Научная статья на тему 'Предпосылки формирования академического исполнительства на русских народных инструментах в Челябинской области'

Предпосылки формирования академического исполнительства на русских народных инструментах в Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
214
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / ОРКЕСТР / МУЗЫКАНТ / ИСПОЛНИТЕЛЬ / RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS / ACADEMIC PERFORMANCE / MUSICAL CULTURE / ART / BAND / MUSICIAN / PERFORMER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кочеков Владимир Федорович

Рассматриваются условия и предпосылки формирования академического исполнительства на русских народных инструментах в Челябинской области в дореволюционный период и до 1919 г. – окончательного установления Советской власти в данном регионе. Освещается общий процесс становления академического исполнительства, непосредственно повлиявший на сферу русских народных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кочеков Владимир Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREREQUISITES FOR THE FORMATION OF ACADEMIC PERFORMANCE ON RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS OF CHELYABINSK REGION

This article discusses the conditions and prerequisites for the formation of academic performance on Russian folk instruments in the period before 1919, the final establishment of the Soviet power in the region. Describes the general process of formation of academic performance, directly influenced the sphere of Russian folk instruments.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования академического исполнительства на русских народных инструментах в Челябинской области»

УДК 784:398

В. Ф. Кочеков

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматриваются условия и предпосылки формирования академического исполнительства на русских народных инструментах в Челябинской области в дореволюционный период и до 1919 г. - окончательного установления Советской власти в данном регионе. Освещается общий процесс становления академического исполнительства, непосредственно повлиявший на сферу русских народных инструментов.

Ключевые слова: русские народные инструменты, академическое исполнительство, музыкальная культура, искусство, оркестр, музыкант, исполнитель

This article discusses the conditions and prerequisites for the formation of academic performance on Russian folk instruments in the period before 1919, the final establishment of the Soviet power in the region. Describes the general process offormation of academic performance, directly influenced the sphere of Russian folk instruments.

Keywords: Russian folk instruments, academic performance, musical culture, art, band, musician, performer

Музыкальная культура дореволюционного Челябинска обуславливается целым рядом причин экономического и политического характера, бурным развитием торгового дела.

Обратимся сначала к сфере образования. В 1779 г. в Челябинске появляется первое учебное заведение - Русская словесная школа. Оплата учителям по каждому ученику определялась следующими расценками: «азбуке - 30 копеек, часослову - 50 копеек, псалтири - 1 рубль, письму - 1 рубль, нотному пению - 2 рубля, первой части арифметики в целых и дробных числах - 1 рубль» [10]. Обратим внимание, что предмет «Нотное пение» оплачивался выше остальных, что говорит о его большом значении.

Данный факт можно рассматривать как предпосылку будущего формирования академического исполнительства на русских народных инструментах, так как одним из составляющих для него является именно наличие нотного материала.

В 1789 г. открыто малое народное училище. В последующем организуется целая сеть учебных заведений различного уровня. В регионе действовало более 20 частных учебных заведений. Практически во всех обязательно присутствовали уроки музыки в тех или иных формах, хоровое пение. Учащиеся постоянно организовывали концерты, музыкально-лите-

ратурные вечера, на которых выступали в качестве певцов, инструменталистов.

В ряде учебных заведений имелись хоры, ансамбли балалаечников: при низшей ремесленной школе «силами учащихся проводились концерты, ставились спектакли...» [1, с. 68]; «при женской прогимназии действовал оркестр балалаечниц под руководством

А. А. Калачевой, хор, организовывались литературно-музыкальные вечера» [11].

Наличие коллективов струнных народных инструментов в учебных заведениях говорит уже о серьезной заявке на академическое исполнительство, к признакам которого относятся и такие, как использование письменной традиции, концертная практика, четкое разделение на слушателей и исполнителей.

Итак, образовательный процесс включал в себя различные элементы начального музыкального образования и воспитания. Таким образом, уже начиная с 70-х гг. XVIII в., челябинских учеников приобщали к музыкальной грамоте, нотам, хоровому пению, позже - к инструментальному исполнительству. Безусловно, такая широкая практика, используемая в большинстве учебных заведений, способствовала развитию у молодежи общей культуры и основ музыкальной. Использование нотного материала, усложнение репертуара, повышение исполнительского мас-

121

терства - все эти факторы неуклонно работали на академизацию исполнительского направления, в недрах которого зарождалось академическое исполнительство на русских народных инструментах.

Музыкальная сфера Челябинска XIX в. развивалась соответственно бурному росту самого города. Сюда относится бытовое музицирование, церковное пение, народные праздники, область образования. Музыкально-художественные формы присутствовали на всем культурном пространстве, охватывая практически все население.

Присутствие ссыльных поляков (Челябинск, Курган) и декабристов (Курган) самым благотворным образом сказалось на музыкальной культуре региона. Эти интеллигентные, образованные люди стали проводниками высокого искусства, являясь прекрасными исполнителями-инструменталистами, вокалистами. Дом Нарышкиных в Кургане стал центром культурной жизни города. По пятницам здесь собирались декабристы, ссыльные поляки, местная интеллигенция: проходили дискуссии по вопросам истории, философии, читались стихи, шел обмен книгами, журналами, устраивались музыкальные вечера. Е. П. Нарышкина обладала прекрасным голосом, хорошо играла на фортепиано: «В прошлую пятницу мадам Нарышкина устроила для нас прекрасный музыкальный вечер; у нее большой талант, она превосходно исполняла “Обедню” Бетховена, некоторые арии Россини и различные итальянские пьесы. Курган пользуется репутацией сибирской Италии» [6, с. 169.]

Во второй половине XIX в. «храмами искусства и культуры» являлись ярмарочные балаганы (в 1850 г. в Челябинском уезде было 12 ярмарок и 7 в селах, а в 1885 г. в уезде насчитывалась уже 61 ярмарка). Именно они были первыми распространителями музыкального и драматического искусства. Балаганные музыканты, певцы, комики и трагики, клоуны и танцоры - эти артисты из народа сыграли важную роль в формировании музыкального и драматического искусства в Челябинске, явились предтечей разножанрового искусства.

Определенный рубеж в истории Челябинска составили 1890-е гг., положившие начало

бурному экономическому развитию города. Стремительно росла численность населения: если в 1830 г. зарегистрировано 2 962 чел., в 1846 - почти 4 тыс., в 1863 - ок. 6 тыс., то в 1882 - 7 440 чел., а в 1888 г. - 8 841. В 1897 г. в городе преобладало молодое трудоспособное население. Дети, подростки и молодежь составляли 41,2 % всего населения - 8248 человек. Количество молодежи и представителей среднего возраста существенно превышало число людей более старших возрастных категорий - 7305 человек, или 36,5 %.

Растущая концентрация жителей, преобладание молодого населения, его образованность (грамотность горожан - важнейший общекультурный показатель урбанизированного населения; в Челябинске уровень грамотности составил почти 40 %) - все это можно отнести к предпосылкам коллективных форм музицирования с будущей академизацией исполнительства, как в сфере классических, так и русских народных инструментов.

В конце XIX - начале XX в. в Челябинске довольно распространенной областью культурно-художественного пространства являлись домашние «концертные» площадки. Бытовое музицирование этого периода можно охарактеризовать как начальный процесс развития коллективных форм академического инструментального исполнительства в данной сфере.

В квартирах известных в Челябинске горожан - братьев Покровских, М. Д. Кетова,

В. М. Колбина, В. Г. Жуковского устраивались спектакли, концерты. Звучала инструментальная музыка, сольное и хоровое пение, организовывались танцы, игры, розыгрыши и капустники.

Сохранились воспоминания об отце Н. Рас-сыпнинском (Катав-Ивановск), который очень любил музыку, великолепно играл на пианино. В его доме регулярно проводились вечера романса. Пели любители этого светского жанра из местной интеллигенции, а иногда приезжали помузицировать певцы из других городов. Главный жандармский начальник Катав-Ивановска П. Силин играл на струнных инструментах, прививал эту любовь детям, на добровольных началах обучал игре на струнных инструментах простых горожан.

122

Неотъемлемой формой «культурного времяпрепровождения» средних слоев населения Урала были вечёрки. Данные мероприятия четко разделялись для холостых и женатых (замужних) участников. У первых танцы начинались под гармонь или балалайку. Сначала всегда танцевали кадриль («кадрелку»), состоящую из 6 фигур. Ее сменяла «звездочка», также включающая ряд фигур. Затем начиналась общая пляска под «на-говорки». В начале XX в. на вечерках стали танцевать модные среди местной интеллигенции и учащихся средних учебных заведений «городские» танцы - вальс, краковяк з польку-бабочку, лезгинку, гопак, барыню. Песенный и танцевальный репертуар у семейных был иным. «Здесь можно было услышать и музыкальную классику (многие участники подобных вечеров пели в различных хорах и играли в оркестрах). Пели народные песни, романсы, читали стихи. Любимый танец - вальс» [7, с. 170]. Наличие «музыкальной классики» говорит о чертах академического исполнительства.

Досуговая сфера во многом стимулировала развитие исполнительства на гармони, так как танцевальный репертуар расширялся, усложнялся, что заставляло гармонистов переходить от слуховой системы к цифровой, а в дальнейшем -от слухо-цифровой к нотно-цифровой. Безусловно, приобщение к нотному материалу значительно ускорило перспективу появления первоначальных черт академического исполнительства.

Так, помимо любительского музицирования на струнных народных инструментах уже во второй половине XIX столетия в Челябинске отмечено профессиональное исполнительство. В ресторане «Россия» купца П. М. Ожимкова функционировал ансамбль балалаечников из крестьян Курской и Орловской губерний (12 человек). Играли сольные произведения (плясовые, наигрыши, народные песни), а также аккомпанировали мужскому и женскому хорам, что требовало основательной работы.

Культура Челябинска активно развивалась на фоне стремительного экономического роста. В городе имелись свои артистические силы: опереточная труппа Антоновой (дирижер Карташов, хор - 16 человек, оркестр - 12 че-

ловек), театр антрепренера Бурлакова «Мозаика» (рук. И. М. Сметанин-Уральский, дирижер Г. Моргулис), в программе которого одноактные водевили, фарсы, куплеты, акробатика, музыкальные и сольные номера.

Надо отметить, что постановка некоторых водевилей, например «Мельник-колдун, обманщик и сват» (автор А. О. Аблесимов, музыка М. М. Соколовского), требовала значительных усилий, в том числе в отношении музыкального оформления.

Для развития академического исполнительства положительным фактором являлось и наличие духовых оркестров в Челябинске и других городах губернии, так как использовалась только письменная традиция (нотный материал); в репертуар, кроме танцевальной музыки, входили произведения классического содержания, выступления проводились регулярно.

Одним из известных и высокопрофессиональных был духовой оркестр при созданном в 1897 г. Челябинском вольном пожарном обществе. Оркестр с большим успехом выступал на всех городских мероприятиях и в собственном клубе на территории сада-острова р. Миасс. Духовые оркестры имелись при воинских частях, расквартированных в Златоусте. С одним из полков связано имя И. А. Шатрова - создателя легендарного вальса «На сопках Маньчжурии». Мастерство оркестра определялось высоким качеством исполнения, обширным репертуаром, в котором было значительное число переложений сложных произведений композиторов-классиков: «Во время бегов играл хор музыки 214-го Мокшанского батальона. Исполнение прекрасное: видно знание дела и большая подготовка» [5].

Наличие оркестровых коллективов и музыкальных номеров указывает на складывающуюся систему академического исполнительства: музыкальный материал основывался на письменной традиции, исполнялся на классических инструментах - скрипках, виолончелях, духовых инструментах.

Серьезный вклад в развитие складывающейся системы академического исполнительства Челябинска и других уездных городов внесли гастролеры. Профессиональные музыканты ор-

123

кестров и солисты демонстрировали образцы высокого искусства, их репертуар составляли сложные произведения мировой классики. Все это поднимало общий уровень музыкальной культуры горожан, оказывало непосредственное влияние на творчество любительских оркестровых коллективов, солистов-инструменталистов. Гастрольная жизнь города проходила интенсивно и разнообразно, на Урал приезжало много гастролеров, выступающих в различных жанрах: Императорский Петроградский балет, Екатеринбургский оперный театр; Санкт-Петербургский императорский театр, Екатеринбургская оперетта, Петроградская оперетта, Еврейская оперетта, опереточная труппа И. А. Комиссаржевского.

Существенно способствовало оживлению культурной жизни города создание Музыкальнодраматического общества при Городском общественном собрании в 1903 г. Здесь ставились спектакли, концерты, выступали гастролирующие артисты. Музыкально-драматическое общество выполняло по сути филармонические функции, организуя концерты гастролеров, деятельность которых многократно возросла после включения Челябинск в Великий Сибирский путь (1892 г.). Данная организация в значительной степени оказала влияние на развитие музыкальной культуры края, профессионализацию инструментального исполнительства.

В 1909 г. компания подростков организовала в Челябинске драматический кружок. Помощником режиссера стал И. Фридьев, совмещающий с этой должностью должность руководителя струнного оркестра, сопровождающего театральное действо (балалайки, гитары, мандолины). Помимо сопровождения спектаклей оркестр играл и самостоятельно танцевальную музыку, аккомпанировал солистам-вокалистам. Все премудрости инструментовки, подготовки партий постигались в ходе практической работы (впоследствии И. Фридьев внес значительный вклад в развитие музыкальной культуры и искусства Челябинской области, академического исполнительства на русских народных инструментах).

Одну из ведущих ролей в развитии культуры, искусства, образования, академического исполнительства как дореволюционного Челя-

бинска, так и в советское время сыграл Г. Д. Моргулис (1877-1942). Важнейшая веха в культурной жизни Челябинска - 2 сентября 1907 г.: в этот день в саду Городского общественного собрания прозвучал первый симфонический концерт под его руководством. Так было положено начало прекрасной традиции -регулярных выступлений концертного коллектива перед челябинцами. Вклад Г. Д. Моргу-лиса в развитие академического исполнительства Челябинска трудно переоценить. Его деятельность в качестве музыканта и общественного деятеля определила весь ход развития классического направления в исполнительстве, музыкальной педагогике региона, а следовательно, и в академическом исполнительстве на русских народных инструментах, для которого высокое искусство являлось образцом для подражания и развития.

Первое знакомство уральских слушателей с профессиональным исполнительством на русских народных инструментах состоялось в 1909 г. - концерт всемирно известного виртуо-за-гармониста П. Невского.

Отсутствие музыкальных учебных заведений в Челябинске компенсировалось различными музыкальными курсами и классами: в 1913 г. в Челябинской мужской учительской семинарии игре на скрипке обучался 81 человек [9]; в 19061914 гг. функционировали «певческие курсы» (курсы руководителей церковных хоров) под руководством священника Д. Г. Сперанского: «.изучение теории музыки и гармонии, сольфеджио, хоровое и светское пение, методика обучения нотной грамоты. Желающие курсисты могли обучиться игре на скрипке и фисгармонии» [1, с. 80-81]. Здесь можно провести параллель между просветительской деятельностью Д. Г. Сперанского и В. В. Андреева, поскольку у обоих она была направлена на привлечение демократической аудитории к искусству. Схожую программу имели Челябинские музыкальные классы свободного художника В. Р. Гейтнера: «игра на рояле, игра на скрипке, игра на виолончели, пение и теория музыки» [2]. В 1910 г. в газете появилось сообщение об открытии

А. В. Поповым курсов с программой Санкт-

124

Петербургской консерватории: «игра на рояле, обучение пению, хоровой класс и класс ансамбля, теория и история музыки, сольфеджио» [4], «капельмейстер Г. Д. Моргулис возобновляет класс скрипки и других инструментов, теория музыки и сольфеджио» [3].

Именно частная практика стала предтечей музыкальных школ. Обучение не ограничивалось только освоением инструмента. Давалась серьезная теоретическая база, обеспечивающая получение достаточно глубоких знаний в области различных музыкальных дисциплин. Таким образом, основательная подготовка грамотных музыкантов-любителей, активно участвующих в различных концертных мероприятиях, внесла неоценимый вклад в развитие академического исполнительства на классических инструментах и зарождающееся академическое исполнительство в сфере русских народных инструментов.

Демократизация русского народно-инструментального исполнительства шла сверху вниз. Эта стратегия, которой руководствовался

В. В. Андреев, реализовывалась на первых этапах в концертной деятельности уральских любителей из аристократической среды, состоятельных горожан, учащихся. Постепенно в данный процесс втягивались средние слои, мещанская часть населения, таким образом шло расширение поля любительского инструментального исполнительства.

Значительный театрально-музыкальный след в культурном пространстве оставило Челябинское городское культурно-просветительное общество (организованно в 1918 г.). Музыкальное сопровождение спектаклей осуществлял симфонический оркестр, академическую сущность и деятельность которого нужно отнести к факторам, положительно влияющим на начинающийся процесс акаде-мизации русских народных инструментов.

Народный университет в Челябинске был открыт 23 февраля 1919 г. После объявления об открытии университета число желающих обучаться практически достигло тысячи. Во главе факультета изящных искусств - И. Е. Каплан: «Класс рояля под руководством композитора, окончившего Пражскую консерваторию, И. Е. Каплан и при участии преподавательницы

музыки. М. В. Рыжовой. Класс пения под руководством Л. М. Каплан» [8].

Организация обучения демократических масс в народном университете, наряду с частной формой обучения, говорит о качественно новом этапе в сфере бытового музицирования. Появление потребности в обучении выводит любительское исполнительство на более высокий уровень, неизбежно ведет к обращению к классике, академическим формам. Таким образом, закладывающийся музыкально-образовательный фундамент и развитие данных форм создают условия для формирования в будущем основ академического исполнительства на русских народных инструментах.

Вся культурная жизнь любого уральского города сосредотачивалась в клубах, которые как форма общественной организации досуга горожан возникли задолго до Октябрьского переворота 1917 г. В Челябинске первый клуб городского Общественного собрания открылся в 1869 г., клуб Железнодорожного собрания возник в 1902 г., Новый клуб - в 1911 г.

В клубах проводились музыкальные и танцевальные вечера, концерты и спектакли, маскарады, сеансы кинематографа, на сценах клубов выступали местные любительские хоровые, музыкальные и театральные коллективы, заезжие профессионалы. Эффективность работы клубов, как действенной формы досуговой деятельности, способствовала возникновению клубов в школьной среде: клуб учащихся средних учебных заведений, клуб учащихся торговой школы, в котором функционировал струнный оркестр (балалайки, мандолины, гитары) и др.

Клубы являлись центрами музыкальной культуры и искусства, их историческая роль в художественно-географическом ареале региона как проводников академического направления является главенствующей. Именно в клубах наряду с домашним музицированием формировалось любительское и профессиональное инструментальное исполнительство. Выступления гастролеров давали ориентиры в направлении повышения мастерства для любителей, репертуарной политики, культуры исполнения и поведения на сцене. Создаваемые оркестры и ансамбли вы-

125

полняли не только роль концертных исполнителей. Это целый комплекс, говорящий о ранее не имеющихся факторах. Одним из них можно назвать учебный процесс, который обязательно включает в себя обращение к нотно-методическому материалу, что непосредственно ведет к академическому исполнительству. Появившиеся в клубах «хоры балалаечников» выбрали именно этот путь, поэтому можно говорить, что академическое исполнительство на русских народных инструментах начало формироваться с создания организованного любительства в клубах и других учреждениях.

Одним из видов музыкальной профессиональной деятельности было быстро набирающее силу кинематографическое таперство, которое сыграло свою положительную роль в развитии академического исполнительства.

Оценивая художественно-географический ареал рассматриваемого региона по состоянию музыкальной культуры, искусства, процессов художественной сферы конца XVIII - начала XX в., нужно иметь в виду присущие ему социально-экономические особенности: стремительный экономический рост как базисный фактор формирующейся культурной надстройки; выгодное географическое положение, способствующее бурному развитию города; быстрый рост и высокая концентрация населения, интеллигенции и служащих; трудоспособный, молодой возраст большей части населения, определяющий культурные запросы; достаточно высокая грамотность населения, напрямую связанная с общей и музыкальной культурой.

Развитое культурное пространство стало той питательной средой, в которой возникли предпосылки академического исполнительства на русских народных инструментах: бытовое музицирование; стремление к коллективному исполнительству; активная деятельность общественных организаций, связанная со сферой культуры и искусства; создание любительских музыкальных коллективов в различных учреждениях и организациях; просветительская и учебная деятельность через проведение курсов, классов, частная практика; наличие бальных клубных оркестров, городского симфонического оркестра, духовых оркестров; гастролирующие артисты - солисты и творческие коллективы.

Художественно -географический ареал развивающегося региона являл собой богатое музыкальное содержание. Именно в рассматриваемом периоде кроются предпосылки создания будущего педагогического и исполнительского фундамента для всего музыкального инструментария территории Урала и академического русского народного инструментария в частности, так как развитие культуры (общей и музыкальной), безусловно, явилось той базой, на которой зарождалось академическое народно-инструментальное искусство. В свою очередь русское народно-инструментальное искусство, попав вскоре в новые исторические условия, ощутив новые общественные потребности, приобрело уникальное содержание, характеризующееся изменениями, произошедшими как во всей огромной стране, так и в Уральском регионе.

1. Боже, В. С. Школьный мир дореволюционного Челябинска: в 2 т. Т. 1 / В. С. Боже. - Челябинск, 2006.

2. Голос Приуралья. - 1908. - 1 марта.

3. Голос Приуралья. - 1909. - 8 октября.

4. Голос Приуралья. - 1910. - 10 августа.

5. Екатеринбургский ипподром // Урал. - 1903. - 3 июня.

6. Колупаева, Е. Курганские весточки / Е. Колупаева // Рифей: урал. лит.-краевед. сб. - Челябинск, 1985.

7. Купянская, В. Ю. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала / В. Ю. Купянская, Н. С. Полищук. - М., 1971.

8. Народный университет. - 1919. - 22 июня.

9. ОГАЧО. Ф. И-19. Оп. 1. Д. 65. Л. 73.

10. ОГАЧО. Ф. И-33. Оп. 1. Д. 15. Л. 269.

11. ОГАЧО. Ф. И-9. Оп. 1. Д. 73. Сдано 25.01.2013

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.