ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ
X
УДК 93
О.В. Акишина
канд. ист. наук, доцент, кафедра «Экономика и управление в машиностроении», Арзамасский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический
университет им. Р.Е. Алексеева»
ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КУРСА НА ИНТЕНСИФИКАЦИЮ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1960-1970-е ГОДЫ
Аннотация. В статье рассмотрены предпосылки и начало осуществления курса на интенсификацию производства на промышленных предприятиях Горьковской области в 1960-1970-е годы.
Ключевые слова: научно-техническая революция, интенсификация производства, предприятия военно-промышленного комплекса, Горьковская область.
O.V. Akishina, Nizhniy Novgorod State Technical University (Arzamas Branch)
IMPLEMENTATION OF MANUFACTURING INTENSIFICATION POLICY AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISES OF
GORKY OBLAST IN 1960-1970
Abstract. The article describes the implementation of manufacturing intensification policy at the industrial enterprises of Gorky oblast in 1960-1970
Keywords: scientific and technical development, manufacturing intensification, enterprises of military industrial complex, Gorky oblast.
В историко-партийной литературе, посвященной 1970-м годам, экономическая политика КПСС оценивалась, прежде всего, как курс на интенсификацию производства.
Связано это было, прежде всего, с тем, что в промышленности, в ходе только одного десятилетия (60-е годы ХХ в.) явно прослеживалась тенденция к снижению темпов роста. Так, выработка электроэнергии составила около 75% намеченного, выплавка стали - 80%, добыча угля - 89%, производство синтетических смол и пластмасс - 31%, искусственных волокон - 45% [1, с.176].
Однако, курс на интенсификацию производства, так же как и ускорение научно-технического прогресса, начали провозглашать в СССР еще в начале 1960-х г. [2]. Так, на XXII съезде КПСС говорилось о задачах создания в ближайшие двадцать лет материально-технической базы коммунизма. Уже к 1970 г. предполагалось в 2,5 раза увеличить объем промышленного производства, в 2 с лишним раза поднять производительность труда, почти в 3 раза - электровооруженность и, таким образом, всего за одно десятилетие превзойти США по производству промышленной продукции на душу населения [3, с. 278-279]. Кроме этого, партийная Программа обязывала бороться за «достижение в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах» [3, с. 292].
Рассмотреть начало реализации курса на интенсификацию производства, провозглашаемую и в начале 1960-х, и в 1970-х гг., возможно не только по показателям страны в целом, но и на примере одного из крупнейших регионов СССР - Горьковской области, где показатели уровня промышленного производства были несколько выше, чем в целом по стране.
По данным официальной статистики за годы семилетки объем производства продукции машиностроения и металлообработки увеличился здесь по сравнению с 1958 г. в два раза, выпуск химического оборудования - в семь раз, автомобильных двигателей - в 2,6 раза, станков металлорежущих - в 1,4 раза, запасных частей к автомобилям - на 60%, к тракторам - в 2,8 раза [4, с. 4]. Выпуск дизелей увеличился почти на 250% [5, с. 23].
На предприятиях машиностроения и металлообработки в 1965 году было изготовлено и внедрено 20 тыс. универсально-сборных приспособлений, тысячи карат алмазного инструмента, 7 установок для электроэрозионной и ультразвуковой обработки деталей и инструмента. Началось более широкое внедрение станков с программным управлением [4, с. 14].
Всего за семь лет продукция Выксунского завода ДРО была обновлена на 75 процентов: освоен выпуск 18 моделей новых машин, а 9 устаревших сняты с производства. В этот период за свою продукцию завод был награжден 5 дипломами и 65 медалями. На всех новых машинах были предусмотрены средст-
ва автоматизации, дистанционное и полуавтоматическое управление. Головной институт ВНИИ Строй-дормаш, сопоставив 17 машин заводского производства с лучшими зарубежными образцами, пришел к выводу, что они зарубежным не уступают, а 9 из них включало конструкторские решения, защищенные авторскими свидетельствами [6, с. 94-95].
Много технических новинок было внедрено на Горьковском автомобильном заводе. В 1964 году автозаводцы начали выпуск автомобиля «Волга» улучшенной модели. Сдали в эксплуатацию 9 автоматических линий. Именно здесь впервые была создана автоматическая линия литья по выплавляемым моделям. Если в старых литейных цехах технологический цикл получения отливок составлял 96 часов, то в новом цехе этот же процесс осуществлялся в 4 раза быстрее. Иначе говоря, годовой план, выполняемый по новой технологии, возможно, было осуществить за 3 месяца. В свою очередь, применение новой технологии привело к изменениям в условиях труда рабочих. Их функции на 80% были сведены к надзору за работой машин и механизмов [4, с. 14-15].
Такие показатели, как: удачное географическое расположение Горьковской области, хорошая сырьевая и материально-техническая база, наличие трудовых резервов и уже обученных кадров, давали возможность для размещения на территории области новых промышленных предприятий. В планах Горьковской областной плановой комиссии, утвержденных в 1967 году, говорилось о начале строительства следующих производств: завода автозапчастей (г. Балахна), Бурцевского обогатительного комбината литейных песков (г. Богородск), приборостроительного завода в г. Бор, и других в таких городах области, как Кстово, Кулебаки, Лукоянов, Семенов, Шахунья. Причем следует отметить, что все предприятия, намеченные к строительству, были союзного и республиканского назначения [7, лл. 10-256].
Такое решение было вызвано перспективным планом развития отечественной промышленности, а также постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по обеспечению дальнейшего роста производительности труда в промышленности и строительстве», которое было принято в декабре 1966 г. [8, с. 321].
Обком, горкомы, райкомы и все первичные партийные организации начали разрабатывать конкретные мероприятия по претворению его в жизнь. Решение поставленной задачи на территории Горьковской области намечалось по двум основным направлениям: реконструкция и расширение уже действовавших предприятий, а также совершенствование производства на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации оборудования [9, с. 322]. Все это, так или иначе, было связано с осуществлением в стране научно-технической революции (НТР).
Решение о реконструкции крупнейшего предприятия области - автомобильного завода - было принято постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР № 442 от 17 апреля 1958 года. Объем капитальных вложений в техническую реконструкцию завода на период с 1959 по 1980 гг. составлял 2854,4 тыс. руб. Планировалось введение в действие мощностей по производству 235 тысяч грузовых и 198 тысяч легковых автомобилей [10, лл. 39-40].
Поскольку в плане развития народного хозяйства на 1966-1970 гг. предусматривался значительный рост выпуска автомобилей, несомненно, должна была возрасти потребность в сложной технологической оснастке - крупных штампах и пресс-формах для горячей и холодной штамповки, литья под давлением и изготовления деталей из пластмасс. Производственные мощности в стране по изготовлению такой оснастки отсутствовали, что, несомненно, сдерживало развитие производства автомобилей, в особенности новых моделей. Это обстоятельство вынуждало заказывать часть сложных штампов и пресс-форм на заграничном рынке. Однако потребности отечественной промышленности в них увеличивались, в результате чего председатель плановой комиссии Горьковской области А. Ляпин обратился к председателю Госплана СССР Н.К. Байбакову с просьбой о начале строительства Горьковского завода штампов и пресс-форм Министерства автомобильной промышленности [11, л.23].
Решение по вопросу было принято положительное. В 1968 г. была пущена в эксплуатацию первая очередь, а в 1969 г. началось строительство второй очереди завода штампов и пресс-форм. Он стал первым в автомобильной промышленности страны специализированным заводом по изготовлению штампо-вой оснастки [9, с. 323].
Не был исключением и г. Арзамас. В середине 1960-х гг. машиностроение и металлообработка в структуре промышленности города занимали 54%, численность работавших в этих отраслях достигала 11784 человек. В силу того, что на территории города была слабо развита энергетическая база, сложно решался вопрос с водоснабжением, ограничены были территориальные возможности, но располагались большие трудовые ресурсы, развитие получило машиностроение с неметаллоемкими, но трудоемкими процессами производства - радиотехника, электроника и приборостроение [12, лл. 18-19].
В связи со значительным ростом населения города за 1966-1970 гг. и предполагаемым излишком рабочей силой (7-8 тысяч человек), местные органы власти обратились в Исполком областного совета с просьбой о начале строительства новых предприятий. Используя как базу завод коммунального машино-
строения, предполагалось выделить заводы автозапчастей и сельскохозяйственных машин как самостоятельные производства, а на базе Пешеланского гипсового комбината построить завод по производству гипсошлакоблоков для сельского строительства [13, л. 3].
Получило поддержку и предложение о строительстве в городе завода автозапчастей, который являлся филиалом ГАЗа. Строительство началось осенью 1968 г., хотя постановлением СМ СССР № 1206 от 31 октября 1958 г. определялся период с 1960 по 1976 гг. Проектная мощность была рассчитана на 450 млн рублей запасных частей [10, лл. 39-40]. На заводе предусматривалось введение свыше ста автоматических и поточных линий; производство автомобильных двигателей, коробок перемены передач и запасных частей к ним. Примечательно, что вместе с предприятием строился и учебно-курсовой комбинат на 1500 человек, который включал в себя машиностроительный техникум и ПТУ [14, с. 1]. Это позволило бы после окончания строительства не только обучать выпускников школ, но и повышать квалификацию работников завода.
Как видно из всего вышесказанного, задача увеличения производительности труда в промышленности решалась не столько интенсивными, сколько экстенсивными методами. Партией и правительством принимались решения о реконструкции старых и вводе в строй новых предприятий. Причем, часто определяющую роль в их строительстве играло наличие больших резервов потенциальной рабочей силы, сосредоточенной в центральных экономических районах страны.
Государство предоставляло различные возможности продолжить работу тем, чей труд был заменен машинами, или тем, чьи профессии исчезли из производства. Это и переквалификация, и обучение смежным профессиям. Однако еще одной возможностью трудоустройства как раз и было строительство новых предприятий. Этим решалось сразу несколько задач: развитие промышленного потенциала страны; освоение новых сырьевых баз; увеличение количественных показателей производства продукции, часто без учета качества; трудоустройство населения и др.
На состоявшемся в декабре 1969 г. пленуме ЦК КПСС были рассмотрены причины отставания и невыполнения провозглашенных планов, а главным средством решения обозначенных проблем названо своевременное использование достижений НТР. В начале января 1970 г. в передовице «Правды» писали о том, что страна вступила в такой этап развития, который уже не позволяет работать по-старому, требует новых методов и новых решений [15, с. 159]. Преобладающее значение должны были приобрести интенсивные, а не экстенсивные факторы.
Тем не менее, реконструкция действовавших и строительство новых предприятий как одна из задач максимального ускорения НТП, достигла определенных результатов. За годы VIII пятилетки на предприятиях области было произведено автомобилей 1300 тыс. штук, причем сверх плана - 633 шт., металлорежущих станков - 44 тыс. штук. Также сверх плана произведено стали 20 тыс. т., проката - 34 тыс. т. В 1970 году 42 видам промышленной продукции был присвоен «Знак качества», а всего этим знаком было отмечено 67 изделий. Наиболее быстрыми темпами развивались машиностроение и металлообработка, прирост продукции по которым составил в 1970 г. 10,2% [16, л. 1].
Таким образом, ситуация с «вползанием советской экономики в кризис, в полной мере проявившийся со второй половины 70-х гг.» [17, с. 449] ставила перед государством и обществом задачу интенсификации производства, которая решалась в рамках централизованной экономической системы и, судя по результатам, требовала изменения самой системы.
Список литературы:
1. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе / под общ. ред. В.В. Журавлева. - М.: Политиздат,1990. - 176 с.
2. Андрукович, Л.Н. НТП: пути ускорения / Л.Н. Андрукович, В.А. Ненадышин. - М.: Знание, 1987.
3. Анчишкин, А.И. НТР и социалистическая система хозяйства / А.И. Анчишкин. - М.: Экономика,
1983.
4. Анчишкин, А.И. НТП и интенсификация производства / А.И. Анчишкин. - М.: Политиздат, 1981.
5. Голосовский, С.И. Измерение влияния НТП на эффективность общественного производства / С.И. Голосовский, Б.М. Гринчель. - М.: Наука, 1981.
6. Ефимов, К.А. Ускорние НТП: Х пятилетка / К.А. Ефимов. - М.: Знание, 1976.
7. Жамин, В.А. Научно-техническая политика КПСС / В.А. Жамин. - М.: Советская Россия, 1985.
8. НТП и повышение эффективности советской экономики в Х пятилетке. - М.: Экономика, 1977.
9. Эффективность научно-технического прогресса. - М.: Наука, 1978.
10. XXII съезд КПСС: стенографический отчет. - М.: Политиздат, 1962. - Т. 3. - 514 с.
11. Воробьев, М. Во главе технического прогресса / М. Воробьев, М. Жаринов. - Горький: ВВКИ, 1966. - 106 с.
12. Народное хозяйство Горьковской области: статистический сборник. - Горький: ВВКИ, 1965. -
211 с.
13. С заводом едины.... - Н. Новгород: Литера, 2003. - 247 с.
14. ГУ ЦАНО. Ф.Р-3028. Оп. 2. Д. 1139
15. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - М.: Полит. лит., 1968. - Т. 4.
16. Очерки истории Горьковской организации КПСС. - Ч. 3. - Горький: ВВКИ, 1974. - 448 с.
17. РГАЭ. Ф.7. Оп. 3. Д. 56. ЛЛ. 39-40.
18. ГУ ЦАНО. Ф. Р-3028. Оп. 2. Д. 1115. Л. 23.
19. ГУ ЦАНО. Ф.Р-3028. Оп. 2. Д. 1296. ЛЛ. 18-19.
20. ГУ ЦАНО. Ф.Р-3028. Оп. 2. Д. 1055. Л. 3.
21. Наркачев, В. Знакомьтесь: новостройка Арзамаса / В. Наркачев // «Горьковская правда». -1969. - 7 марта. - С.1.
22. Лельчук, В.С. НТР и промышленное развитие СССР / В.С. Лельчук. - М.: Наука, 1987. - 285 с.
23. ГУ ЦАНО. Ф.Р-3028. Оп. 2. Д. 1475. Л. 1.
24. Верт, Н. История Советского государства. 1900-1991 / Н. Верт. - М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2001. - 544 с.