12.18. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Волков Дмитрий Анатольевич, соискатель Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье приведены результаты исследования моделей развития семейного бизнеса в России, сделаны выводы о специфике развития семейного бизнеса в российских условиях, рассмотрены результаты исследования формирования преемников семейного бизнеса, критериев оценки образовательных учреждений для преемников семейного бизнеса, политики распределения ролей членов семьи в семейном бизнесе, развития знаний и навыков для вовлечения в управление семейным бизнесом. Ключевые слова: преемственность семейного бизнеса, передача семейного бизнеса, подготовка преемников семейного бизнеса
CONTINUITY OF FAMILY BUSINESS IN RUSSIA: RESULTS OF EMPIRICAL RESEARCH
Volkov D.A., competitor of the Academy of National Economy under the Government of the Russian Federation
Annotation: There are results of research of models of development of family business in Russia in the article, conclusions are drawn on specificity of development of family business in the Russian conditions, results of research of forming of successors of family business, criteria of an estimation of educational institutions for successors of family business, allocation policy of roles of members of a family in family business, developments of knowledge and skills for involving in management of family business are considered.
Keywords: continuity of family business, family business transfer, preparation of successors of family business
Модель эффективного управления семейным бизнесом подразумевает определение ценностей, которые станут основой для планирования управления состоянием, формирование представлений о финансовом положении семьи, ее активах, расходах, ожидаемом уровне доходов и текущий план передачи имущества по наследству [1,2]. Необходимо в рамках модели структурировать долгосрочные финансовые и семейные цели так, чтобы они были взаимосвязаны и дополняли друг друга [3]. Для разработки такой модели нами было проведено эмпирическое исследование специфики организации и управления семейным бизнесом в условиях РФ, в качестве респондентов рассматривались субъекты малого и среднего бизнеса. Основная выборка составила 54 бизнес-структуры, из которых с целью обеспечения валидности исследования мы отобрали 32 предприятия, реализующих концепцию семейного бизнеса. Отбор проводился посредством интервью, далее исследование развива-
лось методом анкетирования и анализа полученных результатов.
В процессе проведения исследования владельцев семейного бизнеса нами были изучены 32 бизнес-структуры, в качестве респондентов выступали владельцы бизнеса. География исследования: Москва, Екатеринбург, Ногинск, Славянск-на-Кубани, Ухта (Коми), Каменск-Уральский (Свердловская обл.), Тюмень, Казань, Новосибирск, Самара, Владивосток, Пермь, Санкт-Петербург.
В качестве отраслевых специализаций бизнес-структур рассматривалась оптовая и розничная торговля, производство ТНП, медиа-бизнес, недвижимость, строительство, сертификация, розничная и оптово-розничная торговля, ювелирный бизнес, частная медицина, автомобильный бизнес, организация тренингов для персонала компаний, Интернет, страхование, оказание маркетинговых услуг, фотоуслуги, рекламные услуги, обработка металла, ремонт колесных пар, производство детских развивающих игр.
На основании анализа субъектов малого и среднего бизнеса нами составлен «портрет владельца семейного бизнеса»: высшее профессиональное образование у 75% респондентов, 15,63% - ученая степень, 6,25% - незаконченное высшее образование. Общее количество детей исследуемых респондентов составило 51, в том числе 5 многодетных семей (рис. 1.); что касается гендерного распределения респондентов, то 12,5% опрошенных владельцев бизнеса - женщины, 87,5% - мужчины. Исследуя ретроспективу становления семейного бизнеса, мы выявили, что 81,25% обладают неудачным опытом предпринимательской деятельности, 15,63% таким опытом не обладают.
Распределение респондентов по количеству детей в семье
0 2 4 6 8 10 12 14
Рис. 1.
Распределение респондентов по количеству детей в семье
Далее мы провели исследование возможных обстоятельств, при которых владельцы готовы продать свой бизнес (рис. 2.).
Исследование показало, что приоритетным при продаже бизнеса является наличие интересных альтернативных вариантов вложений (59,38%) и привлекательное ценовое предложение (50,00%), а также слабый рост бизнеса (18,75%). Исследуя возможные сроки продажи бизнеса (рис. 3.), мы выявили, что отказываются рассматривать предложение о продаже семейного бизнеса лишь 18,75% респондентов, так как планируют передать свой бизнес. При этом респонденты демонстрируют с другой стороны и готовность передать свой бизнес при благоприятных условиях (рис. 4.).
Волков Д.А. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
При каких обстоятельствах вы готовы продать свой бизнес
Период продажи бизнеса
45,00%
40,00%
35,00%
30,00%
25,00%
20,00%
15,00%
10,00%
5,00%
0,00%
1) В следующие 2) 2 - 4 года 12 месяцев
3) 5 лет или больше
4) Я планирую передать свой бизнес
Рис. 3.
Оценка готовности продажи бизнеса собственниками: в течение какого временного промежутка возможно продать свой бизнес
Дети владельцев бизнеса получают образование в России 62,5%, в России и за рубежом - 25%. За рубежом получают образование: 21,88% в Европе, 9,38% в Азии, 3,13% в США.
Рис. 5.
Наличие документов, регламентирующих передачу бизнеса
При этом рейтинг основных требований со стороны владельцев бизнеса к образовательному учреждению выглядит следующим образом: на первом месте репутация института, далее академические стандарты / специализация, затем международные связи образовательного института и на последнем месте месторасположение (рис. 6.).
Ожидания владельцев бизнеса от образовательных учреждений
□ очень важно □ важно □ сложно сказать □ не важно □ совсем не важно
Рис. 6.
Оценка образовательных учреждений К ключевым аспектам формирования преемников семейного бизнеса владельцы бизнеса относят опыт работы (1-3 года, 3-6 лет) и наличие университетской степени.
Оценка возможных сроков передачи бизнеса
Исследованные нами модели семейного бизнеса позволили сделать крайне неутешительный вывод: только 9,38% владельцев бизнеса подготовили документы, регламентирующие передачу бизнеса следующему поколению, 6,25% планируют разработать такие документы (рис. 5.).
Что касается вопроса подготовки преемников семейного бизнеса, то исследование в данном направлении позволило получить результаты посредством анализа значимых для владельцев семейного бизнеса аспектов формирования преемников семейного бизнеса, критериев оценки образовательных учреждений для преемников семейного бизнеса, политики распределения ролей членов семьи в семейном бизнесе, развития знаний и навыков для вовлечения в управление семейным бизнесом.
Важные паспекты воспитания детей в качестве преемников семейного бизнеса
10) Другое (пожалуйста, уточните 9) Религиозное воспитание 8) опыт работы (больше 6 лет) 7) опыт работы (как минимум 3 - 6 лет) 6) опыт работы (как минимум 1-3 года) 5) наличие PhD 4) наличие диплома МВД 3) наличие университетской степени 2) наличие академических квалификаций 1) наличие школьного образования
I I I I г
I I I I г
I I I I 1—г
І І I
□37
]40,6
0,00 5,00 10,0 15,0 20,0 25,0 30,0 35,0 40,0 45,0 % % 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0% 0%
Рис. 7.
Важные аспекты формирования преемников семейного бизнеса
13%
0,00
5%
Роль членов семьи в компании связана с выполнением менеджерских функций 43,75%, вхождением в совет директоров (15,63%), кадровыми вопросами (15,63%), продажами (12,5%) (рис. 8.). Члены семьи опрошенных респондентов также занимают должности, не связанные с управлением (6,25%), и занимаются вопросами маркетинга и предоставлением консультаций по юридическим вопросам (6,25%). В семейный бизнес по результатам опросов респондентов вовлечены:
- дети 65,63%;
- супруг / супруга 34,38%;
- братья и сестры 28,13%;
- родственники супруга / супруги 18,75%;
- отец / мать 12,50%.
При этом у 40,63% респондентов члены семьи имеют долю в компании или получат право на долю в будущем.
Какую роли выполняли бы (выполняют) члены семьи в компании
50,00%
45,00%
40,00%
35,00%
30,00%
25,00%
20,00%
15,00%
10,00%
5,00%
0,00%
43,75%
1
15,63% 15,63%
■ |—I
о,2» ^
I ■ ■ ■ ■ ■
не обладают четким представлением относительно политики преемственности в компании, а 43,75% опрошенных не предоставляют членам семьи доли в бизнесе, что демонстрирует крайне низкий уровень стратегического планирования развития семейного бизнеса и защиты его активов.
Развитие знаний и навыков детей, для вовлечения в управление семейным бизнесом
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
3,13%
15 и ¡--si S
lit ^ 1 ІЗ* Xі
СОв)* П J К Ц (О;
я- §5 = М '
Рис. 8.
Роли членов семей в семейном бизнесе
Обязательным условием успешного управления состоянием на временном горизонте нескольких поколений является воспитание будущих семейных лидеров. У каждой семьи есть определенный потенциал, личные связи и опыт, которые можно использовать для того, чтобы заложить фундамент будущего (рис. 9.). Исследуя вопросы развития знаний и навыков детей для вовлечения в управления семейным бизнесом, наши респонденты имели возможность неограниченного выбора между финансами, продажами, маркетингом и менеджментом, при этом 56,25% склонились в пользу всего вышеперечисленного. Распределение ответом представлено на рис. 9.
При потенциальном нежелании преемников принимать участие в управлении семейным бизнесом 84,38% респондентов готовы поддержать их в создании собственной карьеры.
Таким образом, на основании полученных результатов, можно сделать вывод о недостаточном развитии технологий управления и организации семейного бизнеса в РФ. В «эталонных» моделях респондентов семейный бизнес в большей степени ориентирован на модель второго поколения с доминированием выполнения менеджерских функций. Это выдвигает необходимость реализации в рамках политики преемственности создания системы воспитания будущих владельцев бизнеса посредством методов воспитания ценностей и технологий формирования преемников бизнеса. Кроме того, рассматривая вопрос процедуры передачи бизнеса, необходимо отметить, что политика наследования, в первую очередь, начинается с формализации процедуры и подготовки специальных документов (политики преемственности). По результатам исследования выявлено, что в РФ 78,13% владельцев бизнеса
Рис. 9.
Развитие знаний и навыков для вовлечения в управление семейным бизнесом
Список литературы:
1. Волков Д.А. Консервативная модель семейного бизнеса.
2. Волков Д.А. Стадии и жизненные циклы развития семейного бизнеса.
3. Волков Д.А. Ключевые проблемы развития семейного бизнеса на различных этапах жизненного цикла.
Reference list:
1. Volkov D.A. Conservative's wolves model of family business.
2. Volkov D.A. Stage's wolves and life cycles of development of family business.
3. Volkov D.A. Key's wolves of a problem of development of family business at various stages of life cycle.
РЕЦЕНЗИЯ
Волков Дмитрий Анатольевич в статье «Преемственность семейного бизнеса в России: результаты эмпирического исследования» описывает процесс эмпирического исследования специфики организации и управления семейным бизнесом в условиях РФ и приводит результаты данного исследования. Необходимость его проведения обусловлена созданием модели эффективного управления семейным бизнесом, подразумевающей определение ценностей, которые станут основой для планирования управления состоянием, формирование представлений о финансовом положении семьи, ее активах, расходах, ожидаемом уровне доходов и текущий план передачи имущества по наследству.
В качестве респондентов рассматривались субъекты малого и среднего бизнеса. На основании их анализа исследователями составлен «портрет владельца семейного бизнеса». Также в статье отражены исследования возможных обстоятельств, при которых владельцы готовы продать свой бизнес, сроки продажи бизнеса, модели семейного бизнеса.
На основании полученных результатов автор приходит к выводу о недостаточном развитии технологий управления и организации семейного бизнеса в РФ. В «эталонных» моделях респондентов семейный бизнес в большей степени ориентирован на модель второго поколения с доминированием выполнения менеджерских функций.
Научно-редакционный отдел ИД "НАУКОМ"
к.э.н. О.М. Разина