Научная статья на тему 'Предпринимательский кластер как форма эффективного взаимодействия предприятий'

Предпринимательский кластер как форма эффективного взаимодействия предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
797
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ЭКОНОМИКА КЛАСТЕРОВ / ENTREPRENEURIAL CLUSTER COMPETITIVENESS OF THE ECONOMY / INSTITUTIONAL THEORY / TRANSACTION COSTS ECONOMICS CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Великая Елена Геннадьевна, Папян Айк Гришаевич

Формирование конкурентных преимуществ Российской экономики на современном этапе развития страны задача первостепенной значимости. Как свидетельствует мировая теория и практика в первую очередь это возможно сделать за счёт реализации кластерных стратегий. Именно стратегии развития предпринимательских кластеров способны обеспечить России рост стратегического потенциала, а в дальнейшем осуществить переход количества в качество, значительно повысить конкурентоспособность национальной экономики. Цели/задачи. Определить подходы к формированию предпринимательских кластеров в национальной экономике. Определить подходы к повышению конкурентоспособности национальной экономики. Методология. В данной работе использована технология кластеров применительно к российской экономике. Концептуальные подходы организации предпринимательских кластеров адаптированы к национальной экономике России в целом и к экономике территорий как основ формирования предпринимательских кластеров по территориальному принципу. Результаты. В данной статье сформулированы теоретико-методологические основы формирования в России экономики кластеров, как основы повышения её конкурентоспособности. Кроме того, даны отдельные теоретико-методологические рекомендации к формированию предпринимательских кластеров в национальной экономике России по территориальному признаку. Это особенно применимо в условиях экономических санкций. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что качество жизни населения, предполагающее значительный рост его численности в первую очередь экзогенный, а также в качественный рост национальной экономики на инновационном пути развития. При этом предпринимательские кластеры как пространство для свободного предпринимательства способны создать России устойчивые конкурентные преимущества в условиях современных геополитических реалий, и стабильно снижающихся цен на нефть. В предпринимательских кластерах возможно зарождение Российского экономического чуда, в первую очередь за счёт экономии на транзакциях и снижения предпринимательских рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OWNER`S KLASSTER AS A FROM OF THE COOPERATION OF THE ENTERPRISES

Formation of competitive advantages of the Russian economy at the present stage of development of paramount importance. As the world theory and practice in the first place, this can be done by implementing a cluster strategy. That is the strategy of development of enterprise clusters are able to provide Russia's strategic potential growth, and further to make the transition from quantity to quality, greatly enhance the competitiveness of the national economy. Objective. Identify approaches to the formation of business clusters in the national economy. Identify approaches to improve the competitiveness of the national economy. Methods. In this paper we used the technology clusters in relation to the Russian economy. Results. In this article the theoretical and methodological bases of formation in the Russian economy clusters as a basis for improving its competitiveness. Conclusions and Relevance. It is concluded that the quality of life of the population, implying a significant increase in its numbers primarily exogenous, as well as qualitative growth of the national economy on an innovative path of development. When this enterprise clusters as a space for free enterprise are able to create a sustainable competitive advantage Russia in contemporary geopolitical realities and steadily declining oil prices. In business clusters possible origin of the Russian economic miracle, primarily due to savings on transactions and reduce business risks.

Текст научной работы на тему «Предпринимательский кластер как форма эффективного взаимодействия предприятий»

экономическое С.А. Бугаенко

направление МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ...

THE FORMATION MECHANISM OF MARKETING AND LOGISTICS COMMUNICATION POLICY OF FOOD INDUSTRY ENTERPRISES OF UKRAINE

© 2015

S.A. Bugaenko, Candidate of Economic Science, associate Professor

Odessa National Academy of Food Technologies, Odessa (Ukraine)

Abstract. In the article the mechanism of formation and implementation of marketing and logistics communication policy of the enterprise in the food industry, the structure, essence and stages of its application are proposed.

Keywords: marketing and logistics communication policy, communicative income, target audience, corporate style of the company.

УДК 334.02

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛАСТЕР КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

© 2015

Е.Г. Великая, доктор экономических наук, генеральный директор ООО «ЛЕДИ ДОКТОР»

А.Г. Папян, аспирант

Московский финансово-юридический университет, Москва (Россия)

Аннотация. Формирование конкурентных преимуществ Российской экономики на современном этапе развития страны задача первостепенной значимости. Как свидетельствует мировая теория и практика в первую очередь это возможно сделать за счёт реализации кластерных стратегий. Именно стратегии развития предпринимательских кластеров способны обеспечить России рост стратегического потенциала, а в дальнейшем осуществить переход количества в качество, значительно повысить конкурентоспособность национальной экономики. Цели/задачи. Определить подходы к формированию предпринимательских кластеров в национальной экономике. Определить подходы к повышению конкурентоспособности национальной экономики. Методология. В данной работе использована технология кластеров применительно к российской экономике. Концептуальные подходы организации предпринимательских кластеров адаптированы к национальной экономике России в целом и к экономике территорий как основ формирования предпринимательских кластеров по территориальному принципу. Результаты. В данной статье сформулированы теоретико-методологические основы формирования в России экономики кластеров, как основы повышения её конкурентоспособности. Кроме того, даны отдельные теоретико-методологические рекомендации к формированию предпринимательских кластеров в национальной экономике России по территориальному признаку. Это особенно применимо в условиях экономических санкций. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что качество жизни населения, предполагающее значительный рост его численности в первую очередь экзогенный, а также в качественный рост национальной экономики на инновационном пути развития. При этом предпринимательские кластеры как пространство для свободного предпринимательства способны создать России устойчивые конкурентные преимущества в условиях современных геополитических реалий, и стабильно снижающихся цен на нефть. В предпринимательских кластерах возможно зарождение Российского экономического чуда, в первую очередь за счёт экономии на транзакциях и снижения предпринимательских рисков.

Ключевые слова: предпринимательский кластер, конкурентоспособность экономики, институциональная теория, трансакционные издержки, экономика кластеров.

Идея повышения конкурентоспособности нацио- - кисть, гроздь;

нальной экономики на основе реализации кластерных - скопление, концентрация;

стратегий не нова. Но, когда традиционные методы ди- - группа, имел устоявшееся значение и успешно при-

версификации уже не могут дать должной отдачи, ис- менялся до экономики в большинстве естественных

пользование кластерной модели организации бизнеса в наук.

качестве адекватного инструмента модернизации эконо- По отношению к отраслям и компаниям указанный

мики не имеет альтернативы. Взаимообусловленность и термин был введен в научный оборот американским эко-

взаимосвязи между процессами кластеризации, усиле- номистом М. Портером в 1990 году вместе с его концеп-

ния конкурентоспособности и ускорения инновацион- цией ромба национальных конкурентных преимуществ.

ной деятельности - это новое экономическое явление, Таким образом, Портер не первым использовал этот

которое позволяет противостоять натиску глобальной термин, что, впрочем, он и не отрицает, ссылаясь на ра-

конкуренции и должным образом отвечать требованиям боты таких выдающихся экономистов, исследовавших

национального и регионального развития. процессы концентрации производства в 1890-1950-х гг.,

В последнее время бизнес все больше идет по пути как А. Леш, У. Айзард, А. Маршалл и других исследо-

формирования сетевого взаимодействия с одной сто- вателей [1].

роны, и с другой - каждое государство, регион заинте- Именно британский экономист А. Маршалл в 1890

ресованы в расширении присутствия бизнеса на своей году в рамках своей концепции промышленных райо-

территории, что ведет к инвестициям в социальную сфе- нов объяснил причины концентрации малых и средних

ру, повышению качества жизни населения. Речь идет о предприятий, обладающих повышенной конкурентоспо-

создании и развитии кластеров. собностью. Он заметил, что в некоторых отраслях про-

Несмотря на то, что термин «кластер» все чаще ис- мышленности группы малых и средних фирм, сконцен-

пользуется в экономической литературе отечественных трированных в одном районе страны и специализирую-

и зарубежных авторов, его однозначная и строгая де- щихся на одной определенной стадии единого производ-

финиция так и не выработана. В связи с этим возникла ственного процесса, будут не менее эффективными, чем

необходимость систематизировать накопленный опыт вертикально-интегрированные крупные заводы. При

по изучению кластерной теории и уточнить сущность этом малые фирмы должны располагаться в непосред-

категории «кластер». ственной близости друг к другу для того, чтобы успешно

Понятие кластер пришло из математики, и означает конкурировать с крупными компаниями. Такие скопле-

группу объектов с близкими свойствами. Термин «кла- ния предприятий, использовавшие внешнюю экономию

стер», который можно перевести с английского языка от масштабов производства, А. Маршалл назвал «про-

как:_мышленными районами», которые получили свое раз-

Е.Г. Великая, А.Г. Папян экономическое

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛАСТЕР КАК ФОРМА ... направление

витие в Англии в конце XIX столетия. При этом он выделил три основных фактора, определяющих конкурентное положение малых и средних предприятий: 1) общий рынок квалифицированной рабочей силы; 2) локальная торговля между фирмами и 3) локальное межфирменное разделение труда. Эти факторы создают в промышленном районе особую промышленную атмосферу, которая стимулирует развитие производства.

В своем исследовании Альфред Маршалл не вводит специальных терминов для «локализованного производства» или «промышленных зон», однако из описания следует, что имеется ввиду, именно кластер, с достаточно глубоким межфирменным разделением труда. Образующим принципом кластера для ученого была высокая концентрация предприятий и рабочих внутри одного района. Главным достижением автора является то, что ему удалось увидеть синергетический эффект, достигаемый при объединении и повышении специализации предприятий. Исходя из этой постановки, кластер предприятий представляется такой отраслевой или географической их концентрацией, которая позволяет достичь эффекта «экономии» за счет взаимодействия с поставщиками сырья и материалов, оборудования, создания группы узкоспециализированных работников [2].

Далее эту теорию развил Ж. Бекаттини и раскрыл ее в теории итальянских промышленных округов. Среди условий, необходимых для зарождения такого промышленного округа, Ж. Бекаттини выделил два главных: существование местного предложения и существование общего спроса [3].

Многие ученые, описывавшие кластеры в начале 90-х годов XX столетия, были склонны считать их простой географической агломерацией. Так, к примеру, X. Шмиц отмечал в своих работах, что «кластер - это группа предприятий, принадлежащих одному сектору и действующих в тесной близости друг к другу». Э. Висснер и Р. Бошм определяли кластеры, как географические концентрации фирм, вовлеченных в подобную и связанную деятельность, а Г. Свонн и М. Превезер утверждали, что группы фирм в пределах одной отрасли, расположенные в одной географической области это и есть кластеры. Таким образом, эта группа ученых дополняет определение А. Маршалла признаком отраслевой общности предприятий, занятых в кластере.

Существует отдельная группа исследователей, которые пишут о классических видах производственных отношений, особенно эффективно, по их мнению, проявляющихся внутри кластера. С этой точки зрения, М. Стейнер и К. Хартман определяли кластер как « ...ряд взаимодополняющих фирм (в производственном или обслуживающих секторах) общественных, частных и полуобщественных исследовательских институтов и институтов развития, которые связаны рынком труда и/ или связями затрат - выпуска, и/или технологическими связями». Они считали рынок труда и технологический процесс связующими звеньями структуры. В свою очередь Т. Роландт и П. Ден Хертаг, выделяли, прежде всего, цепочку добавленной стоимости продукта или услуги и характеризовали кластеры как сети производителей сильно взаимозависимых фирм, связанных друг с другом в добавляющей стоимость цепи производства. При этом включение локального кластера в квази-иерархическую цепочку добавленной стоимости предоставляло, по их мнению, больше возможности для усовершенствования процесса производства и создаваемой продукции. Такой же точки зрения придерживались Р. Каплински, Дж. Хамфри, Х. Шмидт и другие в своей концепции взаимодействия цепочки добавленной стоимости и кластера.

Понятие «кластер» использовалось в исследованиях проблем технологической связи между различными отраслями, поскольку для производства конечной продукции в кластер объединяются производители из разных отраслей. Французские ученые И. Толенадо и Д. Солье использовали понятие «фильеры» для описания 106

семейств технологически взаимосвязанных секторов. Их значение видится в том, что технологическая мощь одного сектора зависит от другого. Понятие «фильеры» служит важным предвестником более широкого понятия - «кластеры». Причину возникновения кластера видят в том, что с одной стороны, созрели предпосылки для формирования тесных технологических связей между мелкими производителями, а с другой, возможность реализации национальных преимуществ посредством формирования кластеров малых предприятий в связанных между собой секторах экономики конкретной страны или региона. В литературе по нововведениям и способам их внедрения в производство французские авторы также подчеркивают значение кластеров, для укрепления технологических взаимосвязей между отраслями. Таким образом, фильеры представляют собой более узкую интерпретацию кластера, так как основываются на одном из критериев его возникновения - на необходимости создания технологических связей между отраслями и секторами экономики для реализации их потенциальных преимуществ.

Анализируя отечественный опыт кластеризации отметим, что ряд авторов, в частности Фонотов А. [4] предполагает, что в основу определения кластера также должна быть положена межотраслевая взаимосвязь. Автор отмечает обязательное включение в структуру кластера носителей инноваций и определяет его как «группу локализованных предприятий, научно-производственных и финансовых компаний, связанных между собой по технологической цепочке или ориентированных на общий рынок ресурсов и потребителей (сетевая связь), конкурентоспособных на определенном уровне и способных генерировать инновационную составляющую». Также делает акцент на значении инновационного кластера, как самого эффективного способа в достижении высокого уровня конкурентоспособности А.А. Мигранян [5].

Он определяет инновационный кластер как «...объединение различных организаций (промышленных компаний, исследовательских центров, органов государственного управления, общественных организаций и т.д.), которое позволяет использовать преимущества двух способов координации экономической системы -внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения». Инновации - неотъемлемое свойство экономического кластера.

М.П. Войнаренко, изучая кластер, формирует концепцию «5-И», определяющую условия, которые необходимы для успешного функционирования кластера [6].

Инициатива: авторитетные люди из разных сфер (предпринимательство, образование, власть и общественные организации) способны в результате своего эффективного взаимодействия «...заинтересовать и на деле доказать полезность кластеров как для самих их членов, так и для региона».

Инновации, позволяющие участникам кластера реализовать новые возможности в конкурентной борьбе.

Информация. Подразумевается доступность, открытость, обмен знаниями внутри кластера, создание баз данных, которые позволяют получить преимущества в доступе к рынкам снабжения предметами труда, сбыта продукции, квалифицированной рабочей силы.

Интеграция, предусматривающая использование кластерного подхода для сотрудничества фирм на отраслевом и территориальном уровнях при поддержке науки и органов власти.

5. Интерес - необходимое условие эффективного функционирования кластера. Участники кластера должны быть заинтересованы во взаимодействии.

Автор данного подхода выделяет отличительные свойства кластеров: сильные взаимосвязи между участниками кластеров, кооперация и конкуренция, ориента-Карельский научный журнал. 2015. № 1(10)

Е.Г. Великая, А.Г. Папян ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛАСТЕР КАК ФОРМА ...

ция на рыночный спрос, стратегия развития кластера не противоречит стратегии регионального развития.

Симми и Сеннет в известной статье Мартина и Санли определяют инновационный кластер как «большой ряд взаимосвязанных промышленных и сервисных компаний с высокой степенью сотрудничества, в основном сетью поставщиков, действующих в одинаковых рыночных условиях» [7].

Мы считаем, что в инновационном процессе кластер можно рассматривать как устойчивое территориально-отраслевое партнерство, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения его конкурентоспособности.

Прообразы понятия «кластер» имеют место в публикациях, посвященных анализу деятельности крупных шведских корпораций. К примеру, Е. Дахмен говорит о «блоках развития» и подчеркивает важность фиксации связи между способностью одного сектора развиваться и способностью обеспечивать прогресс в другом [7]. Развитие должно происходить поэтапно, или по «вертикали действий» в пределах одной отрасли, связанной с другими отраслями, что обеспечит возможность завоевания конкурентных преимуществ. Работа Л.Г. Мэтсона [8], обращает внимание на различные формы взаимосвязи между фирмами внутри кластеров.

Убеждение в существовании абстрактных взаимосвязей между предприятиями кластера поддерживается большой группой ученых. К примеру, в известной работе Э. Фезера «Старые и новые теории индустриальных кластеров», автор определяет кластеры как «...не только связанные и поддерживающие институты, а скорее связанные и поддерживающие институты, которые более конкурентоспособны на основании их взаимосвязей». В дальнейшем эта мысль была развита Э. Фезером в совместном с Э. Бергманом исследовании «Индустриальные и региональные кластеры», где упоминалось о промышленных кластерах как о группе коммерческих предприятий и некоммерческих организаций, для которых членство в группе является важным элементом индивидуальной конкурентоспособности.

Такой же точки зрения по поводу кластеров придерживается С. Розенфельд, понимая кластер как концентрацию фирм, способных производить синергетический эффект из-за их географической близости и взаимозависимости, даже при том, что их масштаб занятости может не быть заметным. В последнее время в экономической литературе достаточно часто кластеры приравнивают к сетям. Розенфельд рассматривает данную категорию как ограниченную группу фирм со специфическими, часто контрактными целями, имеющими следствием извлечение обоюдной прибыли [9]. При этом сети, по его мнению, и авторы с этим согласны, «являются результатом зрелых и живых кластеров». Сравнение кластеров и сетей представлено в Таблице 1, показывает что имеются существенные отличия между указанными категориями [10].

Андерссон Т. и другие авторы рассматривают проблему кластеризации, определяя ее как «процесс совместного расположения фирм и других действующих лиц внутри концентрированной географической области» [11]. Кластеры авторы связывают с кооперацией вокруг определенной функциональной ниши и установлением тесных взаимосвязей и рабочих альянсов для усиления коллективной конкурентоспособности объединенных фирм. В. Элснер также считает, что кластером может быть признана группа фирм, функционально связанных как вертикально, так и горизонтально. И именно функциональный подход, по его мнению, подчеркивает качество существующих взаимосвязей между фирмами и институтами, поддерживающими кластер, и такие взаимосвязи, отмечает ученый, определяются через рынок.

Национальная ассоциация губернаторов в США определяет кластер как «географически ограниченное

скопление компаний (достаточное для привлечения ресурсов, услуг и поставщиков) с определенным типом взаимоотношений друг с другом, чаще всего, эти предприятия дополняют производство или имеют сходство в выпускаемой продукции, в технологии изготовления и в потребляемых ресурсах» [12].

Таблица 1 - Сравнительная характеристика сетей и кластеров

Сети Кластеры

Предоставляют фирмам доступ к специализированным услугам по меньшим ценам Привлекают необходимые специализированные услуги в регион

Характеризуются ограниченным членством Характеризуются открытым членством

Основываются на контрактах Основываются на общественных ценностях, стимулирующих доверие и поддерживающих взаимодействие

Позволяют фирмам заниматься комплексным бизнесом Генерируют спрос посредством подобной и связанной деятельности

Базируются на кооперации Охватывают одновременно кооперацию и конкуренцию

Характеризуются наличием общих целей бизнеса Характеризуются наличием коллективного видения

В то же время, проведенное недавно исследование, посвященное планированию кластеров в Великобритании, конкретизировало данное понятие: «...кластеры - это географическая группировка компаний с разносторонними, пересекающимися взаимосвязями, специальных поставщиков, поставщиков услуг, компаний в связанных отраслях, образовательных (в том числе исследовательских) учреждений. С одной стороны эти компании конкуренты, с другой - компании, работающие в сотрудничестве» [13].

Считаем необходимым остановиться еще на одном достаточно любопытном определении термина «кластер» Т. Эгана, считающего, что кластер - это «форма промышленной организации, которая зависит от сетей высокоспециализированных, взаимосвязанных фирм частного сектора и учреждений общественного сектора, чья конечная продукция проникает на рынки за пределы цен трального региона». Автор рассматривает кластер как форму организации производства, сходную с фирмой. Фирма состоит из сотрудников или отделов, подобно этому кластер состоит из юридически независимых предприятий. При этом следует лишь напомнить, что сам кластер - понятие экономическое, он не является организационно-правовой формой, то есть не выступает в качестве юридического лица. Его участники взаимодействуют на основе устойчивых и долговременных договорных отношений, как и происходит в фирме.

Тем не менее, в настоящее время наиболее признанной и успешной является кластерная теория профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера. Американский экономист предлагает новый взгляд на кластеры, несколько смещая акцент с географической агломерации на систему отношений конкуренции и кооперации, существующую между предприятиями кластера, которая стимулирует инновации и открывает доступ к выгодам объединения и эффекта масштаба.

Кластер или промышленная группа, по мнению М. Портера, это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [14]. Промышленному кластеру М. Портер отдает приоритет в улучшении конкурентоспособности страны, поскольку географическая близость кластерных фирм обуславливает более низкие издержки производства за счет использования общей научной и технологической инфраструктуры, усиления

Е.Г. Великая, А.Г. Папян экономическое

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛАСТЕР КАК ФОРМА ... направление

конкуренции между фирмами, возможности образования временных альянсов для взаимного повышения конкурентоспособности компаний, дифференцированного и качественного спроса на товары.

Кластер значительно более сложное явление, чем простое объединение фирм для совместной деятельности. Он предполагает более глубокую их технологическую кооперацию на основе участия в системе накопления стоимости. При этом фирмы не только включаются в процесс кооперирования, но, что на наш взгляд важно, продолжают конкурировать друг с другом избирательно в отдельных областях. Такое конкурентное соседство является движущей силой постоянных продуктового и технологического обновлений, направленных на рост производительности всех факторов производства, и обеспечивает быстрое распространение новшеств. В кластере формируется особая, по мнению Портера, среда, способствующая повышению конкурентоспособности входящих в него фирм и процветанию региона.

Важно, что Портер не просто предложил новый термин для определения форм организации производства. Кластеры были им обозначены как новые объекты проведения государственной кластерной политики по повышению национальной конкурентоспособности на микроэкономическом уровне. На наш взгляд, достоинством этой теории является выделение принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где кластеры представляют собой новый способ организации экономики и ее динамичного развития.

Безусловно, если использовать термин «кластер» применительно ко всем процессам концентрации производства, то он потеряет всякий смысл. Как специфичное явление кластер имеет две ярко выраженные составляющие: отраслевую и территориальную. Соответственно выделяют два основных вида кластеров. Первый характеризуется наличием четко идентифицируемых функциональных вертикальных и/ или горизонтальных связей и отсутствием строгой привязанности к территориальным границам конкретных регионов. С этой стороны, данный термин относится к национальным группам индустрии и фирм, которые тесно связаны, но располагаются в различных точках страны или региона. Именно такой кластер М. Портер в своей работе 1990 года назвал промышленным, или внепространственным.

Ближайший коллега М. Портера по исследованиям М. Энрайт акцентировал внимание при анализе кластеров в большей степени на географической составляющей и пришел к выводу о существовании региональных (предпринимательских) кластеров. С одной стороны предпринимательский кластер - это промышленный кластер, в котором фирмы-члены находятся в географической близости друг к другу. С другой - это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких отраслях хозяйства [15]. В результате диагностики конкретных кластеров он пришел к выводу, что формирование конкурентных преимуществ стран происходит не на национальном уровне, а в предпринимательских кластерах на региональном уровне.

На современном этапе развития экономики Организация Экономического Сотрудничества и Развития также предлагает использовать термин «региональные кластеры» как ключевое слово для более старых концепций, таких как индустриальные районы, специализированные промышленные агломерации и местные производственные системы. В свою очередь региональные кластеры, по мнению вышеупомянутой организации, представляют собой и «относятся к географически ограниченным концентрациям взаимосвязанных фирм», что созвучно определению предпринимательского кластера М. Энрайта. Этого же мнения придерживается Ван Ден Берг [9] полагая, что определение кластера больше относится к локальному или региональному масштабу сетей. 108

Исследуя проблемы идентификации экономических кластеров российские ученые Марков Л.С. и Ягольницер М.А., также приходят к выводу, что «кластеры - это географические концентрации предприятий одной или нескольких взаимосвязанных отраслей, конкурирующих, но, вместе с тем, кооперирующихся друг с другом, извлекая при этом выгоды совместного расположения и социальной встроенности». Социальный аспект этого явления не менее важен, чем экономический. Кластер образуется в сообществе людей, имеющих экономические интересы. Не обязательно, чтобы все эти люди жили на одной территории. Однако для того, чтобы, сообщество сохраняло устойчивость, необходима определенная критическая масса людей, связанных общей территорией проживания (регионом). В этом случае кластер как социальное понятие представляется одним из способов самоорганизации сообщества для выживания в условиях жесткой международной конкуренции. Регион как предпринимательский кластер, должен иметь достаточное количество кластеров для экономического процветания. В противном случае он рискует стать депрессивной территорией и, вполне возможно потерять население.

Таким образом, существует несколько определений кластеров, каждое из которых подчеркивает тот или иной аспект его функционирования. Несмотря на многовариантность определений, большинство источников в качестве основных черт, характерных для кластеров выделяют:

- географическую концентрацию и/или функциональную взаимосвязанность участников;

- специализацию фирм-субъектов кластера;

- конкуренцию и кооперацию;

- инновационность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- множественность участвующих экономических агентов;

- социальную встроенность.

Анализ основных подходов к определению кластеров показал, что авторы, как правило, фиксируют в этом понятии два основных момента: территориальную привязку взаимосвязанных компаний и обладание ими конкурентными преимуществами, реализуемыми в рамках кластерной модели. Тогда представляется целесообразным кластеры лучше понимать и использовать как межотраслевые региональные системы. Те ключевые отрасли, которые регионы традиционно используют для планирования и определения экономических возможностей, выполняют роль концентраторов предпринимательской кластеризации.

Соглашаясь с предложенными в различных источниках определениями, под предпринимательским кластером будем понимать территориально локализованную совокупность компаний, которые в результате своего взаимодействия эффективно реализуют конкурентные преимущества данной территории.

Начиная с 1920 г., А. Маршалл, И. Тюнен, А. Вебер, Е. Хувер, Ф. Перроу, В. Хиггинс, М. Портер, А. Амин и К. Робине теоретически обосновывали кластерную модель построения экономики, создавали теорию промышленной дислокации и методику определения отличий между экономиками урбанизации и локализации, обосновывали источники экономического роста.

Концепция А. Маршалла, выдвинутая им в 1920 году в работе «Principles of Economics» теоретически обосновывает кластерную модель построения региональной экономики (индустриальные кластеры), основные принципы и условия, которые обеспечивают конкурентоспособность кластеров. Г. Беккатини в 1995 году возродил и развил концепцию индустриальных районов Италии в виде большого количества малых компаний, которые плотно расположены в границах определенной географической территории и действуют в одной и той же сфере. М. Портер уточняет и адаптирует к современным условиям кластерную модель региональной экономики, на основе которой государственные органы управления Карельский научный журнал. 2015. № 1(10)

Е.Г. Великая, А.Г. Папян

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛАСТЕР КАК ФОРМА ...

многих стран начали пересматривать контуры и характеристики своей промышленной политики и искать типы соответствующих агломераций, которые указанный автор ассоциировал с конкурентными экономиками [14].

Одной из теорий, раскрывающих значение кластера является концепция взаимодействия цепочки добавленной стоимости и кластера (авторы Р. Каплински, Дж. Хамфри и др.), согласно которой при включении локального кластера в квази-иерархическую цепочку добавленной стоимости у кластерных фирм появляются большие возможности для усовершенствования процесса производства и создаваемой продукции [16]. Концепция районов обучения Б. Асхайма и А. Изаксена сосредотачивается на наличии значительного инновационного потенциала в промышленных районах для постоянного изобретения инноваций [17]. Данная теория подразумевает, что в современной модели инновационной экономики «знание» является главным ресурсом, а обучение - главным процессом. Следовательно, развитие конкурентных преимуществ региона должно быть основано на процессе обучения в располагающихся на их территории промышленных районах. Поэтому такие регионы получили название регионов обучения. Автор также придерживается мнения, что уровень знаний является фактором приумножения богатства общества, а сфера образования вносит кумулятивный вклад в рост будущих доходов индивида, который скажется на социальном благополучии человека.

Другой базовой составляющей теории кластеров является группа институциональных теорий. Институциональная теория (Д. Норт, Р. Коуз и др.) рассматривает развитие экономики под влиянием взаимодействия между институтами и организациями и положена в основу предложения автора о необходимости формирования региональной структуры, деятельность которой будет направлена на управление кластерными образованиями с учетом потребностей субъектов региональной экономики.

Кластер в этом случае можно рассматривать как современный институт, сочетающий в себе систему формализованных и неформализованных отношений как его участников между собой, так и кластера с внешним окружением. Особое значение для концепции кластера имеет институциональное понимание интеграции. Межотраслевая и межрегиональная интеграции, а не отраслевое, технологическое и кооперационное разделение труда определяет в современных условиях конкурентоспособность экономической системы.

Теория трансакционных издержек считается составной частью новой институциональной теории и представляет собой теорию организации предприятий, объектом изучения которой служит многосторонний договор как форма организации. Предприятия расходуют значительные средства на поиск и установление экономических взаимосвязей, на поиск и обработку информации о ценах и технологиях, на заключение контрактов и контроль над их использованием. В условиях динамичного рынка с неопределенным спросом и непредсказуемым изменением цен затраты на осуществление сделок (трансакции) сравнимы с издержками, связанными с преобразованием ресурсов в продукты. В этом случае синергетический эффект, возникающий в результате взаимодействия предприятий в рамках кластера, во многом объясняет экономию на трансакционных издержках при получении информации, снижении издержек обмена и т.п. Следовательно, институциональная теория, и в частности теория трансакционных издержек Р. Коуза, наиболее применима к объяснению синергетического эффекта и оценке эффективности кластерного развития.

Весомый вклад в развитие кластерной теории вносит современная парадигма развития предпринимательских кластеров, которая включает концепции:

- «предпринимательский кластер-квазикорпора-

ция». Предпринимательский кластер рассматривается как крупный субъект собственности (региональной, муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала. Предпринимательский кластер как субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями. Поведение этих корпораций оказывают сильное влияние на экономическое положение регионов.

- «предпринимательский кластер-квазирынок», имеющий определенные границы (ареал). Акцентируется внимание на предпринимательском климате, общих условиях экономической деятельности и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний.

- «предпринимательский кластер-квазигосударство» Это относительно обособленная подсистема государства и национальной экономики. Одна из главных функций региональной власти - регулирование экономики региона;

- «предпринимательский кластер-квазисоциум». Общность людей, живущих на определенной территории, выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (на селение и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды) и развитие системы расселения. Изучение предпринимательского кластера ведется в разрезе социальных групп с их особыми функциями и интересами. Данный подход шире экономического.

Указанные парадигмы в теории предпринимательского кластера включают проблему соотношения рыночного саморегулирования, государственного регулирования и социального контроля. Теории развития региона опираются на достижения макроэкономики, микроэкономики, институциональной экономики и других направлений современной экономической науки. Теории макроэкономики ближе парадигме «предпринимательский кластер как квазигосударство». Такое применение адекватно для однородных регионов. Микроэкономические теории целесообразно привлекать тогда, когда представление предпринимательского кластера как точки однородного пространства недостаточно и необходимо принимать во внимание внутренние различия. Теория и методология микроэкономического анализа больше соответствует парадигмам «предпринимательский кластер как квазикорпорация» и «предпринимательский кластер как рынок». Эволюция теории предпринимательского кластера отражает повышение роли нематериальных целей и факторов экономического развития, возможности междисциплинарных знаний и перехода регионов на модель устойчивого развития.

Характерным для эволюционной концепции является системное представление об организации как о двойственном объекте: с одной стороны, она является членом делового сообщества и испытывает на себе последствия его эволюции, с другой, - обладает собственными традициями в определении направлений деятельности и ее объемов [18]. В рамках этой теории вопросы кластеризации деятельности объяснимы в определенной степени историческими, культурными и производственными традициями предприятий, а также предпочтениями их менеджеров и владельцев. Отметим, что концепция кластера как социально-экономического института базируется на институциональной и эволюционной теории, которая, однако, не противопоставляется ранее разработанным теориям, а развивает их.

Необходимо отметить, что кластерный подход первоначально использовался в исследованиях проблем конкурентоспособности предприятий. Со временем он стал применяться при решении все более широкого круга задач, а именно при анализе конкурентоспособности государства, региона и отрасли; при разработке общегосударственной промышленной политики и программ

Е.Г. Великая, А.Г. Папян

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛАСТЕР КАК ФОРМА .

регионального развития.

Таким образом, переход от экономики фирм к экономике кластеров означает переход к новой форме совместного труда, при которой координация деятельности осуществляется на основе свободного информационного обмена по горизонтали, обмена знаниями, умениями и навыками, совместного использования нематериальных активов. Трансакции в кластере могут не сопровождаться рыночными сделками по передаче прав собственности, а базироваться на ее совместном использовании или передаче отдельных детализированных полномочий при совместном обсуждении пропорций распределения. В этих условиях необходима методологическая и методическая проработка вопросов координации организаций науки, производства, консалтинга и других экономических сфер на базе кластерного подхода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Портер М., Кетельс К., Дельгадо М., Брайден Р. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики. М.: ЦСР, 2007.

2. Каплински Р. Распространение положительного влияния глобализации. Какие выводы можно сделать на основании анализа цепочки добавленной стоимости? Пер. с англ.: Препринт WP5/ 2002/03 -М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 68 с.

3. Maskell Р., Kebir L. What Qualifies as a Clusters Theory? DRUID Working Paper No. 05-09, - 2005. www. druid.dk.P.7

4. Фонотов, А.Г. Россия от мобилизационного общества к инновационному / А. Г. Фонотов. - М., 1993. - 272 с.

5. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой/ А.А. Мигранян// ВЕСТНИК КРСУ. 2002. №З.С.ЗЗ

6. Великая Е.Г. Индикаторы оценки эффективно-

сти организации [Текст]/ Е.Г. Великая, В.В. Чурко// Балтийский гуманитарный журнал. 2014, № 2. С. 57-61.

7. Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical// Annales des Mines. - Janvier 1989.-P.21-28.

8. Becattini G. From Marshalls to the Italian «Industrial Dis-tricts» -20013/www.copetitivness.org/

9. Enright M.J, Ffowcs-Williams I. Local Partnership, Clusters and SME Globalisation. OECD, 2001. - P.7.

10. Mattson L.G. «Management of Strategic Change in a Markets-as-Networks Prespektive». In The Management of Strategic Change, edited by And rew M. Pettigrew. Oxford, New York: Basil Blackwell, 1987.

11. Martin R., Sunley P. Deconstructing Clusters: Chaotic Concept or Policy Panacea?// Journal of Economic Geography, Vol. 3, 2003. - pp. 5-35.

12. Rosenfeld S. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development, European Planning Studies, 5(1), 1997, Р.9

13. Andersson Т., Schwaag-Serger S., Sorvik J., Hansson E.W. The Clusters Porches White book, IKED, 2004. http// www.competitiveness org/article/wiew/241/1

14. Porter M. E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. - New York: Free Press, 1980. - 440 р.

15. Исследовательский отчет «Планирование кластеров»// Департамент окружающей среды, транспорта и регионов (DETR), Лондон, 2000.

16. Клейнер Г.Б. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли предприятия/ Г.Б. Клейнер// Российский экономический журнал. - 2001. - №11-12.-с. 63-69.

17. Клейнер Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики/ Г.Б. Клейнер// Российский экономический журнал. - 2011. - с. 3-28.

18. Великая Е.Г. Оптимизация системы планирования и сбыта организации [Текст]/ Е.Г. Великая Е.Г., В.В. Чурко// Карельский научный журнал. 2013, № 3. С. 5-8.

OWNERS KLASSTER AS A FROM OF THE COOPERATION OF THE ENTERPRISES

© 2015

E.G. Velikaya, doctor of economical science, CEO of Limited Liability Company «LADY DOCTOR» A.G. Papyan, postgraduate student

Moscow Financial-Law University, Moscow (Russia)

Abstract. Formation of competitive advantages of the Russian economy at the present stage of development of paramount importance. As the world theory and practice in the first place, this can be done by implementing a cluster strategy. That is the strategy of development of enterprise clusters are able to provide Russia's strategic potential growth, and further to make the transition from quantity to quality, greatly enhance the competitiveness of the national economy. Objective. Identify approaches to the formation of business clusters in the national economy. Identify approaches to improve the competitiveness of the national economy. Methods. In this paper we used the technology clusters in relation to the Russian economy. Results. In this article the theoretical and methodological bases of formation in the Russian economy clusters as a basis for improving its competitiveness. Conclusions and Relevance. It is concluded that the quality of life of the population, implying a significant increase in its numbers primarily exogenous, as well as qualitative growth of the national economy on an innovative path of development. When this enterprise clusters as a space for free enterprise are able to create a sustainable competitive advantage Russia in contemporary geopolitical realities and steadily declining oil prices. In business clusters possible origin of the Russian economic miracle, primarily due to savings on transactions and reduce business risks.

Keywords: entrepreneurial cluster competitiveness of the economy, institutional theory, transaction costs economics clusters.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.