Bulgakova Margarita Andreevna, Svishcheva Irina Valerievna PRECONDITIONS FORMING THE SOCIAL ...
economic sceinces
УДК 378.4+316.344.25
DOI: 10.26140/anie-2019-0803-0021
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ
© 2019
Булгакова Маргарита Андреевна, аспирант, ассистент на кафедре экономики и управления Свищева Ирина Валерьевна, студент
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Аннотация. Проблема социальной ответственности зарождалась многие десятилетия, но пик развития данной мысли пришелся на середину 20 в. Высшие учебные заведения, являясь хозяйствующими субъектами страны, следуют тенденциям развития. В современном мире все больше влияние на репутацию и конкурентоспособность ВУЗа оказывает социальная ориентация его деятельности. Это обуславливает интерес к изучению многих зарубежных и отечественных авторов. В статье автор обобщает основополагающие подходы социальной ответственности университетов, которые сформированы на основании обзора литературы отечественных авторов, а также выявляет предпосылки формирования социальной ответственности высших учебных заведений, которые разделяет на следующие группы: экономические, социальные, глобальные, маркетинговые. Отмечается, что непрерывная модернизация системы высшего образования в России ориентирована на общие тенденции развития страны, соответственно ВУЗы должны обеспечивать потребности регионального сообщества и всех групп стейкхолдеров, что в дальнейшем способствует устойчивому развитию региона и страны в целом. Тем самым система высшего образования наряду с основными функциями: образовательной и научной приобрела третью - социальную ответственность.
Ключевые слова: университет, высшее образование, социальная ответственность, стейкхолдеры, конкурентоспособность, устойчивое развитие, коммерциализация знаний, региональное сообщество, человеческий капитал, глобализация экономики, образовательная сред, институт социализации.
PRECONDITIONS FORMING THE SOCIAL RESPONSIBILITY OF UNIVERSITIES
© 2019
Bulgakova Margarita Andreevna, post-graduate student, assistant at the Department of Economics and Management Svishcheva Irina Valerievna, student Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivistok, 41 Gogolya st. e-mail: [email protected]) Abstract. The problem of social responsibility originated for many decades, but the peak of the development of this idea came in the middle of the 20th century. Higher education institutions, being economic entities of the country, follow the development trends. In the modern world, the social orientation of its activities has an increasing influence on the reputation and competitiveness of a university. This causes the interest in the study of many foreign and domestic authors. In the article, the author summarizes the fundamental approaches of social responsibility of universities, which are formed on the basis of a review of the literature of domestic authors, and also identifies the prerequisites for the formation of social responsibility of universities, which are divided into the following groups: economic, social, global, marketing. It is noted that the continuous modernization of the higher education system in Russia is focused on the general development trends of the country, respectively, universities must meet the needs of the regional community and all groups of stakeholders, which further contributes to the sustainable development of the region and the country as a whole. Thus, the system of higher education, along with the basic functions: educational and scientific, acquired a third social responsibility.
Keywords: university, higher education, social responsibility, stakeholders, competitiveness, sustainable development, knowledge commercialization, regional community, human capital, globalization of the economy, educational environments, socialization institute.
В современных реалиях высшему учебному заведению, как одному из основных институтов социализации личности, принадлежит важная роль в формировании социальной ответственности общества. Для обеспечения своей конкурентоспособности на пространстве образовательных услуг в условиях рыночной экономики учреждения высшего образования больше не могут игнорировать необходимость внедрения в образовательный процесс системы социальной ответственности. Это обуславливает тот факт, что политика социальной ответственности с течением времени приобрела свое распространение не только в вузах центральной части России, но и в регионах.
Данная тенденция имеет большое значение для устойчивого развития России, так как дальнейшее внедрение политики социальной ответственности в высшей школе позволит привлечь внимание молодежи к глобальным проблемам современности и сформировать у студентов морально-нравственные компетенции.
Проблема социальной ответственности уже давно является предметом исследования многих ученых. Наиболее широкое распространение данная тема получила в работах иностранных авторов, в отечественной научной литературе вопрос социальной ответственности исследован недостаточно.
Формирование политики социальной ответственности в организациях зарождалось в начале 20 века, этому свидетельствует работы таких зарубежных авторов, как Р. Вуд, рассмотревший взаимосвязь деятельности организации и заинтересованных сторон, которая в дальнейшем стала основой теории «стейкхолдеров». А. Кэрролл, который предложил так называемую «пирамиду ответственности», и Г. Боуэна, который один из первых попытался раскрыть понятие социальной ответственности, а также подчеркнул, что компаниям следует учитывать цели и ценности общества при принятии своих управленческих решений. [1-3]
Среди отечественных ученых, изучавших вопрос социальной ответственности в высших учебных можно выделить: Кириллова Т. В., Левшина В.В, Ниязова М. В., Мальцева Г. И., Чёрная И. П., Семенов Л. М, Шувалова Ю.А., Измайловой М.А., Чернявская Н.В., Лазарев Г. И., Мартыненко О.О., Богдан Н.Н., Балганова Е. В., Савчик Е.Н., Левшина В.В., Саввинов В.М., Бодункова А.Г, Ниязова М.В., Соловьева В.В., Шеломенцева А.Г., Козловой О.А., Антропова В.А и Терентьевой Т. В., Галажинский Э.В. [4-10].
Среди трактовок социальной ответственности университета можно выделить несколько подходов:
1. Вклад в социально-экономическое развитие реги-
экономические науки
Булгакова Маргарита Андреевна, Свищева Ирина Валерьевна ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ...
она, решение наиболее острых социальных проблем общества, поддержка устойчивого развития окружающей среды.
2. Создание информационно-образовательных условий, для удовлетворения потребностей общества в высшем образовании
3. Воспроизводство общественного интеллекта и укрепление связи высшего образования с хозяйственным комплексом региона.
Так как университет в России является хозяйствующим субъектом, следовательно, социальная ответственность является неотъемлемой частью деятельности ВУЗа. Рассмотрим следующие предпосылки формирования социальной ответственности в университете:
1. Экономические. Как верно заметили Богдан Н. Н. и Балганова Е. В., в России в современных условиях можно наблюдать распад целостной системы профессионального образования на множество вузов-корпораций [11]. Это в первую очередь связано с переходом России к рыночной экономике. Формирование у вузов, как у субъектов рыночной экономики, финансового интереса с помощью внедрения конкурсной основы в систему финансирования учреждений образования простимулировало развитие конкуренции среди российских университетов. По мнению Анохиной Ю.А., началом данного процесса можно считать введение в 1996 году в силу Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», после принятия которого происходит увеличение студентов, обучающихся за средства физических лиц [12]. Сокращение финансирования приводит к зависимости университетов от количества абитуриентов, планирующих обучение на платной основе.
2. Глобальные. В последнее время в мировом сообществе особо остро стоит вопрос экологической ответственности предприятия. Приоритетной задачей университета является минимизация вредного воздействия на окружающую среду и содействие в проведении мероприятий, направленных на поддержание оптимальных экологических условий, а также привлечение внимания студентов к экологической безопасности страны. В силу масштабности и значимости своей деятельности российские ВУЗы не могут игнорировать свою экологическую ответственность перед обществом, так как экологическая ответственность неразрывно связана с созданием положительного имиджа университета. Участие в крупных экологических проектах оказывает только благоприятное влияние на экономическую эффективность деятельности учебного заведения.
На систему высшего образования в контексте социальной ответственности огромное влияние оказал усиливающийся процесс глобализации. Интеграция России в мировое образовательное пространство дало толчок к внедрению европейских стандартов в систему высшего профессионального образования. Это повлияло на заинтересованность российских ВУЗов в применении политики социальной ответственности. Для соответствия мировому уровню и для обеспечения своей конкурентоспособности не только на отечественном, но и на международном уровне, у российских университетов необходимо интегрировать в свою систему механизм социальной ответственности. Интернационализация образования поддерживается и со стороны государственных органов власти, так в 2012 году был запущен проект «5-100», целью которого является вывести не менее 5 российских ВУЗов в сто лучших мировых университетов [13].
3. Социальные. Инвестиции в человеческий капитал на сегодняшний день являются наиболее эффективной формой развития университета, так как качество образовательного процесса на прямую зависит от квалификации профессорско-преподавательского состава. Социально ответственный университет имеет возможность привлекать в свой кадровый резерв талантливых специалистов. Именно поэтому создание эффективных механизмов поддержки удовлетворенности работников
условиями труда в настоящее время является приоритетной задачей современного ВУЗа. Реализация концепции КСО предполагает постоянное развитие системы взаимодействия со своими стейкхолдерами, к числу которых и относятся преподаватели университета. В ряде крупных ВУЗов России реализуются такие социальные проекты, как строительство доступного жилья для преподавателей, создание грантов, мотивирующих сотрудников к совершенствованию своей трудовой деятельности.
4. Маркетинговые. Статистика показывает, формирование политики социальной ответственности позволяет учебному заведению повысить спрос на оказываемые образовательные и иные услуги. Данные факт отражает взаимосвязь социального позиционирования и участия в жизни регионального сообщества ВУЗа и повышения репутации. На сегодняшний день показатель социальной ответственности является одним из ключевых, по которым оценивают общую деятельность университетских центров. Таким образом, топовые рейтинги ВУЗов формируют интегрированные показатели, которые включают социальную направленность учебного заведения, в связи с этим можно сделать вывод, что игнорирование мировых тенденций в развитии социальной ответственности ВУЗа ведет к снижению общего рейтинга, что в конечном итоге негативно повлияет на потребление университетского продукта.
Современная специфика развития государства неразрывно связана с постоянной модернизацией системы высшего образования. Классическая модель университета, функции которого заключались в образовательной и научной деятельности в России уходит в прошлое.
С 1990-х годов начинается формирование современного этапа глобальной академической матрицы. Она стала выстраиваться в соответствии с логикой рыночной экономики, что проявляется в растущей коммерциализации научно-образовательной сферы [14]. На этом фоне произошло сокращение финансирования, что привело к поиску инновационных методов управления образовательным учреждением, чтобы устоять на рынке оказываемых услуг.
В этих условиях современные высшие учебные заведения наряду с основной деятельностью вынуждены были искать новые, дополнительные формы организации своей деятельности.
Имидж и рейтинг ВУЗа в такой ситуации стали определяющими параметрами конкурентоспособности на образовательном рынке. Процесс коммерциализации высшего образования дал толчок к формированию политики социальной ответственности в образовательном секторе. Внедрение инструмента социальной ответственности в деятельность высшего учебного заведения дало возможность расширить сферу влияния университета, повысить имидж и качество предоставляемых образовательных услуг, и тем самым привлечь инвестиции на дальнейшее развитие реализуемых проектов.
В условиях нынешней конъюнктуры российского рынка труда большое значение имеет не только квалификация работника, но и его морально-нравственные компетенции. Именно поэтому одной из фундаментальных задач образовательного учреждения, как корпорации высокой социальной ответственности, является привлечение внимания студентов к ценностям и этическим стандартам, позволяющим сохранять стабильные социальные взаимоотношения в обществе. Большинство российских университетов имеют в своей структуре студенческие волонтерские отделения, которые на благотворительной основе разрабатывают и реализуют проекты высокой социальной значимости.
Мы можем сделать вывод, что в настоящее время в России наблюдается тенденция к увеличению значимости ВУЗов в устойчивом развитие региона, университеты больше не являются только поставщиками квалифицированной рабочей силы, они приобрели статус градообразующих предприятий высокой социальной
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 3(28)
103
Bulgakova Margarita Andreevna, Svishcheva Irina Valerievna PRECONDITIONS FORMING THE SOCIAL ...
economic sceinces
значимости. Нынешнее положение российской высшей профессиональной школы объясняется интеграцией в образовательную систему механизмов социальной ответственности, на формирование которой оказали влияние экономические, социальные, глобальные и маркетинговые факторы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Киварина М.В. Эволюция концепции корпоративной социальной ответственности //Приволжский научный вестник. 2013. №12-1 (28).
2. Carroll A.B. A three-dimensional conceptual model of corporate performance //Academy of Management Review. 1979. № 4 (4). P 500
3. Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman // New York: Harper and Row,1953
4. Саввинов В.М., Кондратьева, С.И. Социальная ответственность образовательной организации: проблемы оценки // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 4 (12). С. 35-52.
5. Мальцева Г. И., Черная И. П. Метаморфозы идей социальной ответственности российских вузов в современных условиях // Сибирская финансовая школа Издательство: Сибирская академия финансов и банковского дела (Новосибирск) Номер: 6 (89), Стр. 183189, 2011 г.
6. Кириллова Т. В. Социальная ответственность современного ВУЗа // Вестник Ульяновского Государственного Технического Университета Издательство: Ульяновский государственный технический университет (Ульяновск) номер 40, стр 16-18, 2007 г.
7. Ниязова М. В. Функции ВУЗа как социально ответственного института // Проблемы Современной Экономики Издательство: Научно-производственная компания «РОСТ»; Номер: 2 (26) Год: 2008 Страницы:346-348
8. Г.И. Лазарев, О.О. Мартыненко Региональный университет в период кризиса // высшее образование в россии Издательство: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет" (Москва) Номер: 8 Год: 2009 Страницы: 9-17
9. Шеломенцев А.Г., Козлова О.А., Антропов В.А., Терентьева Т. В. Федеральный университет как социальный институт регионального развития // вестник УРФУ. Серия: экономика и управление Издательство: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург) Том: 15Номер: 2 Год: 2016 Страницы: 257-276
10. Измайлова М. А. Современный контекст консолидированной социальной отчетности в сфере профессионального образования // современные корпоративные стратегии и технологии в россии сборник научных статей. Москва, 2017 Издательство: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва) Год издания: 2017 Страницы: 45-49
11. Богдан Н. Н., Балганова Е. В. Социальная ответственность ВУЗа в условиях реформ // Философия Образования Издательство: Издательство Сибирского отделения РАН Номер: 6 (39), Стр. 89-99, 2011 г.
12. Анохина Ю.А. Проблемы коммерциализации высшего образования: социокультурные и экономические аспекты // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. № 9-10 (13-14). С. 14-20
13. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
14. Куприянова-Ашина В., Чанг Жу Интернационализация высшего образования. Российский опыт. URL: http://www.intertrends.ru/ thirty-third/Kupriyanova.pdf
Статья поступила в редакцию 11.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019