Научная статья на тему 'Представление бухгалтерской и налоговой отчетности через сеть Интернет'

Представление бухгалтерской и налоговой отчетности через сеть Интернет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представление бухгалтерской и налоговой отчетности через сеть Интернет»

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ И НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ЧЕРЕЗ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ

По состоянию на начало марта 2003 года более 2,3 тыс. налогоплательщиков — юридических лиц перешли на систему безбумажной технологии сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно проведенным социологическим опросам порядка 90% из 3 тысяч респондентов выразили желание в подключении к системе безбумажной технологии. Однако подавляющее большинство опрошенных имеет слабое представление о функциональных и технических возможностях системы. От налогоплательщиков поступает огромное количество вопросов. Постараемся ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Кто является оператором связи?

Оператор связи - это компания, предоставляющая налогоплательщикам и налоговым органам в рамках системы сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи следующие услуги:

• поддержка обмена электронными документами, в к которым относятся услуги электронной почты, мониторинг выполнения регламента электронного документооборота, подтверждение даты сдачи отчетности;

• распространение СКЗИ в системе и управление ключевой информацией, к которым относятся создание и сертификация ключей СКЗИ, распределение их в системе, плановая и внеплановая замена ключей;

• поддержка актуальных форматов налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности. Согласно Методическим рекомендациям об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705, выбор специализированных операторов связи осуществляет региональное управление по налогам и сборам. Оператором связи может стать любая коммерческая организация, удовлетворяющая установленным требованиям Методических рекомендаций. Прежде всего, это наличие ряда лицензий ФАПСИ, Минсвязи, сертификатов программных средств и наличие телекоммуникационной инфраструктуры, которая обеспечивает представление налоговых деклараций и бухгал-

Т.В. МАТВЕЕВА, советник налоговой службы IIранга Управление МНС РФ по г. Москве

терской отчетности в электронном виде. Свои функции специализированные операторы выполняют на основе соглашений с налоговыми органами.

Управление МНС России по г. Москве (www.mosnalop.ru) заключило Соглашение N9 144 от 16.09.2002 о совместных действиях по организации и эксплуатации регионального сегмента системы представления налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в г. Москве, согласно которому функции специализированного оператора связи системы выполняет ООО «Такском» (www.taxcom.ru). Таким образом, в Москве пока есть только один специализированный оператор связи.

Может ли кто-нибудь просмотреть, подменить или пнести исправления в отчетность, пересылаемую по общедоступным каналам связи с использованием обычного доступа в сеть Интернет?

При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ) — комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающих защиту информации в соответствии с утвержденными стандартами и сертифицированными в соответствии с действующим законодательством. В состав СКЗИ входят средства шифрования и электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Электронная цифровая подпись согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 1 -ФЗ «Об электронной цифровой подписи» - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты документа от подделки, позволяющий не только идентифицировать подписавшееся лицо, но и установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Использование электронной цифровой подписи документа обеспечивает:

• однозначность идентификации уполномоченного лица налогоплательщика или налогового органа, приславшего подписанный электронный документ;

• защиту файлов электронных документов от несанкционированных изменений. Применяемые в системе безбумажной технологии средства шифрования аналогичны по используемым алгоритмам, длине ключа и уровню стойкости тем средствам, которые используются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи, банковских системах и т.д.

Таким образом, передаваемая отчетность полностью защищена от внесения изменений в отчетность налогоплательщика. Прочесть файлы с документами может только налоговая инспекция, поскольку только она располагает ключами шифрования для расшифровки сообщения.

Может ли специализированный оператор связи как посредник, обеспечшающий доставку отчетности до налоговой инспекция, просмотреть содержимое передаваемой налоговой отчетности в электронном виде?

Специализированный оператор связи не может просмотреть содержимое проходящего через него сообщения, поскольку он не знает ключа шифрования налоговых инспекций МНС России, то есть не может расшифровать сообщение. Оператор связи фиксирует только факт прохождения отчетности в электронном виде от налогоплательщиков в налоговые органы и обратно подобно тому, как почтовая служба может поставить штемпель с текущей датой на запечатанном конверте.

Как разрешаются спорные ситуации, связанные с авторством или содержанием документа?

При возникновении спорных ситуаций, связанных с оспариванием сторонами авторства и/или содержимого документа, а также с разной трактовкой даты и времени поступления электронного документа получателю, проводится экспертиза ЭЦП документов, для осуществления которой привлекается оператор связи. Для проведения разбора конфликтной ситуации в течение семи рабочих дней создается комиссия, в состав которой входят уполномоченные представители сторон, участвующих в споре, и представитель оператора связи. Состав комиссии и дата проведения разбора согласовываются оператором связи в рабочем порядке в течение трех рабочих дней после поступления запроса оператору связи. Комиссия осуществляет свою работу на территории оператора связи с использованием одного из рабочих персональных компьютеров с уже установленными операционной системой и всем необходимым прикладным программным обеспечением. Подготовка компьютера осуществляется оператором связи с использованием серийного комплекта программного обеспечения. Все операции по подготовке компьютера производятся в присутствии представителей обеих сторон.

По результатам проведения проверок комиссия подписывает заключение, в котором сообщает о признании или непризнании требований, содержащихся в запросе инициирующей разбирательство стороны. При полном или частичном отказе в удовлетворении требований указывает обоснованные мотивы отказа. К заключению прилагается перечень документов, сформированных в ходе проведения проверок.

Возможно ли при переходе юридического лица на безбумажную технологию сдачи налоговой отчетности все же дублировать сообщение на бумаге?

Если при представлении налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщик самостоятельно или

по согласованию с инспекцией в целях контроля дублирует ее на бумажном носителе, то на первом листе бумажной копии налоговой отчетности следует отметить, что оригинал был отправлен в электронном виде и указать реквизиты электронного документа-оригинала, заверив подписью руководителя и печатью.

Как следует поступать в случае, если налоговая или бухгалтерская отчетность была отправлена в налоговые органы с неверными данными? Возможно ли внести изменения?

В настоящее время организация электронного документооборота осуществляется следующим образом: налогоплательщик вправе присылать в налоговые органы дополненные или исправленные варианты отчетности до истечения законодательно установленного срока сдачи налоговой или бухгалтерской отчетности. Считается верным и принимается к обработке самое последнее из переданных от налогоплательщика сообщение.

Может ли отчетность вообще не дойти до налоговой инспекции, в связи с чем у налогоплательщика появятся проблемы с представлением отчетности?

Для предотвращения подобной ситуации все участники системы должны соблюдать соответствующий регламент, основным элементом которого является получение налогоплательщиком от налогового органа подтверждения о приеме отчетности и подтверждения от специализированного оператора связи о дате сдачи отчетности. По существующему законодательству датой сдачи отчетности является дата поступления файла с отчетностью на сервер оператора связи. Таким образом, специализированный оператор связи является информационным посредником. Более того, если по каким то причинам сервер налоговой инспекции в данный момент не может принять отчетность налогоплательщика, налогоплательщик считается представившим отчетность, получив подтверждение специализированного оператора связи.

Каков регламент разрешения ситуации в случае технической неисправности со стороны оператора связи или налоговых органов?

В случае нарушения работоспособности телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности Управления МНС России по г. Москве, Управление и инспекция, в которой состоит на учете организация-налогоплательщик, представляющая налоговые декларации в электронном виде по телекоммуникационным средствам связи, признают в качестве даты сдачи налоговой отчетности организацией день поступления сообщения в электронном виде на сервер оператора связи, указанный в подтверждении оператора.

После восстановления работоспособности телекоммуникационных средств налоговая инспекция высылает в адрес налогоплательщика уведомление о признании указанной в подтверждении оператора связи даты сдачи налоговой отчетности данной орга-

низацией и о необходимости повторного представления налоговой декларации в электронном виде.

В случае нарушения работоспособности телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности оператора связи оператор несет ответственность в соответствии с действующим законодательством перед теми организациями-налогоплательщиками, представляющими налоговые декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, которые не имели возможности сдать налоговые декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в сроки, установленные налоговым законодательством Российской Федерации, по причине неработоспособности телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности оператора связи.

Трудно ли рядовому пользователю компьютера установить и освоить программу для работы в системе безбумажной технологии сдачи отчетности?

Подавляющее большинство абонентов системы сдачи отчетности по безбумажной технологии справляются с задачей установки и освоения программного комплекса для представления налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы самостоятельно. Для облегчения настройки параметров почтового модуля одновременно с программным продуктом пользователям выдается специальная настроечная дискета. Также в комплекте с программным продуктом поставляется иллюстрированная инструкция.

Можно ли использовать для подготовки налоговой отчетности для дальнейшей отправки в налоговые органы в электронном виде по безбумажной технологии бухгалтерские программы?

Налогоплательщики могут использовать для подготовки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности программное обеспечение фирмы 1С (1С: Бухгалтерия, 1С:Налогоплательщик) или любое другое бухгалтерское программное обеспечение, поддерживающее стандартный формат отчетности, утвержденный Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Министерство постоянно расширяет список форм отчетности, доступной для сдачи в электронном виде.

Форматы — открытая информация, доступная на сайтах МНС России www.nalog.ru. Управления МНС России по Москве www.mosnalog.ru и специализированного оператора связи Такском www.taxcom.ro.

Можно ли осуществлять оперативные сверки по расчетам с бюджетами всех уровней в рамках перехода на безбумажную технологию сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности?

Согласно Методическим рекомендациям по организации и функционированию системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 10.12.2002 № Б Г-3-32/705, налогоплательщик имеет

возможность в рамках системы безбумажной технологии направлять в налоговую инспекцию запросы на получение информационных выписок о состоянии расчетов с бюджетами различных уровней.

В течение трех суток с момента получения запроса (без учета выходных и праздничных дней) налоговый орган направляет налогоплательщику протокол входного контроля запроса.

В течение срока, установленного для ответа на запросы данного типа, налоговый орган формирует информационную выписку об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом и отправляет в адрес налогоплательщика в зашифрованном виде.

Каковы основные преимущества для налогоплательщика, участвующего в системе безбумажной технологии сдачи отчетности?

Подключение к системе безбумажной технологии предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ:

• экономия времени, затрачиваемого на представление налоговой и бухгалтерской отчетности. » Сдача отчетности осуществляется непосредственно из офиса с рабочего места налогоплательщика в течение нескольких минут без последующего дублирования документов на бумажном носителе;

• отчетность может быть отправлена в налоговые органы круглосуточно и без выходных;

• расширение временных рамок сдачи отчетности — бухгалтер может отправить файлы до 24 часов последнего дня сдачи отчетности;

• сокращение ошибок при подготовке отчетности за счет средств выходного контроля - налогоплательщику предоставляется возможность подготовки отчетности в стандартном формате, с контролем правильности заполнения полей форм отчетности, при этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы;

• гарантированное подтверждение доставки отчетности, которое имеет юридическую силу в спорных ситуациях;

• присланные налогоплательщиком данные в налоговой инспекции проходят входной контроль и разносятся на лицевые счета автоматически, что исключает технические ошибки и повышает оперативность обработки информации;

• гарантия оперативного обновления форм отчетности — в случае изменения форм налоговой отчетности, введения новых форм отчетности, налогоплательщик до срока сдачи отчетности получает обновление форм по электронной почте;

• получение по электронной почте сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом (информационные выписки) — налогоплательщик может отправить по электронной почте запрос на получение информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом;

• получение по электронной почте информации с доски объявлений налоговой инспекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.