Научная статья на тему 'Предпринимательство и риск: экономические взаимосвязи'

Предпринимательство и риск: экономические взаимосвязи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1247
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпринимательство и риск: экономические взаимосвязи»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И РИСК: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ

A.C. МУДУНОВ, кандидат экономических наук, ЦЭМИ РАН

А.Ю. МУДУНОВА,

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

В условиях рыночной экономики риск - ключевой, важнейший элемент предпринимательства. Предприниматель, умеющий вовремя рисковать, зачастую оказывается вознагражденным.

В условиях политической и экономической неустойчивости степень риска значительно возрастает. В современных условиях экономики России проблема усиления рисков весьма актуальна.

Риск - возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и выполнения бюджетов предприятия. Характерные черты риска - неопределенность, неожиданность, неуверенность, предположение, что успех придет.

В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в подлинного предпринимателя.

Рынок есть прежде всего экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.

За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не поку-

пать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.

При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся прежде всего к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

Следовательно, хотим мы того или не хотим, но, осваивая предпринимательство, нам придется иметь дело с неопределенностью и повышенным риском. Задача подлинного предпринимателя, хозяйственника нового типа, состоит не в том, чтобы искать дело с заведомо предвидимым результатом, дело без риска.

При таком подходе в рыночной экономике можно вообще оказаться вне дела и без дела. Надо не избегать неизбежного риска, а уметь чувствовать риск, оценивать его степень и не переходить за допустимые пределы.

Из сказанного выше следует первое правило поведения предпринимателя: не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня.

Отметим, что имеются отдельные виды предпринимательской деятельности, в которых риск поддается расчету, оценке и где методы определения степени риска отработаны и теоретически, и практически. Это прежде всего страхование имущества, здоровья и жизни, а также лотерейное и игорное дело. Понятно, что в данном случае речь идет об узких, крайне специфических видах предпринимательской деятельности. Применяемые по отношению к таким видам деятельности методы оценки риска обычно не удается использовать в других областях и сферах предпринимательства.

К тому же страховой риск относится преимущественным образом к объекту вне прямой зависимости от вида деятельности. Страховка дома, автомобиля обычно не учитывает способов использования страхуемого объекта.

Предприниматель же вынужден изучать риск, возникающий при производстве, закупке, продаже продукции и при всех других видах деятельности предприятия. Ведь его интересует не компенсация риска, а предотвращение ущерба, но это уже совсем иное дело.

Под хозяйственным (предпринимательским) понимается риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными, и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов.

В рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дела с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с угрозой полной или частичной потери этих ресурсов.

В итоге предпринимательский риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.

Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Подчеркнем еще раз: при установлении предпринимательского риска надо различать понятия "расход", "убытки", "потери". Любая предпринимательская деятельность неизбежно связана с расходами, тогда как убытки имеют место при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах и представляют дополнительные расходы сверх намеченных.

Сказанное выше характеризует категорию "риск" с качественной стороны, но создает основу для перевода понятия "предпринимательский риск" в количественное. Действительно, если риск - это опасность потери ресурсов или дохода, то существует его количественная мера, определяемая абсолютным или относительным уровнем потерь.

В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материаль-но-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении, если только ущерб поддается такому измерению.

В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предпринимателя, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль) от предпринимательства.

Применительно к предприятию в качестве базы для определения относительной величины риска целесообразно брать стоимость основных фондов и оборотных средств предприятия или намеченные суммарные затраты на данный вид предпринимательской деятельности, имея в виду как текущие затраты, так и капиталовложения, или расчетный доход (прибыль).

Выбор той или иной базы не имеет принципиального значения, но следует предпочесть показатель, определяемый с высокой степенью достоверности.

В дальнейшем базовые показатели, используемые для сравнения, будем называть расчетными, или ожидаемыми, показателями прибыли, затрат, выручки. Значения этих показателей, как уже известно, определяются при разработке бизнес-пла-на, в процессе технико-экономического обоснования предпринимательского проекта, сделки.

Соответственно потерями будем считать снижение прибыли, дохода в сравнении с ожидаемыми величинами. Предпринимательские потери - это в первую очередь случайное снижение предпринимательской прибыли.

Именно величина таких потерь и характеризует степень риска. Значит, анализ риска связан прежде всего с изучением потерь.

Из этого следует, центральное место в оценке предпринимательского риска занимают анализ и прогнозирование возможных потерь ресурсов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Напомним еще раз, что имеется в виду не расход ресурсов, объективно обусловленный характером и масштабом предпринимательских действий, а случайные, непредвиденные, но потенциально возможные потери, возникающие вследствие отклонения реального хода предпринимательства от задуманного сценария.

Чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, следует прежде всего знать все виды потерь, связанных с предпринимательством, и уметь заранее исчислить их или измерить как вероятные прогнозные величины. При этом естественно желание оценить каждый из видов потерь в количественном измерении и уметь свести их воедино, что, к сожалению, далеко не всегда удается сделать.

Говоря об исчислении вероятных потерь в процессе их прогнозирования, надо иметь в виду одно важное обстоятельство. Случайное развитие событий, оказывающее влияние на ход и результаты предпринимательства, способно приводить не только к потерям в виде повышенных затрат ресурсов и снижения конечного результата. Одно и то же

случайное событие может вызвать увеличение затрат одного вида ресурсов и снижение затрат другого вида, то есть наряду с повышенными затратами одних ресурсов может наблюдаться экономия других.

Так что, если случайное событие оказывает двойное воздействие на конечные результаты предпринимательства, имеет неблагоприятные и благоприятные последствия, при оценке риска надо в равной степени учитывать и те и другие. Иначе говоря, при определении суммарных возможных потерь следует вычитать из расчетных потерь сопровождающий их выигрыш.

Потери, которые могут быть в предпринимательской деятельности, целесообразно разделять на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные виды потерь проявляются в непредусмотренных предпринимательским проектом дополнительных затратах или прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья, энергии и т. д. По отношению к каждому отдельному из перечисленных видов потерь применимы свои единицы измерения.

Наиболее естественно измерять материальные потери в тех же единицах, в которых измеряется количество данного вида материальных ресурсов, то есть в физических единицах веса, объема, площади и др.

Однако свести воедино потери, измеряемые в разных единицах, и выразить их одной величиной не представляется возможным. Нельзя складывать килограммы и метры. Поэтому практически неизбежно исчисление потерь в стоимостном выражении, в денежных единицах. Для этого потери в физическом измерении переводятся в стоимостное измерение путем умножения на цену единицы соответствующего материального ресурса.

Для достаточно значительного количества материальных ресурсов, стоимость которых заранее известна, потери сразу можно оценивать в денежном выражении. Особое внимание следует уделять финансовым потерям, на которых мы остановимся подробнее.

Чтобы обеспечивать устойчивость финансового состояния, то есть способность своевременно рассчитываться с государством, поставщиками и другими кредиторами, в существующих условиях предприятиям приходится прилагать значительные усилия для поддержания своей платежеспособности, ликвидности и кредитоспособности. Однако, как известно, их финансовая устойчивость зависит не только от внутренних, но и от внешних факторов. К внутренним относятся состояние активов предприятия, их оборачиваемость, структура источни-

ков формирования этих активов, к внешним — государственная бюджетная и налоговая политика, процентная и амортизационная политика, состояние рынка и т. д. Иными словами, непосредственно от самого предприятия зависит многое, но далеко не все.

Анализ показывает, что именно комплекс внешних факторов в наибольшей степени неблагоприятно влияет на состояние экономики предприятий, вследствие чего и финансовое положение большинства из них остается неустойчивым. Разрушение народно-хозяйственных связей, сопровождающееся инфляцией и сокращением спроса, не позволяет предприятиям укрепить свою экономику. В существующих условиях по-прежнему выгоднее вкладывать средства туда, где можно получить максимальную прибыль при минимальном по времени обороте средств. Инвестирование средств в производство, требующее для своего развития долгосрочных кредитов, все еще крайне невыгодно и фактически блокировано. Товаропроизводители испытывают недостаток оборотных средств, который они не могут самостоятельно восполнить в условиях снижающейся рентабельности и существующей системы налогообложения.

Вместе с тем вследствие кризиса сбыта происходит образование чрезмерных запасов готовой продукции, что обусловливается снижением платежеспособного спроса, низкой конкурентоспособностью отечественных видов продукции, а также малоэффективной денежно-кредитной политикой, которая не может обеспечить единство денежных и товарных потоков на внутреннем рынке. Наконец, основная доля дефицита собственных оборотных средств и замедление оборачиваемости определяются ростом просроченной задолженности государства как заказчика промышленной продукции и услуг, что еще сильнее обостряет общий кризис сбыта.

Существенным фактором ухудшения финансового состояния предприятий является то, что в условиях инфляции имеет место, по существу, изъятие части оборотных средств. В бухгалтерском учете на конец отчетного периода выручка от реализации отражается исходя из фактических цен на реализованную продукцию, а затраты на сырье и материалы - по фактическим заготовительным ценам. Если производственный цикл у предприятия длительный, то выручка от реализации и затраты на конец данного периода в результате инфляции становятся несопоставимыми. Поэтому прибыль, определенная на конец периода, занижается на сумму разницы между фактическими затратами на материалы и затратами, которые следует осуществить с учетом инфляции. В соответствии с дей-

ствующим порядком ведения бухгалтерского учета и налогообложения данная сумма подпадает под налогообложение и изымается у предприятия. В результате этого масса оборотных средств у предприятия уменьшается. Это подтверждается и отставанием роста запасов товарно-материальных ценностей из-за повышения оптовых цен. С целью устранения подобного неоправданного изъятия у предприятий оборотных средств следовало бы ежеквартально переоценивать производственные запасы и незавершенное производство. Это сократит налогооблагаемую базу и позволит не допустить изъятия оборотных средств в виде части налога на прибыль.

Большое влияние на финансовое состояние хозяйствующего субъекта оказывает очередность платежей. В настоящее время введен порядок платежей, обеспечивающий первоочередные выплаты денежных средств на неотложные нужды, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Все остальные платежи должны осуществляться в соответствии с очередностью поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей).

На первый взгляд, очередность платежей по усмотрению плательщиков более всего отвечает условиям рынка, однако она может наносить ущерб кредиторам, погашение обязательств перед которыми, несмотря на длительность этих обязательств, откладывается плательщиком. С другой стороны, чисто календарная очередность платежей не учитывает различия между текущими и периодическими платежами. Текущие платежи, то есть платежи за товары и услуги, ценные бумаги и т.д., как правило, осуществляются вслед за поставкой. Периодические платежи (по заработной плате, в бюджет, за коммунальные услуги) производятся за определенный период. Более предпочтительной по сравнению с соблюдаемой ныне является очередность, основанная на периодичности платежей. В первую очередь, следует производить периодические платежи по кредиторской задолженности, которая нарастала за длительный период: платежи в бюджет (кроме авансового налога на прибыль), платежи по заработной плате, платежи за коммунальные услуги и др. Во вторую очередь надо осуществлять текущие платежи в погашение кредиторской задолженности. В третью очередь должны производиться предварительные и авансовые платежи. В каждой из этих трех групп платежей рас-четно-платежные документы следует располагать в календарной последовательности их поступления в банк, поскольку в любой из групп отражаются в основном однотипные платежи.

Подобная периодическая очередность платежей имеет право на существование, так как она обусловлена имеющимися различиями в формирова-

нии кредиторской задолженности. На практике предприятия в первую очередь погашают банковский кредит, стараясь не попасть под контроль со стороны банков, затем идет оплата труда, далее -обязательства перед поставщиками и наконец - налоги. Следовательно, на последнем месте среди кредиторов оказывается федеральный бюджет.

В целях укрепления финансового состояния предприятий целесообразно отражать взаимную задолженность в разрезе сроков ее возникновения, а также показывать длительность непогашения просроченной задолженности. В настоящее время в бухгалтерской и статистической отчетности предприятий выделяется лишь задолженность, просроченная погашением свыше трех месяцев. Необходима более детальная группировка задолженности: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней и т. д. Предприятиям следовало бы во всех случаях составлять платежные календари, аналогичные кассовым сметам зарубежных компаний. На практике такие календари зачастую составляются нерегулярно и некачественно.

Существует тенденция замещения задолженностью поставщикам и другим кредиторам части собственных оборотных средств предприятий и недостающих краткосрочных кредитов банков. Предприятия заинтересованы в замещении названных источников кредиторской задолженностью, пользование которой дешевле, чем банковскими кредитами. В условиях инфляции это тем более не грозит большими потерями, - наоборот, долги кредиторам обесцениваются. С целью преодоления такой тенденции следовало бы осуществлять индексацию просроченной кредиторской задолженности в момент ее погашения.

Важным фактором укрепления финансового состояния предприятий является взаимоувязанность размеров выдаваемых банками кредитов и наличия товарно-материальных ценностей. Это означает, что предоставление ссуд обязательно должно осуществляться на основе движения материальных оборотных средств в процессе их кругооборота (особенно в тех случаях, когда обеспечивается ценностями, принятыми в залог). При завершении оборота кредитуемых ценностей наступает срок погашения задолженности по ссуде. Систематические колебания потребности в оборотных средствах могут быть учтены и удовлетворены именно при помощи кредита.

Важнейшей стадией процесса управления финансами является анализ. Мы полагаем, что в условиях рынка при анализе необходимо учитывать влияние факторов как внешней, так и внутренней среды компании, как финансовых, так и нефинансовых. Сегодня свободный доступ к информа-

ции является одним из важнейших требований рынка и одновременно большой проблемой. Для проведения финансового анализа не только своего предприятия, но и предприятий-контрагентов необходима достоверная, полная, сопоставимая информация о состоянии рынков: товарного, финансового и т.д. Рыночный (нефинансовый) анализ позволяет выявить конкурентные преимущества предприятия на рынке товаров и услуг, которые необходимо затем подтвердить результатами финансового анализа в виде конкретных значений показателей, что дает возможность оценить их количественно.

Направления совершенствования анализа финансового состояния предприятия определяются следующими моментами:

• необходимостью корректировки системы принципов финансового анализа;

• несовершенством системы бухгалтерского учета и отчетности как информационной базы для анализа;

• ограниченностью круга анализируемых коэффициентов и жесткостью критериев их оценки;

• смещением акцентов в оценке роли ряда коэффициентов;

• несовершенством отечественной методики анализа и интерпретации динамики денежных средств.

В основе современного финансового анализа должны лежать два фундаментальных принципа: принцип действующего и развивающегося предприятия и принцип ликвидируемого предприятия. При анализе ликвидируемого предприятия наибольшее значение имеют показатели ликвидности и платежеспособности, структуры активов и пассивов, а с позиций действующего предприятия ведущая роль принадлежит анализу динамики, денежных средств за предшествующий период и оценке возможности предприятия поддерживать или повышать величину денежного потока в будущем.

Сегодня, чтобы предприятие могло выжить, главной задачей в области управления финансами должен быть поиск источников финансирования в целях увеличения капитала с минимальным риском для заемщика. Следствием большей независимости предприятий от государства является изменение состава и структуры источников финансирования. В рыночных условиях таковыми могут служить долгосрочные кредиты банков, ссуды из бюджета и других централизованных источников, эмиссия акций и выход на фондовый рынок, выпуск облигационных займов, привлечение прямых инвесторов.

В современных условиях, для снижения возможности возникновения рисковых ситуаций, ис-

пользование заемных средств для финансирования нецелесообразно. В структуре пассивов большинства предприятий и так чрезмерно высока доля заемных средств и дальнейшее их привлечение приведет к еще большей финансовой неустойчивости.

В силу рассмотренных выше причин оптимальным с точки зрения доступности и цены привлечения в современных условиях является финансирование за счет прямых инвесторов, которые получают ту или иную долю уставного капитала. При этом необходим поиск наиболее эффективных способов вложения средств, полученных от инвесторов. При выборе вариантов инвестирования основные вложения следует делать в продукцию, которая уже имеет или может занять собственную нишу со значительной долей рынка и достаточно рентабельна для обеспечения притока денежных средств.

Важнейшей составляющей механизма управления финансами является планирование, в процессе которого осуществляются постановка конкретных задач функциональным звеньям системы управления в соответствии с выбранной стратегией, а также выбор методов и способов решения этих задач. Сегодня предприятия в лучшем случае ограничиваются составлением баланса доходов и расходов на год с поквартальной разбивкой, что вполне объяснимо в условиях неопределенности и высокой степени риска. Влияние этих факторов приводит к тому, что вероятность получения прогнозируемых результатов составляет не более 60 %. Тем не менее это не означает, что предприятиям не следует заниматься стратегическим финансовым планированием.

В сложившихся условиях большую роль играет регулирование со стороны государства с использованием широкого набора инструментов. Ядром системы государственного регулирования являются законодательная база, обеспечивающая рыночные отношения, налоговая, ценовая, процентная, тарифная политика. На реализацию экономической стратегии должны быть настроены экономические регуляторы - налоговые, бюджетные, финансово-кредитные, государственные заказы, федеральные и региональные целевые программы и др. Необходимо при этом обеспечить гибкость в использовании экономических регуляторов применительно к складывающейся экономической ситуации, этапам реализации экономической стратегии. Государство является одним из ведущих субъектов рынка в лице государственных предприятий. На период действия среднесрочной программы государственный сектор экономики должен стать реально и эффективно действующим инструментом реализации социально-экономической стратегии.

РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

(РАБОТОДАТЕЛЕЙ)

ЭКСПЕРТИО-АИАЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Информационное письмо Форум «Инвестиции в России. Практика. Проблемы. Перспективы»

Уважаемые господа!

4-6 декабря 2001 года в Москве пройдет международный форум «Инвестиции в России. Практика. Проблемы. Перспективы». Организаторами форума являются Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), журнал «Банковское дело», экспертно-аналитическая группа ЭКСПАНС, агентство «Информбанк».

В работе форума примут участие президент РСППА.И. Вольский, руководители профильных министерств и ведомств, крупнейшие банки и инвестиционные компании, ведущие предприятия, видные специалисты и руководители экономических, финансовых и научных институтов России.

Целью проведения форума «Инвестиции в России. Практика. Проблемы. Перспективы» является предварительная подготовка инвестиционных проектов и организация бизнес-контактов. Каждый участник в момент регистрации получает помимо основной программы форума индивидуальный график встреч и переговоров с заинтересованными заемщиками (инвесторами, профессиональными посредниками) на основании подготовленной и протестированной бизнес-информации.

С использованием Интернет-сайта формируется постоянно действующий информационный бизнес-канал между участниками: властными структурами, инвесторами, заемщиками, средствами массовой информации. Результатом работы форума станет гарантированное осуществление высокоэффективных бизнес-контак-тов и инвестиционных программ, а также издание «Каталога перспективных инвестиций и развивающихся (инвестируемых) предприятий», который формируется в результате работы постоянно действующего «Консультационного бюро поддержки российских инвестиционных программ».

Оргкомитет форума предлагает Вам принять участие в этой престижной международной программе

по одной из следующих категорий:

1. Участник:

• Заемщик: организации и предприятия, участвующие в форуме с целью получения инвестиций;

• Инвестор: компании, фонды, финансовые и инвестиционные институты, любые отечественные и зарубежные предприятия, участвующие в форуме с целью инвестирования;

• Посредник (участник рынка инвестиций): органы власти и их представители, универсальные государственные и коммерческие инвестиционные структуры, научно-практические организации, экспертно-аналитические компании (группы), учебные заведения.

2. Докладчик: из числа участников

3. Заочный участник: любые организации или предприятия, не присутствующие на форуме, но заинтересованные в доступе к информации, получении полного пакета документов.

4. Спонсор:

• Информационный (генеральный спонсор, официальный партнер, информационный Интернет-спонсор): любые средства массовой информации, сетевые и информационные агентства, Интернет-компании;

• Технический: системные интеграторы, КИС - разработчики (комплексные информационные системы), телекоммуникационные компании, поставщики выставочного и презентационного оборудования, службы экспресс-доставки, компании - производители офисного оборудования.

• Финансовый

ЭКСПАНС

ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕС-КАЯ ГРУППА

РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

(РАБОТОДАТЕЛЕЙ)

ЭКСЕ

ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЭКСПЕРТНО-АНАПИТИЧЕС-КАЯ ГРУППА

Участникам форума «Инвестиции в России. Практика. Проблемы. Перспективы»

ОРГКОМИТЕТ ФОРУМА «ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ. ПРАКТИКА. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предлагает Вам различные формы участия. Вы можете выбрать любую из представленных ниже позиций и сформировать гибкий пакет участника.

1-я категория - Участники-заемщики - включает организации и предприятия, желающие получить инвестиции (нуждающиеся

в инвестициях).

2-я категория - Участники-инвесторы - включает компании (организации, предприятия), готовые(способные, желающие) осуще-

ствить инвестирование

• Стандартный пакет:

получение полного набора представительской документации форума: пригласительных билетов, Программы, Каталога инвестиционных проектов, выступлений основных докладчиков (тезисов основных докладов); участие в пленарных заседаниях;

участие в работе секций, тематических семинаров и круглых столов по заявленным в программе вопросам; обеды, напитки, фуршет. Один участник - $600, для каждого следующего участника скидка ¡0%.

• Расширенный пакет:

К стандартному пакету добавляется ряд опций, включающих услуги по рекламно-информационной поддержке:

размещение рекламной статьи (модуля) в официальном каталоге форума: размещение персональной страницы Вашей

компании (организации, предприятия) на Интернет-сайте форума;

размещение информации, рекламной аннотации, баннера на Интернет-сайте;

участие в выставке-ярмарке инвестиционных проектов, подготовка выставочного стенда;

производство рекламно-информационных репортажей о фирме-участнице форума: без трансляции или с трансляцией по каналам ТВ (ТВЦ, ТВ-6, СТС, ОРТ, РТР (по согласованию); проведение специальных презентаций Вашей компании в рамках форума.

• Полная поддержка:

К стандартному пакету и рекламно-информационной поддержке добавляются опции по полному сервисному обслуживанию участников форума:

организация экспертно-аналитических работ и прединвестиционных исследований в рамках подготовки инвестиционных проектов, заявленных к участию в «Каталоге перспективных инвестиций и развивающихся (инвестируемых) предприятий»;

бизнес-планирование, консультационное сопровождение подготавливаемых инвестиционных проектов;

сопровождение перспективных инвестиционных проектов;

продвижение региона/отрасли в рамках рабочих тем форума;

продвижение продукции, услуг, ноу-хау участников рынка инвестиций;

консультации для инвесторов;

организация досуга, организация встречи в аэропорту (на вокзале), предоставление транспорта, личного гида, переводчика (по желанию участников).

Мы начинаем формирование универсальных коммуникационных механизмов, которые позволят максимально приблизить инвесторов и заемщиков друг к другу. С этой целью на Интернет-сайте, а также в ходе переговоров при личных встречах начинается работа консультантов с реальными инвестиционными проектами. Консультантами со стороны оргкомитета выступают эксперты РСПП, ведущие специалисты профильных министерств и ведомств, представители авторитетных инвестиционных и пенсионных фондов, а также специализированных экспертных агентств.

«Каталог перспективных инвестиций и развивающихся (инвестируемых) предприятий» выйдет в двух частях. Первая часть будет содержать полную информацию по всем инвестиционным проектам, в том числе и оценки со стороны профессионалов-аналитиков. Естественно, что конечная стоимость этого сборника будет выше, чем второй его части, содержащей только аннотации инвестиционных предложений.

3-я категория - Заочные участники - все заинтересованные инвесторы и заемщики, не имеющие возможности приехать на форум, но нуждающиеся в представлении в «Каталоге перспективных инвестиций и развивающихся (инвестируемых) предприятий», или желающие подписаться на пакет документации по итогам форума, иметь расширенный доступ к информации на Интернет-сайте, поместить рекламную статью в «Официальном каталоге форума».

По вопросам участия в работе форума просим обращаться по тел. (095) 150-99-49 или по электронной почте [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.