Литература
1. Кливоденко, В. И. Боевая и физическая подготовка / В.И. Кливоденко. - Волгоград : ВА МВД
России, 2001.
2. Кустов, А. Н. Организация физической подготовки в органах внутренних дел : учебно-
методическое пособие / А.Н. Кустов, В.М. Миленин. - М. : ЦС «Динамо», 1990.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКЕ
В практике проведения занятий нередко встречаются случаи тяжелого травматизма, приводящие иногда к гибели занимающихся. Случаи утопления в бассейне, травмы позвоночника или суставов, обморожения и замерзания, нанесение тяжелых травм головы и тела - вот неполный перечень травматизма и смертельных случаев, которые возможны при неправильной организации занятий и отсутствии мер безопасности.
Не случайно в последнее время Министерство внутренних дел России выпустило большое количество приказов, инструктивных писем и других руководящих документов, в которых указывается на необходимость качественного улучшения боевой подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Физическая подготовка как составная часть боевой подготовки представляет собой систему мероприятий, направленных на усвоение личным составом теоретических знаний, привитие им умений и навыков, необходимых при выполнении оперативно-служебных задач.
Отсутствие достаточной материальной базы, недостаточный объем необходимой литературы, слабая подготовка инструкторов по спорту, преподавателей и тренеров, судей соревнований, пренебрежение или, что еще страшней, незнание элементарных правил безопасности, необходимых требований для проведения учебных занятий, тренировок и соревнований являются факторами, увеличивающими статистические данные о числе травмированных сотрудников ОВД. К сожалению, факты травматизма встречаются и на соревнованиях достаточно высокого уровня.
Несмотря на самые тщательные меры предосторожности, на занятиях по физичес-
А.В. АПАЛЬКОВ
_(БелЮИ МВД РФ)
кой подготовке, а также на соревнованиях возможны те или иные травмы. Спортивные травмы по статистике составляют примерно 3% от всех видов травматизма. Борьба с травматизмом слагается из соблюдения мер безопасности, профилактики травматизма и лечения лиц, получивших травмы. В профилактике спортивного травматизма должны участвовать преподаватели и тренеры по отдельным видам спорта.
Для этого необходимо знать причины, способствующие возникновению травматизма:
- недочеты в организации занятий и соревнований;
- неправильная методика проведения учебных занятий, тренировок и соревнований;
- неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, инвентаря и несоответствие одежды и обуви занимающихся;
- неблагоприятные метеорологические и санитарно-гигиенические условия;
- нарушение требований врачебного контроля;
- недисциплинированность занимающихся;
- физическое состояние спортсмена (внутренние факторы).
Наиболее часто травмы случаются на учебных занятиях при изучении программного материала. Как правило, они составляют более 50% всех травм.
Одной из основных причин возникновения травматизма являются ошибки в методике проведения занятий. Эти травмы обусловлены главным образом тем, что преподаватели физической подготовки при обучении занимающихся не всегда выполняют важнейшие принципы тренировки: регулярность занятий; постепенность увеличения сложности упражнений, объема и интенсивности нагрузок; учет индивидуальных особенностей занимающихся. Недостаточная разминка, форсированная тренировка, применение в конце
занятий технически трудных упражнений, отсутствие страховки или ее неправильное применение при выполнении упражнений также могут быть причинами травм.
Недочеты в организации учебных занятий и соревнований составляют 5-10% всех травм. Нарушения инструкций и поурочных планов по проведению учебных занятий, а также неправильное составление программ соревнований и режима их проведения нередко являются причиной спортивных травм. Зачастую они связаны с отсутствием должного индивидуального контроля со стороны преподавателя, когда занимающиеся предоставлены сами себе, пусть даже временно, либо потому, что на преподавателя приходится слишком много занимающихся.
Грубым организационным нарушением, ведущим к травмам, является неправильное размещение занимающихся или совместное проведение на одном спортивном поле игры в футбол и метания легкоатлетических снарядов.
Нельзя допускать комплектование групп занимающихся из лиц с разной физической подготовленностью или различной спортивной квалификацией; проведение занятий в одной учебной группе взрослых и подростков, мужчин и женщин. В спортивных единоборствах необходимо учитывать весовые категории.
По данным различных авторов, от 10 до 25% всех спортивных травм происходят из-за недостатков в материально-техническом обеспечении занятий и соревнований. Неровная поверхность футбольного поля, наличие на нем посторонних предметов, жесткий грунт в яме для прыжков, плохое состояние льда на катке, неисправный или скользкий пол в игровом зале, повреждения помоста при занятиях со штангой, неисправность снарядов и другие моменты могут послужить причиной травмы.
Возникновению травм может способствовать несоответствие спортивной одежды и обуви особенностям данного вида спорта и метеорологическим условиям. Например, неправильно подобранная одежда и обувь при занятиях зимними видами спорта могут привести к обморожениям. Тесная или излишне свободная спортивная обувь может также стать причиной травматизма.
Неблагоприятные метеорологические и санитарно-гигиенические условия при проведении учебных занятий и соревнований являются причинами 2-6% спортивных травм. Недооценка метеоусловий во время занятий
и тренировок, особенно по зимним видам спорта, нередко служит причиной травм.
Причиной травм также являются:
- неудовлетворительное санитарное состояние спортивных сооружений, несоблюдение гигиенических норм температуры, освещенности, недостаточная вентиляция в закрытых спортивных сооружениях и т.п.;
- нарушение требований врачебного контроля;
- недисциплинированность обучающихся, проявляющаяся в виде нарушения ими установленных правил поведения на занятиях и соблюдения мер безопасности.
Причинами спортивных травм могут быть и так называемые внутренние факторы:
1) состояния утомления, переутомления, перетренированности, а также предболез-ненные латентные состояния. Они вызывают расстройство координации, снижение внимания;
2) наличие нераспознанных заболеваний, очагов хронической инфекции;
3) индивидуальные особенности организма (например, неспособность к высококо-ординированным упражнениям, излишняя предстартовая лихорадка).
Исходя из представленных выше материалов, можно выделить ряд общих правил, которыми должны руководствоваться курсанты, тренеры и преподаватели.
Для курсантов и слушателей правилами являются:
- знание необходимой тематической литературы по вопросам физической подготовки и служебно-прикладным видам спорта;
- соблюдение дисциплины на занятиях -своевременный приход на занятия, беспрекословное выполнение команд преподавателя или тренера, соблюдение очередности выполнения упражнений и элементов, а также контроль за соблюдением дисциплины занимающимися независимо от принадлежности их к другим группам;
- соблюдение необходимых мер безопасности, контроль за соблюдением безопасности со стороны других занимающихся;
- знание элементарных приемов и средств оказания первой доврачебной помощи. Надо отметить, что знание приемов оказания первой помощи только преподавателем или тренером недостаточно, поскольку во многих случаях им понадобиться помощь (например, при переноске травмированного), а она не должна приводить к новым травмам;
- своевременная и комплексная гигиена спортивной одежды и обуви, ее сезонность, береж-
ное отношение к спортивному инвентарю.
Преподавателям и тренерам по видам спорта необходимы:
1. Четкий план-конспект проведения занятия или тренировки, обязательное знание мер безопасности, которые должны быть доведены занимающимся перед началом занятия.
2. Поддержание надлежащей дисциплины занимающихся.
3. Дифференцированность предлагаемых нагрузок, которая тесно взаимосвязана с индивидуальным подходом к каждому занимающемуся.
4. Контроль психологического состояния как коллектива в целом, так и каждого занимающегося.
5. Обладание необходимыми навыками оказания доврачебной помощи.
6. Контроль за состоянием спортивного инвентаря и гигиенического состояния мест проведения занятий.
7. Контроль за соблюдением гигиены занимающимися.
Соблюдение вышеперечисленных правил строго необходимо и является барьером на пути травматизма при проведении учебных занятий и тренировок.
РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ ЕЕ СЕГМЕНТОВ
Современное состояние криминализации региональных экономик, проникновение криминального капитала практически во все сферы деятельности человека ставят вопрос об изучении и дополнении существующих взглядов на проблемы криминальной и теневой экономики в сфере угроз экономической безопасности региона, а также определении управленческих механизмов государства по противодействию данным явлениям. Изучение природы современных деструктивных экономических явлений и процессов с учетом и конкретизацией их региональных особенностей является необходимым условием для выработки на этой основе адекватных средств и форм борьбы с теневой и криминальной экономикой.
Важность и приоритет декриминализации экономической системы в рамках обеспечения экономической безопасности подчеркивают М.К. Каминский и А.В. Щербаков, которые отмечают «во-первых, система рыночной экономики, какую бы ее историческую модификацию мы не рассматривали, закономерно порождает такую субкультуру как преступный мир, ведущим видом деятельности которого является совершение противоправных поступков, так как только с их помощью названная субкультура в состоянии решить задачи своего функционирова-
А.В. гРАЧЕВ,
кандидат экономических наук, преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита (Санкт-Петербургский университет МВД России)
ния и развития. Во-вторых, эта преступная деятельность распространяется, прежде всего, на сферы экономики [1]».
Не только, и даже не столько отдельные виды или группы экономических преступлений, сколько криминализация экономики в целом как следствие их массового совершения, подрывая основы нарождающейся системы социально-экономических отношений, ведет к их деформации, атрофии правовых форм и установлению антисоциальных норм поведения в экономике. Криминализация сферы экономической деятельности оказывает системное воздействие на экономику, механизм хозяйствования и сложившуюся совокупность социально-экономических отношений, затрагивая их генетическую основу. Паразитируя на либеральных рыночных отношений для незаконного обогащения, экономическая преступность неизбежно ведет к их разрушению, сокращению поля экономической свободы для других хозяйствующих субъектов и населения, способствует стагнации общественного хозяйства, нарушению рыночного равновесия и нормальных воспроизводственных процессов [2].
Можно выделить две позиции относительно процесса обеспечения экономической безопасности, схематично отраженные на рисунке 1: