Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Хасанова З.Ф. — Предметы ислама и доисламских верований башкир в собрании Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН // Genesis: исторические исследования. - 2021. - № 11. DOI: 10.25136/2409-868X.2021.11.36740 URL: https://nbpublish.com'library_read_article.ptp?id=36740
Предметы ислама и доисламских верований башкир в собрании Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН
Хасанова Зифа Фаритовна
кандидат исторических наук Научный сотрудник, ИЭИ УФИЦ РАН 450076, Россия, республика Баикортостан, г. Уфа, уп. К. Маркса, 6
Статья из рубрики "Этнография и этнология"
DOI:
10.25136/2409-868X.2021.11.36740
Дата направления статьи в редакцию:
28-10-2021
Дата публикации:
17-11-2021
Аннотация: Предметом данного исследования стали музейные источники по религии башкир. Целью является изучение предметов ислама и доисламских верований из этнографических фондов Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН.Выявлено, что в фондохранилище музея хранится более 50 предметов по религии, собранных во второй половине XX в. на территории Республики Башкортостан, Курганской и Оренбургской областей. Предметы, относящиеся к исламу (сунниты), больше связаны с традициями и жизненным укладом башкир: молитвенные коврики -намазлыки, коранница и Коран, четки, тюбетейки, предметы для омовений - кумганы, одежда муллы. Молитвенные коврики украшены вышивкой растительным орнаментом, где встречаются изображение мечетей, кумганов, полумесяца, в некоторых присутствует арабская надпись. В фондах также хранится предмет, относящийся к мусульманам-шиитам - морх, камень, используемый при молении. Ислам начал проникать к башкирам в X-XI вв., уже в XIII-XIV вв. значительно распространился и с каждым веком позиции ислама продолжали укрепляться, и к концу XIX в. ислам прочно вошел в быт и образ жизни башкирского населения. Не смотря на это, в быту башкир сохранились предметы доисламских верований: обереги (камни-обереги, можжевельник, перья глухаря, гусиный пух и т.д.). Башкиры смогли синтезировать доисламские и исламские традиции, которые гармонично существуют до сих пор во многих населенных пунктах Республики
Башкортостан.
Ключевые слова: ислам, религия, башкиры, музейные коллекции, обереги, доисламские верования, молитвенные коврики, одежда священнослужителя, четки, Коран
Введение
Этнографические музейные коллекции - важнейший источник исследований материальной и духовной культуры народов. Публикация сведений о них способствует введению в научный оборот ценнейших материалов. В этнографических фондах Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН (далее - МАЭ ИЭИ УФИЦ РАН собраны предметы народов Южного Урала и Приуралья: башкир, татар, русских,
чувашей, удмуртов, марийцев, мордвы, украинцев, белорусов, латышей [8, с—321] и предметы разных религий: ислама, православия, католицизма, протестантизма, буддизма.
Задача музеев - сбор, хранение, изучение и экспонирование экспонатов. В музеях экспонируют только часть предметов из фондов, а часть хранится в хранилищах, и многие предметы остаются не доступными для широкой публики. Во многих музеях России для ознакомления с артефактами существуют различные каталоги -тематические, систематические и пр. Сотрудниками Музеи археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН по этнографии за последнее 15 лет издавались каталоги: «Башкирские
нагрудные украшения из кораллов и монет» [1], «Музей археологии и этнографии: Каталог музейной экспозиции Центра этнологических исследований Уфимского научного
центра РАН» I-3!, «Предметы религиозных культов Южного Урала из собрания Музея археологии и этнологии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева
Уфимского научного центра РАН. Каталог. Ч.1. Христианство»15!, «Чувашская коллекция в этнографических фондах Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук:
каталог-альбом» ПШ, «Финно-угорские народы в коллекциях Музея археологии и этнографии Центра этнологических исследований УНЦ РАН»19!. Опубликованы ряд научных статей по этнографическим коллекциям разных народов: Галиевой Ф.Г., Садиковым Р.Р. и др.12!, Нечвалода Е.Е.14!, Хасановой З.Ф. ^ и т.д. Несмотря на огромный труд, многие предметы остаются не опубликованными и не введенные в научный оборот.
Цель статьи - изучение предметов ислама и доисламских верований башкир в этнографических коллекциях Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН.
В фондах Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН хранится более 3,5 тысяч предметов по этнографии. Это предметы из ткани, дерева, металла, стекла, керамики и пр. История формирования этнографических фондов начинается еще с 60-70 -х гг. XX в. Но основное их пополнение проходило с 1976 г. до 2006 г., так как проводились ежегодные этнографические экспедиции сотрудниками ИИЯЛ УФИЦ РАН и ИЭИ УФИЦ РАН, откуда привозили ценные артефакты для Музея археологии и этнографии. Экспонаты собирались по всему Башкортостану, в том числе в г. Уфе и в Сафакулевском районе Курганской области и в Оренбургской области. Собирателями-этнографами
являлись ученые Н.В. Бикбулатов, В.Я. Бабенко, С.Н. Шитова, С.Х. Долотказина, Л.И. Нагаева, Ф.Ф. Фатыхова, И.Г. Петров, З.И. Минибаева, Г.Р. Кутушева, Ф.Ш. Абсаликова
Е.Е. Нечвалода, М.Г. Муллагулов [3, с- 22-241.
Ислам начал проникать башкирам в Х-Х1 вв., когда арабские купцы и миссионеры, часто посещая Великую Булгарию, заходили и в их страну. В ХШ-Х1У в. ислам уже значительно распространился среди них. Укреплению религиозных мусульманских идей особенно способствовал ход исторической жизни башкир и то положение, какое занял Башкирия после падения Казанского ханства, когда она являлась пристанищем беглецов, мечтавших о восстановлении независимого от Москвы мусульманского царства. В этой обстановке особенно усилилось влияние, а вместе с ним и эксплуатация со стороны духовенства ———265]. С конца XVIII в. позиции ислама продолжали укрепляться, и к концу XIX в. ислам прочно вошел в быт и образ жизни башкирского населения [11, с- 48].
Как пишет С.И. Руденко, ислам изгладил из памяти башкир их прежние верования, но, тем не менее, материалы и экспонаты, собранные им на территории Башкортостана, свидетельствовали о наличии у башкир в начале XX в. пережитков их древних
верований и мировоззрения [6, с 2671.
В этнографической коллекции имеется более 50 предметов по исламу (мусульмане-сунниты) и доисламским верованиям. Их можно сгруппировать по следующим группам: предметы доисламского верования (разные обереги), предметы ислама (священная книга - Коран, одежда священнослужителя, намазлыки, кумганы и др.)
К предметам доисламских верований можно отнести разные обереги. В первую очередь это камни-обереги. В их числе знахарский камень (багымсылык ташы ) - небольшая округлая галька темного цвета (Основной фонд - далее ОФ 432/40); пряслице каменное круглой формы с рисунком из решетки на одной стороне и арабской надписью на другой, на ободке нанесены знаки (тамга ). В 2005 г. из Бурзянского района Республики Башкортостан (далее - РБ ) д. Гадельгареево сотрудники МАЭ ИЭИ УФИЦ РАН привезл! оберег из двух камней серого цвета со сквозными отверстиями. Один камень овальной, другой сердцевидной формы. Камни между собой соединены с помощью ремешка из сыромятной кожи (ОФ 1080/6). У башкир существовали обереги для скота от сглаза, в фонде МАЭ хранится камень, который использовали для этой цели, его привязывали веревкой к подойнику (ОФ 888/5). Данный экспонат привезли из Зианчуринского района Р Б , д. Ма лое Ба йда в ле тов о .
Под коллекционным номером ОФ 503/74, 585/37 хранятся веточки можжевельника. Башкиры считали, что они оберегают от сглаза и злых духов. Из них делали колыбели для детей, трости для пожилых людей, вешали в каждом доме над дверью несколько веток. Считали, что ветки можжевельника приносят и семейное счастье, поэтому их клали под подушки молодоженов. Однако во всех случаях использовали веточки, над которыми мулла прочитал молитвы из Корана. А также использовали при окуривании избы, где находился покойник; при окуривании ребенка от сглаза, иногда пришивали спереди к детской шапке [7, с- 27°1.
Гусиный пух (ОФ 585/27), пришивался к детским шапочкам, одежде, к углам подушек. Он играл роль оберега от злых духов и от болезней.
Перья глухаря (ОФ 1032/6, 1032/ 28) башкиры использовали также для защиты от злых духов и дурного глаза. Крылья вешали над дверью домов[7, с- 2711. Башкиры наделяли
сверхъестественными свойствами многих птиц (лебедя, журавля, почиталась ворона, глухарь, голубь, гусь, кукушка, а также беркут, сокол, ястреб) и животных (лошадь, собаку, змею).
В этнографических фондах хранится кусочек расплавленного олова, которого применяли в качестве оберега (ОФ 432/41) в традиционном лечебном обряде - кот койоу у башкир.
К исламским и доисламским предметам можно отнести (бетеу), под коллекционным номером ОФ 883/3, сшитый из кожи в форме треугольного кармана (такая форма в качестве оберега с древнейших времен была характерна для многих народов, в том числе и башкирам). В него клали молитву (аят) из Корана, такие обереги пришивали к детским тюбетейкам как снаружи (ОФ 421/8), так и внутри (ОФ 867/17) (рис. 1).
Во многих башкирских украшениях встречаются подвеска-амулет в форме треугольника (бетеу ) (ОФ 1031/17).
К предметам ислама относятся книги: Коран - священная книга мусульман на арабском языке в музей поступил в 1992 г. в качестве дара из ДУМЕС, коллекционный номер научно-вспомогательного фонда (далее - Нвф) 10/6. В фондах музея также храниться коранница (размер 3,3 Х 2,5 Х 0,5 см) с ажурной прямоугольной крышкой желтого цвета. Экспонат изготовлен из металла. На крышке имеется вставка из красного стекла.
Одежда священнослужителя - мужской головной убор (чалма), состоящий из двух частей - шапочка (такия), на которую наматывали ткань белого цвета (ОФ 856/87), а также имеется деревянная трость (ОФ 258/137, 883/87). Их привезла Долотказина С.Х. в 1984 г. из Миякинского района, д. Ильчигулово. В 1991 г. ДУМЕС для выставки «Ислам» для этнографических фондов МАЭ подарил мужской головной убор священнослужителя (чалма) (ОФ 1058/1), халат, верхнюю одежду (ОФ 1058/2), тюбетейку (1058/4). В фондах музея хранится и коллекция мужских головных уборов - тюбетеек (тубэтэй ) (ОФ 876/17, 896/1, 912/4, 912/5, 950/8 962/8), которые носили, когда ходили в мечеть или во время чтения намаза. Некоторые из них украшены тамбурной вышивкой, растительным орнаментом. Эту группу дополняет неотъемлемый атрибут мусульманина - четки молитвенные (тэсбих ), изготовленные из семян финиковой пальмы (ОФ 903/14, 866/1) и из зерен растения серого цвета (99 штук) (ОФ 872/30).
Рис. 1. Тюбетейка (тубэтэй ) из фиолетового бархата. На подкладке пришит амулет-треугольник. Фото из фотоархива МАЭ ИЭИ УФИЦ РАН. № ОФ 421-8.
Молитвенный коврик намазлык присутствовал почти в каждом доме у мусульманина. Существовало несколько разновидностей намазлыков - текстильный, украшенный
вышивкой, выполненный по лоскутной технике, а также из войлока [4, с- 73]. В фондах Музея археологии и этнографии хранится небольшая коллекция намазлыков (Рис. 2). Она представлена ткаными, вышитыми образцами, а также ковриком, выполненным по лоскутной технике. Молитвенные коврики украшены вышивкой растительным орнаментом, где встречаются изображение мечетей, кумганов, полумесяца, в некоторых присутствует арабская надпись (ОФ 503/38, ОФ 874/53, ОФ 1058/3).
Рис. 2. Молитвенный коврик - намазлык. Растительный орнамент. Фото из фотоархива МАЭ ИЭИ УФИЦ РАН. № ОФ 855-34
В фондах музея хранится несколько кумганов - узкогорлых сосудов, кувшинов для воды с носиком, ручкой и крышкой. Их использовали для омовения перед намазом, как женщины, так и мужчины. Среди башкир были распространены кумганы из глины и металла (латуни, железа).
К исламским предметам можно отнести башкирские серебряные украшения - перстни, браслеты, на которых сделана надпись молитвы (часть) на арабском языке (ОФ 827/1, 421/17, 1031/48). Кроме того, в этнографических фондах МАЭ имеется поднос овальной формы (батмус ) из металла желтого цвета. Вероятно, это среднеазиатская работа (ОФ 14/2). По всей поверхности имеется растительный узор, выполненный чеканкой, есть арабская надпись крупными буквами по технике гравировки.
В этнографических фондах сохранился предмет, относящийся к погребальным обрядам башкир - ритуальная рукавица (ОФ 585/18) мешкообразной формы, сшитая из ткани белого цвета, используемая при омовении покойников. Такие рукавицы до сих пор используются во многих башкирских населенных пунктах республики.
В мусульманский праздник Курбан-байрам башкиры в качестве жертвоприношения многие годы приносят овцу или барана, возраст которых должен достигнуть полугодовалого возраста. Обычно берут животное любой масти. Они должны быть не мечеными, а бараны не кастрированными. Жертву назначают задолго до праздника, их держат в хозяйстве, не выпускают пастись, хорошо кормят. В фондах музея хранится деревянная вешалка для разделки туши барана с веревкой из мочала (Нвф-7).
В фондах Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН есть надгробный камень белого цвета антропоморфной формы и каменная надгробная плита серого цвета. На
лицевой стороне имеются башкирские тамги и текст на арабском языке.
В 2013 г. в МАЭ ИЭИ УФИЦ РАН был принят мохр - камень, используемый при молении мусульманами-шиитами. Мохр имеет округлую форму, сверху камня арабскими буквами написана молитва. Камень получен от Ахметовой Х.А. (д. Старохалилово Гайского района Оренбургской обл.), найден в д. Ялчибаево Кувандыкского района Оренбургской области.
Выводы
Таким образом, в этнографических фондах Музея археологии и этнографии ИЭИ УНЦ РАН хранится более 50 предметов ислама (сунниты) и доисламских верований башкир. Несмотря на то, что исламская религия вошла в жизнь башкирского народа уже в XIII-XIV вв., предметы доисламских верований широко бытовали среди башкир и гармонично существуют до сих пор. Выявлено, что предметы, относящие к исламу (сунниты) больше связаны с традициями и жизненным укладом башкир: молитвенные коврики - намазлыки, коранница и Коран, четки, тюбетейки, предметы для омовений - кумганы, одежда священнослужителя. К доисламским верованиям башкир относятся предметы оберега (камни-обереги, можжевельник, перья глухаря, гусиный пух и т.д.).
Работа выполнена в рамках выполнения государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН на 2021 год № АААА-А21-121012290086-0.
Библиография
1. Башкирские нагрудные украшения из кораллов и монет/ Сост. Н.Г. Рутто. - Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН: Информреклама, 2006. 92 с.: ил.
2. ГалиеваФ.Г., Садиков Р.Р., Петров И.Г., Нечвалода Е.Е., Хасанова З.Ф. Коллекции Музея археологии и этнографии по этнографии народов Башкортостана// Известия Уфимского научного центра РАН. 2018. № 3, С.113-124.
3. Музей археологии и этнографии: Каталог музейной экспозиции Центра этнологических исследований Уфимского научного центра РАН / Ответ. ред. А.Б. Юнусова. Уфа: ЦЭИ УНЦ РАН. 2007. 211 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Название статьи соответствует названию. Предмет исследования- изучение этнографических коллекцией Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАНн а выявление предметов доисламских и исламских верований башкир. Тема несомненна интересная и дает возможность изучить период проникновения ислама, его распространение и какие предметы исламского культа были наиболее значимы и ценны. Методология исследования включает в себя историко-генетический анализ, структурный анализ, систематизацию и группировку музейных предметов доисламского и исламского периода башкир, находящихся в этнографических коллекциях Музея археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН Автор изучает музейный предмет как текст культуры башкир и это оправдано и целесообразно, т.к. дает возможность глубоко и проанализировать духовную культуру башкир, и несмотря на принятием башкирами ислама, предметы, находящиеся в музее показывают, что еще в начале ХХ века сохранялись пережитки древних верований и мировоззрения. При научной интерпретации , хранящихся в музее
предметов доисламского и исламского периода башкир используется эвристическая и герменевтическая методология. Это дает возможность.
Изучение предметов исламского культа и доисламских верований актуальная тема и направлена на изучение мировоззрения башкир, их духовной культуры и предметов исламского культа.
Научная новизна определяется постановкой проблемы и дает возможность изучить какие доисламские пережитки сохранились не только до начала ХХ века, но и дошли до на с то я щ е г о в ре ме ни.
Стиль, структура, содержание. По мнению рецензента автор комплексно провел атрибуцию экспонатов музея , предметов доисламских верований и исламских верований, грамотно использовал методы научного познания, соблюдал принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала. Библиография работы представлена в достаточном объеме , учтены тематические, систематические и др. каталоги по этнографии, религиозным культам не только башкир, но и других народов Поволжья, статьи по этнографическим коллекциям исследователей прошлого и современности. Апелляция к оппонентам присутствуют в использованных источникам, этнографической литературе по музейным коллекциям, научном анализе предметов из музея. Автор анадизирует 50 предметов по исламу и доисламским верованиям и группирует по группам: предметы доисламского верования (разные обереги), предметы ислама (священная книга- Коран, одежда священнослужителя, намазлыки (молитвенные коврики), кумганы (сосуд для омовения) и др. Автор к предметам доисламских верований относит разные обереги. Спорным можно признать отнесение к доисламским оберегам оберег (betey), под коллекционным номеров ОФ 888/3 из кожи в форме треугольника, который пришивали к детским тюбетейкам как снаружи, так и внутри. Следует отметить, что у других народов, исповедующих ислам суннитского толка такие обереги существовали вплоть до начала XXI в. , в треугольном футляре находились аяты из Кораны, которые призваны защитить ребенка (или взрослого, были и обереги для взрослых) от болезней и бед. Аяты из Корана записывались на тонкой папирусной бумаге и эти амулеты делали мусульманские священнослужители (наиболее грамотные из них). Это присуще народам, у которых бытовал так называемый народный ислам.Рецензент допускает, что и башкирский амулет содержит аят из Корана.
Выводы автора о том, что несмотря принятие башкирами ислама в XПI-XIV вв. предметы доисламских верований сохранялись в быту. Справедлив вывод автора о том, что к доисламским верованиям башкир относятся оберегательные предметы (камни-обереги, можжевельник, перья глухаря, гусиный пух). Верен и вывод о тои, что предметы, относящиеся к исламу в большей степени связаны с традициями и жизненным укладом башкир: намазлыки, Коран и коранница, кумганы, одежда священнослужител Статья подготовлена на достаточном фактическом материале, анализ проведен объективный и на уч ный.