Научная статья на тему 'Представительство женщин во властных структурах российского общества: проблемы и практики'

Представительство женщин во властных структурах российского общества: проблемы и практики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
454
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Петров А. В., Кокорева Ю. В.

Представлена попытка анализа проблемы низкого представительства женщин во властных структурах российского общества и предлагаются пути преодоления кризиса в политико-правовом статусе российских женщин, дискриминационных практик в отношении их участия в управлении государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представительство женщин во властных структурах российского общества: проблемы и практики»

Социология и социальная работа 100 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобан евского. Серия Социальные науки, 2007, № 3 (8), с. 100-

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ЖЕНЩИН ВО ВЛАСТНЫХ СТРУКТУРАХ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКИ

© 2007 г. А.В. Петров, Ю.В. Кокорева

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 31.05.2007

Представлена попытка анализа проблемы низкого представительства женщин во властных структурах российского общества и предлагаются пути преодоления кризиса в политико-правовом статусе российских женщин, дискриминационных практик в отношении их участия в управлении государством.

Г оворя о формировании политико-правового статуса женщины, необходимо отметить общую тенденцию исторического процесса, состоящую, во-первых, в том, что, начиная с античных времен, женщине в социальнополитическом статусе личности отводилась явно второстепенная (или вообще никакая) роль; во-вторых, в постепенном (хотя и с разной степенью интенсивности в те или иные исторические эпохи) приближении правового статуса женщин к правовому статусу мужчин.

Важнейшим показателем способности общества полноценно развиваться и обновляться является степень становления женской активности в различных сферах общественной жизни и, в частности, в политической. Наиболее зримо эта тенденция стала проявляться в странах западной Европы в новое время, в эпоху, когда в результате перехода от феодального к буржуазному типу государства и права ведущей правовой идеей становится идея естественных неотчуждаемых прав человека и равенства всех людей (в том числе женщин) в отношении права.

В России в силу особого уклада жизни, господства патриархальных представлений в общественной психологии положение женщины как личности на протяжении длительного исторического периода было приниженным, фактически второсортным. Достаточно сказать, что по законодательству царской России женщины полностью лишались избирательных прав и в политическом отношении приравнивались к бродячим инородцам и, соответственно, были лишены возможности участвовать в государственном управлении и самоуправлении.

В советский период при провозглашении формального равноправия мужчин и женщин и административном обеспечении

представительства последних во всех властных

структурах женщины по-прежнему оставались на задворках реальной политики.

В период перестройки и 90-х годов ХХ в. на женщин пришелся основной удар всех негативных социальных процессов.

Практически по всем показателям женщины оказались в худшем положении, чем мужчины.

Каков же правовой статус женщин в политике России? Каковы перспективы преодоления кризиса в политико-правовом статусе российских женщин? Каким образом государство и общество может способствовать становлению политического правосознания россиянок?

Одним из ответов на эти вопросы может служить анализ результатов избирательных кампаний различных уровней, а также избирательная активность российских женщин.

Западными политологами доказано, что при уровне представительства женщин в парламентах и других государственных структурах менее 30% начинают подвергаться нежелательной для общества ревизии или забываться социальные проблемы общества. Напомним, что представительство женщин в российском парламенте до недавнего времени составляло всего 9,8%. Отсюда - нерешенность проблем женской безработицы и трудоустройства, пенсионного обеспечения и еще целого ряда социальных проблем.

Анализ выборов в Государственную думу РФ показывает, что последние 15-20 лет шел процесс снижения удельного веса женщин в государственных и местных органах власти. На выборах 1993, 1995 и 1999 гг. женские

объединения были самостоятельными «игроками в избирательных кампаниях» [1]. На выборах 1993 года «Женщины России» получили около 8% голосов и смогли сформировать свою фракцию. Но последующие выборы таких результатов не принесли. А на

выборах 2003 года вообще не оказалось в списке партий или избирательных блоков женских объединений, которые «ставили бы перед собой задачу завоевания депутатских мандатов». Общий уровень женщин-кандидатов колеблется в пределах 13-14% от числа всех кандидатов в депутаты (в 1993 - 7%) [1].

Еще одной отличительной чертой выборных процессов 90-х годов XX столетия является участие женщин-кандидатов в избирательных кампаниях по партийным спискам, что сопровождалось меньшим их избранием в парламент. Объясняется это тем, что при составлении списков как центральных, так и региональных «кандидаты от женщин» ставятся вне зоны получения депутатских мандатов [1].

Некая тенденция на увеличение числа выдвинутых женщин по партийным спискам прослеживалась в 2003 году: «если в 1999 году из 34 женщин-депутатов 14 были избраны по партийным спискам, а 20 - по одномандатным округам, то сейчас из 44-24 кандидата по спискам 4 партий, перешагнувших 5процентный барьер, и 20 одномандатников» [1]. По мнению Варданяна и Кочкиной, если тенденция выдвижения женщин-кандидатов по партийным спискам сохранится, это станет «неотъемлемой частью партийной борьбы за женский электорат. Так вошли женщины в политику и получили высокие посты в Германии, Финляндии и Чили»1.

И все же процент участия женщин в избирательных кампаниях остается достаточно низким. Многими исследователями отмечается, что низкий уровень представительности женщин в выборах объясняется отсутствием женской партии или объединения с ярким политическим лидером во главе. Одной из причин этого является бытующие в современной России устоявшиеся

патриархальные взгляды на роль женщины в обществе как домохозяйки и хранительницы очага, причем и среди самих представительниц прекрасного пола. Суть отношения к женщинам-лидерам в российском обществе достаточно четко определила Э.С. Новикова: «Перед женщинами, рискнувшими делать карьеру, ориентированными на социальный успех, продвижение, особенно на вершинах социальной пирамиды, стоят немалые трудности... ибо они вынуждены утверждать и отстаивать не только свое достоинство как профессионала, но и как представителя дискриминируемой группы. Поскольку роль руководителя воспринимается в обществе как мужская, женщине трудно в полной мере

удовлетворить ролевые ожидания. Женщины все еще опасаются общественного неодобрения, если они проявят самостоятельность и будут энергично стремиться к политической карьере. Считается, что они не в состоянии справиться с психологическими трудностями и издержками, связанными с принятием на себя роли, которая, как правило, не характерна для женщин в целом... В результате женщина-лидер испытывает неизбежную, а зачастую и болезненную напряженность. Разрушение стереотипов - дело трудное, требующее немалых усилий и со стороны общества, да и самих женщин» [2].

В одной из статей газеты «Новые известия» указывается на выводы исследователей о том, что «в российской политике быть женщиной -это хуже, чем иметь судимость или другую национальность. Также женщинам очень вредит заниженная самооценка. Зачастую деловые умные женщины сами ограничивают свой потолок в карьере. Или считается, что для женщины уход в политику или науку - это компенсация каких-то комплексов. Однако, по мнению многих психологов, мужчины также уходят в политику, чтобы компенсировать свои комплексы» [3].

Эти же причины низкого представительства женщин во властных структурах указывает и известный социолог профессор Г.Г. Силласте, давая ответ на вопрос о том, существуют ли условия в современной России для расширения участия женщин в деятельности политических партий. Она говорит: «Да, такие условия

сложились. Однако женские движения не могут их использовать в должной мере, так как очень разрозненны, стратифицированы и социально, и политически. Поэтому без яркого политического лидера и организующей роли политической партии или союза, движения женщины не смогут использовать сложившиеся условия для «реванша» на ближайших выборах» [4].

Это утверждение становится особенно актуальным именно в настоящее время, поскольку выборы в Государственную думу РФ пятого созыва в 2007 году впервые проходили по новому избирательному законодательству, которое предусматривает только

пропорциональную избирательную систему, т. е. избрание по партийным спискам. В связи с этим стал вновь подниматься вопрос о гендерном квотировании. В марте 2006 года по инициативе депутата Государственной думы от Нижегородской области Юрия Сентюрина состоялась встреча руководителей

нижегородских женских организаций с депутатами Государственной думы Татьяной Яковлевой и Екатериной Лаховой. В ходе разговора член регионального политсовета партии «Единая Россия», депутат городской думы Нижнего Новгорода Ирина Семашко задала вопрос о возможности введения квот хотя бы в пределах 25% от общей численности занимающих выборные должности [5]. На это предложение категорично высказала свое мнение Екатерина Лахова: «Такой законопроект никогда не пройдет - и даже у себя на региональном уровне не начинайте. Сколько женщин среди членов политсовета Нижегородского регионального отделения партии «Единая Россия»? В среднем по регионам 1-2 включат - и все на этом. «Пробивать» закон о «квоте на женщин» бесполезно. А вот добиться того, чтобы среди лидеров региональных отделений партии «Единая Россия» было больше женщин, вполне возможно» [5]. Однако на практике суть

вопроса не меняется. 29 августа 2007 года политсовет Нижегородского регионального отделения (НРО) партии «Единая Россия» утвердил региональный партийный список для выборов в Государственную думу. Из 23 человек, вошедших в этот список, только две женщины (8,6%) - Ольга Носкова и Ирина Белова. Причем И. Белова значится на предпоследнем месте, что практически сводит к нулю возможность получения ею депутатского мандата 2. А в опубликованном на сайте партии «Единая Россия» федеральном списке кандидатов (региональной части) среди 83 регионов в 19 группах вообще нет женщин среди кандидатов, в 57 регионах - 1-2 женские фамилии, занимающие по большей части места во второй половине списка своего региона. В самую многочисленную региональную группу от города Москвы, состоящую из 27 кандидатов, входят только 3 женщины. Лишь два региона включили в списки равное количество женщин и мужчин: Республика Тыва (по два кандидата из четырех) и Воронежская область - Воронеж (по два кандидата из четырех), а в Курганской региональной группе среди 6 членов списка кандидатов значатся 4 женщины. Ни одну региональную группу не возглавляет женщина, лишь в Санкт-Петербургской группе второй в списке значится В.И. Матвиенко3. О каком повышении участия женщин в политических процессах страны может идти речь при таком положении дел?

Неоднозначна точка зрения по введению гендерных квот и среди других депутатов Государственной думы РФ. В нижней палате Федерального собрания еще в 2005 году был подготовлен законопроект о квотировании по гендерному признаку. По этому поводу высказывались многие депутаты, приведем цитаты лишь из некоторых выступлений. Тогда еще Екатерина Лахова, председатель комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей, утверждала: «По представленности женщин в парламенте Россия занимает восьмое место среди стран СНГ. Тогда как в парламенте Белоруссии женщин треть от общего числа депутатов. Поэтому без специальной нормы, временной нормы, которую рекомендует ООН, у нас в стране женщины не смогут на равных с мужчинами реализовать свое пассивное избирательное право, право быть избранной. Причем наши предложения согласуются не только с Конституцией, но и с международными договорами, участницей которых является Россия» [6]. Нина Останина, заместитель председателя комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей, добавляла: «Те, кто не согласен с таким подходом, живут одним днем. Причем не только сегодняшним и завтрашним, а вчерашним. Я не говорю о природной гармонии 50 на 50, но хотя бы можно согласиться 70 на 30. Нужно понять, что делать это надо не для того, чтобы защищать права женщин. А для того, чтобы предотвращать возникновение различного рода негативных ситуаций. В частности, как после принятия закона о монетизации льгот» [6]. Георгий Боос, заместитель председателя Госдумы, отмечал: «Считаю, что такая практика может быть введена для расширения участия женщин в управлении государством. Но норма в 30 процентов также ограничивает и делает бесправными женщин по отношению к мужчинам, и более правомочной была бы постановка вопроса в расчете 50 на 50. Хотя в качестве первого шага можно согласиться и на треть, поскольку это было бы полезно» [6]. Александр Москалец, первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, уточнял: «Прежде чем вводить квоты в России, следует выяснить, как эта квота повлияет на состояние прав обоих полов и не окажется ли она искусственным ограничением политических прав граждан. В современных российских условиях квотирование трети депутатских мандатов для лиц одного пола затруднит

осуществление прав граждан избирать и быть избранными. Могут возникнуть ситуации, когда будет недостаточно претендентов на выборные должности и, следовательно, в партийных списках могут появляться случайные люди. А гендерная квота будет использоваться как повод для отказа и беспартийным гражданам, обратившимся в региональные отделения политических партий для получения места в списке кандидатов» [6]. При дальнейшем

обсуждении законопроекта был высказан еще ряд недостатков, например: «как найти и

оценить профессиональные качества женщин-кандидатов? каким набором качеств они должны обладать и т.п.» [1]. Почему-то по отношению к мужчинам эти вопросы у народных избранников не возникают. Это доказывает лишь то, что у большинства депутатов-мужчин Государственной думы преобладает «традиционная психология: политика это экстремальный вид деятельности, женщина его не «потянет» и т. п.» [1]. В результате, эту законодательную инициативу, как и остальные другие, постигла провальная участь.

Точка зрения Президента России В.В. Путина по поводу участия женщин в управлении страной тоже весьма противоречива. С одной стороны, он утверждает, что: «Участие женщин в

общественной и политической жизни страны -яркий признак зрелости общества. С сожалением должен констатировать, что у нас очень мало женщин в политике, в крупных компаниях. Присутствие женщин во власти всегда делает ее более взвешенной и более сбалансированной» [7]. С другой стороны,

Путин высказывается против введения квот на места для женщин в выборных государственных органах. Отвечая на вопрос о необходимости введения квот, он сказал: «Как бы хуже не сделать. Потому что это получается какая-то дискриминация по половому признаку» [7].

И тем не менее многие рассматривают систему квотирования в различных ее проявлениях как «многообещающую с точки зрения увеличения женского

представительства» [8]. Однако для того чтобы женщине легче было войти и адаптироваться во власти, необходимо создать такой уровень их компетенции, который позволил бы им стать «сильными игроками на политическом поле».

Н. Шведова приводит цитату Б. Дахл, которая делится опытом введения квот в Швеции: «Мы подготовили женщин, чтобы быть уверенными,

что они компетентны для политической сферы, и потрудились над системой, которая позволила смягчить чувство позора, возникающее у мужчин из-за сдачи позиций. Затем мы использовали квоты как инструмент в тех сегментах и институтах, где мы нуждались в прорыве» [8].

Но необходимо учитывать и тот факт, что система квот не лишена неких недостатков, которые могут привести к негативным последствиям. Например, по утверждению Кристин Пинтат из Межпарламентского Союза (представитель Швейцарии): «Некоторым

образом, квоты являются средством лечения болезни, но в некоторых случаях они могут приводить к другим болезням. Как мы видели в странах Центральной и Восточной Европы, квоты привели к потолку. Они привели к тому, что страны не развивают политическую культуру, посредством которой женщины интегрируются в политическую систему» [8]. По мнению известной российской исследовательницы прав женщин С.В. Полевиной: «Радикальность предложения

(квоты в избирательных объединениях) с точки зрения продвижения политики гендерного равенства, с одной стороны, революционна, с другой, однако, сомнительна. при введении гендерных квот название «Женщины России» может перестать быть привлекательным для какой-то группы электората, которая голосовала именно за женщин-политиков и будет не готова поддерживать смешанный по гендерному составу блок. Очевидно также, что подобная поправка (в избирательное законодательство. -Прим. авт.) может привести в российскую политику женщин (из числа знакомых, членов семей и пр.), которые станут экстренно приглашаться партиями «для участия в выборах», а не для политической деятельности и, возможно, не будут вообще обладать политическим опытом. В этом случае женское представительство окажется скорее

компрометацией, нежели продвижением женщин во власть» [9]. Поэтому необходимо учитывать все нюансы негативных последствий введения квотирования, специфику

политической и правовой системы российского общества.

Исходя из вышеизложенного нами предлагаются следующие пути преодоления дискриминационных практик в отношении участия женщин в управлении государством.

Во-первых, для преодоления сложившихся в российском обществе стереотипов о роли в нем женщины необходимо на всех уровнях

формирования политической и правовой культуры населения вести активную разъяснительную работу, направленную на формирование правильного представления у населения страны о роли женского фактора в обществе и особенно в политикогосударственной сфере. Нелишним, как представляется, будет введение гендерного образования среди представителей обоих полов. Причем вводить его необходимо в старших классах общеобразовательной школы и профессиональных учебных заведениях. А в высших учебных заведениях, в частности на историческом, социальном, юридическом факультетах, предлагается разработка и введение в научные дисциплины гендерного дискурса, спецкурсов по тематике «Женщина и политика».

Во-вторых, необходимо создавать

специализированные центры или женские секции при политических партиях и движениях. Цели и задачи таких организаций должны состоять в следующем: привлечение большего количества женщин в политику; подготовка женщин к участию в политических процессах в российском обществе; повышение их компетенции; формирование положительного имиджа женщин-политиков в обществе; подбору женщин-лидеров, способных

возглавить как индивидуальные общественные движения или партии, так общественно-

политическое движение в целом; стратегию и тактику их поведения в избирательных кампаниях и продвижения в представительные органы на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и т.д.

В-третьих, необходима консолидация разрозненных ныне женских общественно-

политических движений. Только при объединении усилий и создании политической партии или движения, союза с ярким политическим лидером во главе женские политические движения имеют реальные шансы бороться как самостоятельные организации за достойное представительство в парламентарных структурах, повысить свой вес в политической системе.

В-четвертых, необходимо включить в программы политических партий требования и системы определенных гарантий воплощения в жизнь принципа гендерного равенства и сделать их официальной партийной политикой. Такой принцип широко распространен в скандинавских странах и, судя по статистике участия женщин на всех уровнях принятия решения в этих государствах, он является в

высшей степени действенным. В Российской Федерации на пороге новых выборов в Государственную думу ни одна из ведущих партий страны не включила в свои предвыборные программы вопросы, связанные

4

с проведением гендерной политики .

В-пятых, для поддержки представительства женщин возможно введение квотирования как временной меры для выравнивания политикоправового статуса женщин при выдвижении на выборах по избирательным спискам политических партий, т.е. партийных квот. С этой целью необходимо:

а) закрепление нормы, определяющей не менее 30% представительства женщин в списках политических партий на выборах, в том числе и в верхней их части;

б) обеспечить женское представительство в руководящих партийных органах. Сегодня, например, в партии власти - «Единой России» -среди сопредседателей и бюро высшего совета партии нет ни одной женщины, в Высшем Совете из 43 членов всего 3 женщины (А.М. Буратаева, Т.Б. Дмитриева, Л.К. Слиска), в президиуме генерального совета из 21 члена -2 женщины (С.Ю. Орлова и Е.В. Панина), среди 151 члена генерального совета - 10 женщин5;

в) внести поправки в ФЗ «О политических партиях» и ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», касающиеся обеспечения равных возможностей для женщин в осуществлении пассивных избирательных прав, в частности, запрещающие формирование избирательного списка кандидатов, состоящего более чем на 70% из лиц одного пола.

В-шестых, обеспечить путем введения контроля при избирательных комиссиях равный доступ женщинам-кандидатам к источникам предвыборной агитации, т.е. к общероссийским и региональным средствам массовой информации.

В-седьмых, необходимо создание

законодательной базы, в том числе и на конституционном уровне, закрепляющей равный правовой статус женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни российского общества и, в частности, в политической сфере. Для этого необходимо ввести в Конституцию РФ главу об избирательной системе, где особо прописать нормы и гарантии реализации пассивного избирательного права женщин. А также принять закон «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей женщин и мужчин в Российской

Федерации», который, в частности,

гарантировал бы равный доступ женщин к

государственной власти всех уровней.

Итак, можно констатировать, что в силу исторических традиций и реалий последнего

времени женщины в России оказались

практически отстраненными от управления государством, составляя более половины

населения страны. Как реальное следствие

этого обстоятельства - отстранение на второй план и всех основных социальных проблем, связанных с физическим и духовным воспроизводством общества.

В этом плане следует четко осознать, что одной из главных причин упадка и продолжающегося кризиса современного российского общества является то, что женщины России не имеют реальной

возможности влиять на политику своего

государства. Они не могут вследствие этого переломить негативные тенденции развития страны, связанные со специфически мужским пониманием стоящих перед ней проблем и путей их разрешения. Поэтому узловая задача в этом отношении - качественное расширение представительства женщин во всех государственных структурах.

Как показала практика, недостаточно принять лишь нормативную базу, закрепляющую равный правовой статус обоих полов. Необходимо изменять правосознание всего общества в целом, повышать уровень квалификации и престиж женщин-политиков в обществе. И в первую очередь инициативу в этом должны проявлять сами женщины путем создания консолидированного женского движения с сильным лидером во главе. Только тогда мы сможем рассчитывать на возможность решения насущных «женских» проблем в российском обществе и государстве.

«Справедливая Россия», «Коммунистической партии РФ», «ЛДПР».

5. Данные взяты с официального сайта партии «Единая Россия» //ЬйрУ/У^^. edinros.ru/news.

Ыш1?па=2054

Примечания

1. Впервые в истории Чили женщина пришла к власти и привела за собой в правительство еще 10 женщин, создав кабинет равных возможностей (10 женщин и 10 мужчин).

2. Данные взяты с сайта НТА-Приволжье от 29.08. 2007 г. Политсовет НРО «Единой России» утвердил очередность в партсписке для выборов в Г осдуму РФ // http://www.nta-nn.ru/news/item/?ID=117571

3. Данные взяты с официального сайта партии

«Единая Россия» //http://www.edinros.ru/file dir/

225.doc

4. Авторами проанализированы предвыборные программы политических партий «Единая Россия»,

REPRESENTATION OF WOMEN IN THE POWER STRUCTURES OF THE RUSSIAN SOCIETY: PROBLEM AND PRACTICE

A. Petrov, Yu. Kokoreva

In the article an attempt at the case study of the low representation of women in the power structures of Russian society is represented and are proposed to the way of overcoming the crisis in political- lawful status of Russian women, discrimination practice in the relation their participations in management of the state

Список литературы

1. Варданян Р.А., Кочкина Е.В. Выборы: гендерный разрыв // Народонаселение. 2006. №.1.

2. Новикова Э.С. Женщины в политической жизни России // Преображение (Русский феминистский журнал). М., 1994. № 2. С. 13-18.

3. «Новые известия»: женщина может

руководить Россией // NEWSru.com: В России. 22 сентября 2006 г.

//http://www.newsru.com\russia\22sep2006\

woman print.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Силласте Г.Г. Женское лидерство в России: особенности, возможности и реалии //http://www. ex.ru/actions/conferences/women-leaders/2006/report-sillaste.shtml/.

5. Лахова Екатерина: «Законопроект о квоте на представительство женщин в органах государственной власти никогда не будет принят» // Агентство политических новостей, Нижний Новгород, 9 марта 2006 года.

6. Сколько женщин должно быть в парламенте. Мнения. Подготовил А. Линьков // Парламентская газета. № 72 (1689). 2005 г.

7. Президент России против введения квот на участие женщин в политике // РИА Новости, 1 февраля 2007 года //http://www.rian.ru/politics/russia/ 20070201/60038402.html.

8. Шведова Н.А. Квоты: благо или новые

проблемы? //

http://www.owl.ru/win/books/policy/quota.htm

9. Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти // Общественные науки и современность. 1999. № 1. С. 180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.