Чхвимиани Эдуард Жюльенович
кандидат юридических наук, доцент кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Предупреждение преступности в условиях реформирования МВД России
В статье рассмотрены понятия «предупреждение преступности», «субъекты предупреждения преступности». Проведен анализ состояния преступности за 2012-2015 гг., указаны возможные причины ее динамики. Отражены основные задачи органов внутренних дел как субъекта предупреждения преступности. Затронут вопрос предупреждения преступности в условиях реформирования МВД России и экономического кризиса.
Ключевые слова: государство, предупреждение преступности, криминология, состояние преступности, кража.
E.Zh. Chkhvimiani, Master of Law, Assistant Professor of the Chair of Special Discipines of the Krasnodar Universitty of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Crime prevention in conditions of reforming the Ministry of the Interior of Russia
This article discusses the concepts of crime prevention, crime prevention subjects, the analysis of the state of crime over the period from 2012 to 2015, the reasons for its dynamics. Sanctified by the main tasks of the Interior as the subject of crime prevention. The article also raised the issue of crime prevention in terms of reforming of the Ministry of the Interior of Russia and the economic crisis.
Key words: state, crime prevention, criminology, state of crime, theft.
Историческое развитие человечества очень тесно связано с таким явлением, как преступность, и общество на протяжении его существования противодействовало преступным посягательствам, направленным против законных интересов личности, общества, государства, двумя основными способами: наказанием за совершенные преступления и предупреждением преступности.
Справедливое, своевременное и неотвратимое наказание за противоправное виновное деяние кажется вполне обоснованным и порой единственным средством для сдерживания преступности и обеспечения общественной безопасности и порядка, но, проанализировав историю развития науки криминологии и общества, можно прийти к выводу, что все-таки проще предупредить до того, как совершено противоправное деяние, а соответственно, предупреждение преступности является наиболее перспективным способом борьбы с преступностью.
Предупреждение преступности - сложная многоуровневая система предупредительных мер, отражающих структуру причин и условий, способствующих совершению преступлений. Задачи же субъектов, осуществляющих предупреждение преступности, заключаются в следующем: выявить и устранить либо ослабить причины преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий; выявить и устранить ситуации на определенных тер-
риториях или в определенной среде (слоях общества), непосредственно мотивирующие или провоцирующие совершение преступлений; выявить в структуре населения группы повышенного криминального риска и принять меры по снижению этого риска; выявить лиц, поведение которых указывает на реальную возможность совершения ими преступлений, и применить к ним меры сдерживающего и корректирующего характера, а в случае необходимости - и к их ближайшему окружению.
Несомненно, государство заинтересовано в ведении политики, предусматривающей жесткую борьбу с преступностью, в противном случае любое государство перестанет существовать как правовое.
Предупреждение преступности предполагает, прежде всего, меры, направленные на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, могущих совершить или уже совершивших преступления [1, с. 351], и представляет собой деятельность государства и общества, направленную против преступности, с целью удержания ее на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин [2, с. 235] с использованием таких средств, как информационно-аналитическая деятельность по регистрации; криминологическое прогнозирование; определение стратегии и программы борьбы с пре-
44
ступностью, законотворчество в сфере борьбы с преступностью, реализация программ борьбы с преступностью, организация развития научных исследований борьбы с преступностью и т.д. [3].
Среди множества документов, изданных для ведения политики по предупреждению преступности в Российской Федерации, хотелось бы отметить положения, закрепленные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 [4], которая призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации. В разд. 2 «Государственная и общественная безопасность» в ст. 39 определено: «Обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений». В данном положении подразумевается деятельность правоохранительных органов как субъектов предупреждения преступности, в частности органов внутренних дел.
На сайте МВД России служба в органах внутренних дел описывается следующим образом: «Служба в органах внутренних дел - это напряженная, но важная и очень нужная людям работа, требующая мужества и отваги, выносливости и хорошей физической подготовки, умения логически мыслить и сопереживать, потому что цена этой работы - человеческая жизнь. Служба в МВД требует от сотрудника проявления самых лучших его качеств: честности, порядочности, желания и готовности прийти на помощь людям.
Полицейская профессия, появившись на свет в ответ на определенные общественные потребности, приняла на себя тяжелую и нередко опасную заботу о физическом и духовном благополучии человека, причем человека, зачастую преступившего закон.
Основное и бесценное богатство любой службы МВД - это ее сотрудники, каждый из которых противостоит на своем посту много-
образным и весьма опасным противоправным проявлениям.
История МВД насчитывает бесчисленное количество примеров высокого профессионализма, героизма, мужества и благородства личного состава полицейских подразделений.
Сегодня основная задача органов внутренних дел состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина, защите законных интересов» [5].
Из всего вышеизложенного следует, что ОВД являются непосредственным субъектом предупреждения преступности, т.к. занимаются защитой личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений; выявлением, раскрытием и расследованием преступлений, розыском лиц, производством по делам об административных правонарушениях, исполнением административных наказаний, обеспечением безопасности дорожного движения, контролем за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, контролем за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охраной имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц, осуществлением экспертно-криминалистической деятельности.
Достаточно широкий круг задач, возложенных на органы внутренних дел, требует от сотрудников поддержания высокого уровня квалификации, необходимого для надлежащего выполнения служебных обязанностей, для чего следует в установленном порядке проходить профессиональное обучение и повышение квалификации. От выполнения данных условий зависят результаты работы органов внутренних дел, а в конечном итоге состояние преступности на территории Российской Федерации.
Согласно статистическим данным, представленным на сайте МВД России [6], с 2012 по 2014 г. наблюдается снижение уровня преступности:
2012 г. - зарегистрировано 2302168 преступлений (снижение на 4,3%);
2013 г. - зарегистрировано 2206249 преступлений (снижение на 4,2%);
2014 г. - зарегистрировано 2166399 зарегистрировано преступлений (снижение на 1,8%).
Однако в 2015 г. наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений на целых 8,6%, всего же было зарегистрировано 2388476 пре-
45
ступлений, при этом в течение всего четырехлетнего цикла наблюдается рост числа преступлений, совершаемых в общественных местах:
2012 г. - 714031 преступлений (рост на 12,4%);
2013 г. - 723990 преступлений (рост на 1,4%);
2014 г. - 793466 преступлений (рост на 8,5%);
2015 г. - 883989 преступлений (рост на 10,7%).
Далее обратимся к статистике совершения
преступлений против собственности, где с 2012 по 2014 г. наметилась тенденция к снижению:
2012 г. - 1399998 преступлений (снижение на 7,3%);
2013 г. - 1304622 преступлений (снижение на 6,8%);
2014 г. - 1258305 преступлений (снижение на 5,1%).
Однако в 2015 г. наблюдается довольно заметный рост - на 10,7%, зарегистрировано уже 1397391 преступлений против собственности.
Такое положение с состоянием преступности, в частности рост преступлений против собственности, наверное, можно объяснить ухудшением экономической ситуации в России. При анализе статистики обращает на себя внмание тот факт, что число таких преступлений против собственности, как грабеж и разбой, сокращается из года в год, а таких, как кража, растет, при этом количество краж в 2015 г. составило 1018451, т.е. почти 73% от общего числа преступлений против собственности.
Ухудшение экономической ситуации в России напрямую связано с увеличением совершаемых краж, т.к. растущая безработица влечет за собой рост общеуголовной преступности. Если работающий и получающий заработную плату человек увидит стоящий автомобиль без водителя и пассажиров, окно которого открыто, а на сиденье лежит сумка, он всегда подумает, совершить кражу или нет, поскольку знает, что это уголовно наказуемое деяние. И ему не хочется терять стабильную работу и зарплату, а взамен получить судимость. Но если этот же человек остается без работы, а следовательно, без средств существования, он совершит такое деяние, уже не задумываясь о правовых последствиях.
Основным субъектом предупреждения преступности, несомненно, являются органы внутренних дел, тем более в общественных местах (наряды ППС, ОВО, участковые уполномоченные полиции), но, возможно, в связи с ухудшением экономической ситуации и органов внутренних дел коснулось реформирование. Так, в марте 2015 г. министр внутренних дел Владимир Колокольцев говорил, что МВД ждут организационные мероприятия по сокращению расходов на содержание ведомства.
Сокращение на 10% в МВД анонсировал и депутат Госдумы, зампредседателя комитета
Госдумы по безопасности и противодействию Александр Хинштейн. В своем микроблоге в Twitter он написал, что «в ближайшее время в МВД будет объявлено о сокращении 10% личного состава, в том числе 45000 сотрудников вневедомственной охраны на стационарных постах». Он подчеркнул, что в территориальных органах МВД также предстоят сокращения. Но количество и состав сокращаемых будут устанавливать сами начальники этих органов. «Учитывая, что в МВД уже создан искусственный некомплект (более 6%), под сокращение попадет около 2% "живых" сотрудников (без учета УВО)», - добавил Хинштейн [7].
Позже на встрече с депутатами министр внутренних дел Владимир Колокольцев сообщил, что полиции придется, как и другим государственным службам, снижать бюджетные расходы, увольнять как рядовых сотрудников, так и офицеров, при этом намекнул, что значительное снижение затрат на МВД небезопасно: «Работа нашего ведомства может быть просто парализована, потому что раздетые-разутые сотрудники не могут в полной мере решать задачи». Вполне объяснимо, что министру важны интересы ведомства и он пытается убедить принимающих решения сохранить штаты МВД и расходы на него. Кризис дает России возможность для реформирования и повышения качества работы, но сокращения штатов в МВД порождают риск неразумных организационных преобразований, сведения счетов и ухудшения криминальной обстановки [8].
Так как органы внутренних дел являются субъектами предупреждения преступности, они отвечают за данное направление, и есть немалое количество примеров, когда за убийство, происшедшее на территории, закрепленной за участковым уполномоченным, по представлению следователя следственного комитета дисциплинарное взыскание получает этот же участковый уполномоченный полиции, т.е. всегда кто-то должен отвечать за то, что совершенное сегодня преступление не было предупреждено вчера.
Недавнее убийство молодой женщины на юго-востоке Москвы, совершенное 26 января 2016 г. также можно назвать примером бездействия государства по предупреждению преступности. По версии следствия, вечером 26 января 2016 г. мужчина, находясь в квартире дома по улице Совхозной в г. Москве, произвел выстрел из охотничьего ружья в женщину, занимавшуюся распространением рекламы через громкоговорящую связь. От полученных ранений 25-летняя потерпевшая скончалась на месте происшествия.
Как установлено, шум громкоговорителя мешал мужчине отдыхать [9].
46
По словам жильцов дома, стрелявший мужчина несколько раз до этого проявлял агрессию к соседям, а в день убийства и несколькими днями ранее находился в состоянии алкогольного опьянения, т.к. был уволен с работы, можно предположить, что алкоголем он снимал стресс [10].
Убитая девушка работала промоутером первый день, по словам жильцов дома, откуда стрелял мужчина, реклама через громкоговоритель действительно мешает жильцам в течение всего дня, и они неоднократно жаловались по этому поводу.
Данный вид рекламы не запрещен на территории Российской Федерации, но сложно себе представить жизнь в доме, через окно которого можно весь день слушать одну и ту же рекламу о предлагаемых товарах и услугах.
На вопрос о том, кто мог предупредить убийство молодой девушки, ответ можно искать долго: это может быть и руководство организации, где работал стрелявший, уволившее его, и соседи, которые ранее на него не жаловались, и его родственники, не оказавшие ему моральную поддержку после увольнения, и руководство магазина, которое внедрило такой вид рекламы, и Роспотребнадзор, и администрация, и участковый уполномоченный полиции, закрепленный за данной территорией. Виноваты все, однако по итогам расследования уголовного дела, скорее всего, будет наказан лишь зональный участковый уполномоченный. Но разве это важно родственникам погибшей,
1. Юридическая энциклопедия / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1999.
2. Криминология / под ред. В.Н. Бурлакова, В. П. Сальникова, С. В. Степашина. СПб., 1999.
3. Криминология / под общ. ред. А. И. Долговой. М., 2002.
4. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LA W_87685/
5. URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/wor
6. URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/work
7. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/ news/2015/07/13/600347-shtat-mvd-rossii-sokratitsya-na-110-000-chelovek
8. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/ articles/2015/03/24/ot-redaktsii-iskusstvo-sokrascheniya
9. URL: http://moscow.sledcom.ru/news/item/ 1009156/
10. URL: http://www. 1tv.ru/newsvideoarchive/ pd=27.01.2016/
потерявшим любимого человека, как и то, какой срок получит убивший ее человек.
Сокращаемые сотрудники ОВД, например сотрудники вневедомственной охраны, конечно же, могут быть заменены сотрудниками частных охранных предприятий, но не стоит забывать про немалое количество правонарушений и преступлений, которые выявляли и пресекали сотрудники ОВО, а сотруднику частного охранного предприятия вряд ли это можно будет доверить или вменить в обязанности, к тому же существует множество примеров, когда указанные сотрудники нарушали права граждан, находясь на рабочем месте.
То же можно сказать и о представителях казачества, охраняющих общественный порядок вместе с сотрудниками полиции, которые получают почти такую же зарплату, как и сержант полиции, но отличие между ними в том, что представитель казачества не несет никакой ответственности, а о фактах привлечения их к дисциплинарной ответственности ничего не известно. Поэтому закономерно, что сотрудники ОВД, имеющие выслугу для выхода на пенсию, увольняются и вступают в казачество, опять же выходя на улицу охранять общественный порядок, только уже ни за что не отвечая.
Реформирование системы МВД и сокращение штатов подразумевает увеличение расходов на обучение и оснащение оставшихся, повышение эффективности деятельности органов внутренних дел, чего сегодня требует современная реальность.
1. The legal encyclopedia / ed. by M.Yu. Tikhomirov. Moscow, 1999.
2. Criminology / ed. by V.N. Burlakov, V.P. Salnikov, S.V. Stepashin. St. Petersburg, 1999.
3. Criminology / gen. ed. by A.I. Dolgova. Moscow, 2002.
4. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_87685/
5. URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/wor
6. URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/work
7. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/ news/2015/07/13/600347-shtat-mvd-rossii-sokratitsya-na-110-000-chelovek
8. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/ articles/2015/03/24/ot-redaktsii-iskusstvo-sokrascheniya
9. URL: http://moscow.sledcom.ru/news/item/ 1009156/
10. URL: http://www. 1tv.ru/newsvideoarchive/ pd=27.01.2016/
47