Научная статья на тему 'Предпосылки и начало осуществления курса на интенсификацию производства на промышленных предприятиях Горьковской области в 1960–1970-е годы'

Предпосылки и начало осуществления курса на интенсификацию производства на промышленных предприятиях Горьковской области в 1960–1970-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / MANUFACTURING INTENSIFICATION / ПРЕДПРИЯТИЯ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ENTERPRISES OF MILITARY INDUSTRIAL COMPLEX / ГОРЬКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / GORKY OBLAST / SCIENTIFIC AND TECHNICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акишина О. В.

В статье рассмотрены предпосылки и начало осуществления курса на интенсификацию производства на промышленных предприятиях Горьковской области в 1960–1970-е годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Акишина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MANUFACTURING INTENSIFICATION POLICY AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISES OF GORKY OBLAST IN 1960–1970

The article describes the implementation of manufacturing intensification policy at the industrial enterprises of Gorky oblast in 1960–1970.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и начало осуществления курса на интенсификацию производства на промышленных предприятиях Горьковской области в 1960–1970-е годы»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

X

УДК 93

О.В. Акишина

канд. ист. наук, доцент, кафедра «Экономика и управление в машиностроении», Арзамасский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический

университет им. Р.Е. Алексеева»

ПРЕДПОСЫЛКИ И НАЧАЛО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КУРСА НА ИНТЕНСИФИКАЦИЮ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1960-1970-е ГОДЫ

Аннотация. В статье рассмотрены предпосылки и начало осуществления курса на интенсификацию производства на промышленных предприятиях Горьковской области в 1960-1970-е годы.

Ключевые слова: научно-техническая революция, интенсификация производства, предприятия военно-промышленного комплекса, Горьковская область.

O.V. Akishina, Nizhniy Novgorod State Technical University (Arzamas Branch)

IMPLEMENTATION OF MANUFACTURING INTENSIFICATION POLICY AT THE INDUSTRIAL ENTERPRISES OF

GORKY OBLAST IN 1960-1970

Abstract. The article describes the implementation of manufacturing intensification policy at the industrial enterprises of Gorky oblast in 1960-1970

Keywords: scientific and technical development, manufacturing intensification, enterprises of military industrial complex, Gorky oblast.

В историко-партийной литературе, посвященной 1970-м годам, экономическая политика КПСС оценивалась, прежде всего, как курс на интенсификацию производства.

Связано это было, прежде всего, с тем, что в промышленности, в ходе только одного десятилетия (60-е годы ХХ в.) явно прослеживалась тенденция к снижению темпов роста. Так, выработка электроэнергии составила около 75% намеченного, выплавка стали - 80%, добыча угля - 89%, производство синтетических смол и пластмасс - 31%, искусственных волокон - 45% [1, с.176].

Однако, курс на интенсификацию производства, так же как и ускорение научно-технического прогресса, начали провозглашать в СССР еще в начале 1960-х г. [2]. Так, на XXII съезде КПСС говорилось о задачах создания в ближайшие двадцать лет материально-технической базы коммунизма. Уже к 1970 г. предполагалось в 2,5 раза увеличить объем промышленного производства, в 2 с лишним раза поднять производительность труда, почти в 3 раза - электровооруженность и, таким образом, всего за одно десятилетие превзойти США по производству промышленной продукции на душу населения [3, с. 278-279]. Кроме этого, партийная Программа обязывала бороться за «достижение в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах» [3, с. 292].

Рассмотреть начало реализации курса на интенсификацию производства, провозглашаемую и в начале 1960-х, и в 1970-х гг., возможно не только по показателям страны в целом, но и на примере одного из крупнейших регионов СССР - Горьковской области, где показатели уровня промышленного производства были несколько выше, чем в целом по стране.

По данным официальной статистики за годы семилетки объем производства продукции машиностроения и металлообработки увеличился здесь по сравнению с 1958 г. в два раза, выпуск химического оборудования - в семь раз, автомобильных двигателей - в 2,6 раза, станков металлорежущих - в 1,4 раза, запасных частей к автомобилям - на 60%, к тракторам - в 2,8 раза [4, с. 4]. Выпуск дизелей увеличился почти на 250% [5, с. 23].

На предприятиях машиностроения и металлообработки в 1965 году было изготовлено и внедрено 20 тыс. универсально-сборных приспособлений, тысячи карат алмазного инструмента, 7 установок для электроэрозионной и ультразвуковой обработки деталей и инструмента. Началось более широкое внедрение станков с программным управлением [4, с. 14].

Всего за семь лет продукция Выксунского завода ДРО была обновлена на 75 процентов: освоен выпуск 18 моделей новых машин, а 9 устаревших сняты с производства. В этот период за свою продукцию завод был награжден 5 дипломами и 65 медалями. На всех новых машинах были предусмотрены средст-

ва автоматизации, дистанционное и полуавтоматическое управление. Головной институт ВНИИ Строй-дормаш, сопоставив 17 машин заводского производства с лучшими зарубежными образцами, пришел к выводу, что они зарубежным не уступают, а 9 из них включало конструкторские решения, защищенные авторскими свидетельствами [6, с. 94-95].

Много технических новинок было внедрено на Горьковском автомобильном заводе. В 1964 году автозаводцы начали выпуск автомобиля «Волга» улучшенной модели. Сдали в эксплуатацию 9 автоматических линий. Именно здесь впервые была создана автоматическая линия литья по выплавляемым моделям. Если в старых литейных цехах технологический цикл получения отливок составлял 96 часов, то в новом цехе этот же процесс осуществлялся в 4 раза быстрее. Иначе говоря, годовой план, выполняемый по новой технологии, возможно, было осуществить за 3 месяца. В свою очередь, применение новой технологии привело к изменениям в условиях труда рабочих. Их функции на 80% были сведены к надзору за работой машин и механизмов [4, с. 14-15].

Такие показатели, как: удачное географическое расположение Горьковской области, хорошая сырьевая и материально-техническая база, наличие трудовых резервов и уже обученных кадров, давали возможность для размещения на территории области новых промышленных предприятий. В планах Горьковской областной плановой комиссии, утвержденных в 1967 году, говорилось о начале строительства следующих производств: завода автозапчастей (г. Балахна), Бурцевского обогатительного комбината литейных песков (г. Богородск), приборостроительного завода в г. Бор, и других в таких городах области, как Кстово, Кулебаки, Лукоянов, Семенов, Шахунья. Причем следует отметить, что все предприятия, намеченные к строительству, были союзного и республиканского назначения [7, лл. 10-256].

Такое решение было вызвано перспективным планом развития отечественной промышленности, а также постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по обеспечению дальнейшего роста производительности труда в промышленности и строительстве», которое было принято в декабре 1966 г. [8, с. 321].

Обком, горкомы, райкомы и все первичные партийные организации начали разрабатывать конкретные мероприятия по претворению его в жизнь. Решение поставленной задачи на территории Горьковской области намечалось по двум основным направлениям: реконструкция и расширение уже действовавших предприятий, а также совершенствование производства на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации оборудования [9, с. 322]. Все это, так или иначе, было связано с осуществлением в стране научно-технической революции (НТР).

Решение о реконструкции крупнейшего предприятия области - автомобильного завода - было принято постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР № 442 от 17 апреля 1958 года. Объем капитальных вложений в техническую реконструкцию завода на период с 1959 по 1980 гг. составлял 2854,4 тыс. руб. Планировалось введение в действие мощностей по производству 235 тысяч грузовых и 198 тысяч легковых автомобилей [10, лл. 39-40].

Поскольку в плане развития народного хозяйства на 1966-1970 гг. предусматривался значительный рост выпуска автомобилей, несомненно, должна была возрасти потребность в сложной технологической оснастке - крупных штампах и пресс-формах для горячей и холодной штамповки, литья под давлением и изготовления деталей из пластмасс. Производственные мощности в стране по изготовлению такой оснастки отсутствовали, что, несомненно, сдерживало развитие производства автомобилей, в особенности новых моделей. Это обстоятельство вынуждало заказывать часть сложных штампов и пресс-форм на заграничном рынке. Однако потребности отечественной промышленности в них увеличивались, в результате чего председатель плановой комиссии Горьковской области А. Ляпин обратился к председателю Госплана СССР Н.К. Байбакову с просьбой о начале строительства Горьковского завода штампов и пресс-форм Министерства автомобильной промышленности [11, л.23].

Решение по вопросу было принято положительное. В 1968 г. была пущена в эксплуатацию первая очередь, а в 1969 г. началось строительство второй очереди завода штампов и пресс-форм. Он стал первым в автомобильной промышленности страны специализированным заводом по изготовлению штампо-вой оснастки [9, с. 323].

Не был исключением и г. Арзамас. В середине 1960-х гг. машиностроение и металлообработка в структуре промышленности города занимали 54%, численность работавших в этих отраслях достигала 11784 человек. В силу того, что на территории города была слабо развита энергетическая база, сложно решался вопрос с водоснабжением, ограничены были территориальные возможности, но располагались большие трудовые ресурсы, развитие получило машиностроение с неметаллоемкими, но трудоемкими процессами производства - радиотехника, электроника и приборостроение [12, лл. 18-19].

В связи со значительным ростом населения города за 1966-1970 гг. и предполагаемым излишком рабочей силой (7-8 тысяч человек), местные органы власти обратились в Исполком областного совета с просьбой о начале строительства новых предприятий. Используя как базу завод коммунального машино-

строения, предполагалось выделить заводы автозапчастей и сельскохозяйственных машин как самостоятельные производства, а на базе Пешеланского гипсового комбината построить завод по производству гипсошлакоблоков для сельского строительства [13, л. 3].

Получило поддержку и предложение о строительстве в городе завода автозапчастей, который являлся филиалом ГАЗа. Строительство началось осенью 1968 г., хотя постановлением СМ СССР № 1206 от 31 октября 1958 г. определялся период с 1960 по 1976 гг. Проектная мощность была рассчитана на 450 млн рублей запасных частей [10, лл. 39-40]. На заводе предусматривалось введение свыше ста автоматических и поточных линий; производство автомобильных двигателей, коробок перемены передач и запасных частей к ним. Примечательно, что вместе с предприятием строился и учебно-курсовой комбинат на 1500 человек, который включал в себя машиностроительный техникум и ПТУ [14, с. 1]. Это позволило бы после окончания строительства не только обучать выпускников школ, но и повышать квалификацию работников завода.

Как видно из всего вышесказанного, задача увеличения производительности труда в промышленности решалась не столько интенсивными, сколько экстенсивными методами. Партией и правительством принимались решения о реконструкции старых и вводе в строй новых предприятий. Причем, часто определяющую роль в их строительстве играло наличие больших резервов потенциальной рабочей силы, сосредоточенной в центральных экономических районах страны.

Государство предоставляло различные возможности продолжить работу тем, чей труд был заменен машинами, или тем, чьи профессии исчезли из производства. Это и переквалификация, и обучение смежным профессиям. Однако еще одной возможностью трудоустройства как раз и было строительство новых предприятий. Этим решалось сразу несколько задач: развитие промышленного потенциала страны; освоение новых сырьевых баз; увеличение количественных показателей производства продукции, часто без учета качества; трудоустройство населения и др.

На состоявшемся в декабре 1969 г. пленуме ЦК КПСС были рассмотрены причины отставания и невыполнения провозглашенных планов, а главным средством решения обозначенных проблем названо своевременное использование достижений НТР. В начале января 1970 г. в передовице «Правды» писали о том, что страна вступила в такой этап развития, который уже не позволяет работать по-старому, требует новых методов и новых решений [15, с. 159]. Преобладающее значение должны были приобрести интенсивные, а не экстенсивные факторы.

Тем не менее, реконструкция действовавших и строительство новых предприятий как одна из задач максимального ускорения НТП, достигла определенных результатов. За годы VIII пятилетки на предприятиях области было произведено автомобилей 1300 тыс. штук, причем сверх плана - 633 шт., металлорежущих станков - 44 тыс. штук. Также сверх плана произведено стали 20 тыс. т., проката - 34 тыс. т. В 1970 году 42 видам промышленной продукции был присвоен «Знак качества», а всего этим знаком было отмечено 67 изделий. Наиболее быстрыми темпами развивались машиностроение и металлообработка, прирост продукции по которым составил в 1970 г. 10,2% [16, л. 1].

Таким образом, ситуация с «вползанием советской экономики в кризис, в полной мере проявившийся со второй половины 70-х гг.» [17, с. 449] ставила перед государством и обществом задачу интенсификации производства, которая решалась в рамках централизованной экономической системы и, судя по результатам, требовала изменения самой системы.

Список литературы:

1. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе / под общ. ред. В.В. Журавлева. - М.: Политиздат,1990. - 176 с.

2. Андрукович, Л.Н. НТП: пути ускорения / Л.Н. Андрукович, В.А. Ненадышин. - М.: Знание, 1987.

3. Анчишкин, А.И. НТР и социалистическая система хозяйства / А.И. Анчишкин. - М.: Экономика,

1983.

4. Анчишкин, А.И. НТП и интенсификация производства / А.И. Анчишкин. - М.: Политиздат, 1981.

5. Голосовский, С.И. Измерение влияния НТП на эффективность общественного производства / С.И. Голосовский, Б.М. Гринчель. - М.: Наука, 1981.

6. Ефимов, К.А. Ускорние НТП: Х пятилетка / К.А. Ефимов. - М.: Знание, 1976.

7. Жамин, В.А. Научно-техническая политика КПСС / В.А. Жамин. - М.: Советская Россия, 1985.

8. НТП и повышение эффективности советской экономики в Х пятилетке. - М.: Экономика, 1977.

9. Эффективность научно-технического прогресса. - М.: Наука, 1978.

10. XXII съезд КПСС: стенографический отчет. - М.: Политиздат, 1962. - Т. 3. - 514 с.

11. Воробьев, М. Во главе технического прогресса / М. Воробьев, М. Жаринов. - Горький: ВВКИ, 1966. - 106 с.

12. Народное хозяйство Горьковской области: статистический сборник. - Горький: ВВКИ, 1965. -

211 с.

13. С заводом едины.... - Н. Новгород: Литера, 2003. - 247 с.

14. ГУ ЦАНО. Ф.Р-3028. Оп. 2. Д. 1139

15. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. - М.: Полит. лит., 1968. - Т. 4.

16. Очерки истории Горьковской организации КПСС. - Ч. 3. - Горький: ВВКИ, 1974. - 448 с.

17. РГАЭ. Ф.7. Оп. 3. Д. 56. ЛЛ. 39-40.

18. ГУ ЦАНО. Ф. Р-3028. Оп. 2. Д. 1115. Л. 23.

19. ГУ ЦАНО. Ф.Р-3028. Оп. 2. Д. 1296. ЛЛ. 18-19.

20. ГУ ЦАНО. Ф.Р-3028. Оп. 2. Д. 1055. Л. 3.

21. Наркачев, В. Знакомьтесь: новостройка Арзамаса / В. Наркачев // «Горьковская правда». -1969. - 7 марта. - С.1.

22. Лельчук, В.С. НТР и промышленное развитие СССР / В.С. Лельчук. - М.: Наука, 1987. - 285 с.

23. ГУ ЦАНО. Ф.Р-3028. Оп. 2. Д. 1475. Л. 1.

24. Верт, Н. История Советского государства. 1900-1991 / Н. Верт. - М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2001. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.