Семёнова Е.А.
с.н.с. Российского института стратегических исследований
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
В РОССИЙСКОМ МАШИНОСТРОЕНИИ
Ключевые слова: импортозамещение, Россия, станкостроение, топливно-энергетический комплекс, нефтегазовая промышленность.
Keywords: import substitution, Russia, machine-tool industry, Energy, Oil and Gas industry.
«Шоковые» реформы 90-х гг. прошлого века, отсутствие продуманной промышленной политики привели к деиндустриализации России и сильной зависимости отечественного внутреннего рынка от поставок импортных машин и оборудования. По данным Минпромторга, к 2014 г. доля импорта в станкостроении, по разным оценкам, превысила 90%, в тяжёлом машиностроении - 60-80, лёгкой промышленности - 70-90, радиоэлектронной промышленности -80-90, фармацевтической и медицинской промышленности - 70-80%1.
Чрезвычайно высокая доля потребления импорта создаёт потенциальную угрозу как для технологической безопасности страны, так и для конкурентоспособности российской экономики в целом. И хотя за последние 25 лет проблема импортозамещения неоднократно поднималась, зависимость от импорта по-прежнему оставалась высокой, а в отдельных отраслях (например, в станкостроении) критической.
Вопрос о необходимости уменьшения импортозависимости вновь встал в связи с резким снижением цен на нефть и последовавшей затем девальвацией рубля, что привело к значительному удорожанию импорта. А введение в 2014 г. против России экономических санкций подтолкнуло руководство нашего государства к проведению более активного курса на импортозамещение. В развитие положений выбранного курса был принят целый ряд документов. Причём следует отметить, что нацеленное на ограничение импорта и поддержку российских производителей постановление Правительства РФ № 1224 от 26 декабря 2013 г.2 увидело свет ещё до ввода санкций (29 декабря 2015 г. в него были внесены изменения). Согласно этому постановлению за рубежом разрешено закупать лишь то оборудование, аналоги которого не производятся в России, для чего введена экспертиза заявок на закупку по импорту. При наличии аналогов такие заявки отклоняются специально созданной экспертной группой, и рекомендуется соответствующий российский производитель.
Минпромторгом России утверждены и реализуются планы по импортозамещению в 20 отраслях промышленности (19 гражданских3, а также промышленности обычных вооружений4) с общим количеством проектов - 17305. Средства для поддержки импортозамещения, как правило, предоставляются в виде субсидий и софинансирования исследований, а также грантов и преференций при государственных закупках. Создано 17 межведомственных рабочих групп, занимающихся вопросами снижения зависимости от импорта оборудования, комплектующих и запасных частей, услуг иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения.
В 2015 г. заработал Фонд развития промышленности (ФРП). Его цель - эффективное использование механизма возвратного финансирования по сниженным ставкам при реализации инвестиционных проектов, что позволит отечественным производителям укрепить свои позиции на внутренних рынках. По состоянию на начало декабря 2016 г. ФРП одобрил 181 заявку на общую сумму свыше 47 млрд. рублей6.
В качестве других инструментов государственной поддержки, применяемых в сфере импортозамещения, можно назвать:
- субсидии на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1312);
1 Зависимость промышленности России от импорта к 2020 году снизится в 1,5 раза: Пресс-релиз Министерства промышленности и торговли РФ. 2014. - 10 июля. - http://minpromtorg.gov.rU/press-centre/news/#i8750
Постановление Правительства Российской Федерации № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» // Российская газета: интернет-сайт. 2013. - 26 декабря. - https://rg.ru/2013/12/26/zapret-site-dok.html
3
Приказы Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 645-663.
4 Приказ Минпромторга России от 2 апреля 2015 г. № 762.
5 См.: Скорлыгина Н., Циноева Я. Нет задачи вслепую заместить всё и вся // Коммерсантъ: интернет-сайт. 2016. - 16 августа. - http://kommersant.ru/doc/3064815
6 См.: Огородников Е. Мы точно не обездоленные // Эксперт. - М., 2017. - № 3 (1013). 16 января. - http://expert.ru/expert/ 2017/03/myi-tochno-ne-obezdolennyie/
- субсидии на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014 - 2016 гг. на реализацию инвестиционных проектов (постановление Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. № 3);
- программу поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансирования (постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. № 1044).
Новым механизмом, направленным на стимулирование импортозамещения, стали специальные инвестиционные контракты (СПИК), заключаемые государством с инвесторами. Они предусматривают создание, модернизацию или освоение производства промышленной продукции, в том числе не имеющей российских аналогов1. Минимальные инвестиции в рамках СПИК - 750 млн. руб., в обмен государство обязуется предоставить инвесторам налоговые льготы и льготы по уплате таможенных платежей, а также гарантии от неблагоприятных изменений действующего законодательства в течение срока действия контракта. По состоянию на середину января 2017 г. заключено 7 СПИК (суммарный объём заявленных инвестиций в промышленность в рамках реализации этих контрактов составит свыше 150 млрд. рублей.)2.
В целом в 2015 г. государственная поддержка импортозамещения составила около 53,5 млрд. руб., ещё 20 млрд. руб. было выделено по линии Фонда развития промышленности (почти столько же профинансировали компании за счёт собственных и заёмных средств). В результате было запущено более 800 инвестиционных проектов3. Общий объём инвестиций в реализацию проектов (бюджетное финансирование, кредиты, собственные средства предприятий) достиг 560 млрд. рублей4. В 2016 г. предполагалось реализовать 423 новых проектов с объёмом инвестиций около 300 млрд. рублей (бюджетное финансирование практически сохранилось на уровне предыдущего года).
С момента введения санкций и активизации деятельности правительства в направлении импортозамещения прошло более 2 лет, поэтому уже можно говорить о предварительных результатах проводимого курса. Рассмотрим, как реализуется концепция импортозамещения в двух критически важных для развития экономики России секторах: станкостроении и топливно-энергетическом комплексе (ТЭК). Наш выбор обусловлен тем, что станкостроение является базовой отраслью промышленности, без которой невозможно решить задачу по модернизации экономики и переводу её на инновационные рельсы. А ТЭК, в свою очередь, остаётся важнейшим бюджетообразующим сегментом отечественной экономики.
Импортозамещение в станкостроении
Отсутствие государственной поддержки и хроническое недофинансирование станкостроения в России привело к тому, что за период 1991-2014 гг. производство металлообрабатывающего оборудования (МОО) в натуральном выражении сократилось более чем в 20 раз5 (до 4 тыс. единиц). Станкостроение практически перестало выполнять свою основную функцию - обеспечивать все отрасли промышленности конкурентоспособным технологическим оборудованием в необходимом количестве. По данным компании ВиБшеБЗШ6, отечественное производство нового станочного оборудования составляет менее 1% предложения на внутреннем рынке7.
Чрезвычайно высокий уровень импортозависимости России в совокупности с незначительным объёмом собственного производства станков и кузнечно-прессового оборудования создаёт угрозу технологической безопасности страны. Причём особую актуальность эта проблема приобрела в связи с введением санкций против России, которые коснулись в первую очередь товаров двойного назначения, а большинство наиболее современных и точных металлообрабатывающих станков как раз и попадает в эту категорию. К тому же выпускаемое отечественными заводами оборудование примерно на 70% состоит из импортных узлов и деталей, также частично подпадающих под определение технологий двойного назначения.
В 2013 г. в рамках курса на импортозамещение была принята подпрограмма «Станкоинструментальная промышленность»8 и создан системный интегратор АО «Станкопром» (в составе государственной корпорации «Ростех»). В настоящее время с учётом постановления Правительства РФ от 27 ноября 2014 г. № 1257 АО «Станкопром» реализует 11 инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологичных производств (общий объём финансиро-
1 Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности».
2 Глеб Никитин: внедрение принципов проектного управления в промышленность показало свою эффективность / Министерство промышленности и торговли РФ: интернет-сайт. 2017. - 12 января. - http://minpromtorg.gov.rU/press-centre/news/#igleb_ nikitin_vnedrenie_principov_proektnogo_upravleniya_v_promyshlennosti_pokazalo_svoyu_effektivnost
3 Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению / Правительство Российской Федерации: интернет-сайт. 2016. - 25 апреля. - http://government.rU/news/22797/#manturov
4 См.: Скорлыгина Н., Циноева Я. Нет задачи вслепую заместить всё и вся.
5 Механик А. Станок для нового уклада // Эксперт. - М., 2013. - № 7 (839), 18 февраля. - http://expert.ru/expert/2013/07/ stanok-dlya-novogo-uklada/
6 С 2005 г. компания BusinesStat осуществляет оперативный маркетинговый анализ и прогнозирование динамики развития отраслей российской экономики.
7 Анализ рынка металлообрабатывающих станков в России в 2010-2014 гг., прогноз на 2015-2019 гг. // BusinesStat: интернет-сайт. 2015. - http://businesstat.ru/images/demo/metal_processing_machinery_russia.pdf
8 Она сменила существовавшую с 2011 г. подпрограмму «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011-2016 годы», которая осуществлялась в рамках ФЦП «Национальная технологическая база».
вания - около 15 млрд. рублей), обеспечивающих серийное производство станков, инструмента, устройств числового программного управления (ЧПУ)1.
Как уже было сказано, на поддержку импортозамещения направлено постановление Правительства № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства». Однако многие предприятия нарушают условия постановления и в обход федерального законодательства игнорируют российские аналоги иностранных станков (в 2014 г. было приобретено всего 5% российского оборудования2).
По мнению отечественных станкостроителей, развитие отрасли сдерживается в результате сложившейся инерции рынка, а также бытующих стереотипов о значительном технологическом и организационно-техническом отставании станкостроения России от ведущих стран мира. Чтобы убедиться на практике в том, что российское оборудование как минимум не хуже импортного, его сначала нужно приобрести и начать эксплуатировать, а предприятие-заказчик не всегда готово идти на риск. Участники рынка уверены, что главное для развития российского станкостроения - это устойчивый спрос, но его в настоящее время может обеспечить только государство. Если государственные корпорации, такие как Объединенная авиастроительная корпорация или Объединенная двигателестроительная корпорация, ещё на стадии своих опытно-конструкторских работ будут работать с национальными станкостроителями, заказывая им технологические решения и оборудование, то появится шанс производить эти продукты с помощью национальных технологий, среди которых есть и уникальные, не уступающие зарубежным аналогам.
В то же время ситуация далеко не однозначна. Сами станкостроители отмечают невозможность полного отказа от импорта, поскольку им приходится приобретать за рубежом значительную часть комплектующих (подшипники, системы ЧПУ, гидравлические системы и т.д.), российских аналогов которым либо нет, либо они заведомо худшего качества. Вместе с тем импорт комплектующих можно существенно сократить, если правительство примет решение о новых инвестиционных проектах по этим направлениям.
Одним из важнейших элементов технологической независимости и готовности к импортозамещению российского станкостроения является создание собственных систем ЧПУ. Хотя до сих пор бытует мнение о том, что Россия критично отстала от мировых лидеров в разработке таких систем, сами российские разработчики с этим не согласны и считают, что имеют достаточно конкурентоспособные наработки в области построения промышленных систем ЧПУ. Архитектурные и программные решения таких компаний как «Балт-Систем», «Модмаш-Софт», «Микрос» и ряда других успешно эксплуатируются отечественными и зарубежными предприятиями. Доля отечественной продукции на российском рынке систем ЧПУ в настоящее время превышает 40% (практически каждый отечественный производитель предлагает от одной-двух до десятка и более моделей и модификаций)3. Однако уровень ЧПУ, прежде всего, определяется спросом на станки. В странах, где развито станкостроение, мировыми лидерами одновременно являются и производители ЧПУ (в Германии - компания 81ешеш, в Японии - Fanuc, в Китае - GSK). Поэтому для того, чтобы российское станкостроение смогло полностью уйти от зависимости от иностранных систем ЧПУ, необходимы другие масштабы производства собственных продуктов этого сегмента и расширение спектра их функциональных возможностей.
В настоящее время комплекс мер государственной поддержки российского станкостроения включает в себя квотирование закупок станков4, введение методики поэтапной локализации производства на территории РФ, а также технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов5. В 2015 г. на поддержку станкостроения из бюджета было выделено 1,5 млрд. руб., в 2016 г. - 2,7 млрд. руб.6
Но, несмотря на это, финансово-экономическое состояние станкостроения России остаётся достаточно сложным. Отечественные предприятия практически не располагают собственными оборотными средствами, и для развития производства используются банковские кредиты. Однако станкостроительные предприятия могут нормально функционировать только в том случае, если ставка по кредитам будет ниже их уровня рентабельности. Уровень рентабельности в среднем по отрасли составляет около 2%, у ведущих предприятий - 5%. Банки же предоставляют кредиты под 10-15% годовых7. В такой ситуации, даже имея заказ, предприятие, как правило, не получает прибыли, в лучшем случае ему удается вернуть полученные в банке кредиты. Поэтому для станкостроителей, как впрочем, и для всех машиностроительных предприятий, обладающих низкой рентабельностью, необходимы специальные кредиты.
1 См.: Рейтер Т. Дмитрий Косов: в станкостроении реализуется 11 инвестиционных проектов суммой в 15 млрд. рублей // StroyPuls.ru: строительный портал. 2015. - 12 октября. - http://stroypuls.ru/pso/2015/166-oktyabr-2015/104786/
2 Посашкова Т., Мальцев В. Санкции, политика импортозамещения и даже кризис помогают развитию станкостроения // Планета САМ: интернет-сайт. 2015. - 15 июля. - http://planetacam.ru/articles/russian_cam/sanktsii_politika_importozameshcheniya_i_ dazhe_krizis_pomogayut_razvitiyu_stankostroeniya/
3 Таранова Г. Российские системы ЧПУ сегодня и завтра // Умное производство: интернет-сайт. 2015. - Сентябрь. - Вып. 31. -http://www.umpro.ru/index.php?page_id=17&art_id_1=650&group_id_4=109&m_id_4=33
4 В рамках государственных контрактов на предоставление бюджетных субсидий включено обязательство по достижению доли закупок станков российского производства на уровне 10% в 2015-2017 гг.; 40% в 2018-2020 гг.; 60% в 2021-2023 гг.
5 Меры государственной поддержки промышленных предприятий в 2015 году // ИТО-новости. 2015. - Май. - http://www.ito-news.ru/archive/2015/1505itoN04gospodd.pdf
6 О развитии станкоинструментальной промышленности / Правительство Российской Федерации: интернет-сайт. 2016. -
15 марта. - http://government.ru/news/22178/
7
Григорьев С., Грибков А. Российский рынок металлообрабатывающего оборудования: как обеспечить технологическую безопасность страны // ЭКО. 2015. - № 3. - С. 23.
Сложности, возникающие в процессе импортозамещения, связаны с наличием не только финансово-экономических или технологических проблем, но также и организационно-экономических, без решения которых предприятие не может успешно существовать в конкурентной среде. Это отставание в области организации труда, низкий уровень автоматизации производства, слабая подготовка кадров, плохая организация сопровождения, гарантийного и послепродажного обслуживания оборудования.
В настоящее время одной из заметных тенденций становится создание совместных предприятий с ведущими мировыми компаниями. В качестве примера можно привести российско-швейцарское производство электроэрозионных станков на базе Савёловского машиностроительного завода (ОПК «Оборонпром») при участии группы компаний Georg Fischer Group, фирм Galika AG и Codere S.A., российско-чешское предприятие MTE Kovosvit MAS в Азове и ряд других. Но пока это лишь сборочные производства, продукция которых слабо локализована. Для тех, кто готов локализовать производство в России с 2015 г. добавилась возможность пользоваться специальным инвестиционным контрактом, который предполагает сохранение фиксированных налоговых и регуляторных условий бизнеса.
В июне 2016 г. Межведомственная комиссия при Минпромторге одобрила первый специнвестконтракт в станкостроении - с немецко-японской компанией DMG Mori. Этот СПИК рассчитан на 10 лет. Компания, которая уже вложила 70 млн. евро в строительство станкостроительного завода в Ульяновской области, обязуется инвестировать в проект не менее 750 млн. руб., а также довести локализацию производства до 70%. В 2016 г. она открыла технологический, сервисный и обучающий центры (инвестиции - 40 млн. евро)1.
Определённые надежды на снижение зависимости отечественной промышленности от зарубежных поставщиков Минпромторг связывает с появлением крупных станкостроительных холдингов и кластеров. Ожидается, что в 2017 г. такой холдинг будет создан на базе компании «Стан» (на неё приходится более 50% выпускаемых в России металлообрабатывающих станков). В настоящее время в эту компанию входит шесть предприятий, до конца года планируется присоединить ещё порядка четырёх.
Падение курса рубля и снижение вследствие этого импорта металлообрабатывающего оборудования (в 20142015 гг. доля импорта в потреблении сократилась с 922 до 81%3) несколько уменьшило импортозависимость. Однако если не наращивать собственное производство, то проблема устаревания существующего парка и убывания количества установленного оборудования будет усугубляться.
Импортозамещение в топливно-энергетическом комплексе
В российском ТЭК существует целый ряд направлений, по которым зависимость от зарубежных технологий довольно велика. Например, в угольной отрасли в 2012 г. она составляла около 50%, а к 2014 г., по некоторым оценкам, увеличилась до 60%4. Доля импорта в потреблении технологий и оборудования для геологоразведки колеблется в пределах 40-85%, для шельфовых проектов - 80-90%5.
В газовой отрасли наиболее критична зависимость от технологий производства крупнотоннажного сжиженного природного газа (СПГ). Все крупнотоннажные проекты в России - Сахалин, Владивосток, Балтийский (ОАО «Газпром»), Ямал (ОАО «Новатэк»), Дальневосточный (ОАО «НК «Роснефть»-Exxon Mobil), Печора (Группа АЛЛТЕК и ОАО «НК «Роснефть») осуществляются с использованием иностранных технологий. Введение санкций в отношении «Роснефти», «Транснефти», «Новатэка» влечёт за собой риски срыва планов российских компаний по выходу на рынки СПГ. Поэтому вопрос импортозамещения является стратегическим для развития крупных проектов СПГ.
В целом, как показали события 2014 г., высокая зависимость от иностранных компаний может представлять угрозу долгосрочной энергетической и экономической безопасности России. Следует напомнить, что в список так называемого «подсанкционного» оборудования вошла техника для освоения шельфа и технологии разработки трудноиз-влекаемых запасов (ТРИЗ). Причём проблема ТРИЗ для России особенно актуальна, поскольку в последние годы существенно выросло количество месторождений, разрабатывать которые необходимо именно методами повышения нефтеотдачи и освоения трудноизвлекаемых ресурсов. В противном случае добыча становится экономически неэффективной.
Для снижения рисков руководством страны была поставлена задача импортозамещения. В настоящее время, по словам министра промышленности и торговли РФ Д. Мантурова, «импортозамещение в интересах ТЭК осуществляется в трёх связанных отраслях: нефтегазовом, тяжёлом и энергетическом машиностроении». В 2015 г. предприятия этих секторов через различные инструменты государственной поддержки в совокупности получили более 5 млрд. рублей, которые пошли на реализацию свыше 60 проектов, включённых в соответствующие отраслевые планы импор-тозамещения6.
1 Циноева Я. Не каждый СПИК к станку // Коммерсант. - М., 2016. - № 96, 2 июня. - С. 9.
2 World Machine-Tool Output & Consumption Survey. Gardner Research // Gardner: website. 2015. - P. 5. - http://www.gardner web.com/cdn/cms/GR-2015-WMTS.pdf
3 World Machine-Tool Survey. Gardner Research // Gardner: website. 2016. - P. 7. - https://www.gardnerweb.com/cdn/cms/2016% 20WMTS%20Report.pdf
4 Кулагин В., Грушевенко Д., Козина Е. Эффективное импортозамещение // Энергетика и геополитика: интернет-сайт. 2015. -Вып. 1. - С. 51. - https://www.eriras.ru/files/effektivnoe-importozameshhenie.pdf
5 Андрианов В. Импортозамещение: пирамида без основания // Нефтегазовая вертикаль. 2016. - № 6. - С. 100.
6 См. Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению.
Так, в тяжёлом машиностроении (в части горно-шахтного оборудования) с господдержкой реализуются 7 проектов импортозамещения. В частности, Минпромторгом предусмотрено проведение Копейским и Юргинским машиностроительными заводами НИОКР по разработке освоения производства высокотехнологичного оборудования для угледобычи. К приоритетным направлениям импортозамещения в угольной отрасли относят проектирование и производство очистных комбайнов для отработки угольных пластов большой мощности, гидравлических экскаваторов и взрывозащищённых электродвигателей напряжением свыше 1140 В, а также создание систем управления механизированными гидравлическими крепями для подземной добычи угля.
На реализацию 28 проектов по импортозамещению в сфере энергетического машиностроения из бюджета выделено 2,3 млрд. руб.1 Приоритетными направлениями в электроэнергетике являются комплектация магистральных электросетей напряжением 330 кВ и выше; создание и развитие автоматизированных систем управления, цифровых систем передачи данных в электроэнергетике; разработка газовых турбин большой мощности. Причём актуальность последнего направления диктуется необходимостью вывода в ближайшие годы из эксплуатации значительного объёма генерирующих мощностей. В связи с этим Межведомственная рабочая группа при участии Минпромторга, Минэнерго, РАН, научных и проектных институтов, компаний энергетического машиностроения и генерирующих компаний разработала программу импортозамещения энергооборудования в области газотурбинных технологий. Эта программа (утверждёна 12 мая 2016 г.) будет реализовываться в 2 этапа: 2016-2023 гг. и 2024-2035 гг.2 Однако источники финансирования пока не определены. Правительство предполагает, что дополнительные финансовые возможности удастся изыскать в ходе предстоящих бюджетных циклов.
Среди приоритетных направлений импортозамещения в нефтегазовой отрасли, прежде всего, следует назвать технологии бурения и эксплуатации наклонно-направленных, горизонтальных и многозабойных скважин; технологии сжижения природного газа; технологии геологоразведки, транспортировки нефти и газа; технологии разработки труд-ноизвлекаемых запасов, техника для освоения шельфа и др.
Если судить по отчёту Минпромторга и публикациям в средствах массовой информации, то процесс импорто-замещения в нефтегазовой сфере идёт достаточно интенсивно. Тем более что государственные структуры прикладывают значительные усилия по его активизации. Так, для координации деятельности нефтегазовых компаний, производителей оборудования и научно-исследовательских институтов Минпромторг создал научно-технический совет (НТС) по развитию нефтегазового оборудования, который состоит из 11 экспертных групп. В состав НТС вошли более 200 компаний ТЭК, проектных институтов и предприятий нефтегазового машиностроения3.
В нефтегазовой промышленности, как и в станкостроении, начинают внедрять систему специальных инвестиционных контрактов. В июне 2016 г. Межведомственная комиссия при Минпромторге дала положительное заключение по первым двум проектам. Один из них предполагает выпуск Томским электромеханическим заводов арматуры для нужд «Газпрома» (объем инвестиций - около 2 млрд. руб.). В рамках второго «ГМС Ливгидромаш» предложил локализовать производство насосов для нефтепереработки, магистральных насосов большой мощности для транспорта нефти и нефтепродуктов, энергетики и водного хозяйства. Объём инвестиций в течение 6 лет составит 1,2 млрд. руб. В настоящее время доля импорта в РФ по данному типу продукции - 60%4.
Наряду с локализацией технологий необходимо стимулировать и собственные инженерные разработки, тем более что по некоторым направлениям уже есть определённые сдвиги. Так, в 2015 г. успешно проведены опытно-промышленные испытания российской роторной управляемой системы для бурения горизонтальных скважин, которую разработал петербургский концерн ЦНИИ «Электроприбор». Её серийный выпуск, запланированный на 2019 г., позволит заместить импортное оборудование при освоении месторождений трудноизвлекаемой нефти и реализации шельфовых проектов. Кроме того, ведётся разработка отечественной системы полностью подводной добычи углево-дородов5.
В то же время говорить о масштабном импортозамещении в нефтегазовой отрасли пока преждевременно. Простой пример: российские машиностроители за 2 года сумели наладить производство недорогих буровых установок, по цене сопоставимых с китайскими, а по техническим характеристикам их превосходящих. Однако замена парка бурового оборудования по-прежнему остается главной проблемой российского нефтесервиса. Президент Союза нефтега-зопромышленников РФ Г. Шмаль отмечает, что из 1800 работающих буровых установок 40% сделаны в 80-е годы и требуют замены. Но «Уралмаш НГО Холдинг» даже после модернизации производства способен выпускать лишь 50 буровых установок в год (в нулевые годы годовое производство не превышало 30 единиц)6.
1 См. Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению.
Минпромторгом совместно с Минэнерго и РАН разработана программа импортозамещения в области газотурбинных технологий / Правительство Российской Федерации: интернет-сайт. 2016. - 13 мая. - http://minpromtorg.gov.rU/press-centre/news/#i minpromtorgom_sovmestno_s_minenergo_i_ran_razrabotana_programma_importozameshheniya_v_oblasti_gazoturbinnyh_tehnologiy
3 Минпромторг намерен за два года реализовать большую часть проектов импортозамещения в ТЭК / Национальная ассоциация нефтегазового сервиса: интернет-сайт. 2016. - 26 апреля. - http://nangs.org/news/industry/minpromtorg-nameren-za-dva-goda-realizovat-bolshuyu-chast-proektov-importozameshcheniya-v-tek-11659
4 Ласкутова А. «Российское не закупать импортное»: нефтяники и промышленники расставляют запятые // Накануне.ЯИ: интернет-сайт. 2016. - 12 июля. - http://www.nakanune.ru/news/2016/7/12/22441443/
5 Молодцов К. Шаг вперед // Российская газета. - М., 2016. - 31 августа. - https://rg.ru/2016/08/31/rossijskij-neftegazovyj-kompleks-nachal-uhodit-ot-importozavisimosti.html
6 Критерии российскости буровых установок. Импортозамещение или импортонезависимость? / Информационное агентство
Девон: интернет-сайт. 2016 - 19 июля. - http://iadevon.ru/news/articles/kriterii_rossiyskosti_burovih_ustanovok_importozameshche
nie_ili_importonezavisimost-4285/
Более того, существует ряд технологий, создание российских аналогов которым в ближайшие годы вообще маловероятно. К тому же, как правильно заметил генеральный директор Национального института нефти и газа В. Кер-шенбаум, «вопрос импортозамещения - не только технологический, но и во многом экономический»1. Строить предприятие для производства единичных экземпляров оборудования и для ограниченного числа российских потребителей без возможности дальнейшего экспорта - слишком дорогое удовольствие. Поэтому полный отказ от импортных поставок вряд ли возможен, да и не нужен.
Проблема технологического отставания России и чрезвычайно высокой зависимости от иностранных технологий формировалась на протяжении более двух десятилетий, и для её решения потребуется не два и не три года. Поэтому вполне закономерно, что взятый Правительством РФ курс на импортозамещение масштабных результатов пока не дал. И этому есть свои причины. В последние два года, хотя и появились отдельные перспективные образцы востребованной на российском рынке продукции, однако у отечественных компаний зачастую не хватает мощностей для её производства в необходимом объёме. К тому же уровень проработки и согласованности конкретных мероприятий, стимулирующих потребление отечественной продукции, пока не слишком высок. Не способствует импортозамеще-нию и низкая доступность кредитных средств (вследствие необоснованно высокой ставки рефинансирования). Общий объём займов, выданных банковским сектором бизнесу (нефинансовым организациям) в 2016 г., снизился по сравнению с 2015 г. на 9,5%2.
Вместе с тем нельзя отрицать и некоторых локальных успехов в сфере импортозамещения. Однако в виду комплексного характера проблемы точечная господдержка отдельных проектов вряд ли способна изменить ситуацию в целом. Без подъёма общего уровня базовых отраслей промышленности (а для этого необходимы дешёвые кредиты, подготовка национальной системой образования квалифицированной рабочей силы, создание доступной инфраструктуры и реального рынка сбыта) невозможно достичь подлинной импортонезависимости страны.
1 Кершенбаум В. Как не болеть от западных «чихов» // Нефть России. 2016. - № 1-2. - С. 23.
2 О динамике развития банковского сектора Российской Федерации в декабре и итогах 2016 года / Банк России: интернет-сайт. 2016. - Декабрь. - http://www.cbr.ru/analytics/bank_system/din_razv_16_12.pdf