ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Вячеслав Александрович НОВОСЕЛОВ,
магистрант кафедры музыкально-исполнительского искусства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия
e-mail: slava000000000@yandex.ru
Кружковая работа в условиях дополнительного образования взрослых - одна из возможностей возродить уважение к русской народной песне, с её глубоким содержанием и потенциалом. Автор статьи повествует о том, как зарождался и реализуется на базе Медвежье-Озёрского сельского Дома культуры Щелковского муниципального района долгосрочный народный проект «Песня в радость», участники которого - два творческих коллектива: взрослый ансамбль народной песни «Золотые купола» и детский фольклорный коллектив «Радость». Каждый участник проекта может реализовать свои духовно-нравственные потребности через единение с русской песней. В настоящей работе изложены цель и задачи проекта; показаны некоторые результаты за первый год его существования: участие в концертной жизни, культурно-просветительских программах, фестивалях, конкурсах; определены пути совершенствования деятельности творческого союза и перспективы развития проекта, который в 2018 году представлялся на соискание премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье».
Ключевые слова: дополнительное образование, народная песня, преемственность поколений, кружковая работа, Медвежье-Озёрский сельский Дом культуры, проект «Песня в радость», народная культура, досуг населения, просвещение, детский фольклорный коллектив «Радость», ансамбль народной песни «Золотые купола».
INTERGENERATIONAL CONTINUITY IN THE SOCIAL AND CULTURAL PROJECTS REALIZATION IN THE FIELD OF FOLK ART
Vyacheslav A. Novoselov, M.A. student of the Music and Performing Arts Department of the Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia
e-mail: slava000000000@yandex.ru
Project work within the terms of suplementary education of the adult learners belongs to one of the opportunities to revive respect and interest to the Russian folk singing with all its incredibly deep content and potential. Author of a current paper describes the process of the project realization from the very beginning. The long-term folk project "Pesnya v radost" is hosted by a rural cultural centre "Medvezhye-Ozerskaya CCS" in the Shelkov municipal region and has two performance groups: a senior folk song ensemble "Zolotye Kupola" (Golden Domes) and a junior folk music group "Radost" (Joy). The project framework allows the participants to meet their spiritual needs through the singing. Current paper lists the project aim and goals and illustrates the first results the year after the project was launched, namely participation in the concerts, cultural and educational programms, festivals and contests etc. In the
current work the author also defines the ways to improve group activities, as well as the future development of the project that competed for the the gouvenor's award "Nashe Podmoskovie" (Our Moscow Region).
Key words: suplementary education, folk song, intergenerational continuity, project work, rural cultural centre "Medvezhye-Ozerskaya CCS", project "Pesnya v radost" (Song for joy), folk culture, leisure activities of the population, education, folk music group "Radost" (Joy), folk song ensemble "Zolotye Kupola" (Golden Domes).
Тенденции подмены устоявшихся в народе вековых ценностей низкокачественными веяниями - примета нашего времени. Примеры этого встречаются в многочисленных научных трудах. Например, профессор А. П. Юдин отмечает «кризис отечественной культуры» [14, с. 132.], исследователь О. А. Токарева справедливо подчёркивает «утрату подрастающим поколением интереса к прошлому» [9, с. 64]. Это выражается в том, что современный «зритель бывает совершенно не готов воспринимать аутентичную традиционную музыку» [4, с. 56]. Невозможно не согласиться: всё реже заходит речь о духовности, этических и эстетических нормах, доброте и сопереживании близкому или постороннему человеку (что заложено в русской народной культуре). Если быть к этому равнодушным и не принять меры, то современное поколение обречено на скудость и ограниченность в знании традиций и культуры своего народа. Всё это не пройдёт бесследно, а отразится на вере, идеалах каждого человека, определит его путь на земле.
Возрождение русской культуры, приобщение к ней представителей молодого поколения, укрепление творческих связей между единомышленниками, служение песенному народному творчеству, воспитание любви к своему краю - приоритетные, на наш взгляд, задачи сельского дома культуры. Чтобы решить эти задачи, на базе Медвежье-Озёрского Дома культуры, который на основании рейтинга [см. 7] в номинации «Культура» за первое полугодие 2018 года занимает почётное третье место по Щёлковскому району [7, с. 13], возникла идея объединить два любительских коллектива: народный хор «Золотые купола» (руководитель В. А. Новосёлов) и детский фольклорный коллектив «Радость» (руководитель Г. М. Малова) - в творческую команду, реализующую долгосрочный проект «Песня в радость», который являлся соискателем премии «Наше Подмосковье» Губернатора Московской области. Проект стартовал 10 августа 2017 года.
Своей миссией мы считаем воспитание духовно обогащённого, интеллектуально сформированного человека (в ходе социально-культурной, досуговой, концертно-творческой деятельности) через раскрытие тайны народной песни, пропаганду народных традиций русской деревни, самореализацию личности участников проекта, понимающих и осознающих сердцем всю красоту, философский смысл русской песенной лирики, обрядов,
праздников, знающих их истоки; через понимание заповедей христианства и передачу их смысла новому поколению, с тем чтобы обогатить духовный мир каждого. Всё это может оказать феноменальное воздействие на культурный облик участника проекта, обеспечивая вовлечение его в социальные контакты, «задавая человеку образцы поведения» [10, с. 14], формируя его мировоззрение в условиях толерантной среды.
Целью проекта является создание условий для творческого союза любителей народной культуры по подобию большой семьи, объединяющей три поколения (дети дошкольного возраста, молодёжь, люди пенсионного возраста). Такой союз - это, по сути, «современный русский хор - явление сложное, творчески разностороннее» [8, с. 5]. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
• воспитывать бережное отношение к оригинальным образцам русской народной песни;
• формировать певческие традиции участников проекта через знакомство с высокохудожественными образцами народной песни, особенностями народных костюмов, обычаев, праздников, песен в исполнении знаменитых народных хоровых коллективов [см.: 11, с. 38-51]: хора Русской песни телевидения и радио, Русского народного хора имени М. Е. Пятницкого - «первого государственного русского хора» [8, с. 17-46], Государственного академического Северного русского народного хора имени Н. К. Мешко [8, с. 47-55; 2], Воронежского русского хора [8, с. 56-63] и других, через изучение творчества великих исполнителей русской песни (Л. Зыкиной, Т. Петровой, Л. Рюминой, А. Василенко, В. Левашова и других);
• формировать интерес участников проекта к истории возникновения народных промыслов России (росписи, изделия из ткани, игрушки и пр.), с тем чтобы повысить осведомлённость коллектива о принципах и основах русского народно-певческого искусства (пения); к истории развития народной культуры Подмосковья (календарно-обрядовый фольклор, особенности народного пения как специфической формы общения народа);
• осваивать новую певческую парадигму: концертно-сценическое пение с учётом особенностей диалектов народного вокала, при сохранении присущего ему тембра, мелодики, специфики певческих стилей разных регионов России, отмеченных Л. В. Шаминой [11, с. 67-70], а также усвоение русского крестьянского, слободского и казачьего традиционного пения, сохранение принципов системного глубокого изучения словесного текста [13, с. 56-58], с тем чтобы вскрыть значение и смысл каждого слова; знакомство с закономерностями ритмики русской народной песни [13, с. 106-127], её мелодики [13, с. 184-202], образного содержания народной музыки [13, с. 240-246], ибо без этих основ невозможно верно интерпретировать содержание русских народных песен;
• развивать музыкальное мышление и творческие способности участников коллектива: память, музыкальность, креативность, проявление личностного отношения к народной песне;
• предоставить возможность каждому участнику реализовать свой потенциал в песне, танце (в ходе инсценировок, театральных элементов), игре на народных музыкальных инструментах - во всём, что составляет фольклор;
• совершенствовать музыкально-исполнительские навыки пения в народной манере (по школе народного пения РАМ имени Гнесиных): открытый характер звучания, речевая манера интонирования; вести работу по формированию певческого голоса: петь «своим голосом», «на дыхании», «открытым грудным резонатором» [11, с. 14] и пр., - с опорой на принципы профессионального классического пения и с использованием грудного регистра, который является яркой особенностью народного пения [8, с. 13];
• совершенствовать навыки интонирования (тембровая «игра голосом», агогика, подвижность, лёгкость голоса, сила звука от p до f, распевный мелодический стиль, умеренное вибрато, без «качки» голоса, грудного резонирования (натуральное грудное пение), искренность в пении и пр.);
• раскрывать личность в процессе вживания в песню - её индивидуальные черты, характер, манеру исполнения;
• накапливать разнообразный фольклорно-этнографический и песенный материал, как для исполнения под баян, так и a cappella, для освоения основ самобытной музыкальной речи и языка, исполнения песенного репертуара в концертных программах коллектива: прежде всего песни Московской области [3]; далее - песни народов России: городские, свадебные, хороводные, плясовые, лирические, эпические, величальные, задушевные, былинные, шутливые, исторические; а также авторские произведения: романсы, песни гражданского и патриотического содержания, современные песни на слова щёлковского поэта И. В. Рудакова в исполнении их разными составами: квартет, квинтет, дуэт, мужской ансамбль;
• организовывать выездные мероприятия и концерты; принимать активное участие в фольклорных праздниках, гуляниях деревни Мед-вежье-Озёрское; выступать на фестивалях различных уровней с целью популяризации народной культуры, повышения уровня исполнительского мастерства коллектива, привлечения молодёжи в проект, поиска спонсоров;
• проводить постоянный дополнительный набор в проект (расклеивать афиши, давать объявления в средствах массовой информации и социальных сетях).
При реализации проекта необходимо также способствовать сохранению здоровья участников коллектива и добиваться бережного отношения к сценическим костюмам, атрибутам, народным инструментам.
Сведи достигнутых результатов за первый год существования проекта отметим качественные:
• коллектив воспринимает себя как единую семью, которая живёт и развивается с опорой на духовно-нравственные ценности и чувство патриотизма;
• благодаря объединению репертуаров двух коллективов («Золотые купола», «Радость») появилась возможность подготовить программу выступления любого рода;
• каждое выступление коллектива - это спектакль, в котором продумано всё: слово, состояние в музыке, образы, костюмы;
• проект «Песня в радость» постоянно расширяется, в него приходит молодёжь, в результате чего происходит расширение коллектива и обретение им собственного лица;
• коллектив регулярно принимает участие в многочисленных концертных программах, фестивалях-конкурсах, осуществляя пропаганду русской народной песни, фольклорных традиций;
• у детей повысилась устойчивая мотивация к занятиям в проекте с народным коллективом «Золотые купола».
К некоторым количественным результатам проекта следует отнести увеличение состава участников с 14 человек до 50.
Социальная значимость проекта состоит в том, что он позволяет осуществлять преемственность поколений, объединяя большое количество людей разного возраста, одержимых любовью к народной песне. Дети, участники проекта, в ходе репетиций испытывают радость, гордость, оттого что с ними сотрудничают взрослые, которые уважают маленьких исполнителей. Подрастающее поколение усваивает позитивную модель поведения в обществе; благодаря плотному вовлечению в нужное, социально значимое занятие они обретают ценностные ориентиры, определяющие их будущее. Взрослые в ходе сотворчества с детьми ощущают свою востребованность в коллективе, где они могут передать народные традиции начинающим исполнителям. Проект решает многие проблемы отдельного участника, когда за «круглым» столом в процессе рефлексии обсуждаются планы, распределяются роли, ведётся равноправный диалог. У каждого в проекте есть своё занятие, значимое для него самого и нужное для коллектива. Погружаясь в проект «Песня в радость», его участники постигают истоки фольклора, знакомятся с национальными костюмами. Всё это позволяет глубже проникнуть в русскую культуру, расширяет кругозор, формирует активную жизненную позицию, укрепляет семейные ценности. А для зрителя наш проект становится частичкой нового мира, наполненного атмосферой чистоты, теплоты, спокойствия. Мы надеемся, что девиз коллектива: «От сердца к сердцу» - поможет нам решить актуальные задачи и достичь поставленной цели.
В период 2017-2018 годов в рамках проекта проведено более пятидесяти мероприятий. Среди них - участие в концертах, культурно-просветительских мероприятиях, гуляниях, ярмарках: вечер памяти щёлковского поэта М. И. Рудакова; праздничный концерт художественной самодеятельности «Служу Отечеству»; участие в концертных программах «Масленичные гуляния» и «День Матери»; концертный блок в патриотическом мероприятии «День ветеранов внутренних войск МВД», «День Победы»; праздник «День семьи, любви и верности»; участие в программе «Умельцы Щёлковского края»; День пожилого человека «Осенняя пора - очей очарованье». Необходимо отметить также выездные сольные концерты и культурно-просветительские программы в социально-оздоровительных центрах: «Встреча друзей», «Без русской песни жизни нет на свете», «Душа русской песни с нами навсегда», «Перепляс»; отчётный концерт по подтверждению звания «Народный коллектив» (результат: звание подтверждено). Коллектив принимает участие в конкурсах и фестивалях: международный фестиваль-конкурс «Весь Мир - Искусство» (результат: лауреат I степени); конкурс патриотической песни «Люблю тебя, Россия», номинация «С чего начинается Родина» (результат: лауреат I степени); районный отрытый фестиваль-конкурс вокально-хореографического творчества «Таланты без границ» (результат: лауреат II степени); I Открытый районный фестиваль-конкурс народного творчества имени В. Левашова (результат: лауреат I степени) и пр.
Охват проекта: участниками являются дети от 3-х лет и взрослые -без ограничения возраста; возраст зрителей не ограничен.
Основные ресурсы:
• фонд оплаты труда;
• приобретение сценической одежды (костюмов) и музыкальных инструментов (баян «Юпитер», народные инструменты: ложки, бубны, трещотки, маракасы, ударные палочки, рубель, колокольчики);
• дополнительный инвентарь (афиши, цветы, сувениры, благодарственные письма (бланки), праздничные украшения, сладкие призы участникам фольклорного коллектива «Радость»);
• организация выездных мероприятий, участие в выездных областных, городских, международных фестивалях-конкурсах;
• нематериальные ресурсы: человеческая энергия и силы, работа с родителями по информированию их о предстоящем мероприятии, распространение афиш, информации в социальных сетях, разработка дизайна пригласительных листовок, абонементов к мероприятиям в рамках творческих концертов проекта «Песня в радость».
Проект «Песня в радость» был представлен на соискание премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2018 году [5]. Несмотря на то, что проект не стал лауреатом [см.: 6], его реализация, без-
условно, будет продолжена. Наш проект уникальный и долгосрочный. Он объединяет три поколения. Мы наблюдаем, как юные (3-9 лет) участники коллектива «Радость» при совместной работе со взрослым коллективом «Золотые купола» погружаются в атмосферу зарождения фольклора, его праздников, обрядов; у ребят формируется сценическая культура поведения, они усваивают модели общения, перенимают опыт у старших; взрослые учатся уважительно относиться к каждому ребёнку. Хочется отметить высокий творческий и социальный потенциал проекта «Песня в радость»: деревня живёт, её жители не теряют связь с народной культурой, лучшие традиции передаются от одного поколения к другому, воспитывается любовь к Родине. По сути, без участия коллектива сейчас не обходится ни одно мероприятие в сельском доме культуры.
Важно и то, что проект «Песня в радость» получает финансовую поддержку администрации сельского поселения Медвежье-Озёрское, а также востребован зрителями, которые создают «аншлаги на концертах в Медвежках», о чем аргументированно заявляет директор дома культуры В. Т. Штылёва [12, с. 5].
Вместе с тем следует отметить, что проект «Песня в радость» испытывает необходимость в материальном обеспечении:
• для приобретения простейших русских народных инструментов, сценической обуви;
• для увеличения количества стилизованных народных костюмов как для детей (у которых к настоящему времени нет ни единого комплекта), так и для взрослой части коллектива;
• для покупки современных микрофонов для выступлений на открытом воздухе, стоек для них, головных вокальных гарнитур.
В перспективе реализации проекта «Песня в радость» планируется провести работу, направленную на совершенствование коллектива:
• добиться стабильности состава творческого коллектива, при постоянном притоке молодёжи;
• создать в ходе занятий фонотеку народных исполнителей;
• производить работу по освоению и внедрению музыкальных русских народных инструментов в творческие номера: балалайки, деревянных духовых инструментов;
• внедрять в выступления простейшие элементы народного танца;
• привлечь ансамбль балалаечников (руководитель Г. М. Малова) к систематическому участию в проекте (на добровольной основе);
• развивать солистов и поддерживать ансамблевое пение (женскими, мужскими и смешанными, детскими группами), игру обрядовых сцен [4, с. 29-34], драматических действ, пляску, инсценировки;
• принимать участие в ключевых культурно-массовых мероприятиях не только Московской области, но и России, за рубежом.
Мы убеждены, что наш проект «Песня в радость» будет способствовать духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, его приобщению к народным традициям. Однако считаем нужным заметить, что средства массовой информации также должны активизировать работу по популяризации русского народного творчества. Необходимо обеспечить преемственность поколений, воспитывать юных в тесном взаимодействии с русской национальной культурой, формировать у них желание знать и чтить свои корни, умение противостоять негативным веяниям. Возрождение, процветание, востребованность глубокой народно-песенной культуры России - наша общая задача.
Литература
1. Живов В. Л. Теория хорового исполнительства : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2018. - 271 с.
2. Игнатьева С. К. Чтобы люди любили свой край // Народное творчество.
- 2014. - № 5. - С. 2-5.
3. Народные песни Московской области / запись, сост., предисл. и прим. А. Рудневой ; гл. ред. Ф. И. Такун. - 2-е изд., репринтное. - Москва : Современная музыка, 2014. - 114 с.: ноты.
4. Народное творчество. - 2015. - № 2. - 64 с.
5. Наше Подмосковье. Премия Губернатора Московской области // Проекты 2018 года [Электронный ресурс]. - URL: https://наше-подмосковье.рф/projects (дата обращения: 11.09.2018).
6. О присуждении ежегодных премий Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2018 году : постановление от 31.08.2018 N 389 ПГ г. Красногорск. 172 с.
7. Рейтинг эффективности деятельности органов исполнительной власти городских и сельских поселений Щёлковского муниципального района за 1-е полугодие 2018 года: прилож. сопровод. письма Адм. Щёлк. муниц. района к Главам и руков. админ. гор. и сельских посел. Щёлк. муниц. района (по списку) N 172-01 Исх-12128Т от 03.09.2018 г. 26 с.
8. Соболева Г. Г. Современный русский народный хор. - Москва : Знание, 1978.
- 88 с.
9. Токарева О. А. Народный эпос и историческое сознание молодежи // Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебно-воспитательного процесса : матер. межвуз. научной конф.-семин. студ., аспир. и молод. учёных. Москва, 29-30 апреля 2004 года. - Москва : МПГУ, 2004. - С. 64-68.
10.Флиер А. Я. Высокая культура культурного человека // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - № 1 (81).
- С. 10-17.
11. Шамина Л. В. и др. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах : метод. пособие. / Шамина Л. В., Браз С. Л., Медведева М. В., Куприянова Л. Л. - Москва : ВНМЦ НТ и КПР, 1984. - 88 с.
12.Штылёва В. Т. На наших концертах бывают аншлаги // Время : общ.-полит. газета Щёлк. района. - 2015. - № 12. - С. 9.
13.Щуров В. М. Стилевые основы русской народной музыки. - 2-е изд., испр.
- Москва : Современная музыка, 2013. - 466 с.
14. Юдин А. П. Духовные ценности и актуальные проблемы музыкального образования // Актуальные проблемы музыкального образования : матер. науч.-практ. конф., посвящ. памяти проф. Б. Д. Критского (18 декабря 2017 года).
- Москва : Ритм, 2017. - С. 132-137.