Н. А. Букчина
(Санкт-Петербург)
ПРЕДМЕТНАЯ И ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ
В статье анализируются мотивационные возможности технологий, применяемых в современной педагогической практике общеобразовательной школы для развития учебной мотивации учащихся основной школы
Понимание главной цели образования обусловлено изменениями, происходящими в современном мире. «Технологии будущего не нужны миллионы малограмотных людей, готовых в полном согласии трудиться над выполнением бесконечно повторяющейся работы, ей не нужны люди, безропотно исполняющие приказания, знающие, что цена хлеба насущного - это автоматическое подчинение начальству, - ей нужны те, кто способен к критическому суждению, кто может сориентироваться в новых условиях, кто быстро определяет новые связи в стремительно меняющейся действительности» [11, с. 437].
По результатам различных международных исследований - PISA, TIMSS, PIRLS, российские школьники достигают больших успехов в репродуктивном воспроизведении полученных знаний и использовании их в знакомой ситуации, но испытывают затруднения при объяснении явлений, происходящих в окружающем мире, в самостоятельном поиске знаний и творчестве, в применении их для получения новых знаний. В аналитическом отчете по результатам международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2007, например, можно найти следующую информацию: «Относительно высокие результаты российских учащихся 8 класса отмечаются для заданий, проверяющих знание фактического материала, а также применение изученных элементов при сравнении объектов по их свойствам, проведении простейших расчетов (средний результат - 61%). Результаты выполнения заданий, оценивающих понимание основных естественнонаучных понятий и применение основных закономерностей, в среднем составляют только 49%, а на объяснение реальных явлений или
процессов из окружающей жизни еще ниже -44%» [7]. Дети стремительно меняются, но образовательный процесс по-прежнему строится на традиционных методах и приемах, преобладающим дизайном продолжает оставаться технология классно-урочной системы передачи знаний.
Данные исследований А. К. Марковой, Т. А. Матисс, А. Б. Орлова говорят о том, что при наличии у школьников только репродуктивных умений примерно в половине случаев наблюдается безразличное отношение к учению, примерно у трети школьников - ситуативный интерес, у большинства остальных -отрицательная мотивация [13, с. 177]. «Мотивация - процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности» [1, с. 97]. Внутренняя мотивация придает деятельности ребенка целенаправленность, энергию, веру в свои возможности. Согласно модели мотивации Р. Хекмана и Г. Олдхэма, уровень внутренней мотивации определяется тремя факторами: значимостью выполняемых заданий для исполнителя, осознанием личной ответственности за результат и степенью понимания результативности своего труда [10, с. 209]. По мнению Н. В. Бордовской, «...любая технология обеспечивает актуализацию и регулирование внутренних процессов, происходящих с объектом (или субъектом) педагогического влияния» [10, с. 15]. Исходя из этого попытаемся выяснить мотивационные возможности технологий, применяемых в современной школьной практике. При этом будем учитывать, что без эмоциональной поддержки деятельности детей, без создания ситуа-
Таблица 1
Виды стимуляции познавательных интересов (по Г. И. Щукиной)
Содержание учебного материала Организация учебной деятельности Взаимоотношения между участниками образовательного процесса
- новизна содержания, при условии заострения противоречий между личным опытом учащегося и новым знанием; - остранение учебного материала; - историзм; - демонстрация современных научных достижений; - практическая значимость. - многообразие форм самостоятельной работы; - овладение новыми способами деятельности; - проблемный характер; - включение элементов исследования; - приобщение к методам науки; - творческие работы; - практические работы. - создание эмоционального тонуса познавательной активности; - позитивное отношение учителя; - доверие (педагогический оптимизм); - взаимная поддержка деятельности; - соревнование; - поощрение.
ции успеха для всех и для каждого, организации атмосферы творчества никакие инновационные технологии не смогут повысить мотивационную составляющую процесса обучения.
Для выявления возможностей образовательных технологий в процессе формирования положительной мотивации проанализируем динамику изменений стимулов, используемых учителем. В исследованиях В. Г. Болотовой в 2010 г. [2] и Н. А. Букчиной в 2011 г. [3] выявлялись тенденции изменения учебной мотивации современных подростков и было установлено, что по-прежнему основными стимулами положительной мотивации учения являются:
- привлекательность школы, в первую очередь, как места для общения с друзьями;
- желание стать образованным человеком;
- личность учителя;
- профессиональные намерения самого школьника.
По данным исследования Г. И. Щукиной [15], ведущими учебными мотивами школьников 60-х годов XX века были мотивы познавательного интереса, социальный и личностный. На сегодняшний день наиболее значимыми мотивами учения для подростков являются личностный и профессиональный. При этом современные подростки хотят, чтобы в процессе обучения и воспитания школа учитывала их индивидуальные особенности и предоставляла возможности творчески проявить себя. То есть становится более выражена «потребительская мотивация при сохране-
нии значимости мотивации, связанной со своим Я» [14, с. 21].
В своей работе Г. И. Щукина предложила пути повышения познавательной мотивации учащихся. Она пишет, что «резервы развития в процессе обучения следует искать во взаимосвязи содержательной стороны обучения и способов, которыми овладевают учащиеся», и выделяет три вида стимуляции познавательных интересов посредством изменения:
- содержания учебного материала;
- организации учебной деятельности;
- взаимоотношений между учителем и учеником.
Конкретизация указанных стимулов представлена в таблице 1.
В процессе активной и самостоятельной деятельности учащихся, по мнению Г. И. Щукиной, должны возникать особые переживания, распространяющиеся на моральные и эстетические области переживаний. Это осознание подростком собственного роста, радости овладения более совершенным способом деятельности; удовольствие от процесса деятельности; чувство успеха, собственного достоинства; гордость за товарищей. Данный вывод особенно важен для поиска путей формирования положительной учебной мотивации именно современных подростков. Обоснуем это утверждение, проанализировав особенности подросткового возраста, рассмотренные в работах Д. И. Фельдштейна [12], И. В. Дубровиной [9], В. С. Мухиной [8].
Среди традиционных психологических изменений подросткового возраста исследователи выделяют:
- готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в собственных глазах;
- общую активность, готовность включиться в различные виды деятельности;
- отрицательное отношение к репродуктивным видам деятельности;
- стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию;
- притязания на признание среди сверстников;
- проявление внешнего безразличия к мнению других;
- потребность в самостоятельном удовлетворении познавательного интереса вне школы.
При этом у современных подростков на передний план выходит поиск своего смысла жизни; ярко выраженный мотив необходимости и личной значимости образования; потребность в знаниях, имеющих жизненное значение.
Следовательно, можно предположить, что для формирования положительной мотивации учения современных подростков можно использовать технологии, которые способствуют индивидуализации процесса обучения, учету потребностей и возможностей конкретного учащегося, гарантирующих личностное развитие, реализуют деятельностный подход к обучению, организуют разнообразную развивающую среду школы, которая обеспечивала бы удовлетворение потребности в знаниях, имеющих жизненное значение, создают ситуацию успеха для каждого ученика.
Проанализируем ряд технологий с точки зрения выявления их влияния на развитие мотивации учащихся и попытаемся определить стимулы повышения мотивации современных подростков, учитывая перечисленные выше особенности подросткового возраста. Для анализа наряду с классно-урочным традиционным обучением, были выбраны технологии, которые стали широко использоваться учителями в последнее время. Выбор технологий обоснован изучением методических разработок уроков по русскому языку, математике и биологии, размещенных учителями образовательных учреждений РФ в сети Интернет на сайте издательства «Первое сентября» - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru). Кратко охарактеризуем эти технологии.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в
конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Основная задача данной технологии -развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать и т.д.), развитие способности к самообразованию. Это целостная система приемов и стратегий, формирующая навыки критического мышления в процессе чтения и письма на каждой стадии обучения. Основу составляют три стадии: вызов - осмысление - рефлексия. Стимулирование интереса к новому знанию происходит через «извлечение» уже известного и выяснение появившихся вопросов через взаимное обучение в микрогруппах. При обязательном знакомстве учащихся с каждым этапом технологии, с разъяснением каждого приема, использующегося при работе с текстом, можно развить навыки самоконтроля, рефлексивного мышления, навыки активной работы с текстами.
Кейс - технология обучения, появившаяся в Гарвардской школе бизнеса в начале XX века, ориентирована на обучение способам решения практико-ориентированных проблем путем изучения проблемной ситуации, возникшей на основе фактов реальной жизни и допускающей множество решений и альтернативных путей их поиска. Ведущими становятся личностный, профессиональный и социальный мотивы, поскольку при правильно составленном кейсе обеспечивается удовлетворение потребности в знаниях, имеющих жизненное значение, возможность получить знания и умения в будущей профессии. В процессе обсуждения кейса приобретаются навыки критического мышления, умения вести дискуссию, решать проблемы в малых группах, расширяется ролевой репертуар и имеется возможность проявить себя. Для достижения этих целей и повышения мотивации нужно учитывать соответствие кейса цели его создания и применения в образовательных целях; доступность и обязательно сюжетность содержания кейса. Содержание кейса должно соответствовать субъективному опыту учащихся, быть для них актуальным.
Мастерская появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции (Groupe Francais d'Education Nouve-1к - добровольный творческий союз ученых и учителей), которая возникла в 20-х годах ХХ века. У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже. Объедине-
Таблица 2
Взаимосвязь образовательных технологий и стимулов формирования положительной мотивации современных подростков
Название технологии Целевая направленность технологии Возможные приемы стимулирования положительной мотивации
Развитие критического мышления через чтение и письмо Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность. Развитие таких качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность. На стадии вызова - вскрытие противоречий в уже имеющихся представлениях по изучаемому вопросу, ведущее к постановке собственной цели. Конструирование в процессе обучения своего знания, а не присвоение «готового». Реализация диалогового, интерактивного режима занятий, совместного поиска решения проблем, «партнерские» отношения между педагогом и учащимися. «Деятельностное чтение» (маркировка, составление таблиц, ведение дневника).
Кейс Решение практикоориентированных проблем, профессиональное самоопределение Отбор проблем в соответствии с результатами диагностики жизненных планов и познавательных интересов учащихся
Мастерская Творческий процесс, в ходе которого осуществляется исследование, постижение новых знаний в совместном поиске. Чередование индивидуальной, парной, групповой форм работы, сотрудничество. Конструирование учебно-методического материала, позволяющего осуществить самостоятельный выбор учащимся материала, вида деятельности, способа предъявления результата, партнеров в коллективной работе.
Проектная Самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая) Возможность реализовать практически значимый проект, предполагающий межпредметную интеграцию.
ние возглавлял А. Бассис - французский педагог, поэт и драматург, общественный деятель. В технологии педагогической мастерской главное не сообщить и освоить готовую информацию, а передать учащимся способы работы, будь то естественнонаучное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников. В совместном поиске, продуманном и организованном мастером, учащимся предлагается решить образовательную задачу, для решения которой у них нет ни опыта, ни знаний, но при условии обеспечения мастером личной заинтересованности каждого, предоставления учащимся свободы выбора: вида деятельности, способа предъявления результата, участников для общения [6, с. 81-91]. В итоге происходит осознание собственной состоятельности, значимости; открываются как неосознаваемые ранее личные способности, так и неожиданные качества в одноклассниках. Непременны-
ми условиями проведения мастерской являются равенство всех ее участников, атмосфера открытости и доброжелательности, без-оценочное общение. В качестве стимулов развития учебной мотивации используются новизна предлагаемого материала, наличие интриги, творческие задания, создание продукта собственного творчества. Огромное значение имеет личность мастера.
Технологии проектного обучения были предложены в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Х. Килпатриком. Данные технологии сложнее всего укладываются в рамки классно-урочной системы, но предоставляют ребенку возможность приобрести исследовательский и творческий опыт. Это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изго-
товленного в процессе проектирования, и его представления в рамках <...> презентации» [5, с. 135]. В ходе выполнения проекта значимыми становятся и личностный, и профессиональный, и социальный мотивы, так как выбор проекта осуществляется на основе личностных интересов и возможностей. Во время работы над проектом участники учатся выделять личностную цель, соотносить поставленную цель и условия ее достижения, строить программу действий в соответствии с собственными возможностями, различать виды ответственности внутри собственной учебной работы. Имеют возможность приобрести знания и умения в будущей профессии. В процессе презентации готового продукта у каждого появляется возможность увидеть и принять себя как человека способного, компетентного, успешного (возможность самореализации). Усилить познавательную мотивацию учащихся, на наш взгляд, можно через прагматическую направленность темы проекта в область личных интересов участников; наличие значимой для них в исследовательском или творческом плане проблемы. Предполагаемые результаты работы над проектом также должны иметь практическую, теоретическую или познавательную значимость. Хорошо, если в процессе работы над проектом у ребят будет возможность пообщаться со значимыми для них людьми, профессионалами в соответствующей области. Поэтому оптимальным подходом будет определение темы проекта из жизненных потребностей учащихся.
Перечисленные выше технологии в той или иной мере на определенных этапах реализации создают предпосылки для переживания состояния успеха каждым участником образовательного процесса. Ситуация успеха -сочетание условий, которые обеспечивают успех. Организует ситуацию учитель, но возможности для создания подобных условий заложены в этапах реализации рассмотренных технологий.
Представим возможности образовательных технологий для развития положительной мотивации подростков на основе обобщения результатов анализа целевой направленности технологий и стимулов формирования положительной мотивации учения современных подростков (табл. 2).
Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что широко используемые учителем современные образовательные технологии способствуют не только достижению предметных результатов обучения, но и развитию положительной учебной мотивации. Следовательно, проектируя образовательный процесс в основной школе, учителю следует не только обращать внимание на планирование пошаговой реализации алгоритма технологии для достижения предметной цели, но и учитывать приемы стимулирования учебной мотивации подростков, характерные для каждой технологии. В этом случае возможно достижение предметных и личностных результатов обучения в их неразрывной целостности.
Литература
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Болотова В. Г. Достижения отечественной дидактики второй половины XX века как ресурс для решения проблемы формирования образовательной мотивации современных школьников // Известия Уральского государственного университета. - 2010. -№ 5 (84). - С. 92-106.
3. Букчина Н. А. Сравнительный анализ мотивации учения подростков (середина XX века - первое десятилетие XXI века) / / Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters) : электрон. науч. журнал. - Июль 2012, ART 1825. - СПб., 2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.emissia.org/offline/2012/ 1825.htm (дата обращения 29.07.2012)
4. Загвязинский В. И. Теория обучения : Современная интерпретация : учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
5. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с. (Работаем по новым стандартам).
6. Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е., Оганезова Л. М. Современный урок : науч.-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК / под ред. Т. П. Лакоцениной. - Ч. 5. - Ростов н/Д : Учитель, 2007. - 208 с.
7. Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2007 / Рос. акад. образования ; Ин-т содержания и методов обучения; Центр оценки качества образования [Электронный ресурс]. - ^Ь: http://www.centeroko.ru/timss07/timss07_res.htm. - Загл. с экрана (дата обращения 16.11.12).
8. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2007. - 640 с.
9. Практическая психология образования : учеб. пособие / под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.
10. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011. - 432 с.
11. Тоффлер Э. Шок будущего // Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. - ^Ь: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Culture/Toff_Shok/18.php - Заглавие с экрана (дата обращения 16.07.12).
12. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 36 с. - (Избр. лекции Университета. Вып. 119).
13. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой ; НИИ ОПП АПН СССР. - М.: Педагогика, 1986. -192 с.
14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Стандарты второго поколения).
15. Щукина Г. И. Познавательный интерес как педагогическая проблема : дис. ... д-ра пед. наук. - Л., 1968.
--------^------------