References
1. Posadskaya M.Ya. Bukhgalterskii uchet i drugie aspekty operatsii faktoringa // Nalo-gooblozhenie, uchet i otchetnost' v kommer-cheskom banke. - 2009. - № 10. http://bankir.ru/tehnologii/s/byhgalter-skii-ychet-i-drygie-aspekti-operacii-faktoringa-2452354/.
2. Pochemu banki otkazyvayut vnov' soz-dannym malym predpriyatiyam v kredito-vanii.http://www.credits.ru/articles/5521/.
3. lonova A.F., Selezneva N.N. Finansovyi analiz: uchebnik. — M.: TK Velbi, lzd-vo prospekt, 2007. — 624 s.
4. Volkov A.I., Sklyarenko V.K. Ekonomika predpriyatiya: Kurs lektsii. — M.: INFRA-M, 2010. — 280 s.
5. Prikaz Minfina RF ot 29 aprelya 2008 g. N 48n «Ob utverzhdenii Polozheniya po bukhgalterskomu uchetu «Informatsiya o svya-zannykh storonakh» (PBU 11/2008)».
6. Nalogovyi kodeks RF. Chast' 2 NK RF. Razdel 8. Federal'nye nalogi. Glava 25. Nalog na pribyl' organizatsii. http://www. nalkod.ru/statia266.
7. Sozdanie rezervov po somnitel'nym dol-gam v bukhgalterskom uchete. http: //www.klerk.ru/buh/articles/295689/.
8. Polozhenie o poryadke formirovaniya kreditnymi organizatsiyami rezervov na voz-mozhnye poteri po ssudam, po ssudnoi i pri-ravnennoi k nei zadolzhennosti (utv. Bankom Rossii 26.03.2004 N 254-P, red. ot 30.05.2014 g., zaregistrirovano v Minyuste Rossii 26.04.2004 N 5774).
9. Polozhenie o poryadke formirovaniya kreditnymi organizatsiyami rezervov na voz-mozhnye poteri (utv. Bankom Rossii ot 20.03.2006 № 283-P, red. ot 03.12.2013, zaregistrirovano v Minyuste Rossii 25.04.2006 N 7741, s izm. i dop., vstup. v silu s 01.07.2014).
10. Federal'nyi zakon ot 06 dekabrya 2011 N 402-FZ «O bukhgalterskom uchete» (red. ot 04.11.2014).
11. Federal'nyi zakon ot 21.11.1996 g. № 129-FZ «O bukhgalterskom uchete».
Posherstnik N.V. Bukhgalterskii uchet po Planu schetov. — SPb.: Piter, 2007. — 592 s.: il.
+ + +
УДК338.246.2 (574)
Т.Т. Каскин, Л.В. Цивилева T.T. Kaskin, L.V. Tsivileva
ПРЕДПОСЫЛКИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
PREREQUISITES AND DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF THE AGRO-FOOD SECTOR IN THE WEST-KAZAKHSTAN REGION
Ключевые слова: государственная поддержка, малый сектор экономики, поддержка экспорта, сохранения биосферы, антимонопольное регулирование.
К основным предпосылкам совершенствования государственного регулирования агропродоволь-ственного сектора Западно-Казахстанской области отнесены перемещение производства в малый и средний секторы экономики. Для предприятий малого и среднего секторов экономики характерны низкий уровень организации производства и труда, отсутствие контроля качества продукции, низкий технический уровень производства, проблемы со сбытом произведенной продукции, высокий уровень конкуренции со стороны крупного бизнеса на внутреннем рынке. В международной торговле операторы аграрного рынка пользуются экспортными субсидиями, но испытывают сезонные трудности с транспортировкой зерна как ос-
новной экспортной культуры. В Западно-Казахстанской области и в республике в целом велика зависимость от импорта продовольствия, хотя есть все условия для производства экологически чистой продукции. Поэтому к основным направлениям государственной поддержки аграрного сектора отнесены поддержка интенсификации производства и сохранения биосферы, адаптация аграрных предприятий к условиям рынка, антимонопольное регулирование, поддержка экспорта и формирование системы сбыта аграрной продукции внутри страны. К основным формам поддержки отнесены правовая, финансовая (прежде всего субсидирование затрат на производство и сбыт, поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации), налоговая (каникулы для начинающих предпринимателей, снижение налогов для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности), страховая (страхование не только урожая, но и рисков), протекцио-
низм, ценовое регулирование (установление понижающих коэффициентов к тарифам на перевозки сельхозпродукции железнодорожным транспортом; регулирование цен на горючесмазочные материалы для сельскохозяйственного производства), долгосрочное программирование и прогнозирование, контроль качества производимой продукции.
Keywords: government support, small sector of economy, export promotion, preservation of biosphere, antitrust regulation.
The main prerequisites for the improvement of state regulation of the agro-food sector of the West-Kazakhstan Region include the transfer of production to small and medium sectors of the economy. The enterprises of small and medium sectors are characterized by a low level of organization of production and labor, absence of quality control, low technical level of production, problems with sales of manufactured products and high level of competition from big business in the domestic market. In the international trade the operators of the agricultural market use export subsidies, but have seasonal difficulties with
transportation of grain as the main export commodity. In the West-Kazakhstan Region and in the Republic of Kazakhstan as a whole there is high dependence on food imports, although there are al conditions for the production of environmentally friendly products. The main directions of state support of the agricultural sector include the support of production intensification and conservation of the biosphere, adaptation of agricultural enterprises to market conditions, antitrust regulation, export support and the formation of the system of agricultural products sales within the country. The main forms of support include legal, financial (primarily subsidizing the cost of production and marketing, and agricultural consumer cooperatives), tax (holidays for beginning entrepreneurs, tax reductions for enterprises of food and processing industry), insurance (the insurance of both crop yield and risks), protectionism, price regulation (establishing decreasing coefficient for tariffs on transportation of agricultural products by railway transport; regulation of prices for fuel and lubricants for agricultural production), long-term planning and forecasting, and quality control of manufactured products.
Каскин Тлеген Тулегенович, соискатель, Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства. E-mail: [email protected].
Цивилева Людмила Владимировна, к.э.н., ст. преп., каф. планирования и прогнозирования бизнес-процессов, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: [email protected].
Kaskin Tlegen Tulegenovich, Degree Applicant, Siberian Research Institute of Agricultural Economics. Email: [email protected].
Tsivileva Lyudmila Vladimirovna, Oand. Еcon. Sci., Asst. Prof., Chair of Planning and Forecasting of Business Processes, Altai State Agricultural University. E-mail: [email protected].
Введение
За 15 лет после обретения Республикой Казахстан государственной самостоятельности в аграрном секторе созданы крупные агропродовольственные структуры, производящие около 15% сельскохозяйственной продукции. Однако в последние годы их вклад в общий объем производства снижается, растет значение средних и мелких товаропроизводителей, требующих большего внимания со стороны государства.
Цель работы — выявить предпосылки и определить направления государственной поддержки сельского хозяйства в Западно-Казахстанской области Республики Казахстан.
Для решения поставленной цели применялись следующие методы монографический, статистический, абстрактно-логический и др.
Результаты исследования
Одной из наиболее значимых предпосылок усиления государственного регулирования отрасли является рост себестоимости практически всех видов продукции (табл. 1).
Это объясняется не только и не столько удорожанием ресурсов, сколько усилением доли малого бизнеса в производстве продукции, затраты которого всегда менее рациональны, а организация производства ниже, чем в крупных объединениях.
Важным направлением государственного регулирования и поддержки является реализация стратегии адаптивной системы интенсификации сельского хозяйства в регионах Казахстана. Основной целью интенсификации должно стать максимальное использование потенциала устойчивости территориальных биосистем, природно-климатических условий. Это самое малозатратное направление повышения устойчивости агропромышленного комплекса. Задача заключается в том, чтобы сохранить биосферу как единую систему, обеспечивающую устойчивость природной сферы хозяйствования. Выполнение этой задачи предполагает всесторонний учет в хозяйствовании:
— соблюдения почвенных, климатических, метеорологических и других природных условий при выборе структуры, технологии и материально-технического обеспечения производства продовольствия;
Таблица 1
Динамика себестоимости сельскохозяйственной продукции по Западно-Казахстанской области, тг/ц
Продукция 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. к 2009 г., %
Зерновые культуры 1148 1445 1280 1706 1549 134,9
Подсолнечная 1667 2291 2572 1946 3654 219,2
Картофель 2754 3356 3053 3690 3423 124,3
Овощи открытого грунта 1917 2108 3149 3349 3316 173,0
Прирост массы животных:
крупного рогатого скота 12 490 13 084 20 615 18 725 23 457 187,8
свиней 22 667 17 541 32 194 28 570 33 990 150,0
овец и коз 11 735 13 015 16 492 20 157 22 045 187,9
Молоко 3095 3737 3586 3951 6240 201,6
Яйца куриные (1 тыс. шт.) 8785 8316 9072 7292 8995 102,4
Шерсть (в физической массе) 7753 6213 6807 5668 10 602 136,7
— сохранения рационального соотношения между пашней, естественными угодьями, лесными насаждениями;
— применения гибких технологий выращивания растений, максимально учитывающих экологический фактор. В первую очередь это предполагает сочетание глубокой безотвальной и отвальной вспашки в благоприятные годы с поверхностной обработкой почвы во время засух, использование наиболее экономичных способов полива при орошении и внесении минеральных удобрений. При существующих технологиях выращивания растений, внесения удобрений и полива теряется 50-60% азотных, 70-80% фосфорных и более 50% калийных удобрений, 60-90% поливной воды [1];
— использования потенциала устойчивости и разнообразия растений, разработка сортов растений, устойчивых к экстремальным условиям (засухам, морозам и т.д.);
— использования потенциала устойчивости животных для повышения их продуктивности путем поддержки государством племенного производства.
Другое приоритетное направление воздействия государственного регулирования и поддержки устойчивости развития АПК — создание условий для адаптации его товаропроизводителей к рыночным отношениям. Роль государства должна быть выражена в рациональном размещении и специализации производства в хозяйствах АПК. Для этого целесообразно:
— формировать государственный заказ на конкурентной основе в республиканские
и региональные фонды продовольствия, как это было сделано в 2012 г., когда государство закупило 5 млн т по цене 25 тыс. тг/т [2];
— устанавливать гарантированную цену на продукцию, реализуемую в эти фонды. Основой данной цены является целевая цена, которая позволяет покрывать нормативную себестоимость, выплачивать дивиденды, страховые платежи и налоги, получать прибыль, достаточную для обеспечения необходимого расширения производства, создания резервных фондов в районах, производящих основную массу данного вида продовольствия;
— определять системы получения сельскохозяйственной техники по лизингу, дотационных и компенсационных выплат при покупке горюче-смазочных материалов, электроэнергии, минеральных удобрений, выплате страховых платежей;
— создавать преимущества при формировании рыночной инфраструктуры, особенно информационного, научно-консультативного, маркетингового и других видов обслуживания.
Государственное регулирование может быть направлено также на подавление и предотвращение неблагоприятного воздействия монопольных структур, окружающих сельскохозяйственных производителей, и разрешение противоречий производства, не решаемых рыночным механизмом, с помощью:
— качественного антимонопольного законодательства, предусматривающего вы-
плату значительных штрафов, введения предельных цен, договорной основы взаимоотношений, создания совместных акционерных обществ с предприятиями, поставляющими сельскохозяйственную технику и другие средства производства, перерабатывающими сельскохозяйственное сырье;
— создания новых предприятий, производящих дефицитные средства производства для села;
— формирование эффективной кооперативной системы, особенно кредитных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих кооперативов, оказания им необходимой поддержки [3];
— создания фондов, осуществляющих кредитование субъектов АПК с учетом специфики воспроизводства в этом комплексе.
Одним из ключевых направлений государственного регулирования и поддержки устойчивого функционирования АПК является создание условий для материально-технического обеспечения отрасли. По имеющимся расчетам, для восстановления производственного потенциала тракторного и сельскохозяйственного машиностроения целесообразно в течение трех-четырех лет вкладывать в эти отрасли по 12-15 млрд тенге в год [4]. Предприятия не могут обеспечить привлечение такого объема инвестиций за счет собственных источников. Необходимо соответствующее бюджетное финансирование и стимулирование посторонних инвесторов (отечественных и иностранных) для перелива их капитала в эти отрасли. Целесообразно создание комплексной государственной программы «Машиностроение для агропромышленного комплекса Казахстана». Для поддержки машиностроения рекомендуется изыскать все возможные источники финансирования: собственные, заемные, бюджетные с помощью активной инвестиционной политики государства, в т. ч. посредством лизинга, создания МТС, дифференциации дотаций, льготного кредитования и налогообложения в зависимости от эффективности использо-
Валовая продукция сельского хозя
в фактически,
вания помощи при производстве конкурентоспособной продукции на инновационной основе.
Значительную долю производимой продукции составляет зерновое производство (табл. 2). Зерно — преимущественно предмет экспорта. Важным фактором, обуславливающим усиление государственного регулирования является развитие международного сотрудничества.
На сегодня по развитию аграрного рынка в рамках Таможенного союза обсуждаются вопросы по созданию зернового союза, который возьмет на себя регулирующие функции рынка — распределение рынков между странами, разделение номенклатуры, формирование ценовой политики и др. [5]. В этом случае государству придется компенсировать бизнесу не только затраты на транспортировку экспортируемой продукции (экспортные субсидии) и тратить средства на аренду зерновозов и строительство зернохранилищ за рубежом, но и часть упущенной выгоды, понесенной при реализации общей стратегии.
Казахстан обладает определенными преимуществами в развитии сектора органических продуктов для европейского рынка. В структуре экспорта республики Казахстан товары животного и растительного происхождения в 2013 г. составляли 2%. В перспективе возможно увеличение экспорта до 2,5%. В условиях глобализации формирование внешнеэкономических связей становится определяющим направлением создания эффективной структуры экономики. Глобализация меняет характер международной конкуренции, расширяет возможности отраслевой экономики. Усиливаются роль и значение потребительских рынков как новых сфер конкурентной борьбы и стратегических альянсов (производственных и международных) и как новых субъектов рыночного управления. Усиление влияния внешнеторговой политики на формирование агропромышленной системы региона осуществляется путем:
Таблица 2
тва Западно-Казахстанской области, нах, млн тенге
Хозяйства всех категорий 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. к 2009 г., %
Сельское хозяйство 25 335,5 22 917,2 27 049,8 34 729,4 137,1
Растениеводство 10 799,9 5 660,5 7 345,1 12 260,6 113,5
Животноводство 14 535,6 17 256,7 19 704,7 22 468,8 154,6
Таблица 3
Баланс импорта/экспорта продуктов в Казахстане, тыс. долл. США
Продукт Экспорт, среднее за 2009-2013 гг., тыс. долл. США Импорт, среднее за 2009-2013 гг., тыс. долл. США
Молоко 2 339 132 126
Мясо КРС 298 22 734
Таблица 4
Прогноз баланса импорта/экспорта продуктов в Казахстане до 2017 г.,
ты/с. долл. США
Продукт Внутреннее потребление, 2013 г., тыс. долл. США Прогноз, импорт, тыс. долл. США
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Молоко 220210 110105 88084 66063 44042
Мясо КРС 37890 18945 15156 11367 7578
- обеспечения устойчивости внешнеторговых связей и сохранения присутствия на традиционных рынках;
- освоения новых рынков и расширения экономического партнерства
Объем импорта продовольствия в Казахстан с каждым годом лишь увеличивается, варьируясь от 30 до 60% в зависимости от вида продовольствия. По большой части завозят основные продукты потребления, в меньших количествах — дорогие деликатесы. Казахстан обеспечивает себя и близлежащие страны по немногим позициям, в основном хлебом и хлебопродуктами. Хотя производство многих из импортируемых товаров может осуществляться и в стране (мясные консервы, макаронные изделия, маргарин, йогурты, колбасы, кондитерские изделия, растительные масла и др.). Но на данный момент уровень импортозависимо-сти по основным продуктам питания высок. Об этом свидетельствует баланс импорта-экспорта продуктов за 2009-2013 гг. (табл. 3).
Реализация мероприятий позволит уменьшить импорт значимых продуктов питания и приблизить страну к порогу продовольственной безопасности (табл. 4).
По мнению ученых, продовольственная независимость может быть сохранена в случае не превышения доли импорта во внутреннем потреблении 20%. А уровень продовольственной независимости в 20-30% по оценкам западных специалистов является пороговым [6]. Тем временем в Казахстане, по данным Агентства РК по статистике, за 2014 г. в страну ввезли импортного продовольствия почти на 4 млрд долл.
Объем импорта продовольствия в Казахстан с каждым годом лишь увеличивается, варьируя от 30 до 60% в зависимости от вида продовольствия. В Казахстан по большой части завозят основные продукты потребления, в меньших количествах — дорогие деликатесы.
Наращивание внутренних объемов производства позволит снижать долю импорта ежегодно последовательно на 10%, достигнув порога продовольственной безопасности к 2017 г. Следовательно, импорт молока и мяса должен снизиться в 3 раза и достичь к 2017 г. уровня, соответственно, 44042 тыс. долл. США, 7578 тыс. долл. США [7].
Заключение
Основными предпосылками повышения уровня государственной поддержки аграрного сектора Западно-Казахстанской области являются:
- повышение роли малого и среднего бизнеса в общем объеме производства аграрной продукции. А для него характерны отсутствие научной организации производства и труда, слабая защищенность от крупных поставщиков аналогичной продукции на рынке, проблемы с организацией сбыта произведенной продукции, низкий уровень технической оснащенности производства и низкое качество продукции;
- преобладание в структуре растениеводства зерновых культур, являющихся преимущественно предметом экспорта.
Это обусловило необходимость основных направлений и форм государственной поддержки аграрного сектора Западно-Казахстанской области:
— правовое обеспечение — принятие новых законодательных актов и совершенствование действующей нормативно-правовой базы;
— финансовая поддержка сельскохозяйственных предприятий — предоставление льготного кредитования, долевое участие государства при финансировании проектов, развитие системы микрокредитования, сети сельских кредитных товариществ при поддержке финансовых институтов; применение залоговых инструментов кредитования;
— налоговая политика — осуществление полной инвентаризации и реструктуризации кредиторской задолженности сельских товаропроизводителей; предоставление льгот по налогообложению производителям перерабатывающего сектора, которые вкладывают средства в развитие приоритетных отраслей; приведение системы налогообложения в соответствие с международными стандартами; освобождениесельскохо-зяйственных предприятий на три года от уплаты налогов;
— тарифная политика — установление понижающих коэффициентов к тарифам на перевозки сельхозпродукции железнодорожным транспортом; регулирование цен на ГСМ на селе;
— страховая политика — создание органа государственной поддержки страхования с целью возмещения потерь предприятий АПК; субсидирование части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и страхование посевов;
— государственные и фьючерсные закупки продовольствия в республиканский и региональные фонды;
— обеспечение обязательств по лизингу; поддержка кооперативов МТС в приобретении новой техники;
— долгосрочные программы развития земельных преобразований; урегулирования отношений собственности на ирригационные сооружения; восстановление особо аварийных межхозяйственных гидромелиоративных систем;
— государственный контроль качества продукции; улучшение работы со стандартами и технологическими нормами;
— политика «разумного торгового протекционизма»; маркетингового обслуживания отечественных товаропроизводителей для выхода на внешний рынок; создания благоприятного климата для иностранного инвестора; осуществления демпинговой политики при экспорте конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров на международном рынке.
Библиографический список
1. Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы (АГРОБИЗНЕС -2020). - Астана, 2012.
2. http://customsunion.kz/info/5158.html.
3. Гриценко Г.М. Организационно-экономический механизм государственной поддержки создания и кадрового обеспечения сельскохозяйственных потребительских кооперативов (на примере Алтайского края) // Вестник АГАУ. - 2014. -№ 11(121). - С. 161-167.
4. Казахстан-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее // Послание Президента РК 2014 г.
5. Буздалов И.Н. Аграрная политика и экономика России: взгляд сквозь призму мировых процессов глобализации // АПК: регионы России. - 2012. - № 1. - С. 1-6.
6. Henrichsmeyer W., Witzke H.P. unter Mitarbeit von Th. Heckelei: Agrarpolitik, Band 2, Bewertung und Willensbildung, Verlag Eugen Ulmer, UTB 1718 Stuttgart 1994. 639 s.
7. Мухамеджанова Д.Ш. Казахстан и международные интеграционные процессы: монография. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2011. - 200 с.
References
1. Programma po razvitiyu agropromysh-lennogo kompleksa v Respublike Kazakhstan na 2013-2020 gody (AGR0BIZNES-2020). -Astana, 2012.
2. http://customsunion.kz/info/5158.html.
3. Gritsenko G.M. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm gosudarstvennoi podderzhki sozdaniya i kadrovogo obespe-cheniya sel'skokhozyaistvennykh potrebi-tel'skikh kooperativov (na primere Altaiskogo kraya) // Vestnik Altaiskogo gosudarstven-nogo agrarnogo universiteta. - 2014. -№ 11 (121). - S. 161-167.
4. «Kazakhstan-2050: Edinaya tsel', edinye interesy, edinoe budushchee». Poslanie Prezi-denta RK 2014 goda.
5. Buzdalov I.N. Agrarnaya politika i eko-nomika Rossii: vzglyad skvoz' prizmu miro-vykh protsessov globalizatsii // APK: regio-ny Rossii. - 2012. - № 1. - S. 1-6.
6. Henrichsmeyer W., Witzke H.P. unter Mitarbeit von Th. Heckelei: Agrarpolitik, Band 2, Bewertung und Willensbildung, Verlag Eugen Ulmer, UTB 1718 Stuttgart 1994. 639 s.
7. Mukhamedzhanova D.Sh. Kazakhstan i mezhdunarodnye integratsionnye protsessy: monografiya. - Almaty: KISI pri Prezidente RK, 2011. - 200 s.