РАЗДЕЛ VI ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК 37.0+39
Т. К. Снопова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
Этнопедагогика обладает достаточным воспитательным арсеналом формирования ценностных ориентаций личности. В этом процессе эффективными этнопедагогическими средствами являются: героический эпос, сказки, пословицы и народные поговорки, загадки, песни. Каждое из средств наряду с основной обучающей обладает и воспитывающей функцией.
Героический эпос по своим формам и замыслу у всех народов очень близок к сказкам, но в отличие от последних в нем действуют реальные люди. Например, князь Владимир - Красно Солнышко. Главными героями этого жанра являются богатыри, батыры - защитники Родины, борцы за правду. Они представлены в эпосе как идеал человека, олицетворяющей мечты и чаяния народа. Так, один из самых любимых народом «добрых молодцов» - Илья Муромец - «удаленький», «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, он храбр и смел, при этом благовоспитан, честен и скромен. У народов Севера те же представления о «добрых молодцах»: «Сердце медведя дали мне, чтобы дух могучего хозяина гор и тайги отпугнул от меня чувство страха, чтобы я вырос в мужественного мужчину, удачливого добытчика». «Он настоящий охотник и настоящий нивх, он не забывает народные обычаи» [4, с. 181]. Идеал настоящего нивха предполагает воспитание смелости и мужества, уважения к народным обычаям, трудолюбия. В калмыцком эпосе - это герой богатырь Джонгар, нартского (осетинского) - Урумзмар. В бурятских сказаниях главный герой - Абой Гэ-сэр и 33 его соратника. Герои эпоса, как и сказочные героиолицетворяли собой всё лучшее, вбирали в себя наиболее значительные черты, воспеваемые пародом. Позднее в русском эпосе и эпосе других народов появляются герои, несущие славу Родине другими деяниями: торговлей, путешествиями, хождениями, открытием новых земель, Так, например, Садко - новгородский гость, отправился на край света, чтобы найти «город великий, город чудесный». Далеко в Мекку идёт на поиски правды ходжа Решид (герой башкирского эпоса ). •
Неизменным обучающим и воспитывающим народным средством
является сказка. Народные сказки сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Это первое звено той цегш, которая связывает человека со всеми предыдущими поколениями, да и со всем человечеством. В народной сказке сочетаются и логическая мысль и поэтический образ. Простота языка, его приближённость к разговорной речи, богатство образов, увлекательность сюжета позволяют использовать сказку в качестве замечательного этнопедагогического средства. Первый воспитательный аспект сказки - это её содержание. В них рассказывается о жизни, быте, занятиях, обычаях и нравах народа. Сказка помогает ребёнку поверить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Сказки учат мыслить, понимать добро. Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит много метафор и сравнений, Образный язык, небольшие песенки вставки, красивая присказка и концовка вызывают у детей интерес к языку, стимулируя образность речи, играют большую роль в развитии языка. В сказках красочно описываются природные явления, во многих из них участвуют как дикие, так и домашние животные, приводятся задачи, загадки и их разгадки, которые расширяют кругозор, обогащают знания об окружающем мире. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Идеал человека, данный в сказках, можно рассматривать как основную воспитательную цель, причём, идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, идеал ребёнка (мальчика, девочки). Исторически сложившиеся сказочные принципы - это победа добра над злом, преодоление трудностей, патриотизм, трудолюбие, взаимная поддержка и т. д. Можно выделить несколько групп сказок: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки, сатирические сказки и др. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание легко получить желаемые блага («без труда вытащить рыбку из пруда»), чванство, жадность и другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспевается удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении сказок и указывали на необходимость их использования в педагогической работе. В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказках за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. Н. А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет своё отношение к жизни, к современности. Он стремился понять по сказкам и предания взгляды народа и его психологию. Великий русский педагог К. Д. Ушинский также высоко ценил народные сказки. Педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По мнению педагога, эта задача может быть успешно решена, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Сказки как приём убеждения широко использовал в своей педагогической деятельности и выдающийся чувашс-
кий педагог И. Я. Яковлев. Многие его сказки составлены по образцу бытовых сказок, носят характер этических бесед, т. е. выступают как средства убеждения в нравственном воспитании детей. В ряде сказок он усовещева-ет детей на объективные условия жизни, а чаще всего - на естественные последствия дурных поступков детей; уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения.
Познавательную и воспитательную роль сказок очень широко показал в своих работах Г. Н. Волков, По мнению ученого-педагога в сказках отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и Родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Отражая жизнь народа и его лучшие черты, сказки обладают такой важной характерной особенностью как народность. Следующую важную особенность выделяет Г. Н. Волков - оптимизм. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств. Во всех сказках на смену страданиям положительного героя приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказку весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми. В герое ярко показываются те черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.д.
Наиболее обобщенно педагогическую роль сказок представил в своих трудах В. А. Сухомлинский. Он эффективно использовал их в воспитательном процессе, первый из советских педагогов начал широко пользоваться педагогическими сокровищами народа. Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек -это красна девица (умница, рукодельница,....), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину. Идеал для ребенка - это далёкая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретённый в детстве, во многом определяет его как личность. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь и народная практика воспитания убедительно доказала педагогическую ценность сказок.
Мощным воспитательным воздействием, одним из главных средств в арсенале народной педагогики являются пословицы и поговорки. В них преподаны нравственные нормы, а поэтическая форма помогает глубже освоить эти нормы, культуру и традиции народа. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с
отношением к труду, к Родине, к родителям, друзьям и т. д. Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым пользовались взрослые, приобщая к ним детей. Пословицы легко запоминаются не только потому, что они обладают глубиной своего смысла и приложенным ко многим жизненным явлениям. Но и потому, что они представляют собой, по выражению Г. Н. Волкова, высоко поэтические педагогические миниатюры, они нацелены на обучение и воспитание .
Основные функции пословиц — воспитательная, эмоционально-поэтическая и познавательная. В них переплетаются педагогические рекомендации, советы, запреты с общими утверждениями о природе человека, общества. В пословицах даются советы воспитателям и родителям, информируется о народных воззрениях на методы общественного воздействия на детей, определяются цели формирования личности, обобщаются результаты педагогического опыта. Формируемые в них идеи: восприятие человека как творца и созидателя добра, подготовка к восприятию и бережному созиданию мира, профилактика ошибок, индивидуальные и социальные беды и т. д. Такое содержание дает определенную педагогическую направленность, В педагогической перекличке народов и поколений участвую все без исключения народы — большие и малые. Пословицы и поговорки выполняют и другие функции: гуманистическую (способы формирования личности), познавательную (усвоение знаний), эстетическую (прививающая навыки поэтического восприятия окружающей действительности), информационную (передача опыта от поколения к поколению), регулятивную (доносить до каждого человека нормы и требования общества ко всем сторонам жизнедеятельности людей). Основная ставка - формирование духовности, духовных ценностей: трудолюбия, доброжелательности, патриотизма, уважения к людям и т. д. Через героев сказок дети узнают отрицательные и положительные черты характера человека, учатся познавать добро и зло, пословицы и поговорки являются исцелителями души, мудростью предков, поучением старших, школой мудрости и добра.
Другим традиционным средством воспитания является загадка, основная функция которой заключается образования в создании коммуникативной ситуации, приучении к пониманию обратного метафорического мышления и приобщения к ментальному опыту данного национального социума, развёртывании в занимательных образах информации об элементах окружающего мира. Заг адки развивают мышление детей, приучают анализировать предметы и явления окружающей действительности. Язык загадок богат красочностью выражений, многообразием и точностью поэтических образов:
«Сверкнул золотой посох,
Встрепенулся весь Алтай» (Гром и молния).
Загадки имеют свою форму и тематику, свой образ: загадка в форме диалога, загадка о природе, о человеке, об окружающих его предметах и явлениях. Загадка в форме повествовательных и вопросительных предложений. В загадках нашли отражение мировоззрение народа, его наблюдательность, любознательность, художественное восприятие окружающего мира: «гляжу, гляжу - не объять взглядом, хожу, хожу - не обойти ногами» (небо, земля). Во многих сказочных вариантах загадки - своего рода экзамен для тех, кто попал в сложную ситуацию, тех, кто хочет жениться войти в чужой род.
При всём многообразии средств народной педагогики в ней все дифференцированно, всё тщательно продумано. Тысячелетиями происходит естественный, интеллектуальный, эстетический и этический отбор средств воспитания. Песня в этом ряду занимает особое место. Её поют все, от мала до велика. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Поскольку песни легко адаптируются к любому возрасту, в том числе к детскому, к условиям жизни семьи и общины, они обладают ярко выраженными воспитательными возможностями и способствую формированию тех или иных качеств ребёнка, подростка, взрослого человека. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь учило прекрасному и доброму. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Красота и добро (общечеловеческие ценности) в песнях разных народов выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песня сохраняет душу народа, его любовь к Родине, семье, природе, труду. Из поколения в поколение песня радует и помогает жить.
В песнях определённо присутствует педагогическая идея, она обуславливает образовательно-воспитательную функцию песен. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы.
Колыбельная песня предназначена для младенцев, малышей. Но уже в этом возрасте песня способствует формированию у маленьких детей доброты, любви к семье и родному краю, к окружающей природе. В простенькой колыбельной песне мать рассказывает о труде, о Родине, о важности труда в повседневной жизни, рассказывает непринуждённо, в удивительно поэтической форме, без всякой назидательности и нравоучения. В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни. Народ придавал очень большое значение колыбельной песне в воспитании добра, добрых начал. Горцы про никчемного человека говорят: «Наверно, мать не пела над его колыбелью». А чува-
ши про злого человека говорят: «Он слушал, лёжа в колыбели не пение, а ругань».
Следующая группа песен - это песни отрочества. Мальчики увлекаются богатырскими песнями - песнями воинов, повстанцев, разбойников и т.д. Девочек интересуют, прежде всего, посиделочные и хороводные песни. Во многих песнях подростков воспеваются трудолюбие, смелость, храбрость, решительность. Среди детей подросткового возраста больше распространены весёлые да добрые, шуточные песни. Но были и песни с серьёзным содержанием, прививающие детям моральные убеждения, вызывающие у них чувство жалости и сочувствия, искреннее желание помочь человеку в беде, призывающие к борьбе за свободу и человеческое достоинство. Педагогическая идея в песенном репертуаре подростков проступает несравненно более явно, нежели в репертуаре самых маленьких и старших. Народные педагоги понимали особенности и трудности подросткового возраста.
Самый богатый репертуар у юношества. Они поют лучшие песни народа, и сами являются их создателями. Особенно необходимо выделить песни-гимны, имеющие огромное воспитательное значение, способствующие формированию духовных ценностных ориентаций юношества. Песни-гимны призывают молодёжь к верности заветам предков, воспевают труд, исполнители дают клятву не забывать отца и мать, верности и любви к родным, жить дружно. Такие песни-гимны есть у каждог о народа, их не много, но они выражают идеалы, в них живая душа народа, поэтому велико их воспитательное значение, их особенно ценили народные педагоги. Благоговейное отношение к ним воспитывалось и у детей.
Можно выделить и ещё одну группу песен - это трудовые песни. Таких песен очень много у всех народов т.к. труд, трудолюбие - это главная ценность каждого народа, основа их жизни и формирование которой было одним из главных направлений народной педагогики. Хороводные песни, посиделочные, свадебные и застольные выступают как средства раскрывающие значение труда в жизни человека. В песнях говорится о результатах труда, содержаться хозяйственные советы, сообщения о приёмах работы. Народ воспевает труд, поёт гимн труду. В песне выступают в единстве многие стороны формирования личности, где труд занимает главенствующую позицию.
Воздействуя на чувства человека, песня одновременно влияет на его сознание и поведение. Вот почему её с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народной педагогики
Таким образом, каждое из средств: пословицы, поговорки, загадки, сказки - вносят свои штрихи в воспитательную модель формирования человека.
Мудрость народною воспитания как исторически проверенного опыта призвана стать основой современных учебно-воспитательных систем.
Это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и
методов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.
Библиографический список
1. Ахияров, К. Ш. Народная педагогика и современная школа / К. Ш. Ахия-ров. - Уфа, 2000,
2. Батурина, Г. И. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. - М.: «Школа Пресса», 2003. - с. 144.
3. Волков, Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. - М„ 2000.
4. Кузина, Т. Ф. Занимательная педагогика народов России / Т, Ф. Кузина, Г. И. Батурина. - М.: «Школа Пресса», 1998.
5. Таксами, Чуиер. Народов малых не бывает / Таксами Чунер. - М., 1991.
6. Ялалов, Ф. Г, Этнопедагогика / Ф. Г. Ялалов. - М., 2000,