УДК 159.923.2
АЖ. Прима
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВЕ БУДУЩЕГО КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Раскрыты вопросы субъектности студентов вуза в аспекте их представлений о перспективе будущего. Предложено покомпонентное рассмотрение перспективы будущего (когнитивный, эмоциональный, мотивационно<мысловой) с точки зрения двух ракурсов анализа: содержательно-ценностного и структурно-динамического.
Перспектива будущего; субъект; представления; студенты.
A.K. Prima
STUDENT’S NOTIONS ABOUT THE FUTURE TIME PERSPECTIVE AS AN ATTRIBUTE OF SUBJECTIVITY
The article reveals the questions of subjectivity among high school students it terms of their notions about the future time perspective. Component-wise structure of future time perspective is proposed including cognitive, emotional and semantic components. It is considered from two viewpoints: richly-valuable perspective analysis and structurally-dynami al perspective analysis.
Future time perspective; subject; notions; students.
Субъектность подразумевает способность человека к самостоятельному жиз-нетворчеству, способность производить взаимообусловленные изменения в мире и в самом себе (С.Л. Рубинштейн, КА. Абульханова, A.B. Брушлинский, В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко, В.В. Селиванов и др.). В работах КА. Абульхановой показа, , , , , -манной перспективы будущего, включенной в его представления о жизненном пути и целостный образ жизни. Известно, что совокупность представлений субъ-( , ), нем и планирование своей жизни способны оказывать сильное мотивационное влияние, активизировать и регулировать поведение человека (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Ж. Нюттен, Л .А. Регуш и др.). В связи с этим в контексте решения задач
-
диагностики и изучения их представлений о перспективе будущего.
Под перспективой будущего будем понимать часть субъективных представлений о жизненном пути, концентрирующих ценностно-ориентированный образ , . как приобретенная личностная характеристика, которая формируется в результате целеполагания и в дальнейшем способна оказывать сильное мотивационное влияние и регулировать направленность поведения человека.
Временем осознания человеком себя субъектом собственного жизненного пути и построения перспективы будущего в психологии признают период юности, студенчества. Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное ценностное чувство, возникающее у человека на первых ступенях осмысления стратегии построения собственного будущего с ориентацией на всю возрастную перспективу в целом [3]. Поэтому одной из характерных черт периода юности является формирование жизненных планов, которые, с одной стороны, возникают в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, с другой стороны - это результат конкретизации этих целей и мотивов. Таким образом,
жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся [1].
Имеющиеся теоретические взгляды на содержание и составляющие перспек-, -ходимости ее рассмотрения в рамках трехкомпонентной структуры [2]. Содержанием когнитивного компонента перспективы будущего является вся совокупность представлений человека о будущих событиях, а также его жизненные планы. Эмоциональный компонент характеризуется валентностью представлений человека о перспективе собственного будущего. Данный компонент включает в себя имеющиеся у человека аффективные переживания относительно будущих событий. К сущности содержания смыслового компонента перспективы будущего относят оценку субъективной значимости будущих событий и жизненных планов, отражение в них ценностей и стремлений субъекта.
Значимые для настоящего исследования объекты в структуре перспективы будущего представлены в табл. 1.
1
Объекты структуры перспективы будущего
Компоненты Объекты перспективы будущего
Когнитивный компонент 1) Общий образ будущего; 2) Жизненные планы / прогноз будущих событий; 3) Временная локализация планов и стремлений; 4) Оценка событийной насыщенности будущего
Эмоц. компонент 1) Общая эмоциональная оценка будущего;
- смысловой компонент 1) ( ) сферы жизнедеятельности; 2) Оценка роли будущего в контексте жизни; 3) Ориентация на цель
При диагностике указанных объектов в структуре перспективы будущего использовались следующие методики: анкета на изучение когнитивного компонента перспективы (позволяет получить информацию о некоторых объектах каждого из , , -ставлениями о жизни в будущем, его эмоциональными переживаниями по поводу жизненных перспектив и смысловой наделенности отдельных аспектов предстоящего жизненного пути); методика оценки пятилетних интервалов А.А. Кроника, РА. Ахмерова; шкала временных установок и метод мотивационной индукции Ж. Нюттена; тест смысложизненных ориентаций ДА. Леонтьева.
Эмпирическую базу исследования составили студенты (44 юноши и 21 де) 2- .
Содержание выявленных представлений о перспективе будущего в зависимости от целей исследования подвергалось анализу с двух позиций [2]. Содержатель но-ценностный ракурс анализа предполагал выявление содержания жизнен, , , и других представлений о сферах субъективно ценного. Структурно-динамический ракурс анализа направлен на диагностику осознанности перспективы будущего ( , , ),
оценку возможностей сложившихся представлений в плане эффективного управления собственной жизнью. В свете современных представлений о разделении субъекта и личности (В.И. Моросанова, ЕА. Сергиенко и др.) можно сказать, что
первый ракурс анализа позволяет судить о содержательном плане личности, а второй - о степени ее субъектности.
Анализ общего образа будущего, представленного в свободных описаниях испытуемых, позволил получить следующие результаты (табл. 2).
2
Составляющие образа будущего студентов
Образ будущего Относительное количество студентов
Образ трудовой занятости 85 %
Конкретное описание направления работы 37 %
Работа интересная и полезная для общества 33,8 %
Высокооплачиваемая работа 17 %
Образ досуга 78,5 %
Отдых вместе с будущей семьей 37 %
Путешествия 32,3 %
Активный отдых и спорт 29,3 %
Образ семьи 77 %
Семья с тремя и более детьми 47,6 %
Любящий и преданный супруг 29 %
Счастье и благополучие в отношениях 26 %
Поскольку в сочинениях большинства студентов присутствовали одновременно несколько сфер, общая сумма в процентах не равна 100.
Подробное описание картины будущего, с указанием семейной, профессиональной жизни, досуговой активности было отмечено у 66 % респондентов. Юношей и девушек в ответах на эти вопросы объединяют представления о семье, ко, . представлениях о будущей работе (более конкретные её описания встречаются у , -), .
Жизненные планы на будущее, указанные респондентами в ответах на вопро-, , выше, и состоят в следующем (табл. 3).
3
Жизненные планы студентов
Жизненные планы Относительное кол-во студентов
Завершение обучения 83 %
Работа 75,3 %
Создание семьи и рождение детей 57 %
Смена обстановки (переезды, командировки, путешествия) 33,8 %
Покупка недвижимости, строительство дома 32,3 %
Карьерный рост 18,4 %
,
обучения (92 % выборки) и семейное счастье и замужество (52,4 %), для юношей -покупка собственного имущества (дома, квартиры, машины) - 34 % и карьерный рост (23 %).
На вопрос о том, что конкретно на данный момент респонденты делают для реализации своих главных жизненных целей в будущем, получены следующие ответы (табл. 4).
4
Представления о действиях для реализации жизненных целей
Представления о действиях Относительное количество студентов
Учебная деятельность и дополнительное образование 77 %
Самосовершенствование и работа «над собой» 26,1 %
Общение с людьми и заведение полезных знакомств 18,5 %
Проявление инициативы в какой-либо деятельности и попытки определиться с будущим делом 29,1 %
Первые шаги в профессии 12,3 %
Построение отношений с противоположным полом 9,2 %
Развитие своих способностей и навыков 6,1 %
Среди указанных ответов для девушек более характерно стремление к реализации жизненных целей путем самосовершенствования и «работы над собой», для 33% .
оказалось характерным проявление инициативы в какой-либо деятельности и попытки определиться с будущим делом.
С позиции содержательно-ценностного ракурса анализа представлений о перспективе будущего при помощи методики ММ И Ж. Нюттена, являющейся разновидностью методик незаконченных предложений, нами изучались основные мотивационно-привлекательные сферы жизнедеятельности, на которые ориентированы респонденты. Ответы студентов на вопросы методики о целях, стремлениях, интересах, опасениях были проанализированы при помощи контент-анапиза. В табл. 5 указано относительное количество студентов, в содержании ответов которых проявились конкретные сферы жизнедеятельности.
5
Мотивационно привлекательные сферы жизнедеятельности
Сферы жизнедеятельности Относительное кол-во студентов
Саморазвитие и достижения (личностное, профессиональное, самореализация в будущем, благосостояние) 94 %
Сфера общения (дружба, брак, интимная сфера, прочие отнош.) 68 %
Самосохранение (физическое и психологическое) 65 %
Учебный процесс (актуальные вопросы, стремления и намерен.) 35 %
Другие виды активности (спорт, культура, материальные ценности различного рода, познание) 34 %
Семья и семейные взаимоотношения (помощь, взаимопонимание, счастье родителей) 14 %
, -
ру саморазвития (94 %), в основном проявляющуюся в аспекте стремления к личностным изменениям (78 %), а также самореализации в будущем (81 %). В выбор-68 % , . актуальным в рамках данной сферы для 85% респондентов является вопрос отношений с противоположным полом, касающийся дальнейшего будущего: поиск , , . В случае разделения выборки на юношей и девушек отмечены общие для них устремления к саморазвитию, с той разницей, что у девушек оно несет личностный , .
, « », две категории ответов испытуемых: стремление удовлетворить физические потребности (к примеру, желание поспать, поесть, физически отдохнуть), а также стремление к психологическому комфорту (например, желание побыть в тишине, обрести гармонию с миром, увидеть родителей и т.д.). Относительно данной сферы ответы респондентов распределились следующим образом: стремление к физическому комфорту было отмечено у 34 % опрошенных, в свою очередь к психоло-
44 % .
к отдыху и поиску комфорта может свидетельствовать об общем состоянии усталости и утомления от учебного процесса или прочих нагрузок.
Наличие части незаполненных полей методики, отмеченное в 18,5 % случаев, может являться как причиной недостаточно высокой осмысленности жизненного , .
-
особенности перспективы будущего студентов. Относительно оценки степени значимости периода будущего в контексте всей жизни респондентов получены следующие распределения: 67,6% ответили, что возлагают на будущее большие надежды и очень стремятся достигнуть желаемого, 24,6 % стараются не загадывать , , , , , 4,6 % -
пондентов живут «сегодняшним днем» и особо не интересуются тем, что будет .
настоящего также проявилась в двух таких показателях, как аффективная оценка
,
испытуемых. Относительно аффективной оценки можно отметить, что наиболь-
(86,2 %) -
. -
лентно (7,8 %) или даже отрицательно (7,6 %). У 42 % респондентов обнаружен заниженный по сравнению с хронологическим психологический возраст, что объяснимо спецификой возраста - большей актуальностью жизненных целей, планов, будущих перспектив по сравнению с имеющимся опытом.
Результаты изучения ориентации студентов на жизненные цели, полученные с помощью методики СЖО ДА. Леонтьева, свидетельствуют о том, что в
49 % ,
уровне - у 24,6 %, на низком - у 26,2 % опрошенных. При этом настораживает
,
чем у четверти выборки. Из этого следует, что эти студенты имеют неопределенные жизненные цели и намерения, полагают, что их жизнь недостаточно осмыс-, .
В рамках структурно-динамического ракурса также рассматривались два критерия: критерий протяженности перспективы будущего и критерий согласованности жизненных планов с доминирующими сферами жизнедеятельности.
Диагностика согласованности жизненных планов и доминирующих сфер осуществлялась при помощи анализа результатов методики ММ И и сопоставления их с ответами респондентов на вопрос анкеты. Результатом сопоставления являются уровни выраженности данного критерия: высокий (содержание жизненных планов и сфер жизнедеятельности имеет схожую направленность; формулировки , ; ),
(в ответах отражается содержание высокого уровня, но отмечены некоторые недочеты: несовпадение приоритетности, нечеткость формулировок и др.) и низкий (жизненные планы и сферы, а также их приоритетность могут не совпадать; фор, , ).
Результаты показали достаточно высокий уровень согласованности когнитивного и смыслового компонентов перспективы будущего у большинства опрошенных студентов (63,6 %). Это говорит о том, что сформированные ими планы окрашены личностным смыслом, соответствуют их интересам и ценностям, то есть поиск оснований для проектирования своего будущего студенты ищут в себе. На среднем уровне согласованность проявлена у 30,3 %, на низком - у 6,1 % оп-, . Диагностика протяженности перспективы будущего осуществлялась при помощи анализа ответов испытуемых на вопросы анкеты и результатов методики
. .
методиках рассматривались с точки зрения следующих критериев оценки: низкий
( , ), ( , , -) ( -
нитьбой/замужеством, типом работы и т.д.). Уровни выраженности критерия отличаются друг от друга временной локализацией планов и стремлений. На основе полученных результатов выявлена общая тенденция к снижению значений от высокого уровня (78,8 %) к низкому (6,1 %), говорящая о том, что более чем у половины респондентов представления о перспективе своего будущего касаются не только локальных целей и ближайшего будущего, но и отдаленного будущего, наделенного конкретным содержанием.
В целом изучение представлений студентов о перспективе будущего показа, , , -вании долгосрочной перспективы, в направленности студентов на достижения и саморазвитие, на профессиональные и семейные ценности, представления большинства студентов в части осмысления жизненных целей и действий по их реализации остаются недостаточно сформированными, что, вероятно, не позволит им в должной мере реализовать свою субъектность и в учебно-профессиональной деятельности. В этой связи необходима целенаправленная психолого-педагогическая деятельность по решению задач не только профессионального, но и личностного развития студентов как субъектов жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Кон И. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.
2. Лызь КА., Прима АЖ. К проблеме изучения представлений о жизненном пути как ха-
// . - . 1. - .: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 248-255.
3. . . : , , :
Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
Прима Амина Константиновна
Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.
E-mail: [email protected].
347928, Таганрог, пер. Некрасовский, 44.
Тел.: +78634312016.
Prima Amina Konstantinovna
Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.
E-mail: [email protected].
44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.
Phone: +78634312016.