Научная статья на тему 'Предпринимательские структуры как самоорганизующиеся системы'

Предпринимательские структуры как самоорганизующиеся системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1364
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / ENTERPRISE STRUCTURES / SELF-ORGANIZING SYSTEM / THE SYSTEM APPROACH / FUNCTIONAL MODEL OF MANAGEMENT / PROCESS MODEL OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мосейко Виктор Олегович, Босчаева Зоя Николаевна

Рассматривается системный подход к формализации производственно-хозяйственной деятельности предпринимательских структур: последовательность, функции, особенности мониторинга. В ходе выявления особенностей управления предпринимательской структурой на основе взаимодействия ее составляющих обосновывается возможность использования как процессной, так и функциональной модели управления предприятием и возможность ее отображения в различных вариантах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENTERPRISE STRUCTURES AS SELF-ORGANIZING SYSTEMS

The system approach to formalization of industrial-economic activities of such enterprise structures as sequence, functions, monitoring features is considered. Revealing features of management of the enterprise structure on the basis of interaction of its components the possibility to use both process and functional model of operation of an enterprise and the possibility of its display in different variants are proved.

Текст научной работы на тему «Предпринимательские структуры как самоорганизующиеся системы»

УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УДК 338.22:681513.8 ББК 65.290c51

В. О. Мосейко, З. Н. Босчаева

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ КАК САМООРГАНИЗУЮЩИЕСЯ СИСТЕМЫ

V. O. Mosejko, Z. N. Boschaeva ENTERPRISE STRUCTURES AS SELF-ORGANIZING SYSTEMS

Рассматривается системный подход к формализации производственно-хозяйственной деятельности предпринимательских структур: последовательность, функции, особенности мониторинга. В ходе выявления особенностей управления предпринимательской структурой на основе взаимодействия ее составляющих обосновывается возможность использования как процессной, так и функциональной модели управления предприятием и возможность ее отображения в различных вариантах.

Ключевые слова: предпринимательские структуры, самоорганизующаяся система, системный подход, функциональная модель управления, процессная модель управления.

The system approach to formalization of industrial-economic activities of such enterprise structures as sequence, functions, monitoring features is considered. Revealing features of management of the enterprise structure on the basis of interaction of its components the possibility to use both process and functional model of operation of an enterprise and the possibility of its display in different variants are proved.

Key words: enterprise structures, self-organizing system, the system approach, functional model of management, process model of management.

Предпринимательские структуры, как объекты мониторинга, отличаются исключительной сложностью. Процесс их функционирования характеризуется прежде всего движением во времени и пространстве значительного числа материальных, трудовых и информационных потоков, связанных с подготовкой производства, доставкой сырья и полуфабрикатов, выполнением множества взаимосвязанных операций по обслуживанию производства, финансовому обеспечению, сбыту и реализации продукции. При этом поведение предприятия как предпринимательской структуры не может быть оценено каким-либо одним показателем.

Ввиду чрезвычайной сложности таких объектов, описание и оценка их деятельности с помощью единой экономико-математической модели невозможны по двум основным причинам: из-за значительной размерности объекта и неустойчивости его решений к многочисленным реально существующим возмущениям. Поэтому целесообразно использовать системный подход к исследованию и оценке деятельности предприятий. Очевидно, что для этого необходимо осуществить процесс формализации производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Процесс формализации заключается в построении общей схемы качественного системного исследования, состоящего из следующих этапов (составлено по [1, 2]):

1. Установление качественной определенности системы - общесистемных и индивидуальных свойств.

2. Определение типа системы и особенностей ее поведения, им налагаемых.

3. Выявление главного системообразующего фактора - функции (функций) системы.

4. Изучение структуры системы как единства компонентов и связей.

5. Вычленение, количественный и качественный анализ выходов системы (конечного продукта) и ее подсистем.

6. Исследование цели системы и ее влияния на процессы, происходящие в системе.

7. Системный синтез: исследование организации системы в единстве структурного и функционального аспектов с оценкой уровня организованности (если это возможно) и его влияния на систему.

8. Определение специфических системных критериев эффективности и оптимальности на основе общесистемных понятий эффективности и оптимальности и их уровня, а также эффективности и оптимальности подсистем в их соотношении друг с другом и системой в целом.

Главной категорией системных исследований в целом и системного анализа в частности является понятие системы. В настоящее время не существует универсального понятия «система», поэтому, рассмотрев основные и принципиальные изменения, которые происходили с определением системы по мере развития теории систем и использования этого понятия на практике, мы будем понимать под системой выделенную из среды совокупность объектов и процессов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности. Основными свойствами системных объектов выступают: целостность, иерархичность, интегративность.

Следует отметить, что при этом функция, а не цель системы выступает системообразующим фактором, т. е. функция рассматривается «как смысл существования, назначение, необходимость системы» [3, с. 81]. Функция задается системе извне и показывает, какую роль данная система выполняет по отношению к более общей системе, в которую она включена составной частью наряду с другими системами, выступающими для нее средой.

Со структурой системы тесно связана ее организация, и нередко эти понятия отождествляются. Существуют также попытки определить организацию как сложность системы (такой взгляд был характерен для Н. Винера и Л. фон Неймана), хотя это понятие давно определено как взаимодействие частей целого, обусловленное его строением. Это определение ясно показывает отличие и взаимосвязь организации и структуры. Если структура системы отражает ее устойчивые компоненты и связи, то организация - как устойчивые, так и неустойчивые [1].

Охарактеризуем с этих позиций предпринимательскую структуру как систему в соответствии с вышеизложенной схемой системного исследования.

Предпринимательская структура как самостоятельно хозяйствующий субъект создается (выделяется из среды) для удовлетворения общественных потребностей (функция) и представляет собой формально (в соответствии с законодательством) организованную совокупность объектов (структурных подразделений) и процессов (управленческих, производственных, организационных, информационных и т. д.), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой для получения прибыли предпринимателем и (или) положительного социального эффекта (цели). Таким образом, предприятие с точки зрения вышеприведенного определения системы можно охарактеризовать как системный объект мониторинга, обладающий следующими свойствами:

- целостность - изменение любого компонента предприятия (рабочие места, участки, цеха, функциональные отделы, службы, бизнес-процессы) влияет на другие компоненты и на систему в целом, и, наоборот, любое изменение системы отзывается на всех компонентах системы. Например, принятие решения о расширении ассортимента продукции повлечет за собой изменение объема материальных, финансовых, информационных и других потоков, применение новых технологий, что отразится на организации производственного процесса и т. д. И наоборот, перевод основного производства на непрерывный график работы без изменения режима работы вспомогательных и обслуживающих служб неизбежно ведет к изменению таких свойств предприятия в целом, как выпуск готовой продукции, объем реализации, обеспечение ресурсами. Следует подчеркнуть, что свойства экономических систем являются результатом «кооперативного» (синергетического) эффекта взаимодействия подсистем, а не простой суммой их свойств:

- иерархичность - предприятие представляет собой систему, которая, в свою очередь, является компонентом системы более высокого порядка: отрасли, регионального хозяйственного комплекса, народного хозяйства. В то же время рабочие места, цеха, функциональные отделы и службы выступают подсистемами разного уровня предприятия;

- интегративность - предприятие как система обладает такими свойствами (выпуск готовой продукции, обособленное имущество, открытие расчетного счета в банке, возможность внедрения новых технологий и т. д.), которые не присущи отдельным компонентам, образующим

его, и, наоборот, отдельные компоненты обладают свойствами, не присущими системе в целом (организация и обслуживание рабочих мест, повышение квалификации работников, организация производственного процесса, планирование издержек производства и т. д.).

Принципиальной особенностью систем организации производства и управления экономикой на разных уровнях является наличие активного элемента их функционирования - человека, что приводит к проявлению у предприятия как системы особых свойств, принципиально отличающих их поведение от функционирования технических систем, работающих в соответствии с жестко заданными законами.

В качестве основных отличительных особенностей экономических систем, в том числе предпринимательской структуры, можно выделить:

- нестабильность отдельных параметров предпринимательской структуры и стохастич-ность ее поведения, что обусловлено объективно существующим несовпадением и противоречивостью интересов различных компонентов системы, групп и отдельных работников;

- непредсказуемость поведения предпринимательской структуры в конкретных условиях. В современных условиях развития экономики неопределенность может быть вызвана следующими причинами: влияние случайных факторов на деятельность предприятия; несовпадение интересов экономических субъектов и субъектов управления на различных уровнях; неполнота и недостоверность информации о состоянии внешней и внутренней среды;

- способность изменять свою структуру, сохраняя целостность. Регламентирование бизнес-процессов на предприятии, внедрение системы менеджмента качества приводят к упорядочению производственно-хозяйственной и управленческой деятельности предприятия, что проявляется в изменении общей структуры, результатом которого выступает достижение конечных целей предприятия с наименьшими затратами ресурсов. При этом основная функция (системообразующий фактор) - удовлетворение общественных потребностей - остается неизменной, что и обеспечивает целостность предприятия как системы;

- способность и стремление к целеообразованию. В отличие от технических систем, которым цели задаются извне, в предпринимательских структурах цели могут как задаваться извне, так и формироваться внутри системы. Следует отметить, что цели подсистем предпринимательской структуры не совпадают с целями системы в целом, но должны быть подчинены им;

- способность адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. Эту способность можно охарактеризовать как с положительной стороны, так и с отрицательной -быстрая адаптация к управляющим воздействиям затрудняет управление системой;

Таким образом, в условиях современного рынка экономические системы открыты, нелинейны и неравновесны, компоненты таких систем способны к самоорганизации, чувствительны к случайностям. Поведение элементов (подсистем) и системы в целом существенным образом характеризуется спонтанностью - акты поведения не являются строго детерминированными.

Рассмотренные выше отличительные особенности экономических систем позволяют отнести любую предпринимательскую структуру к классу самоорганизующихся систем. Чтобы система была самоорганизующейся и, следовательно, имела возможность прогрессивно развиваться, она должна удовлетворять по крайней мере следующим требованиям [4, с. 37]: система должна быть открытой, т. е. обмениваться со средой веществом, энергией или информацией; процессы, происходящие в ней, должны быть кооперативными (корпоративными), т. е. действия ее компонентов должны быть согласованными друг с другом; система должна быть динамичной; находиться вдали от состояния равновесия.

Под самоорганизацией понимается процесс установления в системе порядка, происходящий исключительно за счет кооперативного действия и связей ее компонентов и в соответствии с ее предыдущей историей, приводящий к изменению ее пространственной, временной или функциональной структуры [5, с. 226]. Следовательно, самоорганизация - это процесс упорядочения системы за счёт внутренних стимулов при отсутствии упорядочивающих воздействий со стороны среды.

Направленность процессов самоорганизации обусловлена внутренними свойствами объектов (подсистем) в их индивидуальном и коллективном проявлении, а также воздействиями со стороны среды, в которую «погружена» система.

Таким образом, именно внутренняя среда и процессы, протекающие в ней, выступают основой функционирования и развития самоорганизующихся систем, в том числе и предпринимательской структуры как экономической системы.

В данных условиях управление предпринимательской структурой должно основываться на соединении управленческих воздействий человека и тенденций самоорганизации внутри самих систем. Знание особенностей развития самоорганизующихся систем позволяет стимулировать процессы роста в случае, когда известны ключевые параметры сложной системы. Возникающие в процессе самоорганизации элементов нелинейных систем новые функции и свойства изучаются в рамках синергетики.

Результатом самоорганизации становится возникновение, взаимодействие, а также взаимо-содействие (например, кооперация) и регенерация динамических объектов (подсистем) более сложных в информационном смысле, чем элементы (объекты) среды, из которых они возникают.

Состояние и поведение реальных социально-экономических систем нельзя описать в аналитическом виде, и тем более - аналитически решить полученные уравнения. Но даже если модельное описание поведения системы в устойчивой области может быть получено с помощью численных методов, в точках бифуркации никакое численное предсказание поведения системы в будущем с достаточной точностью и надежностью невозможно [5].

Представляя предприятие как иерархическую систему, состоящую из подобных (по своим пространственно-факторно-временным характеристикам), относительно независимых, взаимодействующих между собой подсистем, отдельные из которых (или все) имеют права принятия решений, а иерархическое расположение подсистем определяется тем, что некоторые из них находятся под влиянием или управляются другими подсистемами, можно предположить, что поведенческие характеристики системы и ее подсистем имеют одинаково направленный вектор развития.

Такой подход предполагает функциональное управление предприятием и заключается в следующем.

Функционирование предприятия и его подсистем представляет собой реализацию во времени и пространстве их функций и осуществляется в соответствии с общей схемой системного исследования: формулирование целей, постановка задач, формирование структуры и организация взаимодействия компонентов, а эффективность управления в этом случае будет определяться как степень достижения результатов, заданных функцией системы и функциями подсистем. При этом, учитывая самоорганизующиеся свойства подсистем - относительную свободу в принятии решений, формировании целей, самооптимизацию, возможно достижение системой заданного результата при неэффективном использовании ресурсов или достижение заданного результата подсистемами при невыполнении целей системы в целом.

С другой стороны, предпринимательскую структуру как бизнес-систему можно представить в виде множества бизнес-процессов, каждый из которых описывает то, как выполняется функция, в какой последовательности и в каких вариантах. Одну функцию можно реализовать несколькими бизнес-процессами, т. е. система управления предприятием и его подсистемами может быть описана и процессной моделью. В данном случае эффективность управления предприятием будет выражаться в достижении целей системы в целом.

Следовательно, система управления предприятием может быть описана как процессной, так и функциональной моделью.

Вышеизложенное означает, что модели самоорганизующихся систем должны позволять отображать их рассмотренные свойства. Для этого необходима разработка знаковой системы, с помощью которой фиксируют известные на данный момент компоненты и связи, а затем путем преобразования полученного отображения с помощью установленных (принятых) правил: структуризации или декомпозиции, композиции, получают новые, неизвестные ранее взаимоотношения и зависимости, которые могут либо послужить основой принимаемых решений, либо подсказать последующие шаги на пути подготовки решения. Таким образом, можно накапливать информацию об объекте, фиксируя все новые компоненты и связи, и, применяя их, получать отображение последовательных состояний развивающейся системы, постепенно создавая все более адекватную модель реального изучаемого объекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ерохина Е. А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход / ИКЬ: Ь1рр//оге1.ге1.га/ пеИех1:/есопот1с.

2. Системный анализ в экономике и организации производства: учеб. / С. А. Валуев, В. Н. Волкова, А. П. Градов и др.: под общ. ред. С. А. Валуева, В. Н. Волковой. - Л.: Политехника, 1991. - 338 с.

3. Режабек Е. Я. Становление понятия организации. Очерки развития философских и естественнона-

учных представлений. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1991. - 291 с.

4. Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика - теория самоорганизации. Идеи, методы,

перспективы. - М.: Знание, 1983. - 64 с.

5. ХакенГ. Синергетика. - М.: Мир, 1980. - 404 с.

Статья поступила в редакцию 16.05.2012

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Мосейко Виктор Олегович - Волгоградский государственный университет, д-р экон. наук, профессор; профессор кафедры «Менеджмент»; [email protected].

Mosejko Victor Olegovich - Volgograd State University, Doctor of Economic Sciences; Professor; Professor of the Department "Management"; [email protected].

Босчаева Зоя Николаевна - Калмыцкий государственный университет, д-р экон. наук, доцент; профессор кафедры «Экономика и управление на предприятии»; [email protected].

Boschaeva Zoya Nickolaevna - Kalmyk State University; Doctor of Economic Sciences, Assistant Professor; Professor of the Department "Economy and Business Management"; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.