4. Ерасов, Б.С. О статусе культурно-цивилизационных исследований. Россия - Запад - Восток / Цивилизации и культуры. - М., 1994.
5. Многоликая глобализация и культурное разнообразие в современном мире /под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. - М., 2004.
6. Hangtinton, S. The Clash of Civilization and the Remaking of World Order.- N.-Y., 1996.
© Южанин М.А., 2011
Хэ Цзопин
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРИИ СОЦИАЛИЗМА «С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ»
ХЭ ЦЗОПИН - соискатель социологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (е-та11:кИа11^@!1з1.ги)
Аннотация. На основе анализа реформ, проводимых в КНР, рассматривается понимание «социалистической модернизации» как особого вида модернизации, сочетающего в себе основные положения строительства социализма «с китайской спецификой», во многом основанной на марксистских принципах, а также традиционные представления о гармоничном общества (сяо кан), заимствованные из конфуцианства. Ключевые слова. Стратегия модернизации, реформа, Коммунистическая партия Китая, «строители китайского социализма», теория социализма «с китайской спецификой», общество «малого благоденствия».
Одним из важнейших теоретических постулатов в контексте государственного реформирования в Китае был призыв раскрепощать сознание, который не ставил целью опровергнуть принципы марксизма-ленинизма и идеи Мао Цзэдуна, но предусматривал возможность свободного исследования этих идей и принципов, определявших содержание теории социализма. Все это, благодаря новому взгляду и творческому подходу, позволяло высветить новые грани известных теоретических положений, воспринимавшихся как неприкосновенные истины. Однако на совещании в ЦК КПК, посвященном опыту идеологической работы партии за 30 лет, Дэн Сяопин подчеркнул, что при сохранении курса третьего пленума ЦК КПК на раскрепощение сознания необходимо придерживаться «четырех основных принципов»: социалистического пути развития; диктатуры пролетариата;
руководящей роли КПК;
марксизма-ленинизма и идей Мао Дзэдуна как руководящей идеологии.
Тем самым выражалось опасение, что без такого указания идея раскрепощения сознания может быть использована для подрыва идеологической основы строительства социализма1.
В 1985 г. на первой в истории КНР Всекитайской партийной конференции были проанализированы первые результаты проведенной работы. Дэн Сяопин отметил, что за прошедшее время было пройдено два важных этапа:
1) выправление ошибочного и восстановление правильного;
2) начало осуществления всесторонних реформ.
Все это свидетельствовало о том, что в Китае активно шел процесс реформирования в рамках строительства социализма «с китайской спецификой».
На этой же конференции Дэн Сяопин поставил задачу дальнейшего создания духовной культуры, поскольку партия до сих пор не придавала этому должного значения. Помимо этого, выделялась проблема дальнейшего теоретического исследования марксистской теории. Дэн Сяопин подчеркнул: теперь нам предстоит строительство социализма с китайской спецификой. Теперь иная эпоха, иные задачи. Перед нами лежат огромные области знаний, которыми нам следует овладеть, поэтому мы тем более должны овладевать основными положениями теории марксизма применительно к новой действительности»2.
Отсутствие четких, теоретически обоснованных ориентиров развития отдавало приоритет практике, упорядочить которую могло не только теоретическое обобщение, но и эксперимент, на который возлагались главные надежды по выработке направления и конкретных мероприятий экономической реформы «в отдельных областях, отраслях и на предприятиях». Практической ориентации политического курса соответствовало и то, что Дэн Сяопин отдал предпочтение традиционному для Китая экономическому подходу, ставшему центральной методологической основой его концепции реформ. Принцип «идти, ощупывая камни» вновь был провозглашен политическим стилем КПК, воплотив идею о практике как главном источнике развития, предопределившей успех реформ на методологическом уровне3.
В сентябре 1986 г. открылся очередной пленум ЦК КПК. В его постановлении было зафиксировано, что следует продолжать реформирование политической системы КНР, предполагающее модернизацию партийного и государственного аппаратов, а также расширение социалистической демократии и укрепление законности.
1 См.: Женьминь жибао - 1985.- 17 - 24 сент.
2 См.: Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. Вступительная речь на XII Всекитайском съезде КПК. 1 сентября 1982 года. - М., 1988.
3 См.: Виноградов, А.В. Китайская модель модернизации: поиски новой идентичности. - М.,2008.- С. 171 - 172.
Несмотря на то, что путь переосмысления социализма прошли в 80-е гг. почти все социалистические страны, можно утверждать, что именно Китаю удалось вырваться вперед и ответить на ряд не только теоретических, но и практических вопросов как о методике, так и о стратегии проведения преобразований государственного масштаба. Важнейшим из них стало приведение социализма от утопии к теории, посредством которой стало возможным осуществление успешной модернизации страны на данном временном этапе.
Безусловно, опыт реформ подтолкнул Китай к научному обобщению многих идей и теоретических постулатов, принятых КПК за основу в ходе реализации грандиозного проекта по модернизации КНР. Сам Дэн Сяопин определял взятый курс как «строительство социализма с китайской спецификой» в единстве основных положений марксизма и практики модернизации КНР. Кроме того, теоретическое положение о начальной стадии социализма отводило длительный исторический период для построения подлинного социалистического общества на основании развития идей марксизма в сочетании с реальными реформами, проводимыми в Китае.
Таким образом, китайское руководство вышло на новый уровень понимания «социалистической модернизации» как особого вида модернизации, сочетающего в себе основные положения строительства социализма «с китайской спецификой» (во многом основанной на марксистских принципах), непрерывное экономическое развитие (основанное на методологии эмпирического подхода), а также традиционные представления о гармоничном обществе (сяо кан), заимствованные из конфуцианства.
Однако в эпоху глобализации, когда распалась двухполюсная система мироустройства, а в СССР отказались от коммунистической идеологии, что сопровождалось гибелью советской модели социализма, Китай столкнулся с огромным давлением со стороны стран Запада, вызвавшего смятение общественного сознания внутри страны. В докладе генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя на XVI съезде (ноябрь 2002) время конца 80-х - начала 90-х гг. оценивалось следующим образом: «В стране возникли серьезные политические волнения, резкие изменения произошли в Восточной Европе, распался Советский Союз, мировой социализм совершил серьезный зигзаг»1. К тому времени КНР активно проводила политический курс реформ по всем направлениям. Однако и для в целом успешно развивающегося Китая глобализация стала критически опасным вызовом. Ответом на него стало практическое решение о создании социалистической рыночной экономики, т. е. экономической системы, сочетающей считавшиеся доселе несовместимыми социалистическое и капиталистическое начала. В том же докладе Цзян Цзэмин следующим образом изложил ситуацию с принятием названного стратегического реше-
1 Документы XVI Всекитайского съезда КПК. Пекин. - М.: Издательство литературы на иностранных языках, 2002. - С. 7.
ния: «После бесед товарища Дэн Сяопина во время поездок по югу страны XVI съезд партии наметил в качестве целей реформы создание системы социалистической рыночной экономики»1. Китай поставил цель обрести экономико-технологическую конкурентоспособность, сделав приоритетом своей экономико-культурной политики, включая технологическую политику. Развитие именно конкурентоспособной экономической системы2.
Таким образом, разработка политических преобразований в КНР, по существу, означала попытку найти свой национальный путь развития, не отказываясь от социалистических ценностей.
Практика проводившихся в стране экономических реформ, расходившаяся с классической марксистской теорией, а также объяснявшие ее западные экономические концепции бросили вызов марксизму, особенно чувствительно относившемуся к реализации идей экономической мысли. Социалистическое строительство на практике предполагало принципиально иную модель развития, в которой политика приобретала очередные преимущества перед теорией, только впоследствии находящей ей обоснования. Так, высказывалось мнение, что экономические законы являются в основном законами движения производительных сил и общественного воспроизводства, что они не обладают классовым характером, а значит, применимы и к капиталистической и к социалистической экономикам. Поэтому главным условием развития марксистской экономической теории является изучение и заимствование достижений западной мысли. Таким образом, важнейшая задача, возникшая в начале реформ, была выполнена - догматическое отношение к марксизму было преодолено.
Все это дополнило теорию социализма «с китайской спецификой» методологическими техниками и находками, предпринятыми западными учеными и исследователями Китая на этапе разработки экономических концепций. По своей сути это представляется капиталистическими принципами, которые дополнили китайскую модель модернизации.
Начиная с 1990 г. теория строительства социализма «с китайской спецификой» была принята в Китае в качестве государственной идеологии и вписана в Конституцию КНР как основа социалистической модернизации Китая. Однако по мере модернизации и реформ она продолжает совершенствоваться и дополняться новыми теоретическими положениями.
Конституция КНР закрепляет в качестве теоретической основы государственной идеологии марксизм-ленинизм, идеи Мао Дзэдуна и теорию Дэн Сяопина, а также концепцию «трех представительств», выдвинутую в 2000 г. Цзян Цзэминем. Согласно этой концепции КПК выступает предста-
1 Документы XVI Всекитайского съезда КПК. Пекин. - М.: Издательство литературы на иностранных языках, 2002. - С. 7.
2 См.: Бородин, В.Ф. Проблемы трансформации политических систем России и Китая (конец ХХ - начало XXI века: опыт сравнительного анализа. - М.,2008. -С. 105.
вителем передовых производительных сил, передовой культуры, а также интересов абсолютного большинства населения страны. Общий характер принципов, составляющих концепцию «трех представительств», обходящих стороной марксистский классовый подход, открывает свободу для их интерпретации. Принятая официальная трактовка провозглашает гармоничность интересов всех слоев общества, в том числе тех, которые выступают в качестве эксплуататоров и имеют обоснованные законом нетрудовые доходы, но деятельность которых рассматривается как полезная для развития страны. В правовом плане они уравниваются и объединяются с трудовыми слоями населения в одно понятие «строитель социализма». Этот термин также был включен в Конституцию КНР в последние годы.
Помимо этого, руководство КНР во главе с Ху Цзиньтао осознало, что главной целью модернизации должно быть не только экономическое развитие. В связи с этим был предпринят ряд шагов для выработки и реализации новой стратегии и выдвинута теория развития, в центре которой стоит человек и в первую очередь его духовное развитие и культура. Кроме того, руководство КНР стремится подчеркнуть теоретическое новаторство и переосмысление теории социализма путем интегрирования социалистических идеалов и рыночных законов, своеобразного взаимопроникновения опыта социализма и капитализма.
Необходимо отметить, что новая стратегия развития закреплена законодательно. Были приняты поправки к Конституции КНР, внесены изменения в 14 ее статей. Существенной частью этих изменений является уточнение формулировок, касающихся идеологических основ китайского общества и политической системы КНР. В Конституции термин «социализм с китайской спецификой» заменен термином «специфический китайский социализм».
Новый подход руководства КНР к дальнейшему реформированию государства потребовал также дополнить формулировку о четырех модернизациях, выдвинутых в начальный период реформы Дэн Сяопином. Это касалось слов о «сбалансированном развитии материальной, политической и духовной цивилизаций». Такое дополнение создает гибкую правовую основу для поисков путей продолжения политической реформы и политики в области культуры, идеологии и образования.
Вовлеченность КНР в процесс глобализации подтолкнула руководство Китая обратить внимание на вопросы демократии и прав человека. В Конституцию КНР были включены положения об уважении и гарантиях прав человека, а также обязательство государства создавать систему социального обеспечения. Долгожданным дополнением Конституции Китая стала формулировка о том, что председатель КНР не только выполняет протокольные функции, но и осуществляет государственную деятельность.
Изменения, внесенные в текст Конституции КНР, создают условия для реализации новой стратегии развития страны, находящейся на пути дальнейшей и всесторонней модернизации и реформ.
Итак, за последние 30 лет Китай прошел путь эволюционного развития от идей утопического социализма, военного коммунизма и выдвинутой Мао Дзэдуном концепции «социализма бедности», оказавшейся несостоятельной, до идей построения общества «малого благоденствия» на основе теории строительства социализма «с китайской спецификой». Достижение этой цели потребует исходя из заявлений Дэн Сяопина усилий десятка поколений и рассчитано на сотню лет мирного поступательного развития.
Безусловно, распад Советского Союза потребовал от руководства КНР переосмысления исторического опыта социализма в целом. Однако КНР не отказалась от целей создания общества «малого благоденствия», справедливости и достатка как синонима социализма.
Сейчас в Китае на основе развития рыночной системы и многоукладной экономики сформировалось общество, сочетающее все виды собственности. Это неизбежно привело к социальным изменениям структуры общества и переосмыслению дальнейших путей развития страны в целом.
Главную роль в реализации стратегии модернизации и реформ продолжает играть Коммунистическая партия Китая, которая в новых условиях стала выразителем всех слоев общества, принимающих активное участие в строительстве нового Китая, что было зафиксировано в Конституции КНР. Совокупно все эти слои получили название «строители китайского социализма», или «строители нового Китая».
Таким образом, на основе теории социализма «с китайской спецификой» и выработанной стратегии модернизации Китай за последние 30 лет по многим показателям превратился в государство, входящее в пятерку развитых стран мира. Есть основания полагать, что при условии сохранения существующих темпов развития, Китай выйдет на лидирующие позиции по многим экономическим показателям, а по показателям в области обороны, науки и техники он достигнет их уже к 2020 г.
Очевидно, что успехи КНР стали итогом последовательного политического курса китайского руководства по осуществлению модернизации страны, основанного на теории социализма «с китайской спецификой» в сочетании с практикой реформ. Политическое регулирование и контроль осуществления реформ стали на практике ключом к успеху Китая на современном этапе.
Список литературы
1. Бородин, В.Ф. Проблемы трансформации политических систем России и Китая (конец ХХ - начало XXI века): опыт сравнительного анализа. -М.,2008.
2. Виноградов, А.В. Китайская модель модернизации: поиски новой идентичности. - М.,2008.
3. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. Вступительная речь на XII Всекитайском съезде КПК. 1 сентября 1982 года. - М., 1988.
4. Документы XVI Всекитайского съезда КПК. Пекин. - М.: Издательство литературы на иностранных языках, 2002.
© Хэ Цзопин, 2011
И.О. Макин
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КЛИЕНТОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
МАКИН Иван Олегович - кандидат социологических наук, соискатель социологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (e-mail: ivanivanov7618989@ mail.ru)
Аннотация. Рассматриваются различные модели экономического поведения населения, выявляется уровень его доверия банковским институтам. Ключевые слова: теория рационального выбора, коммерческие банки, кредитное поведение, выбор вкладчиков, экономическое поведение, сберегательное поведение, потребительские предпочтения.
Экономическая социология изучает социальные процессы, деятельность социокультурных институтов, поведение хозяйствующих субъектов в экономической сфере. Социологический анализ экономического поведения, например клиентов коммерческих банков, заключается в выявлении и анализе моделей социального поведения, связанных с применением и интерпретацией принципа максимизации результата и минимизации затрат, а также тех институтов, которые создают возможность рационального применения экономических ресурсов или существенно его ограничивают. Каждый социальный субъект независимо от статуса периодически включается в разные сектора хозяйственной и производительной жизни общества, участвует в процессах перемещения и трансформации экономических ценностей. Он производит и потребляет их, обменивает, присваивает и т. п., извлекая конкретную выгоду в соответствии со своими представлениями, предпочтениями, способностями и интересами. Реализуя множество циклично возобновляющихся рациональных социальных действий, хозяйственный субъект сознательно или бессознательно, профессионально или непрофессионально определяет и оценивает свое участие в обороте экономических ценностей, с разной степенью успешности и рациональности рассчитывая и обосновы-