УДК 378.147:78.031.4
Т. В. Шастина
Предметно-деятельностный подход к оценке формируемых компетенций по направлению подготовки «Искусство народного пения»
Решение сложных задач, связанных с управленческой, методической профессиональной деятельностью выпускников, требует формирования у студентов, осваивающих народное пение, компетенций, в которые составной частью входят знания, умения, навыки и другие личностные компоненты, составляющие основу формирования компетенций. Современный этап развития общества предъявляет высокие требования к системе высшего профессионального образования, его совершенствованию и стандартизации, выполнение которых возможно благодаря созданию многокомпонентных систем оценки качества подготовки студентов и подготовленности выпускников к профессиональной деятельности. С этим связан переход от т. н. «знаниевого подхода» в обучении к компетентностному, а также необходимость включения в оценку формируемых компетенций поведенческого компонента - дея-тельностного. Принципиальное отличие образовательных стандартов нового поколения заключается в ориентации на результат обучения и овладение студентом универсальными способами учебной деятельности. Здесь явно выражена роль студента, определена его деятельность в учебном процессе -активная работа с информацией, умение самостоятельно мыслить и моделировать профессиональные жизненные ситуации.
Ключевые слова: искусство народного пения, образовательные стандарты, контроль, оценка, компетенция
Tatiana V. Shastina
Subject-activity approach to the assessment of competencies in the direction of training " the Art of folk singing»
The solution of complex problems associated with management, methodical professional activity of graduates requires the formation of students who master folk singing, competencies, which include knowledge, skills and other personal components that form the basis of the formation of competencies. The modern stage of development of the society places high demands on the system of higher professional education, its improvement and standardization, the implementation of which is possible through the creation of multi-component systems for assessing the quality of training of students and graduates ' readiness for professional activity. This is connected with the transition from the so - called "knowledge approach" in learning to competence, as well as the need to include in the assessment of competencies formed behavioral component-activity. The principal difference between the educational standards of the new generation is to focus on the result of learning and mastering the student's universal ways of learning. Here the role of the student is clearly expressed, its activity in educational process is defined-active work with information, ability to think independently and model professional life situations.
Key words: folk singing art, educational standards, control, assessment, competence 96 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2019 •
Section 4. educational and methodological support system for quality...
Современный этап развития общества предъявляет высокие требования к системе высшего профессионального образования, его совершенствованию и стандартизации. Необходимо создание многокомпонентных систем оценки качества подготовки студентов и подготовленности выпускников к профессиональной деятельности. Это связано, в том числе, и с переходом от так называемого «знание-вого подхода» в обучении к компетентностному, который является одной из особенностей современного образования, отражает уровень разностороннего развития личности и предполагает овладение всеми обучающимися универсальными способами учебной деятельности. Данные положения явно выражены в основных документах: «Стратегия модернизации российского образования», «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на период с 2016 по 2020 годы», Федеральные государственные образовательные стандарты.
Заявленная тема выбрана автором не случайно. Система оценки качества подготовки студентов, обучающихся по программе «Искусство народного пения», должна решать ряд задач, связанных с контролем и управлением процессом:
1) приобретения студентами необходимых знаний, умений, навыков (ЗУН) в качестве определенных результатов освоения специальных дисциплин и практик.
2) достижения цели реализации данной образовательной программы на основе формирования всего определенного набора компетенций.
3) достижения высокого уровня качества этновокального образования.
Первое связано с контролем, для осуществления которого необходима разработка фонда оценочных средств, как комплекта методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания уровня сформи-рованности знаний, умений, навыков и компетенций на разных стадиях обучения студентов, в том числе и по завершению освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП). Второе зависит от уровня полученных результатов (п. 1) и управления процессом образования, которое целесообразно на основе применения обратной связи и результатов контроля. Третье имеет в основе положение, которое может рассматриваться в качестве постулата, что уровень качества образования выпускника кафедры русского народного песенного искусства, его подготовленности должен удовлетворять потребности работодателей в сфере образования (все ступени) и культуры.
Сегодня мы не можем отказаться от ориентации этновокального профессионального образования на основные категории обучения - знания, умения, навыки по следующей причине. Но, прежде, обратим внимание на «компетентность» и «компетенция» - понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные. Для народно-певческого образования, имеющего в основе практическую деятельность, рассматриваем компетенции, разделяя точку зрения А. В. Хуторского, как совокупность личностных качеств студента, определяющих эффективность певческой и вокально-педагогической деятельности. Компетентность есть ее (деятельности) результат. Это категория оценочная, совокупность профессиональных качеств и профессионально квалифицированных действий. Компетентность отражает качество образования, уровень профессиональной подготовленности выпускника, его умение применять знания и опыт, полученный в практической деятельности в ходе освоения ОПОП.
Раздел 4. Учебно-методическое сопровождение системы оценивания...
Традиционные формы педагогического контроля реализуемой программы подготовки музыканта-педагога (так было и в предыдущие периоды развития этновокального образования) предполагают проверку не только знаний студента, но, также умений и навыков в результате освоения конкретных специальных дисциплин как в ходе текущего и промежуточного контроля, так и в ходе ГИА. Такой принцип называется предметным. Как показал наш опыт, одним из основных факторов успешного обучения студентов по направлению подготовки «Искусство народного пения» является формирование предметных компетенций, что и подразумевает применение предметного подхода в педагогической практике. Важно следующее. Формирование большинства компетенций происходит при изучении и освоении студентом разных учебных дисциплин, а не одной, отдельно взятой, а также в значительной степени в ходе практической и самостоятельной работы. Поэтому, диагностические средства, планируемые для контроля качества формирования профессиональных компетенций (ПК) в процессе освоения учебных дисциплин, должны учитывать итеративность содержания учебного материала реализуемых учебных дисциплин, а также связи между входящими в ПК знаниями, умениями и навыками. Такие оценки можно назвать интегральными. Они дают возможность определить уровень сформирован-ности профессиональных компетенций, а также качество и степень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности.
В нашем случае, формирование компетенций и освоение ЗУНов происходит в процессе изучения интегрированных дисциплин ОПОП «Искусство народного пения». В качестве примера приведем учебные дисциплины в соответствии с ФГОС ВО - бакалавриат. Это - Хоровой класс, Ансамблевое пение, Фольклорный ансамбль, Вокальная подготовка, Работа с хором, Педагогическая, Фольклорно-эт-нографическая и Исполнительская виды практики и др. В сознании студента они образуют интегративную целостность и после окончания обучения выпускник вполне соотносит между собой сведения из непосредственно связанных между собой областей науки и практики, может сопоставить и проанализировать события, факты, цифры, классификации и т.п. И понятно, что постепенно полученные в обучении сведения и знания формулируются в конкретные правила, алгоритмы, поведенческие схемы.
Вместе с тем, усваиваемые знания и формируемые умения, при изучении конкретных предметов, являются отдельными элементами образовательной программы. Часто, как показывает практика, применение в этновокальном обучении только предметного подхода, в практической деятельности позволяет выпускникам решать относительно простые задачи.
Решение сложных задач, связанных с управленческой, методической профессиональной деятельностью выпускников, требует формирования у студентов компетенций, в которые составной частью входят ЗУН и другие компоненты. Это:
1) Личностные качества: целеустремленность, инициативность, ответственность, креативность и др.
2) Социальная адаптация: умение работать в коллективе и самостоятельно, сопоставлять планы и результаты своей деятельности с потребностями коллектива, общества и т. д.).
3) Опыт профессионально-творческой деятельности.
Section 4. educational and methodological support system for quality...
В совокупности данные компоненты формируют профессиональные этно-вокальные и педагогические поведенческие типы, обладая которыми выпускник способен реализовать профессиональные знания и опыт, а также самостоятельно квалифицированно выявлять проблемы в профессиональной сфере и решать сложные задачи. Отсюда следует, что для формирования всех видов компетенций недостаточно только предметного традиционного подхода, т.к. это противоречит компетентностной модели ФОС, которая должна быть в основной образовательной программе «Искусство народного пения». Однако отказаться полностью от предметного подхода в структурировании оценочных средств контроля уровня сформированности компетенций народно-певческого образования и в оценке формируемых компетенций по вышеназванной программе невозможно, поскольку данный подход и разделение по этому принципу содержания ООП объективно отражает структуру научного знания.
Возникает еще необходимость включения в оценку формируемых компетенций поведенческого компонента - деятельностного. Понятно, что формирование большей части компетенций происходит в ходе освоения содержания нескольких учебных дисциплин и разных видов производственной практики, имеющих в основе певческую деятельность, а также в активной самостоятельной работе студента. Таким образом, целесообразно применение оценочных средств контроля освоения студентом ОПОП «Искусство народного пения» и формирования всех видов компетенций применяя предметно-деятельностный подход.
Предметно-деятельностный подход отражает, во-первых, разделение содержания образовательной программы по учебным дисциплинам и формирование предметных компетенций, что соответствует предметному структурированию. Во-вторых, разделение содержания образовательной программы по компетенциям, соответствующим ФГОС и Профессиональным стандартам и соответствует деятель-ностному структурированию. Как известно, выпускники вуза могут осуществлять профессиональную деятельность при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника, которые указаны в Профстандартах.
Поскольку принципиальное отличие образовательных стандартов нового поколения заключается в ориентации на результат обучения и овладение студентом универсальными способами учебной деятельности, то явно выражена роль студента, определена его деятельность в учебном процессе - активная работа с информацией, умение самостоятельно мыслить и моделировать профессиональные жизненные ситуации. Поэтому требуется корректировка рабочих программ учебных дисциплин с их ориентацией на создание условий для получения высокого уровня результатов образования студентов и эффективного освоения ими формируемых учебной дисциплиной компетенций для успешной профессиональной деятельности. Учитывая необходимость значительной самостоятельной работы студента, и в то же время, сложность самостоятельной певческой деятельности еще неподготовленного студента, программа должна иметь специальные задания для самостоятельного контроля и оценки уровня вокально-технических навыков, результатов освоения учебной дисциплины. Вместе с тем, данная самостоятельная работа должна регулярно оцениваться преподавателем, чтобы
Раздел 4. Учебно-методическое сопровождение системы оценивания... сформировать не только полный комплекс вокально-технических навыков, но и базовые теоретические знания, понимание педагогической технологии народного пения, а также, исключить возможность самостоятельной выработки не правильных критериев оценивания профессиональной деятельности, как собственной, так и другой.
Например, специальные учебные дисциплины, реализующие несколько семестров и имеющие в основе певческую деятельность, в начальный период обучения предполагают самостоятельную работу студента под строгим контролем преподавателя. Аудиторные занятия данных дисциплин проводятся в форме практических и связаны с работой певческого аппарата, от правильности которой зависит здоровье студента, его будущая профессиональная деятельность. Поэтому, кроме педагогической технологии и педагогической техники, необходим комплекс заданий для самостоятельной работы студента и ее контроля.
Разработанная и апробированная нами педагогическая технология этново-кального воспитания позволила выявить алгоритм предметно-деятельностного подхода для применения его в педагогической практике в начальный период обучения студентов в реализации учебных дисциплин: Хоровой класс, Ансамблевое пение, Вокальная подготовка и педагогического контроля. Первый этап связан с организацией самоопределения студента к деятельности на учебных практических занятиях, связанных с певческой. Для этого следует создать педагогические условия, способствующие возникновению потребности студента вхождения в правильную певческую деятельность и выявлению содержательного уровня вокальных возможностей студента. В случае положительного самоопределения к певческой деятельности появляется мотивация к учению и обучению профессии.
Второй этап связан с актуализацией знаний, умений и навыков народно-певческой деятельности, а также с диагностикой имеющихся вокально-технических навыков. Актуализация ЗУН должна быть в объеме, достаточном для формирования новых певческих навыков и приемов, а также теоретических основ народно-певческой деятельности. Данный этап завершается пониманием студента уровня собственного вокально-технического развития и теоретической подготовленности до поступления в вуз. Это создает некоторые трудности для студента в самостоятельной индивидуальной работе (фонация, разбор нотного текста, работа с партитурой, с аудио- и видеозаписями фольклорно-этнографических материалов и их расшифровка и др.), которые преодолеваются в результате активной учебной деятельности под руководством и контролем преподавателя, мотивированной во время прохождения первого этапа.
На третьем этапе, необходима постановка цели обучения, учебной задачи, выявление и обсуждение трудностей в этновокальном обучении (освоение певческого дыхания, диалектного пения и др.), разработка плана, выбор методов и способов дальнейшего обучения, формирование репертуара. В начале данного этапа следует создать условия для осознания студентом всех вышеуказанных элементов обучения.
Следующий, четвертый, этап предполагает решение проблемы в период начального этапа высшего профессионального обучения (новые знания, адаптация студента к реализуемой методике народного пения и т. д.), в освоении вокально-
Section 4. educational and methodological support system for quality... технических навыков. Также уточняются и анализируются разрешенные проблемные ситуации, закрепляются полученные знания и первичные вокально-технические умения, определяется алгоритм и способ дальнейшей певческой деятельности студента, самостоятельно решаются несложные задачи.
Пятый этап позволяет самостоятельную работу студента с самопроверкой певческой деятельности, работу с текстами, с произведениями репертуара, расшифровку произведений устной традиции и др. Результаты самостоятельной работы обсуждаются на аудиторных занятиях с преподавателем.
Шестой этап позволяет включить новые знания, умения и навыки в систему формирования компетенций, создается режим самостоятельной работы по освоению вокально-технических навыков и произведений, порядок повторения известного и освоенного.
Завершающий этап предполагает рефлексивную деятельность и является начальным в освоении учебных дисциплин, связанных с самостоятельной хормейстерской (Работа с хором) и вокально-педагогической (Педагогическая практика) деятельностью.
Все этапы имеют условный характер, определенные временные сроки, которые связаны с учебным планом, программой учебной дисциплины и с индивидуальными возможностями студента. Успешность прохождения каждого этапа позволяет реализовать предметно-деятельностный подход системно и постепенно. В данном случае особое внимание следует уделить диагностическим средствам качества формирования компетенций. Оценки должны быть интегральными и учитывать интегрированный характер формирования компетенции, связь формируемых знаний, умений и навыков, а также последовательность или параллельность учебных дисциплин, освоение которых лежит в основе формирования конкретных компетенций. Такие условия позволят выявить уровень качества сформированных у студента компетенций и его готовность к профессиональной деятельности после окончания обучения в вузе - уровень компетентности.
Мы придерживаемся следующего подхода к разработке оценочных средств. Во-первых. Фонды оценочных средств (ФОС) целесообразно разрабатывать сразу после определения целей ОПОП и компетенций выпускников, составления учебного плана и разработки программ, входящих в него учебных дисциплин. Нами осознаны два момента, которые сегодня важны при разработке комплекса оценочных средств (ОС) в условиях введения ФГОС третьего поколения. Во-первых, оценочные средства, сопровождающие ОПОП, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций. Во-вторых, ОС, как неотъемлемая часть образовательных технологий (особенно инновационных), рассматриваются в качестве действенного средства не только оценки обучения, но и критического осмысления реализуемых образовательных и учебных программ и их методического оснащения.
Оценочные средства рассматриваем как инструмент доказательства достижений заявленных результатов образования (знания, умения, навыки, компетенции), которые составляют фонд оценочных средств. Структура ФОС этновокального обучения включает оценочные материалы для текущего контроля, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации. Это: учебная программа и
Раздел 4. Учебно-методическое сопровождение системы оценивания... план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на срок обучения; перечень формируемых компетенций и программы их оценивания в соответствии с профилем профессии; совокупность творческих заданий и вопросов; технологии, методические материалы и требования, определяющие процедуру оценки компетенций на всех этапах обучения и его результатов; комплекс критериев оценки. ФОС должен обладать высокой степенью объективности (надежности), обоснованности (валидности) и сопоставимости.
Текущий контроль проводится преподавателем для проверки уровня усвоения студентами учебного материала. Это: входной контроль, контроль на практических занятиях. Промежуточная аттестация проводится после изучения учебной дисциплины, практики. Итоговая аттестация определяет уровень подготовленности студента, освоения всех компетенций и профессиональной компетентности.
В данном случае целесообразна разработка матрицы соответствия компетенций, всех составных частей ОПОП и оценочных средств. Задания для проведения текущего контроля (выполнение контрольных работ, освоение новых вокальных и хоровых произведений, проблемные задания и т. д.) должны быть разнообразны и не только для проверки полученных знаний и умений, но и для проверки приобретения новых в ходе самостоятельной подготовки и творческих составляющих в обучении студента. По нашему глубокому убеждению, и как показывает опыт, текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов должны проводиться в условиях, приближенных к их будущей профессиональной деятельности. Примером может служить контроль в проявлении студентом профессиональных качеств в ходе обучения (учебные дисциплины: хор, сольное пение, диагностика, ансамбль, работа с хором, подготовка ВКР).
Разработанные оценочные средства формируемых компетенций по направлению подготовки «Искусство народного пения» имеют в основе приказ Миноб-рнауки 1367 (п.21, п. 22), в котором конкретизируются положения ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской федерации». Оценочные средства представляют фонд оценочных средств. Для промежуточной аттестации это: определение компетенций и этапов их формирования в ходе освоения образовательной программы, описание критериев и шкал оценки определенных компетенций на каждом этапе, разработка контрольных материалов для проверки ЗУН и опыта профессиональной деятельности, методические материалы для определения процедуры их оценивания.
Наш педагогический опыт показал, что преподавателю, ведущему учебные дисциплины, имеющие в основе певческую деятельность, и осуществляющему оценочную деятельность, следует учитывать, что уровень освоения студентом профессиональных компетенций нужно определять не только по результату деятельности, но и учитывать сам ее процесс. Например - способ выполнения конкретного задания зависит от объема знаний и информации, которой владеет студент. Отсюда следует, что оценка формируемых компетенций должна быть комплексной. Формирование системы оценивания этновокальной деятельности студента целесообразно в ходе традиционных типов контроля: текущий, промежуточный и разных видов аттестации: семестровая, годовая, итоговая. Таким образом, при разра-
Section 4. educational and methodological support system for quality... ботке критериев оценки следует учитывать: этапы обучения, процесс и результат учебной деятельности студента, объем, владение и применение профессионально значимой информации, профессионально-личностное развитие и портфолио студента (результаты участия в концертах, фестивалях, конкурсах и др.). Вместе с тем, очевидно, что система оценивания уровня профессиональной подготовленности выпускника кафедры русского народного песенного искусства подлежит дальнейшему изучению и доработке.
В целом система контроля должна позволить студенту, преподавателю, вузу, а также организациям, предоставляющим места работы для выпускников вуза, более объективно оценить качество приобретаемых компетенций, интенсивность и результативность учебного процесса, образовательной программы, степень их адекватности условиям будущей трудовой деятельности, и создать условия для выявления необходимости получения дополнительных компетенций, знаний и умений, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника вуза культуры в соответствии с запросами рынка труда и возможностями продолжения образования.