и материальной базами обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важнейших условий обновления является использование в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений новых информационных технологий. Проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации образования является одной из глобальных проблем современного мира.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы определена новая стратегия развития образовательных систем, центральной идеей которой выступает обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности. Особого внимания заслуживает проблема освоения дошкольными, школьными и вузовскими педагогами новейших достижений науки и передового опыта, в частности
использования электронных образовательных ресурсов в педагогическом процессе на всех ступенях образования.
Бурное развитие компьютерных технологий в России и их внедрение в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Следовательно, происходящие изменения в системе дошкольного образования, связанные с компьютеризацией и использованием электронных образовательных ресурсов, можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг. В связи с такими преобразованиями в сфере дошкольного образования, требования к компетентности педагогов по использованию электронных образовательных ресурсов меняются.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей решения данной проблемы. Известно, что использование в работе нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает интерес к занятиям, поэтому благодаря преимуществам электронных образовательных ресурсов задачи речевого развития старших дошкольников могут быть реализованы наиболее полно и успешно. Следовательно, использование электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи - это одна из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. Тем не менее, до сих пор не разработана методика
использования электронных образовательных ресурсов по развитию речи старших дошкольников, не проведена систематизация компьютерных развивающих программ, не сформулированы единые программно-методические требования к компьютерным занятиям с детьми дошкольного возраста. На сегодняшний день это единственный вид деятельности, который не регламентируется специальной образовательной программой.
Перед российскими вузами, специализирующимися на подготовке педагогических кадров для дошкольных образовательных учреждений, сегодня остро встает необходимость поиска наиболее оптимальных путей решения проблемы, связанной с качественной организацией процесса подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений, готовых к профессиональной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов.
Готовность будущего педагога ДОУ к своей профессиональной деятельности, в том числе и при использовании ЭОР в развитии речи старших дошкольников, заключается во владении им знаниями определенного типа:
• методологическими знаниями (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения с использованием электронных образовательных ресурсов);
• теоретическими знаниями (знание целей, принципов, содержания, методов, форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста);
• методическими знаниями (знание методик использования электронных образовательных ресурсов, методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста);
• технологическими знаниями (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, способов использования компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ) [1].
В связи информатизацией педагогического процесса на всех ступенях образования вопросам формирования информационной культуры как необходимой составляющей профессиональной подготовки будущих педагогов уделяют большое внимание многие ученые: Л.М. Габдулисламова, Т. Ю. Удалова, Ф. З. Кабирова, Н. В. Крючкова, М. М. Назаренко [3 ].
Подготовка к использованию компьютерных технологий обучения в профессиональной деятельности - это процесс освоения научных и практических основ решения профессиональных задач на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, интерактивных программных продуктов и формирование готовности к их использованию. Готовность будущего педагога к использованию электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности рассматривается как устойчивая структурно-функциональная система интегра-тивных качеств личности, обеспечивающая эффективную реализацию задач профессиональной деятельности с использованием ЭОР как одного из средств. В исследованиях Г. А. Кручининой, А. М. Митиной и А. К. Марковой готовность рассматривается как целостное образование личности, включающее мотивационный, содержательный и операциональный компоненты [2].
Мы понимаем готовность будущих педагогов к использованию ЭОР в развитии речи старших дошкольников, как характеристику, отображающую деловые и личностные качества будущего педагога, уровень его знаний, умений и навыков по использованию компьютерных тех-
нологий, созданию мультимедиапрезентаций, электронных дидактических игр для развития лексического запаса, грамматического строя, звуковой культуры и связной речи детей старшего дошкольного возраста. Компоненты готовности будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников:
- содержательный - наличие необходимых общих и специальных знаний по использованию электронных образовательных ресурсов в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста;
- деятельностный - сформированность навыков и умений использования электронных образовательных ресурсов в практической деятельности будущих педагогов по развитию речи старших дошкольников;
- личностный - заинтересованность и стремление к успешной педагогической деятельности по развитию речи старших дошкольников с использованием электронных образовательных ресурсов. Каждый компонент готовности будущих педагогов
к использованию ЭОР в развитии речи старших дошкольников раскрывается через определенные знания, умения и навыки. В частности, академические, методические знания отражают содержательный компонент, дидактические, прогностические, организаторские умения отражают деятельностный компонент и перцептивные, коммуникативные компетенции (способности) и способности к распределению внимания отражают личностный компонент.
Проанализируем их более подробно. Итак, содержательный компонент предполагает наличие у будущих педагогов академических и методических знаний - владение информацией об использовании ЭОР в развитии речи старших дошкольников, (знание системы теоретических понятий и терминов: ЭОР, дидактические, эргономические, методические, требования, предъявляемые к ЭОР, критерии качества ЭОР, знание цели, задач и методики использования ЭОР в современном образовательном процессе, знание основных подходов, правил и принципов использования ЭОР в развитии речи старших дошкольников и др.)
Деятельностный компонент предполагает наличие у будущих педагогов дидактических умений - умения по передаче познавательного материала в доступной форме старшим дошкольникам, посредствам ЭОР, способствующего развитию их речи, организаторских умений - умения правильно организовать педагогический процесс с использованием ЭОР в развитии речи старших дошкольников, прогностических умений - умения в предвидении последствий своих действий с использованием ЭОР в развитии речи старших дошкольников. Показателями данного компонента являются: умение анализировать и оценивать содержательную и технологическую характеристики ЭОР с позиций психолого-педагогической целесообразности их использования в работе по развитию речи дошкольников, умение планировать и осуществлять педагогическую деятельность с использованием ЭОР, учитывая возрастные и индивидуальные особенности старших дошкольников, наличие навыков подготовки презентационных материалов, электронных дидактических игр для развития речи старших дошкольников, владение разными способами организации занятия с использованием ЭОР по развитию речи старших дошкольников, умение прогнозировать результат использования ЭОР (с учетом их достоинств и недостатков) в развитии речи старших дошкольников.
Личностный компонент отражает следующие способности будущих педагогов: перцептивные - проникнуть во внутренний мир дошкольника, наблюдать за детьми во время работы с использованием ЭОР, коммуникативные - способности к установлению положительного взаимоотношения с детьми, нахождению правильного подхода к детям старшего дошкольного возраста, и способности к распределению внимания одновременно между использованием электронных образовательных ресурсов и развитием речи старших дошкольников. Показателями данного компонента является: внимательное и заинтересованное отношение к работе по развитию речи старших дошкольников с использованием ЭОР, полноценное распределение внимания между использованием ЭОР и развитием речи старших дошкольников, спокойное, уверенное поведение при использовании ЭОР в развитии речи старших дошкольников, способность находить правильный подход к дошкольникам во время занятий по развитию речи, демонстрирование уважительного отношения к личности дошкольника.
Педагогические способности предполагают определенные психологические особенности личности, которые являются условием успешного достижения ею в роли педагога высоких результатов в обучении и воспитании детей [4]. Е. В. Чернобай справедливо отмечает, что подготовка педагогов к использованию ЭОР должна происходить на основе комплексного подхода, включающего все компоненты подготовки с тем, чтобы была достигнута задача реализации новых образовательных результатов. Целесообразно проводить трехуровневую подготовку педагогов к созданию ЭОР с учетом их: мотивации; профессиональных потребностей; индивидуальных способностей к деятельности в сфере применения ЭОР.
К уровням готовности педагогов по созданию и использованию ЭОР Е. В. Чернобай относит готовность к: проектированию; разработке; созданию методики внедрения электронных ресурсов в учебный процесс [4, с. 10].
Подготовка будущих педагогов может осуществляться по нескольким направлениям использования электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовании:
• создание учебно-методических материалов (направленных на овладение дошкольниками грамотой, письмом, счетом; на социализацию дошкольника и др.) и дидактических игр (реализованных в форме интерактивных сказок) на базе пакетов общего назначения (MS Office), а также программ презентационной и анимационной графики;
• использование компьютерных игровых средств (КИС) и графических пакетов для развития у дошкольников речи, памяти, внимания, моторики;
• осуществление информационного взаимодействия образовательного назначения на базе локальных и глобальной сетей (поиск и обработка информации с использованием образовательных информационных ресурсов, таких, как федеральные порталы, образовательные сайты, электронные журналы, телеконференции и т. п.);
• автоматизация процессов обработки результатов компьютерного педагогического тестирования и диагностики, процессов обработки результатов эксперимента на базе программ компьютерной психодиагностики и учебно-игровых комплексов [5, с. 37].
Таким образом, электронные образовательные ресурсы являются элементом модернизации образовательного процесса. Место этим новым средствам обучения находится только там и только тогда, когда они принципиально не меняют традиционных подходов к построению образовательного процесса и «работают» на реализацию традиционных целей обучения.
Список литературы
1. Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий [Текст] / авт.-сост.: Н.В. Тимофеева, Ю.В. Золотова. - 2-е изд. -Волгоград: Учитель, 2013. - 131 с.
2. Смирнова, О. Е. Детская психология, 2006 [Электронный ресурс] / О. Е. Смирнова. - Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/sdp/SDF-001 -.НТМ#Часть_4.Глава_2 (дата обращения: 06.06.2012).
3. Удалова, Т. Ю. Формирование специальной информационно-коммуникационной компетенции будущих педагогов-психологов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Ю. Удалова. - Омск, 2008. -23 с.
4. Чернобай, Е. В. Методическая система подготовки учителей к созданию электронных образовательных ресурсов [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Чернобай. - М., 2008. - 23 с.
5. Ягодина, Л. А. Методические подходы к обучению педагога-психолога использованию информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Ягодина. - М., 2010. - 162 с.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 Забелина Светлана Андреевна 2Лисунова Наталия Борисовна 2Павлова Валентина Владимировна
'Заместитель директора по учебной работе МБОУ СОШ №48, 2учитель математики МБОУ СОШ №48, г. Чита
Проблема снижения успешности в обучении учащихся при переходе из начальной в основную школу была и остается одной из самых насущных проблем в российском и зарубежном образовании. Отечественные и зарубежные педагоги по-разному пытаются найти решение данной проблемы, и все чаще звучит мысль о необходимости осуществления преемственности. Принцип преемственности отражен в Законе Российской Федерации «Об
образовании в РФ», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны (статья 11) [2].
Согласно педагогической энциклопедии преемственность в обучении, установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Понятие пре-