Научная статья на тему 'Уголовно-правовой анализ современного состояния преступности в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов в Республике Таджикистан'

Уголовно-правовой анализ современного состояния преступности в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
764
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ / TRAFFICKING / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ И БОЕПРИПАСЫ / FIREARMS AND AMMUNITION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / СТАТИСТИКА / STATISTICS / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаршоев Фируз Юсуфович

Рассматриваются вопросы современного состояние преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов на территории Республики Таджикистан; приводятся статистические данные по данному виду преступлений; анализируется уголовная политика государства по противодействию данного вида преступлениям; выявляются недостатки в правовом регулировании и предлагаются пути совершенствования законодательства по регулированию незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов в республике Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назаршоев Фируз Юсуфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminally-legal analysis of the current state of crime in the area of illicit trafficking in firearms and ammunition in the Republic of Tajikistan

The article examines the current state of crimes related to illicit trafficking in firearms and ammunition in the territory of the Republic of Tajikistan. Statistical data on this type of crime, analyzes the criminal policy of the state to combat this type of crime, reveals deficiencies in the legal regulation and suggests ways of improving the legislation on regulation of illegal trafficking in firearms and ammunition in the Republic of Tajikistan.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовой анализ современного состояния преступности в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов в Республике Таджикистан»

УДК: 343.985.7 ББК: 67.408

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ И БОЕПРИПАСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

ФИРУЗ ЮСУФОВИЧ НАЗАРШОЕВ,

адъюнкт кафедры технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: nazarshoevfu@mail.ru

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-разыскная деятельность Научный руководитель: Колотушкин С.М., доктор юридических наук, профессор кафедры технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы современного состояние преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов на территории Республики Таджикистан; приводятся статистические данные по данному виду преступлений; анализируется уголовная политика государства по противодействию данного вида преступлениям; выявляются недостатки в правовом регулировании и предлагаются пути совершенствования законодательства по регулированию незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов в республике Таджики-

Ключевые слова: незаконный оборот; огнестрельное оружие и боеприпасы; законодательство; статистика; правоохранительные органы; правовое регулирование.

Annotation. The article examines the current state of crimes related to illicit trafficking in firearms and ammunition in the territory of the Republic of Tajikistan. Statistical data on this type of crime, analyzes the criminal policy of the state to combat this type of crime, reveals deficiencies in the legal regulation and suggests ways of improving the legislation on regulation of illegal trafficking in firearms and ammunition in the Republic of Tajikistan.

Keywords: trafficking; firearms and ammunition; legislation; statistics; law enforcement agencies; legal regulation.

Преступления с применением огнестрельного оружия и боеприпасов, профессионализм преступных группировок, шантаж, угрозы, насилие, открытое противостояние правоохранительным органам входят в повседневную жизнь. Отмечается тенденция роста недопустимых посягательств на жизнь и здоровье граждан, включая террористическую направленность, что делает проблему раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом

огнестрельного оружия и боеприпасов весьма актуальной.

Разнообразием преступных последствий характеризуется повышенная степень общественной опасности незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов. Помимо угроз личности, имуществу, преступные деяния в себе несут угрозу ценностям, таким как общественный порядок, нормальное функционирование органов власти,

органов управления, исполнение на высоком уровне функций негосударственных формирований. [7; С. 45—46].

В прямой зависимости от степени правопорядка в государстве находится уровень незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов. Его можно рассматривать как некий индикатор, позволяющий расценивать состояние национальной безопасности и Республики Таджикистан в целом. [10; С. 110—112].

К преступлениям, связанным с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов относятся:

1) контрабанда оружия (несанкционированный ввоз на территорию государства);

2) незаконное приобретение оружия (передача, сбыт, хранение, перевозка, а так же ношение оружия, его боеприпасов, а также взрывчатых веществ и взрывных устройств);

3) незаконное воссоздание данных вещей;

4) хищение или вымогательство вышеупомянутых элементов.

Совершение следующих преступлений:

а) небрежное хранение огнестрельного оружия (в непредназначенных для этого местах);

б) ненадлежащая охрана оружия, его боеприпасов, а также взрывчатых веществ и взрывных устройств (халатное отношение к охране складов или личного оружия) порождает незаконный оборот [2].

Центральным объектом данного преступления является общественная безопасность в области обращения с огнестрельным оружием, его основными частями, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами [10; С. 113].

Под незаконным приобретением огнестрельного оружия, его боеприпасов, а также взрывчатых веществ и взрывных устройств нужно понимать их приобретение — покупку, получение в дар, либо в уплату долга, в обмен на товары и иные предметы, присвоение найденного оружия и т.п., а также незаконное получение оружия в преступных или других целях, когда в действиях виновного не выявлено признаков хищения оружия [1].

Проблема борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов сегодня остается

актуальной. Ее острота обусловлена тем, что количество огнестрельного оружия, боеприпасов как в криминальной среде, так и среди гражданского населения в целом не может быть точно установлено.

По разным экспертным оценкам, в Республике Таджикистан в незаконном обороте находится от 1 до 3 млн единиц огнестрельного оружия. Хотя удельный вес преступлений данной категории в общей структуре преступности незначителен и в разные годы составлял 1,52%, их абсолютное количество достаточно велико [3].

В 2013 г. выявленное число преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов, на 1,8% больше по сравнению с предыдущим годом и соответствует 6 325 фактам. Преимущественно совершались незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка и ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств — 2 138 случаев (+0,4%). На втором месте по частоте совершения находится незаконное изготовление оружия — 585 случаев (+7,4%) [8].

Хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств составили 570 фактов (+10,5%). На основе анализа статистики за 2009—2013 гг. можно отметить, что, несмотря на имевшееся в 2010— 2012 гг. небольшое снижение количества зарегистрированных преступлений указанной категории, в последние два года наблюдается их устойчивый рост [8].

Особенность незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов состоит в том, что он не только представляет большую общественную опасность, но и создает условия для совершения тяжких и особо тяжких преступлений [6; С. 52—53].

Незаконные деяния по обороту огнестрельного оружия и боеприпасов тесным образом связаны с совершением иных преступлений с его использованием. За 2014 г. зарегистрировано 1 576 такого рода преступлений, что превысило показатели 2013 г. на 0,5%. С использованием огнестрельного оружия и боеприпасов на 6,8% больше было совершено преступлений. Максимальные темпы прироста числа зарегистрированных преступлений отмечаются в

г. Душанбе (36,7%), Согдийской (26,9%) и Хатлон-ской областях (15,6%), Горно-Бадахшанской автономной области (7,1%) [8].

В Республике Таджикистан незаконный оборот огнестрельного оружия и боеприпасов занимает значительное место в общей структуре преступности и становится катализатором криминогенной ситуации. Ежегодно увеличивается количество случаев применения огнестрельного оружия и боеприпасов как при совершении преступлений на бытовой почве, так и при крупномасштабных террористических актах, увеличивается и число его владельцев [7; С. 48].

По данным судебной статистики, по Республике Таджикистан в 2014 г. доля уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконными действиями с оружием, рассмотренных судами, составила около 8% [3].

В свою очередь, на рост преступности, связанной с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов в регионе, оказывает существенное влияние общая негативная обстановка, обусловленная вооруженными конфликтами. Особую значимость в связи с этим приобретают вопросы квалификации незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки, ношения огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, совершенных группой лиц по предварительному сговору.

В целях повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов и взаимодействия с правоохранительными органами Исламской Республики Афганистан в Республике Таджикистане активно используется институт офицеров связи.

Только в 2014 г. офицерами связи АКН в северных провинциях Афганистана (Бадахшан, Тахор, Кундуз, Балх), граничащих с Республикой Таджикистан, проведены 46 совместных операций, в результате которых из незаконного оборота изъято 25 единиц огнестрельного оружия, пусковая установка реактивных снарядов с 14 снарядами, 5 взрывных устройств с дистанционным управлением, 10 кг тротила, большое количество снарядов и боеприпасов, задержан 81 гражданин Исламской

Республики Афганистан и освобождены 2 граждан Республики Таджикистан, находившиеся в качестве заложников.

Данная позиция государственных органов Республики Таджикистан свидетельствует о том, что государство в настоящий момент находится на стадии активной выработки стратегии противодействия незаконному обороту огнестрельного оружия и боеприпасов с учетом имеющегося зарубежного опыта и при тесном сотрудничестве с правоохранительными органами всех заинтересованных государств [4; С. 5—6].

Однако, несмотря на предпринимаемые меры по противодействию, расследованию и раскрытию преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов, все же пока достаточной эффективности не имеют.

Наметившаяся в последние несколько лет тенденция использования огнестрельного оружия и боеприпасов для совершения тяжких преступлений в Республике Таджикистан порождает серьезные проблемы, связанные с выявлением и раскрытием источников их поступления.

Прежде всего, это районы межнациональных конфликтов. Хищения совершаются также из подразделений воинских частей и соединений Министерства обороны Республики Таджикистан. При этом похищенное используется преступными группировками и лицами криминальной направленности при совершении тяжких преступлений.

Из-за недостатка материальных средств редко производится реконструкция складских помещений, не отвечающих требованиям безопасности хранения огнестрельного оружия и боеприпасов и не имеющих соответствующей технической укре-пленности.

Существует ряд проблемных вопросов, нерешенность которых не позволяет сотрудникам правоохранительных органов комплексно, активно и наступательно противодействовать указанным преступлениям. В числе таких вопросов первостепенными являются просчеты в статистическом отражении состояния преступности с применением вооружения, искажающие реальное положение дел; несовершенство законодательства и оператив-

ных учетов; межведомственная несогласованность действий; недочеты в работе с населением, плохая материальная оснащенность правоохранительных органов, недостатки в организации охраны, учета и контроля за движением огнестрельного оружия и боеприпасов на территории Республики Таджикистан.

Уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за незаконные деяния с оружием, неразрывно связаны с нормами Закона «Об оружии», что предполагает единство предмета регулирования и содержательное сходство понятий и терминов, используемых законодателем [2]. Поскольку разрозненность и несогласованность в определениях снижают эффективность правового регулирования, необходима унификация законодательства в этой области, что позволит правильно и обоснованно применять закон.

Заслуживает внимания инициатива о создании Российской Федерацией договоренностей со странами Прибалтики и СНГ по организации законодательной основы, контролирующей единый процесс оборота оружия и узкое взаимодействие силовых структур вышеупомянутых стран в борьбе с его незаконным оборотом [5; С. 48]. Приоритетно также создание единой компьютерной базы данных с возможностью осуществления настоящего контроля за незаконным оборотом оружия. Она могла бы содержать следующую информацию:

1) о находящемся в розыске оружии (с описанием его криминалистических характеристик);

2) об оружии, изъятом в ходе оперативно — разыскных мероприятий (с его подробным криминалистическим исследованием);

3) о фигурантах уголовных дел, связанных с незаконным оборотом оружия.

Заслуживающим внимание моментом в Уголовном кодексе Республики Таджикистан [1], на наш взгляд, является установление уголовной ответственности за совершение хищения или вымогательства комплектующих частей к огнестрельному оружию.

Здесь можно отметить несколько моментов: во-первых, субъект может совершать хищение именно тех деталей к огнестрельному оружию, которых ему не хватает для приведения в бое-

вое состояние уже имеющегося у него в незаконном хранении огнестрельного оружия; во-вторых, субъект может совершать «вынос» огнестрельного оружия по частям будучи уверенным, что даже если его и поймают с поличным, то он все равно останется безнаказанным, поскольку за совершение «частичного» хищения огнестрельного оружия уголовной ответственности не предусмотрено.

По строгости санкций, установленных за хищение предметов вооружения при наличии особо квалифицированного состава, законодательство Республики Таджикистан предусматривает суровые меры наказания в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет с конфискацией имущества.

В уголовно-правовых вопросах незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов Республики Таджикистан отмечается неоднозначный подход к понятию незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов, регулирования отдельных действий с оружием; также следует выделить существенные различия и в подходах к уголовной ответственности за преступления, связанные с хищением или вымогательством огнестрельного оружия и боеприпасов.

По нашему мнению, необходимо ввести классификацию оружия не только по видам, но и по сфере оборота. Так, если объектом незаконного изготовления, приобретения, хранения, ношения, применения, переправки, перевозки, передачи и продажи было огнестрельное оружие, признанное боевым или служебным оружием либо боеприпасами к нему, такое деяние должно наказываться лишением свободы на срок от 5 до 15 лет.

Данное положение, на наш взгляд, является весьма актуальным в свете борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов на межнациональном уровне и может быть использовано в законодательстве Республики Таджикистан.

Таким образом, в сложившейся ситуации возникает необходимость принятия скорых мер по борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия и боеприпасов, связанных с ужесточением контроля за легальным оборотом, внесение поправок в законодательное регулирование данного вопроса, а

также ведения грамотной уголовной политики по предупреждению незаконного оборота огнестрельного оружия и боеприпасов на межнациональном уровне. Без глубоких научных исследований этого явления деятельность правоохранительных органов по пресечению данного вида преступлений малоэффективна.

Литература

1. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. (с изменениями и дополнениями от 18 марта 2015 г. № 1177) // База данных «Законодательство стран СНГ» URL: http://base. spinform.ru

2. Закон Республики Таджикистан от 19 марта 2013 г. № 939 «Об оружии» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.07.2014 г.) // База данных «Законодательство стран СНГ» URL: http:// base.spinform.ru

3. Агенство по статистике при Президенте Республики Таджикистан // URL: http://www.stat. tj/ru/

4. Аралбаев У.С. Анализ зарубежного уголовного законодательства в сфере хищения или вымогательства огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств // Научная Библиотека КГЮА. Право. Юридические науки. 2012. С. 1—7.

5. Задоян А.А. Проблемы уголовно-правового предупреждения незаконного оборота оружия [Текст]: монография / А.А. Задоян ; отв. ред. И.М. Мацкевич. М.: Проспект, 2012. 272 с.

6. Павликов С.Г. О тенденциях незаконного оборота оружия и мерах криминалистического противодействия // Российское правосудие. М.: РАП, 2012, № 7 (75). С. 52—55.

7. Рахимов Р.Х. Республика Таджикистан: социально-экономическая ситуация и криминоген-ность общества // Правовое поле современной экономики. 2013. № 10. С. 45—63.

8. Статистика по данным Министерства Внутренних дел Республики Таджикистан URL: http:// mvd.tj/index.php/ru/

9. Урумов Х. Незаконный оборот оружия: группа лиц по предварительному сговору // Уголовное право. 2011. № 1. С. 50—53.

10. Хабалов А. Основные угрозы безопасности для стран центрально-азиатского региона // Постсоветский материк. 2014. № 2 (2). С. 111—124.

References

1. Criminal code of the Republic of Tajikistan from may 21, 1998 (with changes and additions from March 18, 2015 No. 1177) // Database «Legislation of CIS countries» URL: http://base. spinform.ru

2. The law of the Republic of Tajikistan from March 19, 2013 № 939 «On weapons» (with changes and additions as of 26.07.2014) // Database «Legislation of CIS countries» URL: http://base. spinform.ru

3. Agency on statistics under the President of the Republic of Tajikistan // URL: http://www.stat. tj/ru/

4. Aralbaev U.S. Analysis of international criminal law in the area of the theft or extortion of firearms, ammunition, explosives and explosive devices // Scientific Library of the KSLA. Right. The legal science. 2012. S. 1—7.

5. Zadoyan A.A. the Problems of criminal law the prevention of illicit trafficking of arms [Text]: monograph / A.A. Zadoyan; resp. edited by I.M. Matskevich. M.: Prospekt, 2012. 272 s.

6. Pavlikov S.G. Trends in illicit trafficking of weapons and forensic measures of counteraction // the Russian justice. M.: RAP, 2012, № 7 (75). S. 52—55.

7. Rakhimov R.H. The Republic of Tajikistan: socio-economic situation and crime rate society // Legal field of modern Economics. 2013. No. 10. P. 45—63.

8. Figures from the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan URL: http://mvd.tj/index. php/ru/

9. Urumov H. Illicit arms trafficking: a group of persons upon a preliminary collusion // Criminal law. 2011. No. 1. P. 50—53.

10. Khabalov A. The Main security threats for the countries of Central Asian region // post-Soviet mainland. 2014. No. 2 (2). S. 111—124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.