Научная статья на тему 'Предпринимательская среда как фактор взаимодействия предпринимательских структур'

Предпринимательская среда как фактор взаимодействия предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2028
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / INTERACTION OF BUSINESS STRUCTURES / BUSINESS ENVIRONMENT / EFFICIENCY / EFFECTIVENESS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ворожбит О. Ю., Титова Н. Ю.

В статье выделены эффекты, побуждающие предпринимательские структуры к взаимодействию. Рассмотрены подходы к определению и классификации предпринимательской среды. На их основе выделены факторы, способствующие и препятствующие взаимодействию крупных, средних и малых предприятий на уровне внутренней предпринимательской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS ENVIRONMENT AS A FACTOR OF INTERACTION BETWEEN ENTERPRISE STRUCTURES

The article highlights the effects that encourage business organizations to interact. Approaches to the definition and classification of the business environment is investigated. The factors that promote and prevent the interaction of large, medium and small enterprises are highlighted.

Текст научной работы на тему «Предпринимательская среда как фактор взаимодействия предпринимательских структур»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 ЭКОНОМИКА Вып. 1(20)

УДК 338.22

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

О.Ю. Ворожбит, д. экон. наук, проф. кафедры финансов и налогов

Электронный адрес: [email protected]

Н.Ю. Титова, асп. кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

Электронный адрес: Natalya. T itova@vvsu. ru

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 690014, г.Владивосток, ул. Гоголя, 41

В статье выделены эффекты, побуждающие предпринимательские структуры к взаимодействию. Рассмотрены подходы к определению и классификации предпринимательской среды. На их основе выделены факторы, способствующие и препятствующие взаимодействию крупных, средних и малых предприятий на уровне внутренней предпринимательской среды.

Ключевые слова: взаимодействие предпринимательских структур; предпринимательская среда; эффективность; результативность; интеграция.

Развитие систем поддержки предпринимательства - необходимое условие достижения устойчивого экономического роста в России. Существует пропорциональная зависимость между государственной системой мер поддержки развития предпринимательства и показателями эффективности деятельности предпринимательских структур. Однако улучшение экономических показателей любого предприятия невозможно без создания соответствующей благоприятной предпринимательской среды.

Взаимодействие предпринимательских структур - тот инструмент, который позволяет предприятиям оставаться конкурентоспособными

в своей предпринимательской среде [11]. Например, малые предприятия в результате правильной кооперации могут стать важной частью крупных предприятий, так как обладают существенными достоинствами - рыночной мобильностью, динамизмом и инновационными возможностями. Поэтому важно исследовать факторы, влияющие на взаимодействие предприятий в рамках предпринимательской среды. Побуждение предпринимательских структур к взаимодействию - важный стратегический инструмент повышения экономического благополучия страны, что и обуславливает актуальность данного исследования.

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

0 в S р и

UJ

5

£

л

и

1 g в з

сэ

О

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

Рис. 1. Основные задачи для повышения результативности при взаимодействии малых, средних и крупных предпринимательских структур

© Ворожбит О.Ю., Титова Н.Ю., 2014

Мотивы, побуждающие предпринимательские структуры к взаимодействию, можно рассмотреть в аспекте того, что любое предприятие помимо основной цели - повышение прибыли стремится повысить и свою результативность как за счет повышения эффективности, так и за счет снижения затрат. В свою очередь для каждого аспекта деятельности необходимо выделить задачи для взаимодействия предприятий (см. рис. 1).

Так, для повышения эффективности при условии интеграции предприятий одной из задач будет выход на новые рынки, а для снижения затрат - ослабление конкуренции. В результате решения данных задач у обоих участников экономического взаимодействия повысится доля предприятия на рынке и его конкурентоспособность, что приведет к более высокому операционному доходу. Кроме того, в результате совместной деятельности у предприятий появятся общие издержки (например, маркетинговые и логистические), которые позволят улучшить финансовое состояние и снизить затраты.

Снижение предпринимательских рисков за счет рассредоточения активов по разным субъектам и диверсификации производства позволит снизить потери вследствие получения контроля над поставщиками и посредниками в распределении продукции, что также можно отнести к возможным плюсам от интеграции экономических ресурсов. Возможна и улучшенная модель управления, поскольку более способный, знающий и эффективный менеджмент одной организации сможет более рационально распорядиться теми ресурсами, которые есть у другой организации [5,12].

В свою очередь в качестве повышения эффективности деятельности предприятия могут объединить усилия в области научноисследовательских разработок, в результате чего произойдет модернизация производственных мощностей [14].

Таким образом, при интеграции малых, средних и крупных предприятий появится экономия от масштаба в результате консолидации затрачиваемых ресурсов (производственные фонды, инвестиционные средства, трудовые ресурсы, квалифицированный управленческий, научный, производственный персонал). Вследствие этого данные операции приведут к повышению результативности деятельности предприятий из-за экономии затрат и увеличения эффективности.

Тем не менее, некоторые достоинства данного экономического процесса могут стать и недостатками для государства, потребителей или других участников рынка. Поэтому необходимо предусмотреть и возможные негативные эффекты от взаимодействия предпринимательских структур, к которым относятся [13]:

1) взаимозависимость предприятий, обусловленная тем, что неблагоприятная ситуация в любой предпринимательской структуре негативно влияет на другие взаимодействующие с ней предприятия;

2) завышенные ожидания от эффекта взаимодействия;

3) необходимость стабильного и неукоснительного контроля за деятельностью кооперирующихся предприятий;

4) возможное снижение стремления к совершенствованию определенной продукции или услуг, в результате чего может произойти потеря конкурентоспособности на рынке;

5) проблема своевременного обеспечения предприятий различными видами ресурсов.

Ключевым аспектом, от которого зависит эффект от взаимодействия предпринимательских структур, является состояние предпринимательской среды, в условиях которой функционируют предприятия. На данном этапе развития отечественной экономической мысли термин «предпринимательская среда» является дискуссионным. Ряд авторов под предпринимательской средой понимают совокупность оптимальных условий, которые обеспечивают граждан экономической свободой и способствуют развитию предпринимательства в стране [2, 3, 4, 9]. Второй подход к данному определению характеризует предпринимательскую среду в первую очередь как совокупность положительно и отрицательно действующих на предпринимательскую деятельность факторов. Так, З.З. Абдулаева считает, что предпринимательская среда - это совокупность объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на создание и функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющих условия их существования и развития [1].

О.Ю. Ворожбит справедливо дополняет, что существуют общие условия и факторы для нескольких сфер и специфические, оказывающие воздействие на конкретную сферу деятельности предпринимательской структуры [3].

По мнению автора, второй подход к определению термина более комплексный, так как в первом случае предпринимательская среда как благоприятная ситуация рассматривается скорее как идеальное соотношение всех факторов предпринимательской среды, т. е. как более частная ситуация, которая может и вообще не наступить. Так как существуют не только положительно воздействующие на среду факторы, но и отрицательные, становится очевидным, что с целью исследования развития предпринимательской среды необходимо рассматривать все факторы в комплексе и следить за их влиянием друг на друга. Большинство исследователей [6, 7, 8, 10, 15] сходятся во мнении, что необходимо различать факторы в зависимости от вида пред-

принимательской среды - внутренней или внешней.

Под внешней средой предпринимательства понимается макросистема, состоящая из ряда взаимосвязанных или независимо существующих факторов, влияющих на развитие предпринимательской деятельности и ее результатов вне воли самого предпринимателя [8]. В экономической науке существуют разные подходы к классификации факторов внешней среды. Так, по экономической сущности исследователи [6] выделяют природные, демографические, социально-культурные, экономические, правовые, политические и инновационные факторы.

Однако приведенная выше классификация имеет обобщенный характер и нет возможности проследить, в какой конкретно степени данные факторы оказывают влияние на результат предпринимательской деятельности. В связи с вышеизложенным, по мнению автора, необходимо различать факторы, оказывающие прямое и косвенное воздействие, что конкретизирует современное состояние условий предпринимательской деятельности.

Кроме того, для уточнения степени влияния факторов внешней предпринимательской среды учеными активно используется разделение окружения среды на факторы макро-, мезо- и микросреды [3, 8, 10].

МАКРОСРЕДА

Рис. 2. Схема внешней предпринимательской среды

На рис. 2 представлена модель внешней предпринимательской среды в виде круговой схемы. На внешнем уровне рисунка рассмотрена макросреда, к которой относятся факторы, которые развиваются на мировом, государственном уровнях, т. е. без непосредственного контакта с объектом предпринимательской деятельности [8]. К прямым факторам на данном уровне будут относиться экономические - налоговая и финансовокредитная политика государства, уровень инфляции; правовые - институциональное развитие систем поддержки предпринимательства, а также уровень развития нормативно-правовой базы; инновационные - развитость приватизации и инновационных процессов, состояние научнотехнического прогресса в стране. К косвенным факторам будут относиться политические - согласованность действий различных уровней власти, международные отношения; природные - уровень развитости природных ресурсов, регулирование использования запасов топлива, сырья; демографические - уровень доходов и занятости населения; социально-культурные факторы - организа-

ционная и потребительская культура населения государства. Все вышеперечисленные факторы будут влиять не только непосредственно на рассматриваемую предпринимательскую структуру, но и на окружающую ее мезосреду, микросреду.

Факторы мезосреды будут отличаться от макросреды тем, что уровень их воздействия снижается до региональных и отраслевых факторов. Поэтому примерами таковых будут являться инвестиционная привлекательность отрасли в регионе, уровень развития конкурентной привлекательности, особенности развития производственной сферы и т. д.

Субъектами микросреды являются контрагенты, конкуренты, покупатели, поставщики, муниципальные органы власти, средства массовой информации, общественные организации, контактные аудитории, население города (села, поселка), находящиеся в тесном контакте с предпринимательской структурой. Все они определяют рыночную ситуацию: структуру рынка, тип конкуренции, конъюнктуру рынка (поставщиков, посредников, покупателей и конкурентов). В соот-

ветствии с этим ключевыми факторами будут являться факторы цены, предложения, спроса и конкуренции. К экономическим факторам на этом уровне следует отнести: развитие бизнес-

инфраструктуры, финансовое состояние партнеров, конкурентоспособность продукции на местных рынках, качество продукции поставщиков, изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров; к инновационным - развитость технологической среды; к правовым - местный уровень поддержки предпринимательства. Также будут оказывать влияние исторические традиции, социальные нормы, особенности местного делового этикета, отношение к фирме СМИ, муниципальных учреждений, общественных организаций, климат и состояние природных ресурсов, местная политическая обстановка (социально-культурные, демографические, природные, политические факторы). Все факторы будут влиять на предприятие прямым образом и обусловливать его экономическую эффективность.

Однако на уровне взаимодействия предпринимательских структур особо важное значение приобретает внутренняя предпринимательская среда, так как у каждой структуры она индивидуальна, в отличие от внешней предпринимательской среды, воздействующей на все элементы предпринимательской системы. Внутренняя предпринимательская среда - определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации, как пространственная сфера распространения прямого воздействия предпринимателя на цели фирмы, технологию производства и ее организационнопроизводственную структуру. Ее состояние в первую очередь будет зависеть от качественных базовых характеристик самого предпринимателя, а именно: умения идти на риск, владения экономической информацией и идеями, наличия предпринимательского капитала и организаторских способностей, а также от инновационной активности,

прогнозирования и минимизации рисков и неукоснительного контроля за финансовохозяйственной деятельностью предприятия.

Существует немало работ по рассмотрению факторов внутренней предпринимательской среды, однако единого мнения в них нет. Более того, нет единых подходов к классификации разрозненных факторов предпринимательской среды. В связи с этим автор предлагает свою классификацию факторов внутренней среды по экономической сущности:

1. Экономические - доля предприятия на рынке, эластичность спроса продукции, уровень финансовой независимости, устойчивости, платежеспособности, рентабельности, отраслевые и рыночные изменения, имидж, деловая репутация, качество продукции, производственные и технологические особенности.

2. Научно-технические - наличие технических, информационных ресурсов, необходимой инфраструктуры, уровень развитости научноисследовательских разработок.

3. Управленческие - уровень развития менеджмента, степень квалификации персонала предприятия, организационная структура, корпоративная культура внутри компании, управленческая стратегия фирмы, качество производственного менеджмента, компоненты мотивационной сферы работников и т.д.

4. Социально-психологические - мотивация, гибкость, устойчивый психологический климат, готовность к переменам, доминирование текущих интересов бизнеса.

По своей структуре предприятия являются разными - от малых до крупных. Следовательно, уровень развития факторов внутренней предпринимательской среды будет также отличаться и будет диктовать свои условия для взаимодействия. В таблице выделены факторы, способствующие и препятствующие процессам взаимодействия, для каждого вида предпринимательских структур.

Факторы внутренней предпринимательской среды, влияющие на взаимодействие для крупных

и малых предпринимательских структур

Группа факторов Факторы, способствующие взаимодействию Факторы, препятствующие взаимодействию

Экономические Крупные предпринимательские структуры

1) Экономия на транзакционных издержках; 2) высокая доля предприятия на рынке; 3) доступность финансовых ресурсов; 4) выработанный имидж и деловая репутация компании 1) Длительный цикл производства; 2) отсутствие узкой специализации на производстве; 3) высокий уровень финансовой независимости; 4) неустойчивость внешней среды

Окончание таблицы

Группа факторов Факторы, способствующие взаимодействию Факторы, препятствующие взаимодействию

Научно- технические 1) Доступность финансирования НИОКР; 2) развитая структура производства; 3) постоянная разработка и внедрение технологически усовершенствованных продуктов 1) Низкая скорость внедрения НИОКР за счет высокого уровня бюрократизации

Управленческие 1) Наличие эффективных механизмов использования человеческого капитала; 2) высокая корпоративная культура; 3) упорядоченная организационная структура управления; 4) преобладание вертикальных связей в структуре управления; 5) разработанная бизнес-стратегия 1) Высокий уровень бюрократизации в структуре управления; 2) отсутствие гибкости менеджмента; 3) жесткий контроль над деятельностью всех взаимодействующих структур

Социально- психологические 1) Устойчивый психологический климат; 2) развитая система мотивации персонала 1) Сопротивление переменам

Малые предпринимательские структуры

Экономические 1) Мобильность производства; 2) узкая специализация производства; 3) низкий уровень финансовой независимости; 4) отсутствие экономических ресурсов в достаточном объеме; 5) короткий производственный цикл 1) Ограничение свободы рыночного поведения; 2) неустойчивость внешней среды; 3) низкое качество производимых товаров и услуг; 4) несоблюдение сроков поставок

Научно- технические 1) Возможность быстрого внедрения новых технологий для производства товаров, работ, услуг 1) Стагнация научно-технического прогресса в компании

Управленческие 1) Гибкость организационной структуры; 2) преобладание горизонтальных связей в структуре управления; 3) сниженная бюрократизация 1) Низкий квалификационный уровень рабочего и управленческого персонала; 2) отсутствие разработанной бизнес-стратегии; 3) недостаток организационного опыта и правовой базы

Социально- психологические 1) Готовность к переменам; 2) устойчивый психологический климат 1) Сопротивление переменам

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод о том, что такие очевидные недостатки малых предприятий, как низкий уровень финансовой независимости, отсутствие экономических ресурсов в достаточном объеме являются катализатором процессов взаимодействия с крупными предприятиями. Однако, чтобы это взаимодействие реализовалось, необходимо, чтобы у малых предприятий были также и неоспоримые преимущества над крупными предпринимательскими структурами - мобильность производства, возможность быстрого внедрения технологий, готовность к переменам и гибкая

организационная структура. В то же время необходимо, чтобы факторы (см. таблицу), препятствующие взаимодействию, обладали низкой степенью воздействия на экономические процессы в обеих структурах.

Таким образом, интеграция предприятий обуславливает порождение таких экономических эффектов, как повышение эффективности, результативности и снижение затрат. В зависимости от задач, стоящих при взаимодействии, для каждого предприятия эти эффекты различны.

На данный процесс также оказывает влияние как внешняя, так и внутренняя предпринимательская среда. Исследованные в рамках нее факторы оказывают прямое и косвенное влияние на экономическое развитие предпринимательских структур. В свою очередь у каждого предприятия есть своя внутренняя предпринимательская среда, факторы которой индивидуальны. В результате проведенного анализа выявлены факторы, способствующие и препятствующие взаимодействию как для малых, так и для крупных предприятий.

Список литературы

1. Абдулаева З.З. Благоприятная предпринимательская среда и условия ее формирования в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4 (29). С. 266-275.

2. Бусыгин А.В. Введение в предпринимательство: Книга для тех кто задумывается о создании собственного дела. М.: Бусыгин, 2003. 228 с.

3. Ворожбит О.Ю. Структура предпринимательской среды: определяющие факторы //Вестник ТОГУ. 2010. № 4 (19). С.121-128.

4. Гребенник В.В. Основы предпринимательства. М.: Изд-во МИЭП, 2005. 258 с.

5. Датукашвили Р.Д. За инновацией в инкубатор. Совершенствование взаимодействия малого и крупного бизнеса как фактор инновационного развития экономики // Российское предпринимательство. 2008. № 3 (131). С. 27-31.

6. Демин М.А. Внешняя предпринимательская среда и ее структура // Мир экономики и права. 2011. № 10 (27). С. 16-24.

7. Дроболюк Т.Б. Деловая среда малого и среднего предпринимательства города Омска: анализ с применением компонентов авторской модели // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. 2012. № 4 (24). С.79-86.

8. Климина Т.П. Региональные факторы формирования деловой предпринимательской среды: на примере Республики Башкортостан: дис... канд. экон. наук / Уфимская государственная академия экономики и сервиса. Ижевск, 2006.

9. Лапуста МГ.Предпринимательство: учеб.пособие. М.: Инфра-М, 2010. 608 с.

10. Левушкина С.В. Интегрированная со-

вокупность факторов предпринимательской среды и тенденции их развития // Современные исследования социальных проблем: электр. науч. журн. 2012. №9(17). URL:

http ://cyberleninka. ru/article/n/integrirovannaya-sovokupnost-faktorov-predprinimatelskoy-sredy-i-tendentsii-ih-razvitiya (дата обращения: 24.11.2013).

11. Рудакова М.А., Давыдов А.Р., Третьякова Е.А. Оптимизация структуры затрат промышленного предприятия на обеспечение качества выпускаемой продукции // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2013. Вып.

3. С. 48-54.

12. Топсахалова Ф.М., Топсахалов Р.А. Экономическая сущность и принципы государственного регулирования предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2007. №11. С.69-71.

13. Шарова Е.А. Оценка экономической эффективности предпринимательских объединений как элемент управления процессом интеграции предприятий // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. №1 (11). С.96-105.

14. Шешукова Т.Г. Организационное проектирование инновационного развития хозяйственного расчета на предприятии // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2012. Вып. 4. С. 24-27.

15. Яковлев Г.А. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. 313 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.