ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бабаева Э.С.
ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исследование проблемы проектирования учебных программ на основе интеграции формального и неформального образования потребовало, прежде всего, выявления предпосылок, сложившихся в педагогической и психологической науках, системе образования, обществе и экономике страны для обоснования актуальности данной проблемы и решения исследовательских задач.
Необходимо отметить, что для перехода к обучению на основе моделей интегрированных программ образования в нашем государстве складываются благоприятные нормативно-правовые и научно-педагогические условия, но многие вопросы, связанные с качественными изменениями в деятельности современных организаций общего и профессионального образования, осуществляющих обучение, подготовку и переподготовку различных категорий граждан, остаются нерешенными.
Отсюда, предпосылками исследования проблемы проектирования учебных программ на основе интеграции формального и неформального образования, а также подготовки педагогов и организаторов системы образования к такому виду деятельности являются: правовые основы, теоретический базис и проблемы, накопленные педагогической и психологической науками и практикой в области инноватики, анализ результатов практической деятельности отдельных центров образования и образовательных организаций, рефлексия собственного научно-педагогического опыта соискателя по организации такой работы в различных образовательных организациях.
Прежде всего, мы изучили правовое поле функционирования современной системы образования России и выявили лишь несколько источников (письмо Минобрнауки РФ от 8 мая 2008 г. № 03-946, Закон «Об образовании в РФ».), в которых под тем или иным ракурсом используются понятия формального и неформального образования, самообразования, объясняются их правовые смыслы.
Так, в интересующем нас контексте вопрос поднимался на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 13.09.2007 г.
Прямым следствием решений, принятых на данном заседании, стала разработка и опубликование Министерством образования и науки Российской Федерации методических рекомендаций по проведению в 2008 году августовских педагогических совещаний работников образования «Актуальные задачи современной модели образования».
В частности, в разделе 3.5. «Непрерывное образование» говорится о том, что конкурентоспособность стран в современных условиях при росте значимости человече-
ского капитала зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности постоянно повышать качество компетентностей, используемых в экономике и в социальной жизни. Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы), которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры, так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет.
На страницах этого программного документа излагаются прогнозные установки, которые мы рассматривали как предпосылки (целевые установки) для реализации нашего исследования. Так, например, предполагается, что к 2020 году система неформального образования в России будет характеризоваться многообразием поставщиков образовательных услуг; прозрачной для рынка труда и поставщиков образовательных услуг системой квалификаций; наличием механизма подтверждения результатов полученного неформального образования через экзамены и сертификацию; работой образовательных консультантов и брокеров, которые оказывают гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий, проходящих нередко и через формальные, и через неформальные институты (письмо Минобрнауки РФ от 8 мая 2008 г. № 03-946).
Федеральный закон № 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» статьей 17 установил формы получения образования и формы обучения. В соответствии с данной статьей образование может быть получено: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 данного Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Законом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Еще одно важное положение изложено в пункте 1 статьи 15 закона. Данный пункт регламентирует сетевую форму реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную (производственную, научную и др.) деятельность.
Перечисленными законодательными инициативами ограничивается правовое поле сочетания форм образования. При этом международное правовое поле гораздо более насыщено нормативными документами, регламентирующими непрерывное образование в различных видах - формальном, неформальном, информальном.
На следующем этапе выявления предпосылочного знания исследовалась существующая теоретическая база. Данные теоретических исследований инновационных образовательных систем и процессов подвели к необходимости интеграции системоло-гии, инноватики, педагогики, психологии, поскольку проблема проектирования различных программ обучения (например, преподавателей вузов, учителей школ, родителей в первые годы воспитания детей, безработных граждан) является теоретико-прикладной, интегративной, междисциплинарной, социально-значимой. Так, для решения исследовательских задач потребовалась координация следующих сфер знаний:
- системологии, имеющей предметом исследования системы со сложным поведе-
нием, подразумевающим сложные причины (Е.В. Бондаревская, В.И. Гинецинский, Ф. Капра, С.В. Кульневич, В.А. Лекторский, Л.А. Маркова, И. Пригожин и др.);
- инноватики как научного направления о целенаправленных изменениях, нововведениях (Э.А. Искандеров, Н.Д. Кондратьев, Х. Мадер, А.Л. Марщик, Р. Меркон, А.М. Пригожин, А.А. Радугин, К.А. Радугин, Е.М. Роджерс, Й. Шумпетер и др.) и социальной инноватики (В. Байлук, В.А. Болотов, Д. Брайт, Г.Е. Зборовский, Ю.А. Карпова, В.Я. Ляудис, Х. Майер, Б. Твисс, Ф.Р. Филиппов и др.), определяющей инновационную деятельность как мета-деятельность, направленную на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта;
- педагогической инноватики - области исследований, обобщающей накопленный эмпирический материал по использованию новшеств в образовании (В.Ф. Взятышев, О.В. Долженко, М.В. Кларин, Е.С. Лазарев, М.М. Поташник, А.Я. Савельев, В.А. Сла-стенин, А.В. Хуторской); развитию инновационного обучения, стимулирующего инновационные изменения в культуре и социальной среде (Г.А. Берулава, М.Н. Берулава, Г.А. Ключарев, А.М. Саранов, Е.А. Щуклина, М. Ноулз и др.);
- педагогической акмеологии (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, И.Б. Котова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева и др.), избирающей основным предметом исследования взаимодействие социально-личностных, природных и педагогических факторов целостного и устойчивого развития человека в образовательном процессе, направленном на достижение вершин его саморазвития, самореализации, здоровья, творчества, профессионализма и жизненной карьеры, основанной на интеграции знаний о развитии человека в образовательной среде, знаний из области философии, образования, социологии, психологии, валеологии, генетики и физиологии человека;
- андрогогики (С.Г. Вершловский, М.Т. Громкова, С.И. Змеев, Ю.Н. Кулюткин, Е.А. Соколовская, Г.С. Сухобская, Т.В. Шадрина, Е.Н. Шиянов и др.), представляющей взаимодействие особого типа педагога, обучающего взрослых, и взрослого человека как субъекта образовательного процесса, актуализирующего психологические аспекты образования.
Происходящие изменения и объективные потребности в разработке образовательных программ для различных категорий граждан, особенно взрослого населения, вызывают необходимость обращения к тематике неформального и близкого к нему ин-формального образования, которая в России еще довольно незначительно вовлечена в научный, общественный и профессиональный дискурсы, в отличие, к примеру, от проблемы реформирования образования. Хотя, как мы уже указывали, Министерство образования и науки Российской Федерации внесло эти понятия в проект «современной модели образования» до 2020 года, увязав их с необходимостью перехода к концепции непрерывного обучения. Кроме того, область исследований взаимосвязи формального, неформального и информального образования внесена в действующий паспорт специальности научных работников.
Эффективность этой сферы образования в последние годы значительно снизилась. Под влиянием финансовой нестабильности резко сократилась ведомственная система повышения квалификации, практически сведены к минимуму общедоступные программы общества «Знание», уменьшается доля лиц, получающих образование по заочным и вечерним (включая дистанционное) формам обучения, слабо развиваются неформальные структуры внутрифирменного обучения.
Практически отсутствует государственная статистика неформального образова-
ния, в частности образовательной деятельности общественных организаций (включая политические партии, религиозные и любительские объединения). Тем не менее, на практике такие организации неформально обучают своих членов адаптации к изменяющимся условиям жизни посредством образовательных и просветительских действий.
В доступной отечественной психолого-педагогической литературе мы не обнаружили индикаторы, позволяющие оценивать эффективность обучения в течение всей жизни человека, его значимость для карьерного роста граждан, для создания предпосылок для активной старости, достижения гармонии с самим собой и окружающим миром.
Вместе с тем изменения необходимы в государственной политике, в институциональных отношениях формального и неформального образования, а также адекватное финансирование, расширение автономии образовательных учреждений, демократизация образования в целом, и наиболее перспективные изменения (часть из которых изучались в рамках проводимого исследования) - это:
- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, в первую очередь, для семей с детьми до 3 лет (поддержка создания на базе детских садов и других организаций центров поддержки семейного воспитания);
- создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях;
- внедрение системы организации научно-исследовательской работы одаренных детей и талантливой молодежи во внеучебное время (в том числе региональных и межрегиональных научных, творческих лагерей и школ в каникулярное время);
- обучение в вузах лиц, прошедших (добавим, и проходящих) военную службу по контракту;
- внедрение системы дистанционного, очно-заочного обучения и консультирования одаренных детей и талантливой молодежи с использованием возможностей ведущих учебных и научных организаций;
- внедрение системы объективного учета внеучебных достижений обучающихся;
- разработка и внедрение образовательных программ подготовки и повышения квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных организаций, отвечающего современным квалификационным требованиям;
- поддержка программ развития образовательных организаций и интегрированных сетевых образовательных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;
- внедрение новых организационно-правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;
- создание открытого национального депозитария образовательных модулей и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для системы непрерывного профессионального образования на базе современных сетевых технологий;
- конкурсная поддержка развития системы консультирования граждан в сфере непрерывного образования и др.
Анализ показывает, что при проектировании учебных программ на основе интеграции формального и неформального образования необходимо опираться на основные положения теории человеческого капитала, которая исходит из того, что капитал - это некоторый запас благ, который, накапливаясь, приносит доход, благодаря инвестициям.
Считается, что современная теория человеческого капитала была сформулирована в трудах Г. Беккера, который выделяет в человеческом капитале индивидуума знания, производственные навыки и мотивацию. Увеличение вложений в подготовку будущих специалистов и обучение квалифицированных работников, считает он, могут приносить в будущем не меньше прибыли, чем расходы на машинную технику [1].
Так, К. Макконнелл, С. Брю, помимо прочих расходов, выделяют расходы на образование (включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку на рабочем месте) в качестве инвестиций в человеческий капитал [3].
Образование повышает эффективность человека не только в качестве работника, но и в качестве обучающегося, то есть ускоряет и облегчает процесс дальнейшего накопления знаний и навыков. Сопоставление выгод и издержек образования позволяют оценить его экономическую эффективность; знаменательно, что передача человеческого капитала может осуществляться неформально, в процессе совместной деятельности его носителей.
Добавим, что современная социально-экономическая ситуация в России обусловливает, с одной стороны, возникновение безработицы, а, с другой стороны, необходимость массовой профессиональной подготовки и переподготовки большинства специалистов в связи с происходящими в стране реформами. Как следствие, ожидается рост потребности в неформальном образовании, включая самообразование взрослого населения, как имеющего, так и не имеющего опыт участия в профессиональном труде.
В связи с недопустимостью перечисленных изменений, предпосылкой для проектирования и внедрения интегрированных программ обучения (преподавателей высшей школы, учителей, безработных граждан, родителей) было то, что учебные программы мы рассматривали как способ адаптации (и, прежде всего, социальной адаптации) и социализации личности, что, по сути, является событийно-ситуационным подходом к жизненному пути, который означает, что жизненный путь есть развитие личности в определенных жизненных ситуациях.
Поэтому, разрабатывая в процессе исследования структуру авторских программ (профессионального обучения безработных, подготовки преподавателя высшей школы, обучения родителей и др.), мы ввели в них модули, способствующие социальной адаптации и социализации обучающихся. При этом, мы понимали социализацию, как процесс становления индивида в качестве социального существа под влиянием всей совокупности социальных факторов, социальной среды в целом, куда входят: воспитание, обучение, подготовка к социальным отношениям, приобретение навыков, знаний, умений, овладение нормами, понятиями, ценностями, целями, культурой в целом, формирование самосознания, приобретение способности управлять своим поведением, формирование активного субъекта социальных отношений [1]. Из чего следует необходимость при организации обучения в рамках программ использования комплексного, системного, а, главное, личностно-ориентированного подходов.
Таким образом, теория человеческого капитала выступает еще одним из теоретических обоснований и, следовательно, предпосылкой внедрения новых форм работы (особенно это касается проектирования программ и педагогических условий их реализации) организаций формального и неформального образования, их взаимодействия в сфере непрерывного профессионального образования взрослого населения.
В качестве предпосылки проектирования целого ряда учебных программ мы определили саму возможность и необходимость проектирования программ обучения
на основе интеграции различных форм образования и, прежде всего, формального и неформального. Тем более, исследователи приходят к мнению, что нельзя понимать неформальное образование в оппозиции к формальному, или формализованному [2,4].
Система стандартов, вошедшая в российское образование, как и всякая другая система стандартов, статична по своей природе и поэтому неспособна развиваться синхронно с динамично развивающейся системой знаний. Поэтому система формального образования неизбежно отстает от уровня знаний, накопленных человечеством. Постоянно ускоряющиеся процессы развития науки и накопления знаний при применении стандартных методик формального образования заставляют настолько увеличивать учебную нагрузку и сроки образования, что это перестает укладываться в разумные пределы.
Поэтому система формального образования неизбежно отстает от уровня знаний, накопленных человечеством. Постоянно ускоряющиеся процессы развития науки и накопления знаний при применении стандартных методик формального образования заставляют настолько увеличивать учебную нагрузку и сроки образования, что это перестает укладываться в разумные пределы.
Для преодоления таких противоречий необходимо выйти за пределы установившихся стандартов формального образования, что обычно выражается в появлении новых, нестандартных методов и методик обучения, заимствованных, прежде всего, из неформального образования.
Анализ современных тенденций в неформальном образовании в Европе позволяет говорить о том, что противостояние и противопоставление неформального образования формализованному государственному смягчается, между ними устанавливаются отношения взаимодополнения. Из такого понимания отношений между формализованным и неформальным образованием следует несколько выводов:
Во-первых, необходим поиск подходов для решения проблемы технологической совместимости формализованного и неформального образования. Для осуществления совместимости и конвертируемости различных систем образования собственно и необходимы, с одной стороны, стандартизация и стандарты как нормы и эталоны, а, с другой стороны, выходящие за пределы стандартов модели учебных программ, решающих практические задачи обучения и интеграции.
Во-вторых, неформальное образование не предполагает отказа от стандартов и технологий. Просто стандарты и технологии в неформальном образовании никто не утверждает. Образовательные процессы в сфере неформального образования могут использовать разные стандарты, системы стандартов и подходы к ним. Люди и организации неформального образования могут с легкостью менять стандарты, создавать новые, совмещать технологии.
В-третьих, формализованные системы образования изначально создаются по некоему утвержденному стандарту, и организованно реформируются при переходе от одной системы стандартов к другой. В неформальном образовании стандарты возникают, рефлексируются и оформляются. Системы стандартов развиваются и эволюционируют в сфере неформального образования. Можно сказать, что формализованное образование возникает вследствие стандартизации, а в неформальном образовании возникают сами стандарты, или именно там и происходит процесс стандартизации.
В-четвертых: поскольку в сфере неформального образования отсутствуют подготовленные специалисты и структуры, которые могут заниматься стандартизацией, а
сами участники неформального образования не рефлектируют процесс стандартизации, то предлагаемые нами концепция и технология проектирования учебных программ на основе интеграции формального и неформального образования приобретают высочайшую актуальность и практическую значимость.
Литература
1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004. 272 с.
2. Зицер Д. и Н. Практическая педагогика: азбука неформального образования. -СПб.: «Просвещение», 2007. 287 с.
3. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2.// Собр. Соч. в 2-х т. М: Республика, 1992. 400 с.
4. Мацкевич С.А. Современные философские проблемы образования взрослых. -Минск, 2006. 118 с.
5. Ореховский П.А. Общая экономическая теория. - Обнинск: МАСЗ, 2000. - 181с.
6. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М., 2012.