Валерия Мухина
ПРЕДЫСТОРИЯ ИДЕИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ТРУДНОСТЯМИ В ПОВЕДЕНИИ
дитя человека вплоть до его юношеского возраста
С давних пор словом Около 100 лет назад младенца, малолетнего ребен-<«ребенок» называли ка называли дитя, дитятко, а ребенка до 14 или 15 лет - дитятей [1, с. 437].
вплоть до его ' J
Сегодня использовать слово дитятя по отношению к ребенку даже еще не идущего в школу уже архаизм. (Нам смешно, когда мы вдруг услышим «дитятя», обращенное не к младенцу.) Сегодня мы говорим о них — «ребята», а одного называем «ребенок». До сих пор с прежних времен <ребенком зовут младенца, отрока или отроковицу, до юношества» [2, с. 87]. Ребенком называют мальчика или девочку с давних пор и по сей день.
1. Обращение за помощью. Анамнез
14.02.2014 (пятница). Ко мне обратились крестная мама и мама-опекун десятилетней девочки Алины, у которой на тот момент были явные проблемы в поведении. Я встретилась с мамой без Алины. Предложила сосредоточиться и по существу сформулировать проблемы в поведении девочки.
Возникла необходимость собрать анамнез*. Начало истории Со слов мамы: девочку взяли из Дома малютки,
плох°го поведбния когда ей было около трех лет. До десяти лет, по мнению опекуна, не было никаких проблем. Когда девочка училась в третьем классе, неожиданно для мамы учительница удивила ее: «Алина странно себя ведет!».
В тот день дети репетировали роли. Когда репетиция закончилась и всех детей собрали с тем чтобы развести на школьном автобусе по домам, Алина резко воспротивилась: «Пусть они едут, а я останусь!». При этом
* Анамнез [греч. anamnesis — воспоминание] — медицинские сведения: об условиях жизни; о начале и развитии заболевания, развитии патологических отклонений в поведении. Сведения получают от близких родственников и от самого человека, развитие которого отклоняется от нормального.
Анамнез может нести в себе субъективные оценки как самого обследуемого, так и близких ему людей. Анамнез включается в результаты психологического и медицинского обследования, что дает основание объективировать субъективные самооценки и оценки.
Частые аффекты
Совместные рефлексии Алины и ее мамы
Принятие решения посетить психолога
она агрессивно кричала, ругалась, произносила нецензурные (матерные) слова. Со слов мамы, это был первый случай выраженного негативного поведения.
К моменту обращения мамы к психологу за помощью девочка стала часто вести себя аффективно (здесь мама уточняет, что такое поведение началось с семи лет). Она часто занимает негативную позицию по отношению к маме. Протестуя, кричит: «Не хочу, не буду, на фиг!». Нередко кидает предметы в направлении мамы, демонстративно выбрасывает предметы из окна. Когда мама спокойно комментирует: «Счастливого полета!», девочка прекращала бросать предметы.
Алина часто восклицает: «Отдай меня в детский дом!» Мама спокойно замечает: «Ты собрала чемодан?» или «Пиши заявление, собирай документы. С улицы не берут». Этот «театр» повторяется достаточно часто. (У Алины довольно синкретичное и иллюзорное представление о том, что в детском доме она будет жить, как захочет, в своей отдельной комнате...)
Девочка часто кричит в лицо маме: «Я тебя ненавижу!», «Мне по фигу, что с тобой будет!» Спустя время объясняет: «Я была в ражу!»
У Алины бывают истерические припадки (по словам мамы, иногда заходится, даже теряет возможность нормально дышать). Мать соотносит эти происшествия с четвертым днем новолуния и четвертым днем полнолуния (?!) и проч. Еще проблема — энурез.
Я предложила матери Алины найти подходящий момент и обсудить с ней ее проблемы в общении с другими (взрослыми и сверстниками). Если девочка скажет, что у нее «нет проблем», указать ей на ее неправильное поведение, аффективные взрывы, которые случались в недавнее время и которые она не успела «забыть». Выражая любовь к девочке, доброжелательно (можно с веселым юмором), следует посредством совместных усилий — рефлексий на себя и других — вспомнить конкретные события, обсудить их смешные и негативные стороны.
Далее, совместно обозначить реальные ситуации, которые своими проявлениями спровоцировала сама Алина. Важно обсудить, какие эмоции испытывала сама девочка, когда нарочно провоцировала кого-либо другого (маму, домашнюю помощницу, учителя или сверстника), когда приносила им, прежде всего, эмоциональный ущерб.
Следствие доверительных рефлексий: принятие подсказанного мамой намерения посетить психолога для обсуждения с ним своих проблем.
Первая встреча девочки с психологом
Доверительное общение
Психолог делает записи по ходу наблюдения
Свидания не должно быть без осознанного желания девочки общаться с психологом.
Наконец, Алина заявила о готовности прийти к психологу...
2. Наблюдение, общение и беседа
15.02.2014 (суббота). Первая встреча. Алине в этот момент 10 лет 11 месяцев. При встрече с психологом девочка держится мило, непосредственно, у нее нет чувства смущения, застенчивости; в телесных проявлениях явно расторможена, внимание рассредоточено.
Войдя в комнату, где мы должны с ней работать, быстро, едва взглянув, хватает без спроса все, что привлекает ее внимание: мягкие игрушки, мелкие предметы.
Психолог организует условия для доверительного общения. Алина с удовольствием принимает доброжелательное расположение к ней. Мы общаемся. Я даю девочке возможность вести себя спонтанно, однако сопровождаю ее поведение пожеланиями: «Алина, надо спросить, прежде чем что-то взять в руки»; «Следовало бы это поставить на место. Как ты полагаешь, Алина?» Девочка сразу же легко соглашается и ведет себя как должно — спрашивает разрешения, кладет предмет на место. Послушание только в первый момент. Тут же проявляет несдержанность: вновь быстро берет в руки предметы, не спрашивая разрешения, и начинает (не конструктивно!) манипулировать ими как малое дитя.
Девочка легко переключает внимание с предмета на предмет, легко болтает обо всем и ни о чем. (Будем считать, что все происходящее — ориентировочное поведение на новизну и адаптацию к новым условиям. Не будем торопиться с выводами.)
Я предлагаю Алине перестать беспорядочно брать предмет за предметом и сосредоточить внимание на чем-либо одном, при этом не забывать спрашивать разрешения: «Можно это взять?» Алина легко дает согласие в ответ на каждое предложение с моей стороны. Однако ее реакции, скорее всего, могут быть названы эхолалией и эхопраксией (эхореакция): кивая головой, повторяя услышанное и произнося «да, да», Алина явно не ведет себя адекватно. Ее поведение за пределами нормативно ожидаемого. При этом она проявляет автоподражание собственным движениям и действиям.
В этот же день Алине было предложено подробно (прежде хорошо подумав) ответить на два вопроса: 1 — Что тебе в себе нравится? 2 — Что тебе в себе не нравится
«Что тебе в себе нравится?»
«Что тебе в себе не нравится?»
Жалобы мамы на дочку (телефонный разговор)
Идут за днями дни -Алина в своем репертуаре
(какие у тебя проблемы)? Девочка легко согласилась на это предложение.
Алина охотно отвечала: «Я умная. Я люблю читать. Люблю кукол (уточнила, что речь идет об игрушках: пони, медведях, собаке Чапе). Я в четыре годика научилась плавать. Я хожу в театральную студию. Я умею сочувствовать (когда мы с мамой были в Риме, ей было плохо. Я молилась, давала ей пить. Я о ней заботилась)». Девочка легко рассказывает о том, чем она готова гордиться.
Алина отвечала, делая большие паузы: «Я ленюсь делать уроки... Я верю в Бога, но не молюсь... Я не ложусь вовремя спать... Однажды я замазала двойку... Я, бывает, обижаюсь на маму и не разговариваю с ней... Один раз ломала карандаши и кидала их в стену и на маму... Еще я писаюсь ночью...». При этом Алина не очень смущалась и не огорчалась, когда говорила о своих проблемах. По всему характеру ее состояния было ощущение, что она отвечает по заученному трафарету обсуждаемых с мамой проблем.
Еще одна особенность в поведении Алины — наблюдаемая мной готовность обещать, клясться в своих благих намерениях. Однако впоследствии проявляется глубокая забывчивость в отношении данных посылов. Благими порывами, как известно, выложена дорога в ад...
21.02.2014 (пятница). Звонит мама Алины. Взволнованно рассказывает о происшествии в школе. Учительница продленного дня жаловалась на девочку: плохо себя вела, крутилась, лазала под стул и др.
Когда мама взяла Алину из школы, то та по дороге домой выражала неудовольствие, убегала. В какой-то момент Алина истерично выкрикнула маме: «Я тебя ненавижу... Я уйду в детский дом!».
23.02.2014 (воскресенье). Долго отказывалась идти в музыкальную школу. Когда все-таки пришли в школу, не захотела играть гаммы. Баловалась: бегала, ложилась на стул и падала с него. Так повторялось много раз в течение более часа. Алина победила маму и избежала занятий.
После неудачи в музыкальной школе Алина настояла на том, чтобы поехать на каток в Крылатское. Там девочка каталась около двух часов. Была весела.
Однако, возвращаясь домой, Алина снова стала выражать неудовольствие: «Почему мы не взяли дополнительное время?».
24.02.2014 (понедельник). Мама жалуется (по телефону): «Не хотела ехать на занятия. Убегала в подземном переходе, пряталась. Все продолжалось около полу-
часа. Едва успели на сольфеджио. После занятий была в хорошем расположении, так как с девочкой из музыкальной школы долго бегала по территории.
Мама сообщила, что друзей у Алины фактически нет .
26.02.2014 (среда). Каникулы (мама жалуется по телефону). Алина не хотела идти на английский язык. Бегала, не собиралась заходить в школу. Спустя время благодаря уговорам мамы, вразумлениям охранника и приглашению учителя пошла учиться. Занималась хорошо.
Возвращаясь домой, сказала маме: «Я тебя люблю. Но я злюсь, когда ты хочешь, чтобы я что-нибудь делала. Я не хочу много делать!».
3. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания
Готовность вникать в 27.02.2014 (четверг). Вторая встреча. Договори-
содержание лись о том, что Алина пройдет испытание: будет внима-
проективных
тельно смотреть на рисунки, стараться вникать в ситуа-
рисунков
ции и — стремиться честно рассказать, как бы она поступила в каждом отдельном случае, ориентируясь при этом на свое реальное поведение: «Будь самой собой!».
Алина выразила готовность вникать в содержание изображенных ситуаций и пытаться отвечать так, как если бы это были ее реальные отношения с людьми. Однако ответы Алины привели меня в состояние глубокого изумления.
Она в своем интонировании ответа и в содержании своих слов стала разыгрывать «театр хорошей девочки».
Я спровоцировала ее на совместную смеховую реакцию по поводу стремления «надуть» меня и попросила отнестись к моей просьбе серьезно: показать словом и интонацией голоса, как бы она реально повела себя, если бы ее обижала учительница, сверстники и мама. Предложила Алине быть искренней, правдивой девочкой.
После чего Алина повторно стала рассматривать проективные рисунки и отвечать на изображенные ситуации. На этот раз это был подросток, который, обижаясь, защищается свойственным для большинства детей ее возраста образом: словом и интонированием речи («Я обиделась», «Хочу быть агрессивной и буду!», «Я иногда веду себя, как сейчас хочется. Так и буду себя вести»).
В ответ на просьбу мамы Алины помочь найти специалиста, который будет работать с девочкой, я предложила своего ученика Филиппа, который начал свою
Органическое
эмоционально
лабильное
(астеническое)
расстройство
психики
За асоциальным поведением могут стоять психические аномалии
работу с 06.03.2014. О перипетиях сопровождения Филипп будет вести дневник.
В мои намерения по поводу обследования Алины в ближайшее время вошли визиты к детскому психиатру и дефектологу.
03.04.2014 (четверг). Третья встреча с Алиной. Первичный визит к психиатру. Встреча девочки с психиатром дала врачу основание счесть, что у Алины органическое эмоциональное расстройство.
Я обратилась к Филиппу, чтобы он заглянул в классификатор болезней.
Как оказалось, органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство относится к психическим расстройствам, которые происходят из-за травмы или дисфункции головного мозга, либо вследствие инфекционной болезни.
Расстройство характеризуется выраженной и постоянной эмоциональной несдержанностью или лабильностью (неустойчивостью), утомляемостью или разнообразными неприятными физическими ощущениями (например, головокружением) и болями, предположительно возникающими вследствие органического расстройства [3].
Эмоционально-лабильное расстройство психики обычно возникает в связи с цереброваскулярными заболеваниями (сосудистые нарушения головного мозга) или гипертонией. В клинической картине доминирует эмоциональная лабильность (неконтролируемость, нестабильность и колебания в проявлении эмоций). Люди жалуются на разнообразные неприятные физические ощущения, такие как головокружение, тошнота и боли. Часто выявляются утомляемость и вялость. Характерна частая смена настроения по малейшему, незаметному для постороннего наблюдения поводу. Настроение может меняться кардинально по несколько раз в течение дня.
Факторами, определяющими развитие и бытие личности, могут быть генотип, социальные условия и внутренняя позиция самого человека [4]. Генотипические особенности нередко происходят из психологической патологии родителей. Негативную роль может играть и социальная среда, в которой развивается ребенок.
Специалисты отмечают, что для части подростков с асоциальным поведением характерны психические аномалии, не достигающие степени выраженной психопатологии. Анализ соотношения между психическими аномалиями и делинквентным поведением несовер-
Легкие расстройства личности. Чувство тела
Телесная и социальная личность
О забывании впечатлений и намерений
шеннолетних дал основание В. Я. Гиндикину [5] и В. А. Гурьевой с соавторами [6] сделать выводы, что у 51,3% подростков-правонарушителей обнаруживаются психические отклонения. Среди них ведущее место занимают пограничные состояния (неврозы и психогенные депрессии невротического уровня — 11% от числа обследованных с психическими аномалиями; патоха-рактерологическое развитие и психопатии — 30,5%); остаточные явления ранних органических поражений головного мозга — 18,2%; задержки психического развития и олигофрении — 9%; хронический алкоголизм — 13% и он же, осложненный наркоманией, - 2,5%.
В случае с Алиной морфологические изменения (если они действительно подтвердятся) могут проявляться на протяжении всего онтогенеза, в том числе и в период, предваряющий подростковый возраст.
Выявление проблемных проявлений нашей подопечной побуждает обратиться к опыту специалистов, которые работали с подобными трудностями в поведении и с личностными расстройствами.
Органические расстройства личности специально рассматривал французский психолог и философ Тео-дюль Арман Рибо. Он описывал легкие расстройства личности, в первую очередь чувство тела, которые определяют основу психической составляющей. Ученый настаивал на очевидной для него истине: «каков организм, такова и личность» [7, с. 39]. При этом Т. Рибо обращал специальное внимание на аффективные расстройства личности (ее единство и тождество). Он указывал на вариации болезненных состояний личности (чувство усталости, тревоги, уныния, тоски, отсутствие желаний, постоянную скуку) [Там же, с. 41—42]. Органические расстройства, согласно этому ученому, приводят к извращению чувств — возникают органические и психические состояния, которые изменяют «Я». Они действуют «медленно и глухо, с несокрушимой стойкостью» [Там же, с. 43]. В результате органического расстройства происходит в конечном счете разрушение личности.
О телесной личности в соединении ее с социальной личностью с большим научным пристрастием рассуждал Пьер Жане [8, с. 11—24]. На его суждения следует обратить также специальное внимание.
Отдельно надо обратиться к работам З. Фрейда и — специально рассмотреть его труд, посвященный психопатологии обыденной жизни.
Здесь следует обратить специальное внимание на феномены, специально описанные З. Фрейдом, — забы-
Принципы построения патопсихологического исследования
Негативные качества личности
Исцеление нечувствия
вание впечатлений и намерений. Результат исследований этой проблемы один и тот же: «во всех случаях в основе забывания лежит мотив неохоты (Цп^й^оМу)» [9, с. 249]. Меня глубоко интересуют обсуждаемые З. Фрейдом проблемы, так как наша девочка Алина выраженно напрочь забывает о своих намерениях, о которых подчас горячо и убежденно заявляет.
Психолог рассматривал также симптоматические и случайные действия. Он полагал, что так называемые случайные действия нередко реально являются симптоматическими действиями [Там же, с. 263].
При обсуждении концепции психологического сопровождения нашей подопечной Алины следует со вниманием описывать и классифицировать телесные действия (спонтанные, исследовательские, орудийные и др.), которые могут оказаться истинно симптоматическими.
Проблема распада и развития психики была предметом долгого внимания отечественного патопсихолога Блюмы Вульфовны Зейгарник. Нам следует обратить пристальное внимание на исследования Б. В. Зей-гарник, чтобы через ее суждения и результаты эмпирического опыта изучить принципы построения патопсихологического исследования [10, с. 19—40] и проштудировать проблемы нарушения сознания [Там же, с. 41—47], а также проблемы нарушения личности [Там же, с. 153—182].
Особое значение для психологии имеют суждения святителя Игнатия Брянчанинова о таких качествах, как смирение и доброта, а также о таких негативных образованиях, как гордость, лицемерие, клевета, об окаменелости нечувствия, о рассеянности и о страстях.
Согласно свт. Игнатию Брянчанинову, для исцеления от нечувствия человек должен постоянно, терпеливо, непрерывно действовать против нечувствия [11, с. 299]. Что касается рассеянности, то святитель Игнатий рассуждал следующим образом: «Рассеянность сама карает преданного ей: временем все прискучивает ему» [Там же, с. 313]. Согласно видению И. Брянчанинова, «все святые тщательно избегали рассеянности... часто они сосредоточивались в себе, внимая движениям ума и сердца...» [Там же]. Далее И. Брянчанинов писал, что внимательная жизнь ослабляет действие на человека телесных чувств: изощряет, укрепляет, образует действие чувств душевных. Рассеянность усыпляет действие душевных чувств: она питается непрерывным действием чувств телесных.
Невидение своих недостатков
Человек, преданный Свт. Игнатий Брянчанинов выражал уверенность: рассеянн°сти «Человек, преданный рассеянности, имеет о всех пред-
метах, и самых важных, очень легкое, самое поверхностное понятие» [11, с. 314]. Проблема невидения Совершенно верно свт. Игнатий Брянчанинов
своих недостатков писал: «Между душевными недугами нашими, произведенными в нас падением, замечается невидение своих недостатков... <...> Свой недостаток представляется нам извинительным, ничтожным; недостаток ближнего усиливаемся увеличить, представить его достойным всякого порицания, всякого наказания» [Там же, с. 301].
Важные, духовно значимые мысли свт. Игнатия Брянчанинова давно укрепились в идеополе самосознания не только глубоко верующих человеков, но и в самосознании интеллигенции и просто ориентированных на добродетельное существование в мире человеков.
Невидение своих недостатков — болезнь рефлексивных способностей человека на всех этапах его возраста. Каждый из нас, несмотря на принадлежность к профессии психолога, неким таинственным образом помышляет о себе как существе, в той или иной степени лишенном недостатка невидения своих слабостей. Полагаю, что морально право исследовать проблемы других чело-веков можно тогда, когда «специалист» хорошо знает и свои собственные слабости и недостатки. В этом случае мы будем не только тоньше рефлексировать на других, но и будем нести в себе потенциал любви к ближнему своему. В этом случае мы лучше прочувствуем те феномены наших человеческих особенностей, которые несут в себе патологию в аффективной сфере, в дезорганизации поведения [12, с. 321—323]. Мы должны продумать обсуждаемые А. Р. Лурией проблемы овладения поведением [Там же, с. 476—522]. Проблемы стимула и Нам важно освоить опыт с непосредственным овладением — проблемой стимула и средства, которые так подробно исследовал А. Р. Лурия. Он писал о том, что объективно существует полная невозможность непосредственных усилий овладевать человеку своим поведением, когда структура реактивного процесса достаточно серьезно нарушена [Там же, с. 485].
При этом А. Р. Лурия предупреждал: «Человек, который легко овладевает вещами окружающей его обстановки, который, с другой стороны, с легкостью реагирует на внешние стимулы, оказывается не в состоянии овладеть собой, преодолеть обычные для него свойственные ему формы поведения» [Там же, с. 489].
реакции
Речь несет в себе Развитой человек может организовать свое поведе-
много существенных ние посредством речи: «речь оказалась мощным сред-функции ством оформления своих мыслей» [12, с. 489]. И далее
ученый писал, что овладение своим поведением происходит путем применения сложного культурного процесса — выделения вспомогательного знака-символа, достаточного, чтобы объективно выразить задание и преодолеть тенденцию к непосредственному моторному разряду [Там же, с. 521]. Поведение человека вообще есть продукт сложнейшего развития. Исследователь, как и практикующий психолог, осуществляющий психологическое сопровождение, должен быть хорошо ориентированным не только в знаменательных теоретических постулатах, но и в способах работы с теми, кто нуждается в психологической помощи и сопровождении. Влияние знаковых Когда у ребенка есть проблемы в поведении, безу-
систем на овладение словно, помимо учета открытого И. П. Павловым фено-
поведением
мена Ь^К и продвинутого практического опыта современных бихевиоральных психологов и педагогов [13, с. 122—163], следует специально подчеркнуть значение знаковых систем (прежде всего речи!) для опосредованного овладения поведением той категорией детей и подростков, которая имеет врожденные и социальные проблемы, связанные с трудностями в поведении.
Нам предстоит долгая работа с девочкой, стоящей на пороге подросткового возраста и уже сегодня отличающейся большими проблемами в поведении и в личностных особенностях.
1. Даль Вл. Дитя // Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. I. А — 3. — М., 1981. — С. 437—438.
2. Даль Вл. Ребята, ребенок // Толковый словарь живого великорусского языка. — Т. IV. Р — V. — М., 1982. — С. 87—88.
3. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. — СПб., 2013.
4. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2013.
5. Гиндикин В. Я. Лексикон малой психиатрии. — М., 1997.
6. Гурьева В. А., Семке В. Я., Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста (теоретический, клинический и судебно-психиатрический аспекты). — Томск, 1994.
7. Рибо Т. А. Болезни личности. Опыт исследования творческого воображения. Психология чувств. — Мн., 2002. — (Классика мировой психологии).
8. Жане П. Психологическая эволюция личности / Пер. с фр. — М., 2010. — (Психологические технологии).
9. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. — М., 1989. — С. 202—343.
10. Зейгарник Б. В. Основы патопсихологии. — М., 1973.
11. Святитель Игнатий Брянчанинов / Сост. Маркова А. А. — М., 2012.
12. Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека. — М., 2002. — (Классики психологии).
13. Российско-американский научно-практический семинар «Прикладной анализ поведения: теория и практика» // Развитие личности. — № 3, 2013. — С. 122— 163.