|Удк 372.881.161.1 ББк 74.268.19=411.2,2
представления учащихся о научно-исследовательской деятельности в области эстетики языка и речи
Д. В. Асеева
В статье отражены результаты анализа анкетирования воспитанников училища (ОПКУ), выявляющее их представление об исследовательской деятельности в области лингвистики. Проведенное анкетирование позволило представить состояние методической проблемы и выстроить траекторию будущей исследовательской работы с учащимися в области эстетики языка и речи.
Ключевые слова: исследовательская деятельность учащихся, научная работа, исследовательские умения, эстетика частей речи.
STUDENTS' VIEWS ON SCIENTIFIC AND RESEARCH ACTIVITY IN THE FIELD OF LANGUAGE AND SPEECH AETHETICS
D. V. Aseeva
The article reflects the results of the survey analysis of the Orenburg Presidential Cadet School pupils, revealing their understanding of research activities in linguistics. The survey allowed to present the current state of the methodological problems and to build the trajectory of future research work with students in the aesthetics of language and speech area.
Keywords: research activities of students, academic work, research skills, aesthetic of parts of speech.
В современной школе важнейшими принципами обучения являются принципы преемственности и непрерывности образования, связь школы и вуза. Именно организация исследовательской деятельности в школе, формирование исследовательских умений у учеников являются одним из условий реализации этих принципов.
Исследовательскую деятельность, по мнению С. В. Абрамовой, формирует самостоятельность в добывании знаний, исследовательские навыки, усиливает положительную мотивацию в обучении, развивает личность школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности [1, с. 24]. Учащиеся охотнее и глубже осваивают программный материал, у них меняется до некоторой степени отношение к получению образования. Оно перестает быть общим и обязательным, превращаясь в личностный процесс открытия мира способами, наработанными человеческой культурой [2, с. 11]. Исследовательская работа на уроках русского языка может быть направлена на выработку у школьников
ценностного, в том числе эстетического, отношения к нему [3, с. 105].
С целью определения уровня сформирован-ности у учеников представлений об исследовательской деятельности нами был организован и проведен констатирующий эксперимент, касающийся круга исследовательских проблем. Нами были проведены опросы в 7-х классах ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище» (далее - ОПКУ) и МОУ СОШ № 1 п. Перево-лоцкий Переволоцкого района Оренбургской области. Мы преследовали еще одну цель: «найти» ученика, у которого было бы желание, интерес, способности к выполнению исследовательской работы по русскому языку.
Составленный нами опросник включал ряд вопросов, связанных с предметом, объектом исследования, а также с интересом учащихся к области исследовательской деятельности.
1. Какой школьный предмет вам больше всего нравится?
2. Интересно ли вам читать дополнительную литературу по русскому языку?
3. Какая область знаний по русскому языку интересует вас?
4. Нужно ли школе исследовательское общество?
4. Чем оно должно заниматься?
5. Хотели бы вы в нем заниматься?
6. Владеете ли навыками публичных выступлений, научной дискуссии и презентации результатов научно-исследовательской работы по русскому языку?
7. Участвовали ли вы в олимпиадах?
8. Занимались ли вы исследовательской или проектной деятельностью? Расскажите, где вы представляли свои работы.
9. Какие темы исследований в области лингвистической науки могли бы быть вам интересны?
10. Что вы должны сделать, прежде чем начать исследования?
1) выбрать объект;
2) провести наблюдение;
3) собрать информацию из периодической печати, книг;
4) проконсультироваться с учителем или руководителем;
11. Что побуждает человека к научной работе?
12. Какие цели должен ставить человек, занимающийся научными исследованиями?
13. Какими качествами должен владеть научный исследователь?
14. Интерес к научной деятельности - это:
1) увлечение;
2) образ жизни;
3) мода;
4) показатель интеллекта;
5) что-нибудь еще?
Обратимся к результатам анализа опросника, проведенного в ОПКУ.
Нами было проанализировано 33 работы. В скобках указано количество человек, давших одинаковые или совпадающие ответы.
В первом задании необходимо было назвать свой любимый школьный предмет. Семиклассники дали следующие варианты ответа: физкультура (7), технология (7), изобразительное искусство (далее - ИЗО) (4), математика (4), русский язык (4), история (3), информатика (3), литература (3). Таким образом, всего 12% учеников назвали русский язык своим любимым предметом.
Во втором вопросе мы выяснили, интересно ли учащимся читать дополнительную лите-
ратуру по русскому языку. Анализ работ выявил следующую картину, что учащиеся обращаются к дополнительному освоению знаний по предметам: литература (14), история (9), ИЗО (2), биология (1), информатика (1). Видим, что среди опрошенных никто не использует дополнительных источников по предмету с целью расширения знаний по русскому языку, к углубленному изучению лингвистических тем.
В третьем задании ребятам нужно было ответить, какая область знания по русскому языку их интересует. Среди опрашиваемых лишь три человека дали положительный ответ, в основном учащихся больше привлекает область точных и естественных наук.
Отвечая на вопрос, нужно ли школе научное общество, большинство воспитанников училища (около 70%) считают, что научное общество нужно школе. Однако разброс ответов на вопрос, чем должно заниматься научное общество, показывает, что ученики затрудняются говорить о назначении научного общества. Были даны следующие варианты ответов: не знаю (11), исследовательскими работами (4), помогать детям узнавать больше информации (2), изучение природы и жизни животных (1). Кроме того большинство воспитанников (57%) дали отрицательный ответ на вопрос, хотели бы они заниматься в научном обществе.
Таким образом, несмотря на то, что в президентском училище функционирует научное общество, большинство семиклассников слабо представляют работу данного общества и не хотят входить в него.
Результаты опроса показали, что большинство учащихся (64%) не умеют публично выступать, участвовать в дискуссии и презентовать результаты научно-исследовательской работы (21).
Воспитанники училища в ответах подтвердили, что участвуют в олимпиадах по предмету: информатика (13), математика (13), русский язык (13), иностранные языки (7), биология (6), история (6). Заметим, что дети активно участвуют в олимпиадах по русскому языку, однако, судя по ответам на первые вопросы, это участие является инициативой преподавателей.
На вопрос, занимаются ли они исследовательской деятельностью, 85% воспитанников училища ответили, что не знают, поскольку не представляют, с чем она связана.
Отвечая о темах исследований в области лингвистики, которые могли бы быть интересны ребятам, учащиеся затруднились назвать их. Как видно по ответам, воспитанники училища интересуются в основном гуманитарными предметами, но не связывают с изучением русского языка возможность исследовательской работы.
Было выявлено и слабое понимание учащимися понятийного аппарата исследования, определения траектории начала исследовательской работы: большинство учащихся предпочли консультации с учителем или руководителем (18), многие решили начать с выбора объекта исследования (11), сбора информации (8), проведения наблюдения (5).
Далее мы интересовались, что побуждает человека к занятиям научной работой. Большинство семиклассников считает, что побуждает интерес (13), многие выбрали тягу к знаниям (9), потребность узнать что-то новое (6).
Понимание целей научного исследования учащиеся отразили в следующих ответах: не знаю (9), интерес (6), исследовать новое (6), стремление (2), научиться пользоваться разной информацией (1), награды (1). Таким образом, разброс мнений показывает, что затруднение у школьников в ответе на вопрос связано с тем, что они не занимаются даже элементарной научной работой.
На вопрос о том, какими качествами должен владеть человек, занимающийся научным исследованием, учащиеся дали следующие ответы: не знаю (9), ум (8), терпение (5), желание (3), упорство (2), целеустремленность (2), находчивость (1), трудолюбие (1). Многим ученикам оказалось сложно назвать качества, присущие исследователю.
В последнем вопросе ставилось целью выявить, с чем связывают ученики обращение к научной деятельности. Воспитанники назвали в качестве ответов: увлечение (19), показатель интеллекта (10), образ жизни (2).
Таким образом, в ходе анализа ответов на задания опросника учениками 7-х классов ОПКУ установлено, что большинство учащихся испытывают затруднения в определении понятий из сферы научной деятельности, осознания значимости этой работы и даже разбросанность мнений в отношении, с какой сферой знаний может быть связана исследовательская работа.
Анализ результатов ответов 23 учащихся МОУ СОШ № 1 п. Переволоцкий Оренбургской области показал аналогичную картину.
Таким образом, анализ выполнения диагностических заданий в Оренбургском президентском кадетском училище и МОУ СОШ № 1 п. Переволоцкий позволил сделать вывод о недостаточном уровне сформированности у школьников 7-х классов представлений об исследовательской деятельности в области лингвистики. Очевидно, следует познакомить учащихся с данными понятиями и прививать интерес к самой деятельности.
Признаем тот факт, что в школьной практике часто происходит недооценка практической значимости научно-исследовательской работы. Последняя способна связать среднюю и высшую ступени обучения. Элементарная исследовательская деятельность может начинаться под руководством учителя в 5-7-х классах. Формы работы с учениками, способствующие развитию исследовательских умений, различны. Это использование на уроках элементов исследовательской деятельности, проведение уроков-исследований, написание статей для участия на конференциях разного уровня и написание исследовательских работ и т. д. На наш взгляд, формирование у школьников исследовательских умений и организация исследовательской деятельности на уроках русского языка заметно повысят качество обучения.
Следует определить возможные сферы научно-исследовательской деятельности учащихся в области лингвистики. Это темы, позволяющие углубить представления о русском языке с разных сторон и формировать у школьников группу исследовательских умений. По нашему мнению, формированию ряда исследовательских умений могут способствовать задания на анализ языковых грамматических средств в эстетической функции [4, с. 16].
Приведем виды заданий, направленные на формирование у школьников исследовательских умений в процессе работы над эстетикой частей речи:
• задания-эксперименты (подбор и замена синонимов, антонимов; вставка пропущенного слова, замена слов и др.),
• задания на определение художественного приема, основанного на грамматических средствах (сгущение грамматических форм, столкновение оппозиционных форм, использование грамматических синонимов, повтор и т. д.),
• задания на создание собственных текстов с использованием определенных частей речи в эстетической функции.
Выполнить эти задания можно в процессе наблюдения, синтеза, анализа, обобщения, на фоне работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка.
На наш взгляд, основанием для исследовательской деятельности учащихся может стать обращение к эстетике морфологии русского языка, раскрытого в творчестве мастеров художественного слова. В процессе обучающего эксперимента был проведен спецкурс «Эстетика русской морфологии», который подготовил учащихся к восприятию и осознанию новых категорий для учащихся. Первые занятия курса были посвящены вопросам научного исследования, методике проведения исследовательской работы в области лингвистики.
После проведения спецкурса мы предложили учащимся работу над исследовательской темой под руководством учителя русского языка. Воспитанники училища создавали исследовательские работы на темы: «Эстетическая функция числительных в детской поэзии», «Эстетическая роль деепричастия в сказке А. С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"», «Комическая функция числительных в стихотворениях В. В. Маяковского» и др. Результаты этой работы были представлены учащимися кадетского училища на форуме «Филологическое образование в школе и вузе» научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIII Кирилло-Мефодиевские чтения» в Государственном институте русского языка им. Пушкина в мае 2012 г.
список источников и литературы
1. Абрамова, С. В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку (статья первая) / С. В. Абрамова // Рус. яз. в шк. - 2011. - № 5. - С. 24-29.
2. Чегодаева, Н. Первое знакомство с исследовательской работой / Н. Чегодаева // Первое сентября. - 2011. - № 2. - С. 11.
3. Кулаева, Г. М. Отношение к родному языку как ценностный ориентир и личностный результат изучения русского языка в современной школе / Г. М. Кулаева // Вестн. Оренбургского гос. пед. ун-та.: электрон. науч. журн. - 2013. - № 1 (5). - С. 105-110.
4. Асеева, Д. В. Формирование исследовательских умений учащихся 5-6 классов в процессе работы над эстетической функцией частей речи / Д. В. Асеева // Филол. образование в школе и вузе: материалы междунар. науч.-практ. конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XIII Ки-рилло-Мефодиевские чтения» 15 мая 2012 г. - М. - Ярославль: Ремдер, 2012. - С. 14-18.
references
1. Abramova S. V. Proektnaya i uchebno-issledo-vatelskaya rabota Shkolnikov po russkomu ya-zyku (statya pervaya). Rus. yaz. v shk., 2011, No. 5. pp. 24-29.
2. Chegodaeva N. Pervoe znakomstvo s issledo-vatelskoy rabotoy. Pervoe sentyabrya, 2011, No. 2, p. 11.
3. Kulaeva G. M. Otnoshenie k rodnomu yazyku kak tsennostnyy orientir i lichnostnyy rezultat izu-cheniya russkogo yazyka v sovremennoy shkole. Vestn. Orenburgskogo gos. ped. un-ta: elektron. nauch. zhurn., 2013, No. 1 (5), pp. 105-110.
4. Aseeva D. V. Formirovanie issledovatelskikh umeniy uchashchikhsya 5-6 klassov v protsesse raboty nad esteticheskoy funkciey chastey re-chi. Filol. obrazovanie v shkole i vuze: materia-ly mezhdunar. nauch.-prakt. konf. "Slavyanska-ya kultura: istoki, traditsii, vzaimodeystvie. XIII Kirillo-Mefodievskie chteniya" 15 maya 2012 g. Moscow - Jaroslavl: Remder, 2012, pp. 14-18.
Асеева Дарья Владимировна, преподаватель русского языка и литературы Оренбургского президентского кадетского училища, аспирантка кафедры языкознания и методики преподавания русского языка Оренбургского государственного педагогического университета e-mail: [email protected]
Aseeva Darya V., Russian Language and Literature Teacher, Orenburg Presidential Cadet Academy; Post-Graduate Student, Linguistics and Methods of Teaching Russian Language Department, Orenburg State Pedagogical University e-mail: [email protected]