УДК 378
БО!: 10.17223/19996195/42/13
ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА: НЕФОРМАЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТРАТЕГИИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Г.В. Сороковых, О.С. Кутепова
Аннотация. Представлены стратегические задачи и особенности современного иноязычного образования, рассматриваются инновационные технологии обучения иностранному языку в различных форматах, дается характеристика разным моделям обучения и развития личности в иноязычной образовательной среде. Авторы доказывают, что практически все политико-образовательные решения и действия, осуществляемые в области иноязычного образования, должны быть направлены на реализацию его стратегической цели. Такая цель связана с созданием благоприятных психолого-педагогических условий для формирования у обучающихся ценностных ориентаций, мотивов, личностных позиций, ком-петентностей межличностного и межкультурного общения, познания, самопознания и совершенствования компетенции; развития способности к самоидентификации, умения критически мыслить, работать с информацией на иностранном языке, достойно представлять свою страну в ситуациях межкультурного общения; воспитания средствами учебного предмета таких социально значимых качеств и личностных свойств, как толерантность, креативность, открытость, коммуникабельность, ответственность, мобильность и др. Развитие исследовательских умений в условиях неформального иноязычного образования необходимо осуществлять, опираясь на общедидактические принципы обучения, с учетом тех принципов, которые отражают особенности исследовательского поиска, осуществляемого в рамках педагогической деятельности, предполагают развитие гностических умений научно-методической деятельности. На основе теоретического и практического опыта авторы выделили основополагающие принципы этого феномена. К преимуществам неформального иноязычного образования относятся следующее: усиливается индивидуализация обучения; развивается самостоятельность; исчезает чувство страха при неправильном ответе; облегчается усвоение информации, так как разработчики программ вынуждены «снимать» многие трудности; поддерживается релаксация студентов в процессе познавательной деятельности, что само по себе активизирует мышление, а следовательно, и усвоение изучаемого материала; формируется конструктивное мышление; обеспечивается оперативная обратная связь, прежде всего внутренняя; происходит эффективное обучение самоконтролю, самоуправлению и коррекции учебной деятельности. Ключевые слова: неформальное образование; принципы неформального иноязычного образования; стратегии реализации неформального образования; специфика неформального иноязычного образования; взаимодействие формального, неформального и информального образования.
Введение
Впервые о проблеме непрерывного образования заговорили во второй половине XX в. Понятие «неформальное образование» вошло в
обращение в конце 1960-х гг. В 1967 г. во время международной конференции в Вильямсбурге (США) встал вопрос о мировом образовательном кризисе из-за проблем с устаревшими учебными программами и низкой способности формального образования адаптироваться к глобальным изменениям. Стало очевидно, что получить все необходимые знания только в системе официального образования невозможно, а на смену устаревшей концепции «одно образование на всю жизнь» пришла другая - «обучение в течение всей жизни» (lifelong education).
Согласно классическому определению, неформальным образованием считается любой организованный и постоянный образовательный процесс, который осуществляется вне системы традиционного (формального) образования.
Неформальное образование преобразует и дополняет знания, полученные с помощью формального образования, оно учитывает существование мультикультурного общества, характеристики стран с переходной экономикой, рыночной спрос, а также необходимость приобретения практических жизненных навыков для управления в более широком социальном контексте.
Сегодняшняя система иноязычного образования (формального и неформального), существующая в нашей стране, не удовлетворяет в полной мере потребности общества, что, безусловно, замедляет развитие потенциальных возможностей студентов. Институты иностранных языков чаще всего только реализуют государственные стандарты и программы и не решают другую важную задачу - не обеспечивают личностное самоопределение взрослого человека. В ХХ1 в. образование должно рассматриваться как ежедневный тренинг, способствующий развитию способностей обучаемого и формированию у него необходимых компетенций. Современные условия жизни требуют от будущего учителя активного и непрерывного участия в образовательной деятельности. Это означает, что стилем его жизни должно стать неформальное образование, предполагающее как индивидуальную познавательную деятельность, сопровождающую повседневную жизнь, так и спонтанное образование, которое реализуется путем собственной активности человека в насыщенной образовательной среде.
В рамках описываемого в данной статье исследования необходимо выявить его специфику и особенности, уточнить, какие изменения происходят в личностной сфере обучающегося под влиянием вновь освоенных знаний и развития у него учебных и личностных компетенций.
Современное иноязычное образование, отражая сложную сущность процесса и результата обучения иностранным языкам, а также воспитания и развития личности обучающегося средствами образовательной дисциплины «иностранный язык», позволяет выходить в область лингвообразовательных ценностей и смыслов; затрагивать сферу
приобретения обучающимися социально значимых качеств; прослежи-
вать системные связи всех социальных институтов и всех субъектов
столь сложных процессов и явлений, какими являются межкультурное
и межличностное общение, познавательная , профессиональная дея-
тельность на родном и на изучаемом языке. В этой связи нам необхо-
димо определить механизмы функционирования неформального ино-
язычного образования.
Методология
Изучение концептуальных основ профессионального иноязычного образования имеет богатую традицию в отечественной и зарубежной дидактике и методике преподавания иностранного языка: в работах ученых представлены идеи, подходы и принципы, на которых выстраиваются инновационные стратегии обучения ИЯ в XXI в. Одним из ведущих вызовов современного образования является создание нового формата обучения как некого симбиоза формального, неформального и информального образования. Рассмотрим принципы, на которых выстраивается такое образование.
Принцип непрерывного образования. Формирование личности учителя - непрерывный процесс: нельзя научиться чему-то однажды и на всю жизнь, нужно учиться долго и упорно. Основной целью непрерывного образования являются развитие личности на протяжении всей жизни, повышение возможности трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире [2. С. 19-21]. Культура усвоения знаний замещается культурой их поиска и обновления. Сегодняшняя система иноязычного образования (формального и неформального) не удовлетворяет в достаточной степени потребности общества. Это, несомненно, замедляет процесс развития потенциальных возможностей обучающихся. Факультеты иностранных языков по большей части лишь реализуют государственные программы и стандарты и не решают другой важной задачи -обеспечения личностного самоопределения взрослого человека. В ХХ1 в. образование должно стать ежедневным тренингом, обеспечивающим развитие способностей студентов и формирование у них определенных компетенций. Современность предъявляет к учителю требование непрерывного и активного участия в образовательной деятельности, самоорганизующегося субъекта, стремящегося к самообразованию, саморазвитию и саморегуляции [3]. То есть неформальное образование должно стать стилем жизни, предполагающим индивидуальную познавательную деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь, как и спонтанное образование, реализующееся посредством собственной активности личности в насыщенной образовательной среде: дистантное обучение, модульные программы, самообразование на различных образовательных сайтах и т. д.
Таким образом, неформальное образование - это непрерывное образование в течение жизни, которое включает в себя самые разноплановые области знаний и предоставляет возможности для максимально полного развития личности обучающегося. Неформальное образование позволяет осуществлять образовательную деятельность, а также обеспечивает изменения (под влиянием вновь освоенных знаний) в духовной сфере человека.
Принцип индивидуализации иноязычного образования: учет личностных потребностей бакалавров педагогического образования к самосовершенствованию в условиях самообразования. Сегодня в основе индивидуализации иноязычного образования лежит иной подход к построению образовательных программ: он основан на их диверсификации и модульной организации [4]. Учитель иностранного языка должен уметь проектировать не только стандартные образовательные программы, но и адаптивные программы обучения для детей с особыми образовательными потребностями и возможностями. Индивидуализация гибких (настраиваемых) образовательных траекторий является приоритетной задачей современного иноязычного образования.
Принцип глобального характера иноязычного образования и развитие на всех уровнях конкуренции национальных образовательных систем. Профессиональное иноязычное образование носит глобальный характер, что предполагает конкуренцию образовательных систем. Важным становится вопрос о том, где педагог по профилю «Иностранный язык» сможет работать после окончания вуза, т. е. иноязычное образование рассматривается как стержень карьеры в течение всей жизни. По данным ЮНЕСКО, в наиболее развитых европейских странах дополнительное (неформальное и информальное) образование охватывает 3040% населения от 25 до 64 лет. В странах ЕС в среднем доля населения, охваченная дополнительным образованием, составляет 17%, а в России -всего 8%. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в западных странах модели развития неформального и информального образования и официального признания его результатов - развивающаяся практика, а в российских реалиях на сегодняшний день это пока остается дискуссионной сферой.
Принцип реформирования технологий иноязычного образования. Технологические инновации все больше изменяют характер иноязычного образования. Все большее признание и распространение приобретает дистанционное образование. Обучающийся легко может найти в сети Интернет всю необходимую информацию. Современное иноязычное образование подвержено так называемой цифровой трансформации. Интенсивность - «достижение максимума результата при минимуме затрат времени» за счет внедрения современных образовательных ИКТ. Иностранный язык является учебным предметом, который предполагает в силу своей специфичности наиболее широкое и гибкое ис-
пользование самых разных средств обучения. Основная роль здесь отводится мультимедийным средствам, и наиболее доступным из них является электронный учебник. На сегодняшний день создано большое количество самых разнообразных мультимедийных учебников, содержащих упражнения для обучающихся самых разных возрастов и разного уровня образования. Такие обучения оказывают значительную помощь в обучении фонетике, постановке артикуляции, развитии ритми-ко-интонационных произносительных навыков обучающихся, повышении их мотивации к изучению иностранного языка.
Исследование
Исходя из анализа отечественной и зарубежной литературы (Н.Н. Букина, С.Г. Вершловский, М. Грендстафф, Й. Гудман, М.А. Донцова, Т.В. Дубровина, А. Жадько, Н. Зицер, Д. Зицер, Д. Ка-риевич, Т. Мухлаева, А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова, А.Р. Масалимова, Н.Ю. Морозова, Д. Палант, Ю. Павлова, Ж.Б. Суртаева, Н. Слободяник, А. Шнайдер и др.), полагаем, что неформальным иноязычным образованием как составной части образовательного комплекса, без строгих стандартов и нормативной базы, выступает приобретение новых знаний, необходимых для профессии, жизнедеятельности на основе личностно ориентированного подхода. Выстраивая стратегии неформального иноязычного образования на современном этапе, перечислим те особенности, которые для него характерны:
1. Формирование навыков исследовательской деятельности. В последнее время к будущему учителю иностранного языка предъявляются новые требования, среди которых главными становятся не только методическая и предметная готовность, но и развитые интеллектуально-познавательные умения в сопоставлении и изучении языковых и культурных феноменов изучаемых языков, рефлексивные качества и навыки, творческое мышление, способность к исследовательской деятельности, умение предвидеть результаты собственной работы. Все это находит отражение в рамках не только формального, но и внесистемного, неформального обучения, в первую очередь в условиях неформального образования.
2. Автономность обучения и саморазвития. Теория и практика автономного обучения иностранным языкам связаны с реформистской педагогикой начала ХХ1 в., отстаивавшей идею превращения обучающегося из управляемого преподавателем, пассивного объекта обучения в активного субъекта, который способен ответственно и самостоятельно управлять собственной учебной деятельностью.
3. Акцент не только на формальное образование, но и на неформальное и информальное. Эффективность такого симбиоза определяет
степень создания мотивации, предпосылок к неформальному и формальному образованию, т.е. к непрерывному образованию. Итак, неформальное образование - это индивидуальная познавательная деятельность, которая сопровождает повседневную жизнь человека и не обязательно носит целенаправленный характер, она зачастую создает предпосылки для включения обучающегося в неформальное и формальное образование, и результатом этого становится непрерывное личностно-профессиональное развитие.
Дополнительное иноязычное образование студентов выражается в возможности овладения иностранным языком как инструментом межличностного общения; трансляции, обобщения и присвоения общественного опыта, самореализации в профессии и социуме; освоения общечеловеческих, национальных, гражданских и личностных ценностей.
Мы полагаем, что неформальное иноязычное образование - это непрерывное индивидуальное самообучение, саморазвитие, которое, в отличие от формального, осуществляется исключительно за счет личной инициативы обучающегося посредством расширения его знаний и совершенствования соответствующих умений.
Проанализировав специфику неформального иноязычного образования, предположим, каковы стратегии его реализации. В первую очередь они связаны с исполнением тех нововведений, намеченных вызовами XXI в., а именно:
1) инновации в преподавании иностранного языка: внедрение современных методик обучения иностранным языкам. Доминантным становятся смешанный тип обучения, модель «удаленной аудитории», выстраивание индивидуальных маршрутов, дифференциация и разноуровневость, дистантное обучение. Модель смешанного обучения основана на сочетании очной (контактной) и дистанционной форм обучения. Так, наряду с традиционными средствами обучения (с использованием учебника, рабочей тетради, набора аудиозаписей и т. п.), которые характерны для очной формы обучения, здесь используют инновационные учебные материалы, созданные на основе ИКТ. Среди них учебные интернет-материалы (мультимедиа скрэпбук, сабджекстсэмпла, хотлист, трэжахант, вебквест и др.) [5. С. 2-9]; модель «Удаленная аудитория», которая предполагает, что студентов собирают в аудиториях (на площадках) в представительствах крупных региональных университетов, а преподаватели находятся в студии головного вуза. Суть разноуровневой дифференциации состоит в том, что необходимо адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям всех обучающихся, соблюдать в программах, учебниках, методах и формах обучения требования, соответствующие их уровню развития. Разноуровневое обучение предполагает такую организацию учебного процесса, при которой любой обучающийся получает возможность овладеть учебным матери-
алом по предмету «иностранный язык» на разных уровнях («А», «В», «С»), однако не ниже базового, в зависимости от индивидуальных способностей. При этом критерием оценки деятельности обучающегося выступают его собственные усилия, направленные на овладение учебным материалом, его творческое применение. В настоящее время дистанционная форма обучения является одной из инновационных форм, способной создать дидактические условия для обучения учащихся и студентов по индивидуальным траекториям. Индивидуализация обучения направлена на разрешение противоречий, возникающих между уровнем учебной деятельности, задаваемым программами, и реальными возможностями обучающегося. Таким образом, подчеркнем, что новые методы обучения иностранным языкам предполагают изменение принципов организации образовательного процесса в направлении самостоятельной образовательной и познавательной деятельности, формируют навыки самооценки и самоанализа, развивают навыки общения, коллективной работы, учат в ситуации выбора принимать ответственные решения. Все это способствует формированию личностных компетенций обучающегося;
2) инновации в организации персонифицированного (личностно ориентированного) образовательного процесса в работе с родителями. Реализация данного вызова связана с организацией элективных курсов в педагогических вузах, целью которых станет формирование навыков проектирования методической исследовательской работы будущего учителя по повышению компетентности родителей, разработке и реализации соответствующих дополнительных программ по обучению иностранному языку по заказу родителей и образовательной организации. Результатом такой инновации станет готовность педагога к взаимодействию с родителями к решению возникающих перед ними воспитательных задач с учетом реальных стратегий развития и становления их детей в рамках дополнительного неформального образования;
3) инновации в оценке результатов. Разработка модульной системы обучения иностранному языку позволяет будущему учителю не только анализировать, систематизировать конечные результаты обучения, но и выявлять динамики их приращения, применять динамические модели мониторинга для оценивания результативности учебной работы обучающихся [1. С. 176-185]. Реализация: использование процессного подхода и про-блемно-задачных инструментов оценивания результатов учебной работы: решая задачу, обучающийся демонстрирует наличие или дефицит каких-либо компетенций. Решение каждой новой задачи обогащает его знания и опыт, что позволяет развивать умения самостоятельного построения измерительных шкал в ходе овладения лингводидактическими методами преподавания иностранного языка (исходя из уровня обучения и соответствующих требований образовательных программ);
4) инновации в распространении педагогической практики. Данный вызов связан с формированием устойчивой системы оперативного распространения доказательно-результативных инновационных педагогических практик. Реализация: организация общедоступного репозита-рия доказательно-результативных практик и инновационных технологий в обучении иностранному языку, например, в условиях СДО: выявление и фиксация нововведений в осваиваемой педагогической практике (например, разработка адаптивных программ для обучения иностранному языку детей с проблемами зрения, опорно-двигательной системы и т.п.; разработка адаптивных программ тьюторского сопровождения обучающихся с особыми потребностями и т.п.); тщательное планирование разноуровневой программы по обучению иностранному языку с учетом индивидуальных потребностей и возможностей обучающегося и ее реализация в дистанционном формате; реализация программы по распространению новой педагогической практики всеми участниками, задействованными в распространении практики. Результат: расширение возможностей для обмена иннновационным опытом между образовательными организациями, возможность действенного управления происходящими в школе изменениями в онлайн- и офлайн-режимах;
5) инновации в ресурсном обеспечении процесса обучения иностранному языку в условиях формального и неформального образования. Интеграция информационных ресурсов образовательной организации в распределенную сеть образовательных ресурсов участников образовательного процесса. Реализация: создание инфраструктуры цифровых образовательных ресурсов общего доступа, баз данных различного назначения, хранилищ учебно-методических материалов и персонифицированных наборов образовательных ресурсов, сервисов и ИКТ-инструментов, распределенной системы управления цифровыми образовательными ресурсами. Результат: создание организационно-методических условий, обеспечивающих адаптивный персональный набор ИКТ-сервисов, материалов, инструментов и других образовательных ресурсов для каждого обучающегося, создание электронных школ, что предполагает развитие таких умений педагога, как самостоятельный анализ и систематизация технологий и методов обучения иностранному языку в России, мире, странах изучаемого языка;
6) инновации в управлении качеством инновационных технологий в обучении иностранному языку. Формирование единой политики в области оценки качества, стандартизации и сертификации образовательных ресурсов и ИКТ. Реализация: создание и актуализация национальных стандартов [6, 7], увязанных с требованиями международных стандартов в области цифровых образовательных ресурсов и технологий, а также международных стандартов серии ИСО 9000 в области
управления качеством. Результат: достижение гарантированного качества обучения иностранному языку, использующего средства ИКТ в условиях формального и неформального иноязычного образования.
Заключение
Неформальное образование понимается нами как организованная различными формами за пределами установленной формальной системы образовательная деятельность внутри и за пределами образовательного учреждения, характеризующаяся добровольностью, инновацион-ностью, гибкостью, открытостью, непрерывностью, направленностью на получение дополнительного образовательного результата, в соответствии с профессиональными индивидуально-личностными потребностями педагогов, влияющими на результаты аттестации. Возможности неформального образования таковы: ориентация на самостоятельность и самореализацию педагога в ходе обучения; сосредоточение в контексте профессиональных индивидуально-личностных потребностей на профессиональном совершенствовании, практическое применение полученных знаний непосредственно в своей профессиональной педагогической деятельности; применение инновационных форм, приемов, методов, педагогических технологий; взаимодействие с участниками процесса обучения.
Взаимодействие формального, информального и неформального образования - необходимый интегрированный базис для актуализации образовательного и научно-исследовательского потенциала развития человека в современном мире. Очевидно, что растущее в настоящее время многообразие познавательных и информационных запросов обучающихся трудно удовлетворить существующими формами традиционного образования: требуются более гибкие организационные формы образовательной деятельности, которые непосредственно отвечают разноуровневым возможностям и интересам обучающихся. Тенденция к увеличению количества свободного времени у человека способствует повышению спроса на образование, особенно на краткосрочные информационные курсы обучения и информационно-развлекательные программы, что приводит к модернизации системы образования и усилению роли неформального и информального образования. Интерес к разным формам образования в настоящее время возрастает и со стороны науки, и со стороны практической деятельности, особенно с развитием информационного пространства, в условиях создания сетевых педагогических сообществ и во взаимосвязи со многими другими факторами.
Таким образом, на основе методических принципов нами были выявлены особенности неформального иноязычного образования, которые стратегически связаны с нововведениями, происходящими в профессио-
нальной подготовке будущего учителя иностранного языка. Неформальное иноязычное образование - многоплановый процесс, структура которого совпадает в целом со структурой жизнедеятельности студента бакалавриата и охватывает все образовательно-просветительское влияние на личность обучающегося.
Литература
1. Андрух А. О., Сороковых Г.В. Процессный подход к оцениванию иноязычной рече-
вой компетенции бакалавра экономического профиля // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2017. № 38. С. 176-185.
2. Васильева Т.Н. Развитие творческой активности личности как средство повышения
мотивации студентов при изучении иностранных языков // Материалы II Международной научно-практической конференции «Наука. Образование. Технологии-2009» (10-11 сентября 2009 г.). Барановичи : РИО БарГУ, 2009. Ч. 1. С. 19-21.
3. Сороковых Г. В. Субъект иноязычного образования и стратегии его формирования на
современном этапе // Дидактика языков и культур : проблемы, поиски, решения : коллективная монография по материалам международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения - ХХ век» (11-12 апреля 2018 г.). Пятигорск, 2018. С. 113-120.
4. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Основы коммуникативной теории и технологии ино-
язычного образования : метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М. : Рус. яз. Курсы, 2010. 568 с.
5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика использования учебных интернет-
материалов в обучении иностранному языку // Вестник Тамбовского университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2008. № 2 (58). С. 2-9.
6. ГОСТ Р 53625-2009 Информационная технология. Обучение, образование и подго-
товка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Ч. 1 : Общий подход.
7. ГОСТ Р 52614.2-2006 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по
применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования.
Сведения об авторах:
Сороковых Галина Викторовна - профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры французского языка и лингводидактики института иностранных языков Московского городского педагогического университета (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Кутепова Ольга Сергеевна - аспирант, кафедра французского языка и лингводидак-тики Московского городского педагогического университета (Москва, Россия). E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 1 июня 2018 г.
CHALLENGES OF THE XXI CENTURY: NON-FORMAL FOREIGN LANGUAGE EDUCATION AND STRATEGIES FOR ITS IMPLEMENTATION Sorokovih G.V., D.Sc. (Education), Professor, French Language and Language Education Department, Institute of Foreign Languages, Moscow City University (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
Kutepova O.S., Post-graduate student, French Language and Language Education Department, Institute of Foreign Languages, Moscow City University (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
DOI: 10.17223/19996195/42/13
Abstract. The article presents strategic tasks and features of modern foreign language education. The authors consider innovative technologies for teaching a foreign language in various formats, they describe characteristics of various models of learning and personal development in a foreign educational environment. The authors argue that practically all political and educational decisions and actions carried out in the field of foreign-language education should be aimed at realizing its strategic goal. Such a goal is connected with the creation of favorable psychological and pedagogical conditions for the formation of value orientations, motives, personal positions, competences of interpersonal and intercultural communication, cognition, self-knowledge and competence development; development of the ability to self-identity, the ability to think critically, work with information in a foreign language, adequately represent your country in situations of intercultural communication; education of the means of the educational subject of such socially significant qualities and personal qualities, such as: tolerance, creativity, openness, communication skills, responsibility, mobility, etc. The development of research skills in non-formal foreign education should be based on the general democratic principles of education, taking into account those principles that reflect the features of the research carried out within the framework of pedagogical activity, suggest the development of gnostic skills in scientific and methodological activity. On the basis of theoretical and practical experience, the authors singled out the fundamental principles of this phenomenon. The advantages of non-formal foreign education include the following: the individualization of learning is intensified; independence develops; the sense of fear disappears with the wrong answer; the assimilation of information is facilitated, since program developers are forced to "remove" many difficulties; the relaxation of students is maintained in the process of cognitive activity, which in itself activates thinking, and consequently, assimilation of the material under study; constructive thinking is formed; operative feedback is provided, primarily internal; there is an effective training in self-control, self-management and correction of educational activities.
Keywords: non-formal education; the principles of non-formal foreign education; strategies for implementing non-formal education; the specifics of non-formal foreign education; interaction of formal, informal and non-formal education.
References
1. Andrukh A.O., Sorokovykh G.V. (2017) Protsessniy podkhod k otsenivaniyu inoyazych-
noy rechevoy kompetentsii bakalavra ekonomicheskogo profilya [Process approach to the assessment of foreign language competence of the bachelor of economic major] // Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta im. N.A. Dobrolyu-bova. 38. pp. 176-185.
2. Vasil'yeva T.N. (2009) Razvitiye tvorcheskoy aktivnosti lichnosti kak sredstvo povysheni-
ya motivatsii studentov pri izuchenii inostrannykh yazykov [Development of the creative activity of the individual as a means of increasing the motivation of students when studying foreign languages] // Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii «Nauka. Obrazovaniye. Tekhnologii-2009» (10-11 sentyabrya 2009 g.). Baranovichi : RIO BarGU. 1. pp. 19-21.
3. Sorokovykh G.V. (2018) Subjekt inoyazychnogo obrazovaniya i strategii ego formirovani-
ya na sovremennom etape [The subject of foreign language education and strategies of its formation at the present stage] // Didaktika jazykov i kul'tur: problemy, poiski, resheniya: kollektivnaya monografiya po materialam mezhdunarodnogo nauchno-metodicheskogo simpoziuma «Lempertovskiye chteniya - XX vek» (11-12 aprelya 2018 g.). Pyatigorsk. pp. 113-120.
4. Passov E.I., Kuzovleva N.E. (2010) Osnovy kommunikativnoy teorii i tekhnologii
inoyazychnogo obrazovaniya: metod. posobiye dlya prepodavateley russkogojyazyka kak
inostrannogo [Fundamentals of communicative theory and technologies of foreign language education: manual for teachers of Russian as a foreign language]. M. : Rus. yaz. Kursy. 568 p.
5. Sysoyev P.V., Yevstigneyev M.N. (2008) Metodika ispolzovaniya uchebnykh internet-
materialov v obuchenii inostrannomu jazyku [Methodology of using online teaching materials in teaching a foreign language] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnyye nauki. 2 (58). pp. 2-9.
6. GOST R 53625-2009 Informatsionnaya tekhnologiya. Obucheniye, obrazovaniye i podgo-
tovka. Menedzhment kachestva, obespecheniye kachestva i metriki. CH. 1: Obshchiy podkhod [Information technology. Teaching, education and training. Quality management, quality assurance and metrics. Part 1: General approach].
7. GOST R 52614.2-2006 Sistemy menedzhmenta kachestva. Rukovodyashchiye ukazaniya
po primeneniyu GOST R ISO 9001-2001 v sfere obrazovaniya [Quality management systems. Guidelines for the application of GOST R ISO 9001-2001 in the field of education].
Received 1 June 2018