ARCHITECTURE AND CONSTRUCTION
ПРЕДПОСЫЛКИ АКТИВИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Киселева Алла Александровна, аспирант, Кафедра архитектурных конструкций, Одесская Государственная Академия Строительства и Архитектуры, Одесса, Украина, ОЯСЮЮ: https://orcid.org/0000-0001-5438-7704
DOI: https://doi.org/10.31435/rsglobal_ws/30122020/7341
ARTICLE INFO ABSTRACT
The architectural and historical environment concentrates and integrates the main elements of the city cultural values, having a high uniqueness rating. It structures and brings unity and identity to the city, while constantly adapting to changing social demands. The modern stage of the architectural and historical environment development is that the atmosphere of the formed space becomes anachronistic, while its content, perception and experience of use are changing. There is a need for the successive development of historical values and the acquisition of new environmental qualities. The architectural and historical environment faces new challenges and tasks.
Citation: Киселева А. А. (2020) Prerequisites for the Activation of the Architectural and Historical Environment World Science. 9(61). doi: 10.31435/rsglobal_ws/30122020/7341
Copyright: © 2020 Киселева А. А. This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (CC BY). The use, distribution or reproduction in other forums is permitted, provided the original author(s) or licensor are credited and that the original publication in this journal is cited, in accordance with accepted academic practice. No use, distribution or reproduction is permitted which does not comply with these terms.
Архитектурно-историческая среда (АИС) — естественно сложившийся на протяжении веков городской организм, отражающий в своей структуре и форме характер исторических этапов существования и роста, а также их закономерную смену. Историческая среда ценна как наиболее емкий, содержательный и многоплановый памятник архитектуры, где сосредоточены основные культурные ценности.
Важным условием формирования полноценной художественно-образной среды города является воссоздание в его структурах художественно-исторического содержания, то есть отображение эпизодов мировой культуры и одновременного своеобразия национально-регионального опыта [6]. Но пространство находится в постоянном развитии, которое предусматривает как освоение новых технологий, так и периодическую активизацию уже сложившейся архитектурно-исторической среды.
Необходимость активизации АИС является одной из самых актуальных проблем архитектуры. Активизация - это переход от состояния покоя к движению, развитию; усилению, оживлению деятельности и активности [5]. Она связана с концепцией устойчивого развития городов, которое набирает популярность в связи с признаками надвигающегося кризиса в отношении человека с окружающей средой (рис.1).
По мере развития города, его исторический центр становится все менее эффективным с точки зрения обеспечения комфортной экологической среды с ее позитивными эстетическими характеристиками. Для эффективного сохранения старого и для включения нового необходимо выделить и определить ценности, которые важны в историческом городском центре.
Синтез созданного в разное время, на основе различных стилистических систем, стало общим свойством городов, которое неосознанно принимается как естественные закономерности его развития. На этой основе сложились нормы визуального мышления, заставляющие отвергать новую среду с ее рационально унифицированными характеристиками
Received: 28 October 2020 Accepted: 14 December 2020 Published: 30 December 2020
KEYWORDS
historical environment, activation, prerequisites.
как «искусственную», точнее - неестественную, неорганичную [3]. Острый дефицит культурных значений форм окружения и породил массовое предпочтение к старому, хотя бы такому, которое наполнилось человеческим содержанием в спонтанном развитии, стало восприниматься как органичное и естественное.
Крупные города являются центрами местных систем расселения. В этих городах до настоящего времени сохранились исторические центры, но по своим масштабам и капитальности старая застройка этих городов сильно уступает развивающимся новым районам. АИС старого города рассматривается как часть общегородского центра, в котором размещаются все основные общественно-культурные учреждения. В то же время старый город - концентрированное выражение индивидуальных особенностей художественного образа города, центр притяжения внутригородских информативно-коммуникативных связей.
Падре Алонсо де Овалле Сантьяго.Чили, 2013 - 2014 гг. (фото: Ьйрэ: www.archdaily.com/)
Коэнтиос Слип, Нью Йорк, США , 2012 - 2014 гг. (фото: https: www.archdaily.com/)
ул.Св.Руберта,Монреаль, Канада, 2014 - 2014 гг. (фото: https:www.archdaily.com/)
Датч Килз Грин. Нью Йорк,США , 2009 - 2014 гг. (фотоМрэ: www.archdaily.com/)
Грифитс Парк Бульвар, Лос Анджелес.США, 2011 - 2012 гг. (фото: https:www.archdaily.com/)
Рис.1. Примеры активизации архитектурно-исторической среды
Поиск путей совершенствования архитектурно-исторической среды происходит в разных направлениях. Исследованию закономерностей функционирования исторически сложившихся городских центров посвящены работы таких ученых как Бочаров Ю.П., Высоковський А.А., Гутнов А.Е., Шимко В.Т., Яргина З.Н. и др. Исследованием проблем преобразования и благоустройства архитектурной среды и путями их решения занимались Ахмедова Л.С., Глазычев В.Л., Ефимов А.В., Иовлев В.И., Калинина Н.С., Кувшинов А.А., Маркус К., Минервин Г.Б., Мурылев В.А., Писарский И.В., Регамэ С., Сазиков А.В., Трубецьков Е.О., Урбах А.И., Шубенков М.В., Шубович С.А.
Иовлев В.И. выделяет следующие проблемы архитектурной среды: физическое загрязнение, визуальное, акустическое, энергоинформационное загрязнения и экономическое порабощение территории, что вызывает сокращение социального «очеловечивания» пространства [4]. Козодаева Н.В., опираясь на труды Иовлева В.И, повторяет ряд проблем, выделяя также пространственное загрязнение, которое проявляется в хаотичной застройке, наличии временных несанкционированных объектов, формирующих «утиль-пространство».
Мурылев В.А. характеризуя городскую среду, влияющую на социокультурную ситуацию, выделяет в ней производственные процессы, физическую и экологическую характеристику, информационное воздействие и особенности социальной структуры.
Вотинов М.А. озвучивает социально-градостроительные предпосылки реновации и гуманизации общественных пространств в городской среде, как ряд проблем. Он утверждает, что нагрузки на многие общественные пространства приближаются к максимальным. Уменьшение пространственных ресурсов, переуплотнение, чрезмерная интенсификация, загрязнения, наличие деградирующих, экстремальных, патогенных, опасных для здоровья человека пространств, их резкая дифференциация, связанная с социальными процессами, делают актуальной проблему повышения пространственно-экологических качеств архитектурной среды общественных пространств. Природа и даже сам человек начинают вытесняться из города техникой, коммуникациями, оборудованием, постройками. Уменьшается доля экологически чистых пространств в городской среде, что сказывается на здоровье населения [1].
Уменьшение пространственных ресурсов, переуплотнение, чрезмерная интенсификация, загрязнение, наличие деградирующих, экстремальных, патогенных, опасных для здоровья человека пространств, их резкая дифференциация, связанная с социальными процессами, делают актуальной проблему повышения пространственных качеств АИС.
Все факторы: социальные, демографические, инженерные, экономические, экологические переплетаются между собой, образуя вместе живой, пульсирующий и несовершенный мир, в миниатюре город [2]. Так на основе озвученных проблем возникает целый ряд предпосылок по активизации АИС.
Выявлены основные междисциплинарные и архитектурно-пространственные предпосылки активизации архитектурно-исторической среды. Междисциплинарные предпосылки: социальные, экологические и экономические. Архитектурно-пространственные: эргономические, художественно-эстетические, градостроительные и конструктивные (рис.2).
Междисциплинарные предпосылки.
1.Социальные предпосылки.
Социальные предпосылки несут в себе возможность развития исторического пространства, как коммуникационного с высоким уровнем социальных контактов. В идеале, историческая среда должна быть культурным центром притяжения как для местных жителей, так и для туристов. Этот фактор, в свою очередь, зависит от наличия соответственных условий - наличия таких мест, где бы люди могли что-то делать вместе. Совместные занятия, которые предполагают участие зрителей, разрушают барьеры между людьми.
На сегодняшний день социально-культурная обстановка АИС является мало позитивной. Наряду с ценными историческими зданиями, которые несут в себе огромный культурный посыл, центр лишен магнетических свойств, не способствует общению и культурному подъему. Тут возникает две важнейшие социальные проблемы, как утверждает Иовлев В.И.: коллективная деидентификация и стратификация. Деидентификация как отчуждение от окружающей среды ведет к деградации последнего. Стратификация как разделение пространства по социальному признаку, ведет к обострению проблемы территориальности в поведении человека, который стремится охранять личные и групповые территории [4]. Виной этому недостаток
коммуникативных средств, способных свети людей face-to-face. Характер пространства, природного и антропогенного, в котором человек формируется и существует, является определяющим фактором его социальной психологии и поведенческих реакций.
<®>
ш ^ ш S
ш л X л CZ о ш т s о ш т
< о о
X сц
=г О о
О ^
о со о
ш
о ш т
о
X
е
CL
О
Ш
0
1
х ш
2 о
о ^
Щ i
й н О ш сг н
XÜ
X о
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
Социальные предпосылки: несут в себе возможность развития АИС, как коммуникационного пространства с высоким уровнем социальных контактов.
Экономические предпосылки:
АИС способна привлекать туристов, что способствует экономическому подъёму города. Экологические предпосылки: определяют повышение экологических качеств среды и экологического сознания жителей.
АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
Эргономические предпосылки:
направлены на формирование комфортной среды жизнедеятельности и усиление социальной ориентации.
Художественно-эстетические:
непрерывность эстетически насыщенного АИС
объектами искусства выделяет его эмоциональный приоритет
Историко-культурные:
физически город, схема планирования и организации устаревают, а содержание и опыт пользования обновляется.
Градостроительные предпосылки:
ускорение темпов урбанизации. Конструктивные предпосылки: широкий спект строительных материалов увеличивает художественные возможности
Рис.2. Предпосылки активизации архитектурно-исторической среды
2. Экологические предпосылки.
Определяются тем, что ключевой категорией, которая отражает характер взаимодействия человека и архитектурной среды, является экологическое сознание. Экологическое сознание обуславливает особенности мышления, где в приоритете ценности здоровья и природное начало в отношения человека и окружающего мира.
Экологические проблемы остро проявляются на социально-культурном уровне. Это частичная утрата населением традиционной пространственной культуры, низкий уровень эстетической организации пространства, и, вследствие, взаимодействия человека с социальным пространством.
Экологические проблемы АИС связаны с неудовлетворенностью пространственными образами, а именно деформацией и неоднородностью перцептуального пространства, наличием агрессивных визуальных полей, неоднозначностью оценки экологических качеств окружения.
Данные проблемы и закономерности развития экологического сознания и экологической деятельности человечества приводит к необходимости альтернативного, проблемно ориентированного подхода к решению вопросов улучшения АИС. До каждого человека должна дойти информация о способности мысли созидать или разрушать, об ответственности за судьбу планеты всех людей, живущих на ней. Необходимо помочь человеку развивать одно из главных личностных качеств - умение правильно мыслить, а именно мыслить с учетом законов развития.
3.Экономические предпосылки.
До недавнего времени понятия экономика и культурное наследие считались несовместимыми. Однако активизированная АИС способна привлекать туристов, что
способствует экономическому подъёму города. В книге Донована Рипкемы «экономика исторического наследия. Практическое пособие для руководителей» доказывается, что лишь немногие из известных человечеству 500видов экономической детальности могут оказывать столь же действенное влияние на местную экономику, как восстановление и модернизация исторической среды [9].
Города сегодня существуют в ситуации жесткой конкуренции в глобальном мире. АИС по сравнению с новым пространством обладает несомненным конкурентным преимуществом: в нем есть памятники архитектуры, а значит, и потенциал усиления туристической функции, играющей все большую роль в экономике. Однако сегодняшняя туристическая индустрия выдвигает серьезные требования к исторической среде городов, стремящихся занять серьезное место на рынке. И здесь роль играют не только соответствующие мировым требованиям отели и рестораны, но и качественные объекты современного искусства и архитектуры, которые входят в диалог с постройками древности, оттеняют их и позволяют увидеть в новом свете. Не менее важен в этом контексте и дизайн урбанистической среды, увязанный с современными приемами брендинга города.
Архитектурно-строительные предпосылки.
4.Эргономические предпосылки направлены, прежде всего, на формирование комфортной среды жизнедеятельности человека (в том числе и в процессе его деятельности) и, конечно, на усиление социальной ориентации [8].
Формирование городской среды, роль оборудования в удовлетворении потребностей городского населения в целом и каждого отдельно — многосторонняя сложная проблема. Увеличение габаритов и массы зданий, протяженность пространств, укрупнение масштаба городской застройки являются объективной реальностью. Очень важно создание в средовой ситуации объектов, сомасштабных человеку, позволяющих ему чувствовать себя комфортно в сложном урбанистическом пространстве.
В АИС роль элементов предметно-пространственной среды состоит в том, чтобы, соответствуя функциональным задачам, отвечать сегодняшнему дню. Включившись в уже сложившуюся средовую ситуацию слиться с ней или тактично оттенить ее.
Для многих элементов городского оборудования характерен относительно короткий срок «жизни», периодическая сменяемость, подвижность во времени и пространстве. Существует сезонная изменчивость. Тенты, легкие павильоны, мебель, цветочницы убираются на зиму. Но есть объекты, которые по своей долговечности вполне могут соперничать с архитектурными сооружениями. Они в первую очередь и обеспечивают нормальное функционирование систем предметно-пространственной среды и являются связующим звеном между человеком и архитектурой в контексте материальной и духовной культуры.
В.Т. Шимко в работе «Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории» [10], говоря о специфике новой проектной профессии на стыке архитектуры и дизайна, отмечает: «в ней все время идут рядом: дизайнерская идея как принцип решения функционально-технологических задач, архитектурно-художественная идея как эмоционально-эстетическая конструкция отвечающих процессу пространственных форм, нужный процессу комплекс предметно-пространственных форм, соединяющий архитектурную и дизайнерскую идеи в одно целое через личное отношение потребителя к среде».
Он же напоминает, что эргономика стала краеугольным камнем методологии средового проектирования, поскольку именно она является соединительным звеном между понятиями — «среда» (как конечный продукт проектного творчества) и «человек» (как его заказчик и потребитель). Одновременно он подчеркивает, что в средовом проектировании «недоучет» человеческих факторов пагубно сказывается на эмоционально-чувственной оценке состояния среды, а это ведет к формированию негативных переживаний. Поэтому появилась необходимость в эргономике, как к сложившемуся вектору обоснования и выработки рекомендаций по проектированию элементов и их сочетаний. Этот новый вектор генерирует варианты размерных показателей и комбинаций, продиктованных не столько утилитарно-практическими, сколько художественными соображениями.
5. Историко-культурные предпосылки.
Определяются тем, что физически город, схема планирования и организации пространства устаревают, а его содержание, восприятие и опыт пользования обновляется.
Возникает потребность в одновременном сохранении исторических ценностей и приобретении пространственных качеств, которые отвечают современным требованиям.
Кевин Линч, современный английский культуролог, автор теории визуального восприятия города пишет: «Мы сохраняем современные знаки прошлого и регулируем настоящее, чтобы осуществить свои представления о будущем» [7]. Он считает, что основой формирования среды является критерий исторической достоверности.
Историческая среда является определяющим фактором городского развития. Вокруг архитектурно-градостроительной деятельности прошлого, формируется современная креативная среда. Сохраненное наследие дает человечеству развиваться, эволюционировать, вдохновлять современную культуру. АИС должна рассматриваться как общее достояние, а общество должно быть готово анализировать и принимать разные версии развития будущего, совместить практическое и концептуальное мышление.
6. Художественно-эстетические предпосылки.
Связаны с художественным и гуманитарным характером деятельности архитектора и проявляются на материальном уровне (форма), на психологическом (образ) и на социально-деятельном (творческий процесс).
Непрерывность эстетически насыщенных пространств АИС произведениями искусства выделяет его эмоциональный приоритет перед новой застройкой, восприятие которой осложнено повсеместной универсальностью и "типовыми чертами" массового индустриального домостроения. При этом образная поэтика исторически сложившейся среды оборачивается сегодня в застывший перечень исторических ценностей, не являя собою непрерывно развивающуюся систему, в которой искусству всегда принадлежало ведущее место.
Сегодня мы осознаем духовный, информативный и пластический голод в среде, которую мы населяем, тем острее, чем плотнее нас окружает массовая застройка. Именно забвение традиций на многие десятилетия поселило в нашем удивительном городе безликость и однообразие, стереотипность и монотонность.
Проблема безликости АИС и недостаток внимания к ее художественной организации определяет необходимость реализации новых возможностей формирования художественно-эстетического комфорта пространства. Художественная интеграция является необходимой теоретической концепцией реализации многомерного художественного потенциала среды, это путь взаимосвязанного осмысления современных процессов индивидуализации и глобализации архитектурного творчества.
Интеграция в АИС художественного начала требует реализации, поскольку отражает современное видение городского пространства, усиливая момент его зрелищности, эмоционального и информационного насыщения.
7. Конструктивные предпосылки.
Развитие технологий изменяет представление общества о комфорте архитектурной среды. Обеспечение максимальной эксплуатационной автономности, легкого демонтажа и замены конструктивных частей и элементов, которые подвержены старению как функциональному, так и физическому, позволяет избежать быстрого старения архитектурно-исторической среды. Новейший спектр строительных материалов, мощная база и современные методы строительства способствуют воплощению в жизнь идей предметного комплекса в общественном пространстве с целью активизации АИС.
8. Градостроительные предпосылки.
Современный город находится в постоянном движении, развитии и преобразовании. Темпы урбанизации растут в условиях недостатка земель. Стремительно меняется внешний вид исторических центров, открывая себя воздействию новейших технологий, новых статических и конструктивных решений, градостроительных концепций. Невозможно представить архитектурную среду как статическую систему, это мобильный, динамичный, способный быстро приспосабливаться к потребностям человека организм.
По мере изменения условий, образа жизни, потребностей человека и общества появились новые социально-экономические, технические, а также эстетические критерии оценки качества городской среды. Вследствие чего непреходящие исторические ценности, выдержавшие проверку временем, оставались и сохранялись в процессе развития города как культурное наследие. Сформировались совершенно новые тенденции полифункциональности
городских пространств и отдельных узлов, обеспечивающих возможность более полного удовлетворения потребностей населения. В то же время чрезвычайно важно не утратить такие качества городского пространства, как масштабность, гармонию функции и формы, пластичности и т. д. - то, что создает благоприятный психофизиологический комфорт.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вотинов М.А. Реновация и гуманизация общественных пространств в городской среде: монография / М.А. Вотинов; Харьков. нац. ун-т гор. хоз-ва им. А.Н.Бекетова. - Харьков: ХНУГХ им. А.Н. Бекетова,2015. - 153 с.
2. Дэй К. Места, где обитает душа: Архитектура и среда как лечебное средство / Пер. с англ. В.Л. Глазычев. - М.: Изд. «Ладья», 2000. - 280 с.
3. Иконников А.В. Искусство, среда, время (Эстетическая организация городской среды) / А.В. Иконников. - М.: Советский художник, 1985. - 336 с.
4. Иовлев В.И. Экологические основы формирования архитектурного пространства (на примере Урала): автореф. дис. док. арх.: 18.00.01 / В.И. Иовлев; МАРХИ. - М., 2008. - 48 с.
5. Кузнецов С.А. Активизация. Большой толковый словарь русского языка. -СПб.: Норинт, 1998.
6. Лшда С.М. 1сторизм у розвитку архггектури: автореф. д-ра архгг.: 18.00.01 / Лшда С.М.; Нац. ун-т "Львiв. полтгехшка". - Л., 2013. - 34 с.
7. Линч К. Образ города / пер. с англ. В. Л. Глазычева / ред. А. В. Иконникова. - М.: Стройиздат, 1982. - 328 с.Линч К. Совершенная форма в градостроительстве / Линч К. - М.: Стройиздат, 1986. - 264 с.
8. Мироненко В.П. Эргономические принципы архитектурного проектирования (теоретико-методологический аспект). - Харьков: Основа, 1997. - 128 с.
9. Рипкем Д. Экономика исторического наследия. Практическое пособие для руководителей / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Билд. Медиа Груп», 2006. - 156 с.
10. Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории: учеб. пособие. М.: Архитектура- С, 2005. - 404 с.