Аграрный сектор как фактор повышения конкурентоспособности
национальной экономики Наренова А. Н. , Байтиленова Е. С.
1Наренова Айман Нурмагамбетовна /Narenova Aiman Nurmagambetovna - кандидат экономических наук, кафедра менеджмента, факультет экономики и бизнеса,
Таразский государственный университет им. М. Х. Дулати;
2Байтиленова Ериккуль Серикхановна /Baitilenova Erikkul Serikhanovna - кандидат экономических наук, кафедра экономики и управления, факультет экономики и права,
Таразский инновационно-гуманитарный университет, г. Тараз, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматривается современное состояние аграрного сектора Республики Казахстан и перспективы его развития в условиях вступления во Всемирную торговую организацию. Приоритетной задачей для Казахстана является повышение конкурентоспособности национальной экономики, производство и потребление конкурентоспособной и удовлетворяющей всем требованиям потребителей не только на внутреннем, но и на внешних рынках продукции. Для повышения конкурентоспособности субъектов аграрного сектора разработана программа «Агробизнес-2020», реализация которой предусматривает финансовое оздоровление, повышение доступности товаров, работ и услуг для сельскохозяйственных субъектов, развитие государственных систем обеспечения и повышение эффективности систем государственного регулирования в сельском хозяйстве.
Abstract: the article discusses the current state of the agricultural sector of the Republic of Kazakhstan and the prospects for its development in the conditions of accession to the World Trade Organization. Priority for Kazakhstan is to increase the competitiveness of the national economy, manufacture and consumption of competitive and satisfying all the requirements of customers, not only in the domestic but also on external markets. The program of «Agribusiness-2020» was invented to increase the competitiveness of the agricultural sector entities, the realization of which provides financial recovery, increase the availability of goods, works and services for the agricultural entities, the development of government support systems and increasing effectiveness of government regulation in agriculture.
Ключевые слова: сельское хозяйство, конкурентоспособность, экспорт сельскохозяйственной продукции, экономическая политика, Всемирная торговая организация, государственная поддержка, национальная экономика.
Keywords: аgriculture, competitiveness, export of agricultural goods, economic policy, World Trade Organization, governmental support, national economy.
УДК 338.436.33
Сельское хозяйство является стратегически значимой отраслью в экономике страны, поскольку вместе с пищевой индустрией формирует рынок продовольственных товаров и обеспечивает государственные резервы продовольствия. От уровня и качества развития сельскохозяйственного сектора зависит продовольственная безопасность страны, на которую в последние годы оказало влияние сокращение производства отечественных пищевых продуктов и рост объемов импорта продовольствия. Состояние развития сельскохозяйственного производства также является индикатором здоровья нации.
Имевшееся снижение объемов производства сельхозпродукции было вызвано рядом факторов, среди которых слабая материально-техническая оснащенность производства новой техники и технологиями, высокая степень износа основных фондов, низкое качество продукции, непривлекательность упаковки и слабая ассортиментная политика, высокие цены, недостаток управленческих и маркетинговых навыков, непродуманная приватизация, отсутствие эффективных механизмов регулирования тарифов естественных монополистов, слабая защищенность внутреннего рынка продовольственных товаров и другие.
Принимая во внимание, что значительная часть населения страны имеет низкие доходы, большое значение имеет ценовая политика на основные виды продовольствия. Низкая ценовая конкурентоспособность многих видов отечественных продовольственных товаров на внутреннем и внешнем рынках, снижение объемов внутреннего производства и увеличение импорта обусловили необходимость разработки ряда государственных программ, в том числе программы импортозамещения.
В Стратегии «Казахстан-2030» сельское хозяйство и пищевая промышленность отмечены в числе приоритетных отраслей [1]. Вступление Казахстана в ВТО окажет сильное влияние на развитие как экономики в целом, так и отдельных отраслей. Поэтому необходимо оценить возможные тренды и направления развития этой отрасли экономики в условиях усиления конкуренции и либерализации экономики. Это обусловливает актуальность разработки стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан и системного исследования факторов, влияющих на ее конкурентоспособность и, следовательно, на сельское хозяйство страны в целом.
У Казахстана нет более приоритетной задачи, чем повышение конкурентоспособности своей национальной экономики. А это означает производство и потребление конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешних рынках продукции. Только в этом случае мы будем иметь эффективную и устойчиво развивающуюся экономику. В рыночной экономике неэффективного производства не должно
быть, по закону рынка такие производства должны обанкротиться. Производство неконкурентоспособной продукции, защита тех, кто это делает - это бесполезная трата материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Учитывая географические условия, технико-технологическое состояние, качество рабочей силы и другие факторы, следует отметить, что задача повышения конкурентоспособности казахстанской экономики очень трудная. Для вхождения в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, нам необходимо производить не просто конкурентоспособную, но и высокотехнологичную, экспортоориентированную готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью [2].
Казахстану необходимо создать условия для устойчивых темпов роста экономики на основе диверсификации и развития конкурентоспособных производств. Необходимо обеспечить построение полных технологических цепочек в отраслях промышленности и создаваемых отечественных кластеров с выпуском конкурентоспособной продукции. Необходимо также обеспечить развитие агропромышленного комплекса на основе роста производительности, конкурентоспособности аграрно-индустриальных отраслей за счет развития конкурентных преимуществ отечественной продукции, диверсификации ее производства, наукоемких отраслей. Необходимо создать условия для массированного притока инвестиций в несырьевые отрасли экономики, особенно в развитие высокотехнологичных и наукоемких производств, модернизацию мощностей отечественных перерабатывающих предприятий, развитие машиностроения и сервисной сферы. Нельзя допускать снижения доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП ниже 10 %. Принимая во внимание проблему энергоемкости казахстанской экономики, необходимо провести исследования, в результате которых должен быть разработан перспективный долгосрочный план по повышению энергоэффективности отечественного производства. Энергоэффективность, прежде всего, должна базироваться на повышении ответственности потребителя.
Следует обеспечить создание и развитие основ для рациональной территориальной организации экономического потенциала за счет эффективного использования природных, экономических, человеческих ресурсов в регионах. Нельзя забывать и о том, что сырьевые ресурсы истощаются, поэтому необходимо создать условия для сохранения достигнутых экономических показателей в области использования недропользования и металлургии. Этому должно способствовать использование ресурсосберегающих технологий и комплексная переработка сырья. Также необходимо проведение мероприятий на восполнение истощаемых ресурсов и разведку новых месторождений полезных ископаемых [3]. Эти мероприятия должны обеспечивать показатели добычи и переработки сырья, определяемыми индикативными прогнозами.
Казахстан должен выйти на региональные и мировой рынки в роли страны производителя конкурентоспособной продукции. С целью продвижения казахстанских товаров и услуг, необходимо определить конкретные виды продукции, способной конкурировать на внутреннем и мировых рынках, разработать стратегии продвижения казахстанских товаров-брендов путем создания благоприятных условий для развития. Необходимо создать систему поддержки международной конкурентоспособности казахстанской продукции, создавать международные проекты с участием индустриальных конгломератов в области нефтехимии, телекоммуникационной индустрии, производства машин и оборудования, космической индустрии [4]. В кратчайшие сроки необходимо обеспечить переход отечественного производства и сферы услуг, ориентированных как на экспорт, так и на внутренний рынок, на международную систему управления качеством (TQM) и стандарты ISO [5].
Конкурентоспособность национальной экономики является необходимым условием равноправного участия государства в международном сотрудничестве. Поэтому при исследовании проблемы повышения конкурентоспособности очень важно рассматривать конкурентоспособность как многоуровневое понятие. На уровне государства конкурентоспособность характеризуется успешной деятельностью отраслей экономики. Если конкурентоспособность отрасли зависит от регионального аспекта, обусловленного размерами территории РК, различиями социально-экономического развития регионов, особенностями самой отрасли, то конкурентоспособность предприятий базируется на выпускаемой продукции. Без конкурентоспособной продукции предприятия не могут успешно функционировать. Учет региональных различий способствует приобретению конкурентных преимуществ на уровне отрасли. Формирование конкурентоспособной отрасли повышает конкурентоспособность экономики государства. Таким образом, рассмотрение проблемы конкурентоспособности на каком-либо уровне, например, отрасли, требует учета влияния всех указанных уровней конкурентных отношений. При этом каждый уровень конкурентной сферы имеет присущие ему факторы или детерминанты конкурентных преимуществ, особые критерии, методы оценки конкурентоспособности и стратегию ее достижения [6].
Казахстан является достаточно крупным экспортером сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, на долю которых приходится около 5 % всего экспорта страны. Казахстанское зерно является основной экспортной продукцией агропромышленного комплекса страны, оно поставляется не только на рынки ближнего зарубежья, но и имеет свою нишу на мировых зерновых рынках. Дополнительно к зерну на экспорт поставляются рис, картофель, овощи и бахчевые, говядина, молоко и т. д. Производство этих продуктов перекрывает внутренние потребности, в связи с чем их экспорт не сказывается на уровне продовольственной безопасности страны и позволяет республике утверждаться как на мировых, так и региональных рынках продовольствия.
Подписание Президентом Казахстана и Генеральным директором ВТО 27.07.2015 г. протокола о присоединении Казахстана в ВТО и принятие закона «О ратификации Протокола о присоединении Республики Казахстан к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 г.» депутатами Мажилиса (01.10.2015 г.) будет способствовать дальнейшему развитию международного сотрудничества, формированию институциональной среды в соответствии с правилами ВТО. В рамках переговоров о вступлении в ВТО, Казахстан заключил 29 двусторонних соглашений по доступу на рынок товаров и 15 по доступу на рынок услуг. Кроме того, предприняты тарифные уступки для всех продуктов на 6,1 %, для сельскохозяйственной продукции - 7,6 %, не сельскохозяйственной - 5,9 %. Учитывая наличие богатых сельскохозяйственных угодий и рост эффективности производства сельскохозяйственной продукции за счет государственной поддержки и развития кредитования, имеет огромную значимость в дальнейшем развитие АПК и укрепление позиций на мировой арене. Институциональные реформы, принятые в АПК Казахстана, направлены на развитие конкурентоспособного АПК, обеспечивающего продовольственную безопасность и увеличение экспорта казахстанской продукции. Вместе с тем, индустриально-инновационное развитие АПК будет достигнуто посредством реализации высокотехнологичных инвестиционных проектов, внедрения принципов интегрированного управления водными ресурсами. Для повышения конкурентоспособности субъектов аграрного сектора разработана программа «Агробизнес-2020», реализация которой предусматривает финансовое оздоровление, повышение доступности товаров, работ и услуг для сельскохозяйственных субъектов, развитие государственных систем обеспечения и повышение эффективности систем государственного регулирования в сельском хозяйстве [8].
Программа «Агробизнес-2020» предусматривает выделение средств и внедрение новых механизмов государственной поддержки в растениеводстве, животноводстве, товарном рыбоводстве, глубокой переработке сельскохозяйственного сырья и других отраслях агропромышленного комплекса, что позволит в последующем увеличить объемы производства, повысить конкурентоспособность казахстанской продукции за счет снижения ее себестоимости и повышения качества и значительно повысить обеспеченность рынка продукцией отечественного производства.
Необходимо также учитывать условия вступления Казахстана в ВТО, в котором предусмотрен минимальный уровень поддержки со стороны государства на уровне 8,5 % от стоимости валовой продукции сельского хозяйства Казахстана. Переходный период обнуления экспортных субсидий для отечественной сельхозпродукции составляет до 01.01.2018 г. Анализируя состояние развития сельского хозяйства РК, можно отметить устойчивые тенденции роста. Так, объем выпущенной сельхозпродукции в Казахстане в 2014 г. составил 2,437 трлн. тенге ($ 15,9 млрд.). В 2014 г. индекс физического объема валовой продукции в секторе растениеводства составил 110 %, что на 27,8 % выше показателя предыдущего года. По данным Комитета по статистике в 2014 г. доля растениеводства в сельскохозяйственном производстве составила 52,2 % или 1,36 трлн. тенге ($ 8,8 млрд., рост на 22,5 %) соответственно [9]. Рост сельскохозяйственного производства в текущих ценах был достигнут, в основном, за счет роста в производстве зерна, кормовых культур, овощей и картофеля. Как показывает мировая практика, существенный рост урожайности зерна (порядка 30-50 %) достигается за счет повышения качества и сорта семян.
В этой связи правительство Казахстана обеспечивает государственную поддержку элитного семеноводства в целях повышения урожайности и качества продуктов растениеводства. В частности, 8001100 сортов и гибридов зерновых культур ежегодно тестируются на приспособляемость в сельском хозяйстве. Семеноводство делится на три уровня: оригинаторы (32), фермы элитного семеноводства (80) и фермы семенного воспроизводства (303). Все данные фермы включены в государственную программу развития элитного семеноводства, покрывающую 40 % затрат на более чем 53 тонны элитных семян. Производство зерна имеет стратегическое значение для экономики Казахстана в целом и играет ключевую роль в продовольственной безопасности. Согласно официальным данным МСХ РК по мониторингу состояния продовольственной безопасности по состоянию на январь-март 2015 г., потребность РК в пшенице по минимальной норме за указанный период составила 727 178 тонн, учитывая, что запасы пшеницы составляют 9 245 009 тонн, что говорит о достаточной обеспеченности внутреннего рынка за счет отечественного производства. Благодаря освоению новых сельскохозяйственных земель и развитию сельской экономики в период 2008-2014 гг., производство пшеницы в Казахстане увеличилось на 11,6 %. При этом следует отметить, что казахстанская пшеница имеет высокое качество и богата содержанием белка. Более 90 % производимой в стране пшеницы относится к 1 -3 сортам. В 2014 г. в РК валовой сбор зерновых составил 18,9 млн. тонн, тогда как в 2013 г. составлял 12,8 млн. тонн. В этой связи можно отметить, что спрос на казахстанскую пшеницу закономерен и повышается.
Удельный вес внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции РК в 2014 г. составил 2,3 % ($ 2761,7 млн.) от всего товарооборота. При этом доля экспорта равна 46,4 %, импорта 43,6 % от торгового оборота сельхозпродукции. При этом в структуре экспорта основных видов сельскохозяйственной продукции пшеница занимает значительную долю (65,7 % на январь-март 2015 г.). При этом основными торговыми партнерами по экспорту пшеницы из Казахстана в основном являются Узбекистан (23,9 %), Таджикистан (16 %), Иран (15,1 %), Россия (7,7 %), Киргизия (7 %), Италия (6,3 %), Китай (5,4). Нельзя не отметить и сформировавшуюся импортозависимость Казахстана по многим видам продукции переработки АПК, в частности, высок уровень импортозависимости по плодоовощной продукции, продукции переработки мяса и молока. Согласно статистическим данным МСХ РК за январь-март 2015 г., в структуре
импорта основных импортируемых Казахстаном продуктов сельского хозяйства являются: яблоки, груши (11,1 %), цитрусовые (7,3 %), виноград (5,2 %), фрукты сушенные (5,2 %), томаты (4,7 %). При этом основными импортерами являются Россия (18,6 %), Китай (14,6 %), Узбекистан (12,3 %), Польша (5,8 %), Пакистан (4,9 %), Эквадор (3,4 %), Таджикистан (3,3 %). Вследствие низкой конкурентоспособности по себестоимости и ассортименту мяса наблюдается тенденция увеличения объема импорта, в основном, мяса птицы. Согласно данным МСХ РК, обеспеченность внутреннего рынка мясом за январь-март 2015 г. обеспечивается за счет внутреннего производства: потребность по минимальной норме 167 643 тонн, производство 190 311 тонн, т. е. покрытие внутренней потребности за счет отечественного производителя составляет 113,5 %. В импорте мяса лидирующие позиции занимает мясо птицы, тогда как существующие мощности птицефабрик имеют возможность производить более 100 тыс. тонн мяса птицы в год. Почти 70 % территории страны находится в резко-континентальной климатической зоне, со значительными перепадами температур в дневное и ночное время, на данной территории вынужденное стойловое содержание соответствующих видов скота достигает почти 6 месяцев в холодное время года, что влияет негативно на затратность и конкурентоспособность сектора при международных сопоставлениях. Импортируемые сельскохозяйственные товары разнообразны и составляют около 3,4 % от общего товарооборота, импортируемых в Казахстан. Разнообразные импортируемые товары включают товары с высокой добавленной стоимостью, такие, как продукты из сахара, продукты животноводства, в т. ч. молоко, мясо и яйца, напитки и т. д., в то время как экспортируемые товары - это, в основном, зерно, хлопок, шерсть и кожа. Благодаря наличию в стране обширных пастбищных угодий, существует возможность для замещения импорта продукцией животноводства. Доступ к новым рынкам затруднен из-за большого расстояния, высоких транспортных расходов, низкого качества сельскохозяйственной продукции вследствие устаревших технологий и отсутствия гармонизации стандартов, повышения валютного курса, недостаточного распространения товаров с добавленной стоимостью, мелкотоварности производства сельхозпродукции [10].
Несмотря на низкую производительность в сельском хозяйстве, Казахстан занимает седьмое место в мире по экспорту зерна. В 2014 г. экспорт сельскохозяйственных товаров составил 4,2 % от общего объема казахстанского экспорта, из которых большую часть занимают зерно и зерновая продукция. Критерием продовольственной независимости любой страны является производство на ее территории не менее 84 % от общего количества потребляемых населением продуктов питания. При этом Казахстан имеет большие возможности для удовлетворения спроса на сельскохозяйственную продукцию как на внутреннем рынке, так и наращивание производства для экспорта на мировые рынки.
Литература
1. Назарбаев Н. А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы, 1997.
2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kazembassy.by.
3. Казахстан меняет ориентацию экономики с сырьевой на индустриальную // Казахстанская правда. - 2000. - 5 октября.
4. Наренова А. Пути повышения конкурентоспособности казахстанской экономики // Вестник УМБ. -Алматы, 2007. - № 4. - С.73.
5. Стровский Л. Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2001. - С. 706-741.
6. Ашимбаева А., Алшанов Р. Достойное участие республики в международном разделении труда может быть обеспечено только промышленной модернизацией // Панорама. - 2001. - № 1.
7. Полуэктов А. «Многосторонняя система ГАТТ: до и после «уругвайского» раунда», Внешняя торговля, М. - 2010 г. № 4, стр. 23-36.
8. Программа по развитию АПК РК на 2013-2020 гг. «Агробизнес-2020». - Постановление Правительства РК от 18.02.2013 г. № 151.
9. Данные Комитета по статистике министерства национальной экономики Республики Казахстан -[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.stat.gov.kz.
10. Волосатов В. В., Жабко Л. С. Проблемы вступления Республики Казахстан в ВТО // Казахстанский экономический журнал. - 1999 - № 2 - стр. 18-22.