Научная статья на тему 'Информационная безопасность в налоговой сфере'

Информационная безопасность в налоговой сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность в налоговой сфере»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ*

Д.Г. КОРОВЯКОВСКИЙ\ заместитель начальника учебного отдела Всероссийской государственной налоговой академии МНС РФ

1. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ

Одним из первых федеральных законов, подписанных Президентом РФ в 2002 году, стал Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее - Закон). В.В. Путин даже прокомментировал это событие, отметив важность данного Закона в эпоху электронных технологий. Действительно, электронная коммерция стремительно развивается во всем мире, этот процесс ускорился в последнее время и в России. Электронная подпись имеет право на существование не только в бизнесе, но и во всех сферах общественной жизни. Поэтому принятый Закон, по сути, знаменует наступление качественно нового этапа в правовом регулировании «виртуальной сферы».

Согласно ст. 3 Закона электронная цифровая подпись (далее - ЭЦП) - реквизит электронного документа, предназначенный для зашиты данного электронного документа от подделки.

Он образуется в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Закрытый ключ ЭЦП - это уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи, а открытый ключ ЭЦП - это уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу ЭЦП, доступная любому пользователю информационной системы.

Важно проследить генезис Закона. Ведь в таких документах сама концепция имеет существенное значение, поскольку Закон - принципиально новый правовой акт, хотя и граничащий с рядом других документов. В частности, в ст. 2 Закона упоминается, что «правовое регулирование отношений в области использования электронной цифровой

• Статья впервые опубликована в журнале «Все для бухгалтера». - 2003. - № 10(106)

подписи осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об электронной цифровой подписи», Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральным законом «О связи», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

В комментариях Комитета Государственной Думы РФ по информационной политике отмечалось, что в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона РФ от 20.02.95 N9 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» электронный документ, подписанный ЭЦП, будет иметь юридическое значение при наличии в автоматизированной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении установленного режима их использования. А это и является одной из целей Закона, регламентирующего механизм выдачи сертификатов ключа подписи, ведения соответствующих реестров и предоставления заинтересованным лицам и организациям сведений, позволяющих провести проверку принадлежности ЭЦП владельцу сертификата ключа подписи.

Процедура идентификации подлинности ЭЦП имеет важнейшее значение, поскольку электронный автограф в ряде случаев, по сути, заменяет собственноручную подпись человека на бумажном носителе, заверенную печатью организации на том же бумажном носителе. То есть ЭЦП, при определенных обстоятельствах, больше, чем просто подпись на листке бумаги или даже на бланке.

Думский Комитет по информационной политике в своих разъяснениях отмечает, что, по сути, электронный документ является частным случаем документа вообще и отличительным признаком его является электронная форма отображения. Что же касается ЭЦП, то владеть ЭЦП может только физическое лицо, поскольку ЭЦП - это аналог собственноручной подписи. Вместе с тем сертификат ключа электронной подписи является своеобраз-

ным электронным удостоверением личности человека. При использовании ЭЦП именно на основании содержания сертификата в конечном итоге происходит признание или непризнание того или иного электронного документа. Сертификат ключа подписи - это согласно терминологии Закона документ на бумажном носителе или электронный документ с ЭЦП уполномоченного лица удостоверяющего центра, включающий в себя открытый ключ ЭЦП, который выдается удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности ЭЦП и идентификации владельца ключа подписи.

Пункт 1 ст. 19 Закона гласит, что «содержание документа на бумажном носителе, заверенного печатью и преобразованного в электронный документ, в соответствии с нормативными правовыми актами или соглашениями сторон может заверяться элеюронной цифровой подписью уполномоченного лица». А в п. 2 ст. 19 указывается, что «в случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ или соглашением сторон, электронная цифровая подпись в электронном документе, сертификат которой содержит необходимые при осуществлении данных отношений сведения о правомочности его владельца, признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью».

Думается, процитированная выше ст. 19 Закона имеет принципиально важное значение для последующего развития электронного документооборота в РФ. Действительно, внесение в сертификат ключа ЭЦП сведений о правомочности владельца придает дополнительную юридическую строгость всей конструкции данных отношений. Лицо-то -физическое, но обладающее конкретными полномочиями, то есть лицо, уполномоченное от лица конкретной организации на совершение тех или иных действий. А отсюда и вытекает «равнозначность» ЭЦП подписи лица на обычном документе, заверенном печатью.

Разумеется, это не говорит напрямую о том, что ЭЦП - это подпись и печать «в одном флаконе». Но все-таки ст. 19 Закона явно придает электронной подписи больше весомости, что, безусловно, пойдет на пользу внедрению новых форм электронного документооборота.

А что мешает, например, одновременно использовать традиционные и электронные формы обмена документацией для обеспечения повышенной надежности особо важных сделок? Время покажет, как будет развиваться практика использования ЭЦП. В 6-месячный срок удостоверяющие центры, выдающие сертификаты ключей подписей в информационных системах общего пользования, привели свои учредительные документы в соответствие с Законом, и пришло время активных действий с новым правовым инструментарием.

Важно, что сложившаяся к настоящему моменту форма обмена электронной документацией наконец обрела надежную правовую базу, позволяющую в цивилизованном порядке улаживать те или иные спорные вопросы. Закон упорядочивает инфраструктуру и механизм использования ЭЦП, определяет права и ответственность уполномоченного федерального органа исполнительной власти, ведущего единый государственный реестр сертификатов ключей подписей, удостоверяющих центров, всех участников информационной системы.

Электронный документооборот, несмотря на свою прогрессивность, в силу ряда технических причин создает дополнительные возможности для нарушения правил совершения расчетно-кассовых операций.

Законодательство РФ предусматривает ответственность лиц, завладевших чужим имуществом путем мошенничества. Однако существующие нормы в Гражданском и Уголовном кодексах РФ вряд ли удовлетворят пользователей электронных систем платежей. Для обеспечения того, чтобы сообщения в банк не передавались неуполномоченными лицами, в договорах на расчетно-кассовое обслуживание с использованием системы электронных платежей необходимо устанавливать процедуры безопасности, обычно включающие использование ЭЦП и системы шифрования. Такая возможность предусмотрена п. 3 ст. 847 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), в соответствии с которой договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

Документ, исходящий от организации, должен отвечать определенным требованиям, в том числе иметь соответствующие реквизиты и быть подписан компетентным должностным лицом. Что касается подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, то при их отсутствии ни один расчетно-кассовый документ не может считаться оформленным надлежащим образом. Однако если документ изготовлен в электронной форме, он не может быть подписан обычным способом (физическая подпись). Практика выработала иную систему подписи - ЭЦП. В соответствии с п. 2 ст. 160 ГК РФ использование при совершении сделок ЭЦП допускается в случаях и порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Электронная цифровая подпись представляет собой набор байтов, который является результатом работы программы генерации цифровой под-

писи. ЭЦП является аналогом физической подписи и обладает двумя основными свойствами: воспроизводима только одним лицом, а подлинность ее может быть удостоверена многими; она неразрывно связана с конкретным документом и только с ним. ЭЦП предназначена для обеспечения подлинности, целостности и авторства документов, обрабатываемых с помощью вычислительной техники. ЭЦП жестко увязывает в одно целое содержание документа и секретный ключ подписывающего и делает невозможным изменение документа без нарушения подлинности этой подписи.

Суть процедуры использования ЭЦП состоит в том, что каждый пользователь программного обеспечения имеет возможность изготовить пару индивидуальных ключей: секретного - для формирования цифрового аналога подписи под документом и парного с ним, открытого - для проверки достоверности цифровых подписей, вычисленных с помощью данного секретного ключа. С помощью открытого ключа пользователя можно гарантированно подтверждать подлинность и авторство электронных документов, что именно данная последовательность бит была передана и подписана обладателем секретного ключа, соответствующего открытому ключу проверки.

Секретный ключ для ЭЦП может храниться в виде файла на дискете или на специальном устройстве - «таблетке» (Touch - Memory). Их называют носителями секретного ключа.

Для обеспечения целостности и достоверности сообщений, циркулирующих в системе Центрального банка РФ, приказом Центрального банка РФ от 21.09.93 N° 02-159 был введен в действие стандарт Центрального банка РФ «Подпись цифровая электронная».

Для обеспечения безопасности электронных платежей наряду с использованием ЭЦП может дополнительно применяться шифрование электронных документов. Для этой цели используются специальные ключи для шифрования (дешифрования), изготавливаемые, как правило, банком.

Поскольку применение ЭЦП в современном деловом обороте РФ стало реальностью, закономерно поставить вопрос о доказательственной силе заверенных ЭЦП документов. В связи с использованием таких документов на практике могут возникать споры, в процессе рассмотрения которых такие документы будут представляться сторонами в качестве доказательств по делу. Сейчас можно достаточно уверенно признать за документами в электронной форме, подписанными с помощью ЭЦП, доказательственную силу.

Следует отметить, что этот вопрос был положительно решен в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.08.94 N° С1-7/ОП-587 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях

по судебно-арбитражной практике». В договоре между сторонами об использовании во взаимоотношениях между ними документов в электронной форме должна быть предусмотрена процедура согласования возможных разногласий. Если же между сторонами возник спор о наличии договора и других документов, подписанных цифровой (электронной) подписью, арбитражному суду предлагается запросить у сторон выписку из договора, в котором указана процедура порядка согласования разногласий, на какой стороне лежит бремя доказывания тех или иных фактов и достоверности подписи. С учетом этой процедуры арбитражный суд должен проверить достоверность представленных сторонами доказательств, а при необходимости вправе назначить экспертизу по спорному вопросу, используя при этом предусмотренную договором процедуру. В случае отсутствия в таком договоре процедуры согласования разногласий и порядка доказывания подлинности договора и других документов, если одна из сторон оспаривает наличие подписанного договора и других документов, арбитражный суд вправе не принимать в качестве доказательств документы, подписанные цифровой (электронной) подписью.

Еще до появления указанного выше разъяснения в практике были случаи признания в качестве доказательств документов в электронной форме, подписанных с помощью ЭЦП.

Первым в России использовал электронную подпись Межбанковский финансовый дом (далее - МФД). Летом 1993 года юридическая фирма ЮКОН по заказу МФД разработала методику заключения финансовых сделок с использованием модема и электронной подписи. Договор об оплате заказа также был заключен с использованием электронной подписи. Далее заказчик отказался оплатить услуги партнера, тем самым спровоцировав передачу дела в Арбитражный суд г. Москвы. Появился первый прецедент рассмотрения судом финансового спора по электронному договору. 28.07.93 арбитражный суд завершился определением в пользу истца, признанием договора с электронной подписью правомочным. МФД, с которого по постановлению суда взыскали 100 тыс. руб., трактует это как доказательство законности электронной подписи.

Аналогично расценили итоги судебного разбирательства и некоторые другие заинтересованные лица. В конце 1993 года к договору о коллективном использовании системы цифровой (электронной) подписи в рамках МФД присоединились первые 10 банков Москвы, столько же банков начали работу на базе Южнороссийского межбанковского финансового дома.

Таким образом, еще до введения в действие ч. 1 ГК РФ практика решительно высказалась за правомерность использования ЭЦП. Опасения отно-

сительно законности применения ЭЦП окончательно исчезли после вступления в силу новой редакции ГК РФ, в ст. 160 которого одинаковая юридическая сила признается как за сделками, имеющими физические подписи сторон, так и заключенными с использованием ЭЦП.

На наш взгляд, указанные выше нормативные акты явно недостаточны для надлежащего правового регулирования электронных расчетов в РФ. Этот вопрос должен быть урегулирован либо в законе, либо в соответствующей инструкции Центрального банка РФ. Второй вариант нам представляется наиболее приемлемым, так как позволяет оперативно реагировать на изменения и прогресс в сфере электронных расчетов и вносить соответствующие корректировки в текст документа. Тем более, что в соответствии с Федеральным законом РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» одной из функций Центрального банка РФ является установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления расчетов в РФ. Отсутствие нормативной базы, регулирующей сферу электронных расчетов, является серьезным недостатком банковского законодательства РФ, который необходимо исправить в самое ближайшее время.

Закон состоит из пяти глав и 21 статьи. Кроме главы об общих положениях, включающей статьи о цели и сфере применения его, о правовом регулировании в области использования ЭЦП и основных понятиях данного Закона, содержание Закона представлено в главах «Условия использования электронной цифровой подписи» (ст. 4 - 7), «Удостоверяющие центры» (ст. 8 - 15), «Особенности использования электронной цифровой подписи» (ст. 16 - 19) и гл. V «Заключительные и переходные положения» (ст. 20, 21). *

Многие положения Закона, да и сам факт его принятия соответствуют требованиям Типового закона, изданного Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли «Об электронных подписях», который был принят Рабочей группой ЮНСИТРАЛ по электронной торговле на ее 37-й сессии, проходившей в Вене 18 - 29.09.2000. Но, тем не менее, Закон ориентирован исключительно на технологию использования ЭЦП, генерация которой основана на единственном математическом методе вычисления хэш-функции с использованием асимметричных криптографических открытых и закрытых ключей и не допускает использования других технологий и расширительного охвата других известных способов организации электронной подписи и тех, которые будут изобретены и внедрены в будущем. Последнее также не соответствует общепринятой мировой тенденции развития законодательства и действующей законодательной практике ООН, Европейского сообщества и ряда государств, где субъект, использующий электронную подпись, ос-

нованную на том или ином методе и технологии, сам решает, какая степень защиты электронного документа ему необходима. Предлагаемый подход возможен для использования ЭЦП в отдельных определенных сферах, например в государственном управлении, где требования могут быть жестко установлены законом.

Принятие нового закона всегда сопровождается множеством вопросов, относящихся к снятию естественных психологических барьеров, возникающих с переходом к новым граням правовых отношений, а также в связи с освоением новых правил. Очень часто новый закон, создавая условия инноваций в той или иной области жизни страны, обнаруживает и те сложности, которые неминуемо возникают в практике его применения. Прошел совсем незначительный срок после принятия названного Закона, но ознакомление с ним позволяет как отметить его позитивные стороны, так и поставить вопросы, которые потребуют новых усилий со стороны нормотворческих структур и тех субъектов, которых данный Закон касается. Это тем более важно, что в течение ближайших 3 месяцев должны быть приведены в соответствие с данным Законом другие нормативные правовые акты, которые в той или иной степени затрагивают проблему ЭЦП.

В свете сказанного поставим некоторые вопросы, связанные с пониманием норм данного Закона. В первую очередь это вопросы о предмете и сфере его действия, о видах субъектов, которых он касается, о правах, обязанностях и возможной ответственности этих субъектов в регулируемой Законом сфере. Не менее существенным является и блок вопросов, связанных с технологической стороной дела, которая неизбежно затронута Законом в связи с оформлением нового средства - ЭЦП в системе информационных технологий России.

Цель Закона - обеспечить правовые условия использования ЭЦП в электронных документах, в которых информация представлена в электронно-цифровой форме, созданных и используемых на основе применения компьютерных и информационно-коммуникационных технологий, - обозначена в ст. 1 Закона. Электронными документами могут быть и копии бумажных документов, перенесенные в электронно-цифровую форму посредством электронного сканирования. Цель - «обеспечить правовые условия» - безусловно оправданна, ибо ЭЦП как способ идентификации собственноручной подписи легитимирован ГК РФ с 1994 года.

Сложнее обстоит дело с определением сферы действия Закона. Согласно п. 2 ст. 1 сферой его действия являются отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и «в других предусмотренных законодательством РФ случаях». Это положение п. 2 обязывает определить законодательными актами (постановлением Пра-

вительства РФ или указом Президента РФ) такие «случаи». В этом положении наблюдается расхождение с Типовым законом ЮНСИТРАЛ, который перечисляет известное множество гражданско-правовых отношений и не более. Расхождение между названными актами еще и в том, что российский Закон не распространяется на другие формы аналогов собственноручной подписи.

Электронная цифровая подпись по данному проекту де-факто является аналогом, приравненным к собственноручной подписи физического лица, но не самой собственноручной подписью физического лица. Логика сохранения преемственности ЭЦП как аналога собственноручной подписи требует, чтобы данные, представляющие ЭЦП, были непосредственно связаны с индивидуальностью лица, подписавшего электронный документ. Эта логика легла в основу вышеупомянутых модельных законов. В связи с этим тезис о признании равнозначности ЭЦП с собственноручной подписью физического лица в документе на бумажном носителе, продекларированный как цель вышеупомянутого Закона (ст. 1, п. 1), вызывает сомнение, поскольку, с одной стороны, в данном Законе нет норм о биометрической привязке подписи к владельцу сертификата ключа подписи, а с другой стороны - закрытый ключ и, соответственно, ЭЦП могут передаваться доверенному третьему лицу или допускается возможность ее несанкционированного использования третьей стороной, что означает компрометацию закрытого ключа. В составе данных ЭЦП отсутствуют отметки даты и времени установления подписи на документ, что в настоящее время очень важно и существенно для правоприменительной практики.

По своей физической природе V сути ЭЦП в электронном документе, если быть точным, скорее, является аналогом оттиска печати юридического (реже физического) лица на бумажном документе, которая в отличие от печати заверяет электронный документ в целом, а не только подпись должностного лица, чем и обеспечивает его целостность и подлинность. Но по данному Закону юридическим лицам и организациям отказано в праве иметь ЭЦП в качестве аналога печати. Применение ЭЦП в качестве гербовой печати органа государственной власти, печати юридического лица имело бы абсолютно полную аналогию с применением традиционной печати. Требования к некоторым традиционным бумажным документам в части проставления и наличия печати (гербовой и прочих) распространялись бы и на электронный документ, и при этом практически не потребовалось бы пересмотра действующего законодательства и других подзаконных актов и приведения в соответствие с вступлением в действие Закона.

Отсутствие же норм, уникально увязывающих ЭЦП с физическим лицом, породит множество

проблем правоприменительной практики. Так, если третьему лицу по каким-либо причинам станет известен закрытый ключ, то отличить подлог подписи до аннулирования ключей будет невозможно. Можно также предположить, что будут возможны случаи, когда применение аналога собственноручной подписи позволит заинтересованным и недобропорядочным должностным и другим лицам с легкостью отказываться от своей подписи на электронном документе. Так, если подписавшее документ лицо по каким-либо причинам в какой-то момент откажется от своей подписи (например, в судебном разбирательстве), то доказать обратное будет практически невозможно.

Вопрос о сфере действия Закона тесно связан с темой правового статуса субъектов, действующих в этой сфере. В этой связи стоит остановиться на гл. IV «Особенности использования электронной цифровой подписи», которая касается подписания «своих электронных документов» федеральными органами государственной власти, органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также организациями, участвующими в документообороте с этими органами через подписи «уполномоченных лиц указанных органов и организаций». Представляется, что перед правоприменителями и исполнителями Закона встанет несколько непростых вопросов.

Первый касается круга отношений упомянутых органов и связанных с ними организаций через документооборот. Оговорок, что эти отношения касаются только гражданско-правовых сделок, нет. И можно воспринимать данный текст расширительно. Известно, что органы государственной власти не совершают гражданских сделок, за исключением случаев, когда им это предписано делать от имени государства, а также в случаях обеспечения инфраструктуры своей функциональной деятельности (оборудование, техника, канцобеспе-чение и т.п.) в качестве юридического лица. Таким образом, встанет вопрос о применении органами государственной власти и местного самоуправления ЭЦП в их управленческой, организационно-правовой, исполнительской деятельности.

Второе. Организации, связанные документооборотом с органами государственной власти и, особенно, с органами исполнительной власти, -это организации разных форм собственности, и многие из них корпоративного характера. По Закону у них свои правила в области использования ЭЦП. В связи с этим представляет интерес ст. 17 Закона. Ее название говорит об использовании ЭЦП в корпоративной информационной системе. Содержание п. 1 этой статьи относится к предоставлению услуг по сертификации ЭЦП для систем общего пользования. Корпоративная система в данном случае выступает в роли удостоверяющего центра.

ЙОВОСУГИ и СФРРР на по

Пункты 2 и 3 ст. 17 Закона посвящены вопросу использования ЭЦП в корпоративной информационной системе и содержат норму, согласно которой порядок, содержание информации в сертификатах ключей подписи (далее - СКП), порядок ведения реестра СКП, порядок хранения аннулированных СКП, а также «случаи утраты сертификатами юридической силы в корпоративной информационной системе регламентируются решением владельца этой системы или соглашением участников» этой же корпоративной системы (п. 3 ст. 17). Это же положение правового статуса удостоверяющего центра корпоративной системы подтверждается и нормой, содержащейся в п. 3 ст. 15 Закона. Владелец информационной системы имеет право прекратить деятельность удостоверяющего центра, обеспечивающего функционирование корпоративной информационной системы, или передать его «обязательства» другому удостоверяющему центру.

Из этого следует, что корпоративная информационная система сама создает себе удостоверяющий (сертификационный) центр, правила работы которого сама же и устанавливает. В случаях, когда корпоративные организации документально взаимодействуют с органами государственной власти, не возникнут ли противоречия между параметрами оформления и использования ЭЦП в этих организациях и в органах государственной власти и местного самоуправления?

Странно выглядит требование законодателей включать в электронную подпись «сведения об отношениях, при осуществлении которых электронный документ с электронной цифровой подписью будет иметь юридическое значение» (ст. 6, п. 1, ст. 19, п. 2 Закона). Если электронная г!Ъдпись, как утверждается в Законе, есть эквивалент собственноручной подписи, то вряд ли даже высокопоставленное должностное лицо будет иметь разные подписи для разных правоотношений. Трудно представить норму ГК РФ, требующую от юридического лица изготавливать документы и заверять их соответствующей печатью, имеющей юридическое значение только для определенных отношений, указанных в применяемой печати юридического лица. Термин «юридическое значение» - понятие субъективное и определяется, как правило, самими субъектами правоотношений. Кроме того, конструкция «документ с подписью имеет юридическое значение при осуществлении отношений, указанных в сертификате ключа подписи» вызывает большие сомнения. Использование в Законе этой правовой конструкции обязывает Правительство РФ подготовить подзаконный акт, где должен быть сформулирован перечень правоотношений, в которых может применяться ЭЦП. А обладатель ЭЦП должен каждый раз проводить анализ (опять же субъективный) подписываемых электронных документов.

Проще и разумно было бы определить те правоотношения, где электронные документы и, соответственно, ЭЦП нельзя применять.

В Законе недостаточно проработаны вопросы ответственности третьих лиц - участников электронного оборота документов и органов, ответственных за проведение сертификации средств ЭЦП. Так, если «возмещение убытков, причиненных в связи с созданием ключей электронных цифровых подписей ^сертифицированными средствами электронной цифровой подписи, может быть возложено на создателей и распространителей этих средств» (ст. 5, п. 2), то кто же будет нести ответственность в случае, если убытки будут вызваны по причине несанкционированного взлома сертифицированных средств цифровой подписи или наличия в них разного рода незаконно установленных программных или аппаратных закладок?

Данный проект неоправданно исключил из сферы действия применение ^сертифицированных средств ЭЦП, так как в общественной и экономической деятельности общества всегда будут иметь место обстоятельства, по причинам которых сертификация применяемых средств ЭЦП не всегда будет возможна, особенно это связано с международным обменом.

Заслуживает внимания вопрос о видах субъектов, деятельности которых касается этот Закон. Анализ состава участников отношений по оформлению и использованию СКП и ЭЦП также содержит позиции, на которых стоит задержать внимание.

Для обозначения видов субъектов, на которых Закон распространяется, законодатель использует следующие термины. Это - физическое лицо, полномочное лицо федеральных органов государственной власти, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации, удостоверяющий центр, уполномоченное лицо удостоверяющего центра, участник информационной системы, владелец СКП, пользователь СКП. В этом перечне Закон употребляет и выражение «корпоративные структуры органов государственной власти». Что это означает? Всего насчитываем 11 названий субъектов, включенных в орбиту действия Закона.

В числе основных понятий, которые используются в Законе, дано определение только для двух категорий субъектов: владелец СКП - физическое лицо, владелец сертификата и закрытого ключа ЭЦП; пользователь СКП - физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о СКП для проверки принадлежности ЭЦП владельцу СКП. При этом даны определения «информационной системы общего пользования» как информационной системы, открытой для «использования» всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим ли-

цам не может быть отказано, и «корпоративной информационной системы», участниками которой может быть ограниченный круг лиц, определяемый ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы, а определение понятия «информационная система» опущено. Если под термином «информационная система» в соответствии с Федеральным законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации» понимать «организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы» (ст. 2), то «информационную систему» следует относить к объектам действия рассматриваемого Закона, что из его положений явно и однозначно не следует.

Конструкция «корпоративная информационная система федеральных органов государственной власти» (ст. 5, п. 3 Закона) вызывает большие сомнения. Да и сам термин «корпоративная информационная система» не совсем удачный, так как понятие «корпорация» в российской системе права относится всегда к коммерческим организациям или профессиональным объединениям, а по контексту Закона и смыслу употребления имеются в виду произвольные субъекты, включая коммерческие, некоммерческие организации и органы власти.

Определение понятия «участник информационной системы» отсутствует, хотя по тексту в нормах Закона употребляется часто. Пользователям Закона надо самим определять, кто (и что) относится к такому «участнику» и кто (и что) к «пользователю сертификата ключа подписи», а кто (и что) к «пользователю» информационной системы (как принятому легальному определению) и чем они отличаются. Из определения понятий «открытый ключ ЭЦП» и «сертификат ключа подписи» (ст. 3 Закона), а также ст. 4 Закона об ЭЦП можно предположить, что «участником информационной системы» в отличие от «пользователя сертификата ключа подписи» является физическое лицо, которое обладает одним или множеством сертификатов ключей подписи. Не ясно, является ли пользователь «участником информационной системы»?

При этом можно также предположить, что пользователь СКП получает «сведения о СКП» в виде копии СКП и тем самым становится обладателем «открытого ключа ЭЦП», о чем достаточно ясно сказано в определении понятия «сертификат ключа подписи», но о чем не говорится в определении понятия «пользователь СКП». Этот пример свидетельствует о том, что читатель Закона должен продираться сам через формулировки статей Закона и пытаться его истолковать правильно, то есть так, как задумывал законодатель.

Встает и еще один крамольный вопрос. В ст. 1 Закона сказано, что его действие распространяется на отношения при совершении гражданских сделок, значит, в них участвуют или их оформляют физические лица, представляющие интересы свои или юридических лиц. Следовательно, стоило обратить внимание на толкование термина «участник» или «полномочное лицо», которое представляет соответствующее юридическое лицо, а не «информационную систему».

Закон в части определения правового статуса субъектов, участвующих в процессе создания, выдачи и использования СКП и ЭЦП, уделил внимание статусу удостоверяющего центра (ст. 9) и уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (ст. 10, п. 2). Под удостоверяющим центром понимается юридическое лицо, обладающее определенными материальными и финансовыми возможностями, имеющее лицензию в соответствии с установленными Правительством РФ требованиями, и которая предоставляется ему уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Статья 9 и п. 1 ст. 10 Закона определяют круг деятельности удостоверяющего центра. Здесь представляется все достаточно ясным. Но вот п. 2 ст. 9 Закона, посвященный условиям изготовления СКП, не раскрывает рамок по порядку генерации ключей и формы объективирования закрытого ключа подписи, а также обеспечения гарантии сохранения его в тайне от третьих лиц и самого удостоверяющего центра. Для изготовления СКП нужно заявление «участника информационной системы», которое подписывается «владельцем сертификата ключа подписи» (который еще надо изготовить). Кто же пишет заявление? Пользователь информационной системы или владелец закрытого ключа? И кто предъявляет «соответствующие» и какие документы? Что понимается под «сообщением»?

Пункты 2 и 4 ст. 10 Закона определяют функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти: ведет реестр сертификатов удостоверяющих центров (но не реестр самих центров), работающих с участниками информационных систем общего пользования; обеспечивает свободный доступ к этому реестру; выдает сертификаты ключей для уполномоченных лиц удостоверяющих центров; подтверждает подлинность ЭЦП этих лиц по обращениям всех других субъектов, а также осуществляет иные полномочия в соответствии со своим положением. Кто и в каком порядке утверждает это положение об этом уполномоченном федеральном органе, в Законе не сказано. Не сказано также и о порядке проверки уникальности открытых ключей ЭЦП и порядке заверения СКП удостоверяющих центров, как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, а также о том, имеет ли этот уполномоченный федеральный

орган ЭЦП, а если имеет, то каков порядок ее регистрации и применения.

Отметим несколько положений Закона процедурного характера. Прежде всего, это вопрос об утрате юридической силы ЭЦП или СКП (из текста сг. 14, п. 1, и ст. 17, п. 3, Закона это не совсем ясно). Например, чем и в каком порядке подтверждается положение «достоверно известно» (абз. 4 п. 1 ст. 14); кто устанавливает «общее правило» (ст. 13, п. 2) для всех владельцев СКП о периоде от поступления указания о приостановлении действия СКП до внесения этой информации в реестр СКП. Если правило - общее для всех, то как по договоренности владельца и центра этот срок может быть сокращен? Каков порядок оповещения и организации сверки открытых ключей для пользователя, чтобы каждый раз при использовании своего ключа он сверялся с реестром на предмет, не приостановлено ли действие СКП (ст. 13, п. 4)? Хотелось бы получить бтвет и на вопрос, кем осуществляется процедура признания иностранных СКП и в каком порядке? Ну, не будут же иностранные граждане приезжать в Россию только для того, чтобы оформить российский СКП. Предложенный порядок организации признания и использования международных сертификатов ЭЦП (ст. 18) весьма осложнит и ограничит их применение.

Есть вопросы о сроках хранения СКП. В частности, для какого рода документов (бумажного или электронного) устанавливается 5-летний срок хранения электронного документа.

Еще один сюжет, обозначенный в Законе, требует прояснения. Он касается сведений об отношениях, при которых электронный документ с ЭЦП «имеет юридическое значение» (ст. 4, п. 2 и ст. 6, п. 1), и нормы, обязывающей «участника» информационной системы указывать отношения (надо полагать, вид или характер их), которые будут осуществляться с применением ЭЦП. В противном случае электронный документ и ЭЦП «не имеют юридического значения». Не ясно, кто и в каком порядке будет осуществлять контроль за использованием СКП только в обозначенном круге отношений. При отсутствии каких-либо классификаторов отношений и критериев для такой классификации весьма затруднительно будет обозначить в сертификате такие отношения, с одной стороны, и оценивать их в дальнейшем как соответствующие заявленным.

Наиболее проработанными в Законе оказываются нормы, касающиеся порядка сертификации деятельности удостоверяющих центров. Но название Закона обязывает дать ясность и по другим позициям. Особенно это касается использования ЭЦП. Первые впечатления от прочтения Закона показывают, что не все его позиции достаточно проработаны, и представляется, что практика его применения даст основания для его дополнения и

изменений. Тем не менее, наличие такого Закона -важный шаг в системе правового регулирования отношений, связанных с включением электронного документа и его ЭЦП в структуру документирования информации, в организацию документооборота.

2. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

В соответствии с Федеральным законом РФ от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», п. 2 ст. 80 ч. 1 Налогового кодекса РФ и Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, с июля 2002 года началось поэтапное внедрение безбумажной технологии приема налоговой отчетности в инспекциях МНС РФ по г. Москве.

С сентября 2002 года 20 налоговых инспекций г. Москвы перешли на безбумажную сдачу налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по электронной почте применяется специальная технология электронного документооборота, которая основана на использовании таких средств криптозащиты, как шифрование и ЭЦП.

Это обеспечивает возможность:

- сохранения конфиденциальности документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиком;

- однозначной идентификации налогоплательщика, приславшего файлы отчетности;

- защиты файлов отчетности от несанкционированных исправлений;

- корректного разрешения конфликтных ситуаций.

Необходимым условием успешной реализации налоговой реформы является максимальная автоматизация процессов, связанных с налогообложением. Налоговые органы в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая федеральный, региональные и местные уровни. Утвержденная в конце 2001 года федеральная программа развития налоговых органов предусматривает дальнейшие работы по повышению уровня оснащенности современными программно-аппаратными средствами обработки информации, средствами телекоммуникаций, защиты информации и переход на качественно новый уровень сбора и обработки налоговой отчетности, адекватный требованиям времени.

Поправки к ст. 80 Налогового кодекса РФ устанавливают, что налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налого-

плательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

При получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определяется МНС РФ, и теперь налогоплательщик вправе выбирать: подавать отчетность в электронном виде по каналу связи или по-прежнему стоять в очереди в налоговой инспекции. Реализации возможностей электронного документооборота долгое время препятствовало отсутствие надежной правовой базы.

Принятый Закон дает мощный импульс широкому внедрению электронного документооборота во всех сферах деятельности, в том числе и в сфере государственного управления.

Федеральным законом РФ от 28.03.2002 № 32-Ф3 внесены дополнения и изменения в ст. 13 и 15 Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете». Статья 13 дополнена п. 6, в котором сказано, что при наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в ст. 15, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством ТРФ. Пункт 5 ст. 15 допускает представление бухгалтерской отчетности пользователю организацией путем передачи по телекоммуникационным каналам связи. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

МНС РФ провело большую подготовительную работу по переходу к электронному документообороту. Ведь при сдаче налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде очень важно обеспечить юридическую значимость представляемых документов и гарантировать конфиденциальность передаваемых таким образом данных.

К настоящему времени на магнитных носителях сдается около 95% справок работодателей по

налогу на доходы физических лиц. При этом данные на бумажном носителе представлять необязательно. Юридическая значимость представляемых данных подтверждается сопроводительными реестрами на бумаге, в которых указывается, какие виды отчетности и за какой период представлены на магнитном носителе.

Проводились и проводятся также эксперименты по приему налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на магнитных носителях. Как правило, в предлагавшихся при этом технологиях магнитный носитель лишь дублировал данные на бумаге, позволяя сократить время на прием и обработку данных, но не решая проблему по существу. В ряде регионов проведены эксперименты по отработке технологии сдачи отчетности по каналам связи, в том числе с использованием Интернета, в ходе которых апробировались различные решения. Их результаты позволяют сделать вывод не только о принципиальной возможности перехода на безбумажные и бесконтактные методы представления отчетности, но и о реальности такого перехода в самой ближайшей перспективе.

3. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАКТИКЕ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

Для подготовки и сдачи форм отчетности в электронном виде налогоплательщики использовали программный комплекс «Спринтер» фирмы «Такском», в состав которого входят следующие компоненты:

- модуль выгрузки (ручного ввода) документов бухгалтерской и налоговой отчетности, обеспечивающий автоматизированную выгрузку этих документов из баз данных семейства «1С: Предприятие», а также ручной ввод содержания указанных документов с возможностью дальнейшей распечатки их на принтере и выгрузки в электронном виде стандартных форм отчетности, отправляемых в инспекции МНС РФ. Программа позволяет осуществлять проверку правильности заполнения форм отчетности перед отправкой в налоговые органы;

- модуль электронной почты. Наряду с почтовыми функциями модуль предоставляет большие возможности по архивированию сообщений, хранению адресной информации и информации, идентифицирующей ключи пользователей, а также средства перекодирования и преобразования форматов сообщений;

- модуль криптографической защиты информации, обеспечивающий абонентское шифрование файлов отчетности, передаваемых по каналам связи, и защиту их с помощью ЭЦП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сервисный модуль, обеспечивающий информирование налогоплательщика о выполнении фун-

кций регламента электронного документооборота, а также позволяющий налогоплательщику вести архив электронных документов.

Анализ технических требований, предъявляемых к участникам эксперимента, позволяет сделать вывод, что в настоящее время многие налогоплательщики могут обеспечить наличие соответствующего оборудования. В то же время следует отметить, что все же не все налогоплательщики готовы к повсеместному внедрению электронного документооборота с налоговой инспекцией. Среди причин неготовности налогоплательщика к новым технологиям можно вьщелить как объективные, так и субъективные доводы. Несмотря на доступность технических средств, использованных в ходе эксперимента, значительная часть налогоплательщиков все еще не располагает ими. Серьезной проблемой является недостаточно высокий уровень средств связи. Для того чтобы обеспечить своевременную сдачу отчетности в надлежащем виде, налогоплательщик должен иметь персонал, способный подготовить и отправить документацию с помощью технических средств. Важным препятствием на пути повсеместного внедрения электронного документооборота с налоговой инспекцией является психологическое недоверие налогоплательщика к использованию технических средств. Отечественный бухгалтер привык к тому, что он лично удостоверяется в сдаче баланса в налоговую инспекцию. Да и штамп почтового отделения связи выглядит для такого бухгалтера более надежным доказательством исполнения обязанности по сдаче бухгалтерской отчетности.

Особенность эксперимента заключалась в том, что сдача бухгалтерской отчетности по электронным каналам связи дублировалась непривычных бумажных носителях. Связано это было с недостаточностью правового регулирования электронного документооборота.

Участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде являются налогоплательщики или их представители, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговой декларации в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы. Их выбор осуществляется на основе аттестации (конкурсного отбора), в соответствии с законодательством РФ и документами, утверждаемыми МНС РФ. Таковыми должны быть организации, имеющие соответствующие лицензии ФАПСИ и Минсвязи РФ и отвечающие требованиям по обеспечению регламента взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами в автоматизированном режиме.

При представлении налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным ка-

налам связи дата ее представления будет подтверждаться специализированным оператором по аналогии с тем, как это делается сейчас при отправке деклараций по обычной почте.

Отношения между участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде регулируются Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, федеральными законами РФ «О бухгалтерском учете», «Об электронной цифровой подписи», «Об информации, информатизации и защите информации», «О связи», а также другими федеральными законами РФ и нормативными правовыми актами, в том числе приказом МНС РФ от 02.04.2002 № БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Представление налоговых деклараций в электронном виде будет осуществляться, с одной стороны, по добровольному желанию налогоплательщика, а с другой стороны, при наличии у налоговых органов технических возможностей для их приема. Уже свыше 1 ООО налоговых инспекций местного уровня располагают соответствующими программно-техническими и телекоммуникационными комплексами, и работа в этом направлении будет продолжена.

При представлении налоговой декларации в электронном виде в соответствии с предложенным Порядком налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе. Но при этом и налогоплательщик, и сотрудники налоговых органов должны обеспечить хранение архива документов в электронном виде в течение срока, определяемого законодательством РФ.

Защита информации при представлении отчетности по электронной почте будет обеспечиваться комплексом организационных и программно-технических мер.

Организационные меры по обеспечению информационной безопасности предполагают регламентацию взаимоотношений участников обмена информацией и строгое соблюдение порядка обмена электронными документами при сдаче налоговых деклараций и форм отчетности.

Программно-технические меры заключаются в использовании сертифицированных ФАПСИ средств криптографической защиты информации и автоматическом выполнении функций специального регламента электронного документооборота, что гарантирует не только конфиденциальность переписки участников системы, но и разрешение разного рода конфликтных ситуаций, возникающих между ними.

Налогоплательщик, участвующий в системе электронного документооборота с налоговыми органами, берет на себя обязательства соблюдать

регламент обмена и правила работы со средствами криптографической защиты информации.

Системы информационного взаимодействия подразумевают единый подход к процедуре представления отчетности и строгое соблюдение правил, ее описывающих. Даже небольшое отклонение приведет к тому, что стороны информационного обмена перестанут понимать друг друга, а следовательно, взаимодействия не произойдет.

Перечень налоговых деклараций и иных документов, подлежащих представлению в налоговые органы в электронном виде, утверждается МНС РФ. Как известно, в территориальных налоговых инспекциях используются разные программы для обработки налоговой отчетности и ведения баз данных камеральных проверок. Еще большее разнообразие наблюдается в программных средствах, используемых налогоплательщиками для подготовки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности. Обеспечить совместимость и «взаимопонимание» этих программ призван единый формат представления данных бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде. Такой формат был разработан и апробирован в ходе пилотных проектов, проводившихся в Москве и других регионах. Формат, описывающий свыше 30 основных форм отчетности за 2001 год, уже утвержден, а работа над форматом на 2003 год, в котором список форм будет максимально расширен, продолжается. Эти унифицированные форматы будут открыты для использования всеми разработчиками программных средств для налогоплательщиков и налоговых органов.

Для того чтобы иметь возможность передавать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде по каналам связи, налогоплательщик должен будет обратиться в налоговый*орган по месту своего учета с письменным заявлением и получить формальное согласие. Смысл этой процедуры состоит в том, что налогоплательщик уведомляет налоговый орган о своем желании в дальнейшем передавать отчетность именно по каналам связи, а не на бумаге и обязуется соблюдать все правила и процедуры. В свою очередь, налоговый орган регистрирует налогоплательщика как участника электронного документооборота и соответствующим образом настраивает свои средства на прием отчетности от данного налогоплательщика.

Другим условием представления налоговых деклараций в электронном виде является использование программных и аппаратных средств, обеспечивающих возможность:

- формирования данных налоговой декларации в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными МНС РФ, для их последующей передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;

- формирования запросов на получение от налогового органа по месту учета информационной

выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетами различного уровня;

- шифрования при отправке и расшифрование при получении информации с использованием средств криптографической защиты информации;

- формирования подписи при передаче информации и ее проверку при получении с использованием средств ЭЦП.

Важно, чтобы эти средства имели соответствующие сертификаты, подтверждающие совместимость с аналогичными средствами, установленными в инспекциях.

Регламент обмена электронными документами при представлении отчетности по каналам связи предполагает следующую последовательность действий, выполняемых автоматически:

- при отправке отчетности налогоплательщиком файл отчетности подписывается ЭЦП налогоплательщика, зашифровывается и отправляется на сервер электронной почты оператора;

- при получении этого электронного документа в налоговой инспекции он расшифровывается, проверяется ЭЦП налогоплательщика, что гарантирует как отсутствие искажений при поступлении документа, так и невозможность внесения изменений со стороны работников налоговых органов. Если результат проверки ЭЦП положительный, то электронный документ подписывается ЭЦП налоговой инспекции, зашифровывается и отправляется налогоплательщику. Одновременно электронный документ с двумя ЭЦП (налогоплательщика и инспекции) сохраняется в архиве инспекции. Если результат проверки ЭЦП отрицательный, то файл отчетности не принимается, а налогоплательщику высылается соответствующее уведомление;

- налогоплательщик, получивший свой файл отчетности с двумя ЭЦП, также сохраняет его в архиве;

- на сервере электронной почты оператора фиксируется факт поступления электронного документа в адрес налоговой инспекции и формируется подтверждение оператора - электронный документ, содержащий дату и время сдачи отчетности, подписанный ЭЦП оператора и зашифрованный;

- оператор высылает подтверждения, содержащие дату и время сдачи отчетности, и налогоплательщику, и налоговой инспекции, которые подписаны ЭЦП оператора и не могут быть произвольно изменены. Налогоплательщик и налоговая инспекция подписывают эти подтверждения своими ЭЦП и отправляют оператору, одновременно сохраняя их в своих архивах;

- кроме того, в налоговой инспекции файлы с формами отчетности перед обработкой проходят входной контроль на соответствие требованиям формата. По результатам входного контроля фор-

мируется протокол, который подписывается ЭЦП налоговой инспекции и также отправляется налогоплательщику.

Таким образом, налогоплательщик, пользующийся системой сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи, может считать цикл сдачи отчетности полностью выполненным, если он имеет:

- подтверждение оператора, подписанное ЭЦП оператора и налогоплательщика;

- файл отчетности, подписанный ЭЦП налогоплательщика и налогового органа;

- протокол, подписанный ЭЦП налогового органа, о результатах проверки на соответствие формату.

Такой порядок создает основу для корректного разрешения нештатных или же спорных ситуаций, связанных со сдачей отчетности.

Преимуществами системы представления отчетности в электронном виде с использованием электронной почты являются:

- работникам налоговых органов не надо тратить время на ввод данных с бумажных носителей в компьютерные базы данных;

- декларации, поступающие от налогоплательщиков, не содержат арифметических ошибок и неточностей в оформлении обязательных реквизитов;

- налогоплательщикам нет необходимости тратить время в очередях, а отчетность точно соответствует всем утвержденным требованиям;

- обновления форм отчетности налогоплательщикам передаются по каналам связи;

- налогоплательщики получают по каналам связи из инспекций все информационные материалы, которые обычно размещаются на досках объявлений;

- у налогоплательщиков появляется возможность посылать в инспекции по электронной почте запросы о состоянии своих расчетов с бюджетами разных уровней и оперативно получать соответствующие выписки.

Таким образом, речь идет уже не просто о системе сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, а о более широкой системе информационного обмена между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Следует отметить, что подключение и участие в системе представления отчетности в электронном виде по каналам связи будет пока осуществляться на платной основе.

Налоговые органы не будут ограничиваться только этим. Перспективными являются следующие направления деятельности:

- разработка схем представления отчетности на магнитных носителях с использованием средств ЭЦП;

- максимальное расширение перечня форм деклараций, принимаемых в электронном виде;

- отработка схем информационного обмена на основе \уеЬ-технологий.

Особого внимания заслуживают малые предприятия и предприниматели без образования юридического лица. Для них необходимо разрабатывать специальные схемы с привлечением специализированных фирм, оказывающих комплексные услуги по ведению бухгалтерского учета, подготовке и представлению отчетности в налоговые органы.

В части межведомственного взаимодействия будут продолжаться работы по схемам информационного обмена на безбумажной основе с федеральным казначейством и другими органами на всех уровнях управления.

Необходимо также стремиться к унификации схем, стандартов и процедур представления отчетности в электронном виде с Пенсионным фондом РФ, органами Госкомстата РФ, Фондом социального страхования РФ и другими ведомствами, которым предприятия и организации представляют отчетность.

Практика применения ЭЦП и безбумажной технологии передачи отчетности в налоговые органы показывает, что для успешной работы с помощью информационных технологий в области передачи информации в налоговые органы необходимо приобрести оборудование и программное обеспечение, а именно:

- компьютер для формирования запросов и получения ответов из Сети;

- прибор для подключения компьютера к каналу связи;

- обычный модем при использовании обычного телефонного канала связи;

- модем для постоянного подключения к каналу связи;

- программное обеспечение, в частности операционную систему Windows;

- кабели для внутренней проводки по зданию в случаях, когда канал связи не проведен непосредственно в помещение пользователя.

Не исключается вероятность того, что потенциальному пользователю телекоммуникационного канала понадобятся услуги компании по установке и наладке приобретенного оборудования. Тогда будет необходимо прибегнуть к помощи сторонних специалистов либо услугам провайдера, которые могут быть оказаны бесплатно.

Кроме этого, потребуется приобрести аппаратное и программное обеспечение, посредством которого будет осуществляться передача налоговой отчетности в налоговые органы.

На сентябрь 2002 года более 20 налоговых инспекций готовы принимать отчетность налогоплательщиков по телекоммуникационным каналам связи. Кроме этого, утвержден следующий перечень форм налоговой и бухгалтерской отчетности, принимаемых инспекциями в электронном виде по каналам связи:

- декларация по налогу на прибыль организаций;

- декларация по налогу на добавленную стоимость;

- декларация по налогу на добавленную стоимость по ставке 0%;

- расчет по налогу на имущество предприятий;

- расчет по налогу на имущество предприятий (по обособленному подразделению организации);

- расчет по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

- расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу;

- декларация по налогу на рекламу;

- декларация по налогу с продаж;

- расчет сумм сбора за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

- декларация по налогу на пользователей автодорог;

- декларация по налогу с владельцев транспортных средств;

- бухгалтерский баланс (форма N9 1);

- отчет о прибылях и убытках (форма № 2).

Предполагается, что к июлю 2003 года (к моменту сдачи отчетности за 2-й квартал) этот список будет включать все формы налоговой и бухгалтерской отчетности.

Управление МНС РФ по г. Москве намерено расширять зону применения безбумажной технологии за счет подключения остальных инспекций и дополнения списка форм налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, сдача которых возможна по каналам связи без посещения налоговых органов. *

Прием налоговых деклараций по электронной почте в режиме опытной эксплуатации осуществляется в Москве и Московской области уже давно - с 2000 года, а с июля 2002 года началась промышленная эксплуатация системы представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи. Первым эта возможность была предоставлена налогоплательщикам, состоящим на учете в И МНС N9 21. С августа 2002 года к ней присоединились: ИМНС № 1, ИМНС № 2, ИМНС № 3 и ИМНС N9 31. В сентябре этот список был расширен до 20 инспекций.

К внедрению аналогичной системы представления налоговых деклараций в электронном виде по каналам связи помимо Москвы приступили в Татарстане, Кемеровской области, Краснодарском крае. Готовятся к приему отчетности по каналам связи Ростовская, Новосибирская, Пермская, Кировская области.

Сдавать отчетность в электронном виде по каналам связи может любая организация, состоящая

на учете в одной из инспекций МНС РФ, подключенных к системе представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Поэтому сначала нужно обратиться в вашу налоговую инспекцию и узнать, подключена ли она к системе.

Затем нужно обратиться к «специализированному оператору связи». В Москве и Московской области - это компания «Такском». С оператором связи нужно заключить договор на оказание услуг по сдаче отчетности и приобрести у него программный комплекс «Спринтер» - программное обеспечение, позволяющее формировать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде и отправлять ее по каналам связи. У него же налогоплательщик получает средства криптографической защиты информации. Они необходимы для подписания файлов отчетности ЭЦП и их шифрования перед отправкой в налоговую инспекцию. О том, какие документы при этом необходимо оформить, можно узнать на сайте компании «Такском» www.taxcom.ru или по телефонам 200-27-46, 200-13-50. Представителей компании можно также найти на информационно-консультационных пунктах, открытых в налоговых инспекциях, принимающих налоговую отчетность в электронном виде по каналам связи.

Программный комплекс состоит из трех основных частей.

1. Модуль выгрузки бухгалтерской и налоговой отчетности. Если ваша организация является пользователем программ «1С:Предприятие» или «1С:Бухгалтерия» (начиная с версии 7.7), то с помощью модуля выгрузки бухгалтерской и налоговой отчетности вы сможете автоматически сформировать документы отчетности. Вместе с тем этот модуль позволяет ввести данные бухгалтерской и налоговой отчетности в утвержденные формы с клавиатуры компьютера. Введенные документы могут быть распечатаны, а также выгружены в файл специального формата, утвержденного МНС РФ для представления бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде.

В «1С:Бухгалтерия 7.7» режим выгрузки форм бухгалтерской и налоговой отчетности позволяет выбрать период, за который представляется отчетность, и указать, какие именно формы отчетности из числа предназначенных для выгрузки должны быть выгружены.

Модуль выгрузки предоставляет налогоплательщику возможность еще до отправки данных отчетности просмотреть результаты выгрузки - непосредственно выгруженный файл. При необходимости любую форму можно открыть для просмотра и редактирования.

Любая форма отчетности может быть выгружена как первичный или как исправительный отчет.

Новости В СФЕРЕ НАЛОГОВ (

2. Программа «01Ро51». Программа обеспечивает обмен сообщениями между налогоплательщиками и налоговыми органами по электронной почте с использованием сетей Интернет и Х.25. Отправляемые файлы могут быть подписаны ЭЦП и зашифрованы криптографическими средствами с гарантированной стойкостью - для защиты от несанкционированного просмотра и искажения. Кроме того, программа «01Ро51» может быть настроена на соблюдение специального регламента электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями. В этом случае все регламентные действия со стороны налогоплательщика будут отрабатываться автоматически. Данный регламент предполагает получение налогоплательщиком электронной квитанции о получении налоговой инспекцией сообщения, содержащего файл отчетности, и подтверждения оператора связи - электронного документа, подтверждающего дату сдачи налоговой отчетности. Кроме того, налоговая инспекция высылает налогоплательщику протокол входного контроля файла отчетности на соответствие утвержденному МНС РФ формату.

3. Модуль криптографической защиты информации. Он выполняет шифрование файлов и их защиту с помощью ЭЦП. Этот модуль автоматически вызывается программой «01Роб1» в процессе подготовки файлов отчетности к отправке. Модуль имеет сертификат ФАПСИ на право использования для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, программный комплекс «Спринтер» выполняет четыре функции:

• заполнение (путем выгрузки из баз данных семейства программ «1С:Предприятие», «1С:Бухгалтерия» или вручную) форм бухгалтерской и налоговой отчетности, утвержденных Минфином РФ и МНС РФ, как для распечатки, так и для представления в налоговые органы в электронном виде;

• контроль за правильностью заполнения форм;

• доставку по электронной почте в инспекции МНС РФ подписанных ЭЦП и зашифрованных файлов с отчетностью;

• автоматическое соблюдение регламента электронного документооборота со стороны налогоплательщика.

Программный комплекс «Спринтер» позволяет организовать не только сдачу отчетности в налоговые органы, но и в более широком плане -обмен открытой и конфиденциальной информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами. Налогоплательщики, участвующие в системе электронного обмена, могут оперативно получать любую справочную информацию по порядку сдачи отчетности. Кроме того, по запросам налогоплательщиков им предоставляются данные о состоянии расчетов с бюджетами разных уровней.

Программный комплекс «Спринтер» сертифицирован на соответствие Порядку представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и требованиям форматов представления налоговой и бухгалтерской отчетности (сертификат соответствия No РОСС RU.ME20.H00574 от 14.08.2002).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для отправки отчетности в электронном виде с компьютера должен быть обеспечен доступ к сети Интернет (с помощью модема или по выделенной линии).

При формировании и отправке файлов отчетности используется привычный пользователям Windows интерфейс - система окон и меню. Так, выбрав при помощи меню окно «Регламентированные отчеты» (рис. 1), пользователю нужно выбрать курсором нужную форму, открыть ее и заполнить. Порядок заполнения каждой формы отчетности можно просмотреть, воспользовавшись пунктом «Описание» из меню «Помощь» в верхней части окна.

После заполнения и сохранения содержания всех нужных форм их следует отметить галочками в «Списке отчетов» и нажать на кнопку Выгрузить данные для передачи в инспекцию МНС (рис. 2).

При этом будет сформирован и записан на диск файл, содержащий формы отчетности в электронном виде. Если пользователь хочет увидеть этот файл, ему следует нажать на кнопку Просмотреть.

После формирования файла отчетности нужно нажать на кнопку Шифрование и отправка в инспекцию МНС. При этом запускается программа выходного контроля, с помощью которой можно проверить правильность сформированного файла отчетности и передать его программе электронной почты «DiPost». Автоматически открывается окно «Выходной контроль», в котором в строке с документом появится надпись «Прошел контроль» или «НЕ прошел контроль». Для просмотра файла следует нажать на кнопку Просмотреть, и на экране появится окно WEB-обозревателя с файлом отчетности, - если файл прошел выходной контроль, или окно текстового редактора с протоколом выходного контроля, - если не прошел.

После исправления ошибок нужно снова выгрузить данные для передачи в инспекцию МНС РФ и нажать на кнопку Шифрование и отправка в инспекцию МНС.

Для отправки в инспекцию МНС РФ всех файлов, прошедших контроль, следует нажать на кнопку Отправить программы выходного контроля. При этом автоматически запускается программа электронной по1ггы, по требованию которой нужно устанавливать в дисковод ключевую дискету, полученную вместе с комплексом «Спринтер».

Теперь в течение суток налогоплательщик должен получить из налоговой инспекции квитанцию о приеме файла отчетности и протокол входного

ИРда !

В Выгрузка данных в инспекцию МНС

■ . Ч.,,. ,

Выгрузка и отправку] Настройка}м УЩ^ЩШ

| 3 Отчет о прибылях и убытках (форма N^2)

* @ Авансы по ЕСН

* @ Авансы в ПФ

§ 0Декларация по НДС / 0Декларация по НДС (02)

ш

1^' . Открыть

^ Щи<^вание и отправкУв | " 3"-', 4

HIÜC3Í

В Регламентированные отчеты

Отчетность за 2 квартал 2002 года

Инструкция по составлению отчетности Анализ состояния бухгалтерского учета Выгрузка данных ИМНС ..... Бухгалтерская отчетность

Отчет о прибылях и убытках (форма N-2) Отчет об изменениях капитала (Форма №3) Отчет о движении денежных средств (Форма N4)

гтпН* г,г "м^пА

.:„0ткрьг,ьг,;| ЗагрУзить^ ! .Закрыть,,.,

Рис. 1. Окно «Регламентированные отчеты»

Рис. 2. Окно « Вы фузка данных в инспекцию МНС»

контроля, а от оператора связи - подтверждение, содержащее дату сдачи отчетности.

Чтобы налогоплательщику было легче отслеживать все полученные квитанции и подтверждения, специальная программа «Референт», входящая в комплекс «Спринтер», предоставляет нужную информацию в удобном для восприятия виде. Эта программа помогает также копировать электронные документы в архив и на дискеты.

Всею юридических лиц, заключивших договора перехода на безбумажную технологию, - 2 119. В феврале текущего года налоговую отчетность с применением безбумажной технологии сдавала 961 организация.

В период сдачи годовой отчетности за 2002 год, то есть с 01.03.2003 по 31.03.2003, налогоплательщики - юридические лица имели возможность непосредственно в своей территориальной инспекции заключить на льготных условиях договор на подключение к системе сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности по безбумажной технологии. В указанный срок московский специализированный оператор связи предоставлял следующие скидки при заключении договоров на подключение к системе безбумажной технологии сдачи налоговой отчетности: 40% - скидка на программное обеспечение, бесплатное подключение к системе, первый месяц работы в системе без абонентского обслуживания.

В заключение приводим перечень инспекций МНС РФ, принимающих в настоящее время налоговые декларации по безбумажной технологии в г. Москве: ИМНС № 1 по ЦАО, ИМНС № 2 по ЦАО, ИМНС № 3 по ЦАО, ИМНС № 5 по ЦАО, ИМНС № 6 по ЦАО, ИМНС № 7 по ЦАО, ИМНС № 8 по ЦАО, ИМНС № 9 по ЦАО, ИМНС № 10 по ЦАО, ИМНС № 13 по CAO, ИМНС № 14 по CAO, ИМНС № 15 по С BAO, ИМНС № 16 по СВАО, ИМНС No 17 по СВАО, ИМНС № 18 по BAO, ИМНС № 19 по BAO, ИМНС № 20 по BAO, ИМНС № 21 по ЮВАО, ИМНС № 22 по ЮВАО, ИМНС № 23 по ЮВАО, ИМНС № 24 по ЮАО, ИМНС № 25 по ЮАО, ИМНС № 27 по ЮЗАО, ИМНС № 28 по ЮЗАО, ИМНС № 29 по ЗАО, ИМНС № 31 по ЗАО, ИМНС № 33 по СЗАО, ИМНС № 34 по СЗАО, ИМНС № 35 по Зеленоградскому АО, ИМНС № 36 по ЮЗАО, ИМНС № 37 по ЮАО, межрайонная ИМНС № 38, межрайонная ИМНС No 40, межрайонная ИМНС №41, межрайонная ИМНС № 42 , ИМНС № 43 по CAO, межрайонная ИМНС № 44 , межрайонная ИМНС № 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.