Научная статья на тему 'Формирование колористической среды селитебной зоны современных городов'

Формирование колористической среды селитебной зоны современных городов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
208
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛИТЕБНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ СРЕДА / АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чернышова Эльвира Петровна, Григорьев Андрей Дмитриевич

Рассмотрена проблема влияния колористической среды современных городов на восприятие образа селитебной зоны. Освещены философские, искусствоведческие, психологические и эргономические аспекты формирования архитектурно-дизайнерского цветового решения городской среды. Приведены примеры исторических и современных попыток решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование колористической среды селитебной зоны современных городов»

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

70 лет архитектурно-строительному факультету МГГУ

УДК 711.58:711.01/.09

Э.П. ЧЕРНЫШОВА, канд. философ. наук, АД. ГРИГОРЬЕВ, канд. пед. наук, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Формирование колористической среды

зоны современных городов

Рассмотрена проблема влияния колористической среды современных городов на восприятие образа селитебной зоны. Освещены философские, искусствоведческие, психологические и эргономические аспекты формирования архитектурно-дизайнерского цветового решения городской среды. Приведены примеры исторических и современных попыток решения данной проблемы.

Ключевые слова: селитебная территория, колористическая среда, архитектурно-дизайнерское проектирование.

селитебной

Цветовое решение среды обитания, которую мы для себя создаем, обладает огромным воздействием на психику и здоровье, на жизнедеятельность людей. Возросшая интенсивность применения цвета в жизни современного человека, количественный рост искусственных цвето-носителей, усиливающаяся тяга к повышению цветности окружающей среды, явное предпочтение цветному, нежели монохромному среди потребителей - это факты, позволяющие выделить характерные особенности для сложившегося в области цвета положения на современном этапе развития общества. Эти факты являются результатом объективных процессов, происходящих в обществе, затрагивающих социальные, культурные, духовные и коммуникативные факторы современной цивилизации.

Проблема формирования системы цветовых отношений приобретает все большую актуальность в связи с появлением большого количества зданий и объектов уникальных по функциональному назначению, сооруженных с использованием новейших технологий, приобретающих новое смысловое и философское содержание, непривычные для восприятия образы формы в городском пространстве и принципы системы цветовых сочетаний, появление и развитие различных архитектурных направлений. Безусловно, для распознавания материальных объектов и практической ориентации в пространстве достаточно двух цветов - черного и белого. С этой точки зрения широкий спектр оттенков цве-

тов, воспринимаемых человеком, является избыточным. Однако цвет играет большую роль в восприятии мира, чем простое ориентирование в пространстве. Пространственное восприятие дополняется эмоциональным, что бесконечно обогащает и усложняет категории гармонии и красоты. Поэтому эмоциональное влияние цвета на психику человека приобретает статус объективного фактора, нуждающегося в систематическом исследовании.

В этой связи необходимы научные методические дополнения и уточнения по вопросам организации целостного цветового бассейна предметного пространства города. Для их разработки необходим комплексный подход с глубоким анализом рассмотрения принципов цветовой организации архитектурных ансамблей, отдельных зданий и всего накопленного арсенала архитектурно-художественного наследия предыдущих поколений. Цвет и форма объектов городского пространства организуют ансамблевое восприятие или разрушают его. Цвет играет важную роль в ориентации человека в пространстве, формировании благоприятного психологического комфорта, передаче функционального содержания, эмоционально-эстетического эффекта и привнесении неповторимости архитектурно-художественного образа в духовную и культурную часть жизни общества.

Современные города, как правило, концентрируются в районе градообразующих предприятий. Особенно это касается относительно молодых,

имеющих возраст до ста лет городов, которые появились как результат концентрации жилых районов возле металлургического, рудодобывающего, машиностроительного и других производств. В старых городах новые застройки традиционно окружают исторический центр, развиваясь в соответствии с ландшафтными особенностями, функциональной целесообразностью и социальной интерпретацией.

Исходя из этого город делится на промышленную и селитебную зоны. Селитебная зона рассматривается как часть городской среды, зона для размещения жилых районов и микрорайонов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских, спортивных и др.), улиц и площадей, обслуживающих зону зеленых насаждений общего пользования [1]. Как правило, для этого используются сухие, возвышенные, хорошо проветриваемые, инсолируемые озелененные и обводненные территории с наветренной стороны относительно промышленной зоны и выше по течению реки с созданием необходимых санитарно-защитных разрывов.

Во всем мире организация селитебной зоны и ее элементов в современном градостроительстве имеет много схожих принципов. Структура современных городов является результатом эволюции архитектурной и градостроительной практики на протяжении многих веков. Можно утверждать, что наибольшее влияние на планировку современных городов оказала первая половина XX в., когда

5'2012

13

70 лет архитектурно-строительному факультету МГГУ

были разработаны принципы квартальной застройки селитебной территории города. Эти принципы одновременно разрабатывались в 1920-1930 гг. в Советском Союзе такими известными архитекторами, как Л.А. Веснин, С.Е. Чернышев, Н.Д. Колли и др., а также за рубежом архитекторами К. Перри и Т. Адамсом. Советские и зарубежные архитекторы рассматривали проблему планировки крупного города как максимально правильную и комфортную организацию жизни и быта людей, живущих на территориях, ограниченных городскими магистралями. Другая проблема, которую пытались решить путем микрорайонирования, - стремление к разуплотнению центра города.

Микрорайон - наиболее характерный для современного строительства жилой район включает в себя несколько жилых кварталов, а также учреждения первичной сети общественного обслуживания: магазины, школы, детские учреждения, клубные помещения и зоны отдыха [2]. На основании такой структурной организации городской среды можно предположить, что каркас и ткань города в различных его частях должны обладать различными функциональными, социальными и психологическими характеристиками, влияющими на их колористическое решение.

Российские архитекторы и дизайнеры последние два десятилетия уделяют большое внимание колористическому решению интерьеров и фасадов отдельных зданий. Как правило, это частные коттеджи, или высотные жилые дома, или офисы корпораций и торговые центры. Следует отметить фрагментарность и нерегулярность архитектурно-дизайнерского подхода к колористическому решению городской среды в целом; целостное формирование общего образа колористи-ки городской среды остается за пределами сферы интересов современных архитекторов.

Спальные районы современных российских городов во многом являются наследниками советских времен. Типовые «хрущевки» решали социальные проблемы: наиболее актуальные для конца 1950-х - середины 1960-х гг.: обеспечение максимального количества граждан страны индивидуальным жильем. Типовое панельное строительство определило бетонную грязно-серую колористическую

карту российских городов на несколько десятилетий. Известно, что каждый отдельный цвет имеет силу и характер воздействия на человека: физиологический, психологический (эмоциональный), символический (информативный), эстетический, экологический (формообразующий в архитектурно-композиционном решении). Цвет - самый простой и действенный способ изменить восприятие пространства позволяет корректировать состояние человека. Именно поэтому подавляющее большинство российских городов является неблагоприятным для полноценной и комфортабельной жизнедеятельности жителей. Поэтому следует не только проектировать современные города с учетом колористических психологических, социальных, символических и эстетически образных факторов, но и провести тщательный анализ и цветовую реконструкцию уже существующих микрорайонов.

В этом аспекте можно упомянуть интересный эксперимент небольшого северного г. Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ) с населением 37307 человек. В начале 2000 гг. в этом городе с преобладающей типовой панельной застройкой, характерной для конца 1980-х - середины 1990-х гг., был осуществлен проект колористической реконструкции фасадов селитебной зоны. С помощью современных отделочных материалов, способных противостоять агрессивному воздействию климата, фасады были окрашены в яркие, легкие цвета, что коренным образом изменило восприятие городской архитектурной среды.

Следует отметить, что для успешности данного эксперимента небольшие размеры и географическая отдаленность города от центра имели решающее значение. Этот район находится в зоне суровых климатических условий, а жители в основном заняты в нефтедобыче. Очевидно, желание создать более комфортную психологическую и эстетическую среду для жителей, занимающихся нелегким трудом, и подвигнуло городские власти на этот эксперимент. Результат можно оценивать с разных точек зрения. С одной стороны, можно отметить определенную наивность и отсутствие композиционной целостности такой реконструкции колористической среды города. Некоторые улицы реконструированы без учета «кулисности» восприятия, влияния воздушной перспек-

Научно-технический и производственный журнал

тивы и взаимоотношения архитектурной среды и средств визуальной коммуникации. С другой стороны, психологически такая среда воспринимается достаточно комфортно и позитивно, что способствует более благоприятной психологической обстановке в городе, подверженном серьезным климатическим испытаниям.

В истории современной архитектуры есть примеры нестандартного подхода в цветофактурному декоративно-образному решению жилых и общественных зданий. Первые опыты были осуществлены во времена расцвета западноевропейского модерна, особенно в творчестве А. Гауди. Используя богатую традицию этнического колористического подхода, архитектор создавал неповторимые городские пространства, формирующие образ селитебной территории Барселоны.

Не менее интересным является идейный наследник А. Гауди австрийский архитектор Ф. Хундертвассер, который реализовывал принципы гуманистической архитектуры не только благодаря биоморфной архитектурной пластике и пропорциям, наиболее гармоничным человеческому восприятию, но и за счет индивидуального подхода к колористическому решению фасадов зданий, взаимодействию с окружающей средой и оригинальным использованием озеленения. Дом в трактовке Ф. Хундертсвассера представляет собой не просто жилую единицу. Дом - это прежде всего индивидуальное жилое пространство, которое несет отпечаток личности жильца и позволяет ему реализоваться творчески, прежде всего через колористическую художественную трансформацию принадлежащего ему фрагмента городской среды. Такой подход можно считать бессистемным, разрушающим целостность визуальной городской структуры, однако бесспорной является гуманистическая направленность такого подхода, что позволяет рассматривать его в качестве одного из направлений градостроительного, архитектурного и дизайнерского проектирования.

Следует отметить, что восприятие цветового решения в городской среде значительно отличается от его восприятия в интерьере. Это определяется такими факторами, как: большие размеры открытых пространств, которые обусловливают определенную специфику восприятия, вызван-

14

5'2012

Научно-технический и производственный журнал

70 лет архитектурно-строительному факультету МГГУ

реды

О)

ную воздушной перспективой (размытость дальних планов), условностью ограждений отдельных пространств и «кулисным» построением глубинно-пространственной композиции; комплексная функция городской среды в открытом пространстве, которая может нести утилитарную, социальную, символическую и эстетическую нагрузку; ландшафтные компоненты объемно-пространственной структуры города, от характера рельефа и наличия водных пространств до озеленения и небосклона, что является объективными факторами, влияющими на формирование колористического образа города; погодно-климатическими и временными факторами, так как цветовое восприятие городской среды зависит не только от времени суток, но и от времени года.

Помимо описанных выше объективных факторов, влияющих на восприятие колористической среды городского пространства, можно выделить следующие элементы городской среды, в сумме дающие общее представление о цветовом образе. Дорожное покрытие, цвет асфальта на автомобильных магистралях невозможно изменить не только из-за высокой изнашиваемости красочного слоя, но и из-за принятых стандартов дорожного регулирования и дорожной разметки. Тем не менее цветофактур-ное решение пешеходных тротуаров предполагает возможность широкой интерпретации, что дает богатые возможности эстетической и информационно-коммуникативной функции.

Современные технологии предоставляют богатые возможности в фор-

Скамья Гауди (Парк Гуэль, Барселона, Испания)

мировании и реконструкции цветовой гаммы фасадов, как строящихся, так и уже существующих. Наиболее распространенными на данный момент являются технологии навесных фасадов, отделка декоративными штукатурка-ми и окраска структурными красками. Остекление фасадов также приобретает возможность выбора не только цветовой гаммы, но и коэффициента прозрачности и отражения.

Такие элементы среды, как малые архитектурные формы (МАФ), не влияют на формирование цветовой среды микрорайонов и кварталов в той же степени, что и магистрали и фасады, однако именно МАФ способны очеловечить городскую среду, придавая образные характеристики, создавая благоприятную психологическую атмосферу мезопространств. Малые архитектурные сооружения - остановочные комплексы, локальные торговые точки и пр. в городской среде играют роль пространственных маяков, помогающих жителям и гостям города ориентироваться в пространстве, что оказывает влияние на их цветовое решение.

Зеленые насаждения формируют цветовую среду города в зависимости от времени года. Наибольшее влияние озеленение имеет осенью, когда листва приобретает различные расцветки теплых оттенков, наименьшее - зимой и ранней весной. Реклама является одним из наиболее агрессивных факторов, влияющих на формирование колористического восприятия городского пространства. Количество рекламы в современных городах становится все больше, что превосходит нормы психоло-

Жилой дом Ф. Хундертвассера (Вена, Австрия)

гического комфорта жителей, поэтому агрессивное влияние рекламных средств на цветовое восприятие городской среды заслуживает отдельного всестороннего исследования и корректировки количественной и качественной доли рекламы в селитебных зонах городов.

Таким образом, архитектурная и градостроительная деятельность нуждается во всестороннем использовании. Проектирование колористи-ки города целесообразно включать в общую систему художественного и архитектурно-градостроительного проектирования и рассматривать с точки зрения этой системы как целостное объемно-пространственное и цветовое проектирование, как целостное архитектурно-художественное произведение.

Комплекс цветовых проблем вызывает реальную необходимость координации изучения различных сторон феномена цвета, требует осознания цветовой проблематики, выходящей за рамки многих отраслей знания и сфер деятельности. Роль цвета в нашей жизни многообразна, цвет входит в структуру мышления, является компонентом объемно-пространственного окружения, частью материальной и духовной культуры.

Список литературы

1. Согоян Н.Ш. Иллюстрированный словарь архитектурных терминов и понятий. М.: Архитектура-С, 2006. 384 с.

2. Попов А.Д. Человек - цвет - среда. Белгород: БГТУ им. В.Г. Шухова, 2010. 252 с.

5 2012

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.