Научная статья на тему 'Предупреждение незаконного оборота оружия в Республике Казахстан: криминологический аспект'

Предупреждение незаконного оборота оружия в Республике Казахстан: криминологический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
754
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW / КРИМИНОЛОГИЯ / CRIMINOLOGY / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УГОЛОВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PREVENTION OF CRIMINAL OFFENCES / ХИЩЕНИЕ ЛИБО ВЫМОГАТЕЛЬСТВО ОРУЖИЯ / ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ / WEAPONS БОЕПРИПАСОВ / ОБОРОТ ОРУЖИЯ / TRAFFICKING / НЕЗАКОННЫЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ / ILLEGAL ACQUISITION / МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ / GUNS USE / GUNS TRAFFICKING / TRANSFER / DISTRIBUTION / STORAGE / KEEPING OF GUNS / EXPLOSIVES / STEALING AND BLACKMAIL OF GUNS / PREVENTIVE MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иманбаев Серик Марденович

В статье рассматриваются вопросы предупреждения незаконного оборота оружия. На основе статистических данных (за период 2010-2016 годов и 10 месяцев 2017 года) проводится анализ уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 287-291 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Предлагаются конкретные меры организационно-управленческого характера, вносится ряд предложений по совершенствованию законодательства с целью профилактического воздействия и эффективности противодействия незаконному обороту оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF ILLEGAL GUN TRAFFICKING IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: CRIMINOLOGICAL ASPECT

The article deals with the prevention of illegal gun trafficking. On the basis of statistical data (period 2010-2016 and 10 months of 2017) the analysis of criminal offences under Articles 287-291 of the Criminal code of the Republic of Kazakhstan is carried out. Specific organization and management measures are proposed, a number of suggestions are made to improve the legislation in order to prevent and combat illegal guns trafficking effectively.

Текст научной работы на тему «Предупреждение незаконного оборота оружия в Республике Казахстан: криминологический аспект»

УДК 343.9(574)

СЕРИК МАРДЕНОВИЧ ИМАНБАЕВ,

кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры национального и международного права, Университет «Туран-Астана», г. Астана, Республика Казахстан, e-mail: editor62@yandex.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Для цитирования

Иманбаев, С. М. Предупреждение незаконного оборота оружия в Республике Казахстан: криминологический аспект / С. М. Иманбаев // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 2. - С. 193-200.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы предупреждения незаконного оборота оружия. На основе статистических данных (за период 2010-2016 годов и 10 месяцев 2017 года) проводится анализ уголовных правонарушений, предусмотренных статьями 287-291 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Предлагаются конкретные меры организационно-управленческого характера, вносится ряд предложений по совершенствованию законодательства с целью профилактического воздействия и эффективности противодействия незаконному обороту оружия.

Ключевые слова: уголовное право, криминология, предупреждение уголовных правонарушений, применение оружия, оборот оружия, незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство оружия, меры профилактики.

Одними из основных показателей успешного процветания государства являются высокий уровень обеспечения личностной безопасности граждан и твердая уверенность в отсутствии угрозы причинения вреда общественным отношениям.

Общественная безопасность во многом зависит от эффективного контроля и применения адекватных превентивных мер (действий) по устранению причинно-следственных связей незаконного оборота оружия. Противодействие данному преступному проявлению исключительно силовыми методами, как показывает практика, бесперспективно и требует комплексного подхода. Важность предупреждения преступности определяется упреждающим характером профилактики, ее эффективностью и экономичностью.

Незаконный оборот оружия в настоящее время вызывает множество проблем, связанных с нелегальным производством оружия, его контрабандным перемещением через государственную границу, нелегальной торговлей оружием, в том числе снабжением оружием организованных преступных групп, банд и сообществ, а также приготовлени-

© Иманбаев С. М., 2018

ем и совершением преступными сообществами, в частности экстремистскими и террористическими группами, тяжких преступлений.

Согласно статистическим данным за 2010-2016 гг., в Республике Казахстан зарегистрировано 12 630 преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия (2010 г. - 1048, 2011 - 1409, 2012 - 1745, 2013 - 2448, 2014 - 2068, 2015 - 20 69, 2016 г. - 1843). За 10 месяцев 2017 г. наблюдается тенденция к уменьшению количества данных правонарушений с 1701 до 1640 преступлений, что составляет 3,6 %. Удельный вес таких преступлений от общего количества зарегистрированных уголовных правонарушений составляет 0,5 % (URL : //http://sud.gov.kz/rus/content/za-2016-god).

Следует отметить снижение уровня данных правонарушений в Северо-Казахстанской области на 68,2 % (с 88 до 28), Жамбылской - 43,2 (с 95 до 54), Кызылординской - 42,3 (с 52 до 30), Костанайской - 31,7 (с 60 до 41), Западно-Казахстанской - 31,4 (с 35 до 24), Алматинской - 26 (со 169 до 125), Карагандинской - 25,2 (со 123 до 92), г. Астана - 25 (с 44 до 33), Восточно-Казахстанской - 23,9 (со 117 до 89), Павлодарской - 16,1 (с 56 до 47), Южно-Казахстанской области - 14,7 (с 224 до 191) и ГВП - на 8,3% (с 12 до 11). В то же время отмечается рост данного вида преступлений в Мангистауской области на 157,1 % (с 7 до 18), Актюбинской - 26,3 (с 80 до 101), Акмолинской - 11,8 (с 76 до 85), Атырауской - 9,5 (с 21 до 23), г. Алматы - 7,7 (со 155 до 167) и транспортном регионе - на 22,2 % (с 9 до 11) (рис. 1).

224

167 1

155 _

69

44

101

85 пп

76 80

125 117

Г

123

89

95

54

Pi24

92

52 60 56

30

41

47

28

191

12ц 911 iE ig

J> ^ & Л sfi & dp 4P vfr Jf & A dp dp xO Ж J? jr JT ¿r jf # Ж Ф jr JT -,сГ JT J? & rf- С

Рис.1. Динамика зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, в Республике Казахстан

В структуре преступности по тяжести удельный вес особо тяжких преступлений анализируемой категории составил 0,3 % (3 преступления), тяжких - 28,3 (332 преступле-

ния), средней тяжести - 45,6 (535 преступлений), небольшой тяжести - 25,8 % (303 преступления) (рис. 2).

Особо тяжкие / 0,3 %

Рис. 2. Сведения по категориям зарегистрированных преступлений

Наибольшее количество уголовных правонарушений выявлено органами внутренних дел - 1125, прокуратурой - 19, Комитетом национальной безопасности - 12, агентством по делам государственной службы и противодействиям коррупции - 4, военно-следственным департаментом - 3, военной полицией вооруженных сил Министерства Республики Казахстан - 3, военной полицией Комитета национальной безопасности - 2, Комитетом государственных доходов - 1, пограничной службой Комитета национальной безопасности - 1 и службой охраны президента - 1.

Исследуемые преступные деяния квалифицированы по следующим статьям Уголовного кодекса Республики Казахстан (УК РФ):

- по ч. 2-5 ст. 287 - 654 преступления (АППГ - 497), рост - на 31,6 %, удельный вес -55,7 %;

- по ч. 1-3 ст. 288 - 182 преступления (АППГ - 549), снижение - на 66,8 %, удельный вес - 15,5 %;

- по ст. 289 - 21 преступление (АППГ - 5), рост - на 320 %, удельный вес - 1,8 %;

- по ст. 290 - 18 преступлений (АППГ - 4), рост - на 350 %, удельный вес - 1,5 %;

- по ст. 291 - 298 преступлений (АППГ - 375), снижение - на 20,5 %, удельный вес -25,4 %.

Наиболее распространенными являются такие деяния, как незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 287 УК РК). На втором месте -преступления, связанные с хищением либо вымогательством оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 291 УК РК), на третьем - с незаконным изготовлением оружия (ст. 288 УК РК).

Ст. 287 УК РК Ст. 288 УК РК Ст. 289 УК РК Ст. 290 УК РК Ст. 291 УК РК

Рис. 3. Динамика роста зарегистрированных уголовных правонарушений по видам преступлений

Количество преступлений, уголовные дела по которым находились в производстве правоохранительных органов, за указанный период составило 1243 (АППГ - 1564), снижение - 20,5 %. Число преступлений, уголовные дела которых окончены в отчетном периоде, - 440 (АППГ - 457).

За 10 месяцев 2017 г. количество преступлений, уголовные дела по которым направлены в суд, составило 708, прекращены по нереабилитирующим основаниям - 234 дела, прерваны по срокам - 402 дела. Раскрываемость анализируемой категории преступлений, то есть связанных с незаконным оборотом оружия, за этот период составила 68,7 %. Такой низкий показатель объясняется прежде всего тем, что часто при совершении уголовных правонарушений с применением оружия органами уголовного преследования не устанавливается источник происхождения оружия, и одной из причин этого является латентность данного вида преступлений, а также совершение преступлений с применением оружия в условиях неочевидности.

Важным фактором, существенно влияющим на раскрываемость уголовных правонарушений данной категории, является недостаточно слаженное взаимодействие следственных и оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов, а также отсутствие на должном уровне постоянного взаимообмена информацией. Согласно статистическим данным, за 10 месяцев 2017 г. нераскрытыми остаются 402 уголовных правонарушения.

За 2016 г. из числа зарегистрированных уголовных правонарушений 948 совершено с применением оружия, из них огнестрельного - 348, холодного - 586, пневматического - 25, газового - 32 и взрывных устройств - 4.

Среди зарегистрированных уголовных правонарушений с применением огнестрельного оружия совершено следующее количество преступлений: убийство - 57, причинение смерти по неосторожности - 5, причинение тяжкого вреда здоровью - 23, причинение средней тяжести вреда здоровью - 9, неосторожное причинение вреда здоровью - 5,

угроза - 7, похищение человека - 1, незаконное лишение свободы - 3, кража - 3, грабеж - 13, разбой - 25, вымогательство - 1, угон - 5, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества - 1, акт терроризма - 1, нападение на здания, сооружения, средства сообщения и связи или их захват - 1, незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия - 6, хищение либо вымогательство оружия - 3, хулиганство - 131, хищение либо вымогательство наркотических средств - 1, жестокое обращение с животным - 3, незаконная охота - 30, незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения, а также запрещенными к пользованию видами растений или животных, их частями или дериватами - 4, применение насилия в отношении представителя власти - 3, самоуправство - 4, насильственные действия в отношении начальника - 1, превышение власти - 1.

В ходе изучения статистического отчета установлены факты искажения государственного отчета формы 1-М «О зарегистрированных уголовных правонарушениях». Так, данные, указанные в приложении № 1 «Сведения о зарегистрированных правонарушениях с применением оружия и технических средств», не соответствуют действительности. Например, в Едином реестре досудебного расследования (ЕРДР) УВД Медеуского района г. Алматы зарегистрирован случай тайного хищения неизвестными лицами в магазине «Универсам» сотового телефона, однако данный факт необоснованно учтен в разряде уголовных правонарушений, совершенных с применением оружия.

Мониторингом ЕРДР также установлено, что по некоторым преступлениям, совершенным с применением оружия, сотрудниками полиции не в полном объеме указываются соответствующие реквизиты, что искажает статистический отчет о преступности. Так, 9 июня 2015 г. в ЕРДР Илийского РУВД Алматинской области зарегистрировано заявление К. о том, что неизвестные лица в масках, вооруженные огнестрельным оружием, проникнув в дом и связав членов семьи, похитили имущество и деньги в крупном размере. Однако следователем в информационно-учетном документе не указано, что данное преступление совершено с применением оружия.

Аналогичные факты неправильного заполнения реквизитов установлены и по другим областям, которые были устранены после вмешательства Генеральной прокуратуры Республики Казахстан.

Вышеуказанные недостатки не позволяют сформировать реальную и достоверную картину о состоянии дел в рассматриваемой сфере, что существенно снижает эффективность деятельности правоохранительных органов.

Одной из причин, способствующих росту числа уголовных правонарушений, совершаемых с применением огнестрельного оружия, является хищение предметов вооружения и боеприпасов. Следует отметить, что в 2016 г. по сравнению с предыдущим годом снизилось количество преступлений, связанных с хищением оружия и боеприпасов, с 404 до 202.

Наибольшее количество хищений оружия зарегистрировано в Алматинской области - 41, г. Алматы - 39, Южно-Казахстанской области - 22, Актюбинской - 16, Коста-найской - 12, Карагандинской и Кызылординской - по 11, Павлодарской - 9, Жамбыл-ской - 7, г. Астана и Акмолинской области - по 6, Атырауской - 5, Мангыстауской - 4, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях -по 3, совершено военнослужащими - 4.

Хищение оружия в большинстве случаев имеет место в совокупности с кражами чужого имущества граждан. Кроме того, причиной роста этой категории уголовных правонарушений явилась достоверность регистрации заявлений и сообщений о преступлениях на фоне увеличения количества посягательств против собственности.

Вместе с тем факты тайного хищения огнестрельного оружия указывают на ненадлежащее его хранение владельцами, обусловленное слабой профилактической и контрольной деятельностью служб лицензионно-разрешительной системы подразделений общественной безопасности органов внутренних дел.

Особую тревогу вызывает хищение оружия и боеприпасов должностными лицами правоохранительных органов, что является следствием ненадлежащего учета и контроля со стороны ответственных должностных лиц. Например, 14 августа 2015 г. ДВД Кызылординской области проводилось досудебное расследование в отношении сотрудников полиции РОВД г. Аральска М. (инспектор-дежурный) и С. (водитель группы тылового обеспечения) по факту хищения ими 2 единиц табельного оружия, пистолета Макарова, 4 магазинов и 32 патронов к ним.

Кроме того, имеются факты склонения сотрудниками полиции зависимых лиц к самооговору в совершении уголовных правонарушений. В частности, заместитель начальника ОКП УВД г. Рудного Костанайской области Б. и его подчиненный И. передали огнестрельное оружие и наркотическое средство (героин) наркозависимому лицу Д. для признания им вины в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 251 УК РК. Такие факты свидетельствуют как об отсутствии ненадлежащего контроля со стороны руководства правоохранительных органов, так и о недостаточной работе на местах по профилактике и предотвращению исследуемых правонарушений.

Известно, что в Республике Казахстан огнестрельное оружие не производится, однако количество изъятого из незаконного оборота огнестрельного оружия, производителями которых являются Россия и Китай, говорит о наличии нелегальных каналов доставки. В 2017 г. органами внутренних дел и службой экономических расследований выявлено всего по 1 факту контрабанды, связанной с перевозкой оружия через государственную (таможенную) границу. Неэффективность деятельности специальных органов в данном направлении указывает на отсутствие надлежащей оперативной разработки контрабанды оружия.

На наш взгляд, необходимо остановиться на хищении либо вымогательстве оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, которые обладают высокой степенью общественной опасности. Законодатель из состава хищения выделил отдельный специальный состав преступления, связанный с незаконным изъятием огнестрельного оружия из владения, в соответствующей главе УК РК. Однако в правоприменительной практике органов уголовного преследования Алматинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областей и городов Астана, Алматы факты хищения гладкоствольного оружия квалифицируют по ст. 188 «Кража» УК РК.

Указанные нарушения закона стали возможны в результате отсутствия надлежащего надзора со стороны органов прокуратуры, а также анализа следственной и правоприменительной практики.

В целях пресечения фальсификации статистических данных Генеральной прокуратурой 30 октября 2012 г. прокурорам областей и правоохранительным органам направлено Указание о квалификации преступлений, связанных с хищением огнестрельного оружия.

Недостаточное чувство личной ответственности владельцев огнестрельного оружия, выражающееся в его ненадлежащем (небрежном) хранении, оказывает существенное влияние на уровень рассматриваемой преступности, поскольку создает предпосылки для хищения огнестрельного оружия.

За нарушение порядка хранения огнестрельного оружия санкцией ч. 1 ст. 484 КоАП РК предусмотрен штраф на физических лиц в размере десяти, на юридических лиц - в раз-

мере двадцати месячных расчетных показателей, по ч. 2 данной статьи - на физических лиц в размере двадцати, на юридических лиц - в размере сорока месячных расчетных показателей. Полагаем, что в случае выявления нарушений правил хранения оружия и патронов к нему следует незамедлительно аннулировать разрешение на их хранение и ношение в рамках ст. 487 КоАП РК.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в последние годы наблюдается тенденция увеличения количества преступных групп, создаваемых для совершения насильственных, корыстно-насильственных (вооруженных) уголовных правонарушений. Общественная опасность подобных уголовных правонарушений выражается в вербовке большого количества людей для дальнейшего совершения ими тяжких и особо тяжких преступлений, ориентированных на совершение насильственных преступлений. При этом наиболее доступным оружием является гражданское оружие, находящееся во владении отдельных граждан, что требует необходимости защиты информации о лицах, имеющих в собственности огнестрельное оружие. Однако в действующем законодательстве не предусмотрены меры по охране персональных сведений о лицах, имеющих огнестрельное оружие в личном пользовании.

В гл. 6 Инструкции о работе органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной системы, утвержденной приказом министра внутренних дел Республики Казахстан от 1 марта 2003 г., в отношении лиц, владеющих огнестрельным оружием, предусмотрено заведение наблюдательных дел, состоящих из определенного перечня документов, которые подлежат хранению в кабинете лицензионной разрешительной службы органов внутренних дел (в настоящее время приказ утратил силу). В связи с этим нами предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1998 г. № 339-1 «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» по защите персональных сведений о владельцах огнестрельного оружия.

Наряду с указанными пробелами, в ходе анализа установлены отдельные проблемные вопросы, требующие соответствующего разрешения, в частности непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Одним из факторов, способствующих росту незаконного оборота оружия, является слабая профилактическая и контрольная деятельность служб лицензионно-разреши-тельной системы (ЛРС), которыми своевременно не выявляются нарушения, связанные с ненадлежащим хранением огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 30 Закона Республики Казахстан от 30 декабря 1998 г. № 339-I «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» должностные лица органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право производить осмотр оружия в местах хранения.

Кроме того, согласно п. 44 Инструкции об организации лицензионной и разрешительной деятельности органов внутренних дел, утвержденной приказом министра внутренних дел Республики Казахстан от 1 марта 2003 г. № 111, проверки хранения гражданского оружия гражданами по месту их жительства проводятся не реже одного раза в год, за исключением проверок, проводимых ОВД в период проведения оперативно-профилактических мероприятий. В связи с этим по каждому факту хищения огнестрельного оружия необходимо проводить проверочные мероприятия для выяснения степени ответственности сотрудников ЛРС. При выявлении фактов небрежного

хранения владельцами оружия (в открытом месте, в нерабочем сейфе либо вообще его отсутствие, в непредусмотренных помещениях, в автомобилях и т. п.) наряду с ответственностью владельцев предлагается рассмотреть вопрос об ответственности сотрудников ЛРС в порядке ст. 200 УПК РК за непринятие мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (неразъяснение владельцам условий хранения оружия, непроведение регулярных проверок, непринятие своевременных мер профилактического характера по устранению недостатков по хранению оружия и т. д.).

На основании изложенного необходимо:

- активизировать работу по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных с применением оружия;

- обеспечивать своевременное выявление и изъятие оружия, находящегося в незаконном обороте;

- принимать действенные меры по устранению установленных нарушений законности, причин и условий, способствовавших их совершению;

- по фактам хищения огнестрельного оружия проводить проверки для выяснения степени ответственности сотрудников ЛРС.

Социальной составляющей причиной роста преступности являются инфляция, повышение потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги, низкий уровень доходов основной массы населения. В связи с этим предлагаем:

- стимулировать неправительственные организации в проведении разъяснительной работы среди населения через идеологическое противодействие;

- привлекать неправительственные организации к осуществлению пенитенциарной и постпенитенциарной пробации лиц, состоящих на пробационном контроле за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия;

- активизировать работу пробационных служб во взаимодействии с участковыми инспекторами полиции по индивидуальной работе с лицами, состоящими на пробационном контроле за уголовные правонарушения, связанные с незаконным оборотом оружия;

- местным исполнительным органам пересмотреть мероприятия, направленные на профилактику, предупреждение роста числа преступлений, совершаемых социально уязвимыми слоями населения.

Реализация предложенных мер позволит повысить эффективность противодействия незаконному обороту предметов вооружения и уровень общепредупредительного воздействия уголовного закона, укрепить правопорядок и гарантии общественной безопасности в Республике Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.