2. Voronov, I.A., (2005), Information technology in physical culture and sports: an electronic textbook, publishing house Lesgaft University, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Ed. Fedorov, A.I. (2001), Methodological aspects of informatization of higher physical education, publishing house UralGAFK, Chelyabinsk, Russian Federation.
4. Orlova, Y.A. (2008), “Information technology in preparation of managers in higher education of physical culture and sports”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 40, No. 6, pp. 78-82.
5. Robert, I.V. (2010), Theory and method of informatization of education (psycho-pedagogical and technological aspects), publishing house “IIO RAO”, Moscow, Russian Federation.
6. Soloviev, V.V., Dmitriev, G.G. and Khagai, V.S., “Innovative information technologies in marketing system of physical culture and sport personnel”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 31, No. 9, pp. 92-95.
7. Cashman, R., (2006), The Bitter-sweet Awakening: The Legacy of the Sydney 2000 Olympic Games. Sydney: Walla Wall Press, Sydney.
8. Moragas, M., Kennett, Ch., & Puig, N. (Eds.) (2003), The Legacy of the Olympic Games: 1984-2000. Proceedings of the International Symposium 14-16 November 2002, Lausanne: International Olympic Committee.
9. Questions & Answers on the Athlete Biological Passport, available at: http://www.wada-ama.org/en/Science-Medicine/Athlete-Biological-Passport/Q--A-on-the-Athlete-Biological-Passport/.
10. Ed. Roobin, R. (1960), VIII Olympic Winter Games: Final Report. In Organizing Committee, California Olympic Commission,
11. Rosandich, T.J. (2011), “Information technology and sports: looking toward Web 3.0.”, The Sport Journal, Vol. 14, No. 1, pp. January 2011. ISSN: 1543-9518.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.09.2012.
УДК 796.322
ПРЕДСЕЗОННАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Олег Евграфович Лихачев, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный
тренер РСФСР,
Смоленская государственная академия физической кулътуры3 спорта и туризма
(СГАФКСТ),
Сергей Геннадьевич Фомин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (РГУФКСТ), Москва,
Александр Сергеевич Фомин, мастер спорта, аспирант,
Смоленская государственная академия физической кулътуры3 спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В работе приводятся данные о методической подготовленности и готовности молодых квалифицированных баскетболистов осуществлять эффективную самостоятельную предсезонную подготовку. Анализируется динамика антропометрических показателей, уровня физической и технической подготовленности в переходном периоде годичного цикла. Опрос участников исследования позволил выявить наличие желания (на словах) достичь высокого спортивного результата. Но понимания, что этого можно сделать, только проявляя значительные максимальные физические усилия, настойчивость, накладывая на себя определенные ограничения, поступками и поведением на деле не подтверждается (по утверждению тренеров спортсменов и в процессе наблюдений за
спортсменами). В результате проведения исследования установлен недостаточный уровень методической подготовленности и неумение молодых квалифицированных баскетболистов готовить себя к предстоящему сезону. Это проявилось в понижательной динамике уровня физической и технической подготовленности молодых баскетболистов в переходном периоде.
Ключевые слова: молодые квалифицированные баскетболисты, индивидуальная самостоятельная подготовка, переходный период, методическая подготовленность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.09.91.p93-97
INDIVIDUAL PREPARATION OF YOUNG QUALIFIED BASKETBALL PLAYERS BEFORE THE BEGINNING OF SPORTS SEASON: THE CONDITION AND
PROSPECTS
Oleg Evgrafovich Likhachev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Deserved
Coach of the Russia,
Smolensk State Academy of Physical Culture Sport and Tourism,
Sergey Gennadevich Fomin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, sports, youth and tourism, Moscow, Alexander Sergeevich Fomin, the post-graduate student, master of sports,
Smolensk State Academy of Physical Culture Sport and Tourism
Annotation
The work provides the data on methodical preparedness and readiness of the young qualified basketball players to carry out the effective independent early preparation. Dynamics of anthropometrical indicators, level of physical and technical readiness within transition period of annual cycle have been analyzed. The poll of participants of research allowed revealing the desire existence (in words) to reach high sports result. But understanding that it it is possible to achieve, only by showing the considerable maximum physical efforts, persistence, by imposing on himself the certain restrictions, acts and behavior in practice doesn't prove to be true (according to trainers of athletes and in the course of supervision over athletes). As a result of carrying out the research the insufficient level of methodical readiness and inability of the young qualified basketball players to prepare for the forthcoming season have been established. It has been shown in bearish dynamics of level of physical and technical readiness of young basketball players within the transition period.
Keywords: young qualified basketball players, individual independent preparation, transition period, methodical readiness.
ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень подготовки спортсменов высшей квалификации значительно повысился, что обусловлено широким распространением профессионального баскетбола в мире. Соответственно, возросли требования к уровню подготовки молодых спортсменов, которого существующая организация и методика подготовки молодых баскетболистов в нашей стране обеспечить не может. Недостаточный уровень подготовки проявляется в первую очередь в том, что наши молодые баскетболисты, хотя и имеют хорошие задатки, но медленно прогрессируют и не выдерживают конкуренции с профессиональными зарубежными баскетболистами, уступая им, прежде всего, в физической и технической подготовленности.
Отчасти это можно объяснить тем, что большинство легионеров, выступающих в нашей стране, как и в Европе, это чернокожие баскетболисты, которые, в силу генетических причин, имеют определенное природное преимущество в развитии физических способностей. Кроме того, баскетболисты - представители стран, в которых функционирует традиционная рыночная экономика, как правило, обладают повышенной конкурентоспособностью, у них более развито стремление к индивидуальному успеху и понимание того, что достичь его в профессиональной деятельности возможно только при максимальном проявлении собственных усилий.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе были поставлены задачи - выявить готовность молодых российских баскетболистов к достижению высоких спортивных результатов, определить уровень методических знаний, сформированности навыков осуществления индивидуальной самостоятельной подготовки и динамику физической и технической подготовленности квалифицированных (первый разряд-мастера спорта) молодых баскетболистов в переходном периоде.
В исследовании приняли участие молодые спортсмены 17-23 лет молодежных, студенческих и команд высшей лиги чемпионата России. Исследования проводились в переходном периоде после окончания соревновательного сезона до начала подготовительного периода следующего годичного цикла 2010-2011 года.
В процессе исследования был проведен опрос: анкетирование и интервьюирование спортсменов (п=56) и тренеров (п=18), антропометрическое обследование и спортивнопедагогическое тестирование динамики уровня физической и технической подготовки в переходном периоде с использованием стандартных общепринятых показателей и тестов, рекомендованных для групп спортивного совершенствования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Оценка состояния изучаемой проблемы проводилась на двух уровнях:
- вербальном - по результатам опроса спортсменов;
- практическом - оценивалась реальная динамика уровня физической и технической подготовленности баскетболистов, отражающая динамику спортивной формы баскетболистов в переходном периоде.
Полученные результаты дополнялись опросом тренеров спортсменов, оценивавших уровень сформированности установки спортсменов на достижение высокого спортивного результата и реального прогресса спортсмена в прошедшем годичном цикле.
Опрос спортсменов позволил выявить, что лишь 19% из них регулярно поддерживают спортивную форму в переходном периоде. Причем, можно говорить только о поддержании спортивной формы. Ни о каком целенаправленном исправлении, ликвидации, выявившихся в предшествующем сезоне, недостатков не идет и речи. Остальные нерегулярно используют занятия различными видами спортизированной двигательной активности в переходном периоде, как средство досуга.
Среди причин, которые мешают им самостоятельно заниматься повышением профессионального мастерства в переходный период, назывались отсутствие: необходимых условий для полноценных тренировочных занятий (39%), привычки самостоятельно работать над повышением своего профессионального мастерства (27%) и партнеров для совместной подготовки (41%). Указывают на недостаточный уровень их методической грамотности, не позволяющий им правильно составить программу межсезонной подготовки (34%), отсутствие рядом тренера, т.к. они привыкли не задумываясь следовать указаниям тренера (34%). Считают, что в переходном периоде необходимо только отдыхать, для успешного выступления в сезоне достаточно командной подготовки к сезону во время подготовительного периода (17%).
Анализ динамики антропометрических показателей, физической и технической подготовленности показал, что большинство молодых квалифицированных баскетболистов в переходном периоде существенно теряют набранный уровень подготовленности, приобретенный в предыдущем сезоне. Получены статистически значимое увеличение веса тела и жировой массы тела, существенное снижение общей выносливости (тест Купера), максимальной прыгучести (р<0,05). По показателям ЖЕЛ, уровню развития силы, гибкости и др. статистически значимых изменений не было зафиксировано (р>0/05). Наибольшее статистически значимое снижение зафиксировано в точности бросков по кольцу с различных дистанций. Это снижение достигало 20-30% (р<0,05).
В результате такого состояния в начале подготовительного периода командной подготовки им приходится прикладывать значительные усилия, чтобы вернуться на уровень подготовленности, достигнутый в предыдущем сезоне. Естественно рост профессионального мастерства замедляется и, учитывая начальный низкий уровень спортивной формы, их отправляют, в лучшем случае, на скамейку запасных, что также не способствует росту их мастерства.
Анализ уровня методической грамотности молодых баскетболистов показал, что наибольшие трудности у них возникают при разработке индивидуализированных программ самостоятельных занятий, рациональном распределении тренировочного времени на различные виды подготовки, подбора комплекса упражнений направленного на повышение точности бросков по кольцу различными способами, выборе средств и методов физической подготовки.
Опрос тренеров, работающих с данной категорией спортсменов, выявил расхождение высказываний и поступков у большинства молодых баскетболистов. Тренерами было отмечено, несмотря на то, что баскетболисты заявляют о своей готовности активно самостоятельно работать, поступки спортсменов не подтверждают их слова. Практически только единицы (не более 10%) готовы активно, с полной отдачей работать над совершенствованием своего профессионального мастерства. С одной стороны они хотят добиться высоких спортивных результатов, с другой, приложить необходимые усилия для их достижения не в состоянии. У них отсутствует необходимое профессиональное отношение к делу.
Сравнивая сложившуюся методику подготовки спортсменов в переходном периоде в нашей стране [1,2] и международный опыт подготовки профессиональных баскетболистов [3,4,5,6] можно отметить, что в связи с тем, что соревновательный сезон в спортивных играх уже достигает предела длительности, то в переходном и соревновательных периодах практически не удается выделить достаточно времени на индивидуальную подготовку молодых баскетболистов.
Современная методика подготовки в переходном периоде в баскетболе должна состоять из двух этапов (учитывая зарубежный опыт):
- этапа активного отдыха, в течение которого спортсмен должен постараться восстановиться эмоционально и, в тоже время, не допуская превышения собственного оптимального «боевого» веса тела (поэтому физические нагрузки на этом этапе должны присутствовать, но с использованием не профильного вида спорта);
- этапа предсезонной индивидуальной подготовки (предшествующего подготовительному периоду командной подготовки), на котором решаются задачи индивидуальной физической и технической подготовки и уделяется внимание исправлению недостатков, слабых сторон подготовленности, которые проявились у конкретного баскетболиста в предшествующем соревновательном сезоне.
Необходимость такой стратегии подготовки вызвано тем, что если молодой спортсмен собирается попасть в команду, то он должен уже к началу подготовительного периода иметь довольно высокий уровень специальной подготовки [1,2,6]. Иначе шансы попасть в команду в условиях жесткой конкуренции с легионерами у него практически отсутствуют или, в лучшем случае, молодой спортсмен обречен прозябать на скамейке запасных. И в этом случае без достаточной игровой практики дальнейший прогресс спортсмена маловероятен.
За рубежом [3-6] сложилась практика предсезонной платной специальной подготовки профессиональных баскетболистов в специализированных центрах - летних лагерях. В нашей стране таких центров пока нет, поэтому баскетболистов необходимо учить, во-первых, готовиться самостоятельно, иначе им не выдержать конкуренции со стороны иностранных легионеров, во-вторых, в любом случае форсировать создание подобных межсезонных тренировочных лагерей-центров для индивидуальной подготовки перспективных молодых баскетболистов. В противном случае может возникнуть ситуация, когда
у нас будет не из кого комплектовать сборную команду страны, т.к. большинство определяющих позиций в командах ведущих клубов суперлиги будет занято зарубежными легионерами (что постепенно и происходит), а наши баскетболисты будут на вторых ролях. Естественно из спортсменов второго состава вряд ли удастся подготовить полноценную, боеспособную сборную.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лихачев, О.Е. Самостоятельная тренировка баскетболистов / О.Е. Лихачев, В. А. Горячев ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск : [б.и.], 1997. - 42 с.
2. Яхонтов, Е.Р. Индивидуальная подготовка баскетболистов : учебное пособие / Е.Р. Яхонтов ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л. : [б.и.], 1975. - 48 с.
3. Brittenham, G. Complete Conditioning for Basketball / G. Brittenham. - Champaign : Human Kinetics, 1996. - 247 p.
4. Boyle, M. Functional Training For Sports: Superior conditioning for today’s athlete / Michael Boyle. - Champaign : Human Kinetics, 2004. - 195 p.
5. NBA Power Conditioning: 122 Exercises and Drills From the Experts / Foreword by Lenny Wilkens / National Basketball Conditioning Coaches Association. - Champaign : Human Kinetics, 1997. - 205 p.
6. Sigmon, C. 52-Week Basketball Training / Chip Sigmon. - Champaign : Human Kinetics, 2003. - 207 p.
REFERENCES
1. Likhachev, O.E. and Goryachev, A.V. (1997), Self-training of basketball players, publishing house Smolensk institute of physical training, Smolensk, Russian Federation.
2. Yakhontov, E.R. (1975), Individual training of basketball players. Tutorial, publishing house Lesgaft University, St.-Petersburg, Russian Federation.
3. Brittenham, G. (1996), Complete Conditioning for Basketball, Human Kinetics, Champaign.
4. Boyle, Michael (2004), Functional Training for Sports: Superior conditioning for today’s athlete, Human Kinetics, Champaign.
5. Ed. Wilkens, Lenny (1997), NBA Power Conditioning: 122 Exercises and Drills From the Experts, National Basketball Conditioning Coaches Association, Human Kinetics, Champaign.
6. Sigmon, C. (2003), 52-Week Basketball Training, Human Kinetics, Champaign.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.09.2012.
УДК 796.01:612.1
ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ ПАРАМЕТРОВ
КРОВООБРАЩЕНИЯ
Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Андрей Сергеевич Назаренко, кандидат биологических наук, старший преподаватель, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, (Поволжская ГАФКСиТ), Казань,
Николай Валерьевич Соснов, преподаватель, Набережночелнинский филиал Казанского (Приволжского) федерального университета
(НФ КФУ)
Аннотация
Была произведена регистрация вариабельности параметров гемодинамики путем регистрации данных реограммы в положении сидя у 50 здоровых юношей. Полученные данные были под-