УДК 378:316.46
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0011
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ УСПЕХЕ МОЛОДЕЖИ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (ЭМПИРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ)
© 2019
Иванова Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, доцент кафедры «Социология» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, г. Тольятти, ул. Белорусская, 16В, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье автор рассматривает представления молодёжи и людей старшего поколения о жизненном успехе и лидерстве, в контексте сравнения этих представлений. Автор акцентирует внимание на интерпретации понятия «жизненный успех» и «лидерство», с точки зрения разных возрастных поколений, где социологическое исследование, проведённое автором направлено на выявление и сравнение этих отличий, а также представления жизненного успеха среди двух возрастных групп: молодёжи и старшего поколения. В статье автор раскрывает проблематику нравственных аспектов при достижении успеха и выделяет креативность как личностное качество, способствующее достижению успеха в жизни. На взгляд автора, актуальный этап становления общества отличается стремительной переменчивостью, динамичностью социальных условий жизни человека, скорой переменой образцов материальной культуры, убеждений, ценностей, взглядов и жизненной установки индивида в общем. Помимо того, нехватка социальных гарантий со стороны государства, молодежной социальной политики привела к столкновению молодежи с трудностью самоопределения. Успешность жизнедеятельности личности на сегодняшний момент зависит полностью от нее самой, от способности анализировать социальную действительность, «актуальные требования среды», а также, свои устремления и возможности.
Ключевые слова: жизненный успех, молодежь, старшее поколение, лидерство, ценности, траектория, сценарий, креативность, социальная успешность, личность.
REPRESENTATIONS OF THE VITAL SUCCESS OF YOUTH AND REPRESENTATIVES OF THE SENIOR GENERATION: SOCIOLOGICAL ASPECT (EMPIRICAL RESEARCH EXPERIENCE)
© 2019
Ivanova Tatyana Nikolaevna, Doctor of Sociology, Associate Professor of the Department "Sociology" Tolyatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str., 16B, e-mail: [email protected])
Abstract. In the article, the author considers the ideas of youth and older people about life success and leadership, in the context of the comparison of these ideas. The author focuses on the interpretation of the concept of "life success" and "leadership" from the point of view of different age generations, where the author conducted a sociological study aimed at identifying and comparing these differences, as well as representing the success of life among two age groups: young and old. In the article, the author reveals the problematics of moral aspects in achieving success and highlights creativity as a personal quality that contributes to the achievement of success in life. In the author's opinion, the current stage of the development of society is characterized by rapid variability, dynamism of the social conditions of a person's life, an early change in patterns of material culture, beliefs, values, attitudes and attitudes of the individual in general. In addition, the lack of social guarantees from the state, youth social policy led to a clash of young people with the difficulty of self-determination. The success of a person's life activity today depends entirely on herself, on her ability to analyze social reality, the "actual demands of the environment", as well as her aspirations and possibilities.
Keywords: life success, youth, older generation, leadership, values, trajectory, scenario, creativity, social success, personality.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Данная статья направлена на выявление представлений молодёжи и людей старшего поколения о жизненном успехе и лидерстве, и сравнение этих представлений между собой.
Понятие жизненный успех трактуется по-разному людьми, принадлежащими к разным возрастным поколениям, данное исследование направлено на выявление и сравнение этих отличий.
Для более подробного изучения данной проблематики кафедрой «Социология» Тольяттинского государственного университета проведен социологический опрос среди жителей города Тольятти. Гипотезы исследования были построены на основе сравнения двух возрастных групп, молодого поколения 17-26 лет и людей зрелого возраста 40 лет и старше, которые представлены в равном соотношении. Разделение между опрашиваемыми: 50% мужчин и 50% женщин.
В процессе социологического исследования были рассмотрены социально-демографические характеристики респондентов. Высшее образование имеет 53% респондентов - 54% молодых людей и 52% старшего поколения. Среднее профессиональное образование имеет 32% опрашиваемых (24% молодёжи и 40% представителей старшего поколения). Среднее образование имеет
15% респондентов - 22% молодых людей и 8% старшего возраста.
Программа исследования включала получение информации о материальном положении респондентов. 56% опрашиваемых находятся в хорошем материальном положении, покупка большинства товаров у них не вызывает трудностей (36% молодёжи и 76% представителей старшего поколения). 38% всех респондентов отмечают свое материальное положение как среднее, денег хватает на самое необходимое - 52% молодых людей, 24% старшего поколения. У 3% респондентов (6% молодёжи) денег не хватает даже на питание. Едва хватает денег на питание у 4% молодого поколения. Лишь 2% молодёжи могут позволить себе всё, что захотят.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы.
Проблема ценностных ориентаций и жизненного успеха широко представлена в научной литературе.
На протяжении десятков лет лидеры как объект исследования неизменно обращают на себя внимание ученых и практиков - представителей разных областей знания, в том числе и социологов. Немалый вклад в изучение лидерства в социологии внесли такие ученые как П.Ф. Друкер, К. Клок и Д.С. Клементьев.
Успех с социологической точки зрения отображён в работах М. Вебера, В. Зомбарта, К. Манхейма. Согласно
Веберу «успех» - протестантский проект. Успешность индивида была создана Богом и обращена в ранг социальной добродетели. Непосредственно протестантская этика определила американскую жизненную позицию: стремление к успеху как к главной ценности. Смыслообразующей составляющей представлений об успешности явилось объединение духовного и экономического благоденствия [1].
В психологической теории личности и «методологии» З. Фрейда успешность индивида выявляется гармоничностью устранения её соперничества между инстинктами и социальной средой [2].
Э. Фромм, размышляя об условии достижения успеха, изучал рыночный тип личности, для которой принцип частной инициативы является первостепенным и обозначает важность успеха в устройстве её жизненных взглядов. Успех для данного типа будет выражаться в умении «продать» себя обществу [3].
По А. Адлеру, люди - первоначально социальные существа. Успех близок по своей сути к стремлению к превосходству. Это стремление ведет индивида на все более высокие ступени развития, к совершенству, при этом умеренное желание превосходства и совершенства несет в себе социальный контекст [4]. Это отражается в социальном интересе, который заключается в совершенствовании общества [5-14]. Изучая работы отечественных психологов, стоит отметить, что проблема успешности практически не раскрыта.
Никто из классиков российской психологической школы не рассматривал категорию «социальной успешности» как отдельный предмет исследования. Отдельные стороны, касающиеся феномена успешности отражены в концепции К. Абульхановой-Славской, И. Кона и Л. Когана, где они изучают успех в контексте субъект-ности личности и активной жизненной позиции [15].
Изложение основного материала.
Первый вопрос, который был задан участникам опроса, это то, какие источники формируют представление людей о жизненном успехе. 46% среди всех опрошенных, считают, что Интернет оказывает существенное влияние на формирование представления о жизненном успехе. Данный вариант ответа выбрали 50% молодого и 42% старшего поколений. Средства массовой информации, как источник формирования представлений об успехе, отметили 45% опрошенных. Велика доля людей зрелого возраста, выбравших данный вариант ответа (56%), по сравнению с молодым поколением (34%). Родители и родственники формируют представление об успехе лишь у 32% представителей старшего поколения, тогда как молодёжь отметила этот вариант ответа в 52% анкет. Телевидение, как один из главных источников формирования представлений о жизненном успехе, выделяют в большей степени лица зрелого возраста (52%). Молодёжь отмечает этот вариант реже - 26%. На треть респондентов друзья оказывают влияние на формирование представления об успехе, данный вариант ответа выбрали 44% молодёжи и 36% старшего возраста. В знаменитостях видят источник формирования представления о жизненном успехе 36% молодых людей и 34% представителей старшего поколения. Практически поровну разделились мнения о том, что реклама оказывает влияние на формирование представления об успехе, 18% молодёжи и 14% лиц зрелого возраста. Один представитель молодого поколения отметил, что источником формирования представлений о жизненном успехе является сам человек. Таким образом, около половины опрошенных считают, что Интернет, средства массовой информации, родители и родственники оказывают наибольшее влияние на формирование представлений о жизненном успехе. Средства массовой информации особенно выделяют представители старшего поколения.
Одной из задач исследования являлось изучение значимости мнений родственников относительно представлений об успехе в жизни. Больше половины респон-56
дентов (58%) по возможности стараются принимать во внимание советы родственников и родных. Люди старшего поколения выбирали этот вариант чаще (66%), чем представители молодого поколения (50%). Всегда прислушиваются к родным и учитывают их мнения 22% молодёжи и 16% людей зрелого возраста. Мнения родственников не являются значимыми для 26% молодых людей, в свою очередь лишь 12% людей старшего поколения выбрали данный вариант ответа. Вопрос вызвал затруднения у 2% молодых людей и 6% старшего возраста. Таким образом, большинство респондентов отмечают важность мнения родных людей относительно представлений об успехе в жизни и по возможности они стараются принимать во внимание их советы.
После этого респондентам был задан вопрос: «Что, по Вашему мнению, является признаком жизненного успеха?». 63% всех опрошенных отметили крепкую семью и хороших детей в качестве показателя жизненного успеха. Большее предпочтение данному варианту отдает старшее поколение (73%), младшее немногим меньше (53%). Материальную обеспеченность и деньги выбрали также больше половины респондентов из обеих возрастных групп 57% и 61% молодое и старшее поколения соответственно. На близких позициях между собой находится возможность путешествовать и посмотреть мир - 52% молодёжь и 40% старшее поколение. Свободу выбора образа жизни как признак жизненного успеха выбрали 60% молодых людей. Старшее поколение реже выбирало данный вариант ответа (28%). Примерно равное количество респондентов указали интересную работу в качестве признака успеха в жизни - 41% молодёжи и 39% старшего поколения. Равное число представителей двух возрастных групп отметили успешную карьеру и известность как показатель успеха, 33% молодёжи и 35% зрелого возраста. Также, наличие связей и возможность решать проблемы отметили 35% молодых людей и 29% старшего поколения. Уважение окружающих является наиболее значимым признаком жизненного успеха для представителей старшего поколения (39%), нежели для молодёжи (19%). Престижную квартиру и машину как признак успеха в жизни отмечают 32% представителей зрелого возраста и 20% молодого поколения. Любовь отмечает молодёжь (18%), чем представители старшего поколения (12%). Для 16% молодых людей и 14% старшего поколения дорогая одежда и украшения являются признаком жизненного успеха. Один представитель молодого поколения указал, что самодовольство является признаком успеха в жизни. Таким образом, по мнению респондентов, признаками жизненного успеха являются в большей мере крепкая семья, материальная обеспеченность, свобода выбора образа жизни, возможность посмотреть мир и наличие интересной работы.
Одной из задач исследования являлось изучение целей респондентов, способствующих достижению ими жизненного успеха. 67% всех респондентов указали на достижение материальной обеспеченности - 60% молодёжи и 74% старшего поколения. Создание хорошей семьи как цель, способствующая достижению жизненного успеха, отметили больше половины респондентов обеих возрастных групп, 52% молодёжи и 62% людей зрелого возраста. Стать квалифицированным специалистом выбрали 40% молодых людей и 30% старшего поколения. 36% молодёжи и 42% людей зрелого возраста считают признание в профессиональной сфере целью, способствующей достижению успеха в жизни. Найти высокооплачиваемую и престижную работу считают своей целью 34% людей старшего поколения и 30% молодёжи. По мнению 30% молодых людей и 32% людей старшего возраста, решение жилищной проблемы способствует достижению жизненного успеха. Собственный бизнес как цель, с выполнением которой можно достичь успеха в жизни, указали 28% молодёжи и 18% старшего поколения. Занять руководящую должность, чтобы достичь жизненного успеха, выбрали 24% людей старшего поко-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
ления, что почти в два раза превышает процент молодых людей, выбравших этот вариант ответа (14%). В свою очередь, 31% молодых людей отметили, что настоящая любовь способствует достижению жизненного успеха, тогда как старшее поколение выбирало данный вариант ответа намного реже (7%). Жить и работать за границей стремятся 19% молодого поколения и всего 3% старшего. Высшее образование в качестве цели для достижения жизненного успеха рассматривают 18% молодёжи и 4% представителей старшего поколения. Переехать в Москву или Санкт-Петербург намерены 16% представителей молодого поколения. Старшее же поколение не отметило этот вариант вообще. Вопрос вызвал затруднения у 4% молодёжи. Таким образом, материальная обеспеченность, создание хорошей семьи, получение признания в профессиональной сфере, наличие высокооплачиваемой работы в большей мере способствуют достижению жизненного успеха.
Далее с помощью порядковой шкалы мы выяснили, насколько респонденты удовлетворены тем, как складывается их жизнь. 51% молодых людей и 71% старшего поколения считают, что они способны достичь главных целей в жизни. Жизненные обстоятельства играют против 21% молодых людей, значительно реже против людей старшего возраста (9%). 12% молодёжи и 14% людей зрелого возраста полностью удовлетворены тем, как складывается их жизнь. В жизни же 9% молодых людей существует множество проблем и обстоятельств, которые от них не зависят. Реже такие обстоятельства существуют у старшего возраста (3%). Данный вопрос вызвал затруднения у 7% представителей молодого и 3% старшего поколений.
Респондентам был задан следующий вопрос: «Какими личностными качествами, способствующими достижению жизненного успеха, они обладают?». Умение общаться и ладить с людьми отметили относительно в равной мере представители обеих возрастных групп - 56% молодёжи и 62% старшего поколения. 64% представителей старшего поколения отметили трудолюбие и упорство как качества, способствующие достижению успеха. Молодёжь выбирала данный вариант ответа реже (40%). Умение бороться за себя, отстаивать собственные интересы и позиции в относительно равной степени отметили представители обеих возрастных групп - 46% молодёжи и 48% старшего поколения. 43% молодых людей посчитали, что умение учиться способствует достижению успеха в жизни. 25% представителей старшего поколения выбрали данный вариант ответа. Умение действовать в ситуации неопределенности отметили 38% людей зрелого возраста, почти в два раза реже выбирали данный вариант представители молодого поколения (24%). С тем, что дисциплинированность способствует достижению успеха в жизни, согласились 29% молодёжи и 31% старшего поколения. Расчетливость и предусмотрительность в практически равной мере отметили представители молодёжи (27%) и старшего поколения (25%). 40% молодых людей отнесли оригинальность к качествам, способствующим достижению успеха. Лишь 6% старшего поколения выделили данное качество. Способностью рационально распоряжаться деньгами обладают 30% людей старшего возраста и 14% молодёжи. 32% молодых людей считают, что жизненного успеха можно достичь своей привлекательностью и обаянием. Такую точку зрения разделяют лишь 4% людей старшего поколения. Склонность к риску отмечают 12% людей зрелого возраста и 16% молодёжи. Играть на сильных и слабых качествах других людей ради достижения собственного успеха готовы 13% молодых людей и 7% представителей старшего возраста. Достигать успеха за счет достижений других людей умеют 8% молодёжи и 4% старшего возраста. Таким образом, больше половины респондентов умеют ладить с людьми, отстаивать собственные интересы и позиции, а также обладают трудолюбием и упорством._
Далее мы выяснили, кто является кумиром для респондентов. Никому не подражают 42% молодых людей и 26% представителей старшего поколения. Родители и родственники являются кумирами для 37% молодёжи и 27% старшего поколения. С явным перевесом (30%) старшее поколение признало своим кумиром историческую личность, тогда как с этим согласилось 14% молодого поколения. Популярного актера или певца видят своим кумиром 17% молодых людей и 5% людей зрелого возраста. Известному спортсмену подражают 14% молодёжи и 8% взрослых людей. Для 7% респондентов кумирами являются бизнесмены и олигархи (5% молодёжи и 9% старшего поколения). Литературного героя и киногероя как объекта подражания отметили 9% молодых людей и 5% зрелого возраста. Лидер политической партии является кумиром для 10% старшего поколения и 4% молодёжи. 5% респондентов назвали своим кумиром автора популярных книг. Президент является лидером для 10% людей старшего возраста. 4% всех опрошенных отметили учёного-изобретателя своим кумиром. 6% молодых людей отметили свои варианты ответа: подругу, мужа и профессионалов в той сфере деятельности, которая им близка. Представитель старшего поколения (2%) отметил своими кумирами добрых и порядочных людей. Таким образом, кумирами для большинства респондентов являются их родители и родственники.
Программа исследования включала получение информации об условиях, необходимых респондентам для достижения успеха в жизни. Более половины опрошенных (52%) отметили упорный труд главным условием достижения успеха. Молодёжь выбирала этот ответ немного чаще (54%), чем старшее поколение (50%). 59% представителей старшего поколения считают деньги необходимым условием для достижения успеха. Почти в два раза реже данный вариант ответа отмечали молодые люди (37%). 34% молодёжи считают наличие хорошего здоровья необходимым условием достижения успеха в жизни, эту точку зрения разделили 58% старшего поколения. 41% молодых людей отметили образование и профессионализм, 29% людей зрелого возраста также согласились с этим. Материальную обеспеченность семьи в качестве необходимого условия достижения жизненного успеха назвали 33% людей старшего поколения, и немного реже данный вариант отмечала молодёжь (23%). Хорошие отношения в семье являются необходимым условием для 29% молодых людей и 15% старшего поколения. Равное число представителей двух возрастных групп отметили наличие влиятельных знакомых одним из условий для достижения успеха в жизни (20% молодёжи и 20% старшего возраста). Для 15% молодых людей престижная работа играет роль для достижения успеха, 23% старшего поколения разделяют это мнение. 21% молодёжи важна поддержка друзей, тогда как представителям зрелого возраста она важна меньше (9%). Личное обаяние является условием достижения жизненного успеха для 20% молодых людей и 6% старшего поколения. Переезд в другой город как условие достижения успеха рассматривают 8% молодёжи и 2% людей зрелого возраста. Возможность руководить людьми интересна 3% всех респондентов. 4% представителей молодого поколения отметили свои варианты необходимых условий достижения успеха: цель и желание. Таким образом, упорный труд, деньги и хорошее здоровье являются для большинства респондентов необходимыми условиями для достижения жизненного успеха.
Далее мы выяснили, какое значение для респондентов играет образование при достижении жизненного успеха. Больше половины респондентов (56%) считают, что образование необходимо, но оно не дает гарантии на успех в будущем - 53% молодёжи и 59% старшего поколения. 13% молодых людей и 21% людей зрелого возраста считают, что роль образования в достижении жизненного успеха незначительна. Для 16% респондентов образование является важным условием в достиже-
нии успеха - 14% молодёжи и 18% старшего поколения. Образование не оказывает никакого влияние на достижение успеха для 18% молодых людей и 2% людей старшего возраста. Вопрос вызвал затруднения у некоторых представителей молодого поколения (2%). Таким образом, для большинства респондентов образование необходимо, но оно не дает гарантии на успех.
В следующем вопросе анкеты с помощью порядковой шкалы мы узнали, как респонденты оценивают свой уровень образования в качестве условия достижения успеха. У 65% представителей старшего поколения уровень образования является скорее, достаточным. Молодёжь намного реже отмечала данный вариант ответа (25%). 41% молодого поколения определили свой уровень образования скорее, недостаточным. Лишь 9% представителей старшего поколения выбрали данное утверждение. Вполне достаточным посчитали свой уровень образования 20% респондентов (20% молодёжи и 20% людей зрелого возраста). Недостаточный уровень образования имеют 10% молодых людей. Вопрос вызвал затруднения у 6% старшего поколения и 4% молодёжи.
Далее мы определили, какое значение для респондентов имеет переезд в другой город для достижения жизненного успеха. Для большинства респондентов переезд имеет не решающее значение для достижения успеха. С таким утверждением согласились 64% представителей старшего поколения. В два раза реже данный вариант ответа выбирала молодежь (34%). Для 20% людей зрелого возраста и 34% молодых людей переезд в другой город не имеет значения. Переезд имеет большое значение для 19% респондентов (26% молодых людей и 12% людей старшего поколения). Данный вопрос вызвал затруднения у 5% респондентов. Таким образом, для большинства респондентов переезд в другой город не оказывает решающего значения для достижения успеха в жизни.
Участникам опроса был задан следующий вопрос: «Планируете ли Вы переезд в другой город?». 54% людей старшего возраста и 18% молодёжи не готовы к переезду. 12% молодых людей с неуверенностью отрицают переезд в другой город. В несколько раз чаще данный вариант ответа выбирали представители старшего поколения (38%). 17% респондентов скорее, готовы к переезду - 30% молодых людей и 4% старшего поколения. С уверенностью отметили свою готовность к переезду в другой город 12% респондентов (24% молодых людей). Ответ вызвал затруднения у 10% респондентов (16% молодёжи и 4% старшего поколения).
«Готовы ли Вы переступить через моральные принципы ради достижения успеха?», - такой вопрос был задан респондентам. 42% всех участников опроса скорее, не готовы переступить через моральные принципы, для них важна собственная репутация (28% молодёжи и 56% представителей старшего поколения). 36% людей зрелого возраста убеждены, что успеха не может быть без чистой совести. С ними согласны 18% молодых людей. 30% молодёжи считают, что успех важнее мнения окружающих. Также думают 4% представителей старшего поколения. 5% респондентов готовы переступить ради достижения успеха через моральные принципы, ведь «победителей» - не судят (6% молодёжи и 4% старшего поколения). Вопрос вызвал затруднения у 9% респондентов (18% молодого поколения). Таким образом, для большинства респондентов важно мнение окружающих, и они не готовы нарушить моральные принципы.
Программа исследования включала получение информации о значении профессиональной самореализации для респондентов при достижении успеха. Для 49% респондентов профессиональная самореализация имеет большое значение - 46% молодёжи и 52% людей зрелого возраста. Для 37% молодых людей и 43% представителей старшего поколения профессиональная самореализация при достижении успеха играет значение, но не решающее. Она не имеет значения для 3% респондентов (4% молодёжи и 2% старшего возраста). Вопрос вызвал 58
затруднения у 8% опрашиваемых (13% молодого и 3% старшего поколений). Таким образом, для большинства респондентов профессиональная самореализация играет значение при достижении успеха в жизни.
В завершающем вопросе мы спросили респондентов: «Как бы Вы определили своё отношение к профессии?». Около половины респондентов (46%) отметили, что в целом, им нравится их работа (29% молодёжи и 63% представителей старшего поколения). Очень нравится своя работа 17% респондентов - 19% молодых людей и 15% старшего возраста. Своей работой недовольны 8% опрашиваемых (11% молодёжи и 5% людей зрелого возраста). Совсем не нравится своя профессия некоторым представителям молодого поколения (2%). Не работают 28% респондентов - 39% молодёжи и 17% старшего поколения. 25% респондентов в целом, нравится профессия, по которой они в настоящее время обучаются (34% молодых людей и 16% старшего поколения). Не нравится будущая профессия 8% респондентов (16% молодёжи). 10% опрашиваемых очень нравится будущая профессия - 20% молодых людей. Совсем будущая профессия не нравится 3% респондентов (6% молодёжи). Не обучаются вовсе 54% опрашиваемых - 24% молодого и 84% старшего поколений.
Выводы исследования и дальнейшее изучение перспектив в этой области.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что взгляды на понятие жизненный успех у молодых людей и людей в возрасте 40 лет и старше имеют отличия. Интернет оказывает большее влияние на молодёжь при формировании представления о жизненном успехе, чем на представителей старшего поколения. Нравственные аспекты при достижении успеха имеют большее значение для представителей старших поколений, чем для молодежи. Молодое поколение в большей мере выделяет креативность как личностное качество, способствующее достижению успеха в жизни. Место проживания для представителей старшего поколения играет меньшую роль в достижении жизненного успеха, чем для молодёжи. Наличие и поддержка друзей для молодежи является для молодежи важным условием достижения успеха в жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мутушев А.А. Понятие ценности в системе философского знания / А.А. Мутушев // Теория и практика общественного развития. - 2015. - С. 113-117.
2. Нефедова Н.И. Социальные представления об успехе / Н.И. Нефедова // Вестник Волгоградского государственного университета. - 2012. - С. 141-145.
3. Мухтарова З.Ш. Проблема самореализации личности в трудах отечественных и зарубежных ученых / З.Ш. Мухтарова // Вестник Астраханского государственного технического университета. -2007. - С. 158-162.
4. Васильева В.П. Анализ психологического понимания власти / В.П. Васильева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2008. - С. 112-121.
5. Григорьева О.В. Психофизиология состояния успеха //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 4345.
6. Ефимова Л.В. К проблеме аномичности успеха // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 9-12.
7. Ларионова С.О. Ситуация успеха в профилактике учебных девиаций у детей с задержкой психического развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 437-439.
8. Каленов А.А. Модель создания ситуации успеха для старшеклассников как средства формирования у них социальной зрелости // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 145-148.
9. Григорьева О.В., Климанова Н.Г. Подготовка организационных психологов - стратегия бизнес-успеха // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 66-68.
10. Панина И.Н. Структура, формирование и развитие мотивации достижения успехов у сотрудников организации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 477-480.
11. Ефимова Л.В. Гуманистические основания успеха //Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 9-11.
12. Белова Т.В., Ефимова Е.А. Создание ситуации успеха как одно из условий формирования творческой самореализации начинающего учителя // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
2017. Т. 6. № 1 (18). С. 23-26.
13. Никашина Н.А. Мотивация к успеху как фактор самореализации личности людей с ограниченным зрением // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3 (10). С. 168-170.
14. Юсупов И.М., Юсупова Г.В. Успех в карьере: интеллект или эмоциональная компетентность? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). С. 85-87.
15. Щербакова Л.Н. Влияние социальных условий на формирование и развитие стратегии жизни личности / Л.Н. Щербакова //Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — С. 67-71.
Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ 18-411-630001 р_а «Концептуальная модель региональной идентичности населения Самарского региона».
Статья поступила в редакцию 23.03.2019
Статья принята к публикации 27.05.2019