УДК 622.248.3
Рахматуллин Д.В.
канд.техн.наук, доцент УГНТУ, г.Уфа, РФ Чудов Е.И. магистрант УГНТУ Уфа, РФ
ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРИХВАТА БУРОВОГО ИНСТРУМЕНТА ПРИ БУРЕНИИ СКВАЖИН НА ШЕЛЬФЕ И НА МОРЕ
Аннотация
В работе рассматриваются способы борьбы с возникновением прихвата бурильной колонны при бурении скважин на шельфе и на море
Ключевые слова:
бурильная колонна, осложнения и аварии при бурении скважин, прихват бурового инструмента, смазочная добавка
Технология бурения нефтяных и газовых скважин на шельфе и на море несколько отличается от строительства скважин на суше. В первую очередь это касается вероятности возникновения аварий и осложнений при проводке ствола скважины. В целом при бурении глубоких скважин на шельфе и на море инженеры сталкиваются с такими же осложнениями, как и при строительстве скважин на суше[1,2,3,4]. Специфической особенностью бурения скважин на море является необходимость применения специальной водоотделяющей колонны - райзера. Основное назначение райзера заключается в создании надежного канала связи устья скважины и морской буровой платформы, а также в защите от воздействия морской воды на буровую колонну. Внутри водоотделяющей колонны циркулирует буровая промывочная жидкость, которая выносит на дневную поверхность частицы выбуренной горной породы. Одной из наиболее распространенных аварий при бурении скважин является прихват бурильной колонны. При бурении скважин на суше прихват бурового инструмента происходит при контакте горной породы и металла бурильных или обсадных труб. При строительстве нефтяных и газовых скважин на шельфе и на море наличие водоотделяющей колонны обуславливает возможность возникновения прихвата в том числе и внутри самого райзера.
В практике бурения для предотвращения прихвата бурового инструмента широко применяются следующие способы:
-строгое соблюдение технологии бурения скважины в соответствии с требованиями существующей проектно-сметной документации;
-химическая обработка буровой промывочной жидкости смазочными добавками;
-тщательная проработка ствола в прихватоопасном интервале и проведение кольматации отверждаемыми смесями;
- для снижения площади контакта труб со стенками скважины необходимо использовать утяжеленные бурильные трубы (УБТ) с профильным поперечным сечением квадратные, квадратные со смещенными гранями, круглые с канавками на поверхности, со специальными центрирующими втулками, с переводниками - центраторами;
- ограничение времени, в течение которого инструмент в открытой части ствола находится без движения(не более 10 минут);
-снижение вероятности заклинивания низа бурильной колонны;
-учет профиля скважины и тщательный контроль параметров буровой промывочной жидкости при искривлении ствола.
Обработка буровой промывочной жидкости смазочными добавками является одним из наиболее
эффективных способов борьбы с прихватами бурового инструмента. Практический опыт строительства нефтяных и газовых скважин показывает, что одной из наиболее эффективных смазочных добавок является нефть. По своей природе нефть обладает довольно хорошими смазочными свойствами. Кроме этого нефть является доступным и широко распространенным видом сырья, которое можно найти практически на всех нефтяных промыслах. Однако нефть обладает и определенными негативными свойствами, которые ограничивают ее применение в качестве смазочной добавки. В первую очередь это касается пожароопасности и токсичности нефти. Наибольшую угрозу нефть представляет для водных источников. Растекаясь по водной поверхности, нефть загрязняет большие площади водоёмов. Общеизвестно, что единица объёма нефти способна загрязнить объём воды в тысячу раз превосходящий её. Таким образом, всего лишь один литр нефти может загрязнить до 1000 м3 воды [5]. В связи с вышеизложенным применение нефти в качестве смазочной добавки далеко не всегда представляется возможным, а в некоторых случаях и категорически запрещается. Следует отметить, что при добыче нефти и газа на морских акваториях применяются более строгие требования по защите окружающей среды. Угроза загрязнения морской воды нефтью и нефтепродуктами является одной из общепризнанных экологических проблем. Применение нефти в качестве смазочной добавки к буровым промывочным растворам при бурении скважин на шельфе и на море на данный момент запрещено. С целью предотвращения возникновения прихватов бурового инструмента при строительстве нефтяных и газовых скважин на шельфе и на море необходимо произвести разработку новейших экологичных смазочных материалов, которые не оказывают негативного экологического воздействия при их попадании в морскую воду. Список использованной литературы:
1.Басарыгин Ю.М., Булатов А.И., Проселков Ю.М. Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин. М.2000 г. - 680 с.
2.Рогачев М.К. Борьба с осложнениями при добыче нефти. М.2006. - с.
3.Пронкин А.П., Хворостовский С.С. Прогнозирование направлений развития разведочного бурения на шельфе.М. 1999 г. -300 с.
4. Золотухин А.Б., Гудместад О.Т., Ермаков А.И. Основы разработки шельфовых нефтегазовых месторождений и строительство морских сооружений в Арктике: Учебное пособие. М. 2000. -770 с.
5. Электронный ресурс https://expeducatюn.ru/ru/artide/view/id=П244
© Рахматуллин Д.В., Чудов Е.И., 2020
УДК 622.23.05
Рахматуллин Д.В.
канд.техн.наук, доцент УГНТУ, г.Уфа, РФ; Шарипов Ф.М. магистрант УГНТУ, г.Уфа, РФ
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГИБКИХ НКТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
НА МОРСКИХ БУРОВЫХ УСТАНОВКАХ
Аннотация
В настоящей статье рассматривается возможность применения технологии колтюбинга при бурении и ремонте скважин на шельфе и на море, проведен анализ основных проблем при использовании гибких труб и предложены некоторые методы их решения
Ключевые слова:
гибкие насосно-компрессорные трубы(ГНКТ), колтюбинг, морские буровые платформы, технология
бурения скважин на шельфе и на море.