направлено на повышение творческой активности коллектива.
Помимо всего прочего и несмотря на ограниченное количество исследований в области инноваций, резко встает вопрос о выборе наиболее эффективного инструментария управления инновационной деятельностью предприятия, оценки инновационного
потенциала, разработки путей повышения инновационной активности. Это позволит повысить конкурентоспособность предприятия, оперативно определять внутренние возможности к инновационной деятельности, обнаруживать скрытые резервы развития организации в целях повышения эффективно -сти ее коммерческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Водачек, Л. Стратегия управления инновациями на предприятии [Текст] / Л. Водачек, О. Во-дачкова. — М.: Экономика, 2009.
2. Глазьев, С.Ю. Порочный круг [Текст] / С.Ю. Глазьев // Левое крыло. — 2009. — № 1—2. — С. 4.
3. Матвеев, О. Региональная составляющая повышения конкурентоспособности российской
экономики [Текст] / О. Матвеев // Человек и труд. — 2010. — № 5. — С. 47.
4. Экономика и жизнь [Текст]. — № 37/9403. — 2011. — 22 сент.
5. Экономика и жизнь [Текст]. — № 19-9385. — 2011. — 20 мая.
6. Экономика и жизнь [Текст]. — № 27/9393. — 2011. — 15 июля.
УДК 334.722.24
Д.А. Волков
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОЖИДАНИЯ ОС НО ВАТЕЛ ЕИ С Е М ЕИНОГО Б И 3 Н ЕСА В РФ: АДАПТАЦИЯ МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА
Систематизация теоретических знаний о процессах развития, факторах успеха семейного бизнеса в дореволюционной России [1] позволяет разработать классификацию этапов жизненных циклов его развития, опираясь на опыт оперативного управления семейным бизнесом.
Семейный бизнес является основой экономики большинства стран, от его состояния и динамики развития зависит благосостояние страны, что подтверждается теоретическими исследованиями [2, 3]. Понимание феномена семейного бизнеса может раскрыть одну из самых больших проблем бизнес-среды: что необходимо сделать с позиции организации, чтобы заставить крупную компанию функционировать как предприятие малого бизнеса, или, сужая понятие,
в чем именно заключается секрет проектирования эталонной организационной культуры предприятия?
Семья отличается от корпорации неограниченностью своего интереса в бизнесе, подспудным решением иных задач — самореализации, обеспечения интересов членов семьи. С точки зрения классического подхода к управлению такая практика является порочной, поскольку цели управления компанией экстраполированы в некоторые несвойственные бизнесу плоскости. И это позволяет нам сделать вывод о том, что у семейного бизнеса вообще своя логика развития, особый жизненный цикл, связанный с преемственностью поколений [4].
Изучая вопрос жизненного цикла семейного бизнеса, необходимо отметить, что
в англоязычной литературе существует достаточное количество исследований, в которых понятие жизненного цикла дифференцируется поэтапно. В российской практике этот вопрос слабо исследован, и зачастую существует готовность владельцев бизнеса (учредителей) значительно сопротивляться изменениям, связанным с внедрением моделей жизненного цикла организации; кроме того, результаты анализа специальной литературы по развитию семейного бизнеса показывают наличие «белых пятен» в данном вопросе. Это дает нам возможность обосновать важность обработки информации, посвященной различным теориям жизненного цикла семейного бизнеса, и необходимость децентрализованного принятия решений, планирования преемственности и анализа рынка для диверсификации семейного бизнеса адекватно этапам его развития.
В специфике семейного бизнеса модель жизненного цикла может отражать на различных этапах разделение семейных ролей и приоритетов владельцев и руководителей от бизнес-приоритетов.
Изучение специфики российского семейного бизнеса позволило разработать адаптированную модель жизненного цикла семейного бизнеса, которая опирается на известную модель жизненного цикла организации И. Адизеса и переработана в контексте развития семейного бизнеса в современных российских условиях: модель жизненного цикла семейного бизнеса дополнена возможными проблемами, возникающими на различных этапах его развития (рис. 1) [5].
Модель жизненного цикла семейного бизнеса может служить важным и эффективным инструментом его диагностики, как способствуя устранению текущих трудностей, так и позволяя семейным компаниям своевременно осуществлять стратегические преобразования для обеспечения цикличности и бесконечности их развития.
Изучение особенностей организации и управления семейным бизнесом в рамках адаптации модели жизненного цикла семейного бизнеса и разработки модели эффективного управления семейным бизнесом потребовало выяснения инвестиционных ожиданий и инвестиционных целей владельцев семейного
бизнеса в рамках проводимого в 2010—2011 гг. эмпирического исследования «Развитие семейного предпринимательства в РФ».
Основная выборка составила 54 бизнес-структуры. С целью обеспечения валидности исследования было отобрано 32 предприятия, реализующие концепцию семейного бизнеса. Отбор осуществлялся посредством интервью, далее исследование проводилось методом анкетирования основателей и владельцев семейного бизнеса и анализа полученных результатов [1].
Выделяя основную инвестиционную цель семьи по отношению к богатству, респонденты отмечают: необходимость его сохранения (очень консервативная цель) — 15,63 %; защиту от инфляции — 12,5 %; сбалансированный подход — 50 %; рост — 34,38 %; агрессивный рост — 3,13 % (рис. 2) [6].
Мы исследовали вопросы финансирования развития бизнеса, позволяющие реализовать инвестиционные ожидания владельцев семейного бизнеса. Респонденты планируют привлекать не один источник финансирования: так, внутренние денежные потоки приоритетны для 75 %, заемное финансирование признается 59,38 %, акционерный капитал допустим для 25 % и 3,13 % ориентированы на другие альтернативные источники финансирования развития бизнеса (рис. 3).
Большинство владельцев бизнеса вышли из состояния оцепенения и ищут, как воспользоваться возможностями, которые есть на рынке, например через инвестиции в подешевевшие активы (они покупают доли в частных компаниях, акции публичных предприятий, долговые обязательства или недвижимость). При этом именно вложения в значительно упавшую в цене недвижимость сегодня вызывают самый большой интерес. В зарубежные активы объем инвестиций на порядок ниже (рис. 4): акции — 18,75 %, облигации — 9,38 %, недвижимость — 65,63 %, сырьевые товары — 3,13 %, частный акционерный капитал (Private equity) — 18,75 %, драгоценные металлы — 15,63 %. Причем, в качестве приемлемого уровня доходности инвестиций владельцы бизнеса отмечают 5—10 % (12,5 % респондентов), 10—20 % (46,88 %), 20—50 % (37,5 %), 50—100 % (3,13 %).
V Рождение Рост Формирование инфраструктуры Зрелость Возобновление Или снижение Движение вперед Реновация-«Новый
(И S с Запуск» (Выбор А)
S а п га а Становитесь владельцем ( ? /ч, Медленный спад (Выбор В)
Вы много работаете У Создаете компании
¿г культуру Начинаете Работать Принимаете решение (переходите «точку
на себя решения») Время
Типичные проблемы: Типичные Выбор А, типичные проблемы:
- Переход лидерства проблемы: - Развитие на следующем уровне
-Успешная конкуренция - Работа в команде менеджмента
- Возможность отпустить ситуацию -Доверительное - «Обслуживание», поддержание на должном
(право выбора) Семейное партнерство - Профессиональный уровне корпоративного напитала и ликвидности акций - Развитие сильной и гибкой культуры
В любом случаев семейном бизнесе возникает менеджмент - Баланс семейных и организационных
«вилка», которая предполагает принятие -Стратегическое потребностей
решения Планирование Выбор В, типичные проблемы:
его владельцем :готов ли он предоставить - Семейная гармония - Завышение или занижение доходов
компании возможность существования воздействующих на Cash Flow
только во - Борьба с нежеланием адаптации к
время своей жизни или обеспечить условия ситуации
ее - Не принятие решения или
дальнейшего развития противодействие
приводит к краху
Рис. 1. Адаптированная модель жизненного цикла семейного бизнеса
%
60 50 40 30 20 10 0
50 %
в
■ 34,38 %
16,63 %
12,5 %
Н
3,13 % 3,13 % V/////////////A V/////////////A
Сохранение Защита Сбалансированный Рост Агрессивный Другое
богатства (очень от инфляции подход рост
консервативное)
Рис. 2. Инвестиционные цели семейного бизнеса
%
80 70 60 50 40 30 20 10 0
Внутренние Заемное Акционерный Другие
денежные потоки финансирование капитал источники
Рис. 3. Источники финансирования семейного бизнеса
%
70 60 50 40 30 20 10 0
65,63 %
18,75 %
Акции
9,38 %
Облигации Недвижимость Сырьевые
товары
18,75 % 1 S Л 3 Ой
т. 9,38 %
3,13 % 0 % У//////////А ШМ
Хаджевые Частный Драгоценные фонды акционерный металлы капитал
Другое
Рис. 4. Объем инвестиций в отечественные активы
Эффективными объектами инвестирования личных средств в текущей рыночной ситуации респонденты считают недвижимость (59,38 %), государственные облигации (3,13 %), драгоценные металлы (18,75 %), наличность (15,63 %).
Таким образом, если рассматривать инвестиционные предпочтения владельцев бизнеса в отношении конкретных продуктов, то сегодня очевидно, что они меняются от сложных инвестиционных стратегий и продуктов в пользу гораздо более простых и значительно более прозрачных инвестиций, таких как вложения в тематические фонды или прямая
покупка долговых обязательств или акций. Владельцы бизнеса начинают думать долгосрочными категориями сохранения богатства и его роста, опираясь на стратегии, подчиняющиеся здравому смыслу. Необходимо апробировать такую стратегию управления капиталами, которая сочетала бы в себе эффективное размещение активов с возможностью их быстрого перераспределения [7].
Таким образом, сегодня российский семейный бизнес, занимающий особую нишу на конкурентном рынке, привлекателен возможностью существовать без реструктуризации и расширения, а также согласованностью
□ 0 %
□ 3,13 % по %
□ 12,5 %
□ 37 ,5 %
□ 46,88 %
Рис. 5. Приемлемый уровень доходности инвестиций
( ) — 0—5 %; ( ) — 5—10 %; ( ) — 10—20 %; ( ) — 20—50 %; ( ) — 50—100 %; Р) — 100 % и более
финансовой политики и рисковой стратегии. Реинвестирование — единственная возможность для расширения семейногобизнеса, который не желает выпускать новые акции или увеличивать долги. Для многих семей это означает необходимость не распылять и тратить средства, а уделять внимание своей основной деятельности. Такого рода предприятия ориентированы на особую культуру ведения бизнеса и такие показатели, как рост компании и получение прибыли. Следует также отметить, что все организационно-правовые формы российского семейного бизнеса являются привлекательными именно для добросовестных участников оборота, которые готовы вести предпринимательскую деятельность, рискуя всем своим имуществом. Для того чтобы данные формы получили более широкое распространение, необходимо предоставление субъектам семейного бизнеса определенных льгот, в частности в области налоговых и кредитных отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков, Д.А. Семейный бизнес в России: социально-экономические аспекты управления [Текст] : [моногр.] / Д. А. Волков. — М.: Креат. экономика, 2012. — 180 с.
2. The History of Family Business, 1850—2000 (New Studies in Economic and Social History) by Andrea Colli [Text] // Cambridge University Press. — February 10. — 2003. — 114 p.
3. Shanker, M.C. (1996). Myths and realities: Family businesses' contribution to the US economy: a framework for assessing family business statistics [Text] / M.C. Shanker and J.H. Astrachan // Family Business Review, 9. — P. 107—124.
4. Fletcher, D.E. (2008). Life-making or risk taking? Co-preneurship and family business start-ups,
under review International Small Business Journal, Special Issue on Family firms [Text] / D.E. Fletcher.
5. Волков, Д. А. Проблемы семейного бизнеса на разных этапах его жизненного цикла [Текст] / Д.А. Волков // Российское предпринимательство. — 2011. — № 4, вып. 1 (181). — C. 59—64.
6. Волков, Д.А. Преемственность семейного бизнеса в России: результаты эмпирического исследования [Текст] / Д.А. Волков // Бизнес в законе. — 2011. — № 3. — С. 214—216.
7. Волков, Д.А. Семейное предпринимательство: анализ российской практики [Текст] / Д.А. Волков, С. О. Календжян // Российский внешнеэкономический вестник. — 2011. — № 9.