5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)
5.1. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОВТОРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ СРЕДИ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ: КРАТКИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Расторопов Сергей Владимирович, д-р юрид. наук, профессор, старший советник юстиции. Должность: профессор. Место работы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Подразделение: кафедра прокурорского надзора за соблюдением законов в ОРД и участия прокурора в уголовном судопроизводстве. E-mail: rastoropov_sv@mail.ru
Аннотация: В статье автором проанализирован вопрос повторной преступности среди условно осужденных и ее предупреждения. Путем анализа мер предупреждения повторных преступлений данной категории лиц автор свести их к следующим направлениям деятельности: контроль УИИ и иных субъектов исполнения данной меры уголовно-правового характера за осужденными, воспитательная работа с осужденными, принуждение осужденных к соблюдению порядка и условий отбывания меры уголовно-правового характера путем исполнения ими установленных требований и обязанностей, а также применение мер воздействия к лицам, нарушившим условия отбывания меры уголовно-правового характера.
Ключевые слова: меры уголовно-правового характера, условное осуждение, повторная преступность, предупреждение, уголовно-исполнительная инспекция, деятельность.
THE PREVENTION OF REPEATED CRIMINALITY AMONG PROBATION: A BRIEF LEGAL ANALYSIS
Rastoropov Sergey Vladimirovich, Dr of law, professor, senior counselor of justice. Position: professor. Place of employment: Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation. Department: Prosecutor's supervision over observance of laws in the OSA and participation of the Prosecutor in criminal proceedings chair. E-mail: rastoropov_sv@mail.ru
Annotation: In the article the author analyzes the issue of repeated crime among probation and its prevention. By analyzing measures of prevention of repeated crimes of this category of persons the author to take them to the following activities: control of Criminal Executive Inspection and other subjects of the execution of this measure of criminal law for convicts, educational work with prisoners, forcing prisoners to comply with the order and conditions of serving of measures of criminal-legal nature by the performance of their statutory requirements and responsibilities, as well as taking action against those persons who have violated the conditions of his measures of criminal-legal nature.
Keywords: measures of criminal law, probation, repeated criminality, prevention, criminal executive inspection, activity.
Наиболее эффективным способом борьбы с преступностью является ее предупреждение. В связи с этим утверждение Ч. Беккариа о том, что лучше пре-
дупреждать преступления, чем наказывать, остается весьма актуальным и в настоящее время [1, с. 123]. Данная позиция применима и к осужденным без изоляции от общества, в том числе к условно осужденным.
В числе задач, стоящих перед уголовным законодательством РФ, указано предупреждение преступлений (ч. 1 ст. 2 УК РФ). Согласно ч. 2 ст. 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. В свою очередь ч. 1 ст. 1 УИК РФ гласит, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Сложность и многообразие предупредительной деятельности определяют и разнообразие субъектов этой деятельности, которые объединяются в сложную многоуровневую и многофункциональную систему и различаются по разным признакам. Данный аспект вызывает значительное количество вопросов в юридической литературе [например, 2, 11-14; 3, с. 145-148; 6; 7, с. 121-124].
По характеру функции различают субъекты специализированные, для которых функция предупреждения является основной или одной из основных (ФСИН России), и неспециализированные, для которых предупреждение является подчиненной, производной от главной функции (школа, семья). Можно выделить и частично специализированные органы (контрольно-ревизионные органы, нотариат), на которые функция предупреждения прямо не возлагается, но органично присуща их деятельности.
По масштабу (уровню) деятельности выделяют субъекты федеральные (Правительство РФ), региональные и отраслевые (территориальный орган ФСИН России по субъекту РФ), локальные (трудовой коллектив).
По сферам деятельности, или компетенции, различают субъекты правового регулирования и властного, государственно-правового управления:
- органы государственной власти федерального и регионального уровня;
- субъекты планирования, управления и координации - министерства, федеральные службы, специализированные контролирующие органы;
- субъекты непосредственного осуществления предупредительной деятельности - службы и должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, члены общественных организаций, отдельные граждане.
Предупредительная деятельность является объектом правового регулирования, которое осуществляется по двум направлениям. Первое состоит в воздействии с помощью правовых средств (частное определение суда) на криминогенные факторы с целью их устранения или нейтрализации. Второе - в закреплении прав и обязанностей субъектов предупредительной деятельности, установлении содержания и порядка осуществления профилактических мероприятий.
Все меры предупреждения преступлений принято разделять на общие (общесоциальные, или общесоциальная профилактика), специальные и индивиду-
альные. Специальные и индивидуальные меры предупреждения преступлений образуют криминологическую профилактику.
Под общими (общесоциальными) мерами следует понимать выявление, изучение и устранение причин преступности, условий, способствующих существованию преступности и совершению преступлений, анализ влияния семьи, среды и общества на данное преступление, а также обстоятельств, облегчающих достижение преступного результата.
Общие меры направлены не только и даже не столько на предупреждение преступлений, сколько на достижение иных социально полезных результатов. Но их осуществление позитивно сказывается на состоянии преступности. Это могут быть меры и государственного (федерального) уровня (например, программа создания новых рабочих мест), и отраслевого (внедрение новых технологий, например, различных видов контроля), и индивидуального (улучшение воспитательной работы в коллективе).
Под специальными следует понимать меры, целью которых является предупреждение преступлений, в данном случае повторных преступлений, совершаемых условно осужденными, в период нахождения на учете УИИ и после окончания испытательного срока.
Индивидуальные меры направлены на устранение конкретных причин преступлений и антиобщественных взглядов как непосредственно у человека, например, какие-либо его негативные социальные качества, так и в окружающей его социальной среде, например, влияние криминальной субкультуры. Целью индивидуального предупреждения является коррекция личности, которая ведет к изменениям ее поведения от противоправного к законопослушному.
В качестве объекта воздействия индивидуальной профилактики чаще всего рассматривают личность и ее микросреду. Меры предупреждения могут быть обращены как к личности (профилактическая беседа, постановка на профилактический учет), так и к ее социальному окружению (лишение родительских прав). В индивидуальной профилактике иногда выделяют две формы: непосредственную и раннюю профилактику. Первая проводится в отношении лица, которое уже совершило преступление или какие-либо серьезные проступки, вторая - в отношении лиц, чье поведение только приобретает отрицательные черты (подросток бросил школу).
Деятельность по предупреждению преступлений включает не только непосредственную работу по проведению профилактических мероприятий. Ее необходимыми компонентами являются планирование, определяющее конкретные цели и сроки различных мероприятий и обеспечение ресурсами; координация, объединяющая деятельность субъектов, не связанных управленческой подчиненностью, с целью не допустить дублирование в работе и распыление сил. К таким обеспечивающим компонентам можно отнести прогнозирование преступности [4, с. 80] (в данном случае, представляется, речь должна идти об индивидуальном криминологическом прогнозировании поведения условно осужденных).
общественная опасность условно осужденных, состоящих на учетах УИИ, во многом определяется их характеристикой. Однако в отличие от мест лишения свободы, условно осужденные ежедневно находятся среди правопослушного населения. В связи с этим, предупредительная работа с осужденными без изоляции от общества приобретает особое значение.
Под предупреждением повторных преступлений условно осужденных следует понимать особый вид социальной деятельности служб, подразделений и сотрудников органов исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без лишения свободы, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению и профилактике преступлений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к их нейтрализации или устранению, воздействию на лиц с устойчивым антиобщественным поведением с целью недопущения с их стороны совершения повторных преступлений, или формирования (стимулирования) антикриминогенных факторов в отношении условно осужденных.
Предупреждение повторных преступлений условно осужденных чаще всего реализуется путем применения специальных и индивидуальных мер, т.к. осуществляется в отношении определенной категории поду-четных лиц. Основной целью предупредительной работы с условно осужденными является недопущение правонарушений со стороны данной категории поду-четных лиц. А предупреждение совершения преступлений осужденными направлено на выявление и устранение причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, а также установление лиц, от которых следует ожидать совершения правонарушений, и оказание на них корректирующего воздействия.
Предупредительная деятельность является объектом правового регулирования, которое осуществляется по двум направлениям. Первое состоит в воздействии с помощью правовых средств (частное определение суда) на криминогенные факторы с целью их устранения или нейтрализации. Второе - в закреплении прав и обязанностей субъектов предупредительной деятельности, установлении содержания и порядка осуществления профилактических мероприятий.
Субъектами непосредственного осуществления предупредительной деятельности в отношении условно осужденных являются, прежде всего, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, так как данная задача возложена на них федеральным законодательством (ч. 1 ст. 187 УИК РФ), а также должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, члены общественных организаций, отдельные граждане. К числу основных задач УИИ относятся контроль за поведением условно осужденных, предупреждение преступлений и иных правонарушений среди осужденных без изоляции от общества.
Организация мероприятий по предупреждению преступлений осужденными рассматриваемой категории лиц включает в себя:
1) анализ имеющейся информации о преступности и факторах, влияющих на причины и условия совершения преступлений, в отношении подучетных УИИ лиц;
2) планирование мероприятий профилактического характера;
3) организация взаимодействия субъектов исполнения данных мер уголовно-правового характера;
4) контроль за исполнением намеченных мероприятий;
5) анализ полученных результатов профилактических мероприятий.
Анализируя деятельности УИИ в данном направлении мы можем сформулировать основные меры по повышению эффективности работы по предупреждению преступлений и иных правонарушений среди условно осужденных, состоящих на учете в инспекциях. К этим мерам относятся:
1) разработка и внедрение в практику системы анализа и информационного обеспечения деятельности УИИ, исходя из местных условий;
2) обеспечение организации взаимодействия УИИ с органами внутренних дел на базе совместного планирования профилактической деятельности, проведения коллегий, оперативных совещаний, совещаний-семинаров, проверок, рейдов и профилактических операций по выявлению и пресечению нарушений порядка и условий отбывания условного осуждения (например, комплексные проверки в отношении несовершеннолетних осужденных), изучения приказов, указаний, рекомендаций, взаимного обмена информацией о поведении, образе жизни осужденных и применённых к ним мерам воздействия;
3) выявление в каждой УИИ осужденных, склонных к совершению новых преступлений, организация постоянного контроля за их поведением и образом жизни, в целях оперативного прикрытия этих лиц - направление соответствующей информации в полицию;
4) оказание осужденным всесторонней помощи и поддержки в решении трудовых, семейно-бытовых и иных проблем;
5) своевременное рассмотрение вопросов о представлении осужденных, доказавших свое исправление, к отмене возложенных судом обязанностей, условного осуждения;
6) грамотное и качественное осуществление подготовки материалов в суды в отношении условно осужденных, систематически не исполняющих в течение испытательного срока возложенных на них судом обязанностей и не выполняющих требования решений судов и законодательства, т.е. применение предусмотренных законодательством мер воздействия к лицам, допустившим нарушения порядка и условий отбывания условного осуждения;
7) оперативное проведение первоначальных розыскных мероприятий в отношении условно осужденных, скрывшихся с места жительства и своевременное направление в суд материалов для принятия к ним соответствующих мер;
8) ежеквартальный анализ практики применения наказаний без изоляции от общества, обращения к исполнению приговоров, рассмотрения представлений о возложении, дополнении, сокращении обязанностей, продлении испытательного срока, отмене условного осуждения, информирование о результатах председателей судов и прокуроров;
9) регулярное информирование органов исполнительной власти, местного самоуправления, прокуратуры, внутренних дел, судов, администраций организаций о состоянии правопорядка среди осужденных и внесение предложений по устранению причин, способствующих порождению рецидивной преступности;
10) широкое привлечение к воспитательной работе администрации организаций, в которых работают осужденные, трудовых коллективов, шефских формирований, профсоюзных и других общественных организаций, родственников и членов семей осужденных, а также других лиц, оказывающих на них положительное воздействие;
11) консультирование населения, в том числе осужденных, распространение памяток и другой печатной продукции; выступление в средствах массовой информации (печать, радио, телевидение) по вопросам исполнения наказаний без изоляции от общества, о состояния борьбы с рецидивной преступностью [5, с. 255-257].
К мерам предупреждения повторных преступлений условно осужденных также следует отнести:
- контроль за поступлением, прохождением личных дел осужденных, материалов и информации по ним и своевременное принятие соответствующих решений;
- осуществление взаимодействия с соответствующими органами исполнительной власти, учреждениями, организациями, общественными объединениями, благотворительными и иными фондами, религиозными конфессиями, трудовыми коллективами по предупреждению правонарушений;
- осуществление мер по контролю за соблюдением подучетными лицами установленных для них в соответствии с законом обязанностей и требований с целью недопущения с их стороны преступлений;
- использование уголовно-правовых и уголовно-исполнительных мер, направленных на предупреждение повторных преступлений со стороны подучетных лиц;
- выявление и предоставление в соответствующие структурные подразделения правоохранительных органов информации о лицах, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, совершение административных правонарушений, потребление наркотических, лекарственных и других средств, влекущих одурманивание, доводящих подростков до состояния опьянения с целью привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц;
- своевременное пресечение правонарушений на улицах, в других общественных местах, жилищах и т.д.;
- иные предупредительные меры.
Анализируя указанные меры предупреждения повторных преступлений условно осужденных, можно свести их к следующим направлениям деятельности:
1) контроль УИИ и иных субъектов исполнения данной меры уголовно-правового характера за осужденными. К иным субъектам следует отнести: структурные подразделения органов внутренних дел, прокуратуру, суд, государственные и муниципальные учреждения, общественные объединения и организации;
2) воспитательная работа с осужденными. Важнейшим направлением предупреждения преступлений является воспитательная работа. Она базируется на общих принципах уголовно-исполнительного законодательства, закрепленных в ст. 8 УИК РФ: законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием;
3) принуждение осужденных к соблюдению порядка и условий отбывания меры уголовно-правового характера путем исполнения ими установленных требований и обязанностей. Эти требования и обязанности предусмотрены законодательством Российской Федерации и обязательны к исполнению осужденными;
4) применение мер воздействия к лицам, нарушившим условия отбывания меры уголовно-правового характера. Такими мерами воздействия являются: продление испытательного срока и возложение дополнительных обязанностей условно осужденным, отмена условного осуждения с исполнением назначенного наказания.
Перечисленные направления деятельности по предупреждению совершения повторных преступлений со стороны условно осужденных не являются исчерпы-
вающими и предполагают использование других мер, однако, как показывает сложившаяся практика, являются основными.
В заключении мы может отметить, что деятельность сотрудников УИИ по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, способных с наибольшей вероятностью совершить правонарушение, и принятием к ним мер предупредительного характера. Предупреждение правонарушений заключается также в нейтрализации и ликвидации причин и условий, способствующих их совершению, с использованием предусмотренных мер воздействия.
Список литературы:
1. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккария. - М., 1995. - 304 с.
2. Звонов А.В., Пичугин С.А. Анализ причин и условий совершения повторных преступлений осужденными к наказаниям и иным мерах уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 2 (22). С. 11-14.
3. Косулина Л.Г. Криминологический рецидив как фактор пенитенциарной преступности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2011. № 1. С. 145148.
4. Курганов С. И. Криминология : учеб. пособие для студентов вузов / С. И. Курганов. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. - 184 с.
5. Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций : сб. норматив.-правовых актов / под ред. О. В. Филимонова. М. : PRI, 2002. С. с. 255-257.
6. Расторопов С.В., Звонов А.В., Пичугин С.А. Условное осуждение: законодательная регламентация и практика применения // Монография / Под общей редакцией С.В. Расторопова. Москва, 2013. - 296 с.
7. Тохова Е.А. Индивидуальное предупреждение постпенитенциарного рецидива // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 3. С. 121-124.