4.5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИЗГОТОВЛЕНИЕМ И СБЫТОМ ФАЛЬШИВЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ
Исмагилова О. Р., адъюнкт Уфимский юридический институт МВД России
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Деятельность, направленная на предупреждение преступности, связанной с изготовлением с целью сбыта и сбытом фальшивых денежных знаков, должна отвечать ряду требований: быть научно-обоснованной и финансовообеспеченной; отражать современные российские реалии с учетом региональных особенностей; быть системной и комплексной; иметь направленность на три уровня отношений: общесоциальный (общегосударственный), специально-криминологический, индивидуально-психологический; являться составной частью уголовной политики государства в области борьбы с преступностью.
Данная статья указывает на недостатки в работе по предупреждению, расследованию и раскрытию преступлений связанных с изготовлением с целью сбыта и сбытом поддельных денежных знаков и пути их преодоления.
Борьба с фальшивомонетничеством, приобретающим все более угрожающие масштабы, одна из острейших проблем, относимых к числу приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов1. Обязанностью правоохранительных органов является не только раскрытие преступления, но также установление причин и условий, способствующих совершению преступления, принятие мер к их нейтрализации. Это возможно только путем проведения комплекса профилактических мероприятий на различных уровнях.
Ряд ученых для обозначения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение преступности, используют термин «профилактика»2. Изучение специальной литературы по вопросам профилактики фальшивомонетничества позволило сделать вывод о том, что публикации на эту тему в основном посвящены узкому спектру вопросов3, в то время как проблема
1 См.: Ларичев В. Д. Фальшивые деньги. Фальшивомонетничество. М., 2002. С. 11.
2 См.: Гуськов В. И. Социально-правовые вопросы профилактики преступности / Под ред. И. В. Шмарова. - Рязань: Изд-во Рязан. Ун-та. 1975. С. 18.; Блунштейн Ю. Д. Профилактика преступлений. - Минск: Изд-во Минского ун-та 1986. С. 26.; Попов В. И. Рецидив и организованная преступность. М., 1998. С. 117.; Яблоков Н. П. Криминалистическая профилактика, прогнозирование и диагностика // Яблоков Н. П. Криминалистика. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. 2000. С. 64.
3 См.: Пузанков Д. В. Технико-криминалистическое обеспече-
ние расследования и предупреждения фальшивомонетничества. Дисс. ... к.ю.н. Саратов, 2000; Петрянин А. В. Ответственность за изготовление и ли сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Дисс. ... к.ю.н. Н.Новгород. 2003; Фирсов Е. П. Расследование изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг, кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов. /
Под науч. ред. В. И. Комиссарова. - М.: Издательство «Юрли-тинформ», 2004; Сергеев В. А. Изготовление и сбыт поддельных денег, ценных бумаг, пластиковых карт и иных платежных доку-
борьбы с фальшивомонетничеством требует комплексного подхода к ее решению.
Одной из важных причин такого размаха фальшивомонетничества в стране является отсутствие надлежащего контроля за учетом, хранением и использованием оборудования, материалов и технологий, которые могут использоваться преступниками для изготовления поддельных денежных знаков, ценных бумаг и других документов. Для решения этого вопроса Правительство Российской Федерации издало постановление № 1158 от 11 октября 1994 г. «О порядке учета, хранения и использования средств цветного копирования в Российской федерации». Однако данное постановление страдает рядом недостатков и пробелов, которые не позволяют эффективно выполнять функции, ради которых оно создавалось. Прежде всего, необходимо отметить, что в постановлении не дается исчерпывающего перечня оборудования, являющегося средством цветного копирования, и нет указаний на то, где можно получить об этом сведения. В постановлении называются только струйные принтеры, и не указывается другое копировально-множительное и иное оборудование, позволяющее получать высокое качество копий.
Не менее важным моментом предупреждения изготовления или сбыта поддельных денег является разъяснительная работа с населением, особенно лиц, по роду своей деятельности связанных с приемом и выдачей денежных знаков. Эта работа должна вестись по двум направлениям.
Во-первых, необходимо информировать население о том, что уголовной ответственности за сбыт поддельных денег подлежат не только лица, занимающиеся их изготовлением или сбытом, но и лица, в силу стечения обстоятельств ставшие обладателями поддельных денег, сознающие это и, тем не менее, использующие их как подлинные.
Во-вторых, необходимо распространять среди населения информацию о признаках подлинности денежных знаков и способах выявления подделок.
По нашему мнению, эффективной мерой противодействия фальшивомонетничеству стало бы издание и широкое распространение буклетов, памяток о средствах защиты денежных знаков, которые кроме указанных сведений, концентрировали бы в себе сведения об элементарных, доступных способах визуальной экспресс - проверки подлинности платежных средств и правилах обращения с денежными знаками, а также правила поведения в случае получения сомнительных или поддельных денежных знаков.
Также в качестве одной из основных причин неэффективности борьбы правоохранительных органов с преступностью можно выделить не отвечающую современным требованиям профессиональную подготовку следователей, в результате чего они не имеют достаточных теоретических знаний и практического опыта расследования преступлений, связанных с изготовлением или сбытом поддельных денег.
Для успешной наступательной борьбы с фальшивомонетничеством необходим действенный и своевременный информационный обмен и взаимодействие между экспертными и иными подразделениями МВД с одной стороны, и производителями защищенной про-
ментов: Уголовно-правовые и криминологические аспекты. Дисс. . к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2004.
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ
2’ 2008
дукции, Центральным Банком России, Министерством финансов РФ, зарубежными коллегами с другой стороны. Практические работники, эксперты экспертнокриминалистических центров системы МВД РФ, оперативные и следственные работники жалуются на нехватку информации по вопросам защищенной печати, производству экспертизы денежных знаков4, отсутствие современных наглядных материалов и методических рекомендаций. В свою очередь, накапливаемая ими информация, может быть полезна производителям и потребителям защищенной продукции.
На наш взгляд, необходимо организовать специальные курсы для следователей и оперативных работников, чтобы дать им необходимые знания по вопросам подделки и распознавания денежных знаков, и технике, используемой для их изготовления, а также современным возможностям технико-криминалистических экспертиз.
Чтобы повысить уровень профессиональной подготовки следователей, экспертов, специализирующихся на исследовании денежных знаков, необходимо увеличение в учебных планах времени на изучение этой темы в юридических вузах. Определенная работа в этом направлении уже ведется. Так, по сообщению пресс-службы ЭКЦ МВД России «в целях повышения профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов по линии борьбы с фальшивомонетничеством регулярно проводятся стажировки и семинары, посвященные указанному вопросу, выпускается учебнометодическая литература, производится тестирование приборов для определения подлинности банкнот, предлагаются мероприятия по их совершенствованию. На постоянной основе осуществляется информационное взаимодействие с Центральным банком России и подразделениями Гознака, занимающимися разработкой элементов защиты денежных билетов»5.
Быстрое, полное, всестороннее раскрытие и расследование рассматриваемой категории преступлений невозможно без согласованных совместных действий следователя с сотрудниками ОБЭП, органами дознания и иными службами на всех этапах расследования названных преступлений.
Одной из форм надлежащего взаимодействия различных служб при расследовании фальшивомонетничества является следственно-оперативная группа. Поэтому, эффективным, на наш взгляд, будет создание постоянно действующих следственно-оперативных групп, специализирующихся на расследовании изготовления или сбыта поддельных денег, в состав которых должны входить следователь (или группа следователей), сотрудники органа дознания, эксперты-криминалисты, специалисты и иные лица.
В целях предупреждения и пресечения фальшивомонетничества следует оснащать техническими средствами распознавания поддельных денежных знаков все учреждения, принимающие от граждан денежную
4 См.: Стрелкова О. В. ГУВД г. Москвы предупреждает: «Будьте бдительны: фальшивые банкноты США, России и европейского союза буквально наводнили город...» // Информационный бюллетень «Банкноты стран мира». № 4 2003 г. -М.: ЗАО ИПК Интеркримпресс. С. 21.
5 Технико-криминалистическая деятельность ЭКЦ МВД России по профилактике и расследованию преступлений, связанных с фальшивомонетничеством // http: // www. mvdin-form.ru / index.php.
наличность. Установка технических средств позволит выявлять поддельные денежные знаки на начальной стадии их введения в оборот и своевременно задерживать преступников. Однако практика показывает, что даже на тех предприятиях, где имеются детекторы фальшивых денежных знаков, он либо вообще не применяются, либо используются непостоянно. В связи с этим считаем, нужно регламентировать на законодательном уровне необходимость оборудовать все учреждения, предприятия, организации, осуществляющие расчетно-кассовые операции, приборами тестирования подлинных денежных знаков, установить специальные нормы, предусматривающие ответственность за несоблюдение такого требования.
Следует подчеркнуть немаловажную роль средств массовой информации в профилактике преступной деятельности, связанной с фальшивомонетничеством. На средства массовой информации возлагается основная задача информирования людей по различным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Средства массовой информации способны убедительно, наглядно и оперативно подать актуальные материалы многомиллионной аудитории, интенсивнее, чем другие средства, воздействовать на сознание и чувства людей6. Так, в 1993г. одним из московских издательств выпущен двухтомный справочник банкнот свободно конвертируемой валюты. В нем содержится наиболее полное описание банкнот свободно конвертируемой валюты с демонстрацией элементов и степеней защиты от подделки. Справочник представляет собой фактически новую систему оперативного визуального контроля подлинности денежных знаков и является первым в стране профессиональным изданием, необходимым как для банковской, так и экспертнокриминалистической деятельности7.
Работа средств массовой информации может проводиться по следующим направлениям:
- информирование населения о введении в оборот нового образца денежных знаков с демонстрацией их дизайна и средств защиты;
- разъяснение гражданам степеней защиты денежных знаков, расположение, характеристики и приемы контроля их подлинности;
- информирование граждан о появлении в обороте поддельных денег и их отличительных признаках;
- обучение граждан действиям при выявлении подделки;
- оповещение граждан о проводимой сотрудниками МВД работе по пресечению фальшивомонетничества, о фактах изъятия и задержания фальшивомонетчиков.
В таких выступлениях должна освещаться общественная опасность фальшивомонетничества, мера уголовной ответственности за изготовление и сбыт поддельных денежных знаков, в том числе и в отношении лиц, которые сами пострадали от фальшивомонетничества и впоследствии, при выявлении подделки, решили их сбыть.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что успешная борьба с изготовлением или сбытом поддельных денежных знаков возможна только путем комплексного подхода к этому вопросу. Деятельность,
6 См: Тюменцев А. Н. Организационно-правовые и тактические вопросы использования СМИ при расследовании и профилактике преступлений. Дисс. ... к.ю.н. Волгоград. 2000. С. 14-15.
7 См.: Справочник банкнот свободно конвертируемой валюты. - М.: Экономика. 1993.
направленная на предупреждение преступности , должна отвечать ряду требований:
- быть научно-обоснованной и финансово-обеспеченной;
- отражать современные российские реалии с учетом региональных особенностей;
- быть системной и комплексной;
- иметь направленность на три уровня отношений: общесоциальный (общегосударственный), специально-криминологический, индивидуально-психологический;
- являться составной частью уголовной политики государства в области борьбы с преступностью.
Все перечисленные меры не будут иметь должного эффекта, если сами граждане, связанные с приемом наличности, не будут проявлять внимательность к поступающим в их распоряжение банкнотам, с учетом предполагаемых изменений.
Рецензия
Успешная борьба с изготовлением или сбытом поддельных денежных знаков возможна только путем комплексного подхода к этому вопросу. Деятельность, направленная на предупреждение преступности, должна отвечать ряду требований: быть научно-обоснованной и финансовообеспеченной; отражать современные российские реалии с учетом региональных особенностей; быть системной и комплексной; иметь направленность на три уровня отношений: общесоциальный (общегосударственный), специи-
ально-криминологический, индивидуально-психологический; являться составной частью уголовной политики государства в области борьбы с преступностью. Все перечисленные меры не будут иметь должного эффекта, если сами граждане, связанные с приемом наличности, не будут проявлять внимательность к поступающим в их распоряжение банкнотам, с учетом предполагаемых изменений.
Данная статья указывает на недостатки в работе по предупреждению, расследованию и раскрытию преступлений связанных с изготовлением с целью сбыта и сбытом поддельных денежных знаков и пути их преодоления.
Форма изложения материала в содержании статьи имеет лаконичный характер, системность изложения материала, использована приемлемая юридическая терминология.
Изложенное дает возможность признать, что статья «Предупреждение преступлений связанных с изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков» соответствует требованиям, предъявляемым к данного уровня работам и может быть рекомендована к опубликованию.
Научный руководитель: начальник кафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России, к.ю.н., доцент
Р. Н. Хатыпов
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ