МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х
Непонятно, чем стали так опасны россияне, имеющие иные гражданства наряду с российским? Налицо серьезное усиление контроля государства за жизнью и использованием права свободы личности своих граждан.
В законодательстве Российской Федерации не используется понятие второго гражданства, как и множественности гражданств. Проблемы законодательного урегулирования так называемого второго гражданства находятся в правовом вакууме. Что ставит порой наших российских граждан - бипатридов в не совсем равные условия в гражданами с единственным паспортом - российским.
По мнению автора, необходимо внести в миграционное российское законодательство конкретные нормы, устанавливающие однозначные права граждан - бипатридов. Получая второе, а порой и третье гражданство иностранных государств российский гражданин не задумывается над тем, что он переходит в новый, четко неурегулированный правом статус, что он теряет важные права и свободы на территории России, и приобретает важные дополнительные обязанности и ограничения. Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, № 237(853), 25 декабря 1993
2. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О гражданстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.06.2002, N 22, ст. 2031
3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1 - Электр ресурс: Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/12125267/#ixzz4Sis0hUUh
4. Уголовный кодекс РФ. Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ глава 32 дополнена статьей 330.2. Электр ресурс http://base.garant.rU/10108000/34/#block_2032#ixzz4Sib16oAn
5. Устьянцева В.Д., Носова С.Ф. Понятия двойного гражданства и второго гражданства // Конституционное право России. - 2016.- № 1, с.63-67
© Смашникова Т.Б., 2016
УДК 342.5
Д.С. Сунцов
магистрант, УрГЮУ, г. Екатеринбург, РФ E-mail: [email protected]
ПРЕДМЕТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
Аннотация
В статье рассмотрены существующие в теории взгляды относительно предмета прокурорского надзора в России. Исследование данного аспекта предполагает осмысление нескольких вопросов общей теории, в первую очередь связанных с дефиницией, а также определения предмета прокурорского надзора в конкретной сфере - исполнения законодательства об обеспечении прав граждан на медицинскую помощь.
Ключевые слова Предмет прокурорского надзора.
Современное здравоохранение призвано обеспечить реализацию важнейшего приоритета любого гражданина России - сохранение и улучшение здоровья, оказания при необходимости квалифицированной лечебно-профилактической помощи.
Понять сущность прокурорского надзора за исполнением законодательства об обеспечении прав
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_
граждан на медицинскую помощь невозможно без определения предмета надзора.
Общая теория права определяет предмет как: «совокупность общественных отношений, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования» [1, с. 157]. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
Теоретическое осмысление проблем предмета прокурорского надзора берет свои корни еще с периода советского времени. Так, по мнению В.В. Гаврилова, исполнение закона - вот единственно чего добивается прокурор. «Если он выходит за эти рамки, <...> тотчас возникает конфликтная ситуация -прокурор превращается из блюстителя законности в еще одного руководящего или контролирующего деятеля» [2, с. 16]. Значит, во главу угла ставится именно надзор за исполнением законов, действующих на территории страны, в большинстве сфер жизнедеятельности граждан.
Исходя из толкования «Словаря русского языка» С.И. Ожегова, предмет - то, на что направлено какое-нибудь действие [3, с. 580]. Логическое продолжение просматривается в работах Б.М. Спиридонова, который определяет предмет надзора как «то, что обязан делать прокурор, чтобы наиболее эффективно выполнить задачи» [4, с. 127].
Более детальное определение признаков предмета представлено точкой зрения С.А. Емельянова: «предмет надзора - выявление нарушений законности и обстоятельств, способствующих им, пресечение правонарушений, восстановление законности и привлечение виновных к ответственности, принятие мер к предупреждению правонарушений» [5, с. 54]. Однако в вышеуказанных точках зрения есть заметный пробел. Все они указывают на непосредственную деятельность прокуратуры как государственного органа, то есть предмет сводится к определению содержания деятельности. В свою очередь, «все это охватывается содержанием надзорной деятельности, а она не может быть собственным предметом» [6, с. 51].
Разногласия относительно предмета прокурорского надзора в советское время неслучайны. В большинстве своем они продиктованы тем, что на органы прокуратуры неоднократно возлагались несвойственные им функции и задачи. К примеру, в истории СССР зафиксированы факты участия прокуроров в комиссиях по выявлению запасов зерна и принятию мер по пресечению его хищения [7, с. 9597]. Отсюда и постоянное расширение предмета прокурорского надзора в зависимости от деятельности в разных сферах.
Предмет каждой из отраслей прокурорского надзора определен соответствующей статьей федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. №2202-1 (далее - Закон о прокуратуре) [8]. Применительно к рассматриваемой сфере правоотношений важнейшая роль принадлежит отрасли надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку прокурорский надзор за исполнением законодательства об обеспечении прав граждан на медицинскую помощь является его составной частью.
Из содержания Закона следует, что предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является соблюдение Конституции РФ, исполнение законов, действующих на территории РФ, регламентирующих права и свободы человека и гражданина, всеми поднадзорными прокуратуре субъектами и соответствие указанным положениям издаваемых указанными субъектами правовых актов.
Особенности правоотношений в сфере предоставления и оказания медицинской помощи гражданам обусловлены, «с одной стороны, спецификой объекта медицинского вмешательства - воздействием на такие личные неимущественные блага, как жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, с другой -колоссальным многообразием форм и видов медицинской деятельности» [9, с. 21-24].
Практическая реализация прав человека и гражданина на медицинскую помощь непосредственно связана с такими категориями, как доступность, качество и безопасность медицинской помощи, характеризующими эффективность здравоохранения в целом. При этом «социальное значение и востребованность обеспечения законности в этой сфере общественных отношений, подчеркивая правозащитную роль прокуратуры, отражают полное совпадение интересов каждого гражданина по защите его конституционных прав с интересами государства и общества в целом» [10, с. 42-43]. Изложенное
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ^БЫ 2410-700Х
позволяет определить особенности предмета прокурорского надзора в сфере реализации прав на медицинскую помощь.
Таким образом, исходя из положений, указанных в статьях 1, 21, 26 Закона о прокуратуре, актов Генерального прокурора Российской Федерации и обозначенной выше специфики общественных отношений в сфере оказания гражданам медицинской помощи, можно определить предмет прокурорского надзора за исполнением законодательства об обеспечении прав граждан на медицинскую помощь как совокупность общественных отношений, основанных на взаимных требованиях граждан и государства, которые непосредственно связаны с исполнением законодательства о здравоохранении и правовым регулированием механизма предоставления медицинской помощи и реализацией прав на нее.
Список использованной литературы:
1. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.
2. Гаврилов В.В. Сущность прокурорского надзора в СССР. Изд-во Саратовского университета, 1984.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
4. Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор за соблюдением законности в исправительно-трудовых учреждениях. М., 1978.
5. Емельянов С.А. Пределы общего надзора прокуратуры. Соц. законность, 1975, №7.
6. Козлов А.Ф. О пределах общего надзора. Соц. законность, 1976, № 6.
7. Зима В.Ф. Социология бесправия. Реакция сталинской юстиции на голод в СССР 1946-1947 гг. Социологические исследования, 1999. № 2.
8. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // Российская газета, № 229, 25.11.1995.
9. Шевчук С.С. О некоторых проблемах совершенствования законодательства в сфере здравоохранения. Современное право, 2002. № 1.
10. Золоев А. Предмет прокурорского надзора в сфере реализации прав на медицинскую помощь. Законность. М., 2010. № 11.
© Сунцов Д.С., 2016
УДК 340
Тятюшева А.О
студентка 3 курса ИП СГЭУ, г. Самара, РФ [email protected] научный руководитель: Сидорова А.В., старший преподаватель кафедры публичного права СГЭУ
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА БАНКА РОССИИ
Аннотация
Рассматривается правовое положение Центрального банка России, анализируются различные мнения ученых-правоведов в этой области. Проводится исследование конституционных положений, посвященных