УДК 343.85:343.359.3 Скачко Анна Владиленовна
кандидат юридических наук, доцент Краснодарского университета МВД России
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНТРАБАНДНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ МЕРАМИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ЭТОМ ДОБРОВОЛЬНОГО ОТКАЗА ОТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
https://doi.org/10.24158/tipor.2017.10.16 Skachko Anna Vladilenovna
PhD in Law, Associate Professor, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
PREVENTION OF SMUGGLING AND EVASION OF CUSTOMS DUTIES BY ADMINISTRATIVE LAW ENFORCEMENT AND THE VALUE OF VOLUNTARY RENUNCIATION OF CRIMINAL PURPOSE
Аннотация:
В статье рассмотрены подходы российского законодателя к организации предупреждения контрабандных преступлений и уклонения от уплаты таможенных платежей посредством принятия административных мер. Отмеченное направление деятельности предусмотрено положениями федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». В обозначенном законе установлено, что в целях предупреждения правонарушений необходимо применять специальные меры административного характера. Актуальность этого направления предупредительной деятельности повышена в связи с образованием Евразийского экономического союза и расширением льготного таможенного пространства. Ввиду этого обстоятельства в КоАП РФ внесены существенные коррективы. Особо отмечена роль в предупреждении правонарушений регламентированного статьей 16.2 КоАП РФ добровольного отказа правонарушителя от продолжения противоправной деятельности.
Ключевые слова:
контрабанда, таможенные платежи, профилактика, правонарушение, административная ответственность, добровольный отказ, Евразийский экономический союз, государственная граница, таможенная граница.
Summary:
The article reviews the approaches of the Russian legislator to the prevention of smuggling and customs duties evasion by administrative law enforcement. This field of concern is stipulated by the Federal Law on the Foundations of the Offence Prevention in the Russian Federation. This law provides that in order to prevent offences one should apply administrative enforcement measures. The relevance of this preventive activity has been increased in connection with the formation of the Eurasian Economic Union and the extension of customs privileges. In this context, the Code of the Russian Federation on Administrative Offences has been substantially amended. The study notes that voluntary renunciation of further illegal activity regulated by Article 16.2 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offences plays an important role in the prevention of offences.
Keywords:
smuggling, customs duties, prevention, offence, administrative liability, voluntary renunciation, Eurasian Economic Union, state border, customs border.
Осложнение криминальной ситуации в сфере противодействия контрабандным преступлениям и уклонению от уплаты таможенных платежей обусловило необходимость принятия новых правовых и организационных решений по их предупреждению. Законодатель, наряду с внесением соответствующих изменений в уголовное и таможенное законодательство, принимает Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». В качестве одного из направлений ее реализации закон определяет применение специальных мер профилактики правонарушений административного, уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-разыскного характера [1].
Это законодательное установление обретает особую актуальность в условиях функционирования нового межгосударственного объединения в виде Евразийского экономического союза (ЕЭС), пришедшего на смену Таможенному союзу. Включение в экономический союз Республики Армения и Кыргызской Республики обусловило появление следующих проблем. Во-первых, значительно увеличилось «льготное» таможенное пространство, для которого установлены особые правила перемещения товаров и предметов через государственную и таможенную границы. Как представляется, это влечет необходимость пересмотреть отдельные положения Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № 446-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты и охраны государственной границы Российской
Федерации» [2]. Во-вторых, появилась реальная возможность контрабандного перемещения товаров на территорию РФ посредством использования определенных упущений в законодательстве новых членов экономического союза.
Отмеченные обстоятельства потребовали внесения соответствующих коррективов в действующее административное законодательство Российской Федерации в целях повышения эффективности мер противодействия контрабандным преступлениям и уклонения от уплаты таможенных платежей, как того требует № 182-ФЗ.
Прежде чем перейти к анализу соответствующих нововведений, отметим, что в специальной литературе неоднократно обращалось внимание на весьма значительную роль мер административно-правового воздействия в предупреждении преступности [3]. Л.Д. Гаухман писал, что предупреждение преступности представляет собой многообразную, многоаспектную и разноуровневую деятельность, осуществляемую различными субъектами [4, с. 12]. Развивая эту мысль, И.В. Ильин отмечает, что в рамках таковой немаловажное место отведено реализации возможностей, заложенных в мерах административного принуждения, выступающих одним из способов превентивного воздействия на преступность [5, с. 59], причем как раннего, так и непосредственного [6].
Таким образом, совершенствование административного законодательства, направленного на борьбу с правонарушениями в области таможенного дела, - одно из важных направлений предупреждения уголовно наказуемой контрабанды.
Ряд основных статей гл. 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)») сформулированы уже с учетом сложившихся отношений в рамках ЕЭС. Особо следует выделить ст. 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров», в которой изложены основания и условия наступления ответственности за нарушение правил перемещения товаров через таможенную границу. Так, часть 1 ст. 16.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев незаконно перемещаемых наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 16.4 КоАП РФ). Нарушение этих правил влечет административное наказание для граждан и юридических лиц в виде штрафа в размере от 1/2 до двукратного размера стоимости недекларированного товара. Может быть применена и конфискация этого товара. Предусмотрен и второй вид наказания - конфискация предметов административного правонарушения. Более строгое наказание предусмотрено для должностных лиц - от 10 до 20 тыс. р.
В ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за предоставление недостоверных сведений декларантом или таможенным представителем о классификационном коде товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕЭС. В рассматриваемом случае декларант представляет неполное описание товаров, недостоверные сведения об их количестве и свойствах, о стране происхождения (что чаще всего встречается на практике), об их таможенной стоимости и иную информацию о товаре, которая может послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера. Эти действия влекут административное наказание для граждан и юридических лиц в виде штрафа в размере от 1/2 до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; для должностных лиц -штраф от 10 до 20 тыс. р. Санкция этой нормы также предусматривает и второй вид наказания -конфискацию предметов административного правонарушения.
Часть 3 ст. 16.2 КоАП РФ регламентирует ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем недостоверных сведений о товарах либо предоставление недействительных документов. В результате такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов ЕЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами РФ. Санкция этой нормы предусматривает административное наказание для граждан в виде штрафа в размере от 1 500 до 2 50о р. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой. Для должностных лиц штраф увеличен -от 10 до 20 тыс. р.; для юридических лиц - от 50 до 300 тыс. р. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой. Предусмотрен также и второй вид наказания -конфискация предметов административного правонарушения.
Анализируемая статья содержит четыре примечания. Первое примечание посвящено определению размера административного штрафа. Законодатель исходит из стоимости товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕЭС. При этом из размера штрафа исключается стоимость товаров, которые перемещаются с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом ЕЭС.
Предупреждению анализируемых преступлений способствуют поощрительные нормы административного законодательства, сформулированные в ч. 2 и 4 ст. 16.2 КоАП РФ. Речь идет о добровольном отказе от правонарушения, исключающем административную ответственность за него. Основанием применения этой нормы является добровольное сообщение декларантом или таможенным представителем в таможенный орган о совершенном правонарушении, т. е. о нарушении правил, предусмотренных правом Евразийского экономического союза. Правонарушитель освобождается от административной ответственности за совершенное правонарушение при соблюдении совокупности следующих условий:
1. Таможенный орган еще не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении.
2. Таможенный орган не уведомил декларанта или таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Это условие обязательно для случаев, когда подобное уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза или законодательством РФ о таможенном деле.
3. У декларанта или таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения установленных сроков оплаты этих платежей.
Правила добровольного отказа не могут быть применены при нарушении установленных правил декларирования стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утвержден Правительством РФ для целей ст. 226.1 УК РФ (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ).
Статья 16.4 КоАП РФ посвящена проблеме предупреждения незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза (контрабанды) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов. В этих целях законодатель установил строгую административно-правовую ответственность физических лиц. Она наступает в случае, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния. Гражданину, виновному в совершении правонарушения, назначается наказание в виде штрафа [7]. Штраф виновному может быть определен в размере от 1/2 до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов. В качестве альтернативного наказания законодатель предусмотрел конфискацию предмета административного правонарушения. Денежные средства и (или) денежные инструменты пересчитываются в валюту Российской Федерации с учетом действующего на день совершения или обнаружения правонарушения курса Центрального банка Российской Федерации.
Предупреждению уклонения от уплаты таможенных платежей посвящен Федеральный закон № 463-Фз от 30 декабря 2015 г., установивший порядок внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин. Таможенные органы оформляют таможенную расписку о получении денежного залога в письменном виде, о чем не позднее двух рабочих дней информируют лицо, внесшее залог. Денежный залог может быть зачтен для уплаты таможенных платежей на основании распоряжения лица, внесшего этот денежный залог [8]. Банковские гарантии уплаты таможенных пошлин выдают банки либо иные кредитные организации, обладающие правом их выдавать. Таможенные органы принимают банковские гарантии в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Анализ соответствующих норм административного законодательства, возможностей добровольного отказа от продолжения административного правонарушения позволяет сделать вывод, что они содержат серьезный предупредительный потенциал, выступая одним из способов воздействия на контрабандную преступность. Рассмотренная позиция законодателя способствует реализации основных направлений профилактики таможенных преступлений и уклонения от уплаты таможенных платежей, предусмотренных законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
Ссылки и примечания:
1. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : федер. закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3851.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты и охраны государственной границы Российской Федерации : федер. закон от 22 дек. 2014 г. № 446-ФЗ // Российская газета. 2014. 24 дек.
3. О роли мер административно-правового воздействия в предупреждении преступности см., например: Арестов А.И., Кобец П.Н. Профилактический потенциал административно-правовых средств и их роль в предупреждении преступности // Административное и муниципальное право. 2011. № 6. С. 87-89 ; Одоев О.С. Административно-правовые средства профилактики преступности // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2016. № 2. С. 30-32 ; Османова Д., Жаксыбекова Ф. Контрабанда и ее влияние на развитие национальной экономики // Актуаль-нп проблеми економ1ки. 2013. № 5 (143). С. 426-431.
4. Гаухман Л.Д. Предупреждение преступности : лекция. М., 1991. 20 с.
5. Ильин И.В. Характеристика мер административного принуждения как способа предупредительного воздействия на преступность // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 2 (54). С. 58-61.
6. Алексеев А.И. Профилактика преступлений как приоритетное направление борьбы с преступностью : материалы к лекции. М., 1989. С. 11.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям : федер. закон от 28 июня 2013 г. № 134-Ф3 // Российская газета. 2013. 2 июля.
8. О внесении изменений в федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части внесения денежного залога и банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов в электронном виде и информационного обмена сведениями о таких банковских гарантиях : федер. закон от 30 дек. 2015 г. № 463-Ф3 // Там же. 2016. 12 янв.